Десять случаев из жизни митрополита Антония Сурожского


Теолог. Философ. Митрополит.

(«Су́рожский» указывает на титул, говорящий о том, что митрополит Антоний возглавлял православные приходы Русской церкви в Англии и Западной Европе)

6 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы родился Андрей Борисович Блум. Предки отца, Бориса Эдуардовича Блум, будучи шотландцами, в петровские времена обосновались в России. Мать — Ксения Николаевна Скрябина — родная сестра композитора Александра Скрябина, но об этом владыка предпочитал не говорить с окружающими.

Митрополит Антоний Сурожский

Свобода и рабство. Дисциплина и послушание

Свобода не в том, чтобы человек мог делать все, что ему вздумается, но в том, чтобы он в самом настоящем смысле слова был самим собой…

…родиться с правами свободного человека вовсе не значит быть свободным или остаться свободным. Если вы рождены с правами свободного человека, но стали рабом своих страстей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя говорить…

…свобода… неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе.

…два понятия сразу связываются с понятием свободы: способность владеть собой, и та прошколенность, которая к этому ведет, которая в сущности и есть послушание.

…послушание в основе заключается в том, чтобы научиться… вслушаться в то, что говорит другой. И цель его – именно перерасти себя благодаря тому, что ты вслушиваешься в мудрость или в опыт другого человека.

…когда я говорю о послушании, я именно говорю не о том, чтобы раболепно исполнять те или другие правила жизни, а о том, чтобы вслушиваться. Слово «послушание» от слова «слушать».

…послушание и свобода неразрывно связаны; одно является условием другого, как школа. Но конечная цель такого послушания, начинающегося со слушания, вслушивания в мысли, чувства, опыт другого человека – нас научить такой отрешенности от своих предвзятых мыслей или владеющих нами чувств, что мы можем потом вслушиваться в волю Божию.

Эмиграция

Детство Андрея прошло в Иране, где отец работал консулом, и в России. Но после революции 1917 года семье пришлось уехать в Европу, разделив эмигрантскую судьбу сотен тысяч русских семей, выброшенных из России новой властью.

После нескольких лет скитаний в 1923 году они осели во Франции, где он закончил рабочую школу на окраине Парижа. «Почему? Она была самая дешевая, во-первых, затем, единственная по тому времени вокруг Парижа и в самом Париже, где мне можно было быть живущим.».

Чтобы дети не утратили связи с Россией, не забыли язык и культуру страны, для мальчиков и девочек Парижа и других городов Франции создавались различные организации. Так, например, в 9 лет Андрей попал в скаутский лагерь организации, которая называлась «Молодая Россия».

Там мальчиков учили мужеству, выдержке и готовности к подвигам и правилам русского языка, грамматике. После распада «Молодой России» была организация «витязей», которая тогда начинала формироваться внутри Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Отличиями РСХД от предыдущей организации были высокий культурный уровень и религиозность, — при организации был священник и церковь в лагере.

Андрей Блум (справа) и отец Георгий Шумкин в летнем лагере «Витязей» при РСХД. Из архива Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»

В 14 лет Андрей Блум, будучи атеистом, вдруг невольно услышал проповедь русского православного священника (отца Сергия Булгакова), приехавшего в летний лагерь РСХД, чтобы встретиться с молодежью. То, что услышал юноша, претило собственным убеждениям: кротость, смирение, покорность — рабские чувства.

Чтобы раз и навсегда удостовериться в своей правоте, он решил прочесть Евангелие, выбрав самое короткое из всех, что были дома. Вот как вспоминает тот момент сам митрополит Антоний Блум:

«И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. … Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос.».

«Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа.».

