В современном мире человек сталкивается с разными жизненными трудностями: проблемами с детьми, супружескими конфликтами, разногласиями с родителями, друзьями и сослуживцами.
Наша служба создана для оказания психологической помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных и семейных обстоятельствах. Помощь психолога необходима в тот момент, когда человеку нужен Собеседник, который способен выслушать, проявить сочувствие и подсказать добрый совет, который поможет не только «выжить» в непростой ситуации, но и принять ответственные и важные жизненные решения.
Хочу подчеркнуть, что Социально психологическая помощь службы «Семейное Благо» — не обычная семейная психологическая консультация, которых сейчас так много создано в Москве, других крупных городах и по всей России. В своей работе мы объединяем современные научные знания по психологии с опытом «душепопечения», накопленным Русской Православной Церковью.
Помощь психолога
У нас работают православные специалисты, имеющие большой практический опыт работы. С помощью Божией мы помогли уже сотням и тысячам людей разобраться в себе, своей жизни и семейных проблемах. Более подробно о нашем коллективе вы можете прочитать здесь.
В данный момент нашими основными направлениями деятельности являются:
- Проведение индивидуальных и семейных психологических консультаций(психологическая поддержка, психологическая помощь детям, социально психологическая помощь);
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных и психотерапевтических занятий;
- Организация и проведение тематических семинаров для родителей;
- Организация и проведение семинаров для специалистов (психологов, педагогов, работающих в сфере социального обслуживания и системе образования).
Религиозный клиент – самый замороченный?
— Порой считают, что религиозный человек более склонен к искаженному чувству вины.
Елизавета Пархоменко: Это тоже правда. В Церкви, как и в жизни, из всего, что есть, человек видит и слышит то, что хочет и может воспринять. Как в евангельском отрывке: если око твое будет чисто, все в тебе будет светло.
Например, приходит робкая девушка, которая боится отстаивать свою позицию и боится молодых людей. Ей тяжело с этим жить. Но тут в Церкви она слышит монашеские наставления на этот счет – как раз про смирение. В силу своего настроя все другое она пропускает мимо. И вздыхает с облегчением – теперь ее внутренние запреты стали внешними законами. Она живет так, как и до того, только теперь с ощущением, что «все правильно».
Поначалу это сильно облегчает жизнь. Но проходит время, девушка в возрасте, а семью не создала… И начинаются сомнения: как же так? Вроде все делает «правильно», а вот нет радости!
Мы с клиентами нередко разбираем такие ситуации: что они видят в учении Церкви, а что упускают и почему. И так приближаемся к тому, что и правда говорит Церковь, а где самообман как защита из страха жить. С моей точки зрения такая работа приближает к подлинному христианству.
о. Константин: Человек пребывает в некой иллюзии о себе, мире и Боге. Значит ли это, что надо его в этой иллюзии и оставлять? К сожалению, часто так и оставляют и считают, что это нормально.
Я уверен, что человека из этих иллюзий нужно выводить. Наше христианство должно быть трезвым. Церковь не должна потакать человеческим неврозам, наоборот, она должна бороться с ними. Помогать освободиться от ненужных страхов, страстей, невежества.
Сайт матушки Елизаветы
ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ православных психологов
В дополнении к сказанному выше, хочу отметить, что наша Служба ведет активную духовно-просветительскую и миссионерскую деятельность, а также оказывает поддержку социально-незащищенным людям, проживающим на территории района Царицыно. Наши специалисты считают необходимым заниматься этим служением, т.к. распад семьи, супружеская неверность, утрата заботы о воспитании детей и связи между поколениями, — во многом обусловлены тем, что современное российское общество предало забвению традиционные христианские семейные ценности.
По учению Православной Церкви, если в человеческой душе нет веры во Христа, внутри и вокруг него всегда начинаются конфликты, неурядицы и раздоры. Если нет в нас христианской любви к ближним, — значит, мы всегда будем заряжены обидами, ревностью, завистью и гневом, которые делают врагами даже самих близких людей. Таким образом, духовное просвещение на тему о смысле человеческой жизни, семье, браке, рождении и воспитании детей дает нам шанс вовремя исправить допущенные ошибки и сделать более гармоничными наши межличностные отношения.
