Слов, обозначающих женщину легкого поведения, в русском языке довольно много. Некоторые из них относятся к общеупотребительным, другие являются бранной лексикой. Также некоторые слова пришли из прошлого и сейчас носителями языка воспринимаются как устаревший лексический пласт. Пример подобного явления – это «блудница». Ознакомимся с оттенками значения этого слова.
Кто такая вавилонская блудница
Само слово «блудница» в Писании встречается достаточно часто, причем в большинстве случаев в переносном значение — именно так неоднократно Господь именует свой отделенный еврейский народ, за многочисленные нарушения данных Им заповедей.
Впервые вавилонская блудница упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова
Так именуется не только женщина, но и народ Божий, который предпочел чистой Божьей любви манящее греховное естество.
Происхождение выражения
Выражение встречается в последней книге Библии, в Новом Завете. Откровения — это послание, написанное апостолом Иоанном на острове Патмос, во время его ссылки. Он видит несколько видений, которые показывают ему будущее.
В частности, в 17 главе апостол описывает явление ему ангела, который зовет его посмотреть на великий суд, который скоро состоится («Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» Откр.17:1-2).
Далее Иоанн называет женщину, которую судят просто «Вавилон великий», отсылая читателя к ветхозаветным временам, когда столица Персии была городом разврата и порока. Ниже в тексте, женщину именуют просто «блудница», что впоследствии и привело к происхождению выражения «вавилонская блудница», несмотря на то, что дословно такое словосочетание в Откровении не встречается.
Значение слова
«Вавилонская блудница» — это апокалиптическая аллегория в христианстве, точное значение которой пытались узнать многие богословы и философы. Данное словосочетание складывается из двух слов: Вавилон и блудница. При этом следует понимать, что апостол Иоанн не использовал именно выражение, оно появилось уже при толковании его книги.
Вавилонская блудница — женский образ, воплощающий греховные деяния
Блудница в Библии означает падшую женщину, которая живет по греховным принципам и либо изменяет мужу, либо вовсе его не имеет и проводит ночи в компании разных мужчин. Сегодня так называют женщин, чья порочность достигла небывалых масштабов, хотя слово и считается устаревшим.
Вавилон во времена Израильского царства выступал символом разврата и греха. Этот город был столицей Месопотамии, его населяли персы, шумеры, аммореи, халдеи, арабы и другие национальности. Во времена своего расцвета был могущественным городом, куда стекались все люди, особенно нечестивые и развратные.
В Ветхом Завете описаны случаи завоевания Израиля Вавилоном и греховное запустение, последовавшее после этого. Господь часто обличает Израиль через пророков, упрекая евреев за то, что они заигрывают со грехом и жаждут погружения в греховную жизнь, точно так же как и вавилоняне. Поэтому Вавилон часто употребляется в метафорах и аллегориях как совокупность разврата и порока.
Образ из Откровения Иоанна
В 17 главе Откровения апостол Иоанн подробно описывает увиденное им на суде, на который пригласил его ангел. Он же и объясняет апостолу увиденное, толкуя символику показанного. Иоанн видит женщину, которая сидит верхом на некоем звере с 7 головами (Откр. 17:8).
Она одета в дорогую одежду, покрыта драгоценностями, а в руке держит чашу, которая наполнена мерзостями. Ангел говорит, что женщина эта утоляет жажду кровью святых и мучеников, указывая на печать Вавилона на ее лице. Посланник Бога также объясняет апостолу символическое значение некоторых деталей данного собирательного образа:
- 7 голов — 7 гор, на которых сидит женщина и 7 царей. Про последних ангел говорит, что 5 из них уже пали, остался один, а последний грядет, но на короткое время;
- 10 рогов — это также 10 царей, но без царств, которые разделят власть с Антихристом (зверем) на короткое время;
- Воды под ногами женщины — это все население Земли, народы и племена.
До сих пор неизвестно, относилось ли видение к периоду первых веков, когда смена царей происходила очень быстро, а разврат царил повсеместно или речь о будущем, т.е. времени перед пришествием Христа.
Насколько это связано с нашим временем
Фото: Flickr.com
Если не смотреть на то, что происходит, с точки зрения политики или власти, то Вавилонская блудница может стать прародительницей современной массовой культуры, захватившей страны и континенты, так называемого мирового правительства. Она символизирует ложные ценности, далёкие от христианства, мировую популярность звёзд, причём весьма откровенных и развратных, духовную революцию в умах и сердцах большинства людей.