Грех и покаяние

…Спаситель спрашивает: Хочешь ли ты быть исцелен?.. Казалось бы, этот вопрос не только неожиданный, но просто непонятный: кто же не хочет быть исцелен? Но слово исцеление не значит просто телесное выздоровление; быть исцеленным – это значит быть как бы вновь сотворенным, снова стать цельным, без изъяна, в полной гармонии между Богом и собой, гармонии между совестью, внутренней правдой – и жизнью. И вот эти два вопроса Спаситель Христос ставит так или иначе каждому. Всякий из нас готов ответить: Да! Я хочу цельности! – но так ли это? Хотим ли мы цельности всей нашей природы и ума, исцеленного от всякого помрачения, и сердца, очищенного от всякой нечистоты, и воли, направленной только на гармонию с волей Божией, и плоти, свободной от всех нечистых влечений, – хотим ли мы этого? Хотим ли так быть исцеленными, чтобы ничего в нас не осталось, что не было бы Божиим, и что не было бы достойно нашего человеческого величия и чести, достоинства?

Будь оно так, мы должны были бы всей жизнью и внутренним нашим устремлением, и всеми нашими поступками и словами быть как бы подобием Христа.

Путь церковного служения

Владыка Антоний с мамой Ксенией Блум и бабушкой Ольгой Скрябиной. Лондон, 1949

После окончания школы было поступление в Сорбонну и окончание двух факультетов — биологического и медицинского.

10 сентября 1939 года тайно приняв монашеские обеты, ушел на фронт армейским хирургом. Потом — оккупация и три года работы врачом во французском Сопротивлении. И хотя в апреле 1943 года Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Киево-Печерского), он продолжал работать врачом вплоть до октября 1948 года, когда митрополит Серафим рукоположил его во иеродиакона.

4 ноября 1948

рукоположение митрополитом Серафимом во иеромонаха и отъезд в Великобританию в духовным руководителем англо-православного Содружества Святого Албания и Святого Сергия

С 1 сентября 1950 года — настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне.

7 января 1954 года — возведение в сан игумена. 9 мая — возведение в сан архимандрита. Декабрь этого же года — назначение настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. И на должности настоятеля этого храма, впоследствии кафедрального собора, он уже оставался до самой кончины.

Владыка Антоний. Париж, 1956

29 ноября 1957 года — наречён, а 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского патриархата с местопребыванием в Лондоне.

1962 год — возведение в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в Великобритании.

3 декабря 1965 года — возведение в сан митрополита и назначение Патриаршим экзархом Западной Европы.

Литература

  • ЖМП. 1958, № 2, с. 10-15; № 8, с. 19-20.
  • -«-, 1959, № 6, с. 33; № 7, с. 4, 17; № 9, с. 27, 30.
  • -«-, 1960, № 1, с. 18; № 3, с. 5, 24; № 4, с. 68-69; № 8, с. 12, 69, 76-77; № 10, с. 20, 22; № 11, с. 6, 8, 21; № 12, с. 7-8, 22.
  • -«-, 1961, № 1, с. 12, 15, 17-18; № 2, с. 15, 19; № 4, с. 32; № 9, с. 68, 75.
  • -«-, 1962, № 11, с. 9, 12.
  • -«-, 1966, № 1, с. 3; № 3, с. 4, 15-18, 36.
  • -«-, 1967, № 3, с. 75-76; № 9, с. 73-79.
  • -«-, 1968, № 1, с. 73-74; № 3, с. 58-73; № 4, с. 65-73, № 5, с. 56-64; № 6, с. 71-73, № 7, с. 31-33, 58-71; № 8, с. 1, 33-35; № 9, с. 34-35, 67-72; № 12, с. 9, 42-44.
  • -«-, 1969, № 4, с. 6.
  • -«-, 1971, № 6, с. 2; № 8, с. 46.
  • -«-, 1972, № 1, с. 22; № 6, с. 43; № 8, с. 33; № 10, с. 11, 14, 16, 54.
  • -«-, 1973, № 8, с. 16.
  • -«-, 1974, № 2, с. 5; № 6, с. 4; № 11, с. 43.
  • -«-, 1975, № 6, с. 4.
  • -«-, 1976, № 1, с. 6.
  • -«-, 1979, № 10, с. 2.
  • -«-, 1981, № 7, с. 6; № 9, с. 9.
  • -«-, 1982, № 2, с. 49; № 3, с. 18-25; № 5, с. 9.
  • -«-, 1983, № 1, с. 26; № 6, с. 18; № 7, с. 55.
  • -«-, 1984, № 8, с. 6; № 12, с. 33.
  • -«-, 1985, № 2, с. 3.

