Преподобная Параскева Топловская (Родимцева), игумения


Игум. Параскева (Родимцева)

Параскева (Родимцева)
(1849 — 1928), игумения Топловского монастыря, преподобная Память 3 декабря (Симфер.)

В миру Ольга Ивановна Родимцева, родилась в 1849 году в Москве в благочестивой купеческой (по другим сведениям, мещанской) семье.

В 1871 году, в возрасте 22 лет, поступила в Московский Страстной монастырь.

В 1874 году была определена в число сестёр и облечена в рясофор с наречением имени Вячеславы.

В 1875 году игумения Страстного монастыря Валерия (Боде) получила благословение перейти в Топловский монастырь и пожелала взять с собой инокиню Вячеславу. Верная иноческому послушанию, та с радостью согласилась.

В Топловской обители инокиня Вячеслава с первых же дней проявила себя ревностной, ищущей строго монашеского делания подвижницей. Постоянные упражнения в посте и молитве, чтение Священного Писания и святых отцов принесли свои плоды. Еётрезвенность и рассудительность были отмечены сёстрами, мудрая распорядительность — священноначалием. И вскоре при единодушном одобрении насельниц она была избрана секретарём монастырского совета, а позже — казначеей.

16 июня 1889 года пострижена в монашество с наречением имени Параскевы епископом Таврическим Мартинианом (Муратовским).

В декабре этого же года назначена настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 года возведена в сан игумении.

Матушка вела строгую подвижническую жизнь, непрестанно молилась, была кроткой, нестяжательной и страннолюбивой. Трудами и молитвами преподобной Параскевы устраивалась Топловская обитель, строился трёхпрестольный Свято-Троицкий собор, а также другие храмы на монастырских подворьях в Феодосии, Симферополе, Старом Крыму и Керчи, много церковно-хозяйственных зданий. Благодаря значительным пожертвованиям в монастыре был разбит фруктовый сад, организовано два хутора для хозяйственных нужд. В 1897 г. по инициативе игумении Параскевы была воздвигнута больница с домовой церковью в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Для священнослужителей был построен отдельный дом, а также небольшая церковь и училище на Казанском подворье в Феодосии.

После революции все земли и сады, которые с таким успехом возделывались сестрами обители, были переданы государству. На территории монастыря был организован «Советский санаторий». Чтоб сохранить уставную монашескую жизнь обители игумения Параскева предложила создать женскую сельскохозяственную артель, которая потом получила название «Женский труд» и была зарегистрирована в 1922 году. Это мудрое решение на некоторое время сохранило монастырь. Как и прежде, ежедневно совершалась Божественная Литургия, сёстры несли обычные послушания. Своей ближайшей помощнице монахине Поликсении (Шляховой) игумения говорила: «Наблюдай внимательно, чтобы не было забыто ни одно из монастырских законоположений, содержимых по учению апостольскому и преданию святых отцов. Свято храните блаженное и единодушное общежитие»

.

Икона прп. Параскевы Топловской

Безбожники обратились в КрымЦИК с просьбой «утвердить ликвидацию церквей бывшего Топловского монастыря», и храмы были опечатаны. Этому воспротивились верующие окрестных деревень, и подали заявление в КрымЦИК о возвращении опечатанных храмов. Духовный подъем был настолько велик, что можно без преувеличения говорить о подвиге исповедничества простых крестьян, решившихся вступиться за свои святыни. Безбожники знали, что за всем этим стоит игумения Параскева, но ничего не могли сделать. Храмы не открыли, но верующие не сдавались. По духовному рассуждению игумения с сёстрами решили игнорировать все увеличивающееся давление властей и угрозы вероятной расправы, главное их внимание сосредоточивалось на внутреннем делании. Игумения учила сестер «быть всегда готовыми умереть за веру Христову, за чистоту учения Православной Божией Церкви»
и говорила, что она
«уверена о Господе, что каждая из вас, и старая и молодая, благодатью Святого Духа никогда ни в одной йоте не изменит святому Православию, примет и мучение и даже смерть за всякую истину Божию».
7 сентября 1928 года власти ликвидировали сельхозартель «Женский труд».

