Сюжет и история создания фильма «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами»

Святой Паисий — один из самых уважаемых и чтимых старцев греческого народа в XX веке. Старец Афонской горы известен многим своими духовными наставлениями и праведной жизнью.

О нем написано множество воспоминаний и книг, сохранились документальные кадры видеохроники с участием батюшки. А режиссер Александр Столяров снял о нем кинокартину «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами».

Кто такой старец Паисий

Величайший подвижник современности схимонах Паисий Святогорец всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Сердце его было полно кротости, смирения и любви.

Рождение и детство

Арсений Езнепидис, больше известный как святой Паисий, родился 25 июля 1924 года в греческом селении Фарасы на территории Турции (восточная Каппадокия). В этом же году состоялся обмен населения между Грецией и Турцией.

Осенью 1924 года семья Езнепидисов поселилась в городе Коница в Эпире. Крестивший младенца святой Арсений Каппадокийский назвал мальчика Арсением, сказав при этом: «Хочу оставить после себя монаха». Своими словами он предсказал дальнейшую судьбу ребенка.

Там Арсений вырос, окончил школу и получил профессию плотника.

Семья

Хаджидигенис — передававшаяся из поколения в поколение фамилия предков старца, но жизнь распорядилась так, что родственники мальчика были вынуждены взять другую фамилию. Имя прадеда Арсения, которого звали Феодосий, послужило новой фамилией.

Будучи глубоко верующей христианкой, бабушка Арсения, Хаджи-Христина, владела маленьким храмом святого Архангела Михаила, который расположился на значительном расстоянии от села. Проводя время в посте, молитве и безмолвии, Хаджи-Христина порой уединялась в этом храме.

Однажды зимой церквушку завалило снегом. Находившаяся на тот момент внутри храма женщина не могла выбраться наружу. Но на церковном подоконнике каждый день появлялся горячий хлеб. Она молилась и принимала этот Божественный дар . Также у бабушки Арсения был свой дом в Адане, куда часто приходил мальчик.

Продромос Феодосиу, папа Арсения, из-за преследований турками был вынужден вновь сменить фамилию на Эзнепидис, что в переводе означает «иностранец». Семья фарасиотов, к которой принадлежал Продромос, отличалась благородством и высоким положением в городе. Много поколений начальствовала она в Фарасах. Сам Продромос работал старостой несколько десятков лет.

Продромос — хороший мастер и трудолюбивый работник — занимался выплавкой железа. Имея храброе и бесстрашное сердце, он много раз спасал свое село от турков, которые даже взяли его в плен однажды, но молитвы преподобного Арсения сохранили Продромоса от несчастья.

Оставаясь старостой фарасиотов-беженцев и в Конице, старик Продромос своей семье оставил самый бесплодный участок земли при распределении участков для переселенцев из Малой Азии. Расчищая его, он выжигал заросли колючих кустарников и от огня и дыма повредил себе глаза.

Мать Арсения звали Евлогия. Она являлась родственницей преподобного Арсения Каппадокийского и происходила из рода Франгопулосов. В пятнадцатилетнем возрасте Евлогию выдали замуж за Продромоса Эзнепидиса.

В их семье родось десять детей. Первые дети, Екатерина и Сотирия, умерли во младенчестве. При крещении третьего ребенка, тоже девочки, преподобный Арсений велел дать ей имя Зоя, в переводе означающее «жизнь». После этого случая их дети не умирали. Имена детей Евлогии и Продромоса были такими: Зоя, Амалия, Мария, Рафаил, Харалампий, Арсений (будущий старец Паисий), Лука и Христина. До сих пор живы Рафаил и Христина.

Юношеские годы и молодость

В 1945 году молодой Арсений был призван в действующую армию. Там он служил радистом в течение трех с половиной лет. Во время войны Арсений проявил необычайную смелость. В Греции в то время разгорелась гражданская война. Начать монашескую жизнь после окончания войны Арсению не удалось, так как необходимо было помочь своим сестрам.

