«Он заново духовно родил Черногорию» — памяти митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича)


Митрополит Амфилохий (1938-2020): жизнь в борьбе за веру

В столь драматический момент, — когда в Черногории еще даже не избрано первое демократическое правительство в соответствии с народной волей, — этот свет покинул митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Каким огромным авторитетом покойный владыка пользовался среди народа, лучше всего говорят протестные крестные ходы, из раза в раз собиравшие рекордное количество участников. Возможно, эти акции оказались самыми массовыми не только в истории государства, но и всей Европы (если учитывать соотношение участников к численности населения страны). Участие в величественных шествиях под лозунгом «Не отдадим святыни!» приняла минимум треть жителей Черногории, и их не останавливали ни метели, ни дожди, ни порывистый ветер.


Дмитрий Лане

Восстановил престиж Церкви

Митрополит Амфилохий, в миру Ристо Радович, появился на свет в Рождество, 7 января 1938 года, в селении Баре Радовича в Нижней Мораче (Черногория). В юности, когда в Югославии начались гонения на веру, Ристо принял решение посвятить жизнь служению Богу. В 1958 году он окончил Духовную академию Святого Саввы в Белграде, затем поступил на богословский факультет Белградского университета, откуда выпустился в 1962 году. Образование он продолжил в Берне и Риме, а степень доктора богословия получил в Афинах. Постриг с именем Амфилохий он принял на Святой горе Афон в 1967 году. С 1974 по 1976 год преподавал в Париже в Свято-Сергиевском православном богословском институте, где блестяще овладел русским языком.

Интересно, что, когда в мае 2021 года в Храм Воскресения Христова в Подгорице приехал Никита Михалков, владыка дважды поправил профессионального переводчика, который переводил обращение кинорежиссера.

Вернувшись на родину, иеромонах Амфилохий стал деканом богословского факультета, а в конце 1985 года был рукоположен в сан епископа Банатского. После того, как митрополит Данил Дайкович ушел на покой, Амфилохий переехал в Цетине, где в 1991 году был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского.

С того момента, за неполные 30 лет, митрополит Амфилохий содействовал восстановлению более 160 заброшенных и разрушенных церквей, дал благословение на строительство великолепных соборных храмов в Баре и Подгорице, способствовал значительному увеличению числа монахов и священников — с тридцати до семи сотен. Количество верующих в Черногории при нем возросло до нескольких сотен тысяч, что наглядно показали нам недавние крестные ходы.


Иван Петрович-Ипе

Стал главным защитником канонической Черногории

Будь враг чужой нам — не бояться, готов бы я над ним смеяться!… Но горе нам — наш враг — домашний, единокровный, брат вчерашний.

Из поэмы «Горный венец» Петра Петровича Негоша

Восстановленные церкви и монастыри, а также новые великолепные соборы — далеко не все, что оставил после себя владыка Амфилохий. Он оказался единственным серьезным противником врага домашнего, воплощенного в безумной идеологии президента Черногории Мило Джукановича. Идеология эта не просто отрицает православие, она ставит под вопрос само происхождение черногорского народа. Пока лидеры крупнейших оппозиционных сил страны принимали ересь Джукановича о том, что сербы и черногорцы — якобы два разных народа, Амфилохий всеми силами защищал Негошеву Черногорию. Именно по этой причине Мило Джуканович больше всего на свете боялся покойного митрополита. С помощью подконтрольных СМИ он десятилетиями пытался дискредитировать владыку, прежде чем начал сводить счеты с Церковью и всем, чем жила Черногория на протяжении всей своей истории.

Имел непререкаемый авторитет

Политические лидеры часто обвиняли митрополита Амфилохия в том, что он занимается политикой. Тот отвечал им, что пока политика вмешивается в дела церковные, то и Церковь будет вмешиваться в политические. Накануне минувших парламентских выборов в Черногории власти дошли до того, что не просто отрицали права Церкви на ее имущество и земли, но и в принципе поставили под вопрос ее дальнейшее существование. В результате владыка был вынужден выступить с однозначным политическим заявлением. Чем все это обернулось, наглядно иллюстрируют результаты голосования в столице страны. Партии, которые в 2021 году сформируют коалицию «За будущее Черногории», в 2018-м получили поддержку только 16 тысяч жителей Подгорицы. Два года спустя, благодаря вескому слову митрополита, их результат составил 41 тысячу голосов (почти столько же, сколько у Демократической партии социалистов Мило Джукановича).


BN TV

Открыто противостоял НАТО и отстаивал косовский завет

В памяти сербов навсегда останется поступок Амфилохия, когда в 1999 году наша армия, полиция и государство были вынуждены оставить Косово и Метохию. Митрополит проводил в последний путь сотни мирных жителей, не раз он носил их тела и самолично. Он оказался единственным, кто не побоялся отправиться в логово косовских боевиков, жаждавших сербской крови.

Воспоминания митрополита Амфилохия, вошедшие в четырехтомную «Летопись нового косовского распятия», останутся бесценными свидетельствами о тех временах, о которых сильные мира сего предпочли бы сегодня забыть. Между тем тот, кто не боялся стволов и ножей албанских террористов, не испугался и их покровителей из Североатлантического альянса.

Однажды я попросил у митрополита Амфилохия благословение на организацию мероприятия, посвященного 20-летней годовщине агрессии НАТО. Я не просто его получил: митрополит выразил желание лично выступить на этом событии.

Он высоко оценивал присутствие российских контингентов в Косово в 1999 году. Ровно за три года до своего ухода из жизни владыка наградил орденом Святого Петра Цетинского генерал-лейтенанта Юнус-Бека Евкурова, который был командиром группы, занявшей приштинский аэродром Слатина в июне 1999 года.

