Борец за правду, страдалец за мир и благоденствие нашего Отечества. О жизни и подвиге митрополита Московского Филиппа

5 января Церковь чтит память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп является одной из самых значимых и трагичных фигур в русской истории. Ради спасения людей он не побоялся идти против царя Иоанна Грозного. Ради утверждения правды он выступил против всеобщей лжи, против служилых царских пастырей, бояр и прочего недоброго царского окружения. Митрополит Филипп был лишен сана, отправлен в заточение и зверски убит. Но в своей борьбе за правду он вышел победителем.

Происхождение будущего святителя

Святитель Московский и всея Руси Филипп (Колычев) происходил из знатного и древнего боярского рода Ко­лычевых, известного уже в XIII веке. Отец Филиппа, боярин Стефан Иоаннович, был сановником при дворе великого князя Василия Иоанновича (1505-1533 гг.) и пользовался его расположением и любовью. Однако, несмотря на свой сан, он отличался редкими душев­ными качествами: праведностью, мужеством и милосердием. И супруга его Варвара, впоследст­вии принявшая иноческий сан с именем Вар­сонофии, была женщиной благочести­вой. 11 февраля 1507 года у них родился первенец, которого они назвали Феодо­ром, это и был будущий митрополит Московский и всея Руси Филипп. Родители Феодора приложили силы к тому, чтобы дать своему сыну самое хорошее воспитание.

Благочестивая Варвара вложи­ла в чис­тую душу ребенка семена добра и благо­честия. Когда же Феодор подрос, его сразу же отдали учиться грамоте. Книжное учение в школах того времени было пре­имущественно церковным. Феодор при­лежно взялся за учение и вскоре его полюбил. Фео­дора не привлекали ни шумные детские игры, ни веселия товарищей. Равнодушный к мирским развлечениям, богобоязненный отрок имел свои привязанности. С первых же шагов своего учения он полюбил чтение богослужебных книг Священного Писания, творений Святых Отцов и особенно жизнеописаний «прежде живших и досточудных мужей», откуда он почерпал уро­ки праведной жизни. Впро­чем, живя в доме родителей, Феодор не чуждался и мирских занятий: вникал в жи­тейские хозяйственные дела и скоро приобрел весьма боль­шую опытность в домостроительстве. Это видно уже из того, что впоследствии на Соловках он явил себя образцовым хозяином.

Феодору, как сыну знатного боярина, предстояла высокая служебная деятель­ность. Ему нужно было служить в рядах воинских и должностях придворных. Но такие занятия не были по душе Феодору, его сердце и ум стремились к богомыслию, а все его старания были направлены к тому, чтобы исполнить заповеди Господни.

Целомудренный, скромный и обходительный со всеми, Феодор не мог поэтому сойтись со своими сверстни­ками. Он бегал, как огня, ветреных и знатных юношей с их удалью и ве­се­лым провождением времени, предпочитая им людей пожилых и опытных, в беседах с которыми старался почерпать для себя душевную пользу. Такая степенность не по летам, чрезвычайное благоразумие в поступках и другие добрые качества Феодора возбуждали всеобщее удивление и радовали его благо­честивых родителей.

Побег из дома

Из Москвы будущий святитель Филипп бежал еще в юности. Сам из знатного рода Колычевых, он не хотел участвовать в боярских разборках при царе-подростке, будущем Иване Грозном. Да и не имел склонности к придворной жизни, любил больше посидеть с книжкой, не только божественной, но и из фортификационной науки, и инженерной, и исторической, и земледельческой.
Все это пригодилось ему позже, на Соловках, где он выстроит современнейшую для своего времени ирригационную систему, а в теплицах будут выращивать дыни.

Из богатого дома Федор Колычев бежал без денег и тайно, а по дороге нанимался пасти крестьянское стадо, получая свой хлеб. Он хотел стать монахом. Добравшись до Соловков, Федор Колычев принял иноческий постриг с именем Филиппа.


Фёдор Колычев покидает родительский дом; клеймо житийной иконы

Приближенный к царю

Когда Феодору исполнилось двадцать шесть лет, слух о благонравии юноши, принадлежа­щего к одной из знатных фамилий, достиг царского двора. Имя Феодора Колычева стало известным самому великому князю Василию (25 марта 1479 — 3 декабря 1533 гг.). Но вскоре князь умер. И только после воцарения его сына — Иоанна IV (25 августа 1530 — 18 марта 1584 гг.) Феодор был призван на службу к царскому двору вместе с другими боярскими детьми.


Иоанн IV Васильевич

За свои прекрасные качества он был скоро приближен к государю, который вскоре полюбил Феодора. И эта привязанность постоянно усиливалась. Какая блестящая карьера ожидала впоследствии этого молодого придворного! Но не могли прельстить Феодора его успехи в придворной жизни. С раннего детства научившись смирению, послу­шанию и целомуд­рию, Феодор был уже недалек от решимости посвятить всего себя служению Богу. Именно поэтому он не вступал в супружескую жизнь в том возрасте, в котором, по обычаю времени, вступали другие. И вот вскоре настал час, когда сам Бог призвал его к жизни лучшей. Правление Елены Глинской (ок. 1508 — 4 апреля 1538 гг.), матери Иоанна IV, полно было смутами и раздорами среди бояр. Само­властие ее любимца, князя-временщика Телепнева-Оболенского (ум. 1539 г.), вызвало против себя возмущение государева дяди — князя Андрея Ивановича Стариц­кого (5 августа 1490 — 11 декабря 1537 гг.).

В его поддержку выступили вместе с другими и некоторые из бояр Колычевых. Мало того что дело князя Андрея не увенчалось успехом, так еще он был заключен в темницу, где и умер. Его приверженцы также подверглись жестоким казням. Эти несчастные события не могли не подействовать на впечатлительную душу Феодора. Он стал жалеть, что ранее не уединился от мирской жизни. Тут же он решил удалиться от мирской суеты. Еще в раннем детстве он слышал о Соловецком острове. Именно туда решил уйти Феодор. А было ему уже тридцать лет.

Начало монашеского пути. Соловецкая обитель

С тех пор Феодор непрестанно обращается к Богу с молитвой, прося себе помощи и духовного водительства. Сменив наряд царедворца на одежды простолюдина, Феодор тайно оставляет Москву, взяв с собой только хлеб. Между тем его родители, не зная, куда скрылся их любимый сын, искали его по всей Москве и окрестным городам и селам. И после напрасных поисков преда­лись безутешной печали, считая его умершим. Но Феодор был тогда уже далеко. Он плыл по морю к святой обители Со­ло­вецкой.


Соловецкий монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского

Оказавшись на месте, он получил благословение от игумена Алексия и принял возложенные на него послушания. Вскоре Феодор был пострижен и наречен в монашестве Филиппом.

Суровая подвижническая жизнь Филиппа не могла укрыться от общего внимания; все начали говорить о нем, как о примерном иноке, и весьма скоро своим смирением и благочестием он приобрел всеобщую любовь и уважение. А его наставник старец Иона, радуясь за своего ученика, пророчески предсказал о нем: «Сей будет настоятелем в обители нашей». С благословения игумена Филипп удалился из монастыря в глубину острова, в пустынный и непроходимый лес, и стал там жить, незримый людьми.

Прошло девять лет иноческой жизни Филиппа. Алексий в силу своей старости и недугов захотел передать должность настоятеля Филиппу, его решение поддержала братия. Вскоре Филипп был рукоположен во пресвитера. Через полтора года упокоился настоятель обители игумен Алексий. Похоронив старца, братия обители по общему совету, как прежде, стала умо­лять Филиппа принять над ними старейшинство. И тот, сознавая себя законным настоятелем обители, с благословения архиепископа Феодосия снова принял игуменство. Вновь поставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров преподобным Саватием, обрел каменный крест, который когда-то стоял перед келией преподобного. Были найдены Псалтырь, принадлежавший преподобному Зосиме, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.

Обитель духовно начала возрождаться. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Игумен Филипп построил на Соловках два храма: трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и храм Преображения Господня. Игумен сам помогал класть стены Преображенского храма. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин, Яренгские чудотворцы, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов Филипп часто удалялся в пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В период его игуменства им был составлен «Устав о монастырском платье» («по скольку кто из братии должен иметь в келий одежды и обуви»). О литературном и ораторском таланте Филиппа свидетельствуют приводимые в его житии обличительные речи против Ивана Грозного. По мнению исследователей, они основаны на подлинных речах Филиппа, в которых он для придания им ярких образов использовал цитаты из популярного на Руси «Поучения Агапита» (византийский памятник, известный в русском переводе с XIV века).

Призвание к иночеству

Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

Митрополит Московский и всея Руси

В Москве о Соловецком пустыннике вспомнил любивший его в отроческие годы царь Иоанн Васильевич. Он надеялся, что найдет в Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Филипп долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Православной Церкви, но все же царю удалось уговорить соловецкого игумена возложить на себя сан митрополита. 25 июля 1566 года в Успенском соборе в присутствии царя и царской фамилии, всего двора и народа торжественно совершено было рукоположение Филиппа в митро­полита Московского и всея Руси.


Успенский собор Кремля

Однако духовной близости митрополит Филипп с Иоанном IV не чувствовал. Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину. Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты.

Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг., привела к решению Филиппа противостать Иоанну Грозному. В июле 1567 года были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к глав­нейшим нашим боярам с приглашением отъехать в Литву. Начались страшнейшие казни. Не только бояре, обвиненные в измене, погибали в страшных муках, но пострадали даже многие граждане. Пользуясь неограниченным доверием царя, вооруженные опричники под видом искоренения крамолы неистовствовали в Москве. Убивали всех ненавистных им лиц и отбирали их имущество.


Иоанн Грозный и митрополит Филипп. Художник О. Кузьмин

Митрополит Филипп, видя непрекращающиеся бесчинства опричников, решил, наконец, обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие. Но прежде чем сделать это, он постарался привлечь к этому высокому делу пастырей Церкви, молчаливо покорявшихся всем приказаниям грозного царя. Призывая их к самоотвержению, он говорил им:

На то ли собрались вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить истину? Но ваше молчание душу цареву в грех вводит и своей душе делает горшую погибель, а православной вере наносит скорбь и смущение. Боитесь ли лишиться славы тленныя, но никакой сан мира сего не избавит вас от муки вечной, если преступим заповедь Христову и забудем наш долг пещись о благочестии благоверного царя, о мире и благоденствии всего православного христианства. На то ли взираете, что молчит царский синклит? Но бояре связаны попечениями житейски­ми, нас же Господь освободил от них. Мы поставлены право править великую истину, хотя бы и душу положили за порученное стадо. Вы сами знаете, что за исти­ну будете истязуемы в день судный.

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я. П. Турлыгин
На горячий призыв митрополита откликнулся только Казанский архиепископ Герман, он встал на сторону Филиппа, поддерживая и сочувствуя ему. Другие же пастыри не только испугались, но даже пытались помешать и навредить предстоятелю Церкви. Не случайно, видимо, и спустя 80 лет большинство бояр и архипастырей также затворили уста во время безумной церковной реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. И в наши года мы видим, как многие призванные к государственной и духовной власти взирают равнодушно на беззакония и народные страдания.

Умер писатель-социалист Александр Иванович Герцен

Обсуждение: 17 комментариев

  1. Олегъ:
    23.01.2008 в 00:00

    а зачем подложное житие перепечатывать, не задумываясь? Царь Иоанн Святой великомученик, а вы клеветы всякие на него масонские распространяете. Удалите от греха подальше.

  2. Геннадий:

    23.01.2008 в 00:00

    Возможно и было много перегибов при опричнине, но в этой статье св. Государя Иоанна уж совсем как дьявола и закостенелого язычника изобразили. Многие даже говорят о том, что Митр.Филиппа постигла мученическая кончина от руг Царя. а ведь почитаем мы святителя, а не священомученика! об опричнине и Грозном Царе хорошо раскрыл приснопамятный Митр.Иоанн (Снычев) в «Самодержавии Духа».

  3. М.В. Назаров:

    23.01.2008 в 00:00

    Ну вот опять начинается фоменковщина в православной упаковке. Милостивые государи Олег и Геннадий. В чем подложность этого жития из официально признанного каноничного церковного источника? Что же столько столетий Церковь ошибалась, а Вы знаете лучше? Прекратите хулу на Церковь.

  4. свящ. Павелъ Буровъ:

    23.01.2008 в 00:00

    А хулу на Царя? Митрополит Иоанн убедительно показал, откуда грязь льётся. И сейчас достаточно литературы, дающей иную т.зрения. Это необходимо учитывать, чтоб не оскорблять почитающих св. Царя!

  5. М.В. Назаров:

    23.01.2008 в 00:00

    Дорогой отец Павел! Вышеприведенное жизнеописание свт. Филиппа имеется во всех житиях, издания РПЦ и РПЦЗ. Полагаю, что составители жития — свт. Димитрий Ростовский и до него — не намеревались этим хулить Иоанна Грозного. Следует его защищать от многих клевет, но тут что было — то было. Неужели приведены ложные слова свт. Филиппа? Неужели его не сослал Царь за это обличение? Так Царя искушали бесы за его удерживающее служение. Он не безгрешен. Иначе мы впадаем в православную фоменковщину. Прошу Вас, о. Павел открыть ссылку в начале статьи на Иоанна Грозного — мне кажется, это взвешенная, согласная с церковной традицией его оценка.

  6. свящ. Павелъ Буровъ:

    23.01.2008 в 00:00

    И всё же думается, Михаил Викторович, необходимы соответствующие оговорки. Конечно не безгрешен был Царь, но многое из написаннаго ныне вполне обоснованно подвергается сомнению, т.к. и в те далёкие времена случались ошибки. Откуда, например, известно, что Малюта задушил святителя? Мы ведь и сейчас можем убедиться, как легко и прочно могут укореняться в сознании самые нелепые клеветы…

  7. Ирина:

    24.01.2008 в 00:00

    Труды митр. Иоанна и его понимание личности Иоанна Грозного и истории его царствования заслуживают внимания, хотя м.б. и небесспорны. Во всяком случае вопрос требует исследования. Например, в «Полном месяцеслове Востока» имеется указание, что в рукописных святцах 1621г.из собр. Ундольского под 10 июня значится: «обретение телеси царя Ивана» (изд.1901г.,с.357). Е.Голубинский (изд. 1903г.,с.358) поясняет: «Под царем Иваном, конечно, разумеется Грозный… во всяком случае не совсем ожиданно, что Грозный внесен в каталог святых». При том что свт. Филипп был местно почитаем уже с конца XVI в. Как могли одновременно почитаться святитель и его якобы убийца?

  8. М.В. Назаров:

    24.01.2008 в 00:00

    О том, что святителя задушил Малюта, упоминается в указанных канонических житиях. Если это ошибка, в которую наши святые предки с того самого времени поверили и повторяли из поколения в поколение, то недоверие к ним (а следовательно и к церковному тексту жития) и опровержение его должно быть фактически обосновано специалистами (а не ревнителями-любителями) и утверждено официально, для этого недостаточно простое сомнение или отрицание. Специально этим вопросом я не занимался, т.к. доверяю устоявшемуся церковному тексту, составленному нашими предками. В еще большей мере это касается современной апологетики Государя Иоанна Грозного, в чем, с моей точки зрения, многие ревнители из благих побуждений очистить его имя от клеветы перегибают палку, отрицая очевидное в духе фоменковщины.

  9. Геннадий:

    02.02.2008 в 00:00

    Михаил Викторович, никто не хулит Церковь. я этим вопросом (Иоанна Грозного) тоже специально не занимался, а потому и не специалист в данном деле. Но Ирина права : «Как могли одновременно почитаться святитель и его якобы убийца?». И то что я писал сперва : Св. Филипп почитается именно как Святитель, а не Священомученик, как например Патр.Ермоген. это ведь тоже не ошибка наших святых предков?

  10. М.В. Назаров — Геннадию:

    02.02.2008 в 00:00

    «Как могли одновременно почитаться святитель и его якобы убийца?» — А разве убийца его почитается? «Св. Филипп почитается именно как Святитель, а не Священомученик» — это не так. Нередко его называют священномучеником (легко найдете в интеренете), хотя тут неточность, видимо, в том, что мучениками называют умученных за Христа иноверцами, чего в данном случае не усматривается. Не понимаю, зачем оспаривать каноничное Житие свт. Филиппа, где сказано о его обличениях Грозного и о его удушении Малютой? Зачем оспаривать то, что Церковь веками считает истиной и не пересматривала ее?

  11. Надежда:

    02.02.2008 в 00:00

    Священномученик и исповедник Филипп митрополит Московский: https://www.sedmitza.ru/index.html?sid=320&did=7942&p_comment=national ; https://www.solovki-science.ru/hystory.htm

  12. Геннадий:

    05.02.2008 в 00:00

    «Как могли одновременно почитаться святитель и его якобы убийца?» — А разве убийца его почитается?» — здесь я имел ввиду, что многие считают Иоанна Грозного непосредственным убийцей Святителя. Неисключено, что Малюта убил его и без ведома Царя. я не хочу и не пытаюсь оспаривать канонические жития и святость подвижников Церкви. здесь вопрос был в том, что на Грозного и без того выливается и по сей день множество лжи и грязи, в то время как даже многие верующие не знают об обретении его телеси еще в 17 веке.

  13. Геннадий (продолжение):

    05.02.2008 в 00:00

    Конечно, нельзя замалчивать многие неверные действия Царя( многие из которых были возможно и без его ведома, верно что его искушали бесы), но в рамках противоборства мировых сил добра и зла наиболее верной мне кажется позиция приснопамятного митр.Иоанна (Снычева). а вообще — Господь никого из Своих людей не забудет в Царствии Своем. Спаси Господи! / все не мог понять из-за чего сообщение не отправлялось — превышение размера

  14. timetohelp:

    20.04.2008 в 00:00

    Благотворительная организация «Время помогать»- это клуб друзей Ломоносовского Дома Ребенка, сообщество людей, объединенных целью безвозмездно и добровольно помогать детям-отказникам, проживающим в Доме Ребенка г.Ораниенбаума(Ломоносова) Ленинградской Области. В доме проживают дети сироты -около 100 малышей в возрасте от рождения до 4 лет. данные детей сирот

    благотворительный детский фонд

  15. * * *:

    21.04.2008 в 00:00

    Вполне возможно, что Малюта Скуратов перестарался — Царь Иоанн вовсе не поручал ему убивать святителя. Но ссылка его — тоже ведь не похвальное дело.

  16. Алексей Геннадьевич:

    23.01.2009 в 00:00

    «Похабное клеветническое «соловецкое житие» сочинил «старец Семион» (пристав Кобылин. Да да! Это именно тот самый, сосланный на соловки телохранитель Святителя Филиппа, из-за оплошности, либо при непосредственном участии которого, неизвестным удалось убить Святителя) в содружестве с Соловецкими монахами, которые в 1568 году выступали главными лжесвидетелями на суде против Святителя. Хорошая компания, неправда-ли?! То, что эти иуды-черноризцы заврались окончательно, явственно следует из того, что Святитель Филипп был убит за 3 дня до приезда к нему верного Царского Слуги – инока Григория (Малюты-Скуратова), – который прибыл в Тверь только НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, на погребение Святого. А потому, ну ни при какий условиях не мог самолично убить Святителя. Весьма примечателен тот факт, что данного ″жития″ в четий-минеях Святителя Димитрий Ростовского НЕТ! В начале XX века при переводе на русский язык профессора-масоны (под предлогом «исправления» «ошибок») исказили труд Свят. Димитрия. Эти извечные «друзья» Православия «переправили» на свой (масонский лад) многие жития Святых, в том числе, включили и похабное «соловецкое житие».»

  17. МВН:

    22.01.2012 в 00:00

    Давайте будем уважать русскую историческую науку и церковную традицию, а не повторять «благочестивые» перепевы одних и тех же «ревнительских» выдумок. На нашем форуме есть тема про Государя Иоанна Грозного. Там в дискуссии приведены различные аргементы и факты. Желательно ознакомиться с ними, чтобы не повторять то, что не соответствует истине (например, и святцы Коряжемского монастыря, и «Полный месяцеслов Востока», и проф. Голубинский не дают оснований считать Царя Грозного «святым»). См. дискуссию: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=71&t=1577 И там в частности о мнении проф. Голубинского, который как раз не считал Грозного «святым»: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=38685#p38685

Обличение царской неправды

Осенью 1567 года царь выступил в поход на Ливонию, именно тогда ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками, и вновь было пролито много крови. В Крестопоклонную Неделю, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, митрополит Филипп отказался благословить его и стал открыто порицать беззакония, которые творили опричники: «учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине». Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Царь Иоанн Грозный в гневе сказал: «Нам ли противишься? Увидим твердость твою! — Я был слишком мягок с вами».


Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. В. В. Пукирев

Возведение на свещник святительского служения

Иоанн Грозный с детства знал Филиппа и призвал его в Москву, предложив стать митрополитом. При первом представлении царю Филипп только просил отпустить его назад в Соловки. Со слезами он умолял Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого».

Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал упразднения опричнины. Никто не смел говорить царю правды; один Филипп сказал: “Я повинуюсь твоей воле, но оставь Опричнину, иначе мне быть в митрополитах невозможно. Твое дело не богоугодное; сам Господь сказал: аще царство разделится, запустеет! На такое дело нет и не будет тебе нашего благословения… Показывай нам пример добрыми делами, а грех влечет тебя в геенну огненную. Наш общий владыка Христос повелел любить Бога и любить ближнего как самого себя: в этом весь закон”.

Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

По-видимому, царь подал ему какую-нибудь надежду на исправление. Филипп дал грамоту не вступаться в царский домовый обиход и был поставлен в митрополиты 25 июля 1566 года. В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) с опричниной действительно стало полегче, но так было недолго. Некоторое время царь действительно воздерживался от излишней жесткости в правлении, но потом все вернулось на круги своя.Филипп нередко являлся к царю ходатаем за опальных и старался наставлять его. Царь объяснял жесткие меры тем, что кругом его тайные враги. Филипп пытался призвать его к миру.Несколько раз в уединенных беседах с царем он старался вразумить его, но затем решился действовать открыто.

“Молчи, отче, – говорил Иоанн, – молчи, повторяю тебе, и благословляй нас по нашему изволению!”

“Наше молчание, – отвечал Филипп, – ведет тебя к греху и всенародной гибели. Господь заповедал нам душу свою полагать за други свои”.

“Не прекословь державе нашей, – сказал царь, – а не то гнев мой постигнет тебя, или оставь свой сан!”

“Я, – отвечал Филипп, – не просил тебя о сане, не посылал к тебе ходатаев, никого не подкупал; зачем сам взял меня из пустыни? Если ты дерзаешь поступать против закона, – твори, как хочешь, а я не буду слабеть, когда приходит время подвига”.

Царь осерчал на настойчивого митрополита и не допускал его к себе. Митрополит Филипп мог видеть царя только в церкви. Многие любимцы государя невзлюбили Филиппа и плели против него интриги.


Противостояние

31 марта 1568 года, в крестопоклонную неделю, Иван Грозный приехал к обедне в Успенский собор с толпою опричников. Митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь вошел Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были одеты довольно воинственно. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя.

Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу… У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».

Иоанн гневно воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». «Царю благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». 28 июля, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду с целью унизить царя перед народом. Тогда Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.

Церковный суд над митрополитом Филиппом

Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь митрополита-исповедника была решена. Но Иоанн Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой Русской Церкви. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии поредевшей Боярской думы. Это было 4 ноября.


Арест митрополита Филиппа. Художник Сергей Шелковый

В назначенный час прибыли сам государь и невинно обвиняемый перво­святитель; облаченный в святительские одежды, предстал он на суд. Началось чтение доносов, но обвинителей налицо не было, ибо царь побоялся дать свя­тому очную ставку с клеветниками. По прочтении доносов остановились, чтобы выслушать обвиняемо­го. Филипп, считая излишним оправдываться, ибо знал, что его участь уже заранее решена, обратился к царю с такими сло­вам:

Государь и великий князь! Ты думаешь, я боюсь тебя или смерти? Нет! Лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть все эти ужасы беззакония. Твори, что тебе угодно. Вот жезл пастырский, вот клобук и мантия, которыми ты хотел меня возвеличить. А вы, служители алтаря, — продолжал святитель, обращаясь к епископам, — пасите верно стадо Христово: готовьтесь дать ответ Богу и страшитесь Царя Небесного более, чем земного.