Игумения Параскева скончалась 16 декабря 1928 года от паралича сердца, проболев всего полтора часа. Перед кончиной она исповедалась и причастилась святых Христовых Тайн. Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но её могила была разорена искателями «сокровищ». Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: «Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)»

. Сейчас надгробие находится внутри часовни.

Игумения Параскева причислена к лику местночтимых святых Симферопольской епархии решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года. День памяти установлено совершать 3 декабря. 11 июля 2010 года состоялось торжественное прославление святой преподобной Параскевы Топловской. Чин возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В день прославления, 11 июля, в Топловской обители также совершается память прп. Параскевы [1].

Мощи преподобной обретены, прошли экспертизу, которая полностью подтвердила их подлинность. Сейчас они находятся в Параскевинском храме обители.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Преподо́бная ма́ти на́ша Параске́во,/ бога́тство и сла́ву ми́ра сего́ презре́ла еси́,/ измла́да уневе́стилася еси́ красне́йшему па́че все́х Христу,/ кре́ст взе́мше и с него́ да́же до сме́рти не сше́дше./ Чистоту́ душе́вную и теле́сную Го́сподеви в да́р принесла́ еси,/ безкро́вными страда́ньми Ему́ угоди́ла еси́:/ в Небе́сней оби́тели ны́не пребыва́еши,/ помина́й на́с чту́щих сла́вную па́мять твою.

Тропарь, глас 1

От ю́ности твоея́ уневе́стилася еси́ Христу́/ и Тому́ Еди́ному рабо́тала еси́, Параске́во богому́драя./ Егда́ богоспаса́емую оби́тель твою́ хи́щныя богобо́рцы обложи́ша,/ по́двигом испове́дничества увенча́лася еси́./ Те́мже и на́с в доброде́телех с любо́вию вразуми́ тве́рдо стоя́ти/ в правосла́вной ве́ре и благоче́стии.

Кондак, глас 2

Во оби́тели То́пловстей всели́лася еси́, Параске́во блаже́нная,/ мирски́й мяте́ж и челове́ческое лука́вство презре́ла́ еси́./ Те́мже и Бог превознесе́ тя́ во времена́ лютых гоне́ний./ Укрепи́ малоду́шныя и загради́ уста́ ху́лящих Святу́ю Це́рковь,/ от вся́ких находя́щих зо́л изба́ви на́с/ моли́твами твои́ми со умиле́нием зову́щих:/ Ра́дуйся, похвало́ земли́ на́шея и утвержде́ние.

Молитва преподобной Параскеве Топловской

О, преподо́бная и му́драя ма́ти на́ша Параске́во! В жи́зни се́й вре́менней, непреста́нно Христу́ рабо́тати навы́кшая, в послушании, посте́ и моли́тве при́сно пребы́вшая, благоче́стно житие́ твое́ сконча́вшая и стяжа́вшая неувяда́емый сла́вы вене́ц! Приими́ сие́ моле́ние на́ше ма́лое с любо́вию и слеза́ми тебе́ приноси́мое. Просвети́ тьму́ на́шу луча́ми пресве́тлыми боже́ственных доброде́телей твои́х. Изле́й на на́с, ча́д твои́х, еле́й ми́лостей и благодея́ний твои́х. Стру́пы грехо́вныя умягчи́, ра́ны душе́вныя и теле́сныя исцели́, в не́мощех су́щия посети́ и уте́ши. О, блаже́нная и кро́ткая ма́ти на́ша, не оста́ви на́с си́рых! И я́коже не оста́вила еси́ оби́тели твоея́ по успе́нии твое́м, пребыва́я та́мо те́лом, душе́ю же на небесе́х, та́ко и ны́не не оста́ви на́с в доброде́тели убо́гих. Изба́ви на́с всемо́щным твои́м, е́же к Бо́гу, предста́тельством от бе́д и искуше́ний, находя́щих на ны́ по грехо́м на́шим. Умоли́ Человеколю́бца Христа́ дарова́ти на́м оставле́ние грехо́в, да невозбра́нно про́йдем по́прище вре́меннаго жития́ сего́ и вни́дем в ра́дость ве́чную со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Обитель Трех Параскев