«Генерал Евкуров навсегда останется в памяти нашего народа, особенно живущего в Косово и Метохии. Он стал продолжателем дела царя Николая Второго, который в 1916 году выдвинул ультиматум тем, кто в 1999-м бомбил Косово», — подчеркнул Амфилохий, передавая орден для Евкурова.

Поддержку России и русскому народу митрополит в очередной раз продемонстрировал, когда решительно осудил вмешательство Вселенского патриарха Варфоломея в церковный раскол на Украине. Тогда он множество раз повторил: «Не будь России, Черногории не было бы вообще».


Митрополит Киевский Онуфрий и митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в Подгорице в феврале 2021 года

Амфилохий скончался 30 октября — ровно за день до той даты, когда в мир иной отошли двое владык из рода Петровичей, святитель Петр Цетинский и Петр II Негош — самые выдающиеся личности в истории страны. Очевидно, таким образом Господь дал нам понять, что митрополит был достойным хранителем трона Петра Цетинского, а теперь займет положенное ему место среди великих заступников Черногории.

Игорь Дамьянович (Подгорица), специально для портала «Балканист»

«Черногорский томос»

Ранее в интервью ТАСС архиерей СПЦ митрополит Амфилохий рассказал, что впервые о так называемой черногорской церкви власти заговорили еще в 70-80-х годах прошлого века. Однако, по его словам, «черногорская церковь» никем не признана, кроме украинских раскольников.

Джуканович со своей стороны обвинил СПЦ в попытке сохранить религиозную монополию в стране. Он заявил, что будет добиваться автокефалии для «черногорской церкви» по примеру Украины. В свою очередь Амфилохий, комментируя высказывания Джукановича, отметил, что президент «сам пытается быть главой церкви» и что «это первый случай в истории, когда атеист создает церковь».

Президент Сербии Александар Вучич в связи с этим попросил правительство Черногории еще раз рассмотреть целесообразность закона, который «неминуемо ухудшит добрые отношения между Белградом и Подгорицей». В ответ из Подгорицы прозвучал резкий комментарий, в котором Белграду напомнили о черногорской независимости и указали, что власти Черногории самостоятельно формируют свою законодательную систему и никому не позволят влиять на этот процесс.

«В память вечную будет праведник…»

Огромной болью в сердцах православных людей по всему миру отозвалась весть о кончине архиепископа Цети́нского, хранителя Печского трона, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича) (1938–2020), который был и остается одним из столпов не только Сербской святосаввской Церкви, но и всего Вселенского Православия. Масштабы личности владыки Амфилохия, выдающегося православного богослова и высокообразованного мыслителя современности, неустрашимого борца за Правду Божию, настоящего патриота своего славянского Отечества, в полной мере ещё только предстоит осмыслить.

Будущий архипастырь родился в день Рождества Христова – 7 января 1938 г. в селе Нижняя Морача в Черногории в патриархальной семье, которая в тяжелые послевоенные годы ти́товского коммунизма осталась верной православной вере и отеческим преданиям. Основную школу Ристо Радович (светское имя владыки) окончил в монастыре Морача, затем – семинарию святителя Саввы Сербского в Белграде, защитил диплом на богословском факультете Белградского университета в 1962 г., параллельно изучая классическую филологию на философском факультете Белградского университета. В аспирантуре обучался в Берне и Риме, где защитил магистерскую диссертацию в 1965 г. Монашеский постриг и священство принял в Греции. В Афинах защитил докторскую диссертацию на греческом языке на тему «Тайна Святой Троицы по учению святителя Григория Паламы», чем привлек внимание к этой теме тогдашней европейской богословской общественности. Огромное влияние на становление будущего владыки Амфилохия оказали современные светочи Православия на Балканах: преподобный Иустин (По́пович) и старец Паисий Святогорец. 30 декабря 1990 г. был возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского.

Велика роль владыки Амфилохия в восстановлении духовной жизни и многочисленных храмов и монастырей Черногорско-Приморской епархии, практически полностью разоренной во времена правления Иосифа Амброза Тито и Моше Пияде. Сила и глубина его веры, его любовь к Богу и народу, мудрость, глубокая образованность и духовная одаренность воскресили в сердцах людей православную веру. Своим примером он вдохновил целое поколение молодых людей избрать духовный путь. Все они сегодня – мудрые, образованные пастыри и яркие проповедники. В 1992 году, спустя полвека после ее разорения, трудами владыки Амфилохия была возобновлена работа Цетинской духовной семинарии, основан журнал Черногорско-Приморской митрополии «Светигора» и одноименный издательский центр и православная радиостанция. Он благословлял и участвовал в восстановлении огромного числа храмов и монастырей, которые способствовали возобновлению активной церковной жизни в сербском народе. Как достойный последователь и духовный преемник святителя Саввы, святого Петра Цетинского и множества других выдающихся пастырей и архипастырей, владыка Амфилохий был, по словам народной песни, «от сербской крови и колена» и никогда не отделял свою судьбу от судьбы своего народа. Во время войны на Косове в 1999 году он отправился в этот исконно сербский край, чтобы разделить боль всех сербов, навсегда вошедшую и в его серце. Владыка лично участвовал в перезахоронении замученных сербов, которых сам отпевал и предавал земле. Собранные им уникальные документальные свидетельства происходящего здесь в то время составили несколько томов под общим названим «Летопись нового Косовского распятия».

