Какова роль Пророка Исы (Иисуса) в исламском вероучении?

Многовековые войны между мусульманами и христианами, крестовые походы и исламские завоевания в Европе привели к тому, что в сознании многих людей сложился устойчивый стереотип о том, что между обеими этими религиями лежат неразрешимые противоречия. Это и неудивительно – так скажет обыватель. Разве мы не помним, как заставляли мусульманские завоеватели пленных рыцарей наступать на распятие и отрекаться от Спасителя?

Но одно дело – киношные и книжные стереотипы, а другое – исторические и религиоведческие факты. Действительность намного сложнее. Иисус Христос в исламе, в отличие от иудаизма, занимает почетное место. Конечно, мусульмане не считают его Сыном Божьим, но все же он имеет у них ранг пророка. Давайте разберемся в этом.

Значение и миссия

Иисус в исламе является «наби». Этот титул дают величайшим пророкам. Согласно интерпретации ислама, Бог послал его к еврейскому народу, чтобы он подтвердил верность Пятикнижия (Таурата) и принес новое Писание – Инджиль. Так в мусульманском мире уважительно называют Евангелие. Это новый закон Аллаха. Поэтому Христа называют еще посланным Богом (расуль).

Мусульмане также отрицают, что Иисус пришел к людям, чтобы искупить их грехи. С их точки зрения, каждый должен быть судим по своим делам. Он пришел, чтобы указать людям правильный путь к Богу, дать им Инджиль – «Писание, благую весть».

Другие титулы

Иисус в исламе называется по-разному. Мусульманская традиция говорит о нем как об «абдуллахе» (слуге Божьем). В Коране Христа часто называют словом «масих», то есть Мессия. Однако того смысла, который вкладывали в этот титул иудеи, исламские богословы не признают.

Хотя некоторые другие трактовки этого библейского и коранического персонажа совпадают с христианскими. Мы знаем, что Христос часто называл себя Словом. Но и в Коране его имя соседствует с такими эпитетами, как «калима» или «кауль-аль-хакх». Это значит «Слово Аллаха» и «речение истины». Ису также называют «аль-шахидом», то есть Свидетелем (или мучеником) Божьим. Он еще является знамением Судного или Воскресения («алям»).

Непорочное зачатие

Пророк Иса – значительный персонаж ислама. Рассказ Корана о его рождении и жизни во многом совпадает с христианским Евангелием. Например, там передана легенда о чудесном рождении пророка без участия мужчины. Ангелы – или же некий «совершенный человек» — возвестили его матери, Марьям, о том, что она приведет в мир удивительного сына. Это произойдет потому, что так пожелал Аллах.

Сын Марьям – пророчествовали ангелы – будет совершать чудеса и проповедовать людям истину. Недаром Коран называет Христа новым Адамом. Ведь он тоже был создан по слову Божьему.

Рождение

Иисус Христос в Исламе был сотворен Всевышним Аллахом подобно пророку Адаму, без отца, по воле Господа, повелением Аллаха «Будь«: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник» (3:59).

Мусульмане верят и убеждены в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Священном Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание:

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” — как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию)» (3:45-48).

Роль исламской «мадонны»

Христос – единственный исламский пророк, в полном имени которого упоминается мать, а не отец. Мусульмане называют его Иса ибн Марьям. Коран и предание уверяют, что пророк сразу после своего рождения стал говорить с матерью, что уже свидетельствует о необычности этого ребенка. Согласно исламским легендам, Марьям родила сына под пальмой, и в награду за ее муки она получила чудесные плоды с этого дерева, а под ним забил источник.

Иисус также взял со своей матери слово, что она ничего не будет говорить людям о его чудесном рождении. Но иудеи узнали о том, что Марьям родила сына без мужа, и решили побить ее камнями. Тогда ребенок заговорил с ними и объявил себя посланником Аллаха и пророком. Но иудеи все равно не поверили и послали к римскому наместнику просьбу наказать Марьям за распутство.

Тогда сын с матерью вынуждены были бежать в Египет. Женщине, родившей пророка, посвящена специальная сура в Коране. Она так и называется — «Марьям». Иисус постоянно называется сыном Марии, хотя обычно в арабской культуре не принято употреблять имя матери в качестве обозначения родства.

