Окормление
Смотреть что такое «Окормление» в других словарях:
- окормление — обкармливание Словарь русских синонимов. окормление сущ., кол во синонимов: 2 • кормление (17) • … Словарь синонимов
- окормление — окормл ение, я … Русский орфографический словарь
- Коломенская духовная семинария — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия
- СТАРЧЕСТВО — широкое явление православной жизни, связанное с духовным руководством со стороны старцев менее опытными в делах веры, а иногда и не имеющими даже начальных знаний об этой жизни людьми. Понятие «старец» в этом значении не связано с возрастом:… … Русская история
- Русская православная старообрядческая церковь — Русская Православная старообрядческая Церковь … Википедия
- Августин (Маркевич) — У этого термина существуют и другие значения, см. Августин. Архиепископ Августин … Википедия
- Филарет (Вахромеев) — Митрополит Филарет Мітрапаліт Філарэт … Википедия
- Успенский собор на Сенной площади — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь. Православная церковь Спас на Сенной Собор Успения Пресвятой Богородицы … Википедия
- Собор Александра Невского (Нижний Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Александра Невского. православный храм Собор святого благоверного князя Александра Невского … Википедия
- Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии — Церковь святой Марии в начале XX века Евангелическо лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) русско финская лютер … Википедия
>окормлять
Духовное окормление монашествующих и мирян
Прп. Амвросий Оптинский |
Иеросхимонах Амвросий безгранично любил Господа, и всю любовь, на какую только было способно его существо, он отдавал своему Создателю через Его творение –
через ближних. По любви к Богу он покинул мир и стал на путь нравственного самоусовершенствования. Но как любовь к Богу в христианстве неразрывно связана с подвигом любви к ближнему, так и подвиг личного усовершенствования и личного спасения у старца никогда не отделялся от подвига служения миру.
Старческое служение отца Амвросия началось с окормления братии Оптиной пустыни. Но служение старца не ограничивалось только монастырем. Этот подвижник, живший в маленькой келии, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний –
все знали смиренного и прозорливого оптинского старца. К отцу Амвросию в Оптину пустынь тянулись тысячи верующих душ. Как часто келейники отца Амвросия, уступая многочисленным просьбам посетителей доложить о них старцу, говорили ему: «Батюшка, вас ждут». «Кто там?»
–
спросит старец. «Московские, вяземские, тульские, белевские, кадирские и прочие народы»,
–
отвечают келейники. Десятиминутного разговора со старцем ждали по нескольку дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в многочисленных оптинских гостиницах.
Целый день отец Амвросий проводил среди народа, приходившего к нему за советом и благоговевшего пред своим наставником. Делая каждому наставления соответственно его духовным нуждам и духовному развитию, он вникал в положение каждого, обращавшегося к нему, определяя его личный характер, его склонности, и с любовью указывал лучший исход. Все уходили от него утешенными и с облегченным сердцем.
Духовный опыт старца Амвросия был настолько богат, что он как бы читал мысли приходящих к нему и часто указывал на их сокровенные тайны и в беседах прикровенно обличал их. Однажды одна монахиня пришла к нему на исповедь и говорила все, что помнила. Когда она кончила, старец сам начал говорить ей все, что она забыла. Но по поводу одного греха, названного батюшкой, она долго утверждала, что не делала его, и тогда старец ответил: «Забудь об этом, я так сказал». И еще не успел он закончить речь, как сестра неожиданно вспомнила, что этот грех действительно был совершен ею. Пораженная, она принесла чистосердечное раскаяние. Если старец беседовал с кем-либо при народе, то он не имел обыкновения обличать прямо и резко, но поучал так искусно, что его обличение, несмотря на присутствие множества народа, понятно было только одному тому, к кому относилось.
Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос каждого человека, как жить, чтобы спастись, старец давал такие шутливые ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». «Мы должны, –
говорил еще старец,
–
жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». С первого взгляда простые и шутливые слова, но какой глубокий смысл содержится в них.
