Навигатор: Митрополит Минский и Заславский Павел / Биография
Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси
Дата рождения: 19 февраля 1952 г. Дата хиротонии: 22 марта 1992 г. День ангела: 12 июля
В миру — Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.
В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспирантуры при МДА.
В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.
В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.
В 1979-1981 гг. — референт Отдела внешних церковных сношений.
С сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 г. — заместитель начальника Миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена. С июля 1986 г. по июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.
В 1988-1992 гг. — наместник Псково-Печерского монастыря.
Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 г. определено быть епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 г. чин наречения в Богоявленском кафедральном соборе совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор. 22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.
В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.
В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский.
С 7 мая 2003 г. — архиепископ Рязанский и Касимовский.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен (журнал № 132) главой новообразованной Рязанской митрополии.
8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой новообразованной Минской митрополии.
Награжден орденами святителя Иннокентия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского (все II степени).
4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве во время торжественного богослужения в соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви был удостоен права ношения второй панагии в границах канонических границ Белорусской Православной Церкви.
Имеет награды Антиохийской, Иерусалимской и Американской Православных Церквей.
Награды:
Церковные:
- 2012 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
- 2017 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
- 2019 г. — орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских (УПЦ);
- орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
- орден прп. Серафима Саровского II ст.;
- ордена Иерусалимской, Антиохийской и Американской Православных Церквей.
Светские:
- 2015 г. — высшая награда движения «За сбережение народа» (Россия);
- 2017 г. — памятный знак «В честь основания Национальной академии наук Беларуси»;
- 2017 г. — медаль «Заслуженный миротворец».
события
- Третья сессия форума «Диалог цивилизаций» (5 октября 2005)
- Сослужение папы Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I. Ватикан, 29 июня 2008 г. (29 июня 2008)
- Поместный Собор 2009 года (27 января 2009)
- XIII Всемирный русский народный собор (21 мая 2009)
- XV Всемирный русский народный собор (25 мая 2011)
- Молитва о мире (форум 2013 года) (29 сентября 2013)
- V Съезд лидеров мировых и традиционных религий (10 июня 2015)
- XIX Всемирный русский народный собор (10 ноября 2015)
- Митрополит Никодим: путь служения Церкви (конференция) (15 октября 2019)
- VI Пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета (30 октября 2019)
- II Бакинский саммит религиозных лидеров мира (14 ноября 2019)
Сибирская закалка
– Так Вы оказались в Сибири?
– Сразу по возвращении в Трехгорный я стал выяснять насчет поездки. Взял две недели выходных в феврале 1998 года и поехал в Новосибирск. А здесь пурга, знаменитые февральские метели, сугробы выше крыш – такими были мои первые впечатления о Сибири.
Меня отправили в село Козиха. Помню, братия что-то строили, носили, особо не распространялись, все больше молчали. Меня познакомили с иеромонахом Артемием (Снигуром, ныне архиепископ Петропавловский и Камчатский), отметив, что он здесь старший. Полтора часа мы проговорили с Владыкой. В этой беседе, собственно, он выдал мне программу на всю жизнь, сказав: «В Сибири мы строим храмы, но нужно еще построить храм в сердце своем».
В Козихе я сначала жил как паломник. Первые послушания были тяжелыми. Как-то дали нам с одним братом задание – наносить воды в баню. А колонка в одном километре ходу от монастыря. Выдали нам по две фляги на санки. Старший товарищ сказал, что будем отдыхать до шести вечера, а я не послушался и решил весь день таскать кирпичи.
Наступил вечер. Время идти за водой, а сил у меня нет. На улице темно, пурга, дороги заметаны, санки не едут. Напарник начал мне помогать: сначала его санки везли, потом – мои, а часть пути вообще фляги тащили на себе, и так по нескольку раз. Вернулся в келью я весь в снегу, полностью выжатый. Для себя в тот момент сделал открытие, что надо проявлять послушание во всем.
Владыка Артемий стал смирять меня. Однажды мне выдали кирзовые сапоги для работы, и прежде чем сдать сапоги на склад, я решил их помыть и начистить. Отец Артемий в то время собрался в Новосибирск и назвал точное время, когда я должен стоять у автомобиля. Пока я чистил сапоги, опоздал на несколько минут, и весь путь до Новосибирска выслушивал выговор, почему я задержался. И уже в городе владыка спросил меня: «Ну что, вернешься?» Я пообещал.
Через пару лет я обнаружил в монастырском дневнике запись: «Приезжал паломник Александр из Челябинска, выполнял такие-то послушания, уехал, обещал вернуться. Посмотрим…»
– Как долго Вы пробыли в обители в качестве паломника?
– Две недели. И, несмотря на то, что условия были непростыми, спартанскими (в келье саманные стены, половину пространства занимала печка, где мы и спали), мне очень понравилось в Козихе. Я осознавал, что это то, о чем я читал в святоотеческой литературе: современная братия жила и подвизалась в глухой Сибири так же, как об этом написано в монашеских житиях.
После утреннего правила, Литургии и завтрака вся братия выходила на работу – до 20.30. Сна не хватало, выходных не было. Лишь два раза в неделю удавалось немного отдохнуть: в четверг вечером (банный день) и в воскресенье после службы.
– В то время в Козихе еще был женский монастырь?