История пророка Исы в исламе

Когда мальчику исполнилось двенадцать, Марьям вместе с ним вернулась в Иудею. Они поселились в городе Насире (так в Коране назван Назарет). Когда пророк Иса вырос и ему исполнилось тридцать лет, он стал проповедовать свое учение народу Израилеву. Он мог воскрешать мертвых, лечить болезни, в частности проказу. Мусульманский Иисус мог обнаруживать все тайное и скрытое, открывал глаза слепым и даже мог вдохнуть жизнь в глиняные фигурки птиц.

Он призывал людей следовать новому закону, который он принес с собой. Эти заповеди отменяли действие старых, отживших. Он убеждал людей поклоняться Богу по новому закону. Многие стали слушать его, а некоторые даже стали его преданными учениками, апостолами («хавариюн»). Бог посылает им хлеб с небес, когда они его об этом просят. Иисуса вдохновляет Святой Дух («рух-аль-кудус) и помогает ему.

Распятие Исы в исламе по Корану

Многие иудеи не только не поверили новому пророку, но всячески мешали ему и пытались его убить. В конце концов Иса ибн Марьям стал столь ненавидим ими, что они возвели на него клевету римскому наместнику. Они заявили, что этот пророк на самом деле является бунтовщиком и нарушителем спокойствия, что он хочет поднять восстание, изгнать оккупантов и сделаться царем иудейским. Тогда римляне приказали схватить проповедника и распять его по их законам, как выступившего против власти Цезаря.

По поводу ареста Исы у мусульман существует несколько версий. Одни говорят, что зная о том, что за ним придут, пророк вызвал самого смелого из апостолов пойти на крест вместо него и вознесся к Аллаху. Римляне приняли ученика за Христа и распяли. Другая история рассказывает, что среди апостолов был предатель. И когда в дом, где был Иса с учениками, ворвались солдаты, ренегат был с ними, чтобы указать на пророка. Тогда Аллах взял Христа к себе, а предателю придал его облик. Его схватили и распяли.

Как бы то ни было, в Коране говорится только о том, что пророка не убили, что это только представилось иудеям. Они объявили всем, что он умер, но на самом деле Иса вознесся к Богу. Рядом с Ним он будет до тех пор, пока не настанет Судный День.

Смерть или вознесение?

Священный Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте: в нем указывается, что о такой смерти Иисуса свидетельствовали его враги. В Священной Книге Коран сказано: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, но однако это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157).

По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня.

По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.

Когда пророк Иса и его двенадцать или тринадцать сподвижников незадолго до захода солнца в пятницу находились в доме, их окружили люди, и Иса знал, что эти люди собираются ворваться в дом, если он к ним не выйдет. Тогда он обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Вызвался добровольно один юноша, но Иисус сказал, что он слишком молод для этого, и вновь задал тот же вопрос сподвижникам, а затем спросил и третий раз, но больше никто из сподвижников не вызвался. И тогда Иса сказал юноше: «Ты будешь им!», и Всевышний Аллах изменил облик юноши так, что он стал совершенно похожим на пророка Ису. Крыша дома открылась, и Иса впал в дремоту и вознесся на небеса. Приводятся в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха: «О, Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал…» (3:55). После того, как пророк Иисус вознесся, сподвижники вышли из дома, а соплеменники Исы указали на юношу, приняв его за пророка Ису. Юноша был схвачен, ему на голову надели терновый венок и распяли на кресте. (История передана ибн Абу Хатимом с достоверным иснадом).

В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.

Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.

Иса и Мухаммед

Столь ли противостоят друг другу два этих персонажа, как это принято считать? Иса в исламе является пророком истинной религии. Она была такой, пока не явился Мухаммед. Ведь люди, как полагали мусульмане, отвергли Ису и не пошли за ним. Тогда Бог направил к ним другого посланника. Поэтому в своих проповедях Иса также предсказывает появление пророка Мохаммеда. Коран уделяет огромное внимание этой фигуре. Об Исе говорится намного больше, чем обо всех других пророках. В священной книге мусульман он упоминается 25 раз.