Отец Амвросий принимал посетителей или беседуя с каждым в отдельности, или выходил на общее благословение, сначала к мужчинам, а затем к женщинам. Иногда летом он выходил к народу на воздух. Медленно шел согбенный старец вдоль жердей, которые устанавливались от крыльца и служили ему опорой для передвижения, в то же время сдерживая народ от напора. Отец Амвросий по временам останавливался, давая ответы вопрошающим его. Тысячи вопросов сыпались ему из толпы; он все выслушивал внимательно. К старцу обращались со всевозможными вопросами. «Батюшка, –
спросит кто-нибудь,
–
как мне благословите жить?» «Батюшка,
–
спрашивала другая,
–
куда мне благословите: замуж или в монастырь?» Вопросы один за другим: «Я гибну от нищеты»; «Я потеряла все, что мне было дорого в жизни. Мне незачем жить»; «Неизлечимая болезнь меня терзает. Я не могу не роптать»; «Мои дети, в которых я вложил жизнь и душу, стали мне врагами»; «Я потерял веру, я не вижу благости Божией. На моем языке одни проклятия». К кому идти, кому довериться, перед кем выплакать душу, кто сымет с человека это каменное оцепенение долговременного безысходного страдания? И все приходили к старцу как к последнему пристанищу. И среди этих стремнин горя, греха и отчаяния стоял отец Амвросий с любвеобильным сердцем, врачуя всех. Сколько раз самые сложные, отчаянные и запутанные житейские вопросы он решал двумя-тремя приветливыми, полными сердечного участия советами. Так, по-видимому, мимоходом решалась чья-нибудь судьба, решались важные вопросы, но всегда по благословению благодатного старца выходило хорошо и решение оказывалось мудрым и правильным. Многие, имея какое-нибудь дело, желали только одного, чтобы при начале этого дела старец молча благословил их.
Но не все приходили к отцу Амвросию за делом. Некоторые только отнимали у него время и этим очень отягощали его. Он сам жаловался на таких посетителей в своих письмах: «Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение и многие бесполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи; а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься обижаются и оскорбляются». И как тяжело ему было переносить ропот тех, кого он не мог по болезненности немедленно принять. Так однажды истомленный старец с потупленным взором едва брел среди толпы народной, а вслед ему послышался чей-то голос: «Этакая злоба! прошел и не взглянул». «Вот так мы день за днем и живем, – писал старец в одном из писем, – и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми». И всегда старец не только не скорбел о своей болезненности, но был в веселом настроении и даже шутил. А выражавшие ропот вскоре начинали сожалеть о своей нетерпеливости и просили старца простить их. Старец принимал посетителей до вечера, делая небольшие перерывы на прием пищи и малый отдых. Иногда после обеда, когда старец был слаб, он принимал посетителей у себя в келии. А после вечернего правила к нему приходила монастырская братия на ежедневное исповедание помыслов.
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
наст. | прош. | повелит. | |
Я | окормля́ю | окормля́л окормля́ла | — |
Ты | окормля́ешь | окормля́л окормля́ла | окормля́й |
Он Она Оно | окормля́ет | окормля́л окормля́ла окормля́ло | — |
Мы | окормля́ем | окормля́ли | — |
Вы | окормля́ете | окормля́ли | окормля́йте |
Они | окормля́ют | окормля́ли | — |
Пр. действ. наст. | окормля́ющий | ||
Пр. действ. прош. | окормля́вший | ||
Деепр. наст. | окормля́я | ||
Деепр. прош. | окормля́в, окормля́вши | ||
Пр. страд. наст. | окормля́емый | ||
Пр. страд. прош. | — | ||
Будущее | буду/будешь… окормля́ть |
окормля́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — окормить.
Корень: —.
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- устар. направлять кого-либо, чаще всего духовно ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Страх кормящей мамы испортить фигуру
Мы любуемся картинами старых мастеров с изображением мадонны с младенцем, восторгаясь изумительным цветом лица, лучистостью глаз, сиянием лба, округлостью форм, мягкой грацией, присущим именно цветущей женской красоте. Когда юная мама обнаруживает у себя такие перемены во внешности, она не всегда понимает, что стала обаятельнее и милее, потому что в современной моде у нас культ фотомоделей с подиума: тощие, угловатые, с маской высокомерного равнодушия на лице. Не печальтесь, что в период кормления грудью никакие диеты, тренинги и шейпинги не возвращают вам девическую стройность, т.к. гормональный фон, обеспечивающий лактацию, не позволяет кормящей женщине снизить вес. Как только малыш откажется от любимой «сиси», ваша фигура убавит и вес, и объемы. А пока ребенку необходимо Ваше молоко, стремлением к похудению вы можете навредить грудному вскармливанию, так как ломается естественная психологическая доминанта и молока в груди становится меньше. Вы сможете надеть свои прежние платья, когда малыш уже не будет нуждаться в материнском молоке. Теперь, пожалуйста, работайте над своей фигурой, но не забывайте, что, прощаясь с девичеством, вы приобретаете женственность, и это закон естества.