Россия

У Антония Сурожского с ранних лет (даже после отъезда из страны в 1917 году) оставалось нежное, трепетное отношение к России, как к своей Родине: «Я сам русский, русской культуры, русских убеждений, я чувствую, что Россия – моя Родина».

Он никогда не переставал молиться о ней, её благополучии. Даже паства Сурожской Епархии, которую Митрополит основал в 1962 году, состояла в основном из тех русских эмигрантов, кто не хотел терять российские корни, связь с Россией, где в церковь находилась в изоляции.

С 1960 года у Митрополита появилась возможность приезжать в Советский Союз, проводить службы, читать проповеди, выступать перед студентами Духовной академии. Но самыми примечательными и памятными были неофициальные встречи на квартирах (т.н. «квартирники»), битком набитых людьми, жаждущими услышать слово Божие, выраженное простым, доступным и понятным языком.

Вот что говорит о таких беседах один из устроителей «квартирников» протоиерей Николай Ведерников:

«Это был единственный человек такой одаренности, посланный промыслом Божиим в наш мир, в нашу страну… Он приобщал нас всех к своему высочайшем духовному опыту. Это приобщение осуществлялось через самые простые слова.».

Митрополит Сурожский Антоний (слева) в московском метро в первый приезд в Россию. Окт. 1960. Из архива Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»

Взаимоотношения людей. Любовь. Брак

…надо сознавать,.. как важны и драгоценны все наши человеческие отношения, как они могут сыграть решающую роль в абсолютных событиях нашей жизни. Как нам надо воспринимать и бережно, и вдумчиво, и целостно все отношения, какие у нас есть; потому что каждое отношение определяет ситуацию, которая может расцвести в чудо – в чудо встречи с Богом.

…одна из самых трагических вещей на свете – это когда два человека или две группы людей не могут встретиться, не только не имеют общего языка, но не имеют даже точки соприкосновения, когда они, как две параллельные линии, идут каждая в свою строну, как две противоположные бесконечности.

…совсем нелегко научиться слушать с намерением услышать, очень трудно смотреть с намерением увидеть.

Меня очень поражает слово встреча… — это ликующая радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту двойственность… это единство двух.

Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования.

Любовь сказывается вот в чем: в человеке мы вдруг прозреваем что-то, чего никто не видел; человек, который проходил незамеченный, оставленный, отброшенный, чужой, человек, который был просто в массе человечества, вдруг нами замечен, делается значительным, единственным и приобретает в этом смысле окончательное значение.

Не потому Церковь, отдельный человек так воспринимаются, чтятся, что есть эта чистота и добродетель, а потому что человек, которого полюбили, делается тем, чем он, может, никогда и не был. Он получает качество вечности.

Физическое общение мужчины и женщины не греховно; греховно вожделение, греховна бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе; и совершенно естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело. Просто дивно думать, что и телесность наша участвует в тайне любви, – не обладания, не вожделения, именно той любви, которая делает двух едиными…

Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя и стали едины…

И в Ветхом, и в Новом Завете говорится, что в браке два человека делаются одной плотью, то есть одним живым существом, одной личностью в двух лицах; и разумеется, в этом не может быть греха по существу…

…не в браке грех, не в соединении двух грех, а в том именно, что в таких случаях нет соединения, в том, что когда нет любви, делающей из двух одно, единое существо, тогда это просто общение двух отдельных, друг друга исключающих, друг друга не признающих до конца особей. Это – грех, это прелюбодеяние, это нечистота.

…свобода… это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в созерцательном положении…

Чем запомнился Антоний Сурожский

Индивидуальность трудов Владыки в том, что он ничего не писал: проповеди Антония Сурожского появлялись как устное обращение к слушателю, — не к безликой массе, а к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Боге, к каждому сердцу.

В следствие этого издания печатались по магнитофонным записям (это и беседы на радио в русских передачах Би-би-си, и внебогослужебные беседы в московских квартирах и в лондонском приходе) и передает звучание живого текста. Впервые его книги о молитве, о духовной жизни вышли на британском языке ещё в 1960-е годы и переведены почти на все языки мира.