Иисус в Коране

В Священном Коране о пророке Исе сказано больше, чем об остальных пророках: двадцать пять раз упоминается Иисус в Коране. Известно из истории сподвижников Пророка ﷺ мухаджиры читали суру «Марьям» перед эфиопским негусом (властитель Эфиопии) в качестве доказательства того, что проповеди Пророка Мухаммада ﷺ близки к христианству.

Иисус в Исламе идентифицируется с пророком Исой, но в Священной Книге Коран отвергается идея Троицы и отрицается представление христиан об Иисусе как о Боге и Божьем Сыне. Священный Коран подчеркивает, что Иисус – раб Божий:

«Они сказали [христиане и иудеи]: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются» (2:116)

Второе пришествие

Значение имени Иса в исламе неразрывно связано с пророческим смыслом его миссии. Христос у мусульман часто соседствует с Мухаммедом. Исламское предание также разделяет веру во второе пришествие. Есть несколько рассказов (хадисов) об этом событии. Согласно им, Иса, который сейчас находится в раю, рядом с Богом, явится в Палестину (или же спустится на минарет мечети Омейядов в Дамаске, Сирия). Он будет облачен в белые одежды, руки его будут покоиться на крыльях ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не касалась вода.

В ожидании этого перед мечетью каждый день стелят новый ковер. Иса уничтожит Лжемессию и установит царство справедливости – истинный шариат. Затем он умрет, и его похоронят в Медине, в мечети Пророка. Даже сейчас паломники и посетители могут увидеть предуготовленное для Исы место рядом с Мухаммедом. А в Судный день Аллах воскресит его, и он будет одним из главных свидетелей против неверных.

Природа Христа

Иисус в исламе является одним из самых главных пророков и по своему значению уступает разве что Мухаммеду. Основное расхождение между мусульманами и ортодоксальными христианами состоит в том, что первые не признают Троицы и считают кощунственным именование Христа Сыном Божьим.

С другой стороны, в Коране Ису называют «мукаррабун». Это значит «приближенный Аллаха», «друг Божий». Поэтому некоторые богословы полагали, что этот пророк хотя бы частично является ангелом. А в некоторых направлениях ислама именно Иса является объектом особого почитания. Некоторые историки полагают, что мусульмане впервые столкнулись с христианами, когда церковная ортодоксия еще не сложилась окончательно. Это были времена споров между самими последователями Иисуса относительно его природы. К тому же в ту эпоху происходили серьезные дискуссии относительно почитания распятия и культа святых, что отвергалось многими христианскими диссидентами как суеверие и язычество. Именно этот этап и зафиксирован в Коране. Возможно, Мухаммед, будучи свидетелем этих конфликтов, тоже воспринимал поклонение святым местам и мощам как идолопоклонство.

Чудеса пророка

В те времена люди, умеющие излечивать от разных болезней, считались самыми почетными и уважаемыми. Иса не был врачом, однако от его прикосновений люди выздоравливали от тяжелых болезней. Они обретали зрение и вставали на ноги после долгих лет без движения. Однажды Иса слепил из глины птицу, подул на нее, и птица ожила. Это было поистине великое чудо. Но не Иса был тому причиной. Это Всевышний Господь дарует жизнь тому, кому пожелает, подобно тому, как Он пожелал родиться Исе, когда не было у него отца.

Вскоре у пророка Исы появились ученики — благородные апостолы. Однажды они пришли к пророку и попросили о чуде. Они хотели, чтобы Всевышний Аллах ниспослал с неба угощения. Пророку Исе не понравилась их просьба. Ведь он знал, что человек должен верить в Аллаха вовсе не по причине того, что совершаются какие-то чудеса, а по той причине, что Всевышний Аллах сотворил нас именно для того, чтобы поклоняться Ему. Апостолы сказали, что ни на секунду не сомневаются, в том, что Аллах — Господь миров, однако им очень хочется вкусить даров из его милости. Тогда Иса поднял руки к небу, и попросил Аллаха о ниспослании угощения людям. Всевышний Аллах ответил на молитвы Исы и даровал Апостолам то, что они хотели.

