Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, друг Божий, епископ


Прав. Лазарь Четверодневный, еп. Китийский. Фреска 1192 г. Храм Панагия Арака в Лагудере, Кипр.

Лазарь Четверодневный
(ок. ), епископ Китийский, праведный Память в «Лазареву субботу» (субботу шестой недели Великого поста) — воскрешение, 4 мая, 17 октября — перенесение мощей с Кипра в Царьград, 17 марта (Греч.) [1] и в Соборе Кипрских святых (Греч. [2])

Воскрешение Лазаря

Праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом (Ин. 11, 3-11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых (Ин. 11, 17-44). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря.
Праведный Лазарь упоминается в Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешённый Лазарь (Ин. 12, 1-2, 9-11).

После убиения святого архидиакона Стефана и наступлении гонения на Иерусалимскую Церковь, праведный Лазарь был изгнан из Иерусалима и вместе с сестрами отправился благовествовать Евангелие в разных странах. Он епископствовал на острове Кипр, где распространял Христианство, и там же мирно почил около года.

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый в 898 году повелел перенести мощи праведного Лазаря в Константинополь и положить в храме его имени.

Святой Лазарь, история жизни

Проживал Лазарь возле Иерусалима, в городке Вифания. Он был братом Марии и Марфы. Иисус называл его своим братом, лучшим другом. (Ин.11:3,6,11). Лазарь был болен, и помер. Спаситель долго оплакивал его, и воскресил на четвертый день. Возле покойного невозможно было находиться, стоял страшный смрад.

Сразу же после возвращения в этот мир, Лазарь покинул родной город и поселился на Кипре. Он был вынужден так поступить, местные священники хотели убить его. Приблизительно он был в возрасте 30 лет. Где-то в 45 годах, на остров прибыли праведные Павел и Варнава, с целью проповедования Слова Божьего. Тут они встретились с Лазарем и Марком, и назначили праведного на должность епископа. Лазарь 18 лет правил Китийской общинной.

Когда Лазарь, после долгой дороги, взошел на остров и бродил по городу в поисках жилья, захотел очень пить. Воду он так и не нашел, и вынужден был попросить у хозяйки одного из домов немного винограда. Она сказала, что у нее нет винограда, в этом году страшная засуха, ничего не уродило. Лазарь разгневался, и ответил ей: «За твою ложь, будешь иметь лишь соленое озеро, а не виноградник». Сегодня, туристам и верующим, которые прибывают на остров, показывают это озеро. Нынче, местные жители с удовольствием принимают гостей.

Когда Лазарь стал на должность епископа, к нему пришла Матерь Божья и подарила очень дорогой подарок, омофор, который сделала сама. Она проделала длинный путь, прежде, чем добралась на Кипр. Вместе с апостолами попала в страшную бурю. Господь направил корабль к Афонской горе. Впоследствии чего, там был основан монастырь.

После того как Лазарь вернулся к жизни, проповедовал и помогал людям еще 30 лет. Умер он на Кипре.

Как добраться до религиозной достопримечательности


Храм украшает старую часть города, он расположен в центре, вблизи порта. Из любой части Ларнаки легко дойти до места пешком. Вблизи достопримечательности останавливается автобус №425, выйти нужно на остановке Аполлониу Китеос.

Чтобы посетить святое место, на автобусах приезжает много туристов из других частей Кипра. Им следует сойти на остановке Финикудес – центральном пункте междугороднего маршрута Ларнаки.

При самостоятельных поездках на автомобиле в качестве ориентира выбрать порт Ларнаки.

На Кипре работают несколько официальных фирм такси (в частности, Cyprus Taxi), легко воспользоваться мобильными приложениями по заказу такси для смартфонов.

Мощи святого Лазаря

В городе, в котором жил и служил Лазарь, был возведен храм. Поставили его над местом захоронения праведного. Умер он в 63 году. Когда бьют в колокола, звон разлетается во все уголки небольшого городка. Над надгробием установили плиту из мрамора, на ней было написано: « Лазарь, был мертв четверо суток, брат Иисуса».

Когда велись войны, и Кипр был захвачен войсками франков, мощи Лазаря увезли в Марсель. Последователи Иисуса и Лазаря, были мудрыми, они передали не все останки военным. Многие годы, об этом никто не знал.