Под зверем могут упоминаться страсти, злость, ненависть и агрессивность, звериные мотивы или дьявольская суть её намерений, под водами – мир, континенты и страны. Красный цвет мантии говорит о мировой власти, искажении ценностей, а чаша – то, на что заменят христианские ценности обычные люди в своих душах и сердцах. Поэтому во власти каждого верующего человека сделать выбор, чему открыть сердце – животной страсти или Христу.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Исторические прототипы
Книга Откровения до сих пор вызывает неоднозначные толкования, поскольку до конца непонятно, описывал апостол события своего времени, т.е. уже прошедшие или говорил о грядущих, т.е. времени перед пришествием Христа.
Блудница восседает верхом на звере с 7 головами и 10 рогами
Касательно видения, существует несколько версий богословов и толкователей о реальных прототипах. Наиболее распространенные из них следующие:
- Жрицы при языческих храмах — в те времена ритуальная проституция была делом совершенно нормальным и при каждом храме работали женщины, которые отдавали свое тело за плату пришедшим мужчинам. Особенно распространено это было в Вавилоне, где поклонялись богине плодородия Астарте, а также в греческих храмах, куда пришла эта традиция.
- Римская императрица — третья жена Клавдия Мессалина прославилась своей похотью и распутством настолько, что древние поэты описывали ее в своих сатирических произведениях. По свидетельствам современников, она ночами посещала бордели, переодевшись проституткой, чтобы удовлетворить свою похоть. Умерла Мессалина до видения, открытого Иоанну, поэтому он мог описывать именно ее.
С уверенностью утверждать, какая именно версия точна невозможно, поскольку книга Откровения — это произведение метафорическое и истинные прообразы были известны лишь автору.
Образ или реальность
Фото: Flickr.com
Существует несколько версий, реальной ли была такая женщина или нет. В Вифлееме существовала храмовая проституция, когда малазийки в языческом храме Афродиты ждали мужчин. В приоритете были иностранцы. Мужчина совокуплялся с женщиной за пределами храмов, затем бросал ей в подол монеты. После этого она могла уйти домой. В дальнейшем она уже не имела права продаваться за деньги. Но, скорее всего, дело было не в этом. Ведь, если женщина однажды впала в грех, вряд ли она и дальше будет делать то же самое.
По другой версии образ мог быть взят с императрицы Мессалины. Эта женщина славилась своими любовными подвигами. О её распутстве упоминали очень многие известные люди. Однако и её развратные действия не достигали такого масштаба, какой был описан в событии.
Толкование
За все время существования последней книги апостола Иоанна, были выдвинуты множества толкований, в том числе богословы пытались расшифровать и значения данного образа. Многие говорили, что под ним скрывается лицо Римской империи, кто-то утверждал, что речь о Израиле, а некоторые вообще склонны верить, что это собирательное воодушевление грядущего разврата, в который погрузится мир. Однако за первые две версии говорит 18 глава Откровения, где автор рассказывает про падение Вавилона.
Одним из самых противоречивых, но любопытных толкований, является версия церковных реформаторов-протестантов, включая Мартина Лютера, которые утверждали, что речь идет о Католической Церкви, которая погрузилась в разврат. А Папу Римского при этом считали воплощением Антихриста.
В богословии
Толкователи и богословы склонны рассматривать женщину верхом на звере как олицетворение греха, бушующего в мире. Она является спутницей Апокалипсиса, а помня слова Христа, что в последнее время грех приумножиться, можно предположить, что распутная дева является символом безумия и зла, что будет твориться в мире.
Женская фигура грешницы верхом на звере символизирует грех блуда
Многие богословы также считают, что этот персонаж был отнесен к Римской империи, которая была наполнена развратом и блудом. А цари, о которых упоминает Иоанн, сменилось достаточно много перед ее падением.
В современном мире
Данное выражение в настоящее время утратило свою актуальность, даже слово «блудница» почти не употребляется в простой речи и заменяется современными определениями. Словосочетание это сегодня встречается в переносном значении в ситуации, когда речь идет о нарицательном персонаже, отличающимся распутством и развратностью.
Образ блудницы в культуре и искусстве
Фигура нашла богатое отражение в произведениях искусства. Немало примеров светской живописи и иконографии демонстрируют нам апокалиптического многоголового зверя и его всадницу. А уже в наше время этот тандем появляется на страницах художественной литературы и киноэкране.
Живопись
Художники при изображении блудницы обычно следовали описанию из текста Откровения — это богато одетая женщина с чашей в руке, восседающая на семиглавом звере. Сюжет нашел отражение преимущественно в искусстве малых форм — книжных иллюстрациях, гравюре и миниатюрах. Так, в искусстве Запада стоит выделить самую большую из эпохи Средневековья серию из 64 шпалер, хранящихся во французском Анжерском замке.