Кто окормляет православных?
«Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте…» Ап. Павел В январе 2009 г. (перед выборами нового Патриарха, когда шло активное обсуждение кандидатов в СМИ и в интернете полковник Квачков обвинил в тогдашнего митрополита Кирилла в содомитском грехе. «Вы можете себе представить, чтобы пидор стал главой Церкви?! Вот что мы сейчас имеем, и эта церковь будет нас учить? Я говорю о церковных иерархах, Церковь, полнота Церкви — это и клир и мир… Пидоры нас будут теперь учить?! Да упаси Господи!», – эмоционально закончил офицер (В. В. Квачков). Ну что же, добавлю я, либерал и западник (нынешний премьер) был главой РФ, почему содомит не может стать главой церкви? Тем более уж больно хорошо отмазывал его от винно — водочного бизнеса небезызвестный юркий клеврет Трёхпалого А. Починок. Скажи мне, кто твой друг… Действительно, не может преемник Бальц — Ридигера, который в свою очередь Берл Лазара называл достопочтенным братом, а Ельцина вторым святым Владимиром, учить нас, грешных, любви и совести. Тем более, что очередное лицемерие РПЦ проявилось в награждении господина Починка орденом преподобного Сергия Радонежского скорее всего за то, что он с притиром подвывал Гундяеву, отмазывая его от беспошлинной торговли водкой и табаком в бытность последнего «митрополитом». Официальная верхушка РПЦ протухла и стала позорным (мягко говоря) рупором русофобско — олигархического режима. А не так давно патриарх Московский и всея Руси Кирилл озвучил свою версию катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. По его словам, авария стала расплатой за человеческие грехи. С таким заявлением патриарх выступил на литургии в Киево-Печерской лавре, сообщает «Интерфакс». «Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил. И многие люди своей смертью, может быть, внесли свой вклад в искупление грехов», — пояснил патриарх Кирилл свою точку зрения. Оказывается и Великая Отечественная Война по мнению «святейшего»была карой нашему народу за грехи. Чувства верующих действительно оскорблять не следует, но выводить на чистую воду прорежимных церковных мракобесов обязательно нужно. Черти в рясах, ненавидящие Ленина, Сталина и всё советское — враги русского НАРОДА, враги РОССИИ, враги ПРАВОСЛАВИЯ. Заигрывать с этой мразью — последнее дело. Тех, кто их покрывает, кто заискивает перед ними, нельзя называть патриотами, а уж коммунистами — тем паче. Это — вражеские и бесовские приспешники и холопы. Высшая иерархия РПЦ сегодня — это гнилая прорежимно — коммерческая «псевдонародноопиумная» структура. Хочешь Богу молиться, соблюдай НАГОРНУЮ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА: «войди в комнату свою, закрой за собой двери и помолись Отцу Твоему в тайне, и не говори лишнего, как язычники, которые думают, что в многословии своём будут услышаны». Богу молись, а попам не верь. Честных и добропорядочных батюшек среди всепоповской гнили сегодня по пальцам можно пересчитать. Искреннего архиепископа Чукотского и Анадырского Диомида фарисеи сожрали, а всех несогласных с их экуменической ересью и лицемерием, тут же отодвигают и стирают в порошок. Уважаемые товарищи, сограждане! Я совершенно согласен с мнением, что ЕСТЬ в России ЧЕСТНЫЕ и БЛАГОРОДНЫЕ священнослужители, но… их МЕНЬШИНСТВО, потому что власть в стране — от сатаны, а верхушка церкви и, как следствие, большинство клириков на местах прислуживают этой власти. Количество храмов — новоделов обратно пропорционально количеству детских садов и школ; рост поголовья попов обратно пропорционален и количеству, и качеству врачей и учителей. В этом смысле ТАКАЯ религия это действительно «опиум для народа» и проводится она в жизнь явными «чертями» кураевыми — чаплиными и иже с ними. И совершенно бесполезно жаловаться большим