Монашеская жизнь

В 1950 году Арсений стал послушником духовника Кирилла, который в последствии слал игуменом монастыря Кутлумуш на Афоне. По направлению Кирилла Арсений прибыл в монастырь Эсфигмен. В 1954 году после четырех лет послушания был пострижен в рясофор с присвоением имени Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона.

В 1956 году Аверкий был пострижен в малую схиму с именем Паисий. Постриг совершил священник Симеон. Новое имя ему дали в честь митрополита кессарийского Паисия II из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году он помогал остановить распространение протестантских учений в Стомио Коницкой. Старец перешел жить в обитель Рождества Богородицы в Стомио, затем в 1962 году отправился на Синай.

На заработанные нелегким трудом деньги Паисий кормил бедуинов, которые очень любили его. Вернувшись на Афон в 1964 году, Паисий поселился в Иверском скиту.

Дар пророчества и исцеления

В 1966 году Паисий тяжело заболел и ему отняли значительную часть легкого. За старцем в больнице ухаживали сестры, которые хотели основать монастырь святого Иоанна Богослова. Схимонах Паисий помог им отыскать место для монастыря и до конца жизни помогал им духовно.

В мае 1978 года батюшка Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Здесь он начал принимать многочисленных паломников.

Келья «Панагуда» находится на вершине невысокого холма недалеко от тропы, соединяющей Иверский монастырь с Кариесом, напротив скита святого Пантелеимона. Храм кельи освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому келья и называется «Панагуда» («малая Панагия»).

Поселившись в Панагуде, старец пошёл на жертвы, ведь это место было более доступно для приезжих. Паломники ночевали в расположенных неподалёку монастырях.

Принимая на себя тяготы людей, монах Паисий стал изнемогать телесно.

Творческая деятельность

Преподобный Паисий известен своими духовными поучениями, своей подвижнической жизнью и ценными советами.

Среди наиболее известных книг, написанных старцем, особого внимания заслуживают:

  • «Отцы-святогорцы и святогорские истории»;
  • «Письма»;
  • «Мысли о семье христианской»;
  • «Арсений Каппадокийский»;
  • «Слова» (пятитомное издание).

Пятитомник «Слова» — собрание размышлений и советов преподобного, состоящее из записей его учений, бесед и писем. Материал упорядочен, каждый том посвящен отдельной проблеме. Все тома переведены на многие языки мира.

«Слова» изложены в простой и удобной форме — вопрос-ответ:

  1. Том первый — «С болью и любовью о современном человеке» — рассуждения о культуре современного мира и роли Церкви в наше время, о дьяволе и грехах.
  2. Том второй — «Духовное пробуждение» — рассказ читателям о непростых жизненных ситуациях, в которых каждый из них может оказаться. Здесь старец говорит о важности благоразумного поведения, работы над собой и победы над равнодушием и безответственностью современных людей.
  3. Том третий — «Духовная борьба» — тема исповеди и покаяния, борьбы с помыслами.
  4. Том четвертый — «Семейная жизнь» — рассматриваются испытания и вопросы семьи, рассказывается о роли мужа и жены в семейных отношениях, о выборе жизненного пути в юношестве, о воспитании детей.
  5. Том пятый — «Страсти и добродетели» — советы старца о том, как распознавать страсти и освободиться от них, совершая добродетельные поступки.

Последние годы жизни

На склоне лет старца Паисия мучили кишечные кровотечения. Но, когда он понимал, что посетители испытывают в его советах действительную потребность, святогорец несмотря на свое самочувствие вставал с кровати и впускал пришедших.

Он не роптал и не сетовал на свое здоровье, выполнял повседневные монашеские обязанности, строго соблюдал устав. К сожалению, монах слабел с каждым днем все сильнее.

22 октября 1993 года Паисий выехал из монастыря св. Иоанна Богослова в Суроти. Для старца этот выезд стал последним. На Святую Гору ему не суждено было вернулся.

