Псалом Давида 148 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 148

На церковнославянском языке

Аллилу́иа, Агге́а и Заха́рии.

1 Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его в вы́шних.

2 Хвали́те Его, вси Ангели Его, хвали́те Его, вся си́лы Его.

3 Хвали́те Его, со́лнце и луна́, хвали́те Его, вся зве́зды и свет.

4 Хвали́те Его Небеса́ небе́с и вода́, я́же превы́ше небе́с.

5 Да восхва́лят и́мя Госпо́дне: я́ко Той рече́, и бы́ша, Той повеле́, и созда́шася.

6 Поста́ви я́ в век и в век ве́ка, повеле́ние положи́, и не ми́мо и́дет.

7 Хвали́те Го́спода от земли́, зми́еве и вся бе́здны:

8 огнь, град, снег, го́лоть, дух бу́рен, творя́щая сло́во Его́,

9 го́ры и вси хо́лми, древа́ плодоно́сна и вси ке́дри,

10 зве́рие и вси ско́ти, га́ди и пти́цы перна́ты.

11 Ца́рие зе́мстии и вси лю́дие, кня́зи и вси судии́ зе́мстии,

12 ю́ноши и де́вы, ста́рцы с ю́нотами

13 да восхва́лят и́мя Госпо́дне, я́ко вознесе́ся и́мя Того́ Еди́наго, испове́дание Его́ на земли́ и на небеси́.

14 И вознесе́т рог люде́й Свои́х, песнь всем преподо́бным Его́, сыново́м Изра́илевым, лю́дем, приближа́ющымся Ему́.

На русском языке

Аллилу́иа, Агге́я и Заха́рии.

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились;

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

12 юноши и девицы, старцы и отроки

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.

Напечатанное курсивом (названия молитв и пояснения) не читается во время молитвы. Если Вы сделали перерыв в чтении Псалтири больше, чем на день — рекомендуем Вам предварительно прочитать молитвы перед началом чтения Псалтири.

Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148

1 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

2 Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его.

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет.

4 Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес.

5 Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася.

6 Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимо идет.

7 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:

8 огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его,

9 горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри,

10 зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

11 Царие земстии и вси людие, князи и вси земстии,

12 юноши и девы, старцы с юнотами

13 да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.

14 И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающымся Ему.

Аллилуиа, 149

1 Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.

2 Да возвеселится Израиль о сотворшем Его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем.

3 Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.

4 Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

5 Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих.

6 Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их:

7 сотворити отмщение во языцех, обличения в людех,

8 связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными,

9 сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его.

Аллилуиа, 150

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.

6 Всякое дыхание да хвалит Господа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!

Сей псалом особь писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа.

Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего. Руце мои сотвористе орган, и персты мои составиша псалтирь. И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания своего. Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его, и отъях поношение от сынов Израилевых.

По окончанию двадцатой кафисмы дополнительно читаются молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Таже тропари, глас 8:

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою, и спаси мя, яко Един Многомилостив.

Слава:

Аще и согреших, Христе Спасе мой, пред Тобою, иного Бога разве Тебе не вем, дерзаю же на Твое благоутробие, обращающегося приими мя, Благоутробие, обращающагося приими мя, Благоутробне Отче и Сыне Единородне и Душе Святый, яко блуднаго сына и спаси мя.

И ныне:

Иного прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вем, яко дерзновение имущи ко из Тебе рожденному, Владычице, помози и спаси мя, раба Твоего.

Господи, помилуй (40 раз) и молитва:

Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя, грешнаго, и прости ми, недостойному рабу Твоему, елика Ти согреших чрез все живота моего время, и даже до днесь, и аще что яко человек согреших, вольная моя прегрешения и невольная, делом и словом, яже умом и мыслию, яже, от совосхищения и невнимания, и многия моея лености и небрежения. Аще же именем Твоим кляхся, аще же лжекляхся, или хулих мыслию, или кого укорих, или оклеветах, или опечалих, или в нечесом прогневах, или окрадох, или блудствовах, или солгах, или тайно ядох, или друг достиже ко мне, и презрех его, или брата рскорбих и преогорчих, или стоящу ми на молитве и псалмопении, ум мой лукавый на лукавая обхождаше, или паче лепаго насладихся, или безумно смеяхся, или кощунно глаголах, или тщеславихся, или гордихся, или доброту суетную видех и от нея прельстихся, или нелепая мне поглумихся. Аще в чесом о молитве моей нерадих, или заповедей духовнаго моего отца не сохраних, или празднослових, или ино что лукавое сотворих, сия бо вся и вящшая сих содеях, ихже ниже помню. Помилуй, Господи, и прости ми вся, да в мире усну и почию, поя, и благословя, и славя Тя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы

>> Архив молитв Как действует молитва? Как правильно молиться? Словарь церковнославянского языка Кому и для чего молиться Молитвы Архангелам на каждый день Именной указатель святых

Главная | Карта сайта >> Христианство >> Религия Христианство Молитвы Иконы и святые Ангелы Христианство и ведовство Литература

История написания

Псалом выражает восторженную благодарность иудеев по возвращению из Вавилонского плена, за силу, данную Создателем с помощью которой удалось восстановить государство и построить Второй храм. Царь Давид призывает хвалить Бога всем: ангелам небесным, царям и князьям, людям всех сословий и возрастов, а также животным и рыбам, небесным светилам и морям.