чертям на маленьких чертей (всё равно что президенту на министра обороны). «Ворон ворону глаз не выклюет». Какое государство, такая и церковь. При Советской власти были у нас две основные религии: православие и ислам, а сектантов вместе с гомосексуалистами отправляли за колючую проволоку. И это было совершенно справедливо. Государство служило народу, а церковь гнушалась сребролюбия. Кто хотел веровать, то и веровал без лицемерия. Если поп «освящает» притон разврата, то кто он, как не чёрт? Информации об этом более, чем достаточно. Наша церковь из русской православной всё более превращается в ПСЕВДОправославную. Периодически хожу в Александро — Невскую лавру: в молитвах сплошной ветхий завет — авраамы, исааки, моисеи, ревекки, юдифи, соломоны и т. д. И на подражании этой нечисти хотят воспитать русских прихожан. Ересь жидовствующих в полном объёме. Кошмар… До 2025 года в мозг каждого россиянина будет вживлен чип. Такая программа уже запускается. Православный писатель Валерий Филимонов четыре раза в неделю говорит об этом на радио «Слово». Официоз РПЦ всячески замалчивает эту проблему. Есть отдельные выступления, но нет системного анализа и противодействия этому злу. На Россию идёт ползучая агрессия антихриста при молчаливом согласии Кирилла и его присных. ГЛАВНЫЙ И СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНЫЙ ПОСТУПОК (ПРОСТУПОК) МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ — ОБСЛУГА ИНТЕРЕСОВ ВРАЖДЕБНОГО РОССИИ АНТИРУССКОГО РЕЖИМА ВОРОВ И ПРЕДАТЕЛЕЙ. Товарищи! Я всегда высказываюсь не против ВЕРЫ, а против поповского антисоветского и антисталинского мракобесия. Против ереси жидовствующих, которая при иуде Кирилле и его присных расцвела махровым цветом в РПЦ. Я ВЕРУ никогда не очернял и не очерняю, ибо с 20 лет осознано считаю себя православно верующим, а крещён был ещё в младенческом возрасте своей тётушкой Натальей, которая в церковном хоре Спасской церкви пела. Я иуд обличаю. Пресмыкаться перед нынешними жидопопАми — последнее дело. Вот это — мракобесие. Именно такую мразь Христос и изгонял из храма. ПРАВОСЛАВНЫЕ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! КРЕЩЁНЫЕ, СТАНЬТЕ ПРАВОСЛАВНЫМИ! ЧЕРТИ В РЯСАХ ЗАХВАТИЛИ ЗЕМНУЮ ЦЕРКОВЬ! P/S А теперь, соотечественники и сограждане, прочитавшие эту статью, поставьте свои оценки: кто за Божью Правду ставьте знак «плюс»; кто за елейную кривду — знак «минус». Определимся между своими и чужими.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Кризис лактации: 3, 6, 9 месяцев
Малыш сделал рывок в росте, а утомленная домашними хлопотами мама не успела обеспечить его возросшие потребности в молоке. ВОЗ рекомендует уложить маму с ребенком на отдых на сутки. Пусть сосет весь день, хоть постоянно, и молока прибудет столько, сколько ему нужно, т.к. самый мощный стимулятор лактации — процесс кормления ребенка грудью. «Усталая мать не дает молока» — сказала одна шестилетняя девочка, наблюдая за развитием младшей сестренки. Вот уж точно устами младенца глаголет истина. Примите во внимание, что всю работу по дому может сделать любой член семьи, и даже домработница, а грудью вскормить только мать. Если помощников по хозяйству нет, определите приоритеты так, чтобы грудное вскармливание оказалось на первом месте, как самое важное для малыша, а остальное — по возможности. Кормящая мама должна отдыхать, когда спит малыш, гулять вместе с ним, разнообразно и полноценно питаться. Если же по какой-то причине эти условия не соблюдаются, все равно мамино молоко полезнее для ребенка, чем молоко сытой и ничем не утомленной коровы. Если мама заболела ОРВИ или другой инфекцией, соблюдая гигиену и масочный режим, ей нужно продолжать кормление, так как в молоке содержатся антитела против инфекционного агента, защищающие ребенка от болезни.
