Марфо-Мариинская обитель милосердия Ставропигиальные монастыри РПЦ


Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве

Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве
, женский монастырь, ставропигия Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 34
  • Тел.,
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной. После трагической гибели мужа, великого князя Сергия Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним. Прообраз деятельности будущей обители великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии.
Свои драгоценности княгиня разделила на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. На деньги от продажи личного имущества на Фонтанке в городе Санкт-Петербурге и драгоценностей Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии.

10 февраля 1909 года состоялось официальное открытие Марфо-Мариинской обители милосердия. Сначала здесь жили шесть насельниц, к концу 1909 года их стало 30, к 1918 года их было уже 105.

22 мая 1908 года на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который строился до 1912 года архитектором А.В. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила художников: Михаила Васильевича Нестерова, его ученика Павла Корина и скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова.

Осенью 1909 года был освящен второй, больничный, храм обители во имя святых праведных Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение.

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с великой княгиней в крестовые сестры. На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Революция 1917 года поначалу никак не повлияли на деятельность обители. Но 7 мая 1918 года, за матушкой прибыл отряд латышских стрелков. Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. 18 июля 1918 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи города Алапаевска.

Обитель просуществовала до 1926 года. Затем еще два года на её территории действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского.

После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория имени профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, позднее переименованные в Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря.

В Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

17 августа 1990 года на территории обители был открыт памятник основательнице обители великой княгине Елизавете Федоровне, созданный скульптором В.В. Клыковым.

Возрождение обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года.

В 1995 году сестричество, действовавшее с 1992 года, официально преобразовано в обитель.

В 2006 году при обители была создана социальная служба.

30 мая 2014 года патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия» [1].

Использованные материалы

  • «История обители», официальный сайт монастыря:
  • «Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия» // Официальный сайт Московского Патриархата:
  • «Москва. Марфо-Мариинская обитель милосердия» // Сайт Соборы.Ru:

[1] «Журнал № 52 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2014 года» // Официальный сайт Московского Патриархата:

[2] Монахиня Елизавета (Крючкова): «Нам достались все обительские слезы, но мы с этим справились» // Официальный сайт обители милосердия,

[3] И.о. начальницы Марфо-Мариинской обители Н.А. Молибога: «Мутная пена схлынет, и по поступкам, по тому, что делается в обители, все поймут, где правда, а где вымысел» // официальный сайт Русской Православной Церкви,

Марфо-Мариинская обитель милосердия Ставропигиальные монастыри РПЦ

Сначала здесь жили шесть насельниц, в 1910 г. их стало 51, к 1918 г. – около 90. «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, – обратилась Елисавета Феодоровна к сестрам открывшейся обители, – но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 насельниц во главе с Великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В народе ее стали называть Великой Матушкой.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым. Господь хранил ее в смутное революционное время. Но 7 мая 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков, под конвоем она была отправлена в ссылку на Урал. В ночь с 17 на 18 июля в 18 км от г.Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были убиты члены императорской семьи Дома Романовых: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Павлович Палей и сопровождавшие их крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна Яковлева и управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до февраля 1926 года. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.

Возрождение

Возрождение Обители началось в 1992 году, когда ее территория была передана Русской Православной Церкви, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. В 1993 году возродилось Марфо-Мариинское сестричество. Благодаря трудам многих и многих людей жемчужина Замоскворечья засияла вновь. Возрождение коснулось как архитектурного ансамбля, так и деятельности Обители.

Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря в конце 2006 г.

Современная жизнь

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия является ставропигиальным женским монастырем, при этом Патриаршим благословением (Журнал Московской Патриархии №52 за 2014 г.) в ней сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется 10 социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких, немощных, престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Проекты осуществляются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Наши проекты:

1. Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»

2. Елизаветинский детский дом

3. Елизаветинский хоспис

4. Детская выездная паллиативная служба

5. Центр реабилитации детей с ДЦП

6. Проект поддержки особого детства Дети.pro

7. Центр отдыха для семей с детьми-инвалидами «Солнышко в ладошках»

8. Группа работы с просителями

9. Справочная телефонная служба «Милосердие»

10. Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О правилах монастыря

Сегодня в нашей Обители сохраняются особенности, заложенные её основательницей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной в лике преподобномученицы: у нас есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры, как мы их называем.

Монашествующие сестры выполняют церковные, хозяйственные и административные послушания. Но в случае необходимости любая сестра может подменить другую на ее послушании, и тогда монашествующие сестры тоже с радостью и готовностью участвуют в социальном служении. Сейчас в Обители всего тридцать сестер (монашествующих и сестер милосердия), и для той деятельности, которую мы ведем, это совсем немного.

Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью. Это патронажная служба вне обители, когда сестры выезжают для помощи на дому одиноким, престарелым и нуждающимся людям, а также социальные проекты на нашей территории.