Для чего читают псалом 148?

Псалом 148 звучит в храме на заутрене, которая входит в утреннее богослужение, совершаемое тотчас после Вечерни, то есть, в вечернее время. Домашнее, то есть, келейное чтение может совершать любой христианин, независимо от времени суток.

Хвалительный псалом имеет особый смысл. Люди славят Господа за все творения Его и надеются на будущие благодеяния. Псалом читают для хорошей погоды, урожая, защиты от стихийных бедствий. Отмечено, что чтение псалма предупреждает поражение от огня. В давние времена написанный на бумаге текст псалма 148 хранили в деревянных домах за божницей, а пожарные носили в нагрудном кармане.

Аллилуиа, Аггея и Захарии, 148

Так надписывается псалом сей в нашей славянской Псалтири. Так же, как и предыдущий и все последующие за ним, он принадлежит к числу «хвалитных псалмов» и представляет собою торжественное призывание к прославлению Господа всего видимого и невидимого мира, разумной и неразумной природы. О надписании его нужно сказать то же самое, что сказано и относительно надписания псалмов 145 и 147.

Пс.148:1–2 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси ангели Его: хвалите Его, вся силы Его.

Желая призвать весь мир, видимый и невидимый, к прославлению Господа Бога, псалмопевец в своей мысли как бы разделяет этот мир на две половины, чтобы призвать к похвалению Бога, сначала одну половину, а потом и другую. Обращаясь мыслию на небо, он говорит: хвалите Господа с небес

. Там, на небесах и
превыше небес
, мы, ограниченные, представляем Его жительство, хотя и знаем, что Он «везде Сый»; туда же, на небеса, вознесемся мысленно, чтобы воспеть славу Живущему на небесах: слава в вышних Богу! Хвалите Его, в вышних Живущего! И первым призывает к сему прославлению ангелов, как существ высших и ближайших к Богу.
Хвалите Его
, говорит,
вси ангели Его
. Они, конечно, не нуждаются в сем призвании, и без того они славословят Его, непрестанно взывая, как говорит пророк Исайя (Ис.6:3): «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его». И в других местах Писания они также изображаются как «слуги Божии, творящии волю Его» и непрестанно славословящие Его. И призывая здесь ангелов к всеобщему со всеми тварями похвалению Бога, псалмопевец выразил только желание души своей, вместе со всеми ангелами, восхвалить и прославить Бога, и тут же прибавил:
хвалите Его, вся силы Его
, по переводу с еврейского: «Все воинства Его», – и этим прибавлением указал на то, что приглашает к общему славословию не только низших и ближайших к себе ангелов, но и всех тех, которые сильны исполнять слово, или волю, Божию, и о которых в другом псалме сказано: «Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его» (Пс.102:21).

Пс.148:3–6 Хвалите Его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.

Переходя мыслию к другой половине сотворенных Богом существ, пророк призывает и их к участию в общем прославлении Бога, Творца всяческих. И прежде всего призывает к хвалению Бога светила небесные, как-то: солнце и луну, звезды и свет,

– разумея, конечно, те самые светила, о сотворении которых говорит Бытописание пророка Моисея и которые известны и видимы всем людям, не лишенным зрения и разума. На возникающий вопрос, как эти светила, не имеющие ни голоса, ни языка, ни разумной души, могут хвалить Господа, дает ответ св. Иоанн Златоуст, по словам которого «есть три способа прославления: первый, производимый голосом, о котором и Моисей сказал, вместе с сестрою своею Мариамою хваля Бога и говоря: «будем петь Господу, ибо Он прославился» (Исх.15:1). Второй способ славословия есть, когда оно производится чрез зрение, или видение очами, в каком значении сказано: «небеса проповедают славу Божию» (Пс.18:1). Третий способ славословия состоит в том, когда оно совершается посредством добродетельной жизни и добрых дел: «дабы видели, – говорит, – ваши добрые дела и прославили Отца вашего, сущего на небесах» (Мф.5:16). Итак, хвалите, призывает, Бога и вы, бессловесные и бездушные (светила), вашими свойствами, которые побуждают зрителей ваших удивляться и приносить за вас Творцу вашему похвалу, и обращать язык вашим величием, вашею красотою, вашим местоположением и тем употреблением, которое доставляете вашим служением, постоянством, твердостию и другими подобными естественными вашими свойствами, – к хвалению Бога». Далее пророк призывает к хвалению Бога небо, говоря о нем во множественном числе –
небеса
. Изучающие еврейский язык знают, что, по свойству сего языка, в некоторых случаях, вместо единственного, в нем употребляется множественное число. Этим, однако, мы не хотим сказать, что есть только одно небо. В Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, весьма часто упоминается – и небо, и небеса; а св. апостол Павел говорит о себе, что он «восхищен был до третияго небесе» (2Кор.12:2). К сему же хвалению призывает и воду, находящуюся
превыше небес
, т.е. тот атмосферный воздух, из которого изливается вода, в виде дождя. Под
небесами небес
нужно разуметь и то видимое небо, которое сотворено в начале всего (Быт.1:1), и то, которое находится выше его и невидимо для людей. «Да хвалят они, – говорит, – имя Господа, ибо Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились; поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (по пер. с евр.). По Его творческому слову, или повелению, все получило начало своего бытия: как Он сказал, так и стало, как повелел, так и сделалось. И солнцу, и луне, и каждой из звезд (в числе их нужно разуметь и планеты) Он указал свое место; а также и тому небу (тверди небесной), на котором указал место и утвердил каждое из этих светил, Он дал устав (
повеление положи
), по которому они должны выполнять назначенные им действия, и каждому свое круговращение, – и все это выполняется (
и не мимо идет
). У людей ученых, в науках, так называемых, физических, эти творческие повеления, например, относительно перемены погоды, дня и ночи, четырех времен года, и проч., известны под именем законов природы.