В начале этого года старец-митрополит возглавил историческую борьбу против богоборческого закона «О свободе вероисповедания и правовом положении религиозных объединений», принятого черногорским правительством 27 декабря 2021 г. по указке американского госдепартамента. Этот закон предполагал изъятие и, по сути, осквернение святынь канонической Сербской Церкви. Протестом против этого беззакония стали многотысячные крестные ходы сербского народа, которые прошли в Черногории и во многих городах Сербии и Республики Сербской ради отстаивания духовной свободы. В наше апостасийное время они послужили примером удивительной крепости православной веры, ревности о Боге и правде Его. Оценивая удивительное преображение, совершившееся с его народом, владыка в одной из своих бесед сказал: «В нашей истории подобные народные волнения всегда завершались очень грозными событиями и потрясениями. Сегодня мы наблюдаем, как впервые за XX и XXI век народ наш вернулся к истинному и подлинному поведению народа Божия, в гласе которого слышится глас Живого и Вечного Бога, а в этом и заключается главный смысл наших крестных ходов. Мы продолжим их до тех пор, пока глас народа Божия не будет услышан правителями, если они действительно народные властители, а не представители демонократии. И теперь есть опасность того, что демонократия может – не дай Бог! – отравить европейские народы. Но наша народная душа-христианка остается здравой, неиспорченной, и дух правдолюбия, боголюбия, истинолюбия и народолюбия сохраняется в ней и управляет ею. Закон, против которого борется наш народ, родился из греховного желания потакать своим страстям – тщеславию и властолюбию. И да исчезнут подобные законы во всем мире, а особенно в Черногории, бытие которой испокон веков основывалось на Божием законе, на свободе, на братской любви и согласии. И мы преисполнены теперь духом свободы, носителем которого был и остается наш народ, что особенно проявилось во время этих крестных ходов. Такая свобода противится смерти и всему временному и тленному, неправде и всякой нечистоте. Она подготавливает людей как к земному достоинству, так и достоинству вечному и непреходящему».

Неразрывное единство кровного и духовного традиционно характеризует всю сербскую жизнь со времен святителя Саввы. Все выдающиеся сербские пастыри и архипастыри всегда отличались пламенной любовью к своей земле и ее народу, который, по словам святителя Николая Сербского, «и есть живая Церковь». Именно таким был и митрополит Амфилохий, всемерно поддерживавший юность и старость, вдов и сирот. К каждому без исключения, независимо от звания и положения, он относился с неизменным уважением как к личности, обладающей небесным достоинством. Эта естественная для митрополита Амфилохия черта проявилась и в дни его тяжелой болезни, когда, по свидетельству врачей, он отказался от каких-либо особых больничных условий для себя, живо интересовался состоянием всех пациентов и молился за них.

Подобная любовь владыки распространялась и на другие народы, что вновь находит обоснование в сербском святоотеческом наследии, для которого любовь ко Христу неотъемлемо связана с принятием богодарованных ценностей национальной жизни. Лучше всего об этом написал святитель Николай (Велимирович): «Национализм сербский всегда был универсально христианский, никогда не был узким и глупым шовинизмом. Вот как можно было бы определить сербский святосаввский национализм: служить Христу Богу на своей земле и в своем Отечестве, по возможности же и от избытка сил — служить Христу Богу и по другим землям, близким и далеким, даже и до отдаленных концов вселенной». Несомненно, такое же отношение было свойственно и владыке Амфилохию. Печалясь о том, что в наше время миллионы людей в мире остаются без проповеди Евангелия, митрополит Амфилохий основал епархию Сербской Православной Церкви в Латинской Америке, подготовил и рукоположил многих священников, преимущественно из числа местного испаноязычного населения, для духовного окормления новокрещенной паствы, которая сегодня также скорбит о своей великой утрате.

Блаженная кончина митрополита Амфилохия промыслительно пришлась на канун дня святителя Петра Цетинского (память совершается 31 октября по новому стилю). Можно увидеть много общего в их судьбе и духовном облике. Будучи правителем Черногории, святитель Петр во время битв с турками предводительствовал сербами в сражениях с мечом в одной руке и с крестом – в другой. Подобно ему, владыка Амфилохий исполнил поистине историческую миссию и для родной Черногории, и для всего православного мира. Он воспрепятствовал попыткам «новых ага́рян» низложить веру Христову в своем народе, а также положил начало большим позитивным переменам. Подобно святителю Петру и другим митрополитам династии Пе́тровичей, владыка Амфилохий за время правления режима Джукановича, оставался всегда реальным лидером Черногории, чей духовный авторитет имел и значительный политический вес в глазах всего общества.

Он оставил после себя более тридцати книг глубочайших богословских трудов, проповедей и посланий, актуальных и крайне значимых как для сербов, так и для всех православных славян. Не случайно владыка являлся доктором богословия honoris causa Московской духовной академии, Института теологии Белорусского государственного университета, Санкт-Петербургской духовной академии и др., владел русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками и являлся автором многочисленных переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский язык.

Закономерным продолжением традиций святителя Петра и его наследника, Петра II Петровича Негоша стала поэтическая одаренность владыки Амфилохия, автора замечательных стихотворений о Косове и произведений эпической поэзии. Все эти и другие таланты владыки измерялись высотой его православного духа. По его собственному убеждению, духовное развитие лежит в основе становления личности как условие для наилучшего раскрытия в человеке того или иного таланта, данного ему Богом. Он писал: «подлинная система образования основывалась и основывается на вечных ценностях и на богоданных целях существования человека во времени и пространстве. Она может быть основана единственно на великой истине, согласно которой человек сотворен «по образу и подобию Божию» и, будучи таковым, способен к бесконечности (Capax Infiniti) и к бесконечному совершенствованию».