В наше время, не в таком далеком 1972 году, в храме на Кипре случился пожар. Горели иконы на иконостасе. Выгорел вес верхний ряд. Когда огонь подобрался к иконе Лазаря, Господь остановил пожар. Таким образом, дал знак верующим. Служители начали ремонт, стали восстанавливать храм. Строительные работы были доверены диакону Макарию. Он откопал гробницу с останками святого. За столько веков, на ней сохранилась лишь часть надписи, и означала она в переводе «Брат». Останки были благополучно переложены в специальную гробницу, и до сих пор хранятся в храме святого Лазаря. Много паломников с тех пор посетило храм. Было зафиксировано множество чудес и исцелений.

Далеко не все верили в то, что найдены именно Лазаревы мощи. Особенно сомневались в этом ученые из США. В 1996 году, им было разрешено удостоверится в их подлинности. Но когда ученные зашли в храм, случилось чудо, все иконы с изображением праведного и гробница стали мироточить, в храме стоял дивный запах. В последствие чего, было сделано вывод, что это действительно мощи святого.

Старый храм был реконструирован. Слева от алтаря храма расположили икону Божьей Матери, справа, находится вход в пещеру. В ней и хранятся мощи святого. Расположение подземелья таково, что гробница находится прямо под алтарем храма. В ней хранится часть мощей, вторая в Марселе.

Всем очень хочется прикоснуться к святыне. Это место и есть доказательством благости Господней. Ведь он воскресил умершего, тем самым показал, что могуч, и смерть ему подвластна.

Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский

Память 15/28 июня

«Святосавский всенародный идеал «все за Христа – Христа ни за что», – писал преподобный Иустин (Попович), – никто не осуществил в такой полноте, как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ».


Св.Лазарь. Современная икона.Фото: иером.Игнатий (Шестаков)

Отец великомученика царя Лазаря, Лазарь Прибац Хлебельянович, был вельможей при дворе могущественного сербского царя Стефана Душана (1331–1355). Родом он был из города Прилепца и имел троих детей: двух дочерей и одного сына – блаженного и славного Лазаря, который родился в упомянутом Прилепце около 1329 года; с детских лет он был воспитан в христианской вере. Имея добрый нрав, кроткий ум, храброе и благородное сердце, он быстро преуспевал в учении и благочестии. Лазарь обильно преумножал полученные от Бога таланты и вскоре превзошел многих своих сверстников, привлек внимание самого царя Душана и снискал его благосклонность. Лазарь был взят на царский двор в Скопье и скоро начал принимать участие в решении государственных дел.

При дворе царя Душана молодой Лазарь быстро приобрел всеобщую любовь и уважение за свою честность, мужество и искреннюю веру. Как человек искусный в ратном деле, Лазарь стал воеводой царя Душана, который отдал ему в супруги свою благородную родственницу Милицу, дочь великого князя Вратко из рода Неманичей. (Воевода Топлицкий и Полимский Вратко иначе известен как старый Юг-Богдан. Он вел свое происхождение от Вукана, старшего сына Немани. Воспетый в народных эпосах старый Юг-Богдан привел на Косовскую битву всех своих девятерых сыновей и героически погиб вместе с ними.) По народному преданию, Лазарь обручился с Милицей в монастыре Йошанице и вскоре после женитьбы был возведен в достоинство князя. Это произошло около 1353 года.

Свв. Лазарь и Милица. Фреска монастыря Любостиня

Лазарь и Милица служили друг для друга примером в благочестии. Бог дал им сначала пятерых дочерей: Мару, Драгану, или Марию, Елену, Феодору и Оливеру, а затем и трех сыновей: Стефана, Вука и Добровоя. Насколько благочестивой была их семья, можно судить по тому, что отец, мать и старший сын со временем были прославлены в лике святых.

Могущественный Душан распространил Сербскую державу на многие греческие земли, а в 1346 году даже был провозглашен императором в своей новой столице Скопье. Тогда же Сербская архиепископия была возведена в ранг патриархии. В это время все большую угрозу для христиан на Балканах представляли турки, стремившиеся продолжить свои завоевания из Малой Азии на Европу. Царь Душан двинулся на них со своим войском, но на пути внезапно заболел и 20 декабря 1355 года скончался. Престол перешел к его сыну царю Урошу (1355–1371). Однако молодой правитель уже не смог удержать в повиновении большую державу своего отца. Некоторые из влиятельных сербских вельмож не желали ему покоряться, и держава Душана начала распадаться.