Многие люди видели это чудо и пожелали вкусить из даров Всевышнего. Вначале из этих даров пробовали и бедные, и богатые, однако потом Всевышний Аллах повелел Исе сообщить, что эти угощения лишь для бедных, на что богатые сильно разозлились на пророка Ису.

Пророк Иса призывал людей к тому, чтобы поклоняться одному лишь Аллаху и никому наряду с Ним. Людям очень понравился этот призыв. Многие последовали за пророком Исой.

Мусульмане и христиане

Уважительное отношение к последователям второго в исламе пророка предписано в Коране. Христиане там называются «людьми Книги» или же «ахл-аль-китаб». Иса ибн Марьям, конечно, для мусульман лишен божественной природы и не является одним из лиц Троицы, а веру в это они считают заблуждением. Тем не менее Коран прямо указывает на то, что «назореи» сильнее всего приблизились к любви и истинному учению. Там даже говорится об особом уважении к монахам и клирикам, которые не страдают от гордыни и не возносятся перед другими, а смиренно служат Богу.

К христианам, особенно тем, которые следуют заповедям, нужно относиться с толерантностью. Если с ними возникает дискуссия, то нужно приводить убедительные и лучшие аргументы. А если христиане начинают злиться и «бесчинствовать», то следует просто удалиться и не спорить с ними, сказав: «У вас свое Писание, а у нас — свое, так пусть же каждый верит в то, что ему ниспослано». Так по крайней мере говорит священная книга ислама.

Иисус (Мир ему) в Исламе — посланник Аллаха

Иисус Христос (Мир ему), в Исламе — «Иса», особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует). Он называется в Коране также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам («сын Марйам»), «абд Аллах («раб Аллаха»), расул Аллах («посланник Аллаха»), салих («праведник»), калима («слово») Аллаха, каул ал-хакк («изречение истины») и т.д. Ему было ниспослано откровение — Инджил.

Имя Исы занимает в Коране особое место. Многие христиане не знают, что истинное уважение, которое проявляет мусульманин к Иисусу и его матери Марии, берет свое начало в первоисточнике его веры Коране. Мусульманин не произносит имя Иисуса не называя его Хазрат Иса (высокочтимый Иисус) или Иса алаихис-салам (Иисус, мир ему). Если мусульманин упоминает имя Иисуса (мир ему) без этих слов уважения, его будут считать непочтительным и грубым. Мало кто из христиан знает, что в Коране имя Иисуса упоминается 25 раз, а его матери Марйам посвящена 19 сура (глава) Корана. Он является пророком и посланником Аллаха. Он был вознесен к Аллаху на небеса и подобен Адаму, т.к. тоже сотворен Аллахом. Наконец, он особо связан с Мухаммадом, ибо предрек его появление. Как и у Мухаммада, к нему приходил рух аль-кудус («святой дух»), идентифицируемый обычно с Джибрилом (христианский архангел Гавриил). Вместе с тем Коран подчеркивает, что Иса — человек, раб Аллаха, а никак не сын его и не божество. Особо отвергается в Коране идея троицы, под которой понимаются три божества — Аллах, Иса и «святой дух», отвергается божественноть или богорождение его матери Марйам.

Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном рождении Исы, что она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына, который будет посланником Аллаха, проповедником Писания и чудотворцем. Родившийся ребенок возвестил ей, что Аллах облегчает ее муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и, заставив бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда ее станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо нее заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он — посланник Аллаха.

Коран отрицает смерть Исы на кресте, заверяя, что, вопреки утверждениям его врагов, они «не убили его и не распяли, но это только представилось им». Иса был вознесен в рай, где он пребудет до наступления Суда. В день Суда он предстанет перед Аллахом, как и другие пророки, и будет свидетельствовать против неверующих. Намеком на второе пришествие Исы считается указание, что он будет «признаком» наступающего Суда.