Как и святитель Петр Цетинский, оставивший после себя не только многочисленные архипастырские послания, но и знаменитое завещание, в котором он заклинает свою паству держаться «благочестивой и христолюбивой России», митрополит Амфилохий неизменно оставался искренним другом православной славянской России, где ему довелось неоднократно побывать. Он не оставлял без своего внимания и духовного окормления деятельность Общества Русско-Сербской дружбы, дав свое благословение на перевод поэмы Негоша «Луч микрокосма» председателю этого Общества слависту и переводчику И.М. Числову. В 2018 году владыка наградил И.М. Числова за этот перевод высокой наградой – орденом «Золотой лик Негоша, Тайновидца Ловченского». В сентябре этого года он передал всем участникам и организаторам конкурса сербской патриотической поэзии и песни «Сербия в сердце моем…» свое архипастырское благословение, что стало для всех нас особой радостью.

Есть свое завещание и у митрополита Амфилохия, который в последнее время говорил о необходимости восстановить историческую справедливость, установив на вершине горы Ловчен, где покоятся останки великого Негоша, православную часовню, ранее разрушенную коммунистами. Верим, что и это непременно осуществится по его молитвам.

В день кончины дорогого владыки, протоиерей Иоанн (Пламе́нац), один из его верных сподвижников, засвидетельствовал: «В тот момент, когда упокоился владыка Амфилохий, мы служили Литургию в храме св. Иоанна Владимира в городе Бар [Черногория – прим. Е.О.]. По окончании богослужения выходим из алтаря и видим: весь храм плачет. А один малыш говорит: «Митрополит не умер!» Дитя знает!» В продолжение слов о. Иоанна хочется вспомнить известную мысль Святейшего Патриарха Сербского Павла, который говорил, что когда человек приходит в мир, то все радуются и только он плачет, но нам надо жить так, чтобы, когда мы умрем, все плакали, а мы радовались. Тогда скорбь не сможет заслонить от нас духовной радости, что на Небесах в это трудное время мы обрели заступника и ходатая перед Престолом Господним за весь род православный.

Владыка Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Ми́чович) (Примечание. В настоящее время, согласно решению Священного Синода Сербской Православной Церкви, Владыка Иоанникий назначен администратором Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви), ученик и продолжатель духовных трудов митрополита Амфилохия, отметил в своем слове: «В этот момент хочу призвать всех братьев архиереев Сербской Православной Церкви и всех остальных Православных Церквей, где Митрополит Амфилохий пользовался большим уважением, молиться Богу об упокоении его души. Призываю также все духовенство и монашество, игуменов монастырей и всех православных христиан помолиться Господу за душу нашего Митрополита, всю свою жизнь следовавшего тернистым путем и честно донесшего свой крест. Он уподобился Господу Иисусу Христу, Распятому и Воскресшему. Он болел краткое время, но достаточное, чтобы христиане и особенно духовные лица и братия монастырей осознали, что он уже готовится к уходу. Мы надеялись, что он вернется к нам, что еще будет с нами. Но Господь, накануне праздника святого Петра Цетинского, решил иначе, причислив его к священному лику Цетинских митрополитов (Примечание. Ректор Цетинской семинарии, о. Гойко Перович, уверен в знаменательности совпадения даты кончины трех наиболее значимых в истории Черногории митрополитов: святитель Петр Цетинский и Негош упокоились на день апостола Луки (31 октября по новому стилю), а митрополит Амфилохий – накануне их памяти). Веруйте, сегодня – день скорби. Эти дни мы будем скорбеть и совершать заупокойные службы. Однако я надеюсь, что это постепенно превратится в его прославление, потому что мученичество, любовь и жертва, доброта и мудрость владыки Амфилохия засияют в божественной перспективе и принесут великое благословение Черногории.

Совсем не случайно, что от воспаления легких и этой заразной болезни он вылечился, просто организм уже не мог вынести это напряжение. Но он победил вирус. Прежде всего, он победил его духовно, и его смерть – это именно победа, поскольку в ней он подтвердил все свои добродетели, которые отличали личность Митрополита Амфилохия на протяжении всей его жизни. Смерть его – это еще одно прославление Имени Христова, ибо своей смертью он уподобился Христу на Голгофе, Христу Распятому, и мы веруем, что это всего лишь переход и соединение с Воскресшим Христом и всеми святыми в Его вечном Царстве».

Елена Аркадьевна Осипова, председатель Общества Русско-Сербской дружбы

Иеромонах Амфилохий и авва Иустин

Митрополит Амфилохий (Радович)

Встреча Владыки Амфилохия в одном из русских монастырей

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) рассказывает о личных встречах с митрополитом Черногорским Амфилохием, его служении и святости.

– Владыко, Вы неоднократно встречались с владыкой Амфилохием. Каковы главное впечатление?

– Это святой человек. Святой во всех проявлениях. Трудно, наверное, найти более всенародно признанного авторитета в Церкви. Настоящий национальный духовный лидер! Его уход – огромная утрата и для народа Черногории, и для Сербии, и для Южной Америки, которую он окормлял. И для множества православных на всех континентах нашей планеты.

– Вы познакомились в Черногории?

– О владыке Амфилохии я узнал еще в годы своего студенчества. Он был одним из выдающихся современных православных богословов. Мы читали его труды, а когда он приехал в Троице-Сергиеву Лавру, имели возможность с ним общаться.

Но уже более плотное знакомство произошло в мою бытность ректором Киевской духовной академии. Митрополиту Амфилохию была присвоена ученая степень доктора богословия (которую, кстати, мы так и не успели ему вручить).

Будучи в Черногории, наблюдал, как он любил свой народ, как переживал за ситуацию в стране.

Общеизвестно, что владыку Амфилохия окружала всенародная любовь черногорцев от мала до велика. Его называли отцом, матерью, дедушкой и апостолом. В чем секрет такого признания и почитания?