Государственная же политика того времени предполагала активное заселение этих территорий, и в рамках этой политики в Крым хлынули переселенцы из различных губерний России и переселенцы-колонисты из Западной Европы. Кроме того, множество земель щедро раздаривалось. В частности, в 1787 г. императрица Екатерина II во время путешествия по Крыму пожаловала своему камердинеру, таганрогскому греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Правитель Таврической области В.В. Каховский докладывал князю Потемкину: «По повелению Его Светлости план дачи для Захара Константиновича препровождаю. Оная лежит близ Кишлау. Местоположение приятное, земля хорошая и все выгоды к хозяйству имеются”. Действительно, по обилию воды и хорошей почвы долина была одной из плодороднейших в Крыму.

С тех пор урочищем Топлу с чудотворным источником владели потомки Захара Зотова, а ко времени описываемых событий оно перешло по наследству к Феодоре Алексеевне Зотовой. У Феодоры была родная сестра, Ангелина Алексеевна, вдова титулярного советника, губернского секретаря Юрия Ламбири, умершего в 1860 г. Будучи бездетною и не имея наследников, она решила еще при жизни вложить свои средства в богоугодное дело. Хорошо зная, что за источник находится в их владениях, она приобрела у Феодоры 230 десятин хлебопахотной, сенокосной, садовой и лесной земли, приобрела с определенной целью – Ангелина Ламбири хотела, чтобы здесь открылась обитель во имя св. преподобномученицы Параскевы, где женщины, склонные к иночеству, могли бы найти приют, ведь тогда в Крыму не было еще ни одного женского монастыря.

29 июня 1862 г. Ангелина Ламбири обратилась к епископу Алексию с просьбой об учреждении при источнике женской обители и сообщила, что приносит в дар приобретенные ею 230 десятин земли. При этом было поставлено условие, что половина доходов с земли пойдет на содержание обители, а вторая половина будет пожизненно выдаваться сестрам Ангелине и Феодоре, которые хотели проживать в монастыре. После смерти сестер земельный участок переходит в единственное и вечное владение монастыря. Легко представить, с какой радостью было встречено это известие. То, что составляло главное препятствие – частная собственность – было устранено, и к тому же самым благочестивым и богоугодным образом.

Пока Святейший Синод рассматривал ходатайство об испрошении Высочайшего соизволения на открытие обители и на принятие дара, высокопреосвященный Алексий начал действовать. 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с.Салы (ныне с.Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.

Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.

Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.


В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля 1863 г., Владыка Алексий при большом стечении народа торжественно освятил вновь сооруженную церковь, и с того дня в ней начались богослужения. Сначала для служения сюда был направлен из Кизилташской киновии престарелый иеромонах Павел, бывший при этом храме до 1868 г., а потом его место занял иеромонах Бахчисарайского Успенского монастыря Прокопий, который долгие годы был духовным наставником насельниц Параскевиевской обители.

Топловский монастырь открылся 25 сентября 1864 г. В это день, в 9 часов утра, на монастырскую гору поднялся крестный ход из Вознесенской церкви села Кишлав, с иконой преподобного Сергия. Владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после молебна в церкви св. преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию, в конце которой обратился со словом наставления девяти насельницам обители, среди которых была и престарелая болгарка Константина.