Правило введения прикорма
По рекомендации ВОЗ в цивилизованных странах прикорм вводят не ранее шести месяцев (позже можно). Начинают с безмолочной каши или вареного кабачка без соли и сахара на воде или грудном молоке (или смеси у искусственников). С шести до девяти месяцев прикорм вводят медленно: один вид в течение двух недель, начиная с одной чайной ложки, прибавляя по чайной ложке каждый последующий день. Если ребенку прикорм не нравится, и он более одной-пяти ложек есть отказывается, оставайтесь на этой дозе ежедневно, прикорм все равно считается введенным. А через 10 дней предложите очередной прикорм в последовательности: 6 месяцев: кабачок. 6,5 месяцев: каша (гречка или овсянка). 7 месяцев: каша вторая (гречка или овсянка) или брокколи без соли, сахара, и молока животных. 7,5 месяцев: желток куриный (начиная с 1/4) или лучше перепелиный, можно добавлять в кашу или овощи ежедневно. 8 месяцев: пюре из печеного желтого яблока или груши. 8,5 месяцев: сок из яблока или груши, разбавленный 1:1 водой с 10 до 80 мл за две недели. 9 месяцев: мясо, протертое в овощи и кашу. Лучше всего говядина, говяжий язык или кролик, индейка. Масло растительное 1/2 ч.л. в день. 9,5 месяцев: сок неразбавленный, подсушенный ломтик хлеба, цветная капуста, тыква, каша рисовая, каша кукурузная. С этого возраста каждый прикорм вводится быстрее — за 5 дней. 10 месяцев: картофельное пюре, отварная рыба — судак; репчатый вареный лук. 11 месяцев: детская вермишель, бананы, киви, морковь. Лучше готовить самим, чем кормить из баночек. Заморозку можно заготавливать только в стеклянной таре, а не в пластиковых контейнерах, т.к. в процессе глубокого замораживания и размораживания полимерная пленка и пластмасса выделяют канцероген диоксид. Ни один из прикормов для ребенка не является обязательным. Все подбирается из предложенной схемы индивидуально. Уже усвоенные прикормы даются ежедневно в разные кормления днем перед основным грудным кормлением. И после каждого прикорма обязательно нужно давать грудь — каждую трапезу ребенок должен заканчивать сосанием материнской груди. Натуральное молоко животных, каша на молоке, кефир, йогурт, творог разрешены ВОЗ только после года, сыр и сливочное масло – с 1,5 лет, вареный белок куриного яйца, паровой омлет с 1,5 – 2-х лет. До 2-3 лет нельзя давать мясные бульоны. Все первые блюда готовятся на овощных и крупяных бульонах. Вареное мясо добавляется туда в протертом виде перед самой едой или в виде фрикаделей и мелких кусочков. До 3-х лет нельзя давать ребенку курицу, как источник пуринов, угрожающих ацетономическими кризами, а также шоколад, печености, блинчики, сырники, оладушки. До 3-х лет нежелательны конфеты. Сладости ребенок получает в виде овощей и фруктов, в т.ч. компотов, соков, киселей. До 6-ти лет запрещены сосиски, сардельки, колбасы, ветчина, копчености. Если ребенок заболевает чем-либо, на время болезни устанавливается щадящая диета, грудничкам — грудное молоко или его заменители, в раннем возрасте — молочные каши, овощные пюре, кисели. Продолжительность грудного вскармливания по рекомендации ВОЗ целесообразна до 2-4-х лет по желанию ребенка и возможности мамы. Есть примеры, когда грудное вскармливание успешно продолжалось даже после недельного перерыва из-за разлуки с мамой. Конечно, после 1,5 лет грудное молоко является не столько питанием для ребенка, сколько средством от всяческих проблем, потому что оно надежно соединяет его с матерью. Хочу дать молодым родителям еще один совет: не откладывайте крещение младенца «до лучших времен». Лучшие времена настанут именно благодаря крещению. Ангел-хранитель, дарованный в Таинстве Крещения, оберегает ребенка надежнее родительских бдений. Лучшим духовным питанием и лекарством для христианина является Святое Причастие. Сорокоусты о здравии и молебны Иисусу Христу, Богородице, святым угодникам Божиим помогут разрешить множество проблем воспитания ребенка, поскольку известно, что «материнская молитва со дна морского поднимет». Да, родительский подвиг — это радостный, вдохновенный и жертвенный труд. И награда за него — здоровые, благоразумные, любящие дети.