В сказаниях мусульман о конце света Иса пребывает в раю и спустится оттуда накануне конца света, сразится с даджалом и победит его. Затем он умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммадом (мир им обоим), а потом уже воскреснет вместе со всеми. В Медине, рядом с могилой Мухаммада (мир ему) показывают место, отведенное для захоронения Исы (мир ему).

whyislam

Что говорит Коран об Иисусе

«Таков Иса, сын Марьям! Таково истинное Слово, относительно которого они препираются» (Коран 19:34)

Знают ли последователи Иисуса своего Мессию так, как знают его мусульмане? Любят ли они его так, как любят мусульмане? Что известно о месте Иисуса в исламе? Как правило, лишь то, что Коран отрицает божественную природу Мессии, признавая его только в качестве пророка-посланника. Однако, нельзя ограничиваться лишь этим утверждением, т.к. оно не передает в полной мере истинного положения Иисуса в этой религии. Да, в Коране есть немало упреков, обращенных к христианам, но ни одного к Иисусу. Наоборот, каждый аят Корана, посвященный ему или Марии, исполнен исключительного почитания. Аллах твердо указал на противоречия между тем, что было ниспослано Иисусу и тем, о чем спорили и спорят многочисленные христианские секты.

Среди христиан распространено величайшее заблуждение, что мусульмане не верят в Иисуса. В действительности же это не так. Напротив, мусульмане почитают Ису бин Мариям, по значимости он второй «пророк» в исламе. В Коране последователи Иисуса именуются «ахл ал-китаб» (люди книги, т.е Библии), отношение к ним носит положительный характер: «И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены и не возносятся перед другими» (Коран 5:82). Несмотря на это, мусульмане считают, что Библия искажалась на протяжение многих веков, и отрицают ее в нынешнем виде, которым пользуется христианская Церковь.

С другой стороны, некоторые христиане убеждены, что Коран предписывает мусульманам убивать христиан, если те отказываются принять ислам. Это предубеждение не соответствует действительности. В Коране специально оговаривается, что в отношении «ахл ал-китаб» (христиан и иудеев)м, правоверным надлежит руководствоваться не ненавистью, но уважением и толерантностью: «В религии предписал вам (Всевышний)то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, (сказав): «Соблюдайте религию и не разделяйтесь» (Коран 42:13). А в другом месте: «Скажите: «Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему» (Коран 2:136). Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они обязаны избегать того, что приносит огорчение или способствует вражде: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и Бог ваш один, и предаемся мы Ему» (Коран 29:46).

Иисус упоминается в Коране в 15 сурах, в 93 айатах. Именно эти аяты и образуют основу мусульманского убеждения о Иисусе. В то же время например, Моисею посвящено 502 айята, Аврааму — 245 айята. Однако, как утверждает крупный ученый в области исламо-христианского диалога Али Мерада, та атмосфера, которой окружен в Коране Мессия, его описание возбуждает в душах мусульманина ту любовь, которая во много раз сильнее любви к другим пророкам доисламской эпохи.

Аллах в Коране отвергает все вымыслы в отношении него и его матери Марии (мир им обоим): «Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марьям (Марии)». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?» Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (Коран 5:17). «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное» (Коран 5:116). Как видно из этих аятов в исламе Иисус не воспринимается как второе лицо троицы а лишь как посланник Божий.

В отношении другого немаловажного догмата христианства о распятии в Коране говорится: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях»(Коран 3:55), в другой суре: «… и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью) О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (Коран 4:157-158). Итак Иисус не умер и не был распят, поскольку Бог по своей милости вознес его к Себе, подтверждая тем самым особый возвышенный статус Мессии, как пророка и как человека. Еще младенцем он мог говорить и связь с Творцом присутствовала уже тогда. «Она показала на него (Мария), и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели? Он сказал (Иисус): «Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни. Таков Иса, сын Марьям! Таково истинное Слово, относительно которого они препираются» (Коран 19:29-34).

Иисус в Коране раб Божий (Абдалла), но чаще всего он именуется Иисус, сын Марии (16 раз — Иисус, сын Марии, 17 — Сын Марии), тогда как в Евангелиях это выражение встречается только один раз. И сам почет упоминания вместе с именем пророка имени его матери показывает на их особое положение в исламе не смотря на то, что у арабов не принято указывать на родство упоминая имя матери. В то же время по милости Всевышнего восхваление Марии указывает на человеческую сущность самого Иисуса, т.к. он был рожден от обычной женщины.