А первым еще при жизни Владыки Антония в печать вышел труд «Молитва и жизнь», в котором затрагиваются темы о том, может ли еще человек в наше время молиться и чем отличается молитва от медитации.

В своих книгах и проповедях Антоний Сурожский затрагивает не только проблемы духовности, общественной нравственности, но и темы верности, семьи и брака, открывал в них таинство любви. Каждое его слово, любая буква, написанная им, глубоко продуманы, выстраданы, идут от чистого сердца. Вот лишь малая толика этих высказываний:

Добро и зло

Можно познать добро и вырасти свыше своей меры, но нельзя познать зло и не разрушиться…

…только изнутри приобщенности к Богу можно понимать, что такое добро и что такое зло. Адам сделал ошибку: он решил тварным образом узнать, что такое добро и что такое зло. Он решил вне Бога погрузиться в материальный мир и посмотреть: можно жить в нем или нет?..

…из Библии абсолютно ясно, что он [грех] совершается в момент, когда человек решает самостоятельно познать все тварное, всю тварность, все существующее не изнутри Бога, Который все знает до самых глубин, а изысканием своего собственного ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, у человека, который отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет; а единственный источник жизни – Бог; такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех, и последствие греха, – не как наказание, а как неизбежное последствие: нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.

О любви

«Любить всегда стоит дорого; потому что любить по-настоящему — это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога — его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога».»

Фото Антония Сурожского на встрече в одной из квартир

«Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо; но любовь — нечто гораздо большее, более требовательное и, порой, трагичное.».

«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась.».

О браке и семье

«Брак — чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью…».

«Многие рассматривают брак с чисто общественно-государственной точки зрения. В таком случае семья делается не чем иным, как частичкой, очень малой частичкой общегосударственного аппарата, который налагает на нее большую тяжесть, и эта тяжесть иногда оказывается непосильной.».

О разном

«Каждый человек — это икона, которую нужно отреставрировать, чтобы увидеть Лик Божий.».

«Мы не всегда доверяем тому, что Бог в нас верит; и поэтому мы не всегда способны верить в себя.».

«Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет…».

Биография митрополита Антония Сурожского уникальна, он один из самых ярких личностей XX века. Его слово обращено к самой глубине человеческой души, и в то же время живое, понятное для всех и каждого, открытое, неизменно находит отклик у читателей, независимо от их убеждений, верований, образования и культурных корней.

Скончался Митрополит Антоний 4 августа 2003 года в Лондоне, а отпевание прошло 13 августа в Лондонском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых. Такая большая разница между датой смерти и похорон обычна для британцев.

Погребение

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Бог и человек. Христос и спасение

Мы не находим Спасителя и не обнаруживаем Евангелия, если оно не возвещается, не проповедуется, если весть о нем не дойдет до нас. Но провозглашения как такового недостаточно; недостаточно нам услышать слово, в котором больше смысла и мудрости, чем в прежнем нашем неверии или неведении. Слово дошло до нас тогда, когда оно проникло в наши тайники, когда оно стало светом для нашего ума, когда сердце загорелось этим словом, и мы вдохновились жить согласно с этим словом, от кого-то услышанным.

… наша вера во Христа, в Евангелие – не мировоззрение; это жизнь, открывшаяся перед нами, это новая интенсивность, новая глубина жизни. И если это не так, то мы не ученики, мы только слышатели; потому что быть учеником значит услышать весть, воспринять ее и жить согласно этому благовестию…

…первая черта, которую мы находим в вере: способность поверить Богу…

Приобщение к древу жизни – это приобщение к Богу.

…нет такой вещи — кроме гнилых слов и дурных поступков, — в которой не могла бы воплотиться вся Божия любовь.

Бог в сеpдцевине истоpии, Бог с каждым, кто стpадает…

…Христос пришел спасти погибшего. Он пришел грешных спасти, а не праведных. Он пришел принести мир с людьми, которые были во вражде с Богом.

…встреча со Христом, или, если предпочитаете, с Богом во Христе; это та встреча, которую мы видим постоянно, она бежит красной нитью через все Евангелие.