В Суроти у старца случился заворот кишок, и он был вынужден лечь на обследование в больницу. У старца оказался рак в запущенной форме. 4 февраля 1994 года Паисию была сделана операция. Несмотря на то, что опухоль на толстой кишке была удалена, рак быстро прогрессировал, поражая легкие и печень.

Старец скончался в Свято-Иоанно-Богословском монастыре 12 июля 1994 года рядом с Салониками. Настоящей святыней для всех православных христиан стало место его погребения — за алтарем монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского.

13 января 2015 года Священным Синодом Вселенского Патриархата схимонах Паисий был причислен к лику святых.

День памяти преподобного Паисия Агиорита (Святогорца) православные христиане отмечают 12 июля.

Преподобный Паисий Святогорец. 6 фильмов

Шестисерийный фильм основан на книге жития блаженной памяти Старца Паисия Святогорца, воспоминаниях и свидетельствах его духовных чад, соотечественников, родных, духовенства и мирян. Фильм снимался в местах земной жизни Старца Паисия — на Святой Горе Афон, в огородах материковой Греции, на острове Керкера.

«Рождение. Детство. Молодость»

Фильм первый посвящен началу земного пути Старца Паисия Святогорца — рождению в селении Фарасы, крещению преподобным Арсением Каппадокийским, детству и юности в горах Коницы, службе в армии во время гражданской и Великой Отечественной войны. О Старце Паисии рассказывают: игумен Ефрем Ватопедский, брат Старца Паисия Рафаил Эзнепидис ; сослуживец старца Паисия, ныне-монах Арсений; писатели Афанасий Раковалис и Лазарь Келекиди и другие.

«Начало монашеского пути»

Фильм второй посвящен началу монашеского пути Старца Паисия Святогорца — первому посещению Афона, принятию пострига и восстановлению обители Стомион ради исполнения обета, данного им в юности Пресвятой Богородице. О Старце Паисии рассказывают: митрополит Лимассольский Афанасий, сослуживец старца Паисия, ныне — монах Арсений ; писатель Лазарь Келекиди, родственники Старца Паисия, жители г.Коницы, настоятель обители Стомион архимандрит Косьма и другие.

«Синайский отшельник»

Фильм третий посвящен пребыванию Старца Паисия на Синае, в монастыре святой Екатерины, аскетирии святых Галактиона и Епистимии, его подвигу безмолвия и отшельничества, духовной борьбе и особой любви к ближним — бедуинам, насельникам монастыря, паломникам. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря святой Екатерины епископ Синайский Дамиан, насельник монастыря святой Екатерины монах Павел и другие.

«Возвращение на Афон»

Фильм четвертый посвящен возвращению старца Паисия на Афон, где он стал послушником русского старца Тихона, его отшельнической жизни в каливе Честного Креста и переходу в монастырь Ставроникита для восстановления монашеской жизни братии. О Старце Паисии рассказывают: игумен монастыря Предтечи Господня Иоанна в Пиерии архимандрит Порфирий, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие.

«Панагуда»

Фильм пятый посвящен пребыванию Старца Паисия в Афонской келлии Панагуда, расцвету его духовной жизни.

«Последние годы жизни»

Фильм шестой посвящен последним годам земной жизни Старца Паисия, когда он был вынужден покинуть Афон и оставаться на материке. В это время Старец Паисий основал женские и мужской монастыри в окрестностях Салоник, духовным наставлением и теплой молитвой утешал и исцелял множество людей, неся мученический крест тяжелой болезни.

Православная жизнь

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Фильм «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами»

Одной из работ режиссера-документалиста Александра Столярова, которая приобрела большую известность, стала кинокартина под названием «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», вышедшая в свет в 2012 году.

История создания

Желание снять фильм о схимонахе Паисии у сценариста А. Столярова появилось давно. Сценарий к будущему фильму был написан 10 лет назад. Святой Паисий в последнее время стал очень популярным. О нем делается много документальных фильмов на российском телевидении.

Идея фильма

Кинолента основана на рассказах и притчах схимонаха Паисия святогорца, которые были записаны другим монахом, Христодулом Агиоритом . Притчи и житейские случаи стали основой для данной художественной картины.

Перед нами современный святой с Афона и современный художник, который стоит вверх ногами.

Первый вопрос, который возникаем при прочтении названия картины — почему вверх ногами:

  1. Молодой монах зачастую снимает на камеру играющего схимонаха Паисия именно вверх ногами.
  2. Если говорить образно, мир каждого человека несовершенен и как бы «перевернут с ног на голову», особенно сейчас, в эпоху постмодернизма. И люди, перевертыши по жизни, не застрахованы от «кувырка», переворота, духовного и нравственного падения. От него даже не был застрахован троекратно отрекавшийся первоверховный апостол Петр.
  3. Устойчивость любого человека, даже святого, всегда ненадежна, а в наше время, когда виртуальная реальность уверенно вытесняет обычную, тем более. Своим фильмом автор хотел показать монахов и святых людьми, которым не чуждо ничто человеческое и юмор в том числе.

Бюджет фильма выделили под документальное кино, но сценарий был написан как игровой, поэтому режиссеру и его труппе приходилось постоянно молиться и выкручиваться буквально на каждом шагу. Однако в итоге получилось игровое кино с элементами художественного повествования.

Фильм снимали в монастыре, монахи тоже принимали участие в съемках. Фильм снимали в течение двух недель, потом режиссер попал в больницу, но быстро «сбежал» оттуда на съемочную площадку.

Самый лучший эпизод, которым действительно гордится режиссер, сделал монах Николай. Большой любитель кинематографа, батюшка Николай собрал всех монахов, чтобы «вынести тело из алтаря». Батюшка сказал спокойным голосом, что все сделают с одного дубля. Монахи хором ответили: «Благословляется с одного дубля». Сцена была снята с первого дубля.

Сюжет и композиция

Петр, в прошлом студент, приезжает в Спасо-Преображенский монастырь, в котором становится послушником. В качестве послушания создает видеофильм о старце Паисии, живущем в этом монастыре, который прославился многочисленными чудесами.

Только почему-то у Петра поначалу выходит вместо описания жизни старца нечто неподобающее — комедия вместо рассказа о жизни праведника. Молодой монах проводит все время в окружении старца, который открывает ему новый особый мир. В этом фильме захвачены последние дни жизни Паисия и начало жизни в монастыре молодого послушника.

После смерти Паисия молодой монах в огорчении спешит покинуть монастырь. Но происходит чудо, которое помогает ему многое переосмыслить.

Актерский состав

Главные роли сыграли Сергей Соколов (старец) и Даниил Усачев (послушник). Также в ролях — Юрий Косин, Альберт Армаутов и другие.

Паисий А. Столярова вряд ли имеет много схожего с преподобным Паисием (Эзнепидисом), почитаемом в Греции. Это обобщенный образ, олицетворяющий православного монаха, доброго и мудрого.

Есть еще отец Киприан. Возможно, он является прототипом образа монаха. В фильме — размышления о батюшке Киприане, его отношении к Паисию.

Сам А. Столяров говорил, что с Сергеем Соколовым, игравшим старца Паисия, на киноплощадке было непросто работать, так как он не артист по профессии, а инженер. Однако он — артист по своей натуре, «настоящее открытие» для режиссера. «Вытаскивая ребенка» из Соколова, он получил образ, очень приближенный к старцу.

Даниил Усачев, исполнивший роль послушника, рок-музыкант. На тот момент ему был 21 год.

Первоначально, музыку к фильму написала регент и композитор Елена Яковлева. Но эта музыка, очень хорошая, не подходила к замыслу фильма.

Совершенно случайно в Киеве режиссер познакомился с парнем из Тамбова. На сайте музыканта Алексея Рязанцева было объявление, в котором говорилось, что он бесплатно напишет музыку для кино. В итоге в фильме звучит его музыка, он сам там играет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]