Он был настоящим отцом народа. Проповеди вл. Амфилохия были всегда наполнены такой внутренней евангельской силой и любовью, были настолько актуальны и своевременны, что люди воспринимали его слова как обращенные лично к ним. Он был близким и родным каждому.

Любовь к людям, забота о своей пастве проявлялась постоянно.

Год назад владыка пригласил меня на празднование дня Архистратига Михаила. В сербской Церкви нет традиционных в нашем понимании именин или дня тезоименитства, а есть свой праздник, день Крестной Славы – день святого покровителя рода. Он передается из поколения в поколение. Покровитель рода Радовичей – Архангел Михаил.

И вот после Божественной литургии я наблюдал картину, как в свои 82 года владыка весь день находился на ногах в окружении постоянно приходящих людей, которые хотели его поздравить. Попрощались мы тогда коротко, потому что люди приходили и приходили… Как нам потом сказали, он принимал поздравления еще всю неделю.

Он был частью своего черногорского народа. Православие черногорской земли нераздельно связано с владыкой Амфилохием. Он стал её архиереем, когда пал социалистический режим и его усилиями возрождалась церковная жизнь: строились храмы, открывались монастыри. Более 700 восстановленных храмов и монастырей после такой разрухи и запустения.

Причем открывались монастыри не просто как здания или архитектурные комплексы, а как настоящие монастыри. Зная его духовный уклад и любовь к монашеству, много людей приезжало в Черногорию из разных уголков земли, чтобы принять монашеский постриг из его рук. Он постригал каждого и каждую лично. Много выходцев было и из России, Украины, Беларуси.

Его монашеский путь уникален еще и тем, что он общался со святыми, которые сегодня уже канонизированы Церковью. Был духовным учеником преподобного Иустина (Поповича) и прп. Паисия Святогорца. Их объединяла духовная дружба, единство духа.

Подвижник нашего времени. Смелый и искренний противник любых церковных расколов. Конечно, по-человечески хотелось, чтобы такие мужественные люди, сильные, авторитетные, а он был один из самых авторитетных богословов и иерархов во всем православном мире, были подольше с нами. Его слова в защиту канонического устройства, особенно это касается нашей украинской ситуации, всегда были очень веские и точные. На него ориентировалось много иерархов других Поместных Церквей.

В этом плане уход его для нас печальный, но я думаю, что он будет защитником Православной Церкви уже там, на Небесах, когда будет молиться у престола Божия и просить у Господа, чтобы Он всех нас вразумил и ниспослал единство, и правильное понимание, и ответственность за судьбу Православной Церкви.

– Владыко, Вы были на отпевании митр. Амфилохия. Поделитесь своими впечатлениями.

– Ощущение, что вся страна была на похоронах. Всенародная любовь проявилась и в этот скорбный час, когда Господь принял его душу.

Скорбный с точки зрения земной жизни. Господь Сам знает, когда давать нам жизнь, когда забирать. Главное ощущение на похоронах – соединение несоединимого. С одной стороны, многотысячная плачущая толпа, причем плачут все – дети, взрослые, юноши. Но от этого плача нет уныния. Плач от безысходности, раздирающий душу – это одно. А здесь был плач светлый, наполняющий надеждой.

Владыка Амфилохий сумел воспитать черногорскую паству с правильным отношением не только к жизни, но и к смерти. Этот плач был внутренней духовной радостью и торжеством для черногорской земли, когда она провожала в последний путь своего сына и своего отца. Владыка Амфилохий стал отцом народа, который не боялся ничего претерпеть ради Церкви и всего себя отдавал, чтобы Ее возродить и Она процветала.

Масса людей пришла проститься – вся площадь была заполнена перед Собором, который он построил. Владыка всё делал основательно и с духовным смыслом. И собор в том числе.

– Какой именно смысл был заложен при строительстве?

– Если посмотреть на прекрасный большой собор Воскресения Христова в Подгорице, то можно заметить, что нижняя часть храма состоит из грубых булыжников, выше идет обработанный камень, а на самом верху можно увидеть тонкие изразцы камня ювелирной работы. Камни для строительства кафедрального собора свозились, кстати, из всей Черногории.

Нижние грубые камни – это как люди, которые только пришли в Церковь: необработанные, неотесанные, с углами, неправильностями, шероховатостями и грубостями. Камни выше – это люди, постепенно преображающиеся в Церкви благодатью Духа Божия, которая и отсекает все неровности и неправильности. Камни же на самом верху – это те, кто по-настоящему возрастает в Церкви и уже становится произведением искусства.

– Православный мир сегодня страшно разделен. Что можно сделать для объединения?

– Мужественно держаться Истины. Как сказал святитель Марк Эфесский: «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью».

Сейчас сложная страница в истории Церкви. Как украинская, так и черногорская Церкви испытывают гонения, захваты. Вспомним, как вел себя митр. Амфилохий всё это время.

Когда прошлая власть черногорская и приняла решение про захват имущества Сербской Православной Церкви, владыка мужественно встал на защиту. И народ услышал его голос. Подъем духа сотен тысяч людей за свою веру и Церковь. Настоящее чудо!

Когда владыка узнал, что кого-то арестовали, он пришел в полицию и сказал: меня арестуйте, а их отпустите, я зачинщик этого всего.

Несмотря на свои годы и болезни, он не прятался, а был готов сесть в тюрьму, только бы отпустили тех людей.

Мужество и чистота – вот пример для подражания. Добрый и твердый. Настоящий Воин Христов!

Будем молитвенно поминать его с надеждой, что и он уже скоро у Престола Господня будет молиться о нас.