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!»(Коран 4:171). Слова Аллаха, дух Божий, Мессия (масих — помазанник; согласно комментарию Табари, «тот, кто омыт, очищен от всякого греха». Подобно Адаму, Он сотворен Божественным повелением «Будь!», а не просто рожден, как все другие люди, и не просто избран Богом, как все другие пророки: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник» (Коран 3:59).

Коран нисколько не умоляет значение пророка Исы, наоборот только подчеркивает его отличие от других пророков. Именно он был рожден от Девы: «Он (Архангел Джабриил) сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала (Мария): «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» (Коран 19:20-21); именно он был взят Богом живым на небо: «За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (Коран 4:156-158). В этих отрывках мы видим еще одно доказательство особого места Исы, из числа приближенных (аль-мукаррабун), к Создателю. Помимо всем известных имен и эпитетов Аллах в Коране называет Исуса следующим образом: сын Марии (ибн Марьям), Мессия (аль-Масих), Свидетель Божий (аль-шахид), Знамение Судного Дня, дня Воскресения (алям).

Помимо Корана в исламе есть и второй законодательный источник, разъясняющий на практике предписания, данные Аллахом людям — это хадисы (высказывания или действия) пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Несмотря на то, что хадисы относятся к человеку (пророку Мухаммаду), они принимаются в исламе наряду с Кораном. В Коране о Мухаммаде говорится: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение, которое внушается (свыше)» (Коран 53:3-4). В хадисах Мессия предстает как победитель даджжала (антихриста), восстановитель истинной веры в единого Бога, утверждающий на земле на 40 лет царство мира и справедливости: «…И напомнив о приходе ложного мессии, он [Иисус] добавил: «Я сойду с небес и я его убью. Люди будут возвращаться к себе, когда народы Гога и Магога ринутся со всех сторон и устремятся им навстречу, жадно поглощая воду и все опустошая на своем пути. Люди возопят к Богу — и я призову Его. Бог уничтожит этих чудовищ и земля наполнится смрадом от их гниения. И люди вновь возопят к Богу — и я призову Его. Бог ниспошлет дожди с небес, которые унесут их трупы и смоют их в море. Потом горы будут опрокинуты и земля станет гладкой, как небесный свод. Мне открыли, что когда все это случится, Час для людей неотвратимо приблизится, подобно женщине на сносях, родители которой не знают, когда она разрешится» (Ибн Маджа). В другом хадисе от Саида бин ал-Мусайабб, который слышал от Абу Хурайры, который рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марии сойдет к вам как судия справедливый. Он разобьет кресты, убьет свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нем». Когда Иисус придет в преддверии Судного Дня, то он подтвердит закон Мухаммада, последнего пророка, и восстановит его. Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни судьи, ни муфтия. Создатель заберет у людей Знание. Когда Иисус сойдет, он будет знать по воле Всевышнего все, что ему будет необходимо чтобы мочь судить между людей. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого более богобоязненного чем он.

Иисус в Евангелии

Что же говорит каноническое христианское Евангелия о божественности Исы? Как это не удивительно, но нет ни одного однозначного высказывания Иисуса о своей божественности. Более того, современные канонические Евангелия дают сведения о том, что если бы Иисус заявил о своей божественности, то это было бы расценено как страшное богохульство для иудеев. Этот грех карался в иудейском обществе смертной казнью. «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 19:7) — таково было обвинение его в богохульстве перед Понтием Пилатом. Внаказание они сказали:: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Таким образом, термин «Сын Божий» в христианстве приобрел гораздо большее значение, нежели просто Мессия-человек, обладающий обычной человеческой природой. «Ты делаешь Себя Богом». В этом была суть. Поэтому если бы Иисус, вопреки иудейской религии и традиции заявил бы такое, то он никогда бы не завоевал популярности в Иудее.