Правивший на юге страны деспот Углеша, стремясь защитить христиан от нападений «нечестивых агарян», повел с турками решительную борьбу. Он призывал к совместным действиям и других сербских правителей, но никто, кроме его брата Вукашина Мрнявчевича, не отозвался на этот призыв. 26 сентября 1371 года в известной битве на реке Марице турки внезапно разбили сербское войско, а оба брата сложили в этой битве свои головы. Для христиан южных земель бывшей державы Душана настали тяжелые времена.

В это же время на севере страны правил Урош V. Кроткий и милостивый по своей природе, он был не в состоянии твердо держать под своим жезлом единство сербских земель. Оставшийся верным Урошу князь Лазарь стал его надежной опорой в государственных делах. Тогда же Лазарь получил сначала титул Новобрдского и Топлицко-Полимского, а затем Рудницкого и Моравского князя. Миролюбивый по природе, князь Лазарь всем сердцем желал соединить раздираемое междоусобиями Сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными завоевателями. После смерти царя Уроша 4 декабря 1371 года Лазарь еще с большим усердием заботился об осуществлении своего благого намерения. Получив в свое управление Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, он перенес свою столицу в Моравскую область – в город Крушевац. Немало неприятностей причинял ему непокорный и вероломный Никола Алтоманович, который неоднократно нападал на его земли. Коварный Никола решил погубить Лазаря и завладеть его имением. Однажды он, якобы для разговора, пригласил безоружного князя, но, когда святой Лазарь пришел, один из слуг Алтомановича напал на него и ударил князя ножом. Лазарь упал будто мертвый, но, по Промыслу Божиему, избежал смерти. Золотой крест, который он все время носил на груди, помешал нанести ему смертельную рану.

После этого события благоверный князь заключил союз с сербским боснийским королем Твртко I (1353–1391) и победил Алтомановича. Вскоре он подчинил своей власти области Герцеговины и Баната и стал называться «во Христе Боге благоверным и самодержавным господарем Сербии и Приморья Стефаном великим князем Лазарем». Сербский же народ нередко величал его не иначе, как царем Лазарем.

Особую любовь и заботу князь Лазарь проявлял к святым Божиим храмам и монастырям, став для многих из них ктитором и благотворителем. После примирения Сербской и Константинопольской Церквей первым его благодеянием стала постройка в Крушевце прекрасной церкви святого Стефана, известной сейчас под названием Лазарица. По словам патриарха Даниила III, этот христолюбивый правитель «горы и холмы державы своей наполнил обителями монашеского жития», где поселилось множество монахов, служивших Богу в уединении и молитвенном безмолвии. Многие монахи из порабощенных областей Балканского полуострова и со Святой горы, спасаясь от турок, стекались в державу Лазаря. Благочестивый князь с любовью принимал подвижников и предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты – ученики и последователи преподобного Григория Синаита. Один из них просил Лазаря подарить им какое-нибудь уединенное место, где бы они могли подвизаться в тишине и удалении. Вняв их мольбам, святой князь построил в тихом и укрытом месте на реке Млаве церковь Пресвятой Богородицы и основал около нее монастырь. В 1379 году Лазарь снабдил монастырь необходимым хозяйством и подарил его синайским монахам и святому Григорию. Сербский патриарх Спиридон вместе с церковным Собором подтвердил это княжеское дарение. Этот монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, существует и по сей день и носит название Горняк.

В 1380 году в Крушевац прибыл с Афона попечитель монашеской больницы Хиландарской лавры монах Герасим, который был родным братом Вука Бранковича, зятя Лазаря. Подвижник явился к благородному князю и сообщил ему о том, что больные и престарелые монахи обители ждут от него помощи и утешения. Лазарь тут же издал грамоту, в которой повелевал ежегодно выдавать на содержание больницы Хиландара 100 золотых, а на пропитание и уход за больными монахами завещал два села. Святейший Спиридон и это дарение подтвердил своей патриаршей грамотой. Узнав от Герасима, что монастырская церковь стала мала для молящихся, Лазарь послал на Святую гору зодчих и все необходимое для расширения храма. Благодаря этому главная церковь, построенная еще святым королем Милутином, была расширена, а князь Лазарь вошел в число великих строителей Хиландарской обители. Не забывал он и о других святогорских монастырях. Так, в 1381 году князь пожертвовал русскому Пантелеимоновскому монастырю церковь Спаса в Хвосно и несколько сел с необходимыми привилегиями. Тогда же чельник Муса с сыновьями Стефаном и Лазарем подарили этому монастырю село и церковь святителя Николая на Лабе. Своей грамотой Лазарь подтвердил и дарения воеводы Црепа – села Мутница и Паракинов Брод, завещанные лавре святого Афанасия.

Благочестивый князь заботился и о сербских монахах на Святой земле. По просьбе Иерусалимского патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.

Монастырь Раваница

Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1381 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, благоволением Отца, поспешением Сына, совршением Светога Духа, воздвигох от основания монастир в славу светаго Вазнесения, мне же в ктиторию, егоже по силе моей украсив, иже в нем жительство в соединение братием изволих, якоже апостоли уставише и правили светих отец утврдише. Приложих же к потребам вся изобилне, доходке и села, винограде насадих и друге купих у Црепа и Юга… И саставих општежитие, да се држи у манастиру… И вся елика приложих, не узех ничию баштину, не сотворих по силе, но вса са искупом и с заменою, якоже кто хотеше».

Первым игуменом новой обители стал Арсений – муж, одаренный добродетелями, украшенный разумом, наделенный «даром Святого Духа учить многих». В это время в Раванице подвизался и известный подвижник преподобный Ромил Раваницкий, который после своей кончины был похоронен в обители.

Князь Лазарь с усердием занимался строительством и восстановлением храмов. Он проявлял отеческую заботу о сиротах и немощных, строя и содержа странноприимницы и больницы. При храмах и монастырях им устраивались школы для народа. Так, в Крушевце была открыта школа, в которой учились его сыновья и дочери и другие дети столицы. При его царском дворе собралось много ученых и мудрых мужей. Были здесь и искусные изографы, и мастера-ювелиры из южных сербских и греческих земель, бежавшие от насилия «злобных измаилтян».

По словам Константина Философа, видя «огнем попаленные» и разрушенные турками города, «обители и церкви благочестивых» и «многие убийства и текущие реки крови», князь Лазарь всеми силами старался восстановить и привести в порядок все, что мог, и утешить обездоленных. Но турецкая напасть все сильней терзала сербские земли. «Ибо давно уже, – с сокрушением пишет Константин Философ, – греческая держава пала, а измаилтяне умножались и растеклись уже и по западным землям… Измаилтянский род все больше распространялся, как некая саранча; одних из христиан уводили, других обращали в рабство, третьих грабили, четвертых убивали, как огонь, уничтожая и стирая все, где бы ни появлялись… И несбыточной казалась надежда изменить это для нас, грешащих и не обращающихся к Единому, Который все изменяет».

Царь Лазарь неоднократно боролся против турецких набегов. Не терпя страданий вдовиц, он твердо решил, что или устранит их позор, или сам примет мученическую смерть. «Ибо турки, – как пишет преподобный Иустин (Попович), – постоянно продвигались вперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальше и дальше на запад. Они уже не довольствовались выплатой дани и податей со стороны христиан, но стремились все христианские народы полностью покорить себе и поработить». За несколько лет им удалось захватить большие и сильные города Сер (1383), Софию (1385) и Солунь (1387). В 1386 году пал и сербский город Ниш.

Во главе огромной турецкой силы стоял султан Мурад I (1362–1389). Его первая встреча с войском царя Лазаря произошла у местечка Плочник на Топлице в 1387 году. Тогда, по сообщениям древних сербских летописей, Мурад отступил перед князем Лазарем. В следующем году турки прорвались в Боснию, но там их встретил храбрый Влатко Вукович, воевода боснийского краля Твртко, и одержал над турками героическую победу под городом Билечем.

Но, как предзнаменование надвигающихся бед, среди сербов вновь вспыхнули междоусобия, ссоры и предательства, порожденные властолюбием сербских правителей. Не было среди них так необходимого перед лицом грозной опасности единодушия и преданности князю, который должен был с мольбой призывать сербов на бой на Косово. Для этого он провел в Крушевце собор со своими воеводами и вельможами и оттуда направил общее обращение ко всем сербам. Но и на этот призыв отозвались не все. Не пришла помощь и от западных христиан.

Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско. В день накануне битвы князь собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм святого Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия и патриарх Спиридон причастил все сербское войско.

В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военачальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.


Косовская битва. Современная икона. Сербия. фото: иером.Игнатий (Шестаков)

Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года на день памяти святого Вита – по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но Промысл Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.

Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук вместе с клиром и народом открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени, оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, все отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря княгиня Милица.

Мощи св.Лазаря в Раванице

Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в храме Вознесения Господня. Здесь оно почивало вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III Чарноевичем в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватскими фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря вновь были перенесены в Раваницу.

Благоверная супруга Лазаря княгиня Милица с трудом управляла сербской страной, так как ее сыну Стефану было только неполных 12 лет. К ней в Крушевац прибыло посольство Баязида с принуждением к миру и условием, что княгиня пришлет к нему свою младшую дочь Оливеру. Для того чтобы спасти Сербию от дальнейшего разорения, княгиня была вынуждена согласиться и отправила свою дочь Баязиду при условии, что она никогда не переменит своей христианской веры. В 1393 году Милица передала власть своему сыну Стефану, а сама поселилась в построенном ею монастыре Любостине и приняла монашеский постриг с именем Евгения. Перед смертью она приняла великую схиму с именем Евфросиния.

Князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 годах пришел на славное Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Евфимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Косовский плач супруги и сына князя Лазаря и остальных сербов не остался без утешения. «Ибо, – как сказал преподобный Иустин (Попович), – силой и благодатью Божией плач этот превратился в похвалы и богослужебные гимны и славословия святому великомученику и его Подвигоположнику Христу Богочеловеку, Победителю смерти и Воскресителю жизни».

Святой Лазарь от чего помогает

Верующие отправляются в долгий путь, чтобы иметь возможность прикоснуться к его мощам и там получить исцеление. Можно молиться у иконы в храме или приобрести ее, и проводить молитву дома. Господь исцелил его, так и он, как Божий помощник, помогает просящим, восстанавливает силы и здоровье.

  • Тяжело больным, которые не могут ходить, святой помогает вновь стать на ноги. Они долго молятся и просят его о помощи. К его гробнице они добираются ползком, на четвереньках, у кого как получается.
  • Страдающие кожными заболеваниями излечиваются полностью.
  • К нему приходят венерические больные, молятся и он продлевает им жизнь.
  • Известны случаи, когда больные астмой исцелялись, и рецидивы больше не повторялись.
  • Ему молятся в унынии, и он подсказывает выход из сложившейся ситуации.

В день его воскрешения, в Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить.

Если вдруг, с Вами случится несчастье, и врачи будут бессильны, молите Лазаря. Не отчаивайтесь. Он услышит и исцелит.

Архитектура и убранство

Сейчас уже трудно представить, как выглядело строение в разные времена. Оно построено по византийским традициям – прямоугольной вытянутой формы с тремя апсидами по фасаду. Внутреннее пространство разделено на три отдельных помещения (нефа) колоннами.

Храм имел три купола с колокольней, которые уничтожили турки во времена своего правления. Их восстановили в 1857 году после окончания османского владычества.


Настоящим украшением строения является резной иконостас, который строили с 1773 года, почти десять лет. В нем располагается сейчас сто двадцать икон.

Уже в ХХ веке, в 1970 году, иконостас сильно пострадал от пожара. При восстановительных работах в нижней части здания, в старых саркофагах были найдены древние останки, которые признали частью мощей друга Христа.

Так православная община обрела вновь христианскую святыню. Константинополь свою потерял – вывезенные из Ларнаки мощи крестоносцы во времена крестовых походов перевезли в Марсель.

Сейчас мощи покоятся в раке, в центре церкви имени святого – они доступны для всех ее посетителей. Это главная святыня собора. Прикоснуться к ней можно не только во время службы, но и в любой момент, когда здание открыто для посещений.

К месту упокоения друга Христа в подвальной части можно спуститься по лестнице. Саркофаг остался в неприкосновенности. Сложилась традиция ставить у саркофага фигурки из воска в память об исцелении. При входе в подалтарное помещение есть святой источник, где можно освежить лицо и налить воды с собой.