Беседовала Наталья Горошкова

Свергнувший диктатора: кем был при жизни митрополит Черногорский

Амфилохий — достойный наследник своих святых предков.

В Черногории, Сербии и Республублике Сербской утром 30 октября наступил один из самых трагических дней не только в 2021 году, но и во всей новой сербской истории. Богу представился митрополит черногорско-приморский Амфилохий Радович, человек, который своим вкладом во возобновлении православия в Черногории победил 75-летний политический режим в Черногории и 30-летнюю власть последнего диктатора юговосточной Европы — Мило Джукановича.

Верующие сербы считали его самым авторитетным архиереем Сербской православной церкви (СПЦ) и вторым самым влиятельным человеком внутри СПЦ, после архиепископа новисадского Иринея Буловича.

Амфилохий Радович родился 7 января 1938 года в селе Баре Радовича в Нижней Мораче (община Колашин в Черногории) от отца Чира и матери Милевы (урождённой Бакич); при крещении получил имя Ристо.

При монастыре Морача окончил начальную школу. Учился в небольшом черногорском городке (впрочем там все нгорода небольшие) Баре при монастыре Морача. В 1958 году окончил Белградскую духовную семинарию. В 1962 году окончил Духовную академию Святого Саввы в Белграде; учился на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология, затем в Берне (Швейцария) и в Риме.

© AP/TASS

В 1967 году в Афинах митрополитом Кефалинийским Прокопием был пострижен в монашество с именем Амфилохий. Им же в 1968 году рукоположён во священника в городе Аргостолионе (Греция), в том же году возведён в сан архимандрита. В 1968—1973 годах осуществлял пастырское служение в приходах Спата и Коропион (Греция).

17 июня 1973 года защитил докторскую диссертацию «Тайна Святой Троицы по учению св. Григория Паламы» (на греческом языке).

Год провёл на Святой Горе, откуда был направлен преподавать в Париж в Свято-Сергиевский православный богословский институт. Большое влияние на него оказали архимандрит Иустин (Попович), богослов и духовник, и святогорский старец Паисий Святогорец.

С 1976 года — преподаватель на кафедре православной педагогики в Белградской духовной академии Иоанна Богослова.

В мае 1985 года избран епископом Банатским с кафедрой в городе Вршац. 16 июня того же года состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили: патриарх Сербский Герман, митрополит Кефаллинийский Прокопий (Элладская православная церковь), епископ Жичский Стефан (Боца), епископ Шумадийский Савва (Вукович) и епископ Далматинский Николай (Мрджя).

30 декабря 1990 года был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и экзарха Священного трона Печского. В Цетине в 1992 году была возобновлена работа Цетинской духовной семинарии, закрытой в 1945 году. Основал журнал «Светигора», а также одноимённый издательский центр. Обновил и построил заново большое количество церквей и монастырей в Черногории, что способствовало значительному увеличению числа священнослужителей и монахов в епархии.

6 мая 2006 года по специальному приглашению прибыл на IV Всезарубежный собор РПЦЗ, открывшийся на следующий день. 9 мая, не дожидаясь окончания собора, отбыл в свою епархию, ссылаясь на тяжёлое положение православия на Балканах.

Ввиду госпитализации патриарха Павла с 13 ноября 2007 года Архиерейский собор Сербской церкви, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде, постановил временно передать функции предстоятеля Священному синоду во главе с митрополитом Амфилохием.


© AP/TASS

В день кончины патриарха Павла, 15 ноября 2009 года, на экстренном заседании Священного синода Сербской церкви избран местоблюстителем Сербского патриаршего престола.

С 21 мая по 18 ноября 2010 года являлся временным администратором Рашско-Призренской епархии.

Назвал гей-парад в Белграде 10 октября 2010 года «ядом, который разливается по улицам Белграда», добавив, что он «страшнее урана». Митрополит также заявил, что Содом заразил «современную цивилизацию» и «поднялся на пьедестал божества», в связи с чем призвал бойкотировать шествие. Представители ЛГБТ обвинили митрополита Амфилохия в гомофобии: член комитета по защите прав секс-меньшинств Сербии Невена Петрушич потребовала извинений, в противном случае пригрозив судебным разбирательством. Митрополит отказался приносить извинения.

26 мая 2011 года была образована Буэнос-Айресская епархия, включающая в себя приходы в Южной и Центральной Америке. Администратором новосозданной епархии был назначен митрополит Амфилохий.

За фразу «кто уничтожит церковь, да уничтожит Бог его самого и его потомство» был обвинён в попытке разжигания ненависти и проклятия правительства Черногории, в связи с чем 23 июня 2011 года был вызван в суд, который по требованию митрополита перенесён на более позднее время. В случае положительного решения суда, митрополиту грозит штраф.

11 февраля 2015 года в академическом актовом зале ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков) вручил митрополиту Амфилохию докторский крест и диплом о присвоении степени почётного доктора Санкт-Петербургской православной духовной академии.

В октябре 2015 года в Шамбези возглавлял делегацию Сербской православной церкви во время Пятого Всеправославного предсоборного совещания.

По мнению аналитиков, стоял за решением Сербской церкви в конечном итоге принять участие во Всеправославном соборе на Крите в июне 2021 года. В 2021 году критиковал неучастие Московского патриархата во Всеправославном соборе.

В ряде своих выступлений осуждал действия Вселенского патриархата на Украине, в частности, заявив: «Его [патриарха Варфоломея] властолюбие привело к великим бедам на Украине, к разделению, которое является катастрофическим для будущего не только Украины и всех славянских народов, но в то же время и для всего православия», «Константинопольский патриарх не вправе называть себя главой Православной Церкви, как это написано в украинском томосе. У Церкви есть только один глава — это Христос».