Также сюжет нашел применение в русском православном искусстве, в том числе старообрядческом. Помимо книжных иллюстраций сохранились образцы фресковой живописи. Тут можно отметить роспись на апокалиптическую тематику в Свято-Троицком Даниловом монастыре XVII века, что находится в Переславле-Залесском.
Из искусства Возрождения известна гравюра немецкого художника Альбрехта Дюрера. Автор показал блудницу Апокалипсиса в виде современной ему куртизанки из Венеции — изображение сделано с натуры. При этом зверь для контраста показан здесь максимально уродливым и отвратительным.
Фигура всадницы зверя встречается и в иконописи. В Успенском соборе Московского Кремля есть соответствующее произведение XV века. Однако здесь образ лишен отталкивающих черт и в известной степени следует античным канонам искусства с его сюжетом похищения Европы быком.
Литература
В художественных произведениях фигура блудницы встречается чаще в виде эпитета, иронического выражения либо непосредственно отсылки к тексту Писания. Ее упоминание можно найти в сонетах Джона Мильтона, классической русской литературе, включая творчество Пушкина, а также фантастике поляка Анджея Сапковского. Анхель де Куатье посвятил блуднице одну из книг своего мистического цикла.
Кинематограф
В фильмах фигура также нашла немало отображений, и здесь уже фантазия авторов и режиссеров не знает границ, причем первые эксперименты по данной библейской теме начались уже на заре кинематографа.
«Метрополис» (1927) режиссера Фрица Ланга. В этом произведении немого кино можно увидеть танец конца света, в роли великой грешницы выступает робот.
«Омен-2» (1978), известный триллер на тему прихода Антихриста. В заброшенной церкви показана статуя блудницы.
«Девятые врата» (1999), мистический фильм по роману Артуро Переса-Реверте, где присутствует гравюра с ее изображением.
«Сверхъестественное» (2005-по н.в.), сериал, где в эпизоде «99 проблем» жена Апокалипсиса выдает себя за пророка, приняв облик дочери пастора.
«Декстер» (2006—2013), детективный сериал, где в эпизоде «Грех недеяния» расследуется убийство элитной проститутки, а одна из сцен названа в честь блудницы из Откровения.
Музыка
Апокалиптические сюжеты всегда привлекали рок-музыкантов.
Фигуру блудницы использовали следующие артисты в своих текстах, названиях и оформлении альбомов:
- Avenged Sevenfold;
- Iced Earth;
- Bright Eyes;
- Ordo Rosarius Equilibrio;
- The Killers;
- Behemoth;
- Сектор Газа.
В религии
Библия является священной книгой для многих направлений и деноминаций, а книга Откровения толкуется по-разному, в зависимости от учения Церкви и времени. Так, вавилонская блудница была истолкована разными представителями совсем иначе:
- Протестанты — в период Реформации Мартин Лютер и его последователи называли Римскую Церковь распутницей, а Папу Римского — антихристом.
- Старообрядцы — когда в России произошел раскол в РПЦ, то раскольники называли патриарха Никона, а вместе с ним и всю Церковь распутницей. Вавилоном они считали Москву, а изредка так называли и Рим, центр Католической Церкви.
- Свидетели Иеговы — отрицая истинность всех прочих направлений, они твердо считают их вавилонскими распутницами.
В прошлом термин широко применялся в идейной борьбе между различными церквями
Неточность Откровения и ее полная метафоричность привела к тому, что толкуют ее в целом и данное выражение совершенно по-разному. При этом используя видение Иоанна по своему усмотрению как доказательство собственных взглядов.
Как образ города
В богословии существует две главные теории, кто скрывается под прообразом женщины на звере. Первая и главная версия утверждает, что таким образом Иоанн именует Римскую империю, которая в те годы пребывала на пике силы и власти, что, как и во все времена, сопровождалось развратом и блудом, а также размещалась на 7 холмах («сидит на 7 горах).
При этом, слова ангела «упоена была кровью святых» можно отнести к гонениям, которые переживали христиане первых веков от императоров Рима.
Интересно! На римских монетах 70 года н.э. (Откровение написано около 80-го г. н.э.) империя была изображена как женщина, восседающая на 7 горах. Вавилон в данном тексте является зашифрованным названием Рима, а блудница — собирательный образ всех грехов и мерзостей, происходивших в столице.
Альтернативная версия богословов говорит о том, что Вавилон в данном тексте — это Иерусалим. В пользу этой теории также говорит утверждение о 7 горах — Иерусалим стоит именно на таком количестве холмов. Кроме этого, во времена Иоанна город был наполнен развратными делами, тут убили Христа, а религиозные фанатики активно преследовали христиан. Город был уничтожен в 70 году н.э., что тоже подходит под описание 18 главы Откровения — падения Вавилона.