Коран отрицает многие эпизоды жизни Иисуса описанные в Евангелиях. Это в первую очередь относится к его искупительной миссии, а также к суду над ним, его распятию и воскресению. Например, утверждается, что евреи, обвинив его в колдовстве и отвергнув его пророческую миссию, решили распять его и убить. Однако Аллах защитил своего посланника и вознёс его к Себе до того, как они сделали это: «и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (Коран, 4:157-158). Согласно хадисам пророка Мухаммада, был распят другой человек, похожий на него. Поэтому Коран говорит о том, что те, кто говорит о его распятии, глубоко заблуждаются и что у них нет об этом никаких фактов, кроме предположений.

События, связанные с арестом Исы (Иисуса) описываются выдающимся толкователем Корана Ибн Касиром. Он писал: «Когда Аллах послал Ису ибн Марьям к иудеям с ясными знамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству и изумительным чудесам, которыми одарил его Аллах. Тому, как он с соизволения Аллаха исцелял слепых и прокаженных, оживлял мертвых и т.п. Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в нее жизнь: она превратилась в живую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух по воле Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это они сочли его лжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред, пока пророк Аллаха Иса не перестал жить с ними в городах и не отправился странствовать со своей матерью. Но они не удовольствовались этим и оклеветали его перед тогдашним правителем Дамаска — греком-язычником, который поклонялся планетам. Иудеи представили правителю это дело так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда Иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом всевышний: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали» (Коран, 3:55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Некоторые из людей поверили этому. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Исой и был свидетелем его вознесения.

Так же в Коране не признаётся учение Иисуса вселенским: «Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля): «Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими. Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. Я принес вам знамение от вашего Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему, ибо таков прямой путь!» (Коран, 3:48-51). Об этом говорится и в Евангелии от Матфея: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24) — утверждая об ограничении миссии Иисуса рамками одного народа.

Наконец Иса в Коране предсказал пришествие последнего пророка ко всему человечеству — Мухаммада:«А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это — очевидное колдовство»(Коран, 61:6). Это является ещё одним подтверждением того, что Исламская религия появилась не на пустом месте, а является естественным продолжением идей и традиций древнего монотеизма. Преемственность веры является одной из главных идей Ислама. Пророчество Мухаммада, согласно мусульманским первоисточникам, явилось логическим завершением цепи пророчеств в истории человечества начиная с Адама.

Целью ислама, как и всякого завершающего Слова, не является обвинение предыдущих писаний, а лишь внесение ясности в вопросы догматики и указание истины путем искоренения лжи. Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланных Богом к сынам Израиля. Как второй Адам, он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей вместе со своею матерью Марией он освещает всю историю человечества.

Эльдар Зиганшин

whyislam.ru — Почему Ислам?

Всевышний Аллах мой и твой Господь повелел мусульманам чтоб сказать христианам не поклоняйтесь Иисусу Христу как Богу.

Он всего лишь один из пророков Аллаха как Адам, Ной, Давид, Моисей, Соломон, Яков и Мухаммад (Да благословит их Аллах и приветствует).

Все пророки мусульмане, они посланы чтобы сказать людям, что у них Бог Аллах Един и Всемогущ. Все люди исключительно должны поклонятся Аллаху и это Истинный путь.

Но время прошло после Иисуса, священники намеренно исказили Библию, придумали догму о троице и что Иисус умер за их ни грех.

Подумайте сами, если кто то убил кого то и он не виноват и не грешник, потому что его грех понесет якобы Иисус Христос. Так не бывает же о разумные люди! Если виноват, то должен нести ответственность, не правда ли?!

Мусульмане любят Иисуса как одного пророка Аллаха, не надо на него клеветать. Иисус не говорил, я Бог и мне поклоняйтесь. Иисус сказал, я раб и посланник Аллаха, поклоняйтесь Единственному Богу Аллаху!

Известный академик, генерал майор, ученый Петров Константин Павлович сделал сенсационное заявление о том, что сегодняшняя Библия намеренно искажена священниками.

Учение Иисуса Христа было искажено. Есть 4 варианта Библии, Библия от Луки, от Иоанна, от Марка и от Матвея. А где Библия от самого Иисуса Христа?! Его нету, так как Истинная Библия не сохранилась.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]