Святые Отцы о Церкви и Спасении
Архимандрит Георгий (Капсанис) Обожение как смысл человеческой жизни
Плоды духовности обожения
Духовное окормление, которое преподаёт в своем богослужении, святоотеческом богословии и монашеской традиции Православная Церковь, есть руководство к обожению, и оно решительно поставляет в центр жизни Христа, Воплощённого Бога, Богочеловека, а не просто человека. Великая радость входит в нашу жизнь при осознании высоты нашего призвания, при осмыслении, какое блаженство нас ожидает.
Такое окормление услаждает горечь всякой житейской печали и боль страданий надеждой обожения. Когда надежда обожения ведет нас по жизни, а подобно и друг друга мы видим как призванных стать богами, тогда мы совсем по-другому относимся к своим ближним. Насколько более глубокое и серьёзное окормление мы сможем тогда дать нашим чадам! Какой Богоприятной любовью и уважением исполнятся родители к своим детям, если они осознают святую свою обязанность и призвание помочь им достичь обожения – того, ради чего они, Божией милостью, и родились на свет! И как смогут помочь в этом своим детям родители, пока сами они не встали на путь обожения? Но и сколько подлинного человеческого достоинства, без эгоцентризма и гордости безбожия, появится у нас по осознании, что мы сотворены ради такой удивительной цели.
Святые Отцы и учители Церкви богословствуют, что так, преодолевая обыденную антропоцентричность падшего человеческого сознания, мы подлинно становимся личностями, делаемся собственно человеками. С почтением и любовью встречаем мы Бога. С глубочайшим уважением воздаём мы каждому его истинное достоинство – как имеющему наследовать обожение, взирая на него как на образ Божий, а не как на предмет, который можно использовать. Пока мы не выйдем из эгоцентричной ограниченности своего «я», мы лишь индивидуумы – не личности. Когда мы пойдём по пути обожения – с помощью Благодати, содействуя Ей и своими усилиями – в тот момент, когда мы вырвемся из замкнутости своего индивидуального бытия и начнём любить, всё больше отдавая себя Богу и ближним, тогда рождается личность. Другими словами, мы обретаем самих себя там, где наше «я» встречает «Ты» Бога и «ты» ближнего – потому что именно в общении обожения, ради которого мы и созданы, мы только и можем раскрыться полностью, открыться и насладиться друг другом чисто, не эгоистично.
Таков дух Божественной Литургии, в которой мы учимся превосходить свои мелочные индивидуальные пожелания, внушаемые грехом, демонами и страстями, учимся открываться для жертвенного общения любви во Христе.
Осознание такого высокого назначения, как обожение, способно дать истинное утешение и исполнение человеческой личности. Православный «гуманизм» нашей Церкви основан на этом божественном призвании всех людей, и потому приводит все силы личности к полнейшему раскрытию. Какой иной гуманизм, каким бы прогрессивным и смелым он ни казался, столь радикален как «гуманизм» церковный, возводящий человека к тому, чтобы стать богом? Нигде кроме Церкви вы не найдёте такого человеколюбия.
В наши дни слишком много желающих обмануть людей, в особенности молодёжь, различными псевдогуманными выдумками, которые на деле уродуют, калечат человека, а не ведут его к полноте. Поэтому очень важно сейчас подчеркнуть эту сторону подлинного Церковного окормления. Последствия духовного окормления, не ведущего к обожению Молодёжь ищет опыта. Устав от материализма и рационализма того общества, которое мы, их отцы, им передали, наши дети – образы Божии, призванные Им стать богами по Благодати – ищут чего-то вне рациональных форм материалистической философии и безбожного образования, которые мы предлагаем им. Они рвутся к переживанию истинной жизни, им недостаточно только слышать о Боге. Они хотят сами почувствовать Его, Его Свет, Его Благодать. Не зная, что Церковь может дать им всё это и имеет тот опыт, которого они ищут, многие из них ищут не там, в своём поиске чего-то надрационального прибегая к различным дешёвым подменам.