Пс.148:7–10 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

Призвав к похвалению Бога небеса и светила небесные, пророк низводит взор свой к земле, и здесь прежде всего обращает внимание на бездны морские и на живущих в них змиев, разумея под именем последних китов и других громадных морских животных. Читая описание или слушая рассказы о сих животных, нельзя не удивляться и не восхвалять Творца этих животных, Который определил в жилище им ни для кого недоступные области моря (бездны

) и указал пределы, за которые они не должны переходить, так, чтобы они не вредили плавающим кораблям и не могли истреблять различные, полезные для человека роды рыб. Все земные твари, а вместе с ними и разные атмосферные явления, пророк призывает к похвалению Бога в таких выражениях (пер. с евр.): «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые». Все эти атмосферные явления, которые так хорошо известны людям, исполняют волю Божию (
творящая слово Его
) и приносят человеку пользу или вред, смотря по тому, как направит их воля Божия, карающая иногда за грехи людей: и посредством
огня
(молнии), и
града
, и
бури
, и проч., – и благословляющая труды и благочестие человека благорастворением воздуха и изобилием плодов земных. Вместе с этими воздушными явлениями, призывая от земли
к хвалению Бога горы и вси холми
, из каковых и состоит почти вся территория царства Израильского и соседних с ними народов, пророк не упускает из вида и растущие на горах
деревья
, в особенности
плодоносныя
, а также и те, которые доставляют человеку строительный материал, каковы
вси кедри
, которыми изобиловали горы Ливанские, не забыв и
зверей и всех скотов
, а также
гадов и птиц пернатых
, которые служат на пользу человеку, а нередко причиняют вред и наводят страх на него, заставляя его чрез то быть внимательным и осторожным.

Пс.148:11–13 Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.

От бездушных и неразумных животных мысленно переходя к людям, как разумным творениям Божиим, пророк призывает к похвалению Господа людей всякого возраста и обоего пола, начиная с царей и князей: Да восхвалят

, – говорит он, –
имя Господне царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии
. Не без особого, конечно, намерения пророк в своем призвании к общему хвалению Господа поименовывает отдельно царей и князей, и судей земли, давая тем уразуметь, что, если простые, не облеченные властию и достоинством люди обязаны к прославлению Господа Бога, Царя всего мира, то тем более должны исполнять это люди высокопоставленные, каковы: цари, судии и князья. Потому что, когда они, эти высокостоящие люди, сознают свой долг к признанию и прославлению верховного Существа Божия, тогда будут распространять это сознание и осознанное ими чувство долга между другими, им подчиненными людьми, в особенности между молодыми, каковы
юноши и девы,
которые с юных лет должны развивать и поддерживать в себе религиозное чувство – чувство хвалы и благодарности к Богу. А вместе с
юнотами
пророк призывает к тому же хвалению и
старцев
, которые всегда должны носить в душе своей сознание и чувство благодарности к Богу за то, что они, по милости Божией, достигли старческого возраста. Все же вообще разумные существа, как на небе, так и на земле, должны прославлять имя Господне потому, что «имя Его единого превознесенно, слава Его – на земле и на небесах», как это выражено по переводу с еврейского, и это имя есть имя Господа нашего Иисуса Христа, Которого, по слову апостола, Бог так превознес, что «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:9–11). Это и есть то
исповедание Его на земли и на небеси
, о котором говорит здесь пророк.

Пс.148:14 И вознесет рог людий Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему.