– Да, братия помогали там со строительством. Мужская обитель располагалась в селе Малоирменка в 20-ти километрах от Козихи, где сейчас находится женский монастырь. В Козихе пространства больше, техника крупная могла заехать на территорию, а в Малоирменке все очень компактно. Поэтому, как только строительные работы были более-менее завершены, летом 1998 года обители поменяли местами.
– Владыка Павел, как родители отнеслись к выбору Вами жизненного пути?
– Когда-то я прочитал, что на монашество нужно брать благословение у родителей, и поехал за ним в Казахстан. В нашей семье несколько братьев, но высшее образование было только у меня, поэтому я считался надеждой для родителей, они думали, что я все семейство со временем «подниму», из нищеты выбраться сможем, а тут такая новость – монашество.
Мама почти сразу согласилась, а папа пребывал в недоумении: «Я тебя не понимаю. Будешь работать на кого-то. Но ты взрослый человек, сам решай». Уже потом родители приехали в монастырь, папа увидел, что наместник работает больше нас, что братия все труженики. Папа и сам потрудился с нами (он строитель по профессии), успокоился и впервые пошел на исповедь. Для меня это было большим утешением. Произошло то, о чем говорят, когда человек уходит в монастырь: весь род вымаливается, и Господь помогает родственникам монаха. Так мои родные стали потихоньку воцерковляться.
– Получается, постриг у Вас состоялся в Козихе?
– Я приехал в монастырь 19 марта 1998 года, а в июле был пострижен в мантию наместником обители иеромонахом Артемием (Снигуром) с именем Павел, в честь апостола Павла.
источники
- Павел, митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси (Пономарев Георгий Васильевич) // patriarchia.ru
- Митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Биографическая справка
Сноски
- https://www.patriarchia.ru/db/text/4951267.html
- История епархии Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine. Венгерская епархия.
- Журналы заседания Священного Синода от 5—6 октября 2011 года, Журнал № 104. Патриархия.ru
- Святейший Патриарх Кирилл возвёл в сан митрополита ряд архиереев Русской православной церкви. Патриархия.ru.
- Журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2013 года. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Журналы заседания Священного Синода от 25 августа 2021 года // Патриархия.ru. – 2021. – 25 августа. – Дата обращения: 31.8.2020.
- Митрополит Минский Павел: Говоря об эпохе митрополита Иосифа (Семашко), мы призываем всех хранить мир на белорусской земле // Патриархия.ru. – 2021. – 21 марта. – Дата обращения: 28.03.2018.
Стройка души
– Вы застали период активного строительства в монастыре. Каким он Вам запомнился?
– В основном все мои первые послушания были связаны со стройкой: в Козихе тогда много строили. Что-то переносили с одного места на другое, из шпал мосты возводили – ночью, под фонариками, прожекторами. Дело в том, что часто работа не прекращалась до самого утра, это называлось «включить лампочку». Кто не знал и спрашивал, что это такое,е му отвечали: «Вечером узнаешь» (улыбается
).
Зимой до минус 27 градусов, тем не менее, братия продолжали работать на морозе: кирпич, кладка, бетон, раствор. В варежках, фуфайках, но справлялись с поставленными задачами. Вот так и домик деревянный отцу Науму построили – за сутки, когда в гости его ждали: в 9.00 начали и к утру следующего дня закончили.
Владыка Артемий в свое время служил в войсках, поэтому учил нас все делать по-военному – быстро-быстро. Конечно, многие не выдерживали тяжелых условий, уходили, не понимая, что так и должно быть. Я сравнивал наши проблемы с прочитанным в книгах и понимал, что подобные испытания проживали монахи во все времена.
Позднее меня келарем поставили, и на этом послушании мне также помогло чтение про монашество, которым я увлекался в студенческие годы. Однако я был в недоумении, что и как делать: соленья, заготовки и так далее. Я знал, что когда дают сложные послушания, нельзя отказываться, нужно браться за любую работу. Не понимая, с чего начать, я увидел на кухне пустую флягу (а в ней должна быть вода) и пошел за водой. Владыка Артемий проезжал мимо на «Ниве», остановился и спросил: «Что, решил с фляги начать? Это правильно».
Потом я стал сооружать хранилища для овощей, склады для заготовок, спрашивал совета у знающих людей и постепенно освоил послушание келаря.
– Строительство храмов и монастырских построек являлось на тот момент главной задачей в обители. У Вас в этом большой опыт. Поделитесь своими мыслями и выводами, полученными за многолетнюю практику, – как монаху совмещать труд и молитву?
– Долгие годы в нелегких условиях мы занимались строительством, причем не только на территории монастыря, но и в близлежащих селах – возводили храмы, чтобы у каждого жителя была возможность прийти к Богу. Однако стройка не мешала нам служить Господу, мы молились, что называется, «без отрыва от производства».
Братия исповедовались регулярно, во время стройки духовник ходил по территории монастыря с епитрахилью. Так мы и жили много лет. Молились в процессе труда, на Литургии бывали каждый день. И когда период масштабного строительства закончился, было принято решение, чтобы вся братия ходила на все монастырские службы.
– Владыка, Вы всегда в монастыре несли послушание?
– Почти четыре года по благословению священноархимандрита обители владыки Тихона я служил штатным священником на архиерейском подворье в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» (ст. Мочище Новосибирской области). Потом меня вернули в Козиху уже в качестве благочинного, и мне опять пришлось вникать в вопросы хозяйства.