© EPA/TASS

В январе 2021 года правящая Демократическая партия социалистов Черногории (ДПС) осудила митрополита Амфилохия за «примитивные и похабные выпады», которыми он во время своей проповеди перед подгорицким Воскресенским собором на Рождество Христово, по мнению ДПС, оскорбил и унизил «верующих Черногорской церкви, себя самого, а прежде всего высокий церковный сан митрополита»; ДПС обратилась в государственные органы Черногории, призвав их установить наличие в инциденте элементов языка вражды (среди прочего, митрополит Амфилохий в своём слове осудил правительство Черногории за «создание лжецеркви», признание Косова и присоединение к санкциям против России). Ходатайства о возбуждении против него уголовного дела по статьями 169 и 370 Уголовного кодекса Черногории в связи с данным инцидентом подали в прокуратуру Черногории также другие общественные организации Черногории.

Архиепископ Цетинский, Митрополит Черногории и Экзарх святого Престола города Печ, Амфилохий, после принятия Святых Христовых Таин, почил в Господе в центральном клиническом госпитале Черногории в пятницу, 30 октября, в 8:20 утра, в канун праздника святого Петра Цетинского.

Многие, кто встречал Амфилохия, видели, что он очень необычный человек. Актер Джереми Айронс так прокомментировал встречу с митрополитом Амфилохием: «Встреча с митрополитом Г. Амфилохием была такой, что я забыл о фильме и обо всем, что с ним связано. Эта встреча стала одним из самых ярких событий в моей жизни. Может, я и известный актер, но духовно я очень обычный человек, и встреча с таким человеком, как ваш Митрополит, в Черногории — нечто необычное. В тот момент, когда он вошел в офис, я понял, что передо мной редкий мужчина. Не бывает так часто, может быть, два или три раза в жизни мне выпадала честь встретить такого человека…». После встречи Джереми оперся головой о грудь митрополита и заплакал.

Владыка Амфилохий умер как победитель

Дважды Митрополит Амфилохий был в узком кругу — среди трёх епископов, из которых избирались Сербские Патриархи. Первый раз по жребию Патриархом стал Его Святейшество Павел. Во время болезни Патриарха Павла Митрополит Амфилохий был местоблюстителем СПЦ. Ваш покорный слуга был свидетелем того, как во время освящения нового храма в части Белграда, Земуне, которым начальствовал Митрополит Амфилохий, этот архиерей плакал, как ребёнок, когда диакон ему передал весть об упокоении Патриарха Павла. После кончины Патриарха Павла второй раз Митрополит Амфилохий получил большинство голосов сербских архиереев, но жребий пал на епископа Нишского Иринея…

Русские верующие помнят, что похожая ситуация была в РПЦ — когда после упокоения Патриарха Пимена местоблюстителем стал Филарет, Митрополит Киевский. Он ожидал, что станет Патриархом, но не получилось, и он ушёл в раскол. Слава Богу, Митрополит Амфилохий не пошёл по этой дорожке, и нужно ему отдать должное. Вопреки официальной политике Черногории, которая на протяжении последних нескольких десятилетий кроится в Вашингтоне и Брюсселе, Митрополиту удалось сохранить единство СПЦ, и секта Мираша Дедеича, так называемая «Черногорская православная церква», имеет плохую репутацию.

Многие решения Митрополита воодушевляли сербские патриотические сердца, но иногда эти сердца охватывала и холодная дрожь. Для меня лично был разочарованием факт участия СПЦ на так называемом Критском соборе, и роль Митрополита в принятии решения участвовать там была велика. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что Варфоломей — обычная марионетка, наёмник США, ставленник ЦРУ. Все-таки Митрополит Амфилохий был и греческим студентом. Это была серьёзная ошибка СПЦ, без СПЦ раскольник Варфоломей с треском провалил бы Критский собор. Но, должен сказать, что сразу после страшного шага и признания ПЦУ со стороны Варфоломея, Митрополит Амфилохий это признание назвал очень вредным шагом и большой ошибкой.

Возможно, в России это было тогда истолковано как враждебный по отношению к России шаг, но, вообще-то, его любовь к России никогда не вызывала сомнений. Не раз он указывал пронатовским руссофобским правителям Черногории на страшную клятву его великого предшественника, святого Петра Цетинского: «Да будет проклят тот, кто вас попытается отлучить от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас черногорцев, пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра ни в этой жизни, ни в будущей».

К сожалению, не всегда политика и дипломатия поступают так, как желает большинство населения. Православные сербы точно не приветствуют практически ни одного пункта постыдного «Вашингтонского соглашения», но президент подписал их. К сожалению, иногда стыдно и из-за шагов российской дипломатии. Уверен, что огромная часть русских людей не одобряют того, что сделал посол России в Загребе, величая Франьо Туджмана, открытого последователя клеронацистской НДХ и человека, инициировавшего крупнейшую этническую чистку в Европе со времен Второй мировой войны, когда были изгнаны со своих очагов несколько сотен тысяч сербов.

Невозможно писать о Митрополите Амфилохии, не сказав о его заботе о сербском православном народе в Косове и Метохии. Его «Летопись нового косовского распятия» в 4 томах стала свидетельством времени, когда сыновья адовы ополчились против беззащитного сербского народа на распятом Косове… Эта его борьба и бескомпромиссная позиция по вопросу Косово дорого стоили ему. Далеко не все были готовы так открыто критиковать власть из-за осуществляемого ею ползучего предательства сербской колыбели.

Пусть о его других книгах напишут другие, здесь бы хотел подчеркнуть ещё несколько направлений, в которых Митрополит Амфилохий оставил яркий след.

— В отличие от некоторых сербских епископов, которые по вопросу «нетрадиционных», имеют мнение, близкое к мнению Римского еретика, Митрополит не стеснялся говорить и бороться против «культа смерти», гендерной идеологии и навязывания содомии…

— Митрополит показал в Черногории всему миру, что Церкви не нужно и нельзя быть аполитичной, если стоит угроза уничтожения святыни и если под угрозой фундамент христианской морали. Конечно, не политическими протестами, как это делали политики, а церковным образом сопротивления — мирными Крестными ходами. Оказалось, что Крестный ход проходит не только через города и сёла, но и прямо через сердца людей. Крестные ходы создали новый прекрасный храм – храм преображения сербского народа в Черногории. Только благодаря этому оказалось возможным снять безбожную и богоборческую власть Джукановича. Благодаря этому, можно сказать, что владыка Амфилохий скончался как победитель…

— Этот урок значителен не только для сербского народа в Черногории, но для сербского народа вообще. Это сигнал и Вучичу – что его ждёт в случае предательства Косова…

Существует и одна связь, полная символов, которая связывает Митрополита Амфилохия с его предшественниками. Святый Петр Цетинский и Петар II Петрович Негош окончили земную жизнь в день святого Луки, Митрополит Амфилохий — накануне праздника великого апостола. Интересно, что апостол Лука сохранил десницу Крестителя Господнего, что св. Петар Цетинский и Негош упокоились на святого Луку и что после падения Русской монархии десница Крестителя оказалась именно в Цетинье, возле мощей святого святого Петра Цетинского и недалеко от праха Негошевого. Что сказать, особая связь святого апостола Христово с Цетинскими владыками…

— Митрополит был национальный борец в хорошем смысле этого слова. 4-5 лет назад я был вместе с главным редактором РНЛ Анатолием Степановым на литургии на праздник святаго архангела Михаила в большой святыне на сербском побережье Адриатики — в монастыре Михольская Превлака. Во время Литургии на Великом Входе Митрополит Амфилохий, читая имена о здравии, зачитал имена всех задержанных антисербским судилищем в Гааге. Это было ещё одним свидетельством его сербского гена и слов, написанных великим герцеговинским поэтом Алексой Шантичем: «Все раны моего рода причиняют мне боль…»

Особое личное отношение и почитание Митрополита сложилось у меня как у председателя Совета «Православного фонда». На следующий день после публикации моего Отчета о первом годе работы «Православного фонда» всех нас в правлении этой организации глубоко потрясла печальная весть о кончине Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. Именно по благословению Преосвященного Митрополита Амфилохия «Православный фонд» был основан в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2021 году и за один год сделал, слава Богу, немало.

Господь призвал его в лучшее место. Члены Совета «Православного фонда» выражают искренние соболезнования всему духовенству Приморско-Черногорской митрополии Сербской Православной Церкви, всем его духовным чадам в связи с огромной утратой, постигшей и их, и всех нас, верующих, и нашу мать, Сербскую Православную Церковь.

Упокой, Господи, душу раба Твоего Митрополита Амфилохия, прости грехи его, вольные и невольные, и посели его в Селениях Праведных, где несть болезней, печали и воздыханий…

Ранко Гойкович, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения»

Навигатор: Новости / Православие в мире

Отошел ко Господу митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович)

30 октября 2020


30 октября 2020 года в центральном клиническом госпитале Черногории, причастившись Святых Христовых Таин, почил о Господе митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская Православная Церковь).

Соболезнование в связи с кончиной выдающегося иерарха выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Митрополит Амфилохий, в миру Ристо Радович, родился 7 января 1938 года в небольшом селе Баре Радовича в Нижней Мораче (Черногория). Окончив в родном селе среднюю школу, приехал в Белград, где поступил в духовную академию святого Саввы. Получив в 1962 году диплом, продолжил обучение на философском факультете Белградского университета по специальности классическая филология.

Огромное влияние на духовную жизнь будущего архипастыря оказали отец Иустин (Попович) и афонский старец Паисий.

После окончания учебы в Белграде будущий митрополит продолжает обучение в Берне (Швейцария) и в Риме, откуда отправляется в Грецию. Там проводит семь лет и принимает монашество. В Элладской Православной Церкви его рукополагают в священника. В течение своего пребывания в Греции он защищает докторскую диссертацию, посвященную святителю Григорию Паламе (на греческом языке). Год проводит на Святой Горе, откуда его направляют преподавать в Париж в Свято-Сергиевский институт, а с 1976 года становится преподавателем на кафедре православной педагогики в Белградской духовной академии святого Иоанна Богослова.

В мае 1985 года после избрания епископом Банатской епархии переехал в Цетине. 30 декабря 1991 года возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского.

Владел русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Был членом Союза писателей Сербии и Черногории. Автор многих переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский, очерков и проповедей.

Митрополиту Амфилохию удалось восстановить в Черногории большое количество церквей и монастырей, построить новые. Увеличилось число священников и монашествующих. С 1992 года в Цетине была возрождена духовная академия, закрытая в 1945 году.

Ввиду госпитализации Святейшего Патриарха Сербского Павла с 13 ноября 2007 года Архиерейский собор Сербской Православной Церкви, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде, постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием. С 15 ноября 2009 по 22 января 2010 года владыка Амфилохий был Местоблюстителем Патриаршего престола.

В 2008 году состоялся визит митрополита Амфилохия в пределы Белорусской Православной Церкви. 11 января он был избран почетным доктором Института теологии Белорусского государственного университета. Митрополит Филарет (Вахромеев, ныне Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси) наградил владыку орденом святителя Кирилла Туровского.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]