[Свобода] Это – соотношение взаимной любви, когда Бог не “вторгается” в нашу жизнь, когда Он нас не “соблазняет” обещаниями, когда Он нас не порабощает приказами, а нам говорит: Вот путь вечной жизни; Я – путь. Пойдешь по этому пути – дойдешь до полноты своего бытия, и тогда станешь самим собой в полном смысле этого слова, богочеловеком, приобщишься Божественной природе, как говорит об этом апостол Петр (2 Пет. 1, 4).

…Христос Спаситель — не только Бог, ставший человеком, Он в самом полном, единственном смысле Человек. Лишь поскольку человек приобщается Богу, он до конца является человеком.

Как человек, Он вошел в труд человеческий; как Бог, Он его завершил этим восьмым днем, когда все ново, когда действительно уже теперь начинается вечность.

Божественный масштаб человека в том, что всякий человек призван стать причастником Божественной природы, как говорит апостол Петр.

Евангелие – единственное, что утвердило абсолютную значительность, абсолютную ценность отдельной личности. Древний мир не знал этого.

…один из самых вдохновляющих моментов Евангелия: нам показана не только любовь Божия — нам показано величие человека, показано, что человек может вырасти в меру Божественности и через это стать способным все, Богом созданное, привести к той полноте, к которой оно призвано.

…человек призван не к тому, чтобы быть просто одной из животных тварей, пусть даже самой замечательной; человек призван перерасти свою тварность через общение с Богом…

У нас есть, что сказать о человеке, у нас есть, что сказать такого, что может вдохновить другого, не уничтожить; речь не идет о том, чтобы дать неверующему картину о человеке, которая уничтожила бы его картину; речь идет о том, чтобы ему сказать о человеке нечто большее, чем то, что он думает, ему показать, что человек бесконечно больше величиной, глубиной, чем то, что неверующий о нем думает, что он сам гораздо значительнее того, что он о себе воображает.

…надо научиться вырасти в меру своего христианского человечества, – чего мы не достигли; мы ниже своего собственного уровня, несмотря на колоссальные дары, которые мы получаем.

…мы должны поверить в человека верой такой же, какой мы верим в Бога, такой же абсолютной, решительной, страстной, и должны научиться прозревать в человеке образ Божий, святыню, которую мы призваны привести обратно к жизни и к славе, так же как реставратор призван вернуть к славе икону испорченную, затоптанную, простреленную, которую ему дают. Это начинается с нас самих, но это должно тоже быть обращено к другим; и к другим христианам, которых мы так легко судим, и к нашим самым близким, дорогим. И к инакомыслящим.

…человек является единственным… пунктом встречи полного атеиста и сознательного верующего.

…человеческая воля, как маятник, колеблется между волей Божией, которая ее призывает, и волей бесовской, которая ее соблазняет.

…ни одного слова не сказано о том, что люди будут судиться по тому, какие были у них богословские убеждения; вопрос только в том: ты был человеком или ниже человека? Если был человеком, тебе открыт путь божественный; если ты не был даже человеком, тогда не требуй небесного.

…был ты человечен или нет? Если нет, то как же ожидать, что в твою нечеловечность… может влиться Божество? Как ты можешь перерасти свою тварность в приобщении к Божественной природе? Как ты можешь приобщиться Богу, если ты даже не человек?.. Не ставится вопрос о том, веришь ли ты, и во что ты веришь; самый основной вопрос, как бы та почва, тот фундамент, на котором можно строить: ты человек или нет?

Антоний побывал викарием, ректором, стал профессором богословия и членом монархических организаций

После переведения начинается регулярная смена архимандритом его титула и, соответственно, места несения службы:

  • епископ Чебоксарский;
  • епископ Чистопольский;
  • епископ Уфимский и Мензелинский;
  • епископ Волынский и Житомирский.

Наконец, в мае 1906 года Антоний стал архиепископом.

В 1912 году освятили Троицкий собор, который Антоний построил чуть ранее в Почаевской Успенской лавре. За минувшие годы епископ был викарием, ректором, членом Русского собрания (общество монархистов) и Госсовета.

Архимандрит Киприан (Керн) вспоминает об этом так:

«Антоний жил своей глубоко продуманной, правда, уже отжившей славянофильской наивной верою в православное царство как неотъемлемую часть всей его православной системы философии.