Внешний и внутренний вид собора много раз менялись. Снесенная турками колокольня восстановлена, к историческому зданию пристроена галерея. Во дворе сохранилось здание школы, возведенной на деньги прихожан.

Звон церковных колоколов собирает верующих на молитву и разносится далеко над Ларнакой. Множество паломников едут на остров, чтобы увидеть знаменитый храм и прикоснуться к мощам.

Лазарева суббота, что за праздник лазарева суббота

Иисус исцелил своего друга и брата Лазаря. Сделал он это целенаправленно, так как прекрасно знал, что спустя несколько дней, на Тайной вечере будет предан. Поэтому явил народу милость Господнюю, что бы, они не смели усомниться в вере своей.

Именно с этого дня, литургия ведет верующих по последним дням и часам жизни Спасителя. Его земное существование подходит к концу. По Писанию именно после воскрешения Лазаря, Христу оставалось жить ровно неделю. Об этом поет Божественная литургия. Воскресив праведного, Иисус показал миру одно из последних чудес Господа. Он, который вскоре должен будет пройти сам страшные испытания, муки и смерть, заявляет, что победил смерть.

Со стороны церкви, проявление такого чуда, говорит о власти Иисуса над жизнью и смертью. Только он может дать жизнь и отобрать ее в одночасье. Он показывает, что праведные верующие и его последователи будут воскрешены, получат в награду за веру свою – жизнь вечную.

Этот день посвящен больным и отчаявшимся в борьбе за исцеление. Церковь молится и просит святого прийти им на помощь.

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Свя­тые мо­щи епи­ско­па Ла­за­ря бы­ли об­ре­те­ны на Кипре в Ки­тии (сейчас город называется Ларнака). Они ле­жа­ли в мра­мор­ном ков­че­ге, на ко­то­ром бы­ло на­пи­са­но: «Ла­зарь Чет­ве­ро­днев­ный, друг Хри­стов».

Гробница св.Лазаря, Ларнака, Кипр

Церковь святого Лазаря, Ларнака, Кипр. Построена над гробницей св. Лазаря.

В этой церкви находятся мощи св. Лазаря

Свидетельство будущего Воскресения

Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 8 апреля 2021 года. Лазарева суббота. «Лазарева суббота — свидетельство будущего Воскресения». О современной реаниматологии.

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого — закладка состоялась 9 февраля 2021 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • «Я приду завтра»

    Велик соблазн при выборе между той работой, где ты будешь получать меньше, но сумеешь ходить в храм Божий и участвовать в Таинствах Церкви, и работой очень денежной, но забирающей все время. Что выбрать? Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • О служении Церкви на Западе и на Востоке

    Западные священники сейчас поставлены в такие условия, что боятся потерять паству, боятся закрытия приходов, и поэтому закрывают глаза на грехи своих прихожан. И что? Церкви все равно пустеют. Из проповеди прот. Сергия Филимонова

  • В духовной жизни ничего не дается даром

    Мы удивляемся, слыша из жития Марии Египетской, что она, будучи неграмотной женщиной, в совершенстве знает Священное Писание. Вопрос: откуда оно было ей открыто? Проповедь прот. Сергия Филимонова

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.


Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы


«Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 года


Караваджо «Воскрешение Лазаря» 1608-1609 гг.


Гверчино. Воскрешение Лазаря. 1619 год. Лувр, Париж, Франция


Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 год


Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря. 1890 год


М. В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. 1899-1900 г. Эскиз росписи северной стены церкви св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, СПб

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакомб и рельефах саркофагов.


Воскрешение праведного Лазаря. Фреска катакомб Джордани. Рим, IV в.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.


Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей Диочезано, Италия, VI в.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.


Чудо Воскрешения Лазаря. Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков, 1313 г.


Воскрешение Лазаря. Фрагмент иконы из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок. 1341 г.


Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. 1470–1480 годы


Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.


Воскрешение Лазаря. Из праздничного чина Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва. Начало XV в. (1410-е гг.?)


Воскрешение Лазаря. Троице-Сергиева лавра. Вторая четверть XV в. Сергиево-Посадский музей Воскрешение Лазаря. Происходит из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря. 1560-е годы. Государственный Русский музей, СПб


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного чина иконостаса церкви Рождества Христова в Ярославле. 1640-е годы. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]