Сказав эти слова, святой Филипп снял с себя знаки своего достоинства и хотел удалиться, но царь остановил его, сказав, что ему должно еще ожидать соборного определения, а не быть своим судьей. Принудил его взять обратно одежду святителя и еще служить обедню 8 ноября. Это был праздник Архангела Михаила. Митрополит Филипп в полном святи­тель­ском облачении служил Литургию в Успенском соборе, как вдруг с шумом растворились двери церковные и в собор вошел царский любимец Алексей Басманов с толпой воинов и опричников. Басманов приказал прочитать вслух перед всем народом царский указ и приговор собора о низложении митрополита, причем оглашены были и все клеветы на него. По окончании чтения пришедшие с яростью кинулись на святителя и стали срывать с него священные одежды. Митрополит Филипп не сму­тился духом и старался успокоить свой клир. Накинув на плечи Филиппа оборванную и грязную рясу простого инока, опричники вытащили его из храма, били метлами по голове, посадили на дров­ни и, осыпая бранью и побоями, повезли в Богоявленский монастырь. Пред вратами обители святой Филипп в последний раз обратился к окружающей его пастве с утешительными словами:

Все это принял я ради вашего блага, чтобы умиротворилось смятение ваше. Если бы не любовь к вам, ни одного дня не хотел бы здесь оставаться, но удер­жало меня слово Божие: Пастырь добрый душу свою полагает за овца (Ин. 10, 11).

Тогда же прозвучали пророческие слова митрополита о судьбе Русской Церкви:

О чада, скорбно сие разлучение, но я радуюсь, что сие приобрел ради Церкви; настало время ее вдовства, ибо пастыри, как наемники, презираемы будут. Не удержат они здесь своей кафедры и не будут погребены в своей соборной церкви Матери Божией.

Это пророчество окончательно исполнилось через несколько десятилетий. во время реформ патриарха Никона, когда большинство архипастырей повели себя как «наемники», отпали от правой веры и в Церкви наступил период вдовства. Приняв последнее благословение от святителя, народ в смущении разошелся по своим домам, а Филипп был заключен в обитель. «Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь». Наконец, отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь.


Тверской Успенский Отроч монастырь

Убийство опального митрополита

Прошло около года, как святой Филипп был в заточении. В декабре 1569 года царь Иоанн Грозный двинулся с войском на Новгород, чтобы покарать его за мнимую измену. Когда же при­близился к Твери, вспомнил о заключенном здесь митрополите Филиппе и послал к нему злейшего из своих опричников, Малюту Скуратова, якобы за благословением.


Митрополит Филипп в заточении. Фрагмент иконы

Филипп, предчувствуя свою кончину, говорил окружающим: «Настало время совершения моего подвига; отшествие мое близко». И, приобщившись Святых Таин, спокойно ждал своего конца. Малюта вошел в келию и, смиренно кланяясь, сказал святому: «Владыко, подай благословение царю идти в Великий Новгород».


А. Новоскольцев. Последние минуты жизни митрополита Филиппа

Зная, зачем пришел посланец царский, святой Филипп ему ответил: «Делай то, зачем ты пришел ко мне, и не искушай меня, лестью испрашивая дар Божий». Тут же опальный митрополит обратился к Богу с молитвой.


Митрополит Филипп и Малюта Скуратов. Николай Неврев, 1898 год

Малюта взял подушку и задушил ею святого Филиппа. Потом поспешно вышел из кельи и, сообщив о смерти его настоятелю и братии, стал уко­рять их в небрежении к узнику, который будто бы умер от чрезмерного угара в келье. Малюта приказал вырыть глубокую яму за алтарем соборной церкви и там погребсти многострадальное тело святителя Христова. Не было при этом ни звона колоколов, ни благоухания фимиама, ни, быть может, самого пения церковного, ибо злой опричник спешил скрыть следы своего преступления. И как только могила была сравнена с землей, он немедленно уехал из обители.

Малюта Скуратов убивает митрополита Филиппа. Фрагмент иконы святителя Филиппа

Но скоро гнев Божий постиг гонителей замученного митрополита. Малюта Скуратов в скором времени был убит. Гнев царя постиг всех пастырей, клеветавших на Филиппа, мучивших его, отвернувшихся от него в дни тяжких испытаний.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]