Для того, чтобы помочь людям сохранить целостность семьи, в 2008 г. мы разработали инновационную программу «Духовное здоровье семьи и личности», которая получила поддержку Патриархии РПЦ, Общественного Совета ЦФО, Департамента социальной защиты населения г. Москвы, Префекта ЮАО г. Москвы, Управления социальной защиты населения ЮАО г. Москвы, управы и муниципалитета района Царицыно. Данная программа предусматривает несколько направлений деятельности. Подробную информацию об этом смотрите в разделах О компании и Проекты.
Мы просим Вас учесть тот факт, что Психологическая служба «Семейное благо» является некоммерческой организацией, поэтому мы существуем на пожертвования посетителей. К сожалению, в данное время у нас нет стабильного источника финансирования, поэтому мы будем очень признательны тем, кто увидит в нашей деятельности полезное начинание и пожелает материально поддержать работу нашей организации. Ваша поддержка поможет нам открыть новые направления работы, увеличить штат квалифицированных специалистов и оказать помощь социально-незащищенным людям, многие из которых находятся сейчас в большой беде.
Приглашаем Вас посетить наши семинары и консультации! Наши специалисты окажут Вам необходимую психологическую помощь, которая укрепит Ваши душевные силы и поможет Вам найти правильное решение непростых семейных проблем.
С уважением, директор АНО «Семейное Благо» кандидат психологических наук Мошкова Ирина Николаевна
Глас разума
Любопытна на сайте православных психологов полемика «Христианская психология: за и против». Защитниками выступают доктора психологии, профессора Борис Братусь и Виктор Слободчиков и выпускник факультета психологии МГУ священник Андрей Лоргус, оппонентами – доктора психологии, профессора Артур Петровский и Михаил Кондратьев.
Оппоненты отлично демонстрируют надуманность и несостоятельность аргументов защиты, пытаясь донести очевидное: психология (наука) и религия (чья основа – вера) находятся в разных, непересекающихся плоскостях.
Странно другое: защищающие несуществующую православную психологию выглядят то ли не имеющими представления о психологии как науке (оказывается, именно православная психология занимается человеком, личностью, душой – а неправославная чем? Промышленными и продовольственными товарами?), то ли лукавящими и передергивающими.
Или – противоречащими всему, что мы уже узнали о «методах» православной психологии.
Отвечает Андрей Лоргус.
Вопрос: Скажите, христианский психолог может помочь только православному верующему человеку?
Ответ: Нет, любому человеку. Если психолог ставит перед своим клиентом конфессиональную преграду, то такому психологу вообще не место в психологии. Христианский психолог должен помогать всем, безотносительно национальной и религиозной принадлежности человека [6].
Но… как же так? Прямое противоречие святым отцам! Вот что они говорят об отношении к «любому человеку»:
«Еретиков, как хульников и врагов Божиих, Писание называет не человеками, но псами, волками, свиньями и антихристами» [7].
«Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякаго распутства…Как же может быть девственницею та, которая отступила от веры, слушается обольстителей, доверяется демонам, почитает ложь? Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть? Девственница должна быть чиста не телом только, но и душою, если желает принять святого Жениха; а та (дева еретическая) как может быть чистою, имея столько пятен?» [8].
Следующий вопрос: Не могут ли возникнуть здесь трудности, когда к христианскому психологу обратиться человек с другими религиозными взглядами? Ведь возможна ситуация, когда нехристианину не к кому больше обратиться, когда не оказалось рядом ни мусульманских, ни буддийских, ни обычных психологов.
Ответ: Дело в том, что психолог о своих убеждениях клиенту никогда не говорит. Это просто не психологическое поведение. Бывает так, что клиент заговаривает о каких-то религиозных проблемах, но чаще всего в таком случае психолог направляет человека к священнику. Например, я работаю в содружестве с несколькими психологами, которые иногда рекомендуют своим пациентам отправиться ко мне с тем, чтобы попытаться решить религиозные проблемы. То есть сам психолог за это не берется. Это профессиональная позиция психолога [6].
А как же православные психологи Семеник и Ермакова, отправляющие всех обращающихся к ним в православный храм?..
И какие тут чтения святых отцов, если православные «психологи», судя по всему, и Нагорную проповедь не осилили? Во времена Христа тоже порядочно было граждан, которые умело использовали религию для привлечения клиентуры. Вот что Он говорит о них: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [9].
Да и торговцев Иисус из храма изгнал почему-то. Изгнал бы и сейчас – неважно, чем торгуют. Хоть своими книгами и тренингами…
Помогите мне разобраться с другими людьми
– Так когда же и с чем идти к психологу?
– Сегодня к психологам обращаются тогда, когда проблемы накапливаются, вырастая как снежный ком. Когда люди чувствуют себя в тупике. Когда раз за разом не складываются отношения и на четвертом десятке человек вдруг осознает: «А может, что-то надо подправить во мне самой? Может, не “мужики козлы”, а я неправильно строю отношения?» Обращаются, когда назревает серьезный семейный кризис и у людей есть ощущение диссонанса: «Все, не хочу жить так, но что тогда делать?»
И даже если у человека есть ресурс справиться с проблемой самому, эмоционально проще проблему все-таки разделить с кем-то. Поэтому-то и идут к психологу.
Не секрет, что и сами психологи ходят со своими проблемами к психологам. Но не потому, что не знают, как со всем разобраться. «Сам себе психолог» выглядит не так страшно, как «сам себе хирург», но вытащить себя за волосы из болота удавалось пока только Мюнхгаузену.
Самостоятельно решая свои психологические проблемы, можно причинить себе не меньший вред, чем при попытке самому себе сделать хирургическую операцию.
Уверена, в интернете можно найти подробнейшую инструкцию, как удалить аппендикс, но в истории медицины зафиксирован всего один случай, когда человек благополучно сам себе его удалил. Правда, он был хирургом и оказался в экстремальных условиях, когда помощи ждать было неоткуда.
Увы, часто люди ищут себе психологов, которые скажут именно то, что они хотят услышать. Запрос «помогите разобраться с другими людьми» – самый распространенный. «Дети не слушаются, муж гнобит, жена обнаглела», – говорит каждый второй клиент. Когда я отвечаю, что этих вредных людей здесь нет и разобраться мы можем только с вами, что вы сами можете изменить в себе? – порой реакция бывает очень бурной: «Да как вы смеете, мне ничего менять не нужно, со мной все хорошо. Тупые психологи не понимают, что на самом деле…»
Постом и молитвой
Именно так произошло с Валентиной (имя изменено по просьбе героини). Голоса стали слышны ей шесть лет назад. Они говорили Валентине, что ей нужно что-то сделать или куда-то пойти. «Как-то раз голос сказал: „Иди в соседний дом и жди меня там через час“. Он звучал как будто не в моей голове, а со стороны, — рассказывает Валентина. — Я пошла, куда он велел». Что случилось дальше, она не помнит; известно только, что жители соседнего дома вызвали полицию, а потом Валентина оказалась в психиатрической больнице. Ей поставили диагноз — шизофрения.
«Такое сложно принять. Психиатры прописали таблетки, но, вернувшись домой, я перестала их пить и скоро опять попала в стационар, — вспоминает Валентина. — Даже тогда я не смирилась с диагнозом. Три года назад из города, где я снимала квартиру, я вернулась в родное село и отправилась в церковь — к батюшке».
На исповеди Валентина попросила у священника совета, но он ответил, что у нее нет шизофрении — это бесы над ней издеваются. Посоветовал читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться. «Я послушалась, — говорит Валентина. — Мне было так страшно, что я готова была следовать любому совету». Как раз тогда, после стационарного лечения, ей стало лучше. Она считала, что это помогают пост и молитва. Таблетки она не принимала. «Батюшка сказал, что люди в „овощном“ состоянии, которых я до этого видела в больнице, стали такими из-за лекарств, — говорит Валентина. — И что моя лечебница — в церкви».
Около года Валентина читала ежедневные молитвы, ходила на службы, причащалась и исповедовалась. «Моей дочери было шесть лет, и я водила ее в воскресную школу. Я постоянно общалась с матушками, которые там преподавали, — говорит Валентина. — Они говорили, что и мне, и дочке обязательно нужно поститься. По всем вопросам я звонила им или батюшке». В селе, где живет Валентина, церковь всего одна, и сравнивать ее не с чем. Ей казалось, что это нормально, когда глава прихода и матушки говорят прихожанам, как жить. «Сейчас мне кажется, что это было странно, — признает Валентина. — Священник в этой церкви очень властный, он велел всем прихожанкам выкинуть брюки и даже зимой ходить в юбках».
Без таблеток у Валентины снова начались галлюцинации. Когда умер сосед, которого она считала злым и неприятным человеком, ей казалось, что вокруг его дома «собрались бесы и провожают его». Она не видела их, но «как будто ощущала». В 2021 году, незадолго до Великого поста (в конце зимы), она все-таки обратилась к психиатру. «Она спросила, как я живу, чем занимаюсь, — говорит Валентина. — Выслушала мои рассказы про бесов и сказала, что я в нестабильном состоянии и мне стоит лечь в стационар». Валентина решила посоветоваться с батюшкой. Тот предложил подождать соборования — церковного таинства, которое совершается для исцеления болезней, — а потом уже решать по самочувствию. В больницу Валентина так и не поехала.
Вскоре отношения со священником стали портиться. Дочка Валентины хотела заниматься танцами вместо воскресной школы, а глава прихода кричал, что это грех. Валентина переживала, ей становилось все хуже. В конце концов она опять пошла к психиатру — и, несмотря на протест священника, все-таки легла в стационар в административном центре, на два с половиной месяца.
]]>]]>
«На этом моя история с „церковным“ лечением закончилась, — говорит Валентина. — Теперь я хожу к психиатру и постоянно контролирую свое состояние, а на историю, которая со мной произошла, могу посмотреть трезвым взглядом. Я по-прежнему верующий человек, но в нашу сельскую церковь мне ходить больше не хочется». Дочка Валентины перестала ходить в воскресную школу — она занимается эстрадным вокалом.
Как говорит религиовед и преподаватель Центра изучений религий РГГУ Константин Михайлов, подобные истории — не редкость. Под влияние таких «наставников» часто попадают люди в кризисной ситуации: у них не хватает собственных психологических ресурсов для принятия важных решений. Формально в самой РПЦ такие злоупотребления не одобряют; есть даже специальное понятие «младостарчество». Как объясняет преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов, младостарчество возникает от самомнения: это болезнь роста священника, который «пытается действовать как духоносный наставник, не обладая соответствующими дарами и способностями». Иерей Димитрий Дмитриев в материале Pravmir.ru называет младостарчество главным искушением молодого священника: «Слово священника особенно весомо: вроде ты просто говоришь, а можешь при этом человеку жизнь разрушить».
Однако, как говорит Михайлов, на практике на подобное авторитарное наставничество зачастую закрывают глаза. По его словам, для православной среды вполне обычно критическое отношение к психиатрии, подкрепляемое рассказами о бесах и даже их «отчитками» — то есть экзорцизмом. «Невысокий уровень естественно-научного образования часто приводит священнослужителей к неприятию современных медицинских и, шире, научных концепций. — объясняет Михайлов. — Вспомним о случаях поддержки священнослужителями ВИЧ-диссидентства, теории телегонии или антипрививочной повестки. Поэтому если священник советует вам психолога, это одно. А если „православного психолога“ или отчитку — совсем другое».