Одни увлекаются восточным мистицизмом, вроде йоги, другие – оккультизмом и гностицизмом, а последнее время, к сожалению, и откровенным сатанизмом. Что до нравственности, то для них не существует границ. Будучи выхолощены и оторваны от своего подлинного назначения – соединять человека с Богом Святым – нравственные принципы потеряли всякий смысл.
Отсюда такой трагический разгул анархизма и терроризма. Многие из тех, кто имеют глубокую потребность реализовать заложенную в них силу, но не могут, потому что никто не направил их к обожению, предаются всяким крайностям и насилию по отношению к своим ближним. Большинство молодых людей, да и не только молодых, растрачивают на чувственность и плотские наслаждения драгоценное время жизни и избыток сил, данный Богом на то, чтобы преуспеть в деле обожения. Как жалко, что часто с попустительства государства, гедонизм и удовольствия плоти становятся современными идолами, нынешними «божками», серьёзно повреждая тела и души молодых людей.
Другие, не имея решительно никаких идеалов, тратят время на различные бесцельные и бесплодные занятия. Иные находят удовольствие в бессмысленных гонках на скоростях, столь часто приводящих к катастрофам и смерти. А иные, после многих блужданий, безвольно сдаются в дьявольский плен наркомании, этой современной чумы.
Наконец, многие, после сравнительно недолгой жизни полной разочарований и неудач, сознательно или бессознательно прерывают муку своих бесцельных поисков, дойдя до худшей формы отчаяния – самоубийства.
Все эти мальчики и девочки, доведшие себя до таких безумных и разрушительных действий – не посторонние нам. Это наша молодежь, дети – как Божии, так и наши – разочарованные тем рационалистическим, самодостаточным обществом, которое мы им передали. Они не сумели найти цель, для которой они были созданы, реальную причину и вечный смысл бытия – потому что ведь мы не преподали этого им, и он, этот вечный смысл, остался от них закрыт. Им было неведомо удивительное назначение человеческой жизни – обожение. Не находя покоя ни в чём, они от отчаяния дошли до всего этого.
Немало уже пастырей святой Православной Церкви – иерархов, священников, духовников и боголюбивых мирян – по христианской любви ежедневно посвящают силы духовному руководству молодёжи к цели обожения. Мы благодарно приветствуем их жертвенные усилия и верим, что через этот их Богоприятный труд Благодать спасёт и освятит души, за которые умер Христос. Святогорцы смиренно поддерживают Церковь в этой великой борьбе. Будучи действительным Уделом Божией Матери, особым местом освящения и упокоения в Боге, Афон изобильно вкушает благословение обожения, живёт общением с Богом и имеет яркий и явный опыт Его Благодати, Его Света.
Вот почему многие, в том числе и большое количество молодёжи, получают пользу, и укрепление, и возрождение во Христе через паломничество на Афон или и более тесную духовную связь с ним. Это помогает им почувствовать в своей жизни Бога. Им открывается, зачем нужны Православие, христианский подвиг и духовная борьба, и какою великою радостью и смыслом они наполняют их жизнь. Другими словами, они вкушают от этого удивительного Божия дара человечеству, от обожения.
И всем нам – пастырям Церкви, богословам и катехизаторам – не следует молчать об обожении, забывая это исконное направление подлинно Церковного духовного окормления. Посредством его и чада наши, и мы смиренные, Божией милостью ежедневно подвизаясь в покаянии и стремлении ходить в Его святых заповедях, приближаемся к возможности возрадоваться о таком неизреченном благословении Господнем: единении с Ним. Нам подаётся возможность глубже радоваться в этой жизни и стяжать вечное благословение и блаженство.
Нам бы надо непрестанно благодарить Святого Бога за дар обожения, дар великой Его любви. Откликнуться бы любовью на Его любовь. Господь наш хочет и жаждет нашего обожения. Что больше? именно для этого Он стал Человеком и умер на кресте: чтобы воссиять как Солнце среди многих солнц, как Бог посреди богов.
azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsanis/obozhenie-kak-smysl-chelovecheskoj-zhizni/#0_6