Монашествующие ходят в монашеской черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Она подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При Великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду серое покрывало поверх апостольника.

О святынях монастыря

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо—Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо—Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир…но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо—Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Обретение

С началом октябрьского переворота судьба Обители стала неопределенной. Говорили о ликвидации ее как гнезда “мракобесия и контрреволюции”. На третий день Пасхи 1918 года Великая Княгиня была арестована. 18 июля Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), члены Царской фамилии: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Ремезом, сыновья Великого Князя Констанина Константиновича Игорь, Иоанн, Константин и князь Владимир Палей были сброшены в шахту недалеко от г. Алапаевска.

Через несколько месяцев, после оставления красными г. Алапаевска, 11 октября тела новомучеников были подняты из шахты. Тело Великой Княгини не было подвержено тлению. При отступлении армии Колчака в июне 1919 г. останки убиенных перевозят сначала в Читу, а потом в Китай. Там, в Пекине по настоянию сестры Великой Княгини, принцессы Виктории, тела Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, а остальных мучеников погребли на русском кладбище.

В январе 1921 г. гробы были перевезены в Иерусалим. Принцесса Виктория писала брату: «Мы должны будем поехать через весь город к русской церкви св. Марии Магдалины… Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет перевезти в Москву». Она надеялась, что вскоре тела ее сестры и инокини Варвары можно будет перевезти в Москву и упокоить в Марфо-Мариинской обители.

Чудеса

Одно из удивительных событий, которых было немало на пути в Гефсиманию, произошло в Чите. В конце 1919 года по дороге в эмиграцию, в Китай, в Чите остановился митрополит Нестор Камчатский. Свою последнюю на Родине Литургию он служил в монастыре, где тайно сохранялись тела алапаевских мучеников. Кроме настоятеля никто о них не знал. Во время малого входа митрополит Нестор стоял в центре храма, на амвоне и вдруг увидел: из левого придела выходит Елисавета Феодоровна, молится, подходит к нему за благословением. После службы, радостный, сияющий, митрополит Нестор обратился к настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!». Настоятель заплакал. «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но митрополит не верил: «Я видел её живую!…» А все видели, как он благословлял пустое место

Митрополит Нестор Камчатский рассказал об этом явлении внучке священномученика Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883-1963).

События современной истории

11 октября 2021 года, в день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, будет отмечаться 25-летие возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия. В Покровском соборе в этот день Божественную Литургию отслужил еписокп Орехово-Зуевский Пантелеимон, Архипастырю сослужили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирики Обители и других столичных храмов. По окончании Литургии у мощей святой преподобномученицы Елисаветы был совершен молебен. В саду Обители прошли многочисленные праздничные мероприятия, а вечером в Соборной палате Епархиального дома Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел концерт классической музыки.

1 сентября 2021 года профессор богословия Оксфордского университета митрополит Диоклийский Каллист, совершавший паломничество к святыням России, посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В Голубой гостиной прошла встреча известного богослова с насельницами и сотрудниками Обители.

26 мая 2021 года насельницы Марфо-Мариинской обители милосердия поклонились доставленным из итальянского города Бари в Москву в Храм Христа Спасителя мощам святителя Николая Чудотворца.

12 апреля 2021 года, в канун четверга Страстной седмицы, нашу Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

11 октября 2021 года в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась первая праздничная Божественная Литургия в честь обретения честных мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, празднование которого по благословению Святейшего патриарха Кирилла внесено в этом году в месяцеслов Русской Православной Церкви. С этого момента в Обители Преподобномученицы появился еще один праздник, связанный с именем ее святой основательницы, который будет отмечаться ежегодно в первой половине октября.

1 августа 2021 года в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, освятил часовню на территории Марфо-Мариинской обители милосердия.

С начала октября по конец декабря 2015 года в Марфо-Мариинской Обители милосердия впервые прошли занятия по подготовке православных экскурсоводов.

1 декабря 2015 года ковчег с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира был доставлен в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси князя Владимира.

6 сентября 2015 года сестры Марфо-Мариинской Обители приняли участие в Крестном ходе, посвященном 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и Всея Руси.

26 апреля 2015 года по благословению матушки игумении Елисаветы, в день Жен-мироносиц, в Покровский храм Марфо-Мариинской Обители была принесена икона «Пояс Пресвятой Богородицы» – та самая, которая путешествовала с Поясом Божией Матери по России в 2011 году. После молебна перед иконой о здравии и о даровании детей, со святыней был совершен Крестный ход

5 марта по 5 апреля 2015 года в Музее современной истории в Москве открылась выставка «Белый Ангел», посвященная 150-летию со дня рождения Великой княгини Елиcаветы Федоровны Романовой, создательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. и 110-летия со дня мученической кончины Великого князя Сергея Александровича.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]