Словом рог

означается в псалмах, как и вообще в Священном Писании, сила народная, политическая, выражающая гражданское состояние народа (Пс.131:17; Лк.1:69; Иез.29:21). Здесь опять нужно указать на разницу грамматических форм, допущенную в переводах греко-славянском и еврейском, а также и других. В нашей славянской Псалтири стоит:
вознесет рог
, в будущем времени, а в Вульгате переведено: exaltavit, в прошедше-совершенном; в издании Тремеллия – effert, в настоящем; а в древне-еврейском, т.е. в переводе с него – тоже в прошедшем: «вознес», или «возвысил», и весь стих по переводу с еврейского читается так: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа близкого к Нему». Принимая во внимание эту разницу в выражении времени, нужно допустить такое понимание изложенной в последнем стихе речи пророка. По возвращении иудеев из плена, по освобождении их от внешних врагов и по восстановлении стен и ворот города Иерусалима, псалмопевец усматривает перемену к лучшему в гражданской судьбе своего народа, и, желая выразить ему утешение после перенесения им разных страданий и бедствий пленной жизни, как бы так говорит ему: Господь вознес рог народа, улучшил судьбу его, как народа израильского, возвысил и прославил его, как возвышал некогда потомков Израиля, как людей избранных и близких к Нему (
людем приближающымся Ему
). Переводчики и толковники последующих времен все слова и изречения сего стиха, по всей вероятности, относили к верующим новозаветной Церкви христианской, и потому слово «вознес», или «возвысил», заменили будущим:
вознесет
, т.е. благословит людей Своих. А слова:
песнь всем преподобным Его
, подобно словам «псалом Давиду», стали понимать и объяснять так: от всех сынов израильского народа, т.е. от всех истинных христиан,
приближающихся к Богу
, верою и любовию (
преподобным Его
) вознесется хвалебная песнь Богу, вместе с ангелами и со всеми святыми.

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.

Аллилуйя

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

Беседа 58 на псалом 148124

Пс.148:1–2. Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях). Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.

Призыв всех тварей – духовных и чувственных – к прославлению Творца и особая цель этого призыва. – Почему пророк говорит немного о небесных силах и пространнее – о видимых предметах? – Различные способы прославлять Бога; хвала Ему неодушевленных тварей. – Мир имеет Творца и Промыслителя. – Обращаясь к земным тварям, почему псалмопевец перечисляет те из них, которые кажутся бесполезными, или вредными? – Нужно благо­дарить Бога за установление власти Царей. – «Ибо превознесено имя Его Единого» (Пс.148:13). – Свою славу Господь распростра­нит и на Израиля, если он будет исполнять Его заповеди.

1. Так обыкновенно поступают святые по великому своему благоговению: когда они намереваются благодарить Бога, то при­зывают многих к участию в славословии и приглашают при­соединиться к ним для этого доброго служения. Так поступили три отрока, которые, находясь в пещи, приглашали все твари к прославлению оказанного им благодеяния и к славословию Бога. Так поступает и здесь пророк, призывая тот и дру­гой мир, горний и дольний, чувственный и духовный. Тоже де­лает пророк Исаия, когда говорит: «радуйтесь, небеса, и веселись, земля…; ибо утешил Господь народ Свой» (Ис.49:13). И тот же Псалмопевец, когда говорит: «по исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа: горы прыгали, как овны, и холмы, как ягнята у овец» (Пс.113:1, 4). И еще Исаия в другом месте: «и облака да проливают правду» (Ис.45:8). Как бы находя себя одних недостаточными для прославления Владыки, они стараются сде­лать всех участниками славословия. Особенно часто делает это Псалмопевец, – напр., когда говорит: «поклонитесь Ему, все Ангелы Его» (Пс.96:7); и еще: «сильные крепостью, творящие слово Его» (Пс.102:20).

Этим он внушает еще нечто другое. Что же такое? То, чтобы никто из безумных не думал, будто существуют два Создателя. Так как твари различны, отличаются друг от друга по существу своему, именно: одни чувственные, другие духовные, одни видимые, другие невидимые, одни облеченные телами, другие бестелесные, то, чтобы кто-нибудь из различия созданий не стал заключать о двух Создателях, пророк учреждает один хор, воссылая Богу от всех одно песно­пение и внушая, что одного и того же Бога должны славосло­вить и горния и дольния твари, и тем научая, что один Созда­тель тех и других. Он начинает с высших тварей и го­ворит: «хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его». Дру­гой переводчик (Симмах) говорит: «все воинства его» (στρατιαὶ). Он разумеет здесь херувимов, серафимов, господства, начала, власти. Это – знак пламенной души, это – свойство горячей любви: побуждать всех к славословию возлюбленного; это – знак души, постоянно услаждающейся мыслью о Боге, изумляющейся и удивляющейся Его славе, преданной Ему. «Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет» (Пс.148:3). Другой (Симмах): «звезды света» (αστέρες φωτὸς). «Хвалите Его, небеса небес и вода, которая превыше небес: да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал – и они явились, повелел – и создались» (Пс.148:4–5). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «поставил их пребывать вечно» (διαμένειν αιωνίως). «Поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно» (Пс.148:6). Почему пророк, сказав немного о небесных силах, тотчас оставил их и, обратившись к видимым предметам, говорит о них про­странно, перечисляя все порознь, находящиеся и вверху и внизу? Потому, что эти предметы для тогдашних слушателей были по­нятнее, как видимые и находящиеся пред глазами. Потому и Моисей, в повествовании о сотворении мира, не сказав ничего – ни малого, ни многого – о существах горних, начинаете речь с неба и земли, потом переходит к солнцу, луне, растениям, плавающим, четвероногим, и оканчивает человеком. Сло­вами: «небеса небес» пророк не означает здесь множества их, но выражает одно и то же небо небес. На еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Подобным образом в дру­гом месте он говорит: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24). «И вода, которая превыше небес». Ты слышал Моисея, который говорит, что Бог одни воды поместил внизу, другие утвердил выше свода небесного, когда основал твердь среди бездны и повелел водам пребы­вать выше тверди.

Но, может быть, кто-нибудь скажет: как могут все эти творения хвалить Бога, не имея ни голоса, ни языка, ни души, ни смысла, ни разума, ни органа голоса, ни мысли? Есть два спо­соба славословия: один посредством слов, другой посредством созерцания, и, кроме того, третий – посредством жизни и дел. Так и люди не только словами, но и молча могут возносить славу Богу, как говорит Христос: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И еще: «да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу» (1Цар.2:20). Бывает славословие посредством языка, как славословил Бога Моисей с Мариамною, когда говорил: «пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1). Бывает славо­словие и посредством самой твари, как говорит тот же Псалмопевец: «небеса поведают о славе Божией, и о творении рук Его возвещает твердь» (Пс.18:2). Так и здесь тварь прославляет Его своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою, происходящею от нее. Итак, когда пророк говорит: «хвалите Господа… ангелы…, силы…, небеса…, луна…, солнце…, звезды…, вода, которая превыше небес», то выражает, что каждая из тварей достойна премудрости Со­здателя и исполнена великих чудес. То же и Моисей в на­чале выразил кратко в словах: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31), – прекрасно так, что про­славляет Творца и располагает зрителя к славословию Ху­дожника.

2. Таким образом «хвалою» пророк называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю. Тоже и Павел го­ворит: «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество» (Рим.1:20). И Псал­мопевец, сказав о тварях и предоставив созерцающим их изучать их красоту, величие и пользу, сам указывает на Ви­новника всего этого и говорит: «ибо Он сказал – и они явились, повелел – и создались. Поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно».

Что творения прекрасны и удивительны, это видно при са­мом взгляде на них; а что они имеют Творца, не существуют сами собою и безначальны, это достаточно видно из самых слов его. Если же кто сомневается, то пусть научится от меня, что они имеют Творца, Художника, Промыслителя и Хранителя. Пророк внушает здесь две мысли, или, лучше сказать, три, а если внимательнее исследовать, то и четыре; именно говорит, что Бог сотворили все, сотворил из ничего, сотворил легко и поддерживает сотворенное. Выражение: «Он сказал» означает легкость действия, как и Павел, изъясняя тоже, говорит: «животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:17), словом – «повелел» указывая на легкость. А что Бог и поддерживает сотворенное, это показывает сам пророк, прибавляя: «поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно». Смотри, как и здесь он опять выражает, власть, могущество Божие, не только словом: «поставил», но и сло­вом: «повеление дал», означая Его деятельность человеческими выра­жениями. Как для тебя легко – сказать, и не трудно – дать при­казание, так для Бога – создать несуществующее и поддерживать сотворенное; или даже не так, но гораздо легче. Невозможно и представить чрезвычайную легкость, с какою Он сотворил все. И удивительно не только то, что Он поддерживает все и что законы природы остаются непреложными, но и то, что они остаются бесконечно долгое время. Представь, сколько прошло веков, и ничто из существующего не разрушалось: ни море не затопило земли, ни солнце не сожгло вещей видимых, ни небо не поколебалось, ни пределы дня и ночи не смешались, равно ни перемена времен года, ни что-нибудь другое подобное, но каждую из тварей низших и высших Он устроил так, что она во всей точности соблюдает однажды назначенные ей в начале пределы. Сказав о тварях высших и небесных, пророк нисходит потом на землю. Как поступил он в отношении к высшим тварям, именно: начав с превыше-небесных, перешел к небесным, так и здесь от небесных переходит к земным. Есть люди, которые говорят, что находящиеся на небе твари достойны творчества Божия, а земных порицают, указывая на то, что здесь есть скорпионы, эхидны, драконы и прочие роды диких зверей, также и дерева бесплод­ные; поэтому пророк, как бы опровергая их, раскрывает свой предмет с другой стороны. И посмотри, как он посту­пает: опустив тех животных, которые несомненно признаются добрыми и которых польза доказывается опытом, как-то: овец, волов, ослов, верблюдов и прочих животных, служащих нам к перевозке тяжестей, он обращается к животным, которые кажутся бесполезными, указывая на драконов, на не­проходимую часть моря, и на то, что кажется вредным, как-то: огонь, град, снег, иней; потом на бесплодные дерева, горы; оставив поля и равнины, удобные для земледелия и произраще­ния добрых плодов, он переходит к горам, холмам, к местам пустынным, и упоминает о животных пресмыкаю­щихся. Впрочем, чтобы яснее видеть это, нужно выслушать самые слова его. Сказав: «повеление дал – и не пройдет оно», он продолжает: «хвалите Господа от земли: змеи и все бездны; огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «ветер тифона» (ανεμος τυφωνος). «Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и все скоты, гады и птицы пернатые» (Пс.148:7–10). Для чего он так составил свою речь? Для того чтобы сильнее доказать промышление Божие. Если и те твари, которые кажутся бесполезными и враждебными роду человече­скому, так прекрасны и так полезны, что возносят хвалу и славословие Богу своим составом, то представь, каковы прочие. Если угодно, рассмотрим каждую из названных тварей. «Змеи, говорит, и все бездны». «Змеями» он называет здесь китов, как и в другом месте говорит: «этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его» (Пс.103:26). И во многих местах это животное так называется.

3. Но как, скажешь, это животное прославляет Творца? А как оно не прославляет? Когда ты посмотришь на его ве­личину и состав тела, о котором с большою подробностью Писание говорит в книге Иова (Иов.41), то можешь ли не уди­вляться Создателю, произведшему такое животное? И не только по своей величине оно достойно удивления, но и потому, что для жилища ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, как это дикое и огромнейшее животное не преступает своих пределов, но остается в назначенных ему для жительства местах, и не только не выходит на землю, или на обитаемые страны, но не вредит и той части моря, которая удобна для мореплавания, и не истребляет разных родов рыб, но живет в своем месте. И не только это заслуживает удивления, но и сама глубина бездны. Что сказано об этом звере, то же можно заметить и о море. И оно, бывая неудержимым во время сильных ветров и имея такое множество воды, не выходит из своих пределов, не затопляет соседней земли, но также связано неразрывными узами, хотя вода по природе своей беспокойна. Если же оно имеет столь огромную величину и воз­мущается такими ветрами, то представь, как велико чудо, что оно не выступает из своего места, не смотря ни на беспокой­ную свою природу, ни на огромность, ни на силу ветров, но при таком беспорядке соблюдает совершенный порядок. Раз­мышляя об этом, ты можешь и отсюда составить хвалу Богу, и удивляться Его могуществу, премудрости, силе, власти. Есть и другие неизъяснимые причины этих явлений, которые знает только сам Создатель. Потому и сказал некто: не говори: по­чему «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется» (Сир.39:22). «Огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его». Здесь пророк прибавляет к вышесказанному нечто новое. В предыдущем псалме он удивлялся тому, как снег, иней в короткое время покрывает всю землю, как он отвер­девает, изменяется, превращается в противоположное состоя­ние; а здесь он удивляется тому, как вещи, произшедши из небытия, продолжают бытие, и, продолжая бытие, совершают дело служения Богу, хотя сами неразумны, и приводят повеление Его в исполнение с великою покорностью. Даже одна и та же вещь по повелению Его часто производила действия, по свойству своему противоположные, – как, наприм., в вавилонской пещи огонь и сожигал, и орошал, совершая в одно время то и дру­гое. Но, скажешь, разве это заслуживает благодарности? И ве­ликой. Бога должно прославлять одинаково как тогда, когда Он наказывает, так и тогда, когда избавляет от наказания. То и другое свидетельствует об Его попечении; то и другое есть дело Его благости. Люди одно делают по доброте, а другое по злобе и гневу; но Бог делает то и другое по человеколюбию. Так, одинаково должно прославлять Его и за то, что Он посе­лил Адама в раю, и за то, что изгнал его, и благодарить не только за царство, но и за геенну, потому что и ее Он приго­товил, и ею угрожает для того, чтобы отклонить нас от зла. Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, – потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, – так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там че­ловек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют проти­воположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростью и промышлением. Град и огонь не только слу­жат наказанием, но и они иногда избавляли от наказания, прекращали войны, прогоняли нападавших неприятелей. Или ты не знаешь, сколько чудес сотворено посредством этих стихий в Египте, у иудеев и при нашем поколении? Сила По­велевающего такова, что Он часто и посредством стихий со­вершал такие же чудеса, какие совершал посредством анге­лов, этих разумных и верховных сил, для того, чтобы, когда совершает их ангел, кто-нибудь из безумных не приписал их ему самому, но приписывал бы Повелевшему. Так, прекратил ли ангел войну? И град также прекращал ее. Истребил ли ангел первородных? И морская буря истреб­ляла целый народ. Потому за все благодари человеколюбивого Бога. «Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и все скоты, гады и птицы пернатые». Посмотри, как пророк оста­навливается более на предметах не столь полезных, на горах, оврагах, холмах, диких зверях, пресмыкающихся и дере­вах бесплодных. Дерева плодородные сами собою представ­ляют очевидную пользу, равно как ровные поля и кроткие жи­вотные; а дикие звери, пресмыкающиеся, горы и бесплодные де­рева какую, скажешь, приносят пользу? Великую и много спо­собствующую к поддержанию нашей жизни. Так, горы и холмы и бесплодные дерева весьма нужны нам для строения, так что, если бы их не было у нас, то ничто не защищало бы рода нашего от истребления. Как ровные поля нужны нам для пи­тания, так бесплодные дерева и камни нужны для построения домов и для приготовления из них бесчисленного множества других изделий.

4. А змеи, скажешь, скорпионы, драконы, львы какую при­носят выгоду для жизни? Какая от них польза? Великая и неизреченная, не меньше, чем от кротких животных. Те полезны для телесных потребностей, а эти внушают тебе страх, делают тебя благоразумным, приучают к борьбе, приводят тебе на память грех прародителя в раю и пока­зывают, каких зол бывает причиною непослушание. Прежде звери не были такими, не были страшными и опасными для че­ловека, но были кроткими и ручными. Бог привел их к Адаму, и он нарек им имена. Змей говорит с Евою, и Ева не убегает от него. Но когда заповедь была нарушена и ока­зано было непослушание Богу, тогда уменьшилась честь человека. Поэтому, когда ты увидишь льва или змея, то вспомни об этих событиях и они послужат тебе немалым поводом к любомудрию. Вспомни также о Данииле, как страшные звери сделались для него нестрашными, когда он возвратился к древнему образу (Божию), равно как и эхидна для Павла, и ты приобретешь отсюда немалую ревность и попечение о душе. Вме­сте с тем и по другой причине нужно дивиться устроению и распоряжению о них Божию. Почему? Потому, что Он назна­чил им для жительства места, удаленные от городов, пу­стыни; будучи страшными, они не обитают в городах и не нападают на живущих в них, но любят и предпочитают пу­стыню, так как Бог издревле назначил им ее, чтобы они там имели удобное и свойственное себе место жизни. Когда ты спишь, они ходят по пустыне. Так и пророк в другом месте говорит: «ты простираешь тьму, – и настает ночь, когда ходят все звери лесные» (Пс.103:20). Видишь ли, как и теперь еще остаются следы твоей власти, хотя и сокращенные, однако свидетельствующие о прежней чести? Дикие звери, как беглые рабы, отделены от тебя и временем и местом; и если ты сам не пойдешь к ним, то и они не нападут на тебя, но будут жить в пустынях. Когда ты огорчаешься и недо­умеваешь, для чего сотворены дикие звери, то поступаешь весьма безрассудно, – потому что, если ты сам будешь хорошо вести себя, то не потерпишь от них никакого вреда; если же потерпишь вред от зверей, то вспомни, что и от людей ты часто терпишь вред гораздо тягчайший. Человек бывает хуже зверя. Тот прямо обнаруживает свое зверство; а этот скры­вает свою злобу под видом кротости, и потому часто бывает трудно остеречься его. Впрочем, если ты будешь благоразу­мен, то ни зверь, ни человек не только не причинят тебе никакого вреда, но еще принесут весьма великую пользу. Но что я говорю о звере и человеке, когда и сам диавол не только не причинил никакого вреда Иову, но и послужил для него поводом к получению бесчисленных венцов? И что я говорю: зверь и человек, когда и от заключающихся в тебе веществ, если будешь нерадив, можешь потерпеть гораздо больший вред, как, напр., от желчи или мокроты, если ка­кою-нибудь неумеренностью дозволишь им слишком умно­житься? Так во всем нужно внимательное благоразумие. Как при нерадении ты получаешь от них величайший вред, так при благоразумии и внимательности приобретешь от них же не маловажную пользу. Все зависит от твоей воли. Так, к чему во всей природе служит снег, огонь и буря, к тому же в теле служат мокрота, кровь и желчь. Поэтому нужно умерять их с величайшим благоразумием, чтобы получить от них какую-нибудь пользу, а не вред. Но что я говорю о теле, когда и душа имеет такие принадлежности, которые де­лаются болезнями, если допустишь их дойти до неумеренности, а когда умеряются, то служат в пользу? Так гнев, если будешь пользоваться им, как должно, служит спасительным врачеством, а если неумеренно, то бывает причиною погибели. И похоть, управляемая с умеренностью, делает тебя отцом, так как она бывает полезною для рождения детей; а если не умеряется, то часто ввергает тебя в блуд и прелюбодеяние. Итак, не слагай вины на посторонние предметы, но всегда обви­няй свою волю. Если ты будешь оставлять ее в пренебрежении, то потерпишь вред и от себя самого, погибнешь и от соб­ственного тела; а если будешь благоустроять ее, то не испы­таешь ничего худого и неприятного ни от бесов, ни от диа­вола, а не только от зверей.

«Цари земли и все народы, властелины и все судьи земли». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз) говорит «все племена» (φυλα). «Юноши и девы, старцы с молодыми» (Пс.148:11–12). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «избранные» (εκλεκτοὶ). «Старцы с молодыми». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «с юными» (μετὰ νέων). «Да восхвалят имя Господне, ибо превознесено имя Его Единого: исповедание Его (совершается) на небе и на земле!» (Пс.148:13). Здесь пророк говорит о дру­гом виде промышления Божия – о начальниках. Так и Па­вел в послании к Римлянам весьма мудро доказывает, что разделение всех людей на начальников и подчиненных есть дело премудрости Божией: «ибо начальник

есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим.13:4). Если ты уничтожишь этот порядок, то все погибнет. Если и теперь, когда между начальниками есть много дурных, самое дело это так нужно, что и при дурных качествах начальников бывает от них великая польза, то представь, каким благоденствием наслаждался бы род чело­веческий, если бы имеющие в руках своих власть хорошо распоряжались ею. Впрочем, учреждение власти есть дело Бо­жие; а то, что к ней допускаются люди порочные и пользуются ею не так, как должно, зависит от испорченности людей.

5. Итак, пророк говорит, что должно возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления колесни­цею или кормило для управления кораблем. Поэтому, если ты начальник, то благодари человеколюбивого Бога за то, что ты удостоился участвовать в таком попечении; если ты подчинен­ный, то опять благодари Его за то, что имеешь начальника, ко­торый печется о тебе и не дозволяет злым людям строить тебе козни. Достиг ли ты старости, или еще молод, благодари Бога. Весь этот псалом особенно научает тому, что должно за все прославлять Бога, хотя бы ты был начальником, хотя бы принадлежал к простому народу. Выражая это, пророк и сказал: все люди. Юноша ли ты, говорит, или старец, жена ли, или муж. «Превознесено имя Его Единого». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «потому что оно превосходно» (ύπερέχον). «Исповедание Его (совершается) на небе и на земле». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и песнопение его» (ύνμνος). «И Он возвысит силу народа Своего. (Такова) песнь всех преподобных Его, сынов Израиля, людей, приближающихся к Нему» (Пс.148:14). Смысл слов его следующий: из всего видимого я показал его промышление, славу, величие; но должно славить Его не только за это, но и без этого. Действи­тельно, и прежде этого и без этого Богу принадлежит вели­чие, слава и благодарность от всех. Выражение: «Его Единого» здесь употреблено в противоположность мнимым богам. По­том, возводя слушателя к высшим понятиям, пророк опять переносит его от земли на небо. Как в начале псалма он нисходил с неба на землю, так теперь от всего видимого возводит слушателя выше неба и говорит: «исповедание Его (совершается) на небе и на земле», т.е., хотя и высшие силы, невидимые и ду­ховные, не перестают благодарить и славословить Бога, но столь великий и столь благий Бог удостоил и нас назвать Своим народом, и не только назвать, но и возвысить и возвеличить. По­этому он и присовокупляет: «и Он возвысит силу народа Своего», опять побуждая их этим к усерднейшему служению Богу и вну­шая, что Он не имеет нужды в их служении (как мо­жет нуждаться в нем Тот, Кому по естеству Его принад­лежит слава и подчинено столько тварей?), но по одной благо­сти приблизил их к Себе, прославил и возвеличил по всей вселенной. Это и выражает пророк словами: «песнь всех преподобных Его, сынов Израиля, людей, приближающихся к Нему». Чтобы выражение: «сынов Израиля» не подало слушателям по­вода сделаться беспечными и надменными, и чтобы они, надеясь на одно это название, не стали нерадеть о душевных доброде­телях, пророк, после слов: «песнь всех», не сказал просто: людям, но: «преподобных Его», и далее, после слов: «сынов Израиля, присовокупил: людей, приближающихся к Нему». Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), вместо: «песнь», сказал: «хвала» (έπαινος). Смысл слов его следующий: если вы будете праведными, если станете прибли­жаться к Нему, то удостоитесь великой славы. Все, принад­лежащее Ему, постоянно, потому что Он так богат и так славен; но мы должны делать должное с нашей стороны; тогда и мы достигнем великого прославления, благодатию и человеко­любием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и дер­жава, во во веки веков. Аминь.

Правила чтения

Читать Псалтирь можно как на старославянском, так на русском языке. Важно не механическое, но вдумчивое, осмысленное прочтение. Псалом читают при чтении кафизмы 20. Чтец проговаривает каждую фразу, делает паузы после предложения, чтобы ни одно слово не было сказано скороговоркой.

Псалом 148 — это не только похвала Творцу, но и благодарность за будущее словами благочестивого царя Давида. Как благодарят людей заранее, так и обращаются к Богу в полной уверенности в помощи Создателя.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]