Для вновь открытой обители из правил, принятых в Арзамасской, Ардатовской, Дивеевской и Звенигородской женских общин, консистория составила устав, примененный к местным условиям. 25 января 1865 г. владыка Алексий передал его через игумена Парфения подвизающимся в обители. Помимо этого, игумена Парфения назначили попечителем монастыря; он должен был в необходимых случаях помогать сестрам в деле устроения обители и избрать настоятельницу монастыря.

Топловский монастырь сегодня


Возрождение Топловского женского монастыря началось в 1992 году, когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма «Всех скорбящих Радость». Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная.

Первую Божественную литургию 8 августа 1992 года совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец(ныне почивший), настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храм не пустили, поэтому служба была в сквере, под открытым небом. После литургии провели молебен с водосвятием. Этот день совпал со 130-летием со дня закладки первого монастырского храма.

8 июня 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря, его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай)(ныне почившая), возведенная в сан игумении. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 года, а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 году в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы.

Игумения Параскева (Нина Михайловна Тищенко) родилась 19 сентября 1946 года в Черкасской области. Окончила Черкасский педагогический институт, изучила три иностранных языка: английский, французский и испанский. Преподавала в школе и в сельскохозяйственном техникуме. В Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это ее дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 году приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 году ее возвели в сан игумении. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев.

В настоящее время в обители живут около сорока насельниц. У сестер свое хозяйство: огород, коровы, куры, небольшая пасека. В монастыре за годы возрождения восстановлены храмы, открыты купели, отремонтированы трапезная, просфорная, гостиница. Идут другие ремонтные и строительные работы.

В настоящее время монастырю передан принадлежавший ему ранее пруд, в котором матушки начали разведение рыбы. Мечтают монахини возродить мельницу, знаменитые на весь Крым в своё время сады, водопровод из горных источников. Но самое главное, в монастыре идет восстановление Свято-Троицкого собора, недостроенного и взорваного в 30-е годы 20-го века. Так же расширена и заасфальтирована дорога, ведущая в монастырь. В монастыре устроена пекарня, где сестры с молитвой выпекают хлеб, рождественские агнцы, пасхальные куличи и для нужд обители, и для паломников, гостей монастыря. Действует монастырская швейная мастерская, где шьется церковное и монашеское облачение.

Милостью Божией, монастырь возрождается. Богослужебный круг молитвы не прерывается, сестры читают неусыпаемую псалтирь.

Святая преподобномученица Параскева

ЖИТИЕ СВ.ПРЕПОДОБНОМУЧЕННИЦЫ ПАРАСКЕВЫ

Житие святой равноапостольной преподобномученицы Параскевы повествует следующее: она родилась в Риме, в семье благочестивых христиан: Агафона и Политии. Они долгое время не имели детей, и, только после горячих молитв, Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева — пятница, греч.). Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина — Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н.э.) и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам — проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа.

Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда. Тогда последовал новый приказ — бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью.

Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву: «Раба истинного Бога, — просил он, — помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить Параскеву от евангельской проповеди, но, не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частица мощей св.прпмчц.Параскевы имеется и в обители.

Местные крымские жители твердо веровали, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля (по старому стилю) не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су — источник живой, здоровой воды).

Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места.

И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением святой преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением — по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля по старому стилю) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник).

ПРЕПОДОБНАЯ ПАРАСКЕВА, ИГУМЕНИЯ ТОПЛОВСКАЯ

Игумения Параскева, в миру Ольга Ивановна Родимцева(1849-1928), являлась настоятельницей, и управляла Топловской обителью с 1889 по 1928 годы. Родом она была из Москвы. Образование получила в Московском мещанском училище. В 22 года поступила Ольга в Московский Страстной монастырь, где в 1874 году была определена в число сестер и облечена в рясофор с наречением имени Вячеславы. Когда игумения Страстного монастыря Валерия изъявила желание перейти в Топловский монастырь, вместе с ней в Крым в 1875 году прибыла и послушница Вячеслава.

После ухода игумении Валерии из обители, Вячеслава за ней не последовала, а осталась в монастыре и была выбрана секретарем монастырского совета, а позднее — казначеей. В 1884 году за отличную и полезную службу ей было преподано благословение Святейшего Синода и выдана грамота. 16 июня 1889 года владыка Мартиниан постриг ее в монашество с наречением имени Параскевы, в декабре этого же года она была назначена настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 года, в день памяти преподобномученицы Параскевы, своей небесной покровительницы, возведена в сан игумении.

Тридцать девять лет игумения Параскева управляла Топловской обителью, на ее глазах и ее стараниями бедная обитель превратилась в крепкое, хорошо налаженное хозяйство. За труды на пользу обители в 1894 году матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины — наперсного креста.

Тяжело было видеть игумении Параскеве, как постепенно гибнет созданная ею обитель. Еще в 1922 году она написала завещание, но пока жил монастырь, билось и ее сердце. 16 декабря 1928 года в воскресенье игумения почувствовала себя плохо и через полтора часа умерла от паралича сердца. Она успела исповедаться и причаститься, простилась с сестрами, всех благословила и сама приняла благословение от иеромонаха Ювеналия (Литвиненко).

Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но ее могила была разорена искателями «сокровищ». Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: «Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая. мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)». Сейчас оно находится внутри часовни, посетители монастыря стремятся побывать здесь и приложиться к святыне, прося здоровья и благополучия.

На могиле матушки Параскевы и в наши дни происходят чудеса. Вот что рассказала паломница Нерук Любовь Ивановна, побывавшая в монастыре 7 июня 2001 года: «Я приехала в монастырь, пошла на кладбище поклониться матушке Параскеве, попросить за деточек о благополучии в семье и несла зажженные свечи. Они на пути к могилочке погасли. Я поскорбела, что погасли свечи, и решила их просто незажженными поставить на могилку. Когда я их поставила на могилку игуменьи матушки Параскевы, то свечи сами зажглись».

В 2009-м году,решением священного синода Украинской православной церкви,матушка игумения Параскева Родимцева была канонизирована и причислена к лику святых.

Составлена служба и написана икона преподобной. 11 июля 2010-го года состоялось прославление матушки, возглавлял которое блаженейший митрополит Киевский Владимир.

Мощи преподобной обретены, прошли экспертизы, которые полностью подтвердили их подлинность. Сейчас они находятся в Параскевиевском храме обители. Память преподобной игумении Параскевы Топловской совершается 16 Декабря.

БОЛГАРКА КОНСТАНТИНА (МОНАХИНЯ ПАРАСКЕВА)

Неподалеку от Топлу находилась болгаро-греческая колония Кишлав (ныне с. Курское Белогорского р-на), большинство жителей которой составляли переселенцы – бывшие подданные турецкого султана, искавшие в России свободы вероисповедания. Основатели Кишлава попали в Крым случайно: 3 августа 1804 г. в Севастополь пришла купеческая шхуна «Дидона”, где находились 220 болгар, покинувших Адрианопольский вилайет.

Русский посланник в Стамбуле направил шхуну в Таганрог, где болгары должны были высадиться для поселения в Приазовье. Стояла непогода, продовольствие на шхуне подходило к концу, и шкипер доложил портовым властям, что не может довезти болгар до Таганрога. Пассажиров высадили в Севастополе и направили в Феодосийский уезд, в селение, брошенное татарами, которые эмигрировали в Турцию. Болгарское поселение назвали Кишлав – от татарского «къшла” – загородь для овец, защита от непогоды и ветров. Село находилось в природной котловине и оправдывало свое название.

В Кишлаве жила простая, ничем не примечательная девушка по имени Константина, жизнь которой должна была, вероятно, сложиться, как и у остальных ее односельчанок – семья, хозяйство, домашние заботы. Однажды Константина замешивала тесто для хлебов. Внезапно раздался голос, ясно звавший ее по имени. Девушка тут же бросила все, ушла из дому, и мать долго и безуспешно ее отыскивала.

Следует отметить, что семейный быт колонистов-болгар в то время был весьма патриархальным, обычаи свято блюлись, а историки отмечали необыкновенную скромность болгар. Женщины в семье вообще занимали подчиненное положение, и, конечно же, ни о каком непослушании, строптивости и самовольстве в данном случае не могло быть и речи. Каким же потрясением оказался для простой болгарочки этот небесный глас, если в одно мгновение были разорваны все узы!

Константина ушла в Кизилташ (ныне с. Краснокаменка Феодосийского горсовета), и жила там в пещере семь или восемь лет, в одиночестве и молитве. Крымские зимы в горах зачастую суровы, и нам, в той или иной степени избалованным цивилизацией, непостижимо, как можно было выжить в тех условиях. Как же горяча должна была быть молитва этой подвижницы! Константине пришлось покинуть Кизилташ, когда туда пришли двое странников, Андроник и Пантелеимон, и основали там киновию во имя св. Стефана Сурожского.

Отшельница переселилась ближе к родным местам, выкопала себе землянку у источника св. преподобномученицы Параскевы, и долго жила здесь одна, а соседи-болгары приносили ей скудное пропитание. Впоследствии к ней присоединились несколько женщин, и здесь основалась как бы киновия – прообраз будущей обители. Над источником была выстроена маленькая часовенка, где эти женщины читали по усопших псалтирь, за что им приносили скромные продукты.

Константина непрестанно молилась о том, чтобы возле источника была не просто небольшая часовня, а церковь. Ей указывали на трудности, на отсутствие средств, но она с полной уверенностью отвечала, что деньги у нее есть. «Где же они?”, – спрашивали у нее. «На людях”, – отвечала Константина, и неутомимо собирала пожертвования для достижения желанной цели.

Мы немногое знаем о Константине. Она была неграмотна: не умела читать, не знала молитв, молилась своими словами, но ее неграмотность не была чем-то необычным, в то время почти полное отсутствие образования у болгар-колонистов являлось нормой. Носила власяницу, а поверх ее суконный черный болгарский сукман (род кафтана).

Была очень некрасива: маленькая, худая, морщинистая, с вечно растрепанными волосами – но что такое внешность в сравнении с теми духовными сокровищами, которыми так щедро наделил Господь эту простую болгарку! Никто, да и она сама, не знал, сколько ей лет. «Может пятьдесят, а, может, и сто”, – усмехаясь, говорила она. Действительно, на вид определить ее возраст было затруднительно – женщины-болгарки, красивые в молодости, быстро старели и уже к тридцати годам зачастую казались старухами.

В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг, наречена была Параскевою. Она умерла в 1874 г., была похоронена на том месте, куда ежедневно ходила молиться, и где сейчас находится монастырское кладбище. Памятник ей был поставлен простой – плита из местного камня и такой же крест. Ни могила, ни памятник до наших дней не сохранились, они были уничтожены после закрытия монастыря.

Краткое жизнеописание святой

Великомученица Параскева родилась в семье верующих христиан, которые вырастили девочку в благочестии, прививая любовь к Богу и заповедям Его. За то небольшое время, которое девушка провела на земле, она прославилась как благодетельница и защитница всех страждущих и нуждающихся. Все имущество, что осталось у нее от родителей, она потратила на благотворительность и помощь людям.

Происхождение

Родилась Параскева (что с турецкого означает «пятница») в городе Икония, в котором ранее проповедовал апостол Павел, во II веке, во времена жестокого римского правителя Диоклетиана. Она рано потеряла родителей, будучи еще юной девушкой. Параскева твердо решила, что свою жизнь она посвятит Богу и помощи людям.

Житие и деяния

Дав обет хранить девство, она отвергала все предложения мужчин, желавших сделать ее своей женой. Отец ее был сенатор и оставил приличное имущество и средства для безбедного существования, за которые она открыла приют для бедных и странников, нуждавшихся в крове.

Мученица Параскева занималась благотворительностью и образованием язычников с целью обратить их в христианскую веру, за что и пострадала в конце своей жизни.

Смерть и канонизация

Когда Диоклетиан приказал начать гонения на христиан, Параскева оказалась в числе схваченных служителей Богу. Палачу было приказано содрать всю одежду с юной девушки и стегать ее воловьими жилами, одновременно склоняя ее к принятию язычества. Но великомученица только молила Бога дать ей сил пережить все мучения.

После того, как она в очередной раз отказалась предать Христа, ее подвесили за руки и раздирали ее кожу железными когтями. Когда ее отнесли в темницу умирать, Бог вознаградил ее за мучения и исцелил все раны на ее теле. Параскеву нашли на утро в полном здравии.

Но это не убедило тогдашнего правителя в правильности ее выбора, и он приказал отрубить ей голову.

Так закончились ее дни на земле. Христиане погребли ее тело вдали от города в тайном месте, чтобы язычники не могли добраться до ее праха и осквернить его. Ее мощи после смерти применяли для исцеления больных.

О чем можно просить перед образом великомученицы

Поскольку Пятница была при жизни защитницей и благодетельницей, к ней и после смерти приходят как к матери, просить защиты и помощи в разных бытовых и житейских делах.

Хороший урожай

Просьбы к великомученице о хорошем урожае берут свое начало в те времена, когда древние славяне совместили ее образ со славянской богиней плодородия Макошью. Параскева, в свою очередь, также была дательницей при жизни и никогда не отказывала нуждающимся в крове, одежде и еде. Поэтому селяне перед посевом урожая возводили молитвы святой, чтобы она замолвила слово перед Богом о хорошем урожае.

Удачное замужество

Молодые девушки молятся ей о том, чтобы Параскева-Пятница послала им доброго молодого человека в качестве будущего мужа и уберегла от коварных ухажеров, которые не имеют серьезных намерений. Именно поэтому в некоторых случаях, после молитв святой, пара распадается и молодой человек уходит, чтобы освободить место для настоящего суженого.

Целомудрии взрослеющих детей

Параскева при жизни была монахиней и чистой девушкой, которая хранила свое тело в чистоте для единственного жениха – небесного. Родители возводят к ней молитвы о том, чтобы она уберегла от необдуманного шага их юную дочь или сына. Они просят быть их ребенку наставницей и защитницей в делах любовных.

Прекращении споров в семье

Параскеву Пятницу православные с давних времен почитали наряду с Николаем Чудотворцем и Божьей Матерью, которые, как известно, отгоняют любую нечисть из дома верующих. Такой же силой обладает и Петка, она становится покровительницей дома людей, которые ей молятся. В этом доме прекращаются споры и ругань, бесы, провоцирующие людей на гнев, покидают жилище.

Появлении детей

О появлении детей Святую Параскеву молили с давних пор, когда ее почитали как дающую духовную сестру. Славяне, ассоциировавшие ее с богиней плодородия, наделили ее такими же качествами как языческое божество. Таким образом, у Параскевы Иконийской также стали просить о хорошем урожае и прибавлении в семье.

От пожаров

Образ святой великомученицы в доме, за которым тщательно ухаживают и просят о покровительстве, действительно начинает защищать жилище от различной напасти, в том числе от пожара, ограбления, бедности и болезней.

Защите от опасностей

Поскольку при своей земной жизни Прасковья была защитницей обездоленных и неимущих, ее стали почитать как защитницу и после смерти. Ладанки с изображением святой носили люди, которые отправлялись в долгое путешествие или на войну.

Налаживании отношений со свекровью

Молодые девушки, вступающие в брак, молятся святой Параскеве о покровительстве и наставничестве в делах семейных. Так важно девушкам подружиться со свекровью или прекратить уже имеющиеся ссоры и недопонимание. Горячая молитва к великомученице помогает смягчить сердца враждующих и вернуть мир в семью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]