А «молодцы» (прим.: члены «Союза» и «Собрания») прикрывались удобным им авторитетом Антония, проповедника, идеолога, архиерея, богослова, и под этой вывеской устраивали свои мелкие делишки, делали в сферах свою небезупречную карьеру, с которой Антоний не имел ничего общего».

Киприан

архимандрит

Монархические симпатии архиепископа вызваны тем, что царь для него всегда оставался фигурой церковной, а не государственной.

В 1908 году архиепископ Антоний нажил себе врага в лице епископа Платона (Рождественского), которого по его инициативе сняли с должности в Киевской Духовной Академии. Архиепископ Антоний проводил там ревизию, как отмечают современники, не беспристрастную.

В 1911 году архиепископ Антоний получил степень доктора богословия за литературные труды.

Через год архиепископ Антоний стал членом Святейшего Синода.

С 1914 он — архиепископ Харьковский и Ахтырский.

Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию

Алексей Павлович Храповицкий родился 19 (22) марта 1863 года в селе Ватагино.

Он имел знатное происхождение — из дворян. Отец был генералом, семья жила зажиточно и перебралась в Санкт-Петербург.

19 марта 1863

в этот день в селе Ватагино родился Алексей Павлович Храповицкий

Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.

Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.

Антоний Храповицкий

Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.

Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала.

Став золотым медалистом, Алексей отдал долг отцу, но более не позволил решать за себя.

В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.

Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.

Церковь

…Церковь является местом встречи — встречи между Богом и человеком.

…меня поразила точная и очень меня изумившая созвучность между простотой, цельностью, прозрачностью, свободой Евангелия и Православия.

…обновление Церкви начинается с каждого из нас; преобразования, когда они касаются форм молитвы, когда они касаются внешних структур, это еще не возврат к истокам, к первоисточнику. Есть один источник света, из которого бьет вода вечной жизни: само Евангелие, которое является откровением для каждого из нас и для всех нас того, что есть Человек и человеческие отношения.

Что касается до Московской Патриархии, то нас была тогда очень небольшая группа людей, которая это решение приняла на очень простом основании: пока Церковь не исповедует ересь, от нее не отделяются; такой церковный подход. Другой подход: Церковь, которая находится в трагическом положении, не должна быть покинута своими детьми. Это не был просто иной или не относящийся к делу подход. Мы ничего, конечно, для Русской Церкви сделать не могли: нас было человек пятьдесят на Западную Европу, мы вообще никакого значения не имели. Но мы чувствовали: этим мы свидетельствуем, что Русская Церковь есть Церковь – святая, наша, Христова – и этого было достаточно…

Люди шли в Патриаршую Церковь, не потому что у них были те или другие общественные или политические убеждения; они шли, потому что она – Русская Церковь, она ничем не изменила Христу, и мы хотим стоять рядом с ней или быть в ней. У нас было чувство, что она нас держит и несет на своих руках (и до сих пор это чувство есть)…

Я считаю, что те, кто в двадцатые-тридцатые годы отошли от Патриаршей Церкви в этом порядке, – изменили какой-то и церковной, и человеческой правде.

Архиепископ Антоний был главным кандидатом на престол патриарха, но жребий избрал Тихона

Вскоре архиепископа Антония избрали на Всероссийский Поместный Собор 15 августа 1917, где тот стал представителем монашествующих. Однако его роль быстро поменялась, и уже через день архиерея восстановили на кафедру Харькова.

Архиепископ Антоний стал главным кандидатом на престол патриарха. Голоса распределялись так:

  • Архиепископ Антоний — 309;
  • Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 159;
  • Митрополит Московский Тихон (Беллавин) — 148.

309

голосов поддержали кандидатуру Антония на престол патриарха, в 2 раза больше, чем соперников

Архиепископ Антоний выступал в пользу патриаршества, и его речи производили большое впечатление на публику. Но жребием патриарха выбрали Тихона, который сразу же отметил заслуги Антония.

Далее, в конце осени 1917 года, Антоний становится Митрополитом Харьковским и Ахтырским. В 1918 он стал митрополитом Киевским и Галицким.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: