ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ глава 10
Слушать ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ глава 10 онлайн
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
Святой Матфей и Ангел. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо 1602 г.
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Напутствие Иисуса Христа двенадцати Апостолам. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку – домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
10:1-4 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Здесь Иисус исполняет то, о чём говорил в 9:36-38: Бог помог ему найти «делателей для духовной жатвы» и показал, кого избрать в качестве апостолов (Ин.17:6,12). Так Иисус избрал 12 апостолов и дал им ясные указания для «открытия сезона жатвы» — начала христианской деятельности.
Апостолов
: греческое слово «апостолы» означает «полномочные посланники, обладающие властью пославшего их». Заметим, что двенадцать апостолов наделены властью делать то же, что делал Иисус (10:7.8).
У кого-то может возникнуть вопрос: почему, избирая апостолов, Иисус не включил в их число женщин – несмотря на то, что среди его учеников были и женщины? Апостолов Христу избирал Бог для основания будущей Церкви — во исполнение обетования Аврааму о том, что через семя ЕГО благословятся все народы (предсказание о христианстве, Гал.3:7) Семя Авраама в Израиле по МУЖЧИНЕ определялось: Авраам родил, Исаак родил, Иаков родил и т.д. (Мтф.1:1-16) Христианская Церковь – это потомки Авраама по духу (Гал.3:7,16), они должны были «родиться» от мужчин из рода Авраама: от Христа через его помощников — апостолов. От них благодаря благовествованию христианские церкви и «родились» в 1 веке.
10:5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
Иисус не позволяет идти в языческие земли, но не запрещает проповедовать всем, кто встречается на пути по территории Израиля.
10:6
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Как видим, СНАЧАЛА служение Христа и апостолов было сосредоточено на «погибших овцах дома Израилева» – на природном Израиле по плоти, которому были даны обетования Царства Божьего — для того, чтобы они поняли, что обетование Авраама о приходе семени от Бога сбывается на Христе (язычники не имели бы возможности принять Христа как обетованного Мессию, ибо ни о каких обетованиях Бога они ничего не знали).
Почему – «погибшим»
? Потому, что ко времени первого прихода Христа Израиль по плоти исказил смысл праведности Божьей до неузнаваемости и свёл её исключительно к законничеству, разработав для этого такое дополнительное количество «литературы» («преданий старцев»), что учения Божьи превратились в учения человеческие, а поклонение Богу — в тяжкое бремя обязанности исполнять все пункты человеческих инструкций. Израиль к моменту прихода Христа нуждался в обращении от своих злых дел (Ис.29:13, Марк 7)
10:7,8
ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
На апостолов возлагалось задание проповедовать приближение Царства Божьего не только словами, но и делами разъяснять при этом — что же означает приход Царства Божьего для народа Божьего. Причём, перечень дел Царства Божьего для апостолов от перечня дел Христовых — ничем не отличался: проповедь, исцеление, изгнание бесов и воскрешение умерших. В таком наборе явно была видна зависимость физического исцеления и избавления от смерти — от слышания и восприятия слова Божьего. Израилю было показано, что Царство Божье, прежде всего, будет способствовать духовному возрождению и обновлению людей от слышания слова Божьего, а избавление от смерти – это результат духовного обновления.
Все способности, которыми были наделены апостолы, должны были бы применяться на благо Израиля бесплатно: Божий дар – не для извлечения из него личной корысти даётся, но исключительно – для пользы Божьего дела.
10:9,10
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Понятно, что служение Богу и христианский путь в Израиле — будет занимать практически всё время апостолов, поэтому можно было бы слегка засуетиться о необходимости исцелений даром: а жить – на что? Однако Иисус сразу их успокоил: Бог позаботится об их благополучии Сам и настолько, что нуждаться они ни в чём, необходимом для возможности исполнять христианское служение – не будут. Им даже не надо будет «брать с собою» (как бы «про запас») лишних денег и еды.
10:11
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
В те времена благовестники уходили далеко прочь от своих домов для проповеди и им просто некуда было бы вернуться на ночлег после трудового дня, и негде было перекусить. К тому же в Израиле были приучены к приёму гостей и от присутствия гостя они не ошалевали. Кого интересовала благая весть – тот и был достоин того, чтобы слушать много, поэтому христианам и давался совет оставаться не где-нибудь, а именно в доме слушающих.
Сегодня нет никакой необходимости пользоваться этими стихами, подолгу и с удовольствием засиживаясь у слушающих благую весть, которым часто — просто неловко указать на дверь. Практически у всех благовестников сегодня есть свои дома, чтобы есть и пить.
10:12,13
а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Это – не слова «заклинания». Здесь имеется ввиду, что если вас примут и выслушают — хорошо, подЕлитесь в этом случае и тем хорошим, что есть у вас. Ну а если нет — ничего не убудет с вас, но и им — ничего не добавится.
10:14
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
Не следует воспринимать эти слова как руководство к действию. Иудеи иногда отряхивали пыль ног, вернувшись из земли языческой, демонстрируя своё неприятие язычников таким образом: даже пыль дорог, которой могли касаться ноги язычников — и та праведнику иудею невыносима.
Поэтому, отряхивание ног перед городом должно было бы означать следующее: город, который не принял учеников Христа — выходит, не принял и Иисуса. Стало быть, в духовном смысле — он стал «языческим», а значит — подлежащим суду, как Содом и Гоморра (Деян. 13:51). 10:15
истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Может создаться впечатление, что Содом и Гоморра будут ещё раз судимы, чего не может быть: над ними суд Бога уже состоялся пролитием огня и серы с небес, что равнозначно уничтожению в геенне, то есть, навсегда (Быт.19:24; Откр.20:9,10) Об уничтожении Содома и Гоморры навеки Бог говорил через Своих пророков в В.З. (Втор.29:19-23; Ис.13:19,20; Соф.2:9). А в НЗ сведения о вечном уничтожении Содома и Гоморры и подобных им нечестивцев — были переданы через апостолов Христовых (Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17)
Перевод Всемирного Библейского переводческого Центра — более точно, на наш взгляд, передаёт мысль об участи городов Иудеи, отвергающих Христа: Истинно говорю: в судный день этому городу будет хуже, чем Содому и Гоморре
Иисус говорил о жителях городов Иудеи, отвергающих Христа: в глазах Бога грех Содома, каким бы он ни был тяжким — весил бы меньше греха отвержения Иисуса Христа Его народом. И если Содом был подвержен казни огня вечного за свои тяжкие грехи, то что же могло быть ещё хуже — для иудеев, отвергающих Христа? Это поможет понять текст Иеремии, плачущего по иудеям (Плач Иер.4:6-9):
6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
Иеремия, описывающий наказание иудеев за отступничество, когда царь Вавилонский начал их постепенно уничтожать, сказал, что их положение — даже хуже положения Содома и Гоморры, уничтоженных Богом мгновенно.
7 Князья ее [были] в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир; 8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.
Осуждение Иудеи было гораздо тяжелее: они, изнеженные и избалованные привычным благополучием, были в конце концов обречены своим Богом на медленное и мучительное вымирание от голода.
9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых
. Мгновенная смерть всегда лучше изнурительной смерти от ран или истощения.
То есть, тем городам Иудеи, которые отвергнут Христа — будет хуже во время суда над ними, чем /было Содому потому, что нечестивцы Содома уничтожены мгновенно, а иудеи по предупреждению Христа познают мучительную смерть. Что и произошло во время суда над Иудеей в 70 г. н.э., когда римляне разрушили Иерусалим и сожгли храм Бога, остающийся в руинах и по сей день: во время наказания Иудеи за отвержение Христа, большинство иудеев погибали во время пожаров, когда их бросали в тюрьмы, бичевали, сжигали и убивали римляне, плюс — от мучительного голода, а кто уцелел — того продавали в рабство. Только христиане смогли избежать этих мучений, убежав в горы г. Пелла. См. также разбор текста Мтф.11:23,24 об участи городов Израиля Хоразина, Капернаума и Вифсаиды.
10:16,17
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. 17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
В Библии — три места с упоминанием о битье в синагогах: этот текст аналогичен Мар.13:9, где Иисус рекомендует ученикам быть осторожными. Это не помешает везде, где бы христиане ни были и что бы они ни делали: их могут бить и «волки» этого мира, и даже соверующие — в местах встреч, где собираются читать и слушать слово Бога (в «синагогах» — в местах встреч собраний верующих). Можно даже себе мысленно представить, каково овце находиться в среде волков: так же будет себя чувствовать и христианин в мире людей.
Идущему путём Христовым даже в народе Бога может быть некомфортно, если все остальные из народа Его – отошли от Бога и идут своими собственными путями. Эта мысль о том, что пророков Бога могут бить в своих синагогах — то есть, свои единоверцы в местах собраний — отражена в тексте Мтф. 23:33,34: там ясно сказано, что во времена отступничества правителей народа Иеговы (когда они станут духовными «волками», ср. Де.29:17,29,30) — Его пророков могут бить даже свои по вере. А времена отступничества были в 1 веке, поэтому преследовали и отвергали Иисуса Христа. Также эта история повторится перед Армагеддоном, когда в храме Иеговы вновь появятся правители, отступившие от Бога и занявшие Его место — в народе Его (2Фес.2:2-4).
Итак, Иисус предупредил христиан, что, кроме христианских качеств — честности, открытости и т.д. — им понадобится благоразумие и осторожность змеи, не нападающей первой, но не дающей себя в обиду, и — простодушие голубя, в то же время — его способность не попадаться в «лапы волков», ищущих повод причинить вред христианину (голубь улетает от проблем). Благоразумие — это способность предвидеть опасность и различать, кому, что и когда говорить. Надо учиться различать времена и суть происходящего, ведь есть время говорить, а есть — и молчать (Еккл.3:7). Особенно, если времена в народе Иеговы злые — стоит больше помалкивать, но не потому, что христианин боязливый или хитростью желает приспособиться. А потому, что говорить и делать что-либо вообще — надо СО СМЫСЛОМ: хотя бы для того, чтобы вас услышали. А во времена злые — христианина не услышат, но себе и своим ближним — он может навредить, если поведёт себя неблагоразумно и тем — даст повод причинить себе вред (Прит.22:3; Амос.5:13; Матф.7:6; Матф.10:16 ; 2Кор.11:12). Иисус ведь не зря говорил овце о том, что, когда идёте к волкам, будьте как змеи и голуби, а не как овцы: змеев волки боятся, а за голубями — им не угнаться. А вот если «овца» честно заявится в логове «волков», дескать, вот я — честная «овца», то считайте, что она даст «волкам» прекрасный повод ею отобедать. И какой в этом смысл? НИКАКОГО, если рассматривать этот поступок в свете слова Иеговы.
То есть, размахивать прямотой и честностью как «красным флагом» — в христианстве не всегда уместно. Этому учит Бог и Христос Его (ссылки на Библию — см. выше). Однако, трудный путь христианина показан Иисусом не только для апостолов, но и в принципе – для христианства в целом (для всех христиан, кому выпадет жить во времена «злые», Амос.5:13; Де.29:17,29,30).
10:18-20
и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Преследовать учеников Христа могут и государственные и религиозные власти, однако христианин не должен сильно беспокоиться по этому поводу. Но не в смысле того, что Бог позаботится и их непременно оправдают в судах благодаря мудрым ответам христианина против обвинителей. Нет. А в том смысле, что даже если власти и причинят зло христианину — то осудят они его НЕ на основании СПРАВЕДЛИВОГО обвинения против христианина, а по собственному желанию, ибо христианину всегда будет дана мудрость противостоять обвинениям властей и разоблачать их несправедливость. Никто не сможет противостоять в мудрости против слова защиты самогО христианина, движимого духом святым.
10:21,22 , 34-37
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Все категории людей – и родные и посторонние — будут ненавидеть христианина. Но не за то, что он так называется. А за ПРАВЕДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ христианина, идущего путём Христа. В имени Иисуса Христа — его внутренняя сущность сокрыта, его весть
Иего-Шуа
– «Иегова есть спасение» — отражена, ибо так обозначается значение имени Иисуса.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Слова обескураживающие. И отрезвляющие — одновременно. Розово-рафинадной жизни христианину не видать. Даже самые близкие могут не понять чаяний христианина, появившегося в семье. Родные могут христианину заявить: «да что же это за вера такая, которая требует ставить учителя — выше родных?!» Но если родные будут противиться тому, чтобы христианин служил Всевышнему и вёл христианский образ жизни — пойдёт ли христианин на поводу у своих домашних? Откажется ли от пути Христова — ради угождения своим домашним? А если не откажется — будет ли готов к тому, что меч духовного разделения — может разрубить и семьи? Или — уступит родным, оставит Бога и смирится под их «крепкую» руку ради сохранения мира с родными?
И такие вопросы могут возникнуть на христианском пути. Но если с чужими – вопросы духовного разделения решать необязательно (можно развернуться и просто уйти), то в разделённой семье жизнь может стать невыносимой. Потому и сказано, что самое большое горе христианину — может причинить семья, противящаяся принятию Христа.
И если верующий возлюбит больше родных и выберет угождение им, а не Богу; если, испугавшись угроз или слёз домашних, предпочтёт исполнять их требования вместо прохождения поприща Христа Божьего — тот окажется не достойным внимания Бога и Христа Его, ходатайствующего за всех верующих, кто стойко и с преданностью Богу проходит через все испытания веры, в том числе — через сопротивление, угрозы и шантаж домашних. См. также Мтф.19:29
10:23
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам:
Христианин не должен быть упрямым и назойливым с предложением христианского пути жизни: если где-то его отвергают, неправильно было бы настаивать на том, чтобы его непременно принимали и продолжать с завидной частотой посещать отказавшегося. Задача христианина — найти тех, кто станет слушать и пожелает стать христианином. А не обращать в христианство тех, кто не желает быть христианином.
не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Здесь пророчество о неком пришествии Христа на территорию городов Израилевых (заметим, не просто городов мира), которую ученики не успеют обойти. Речь может идти:
1) о пришествии Христа для того, чтобы судить Израиль по плоти как отступнический народ, и тогда это исполнилось в 70 г. н. э. в момент разрушения Иудейской системы вещей, храма и В.З. поклонения.
2) о втором пришествии для суда всей земли. Однако не следует упускать из виду, что даже и в этом случае ученики его не успеют обойти некие города «Израилевы» — «города» народа Бога, существующие ко времени его второго пришествия.
10:24,25
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Если ученик идёт по стопам своего учителя, то и отношение к нему будет таким же, как отношение к учителю. Если Христа посчитают главой бесов, то и учеников Христа — Божьими посланниками мало кто воспринимать будет. К такому «радушному» приёму — христиане должны быть готовы.
10:26,27
Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Если к такому «радушию» быть подготовленными, то при столкновении с ним — возможно оставаться стойкими в вере и не бояться преследований даже в виде смерти. Иисус заверяет своих учеников в том, что никакая попытка со стороны противников Бога удержать правду Его и просвещение методом преследования христиан — не будет успешной, так или иначе все народы земли — всё равно рано или поздно узнают всё то, что Христос повелел узнать о Боге через своих учеников (всё тайное станет явным).
10:28
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Тело в данном случае представляет смертного человека, а душа — это жизнь (см. сноску к Мтф.16:25 в Синодальной Библии, там слово «душа» обозначено словом «жизнь») Почему верующему человеку не нужно бояться смерти, если ему угрожает опасность из-за сохранения преданности Богу? Потому, что самое большое, что о могут сделать верующему в этом нечестивом веке – это умертвить его (
убить тело
). Но если он сохранил преданность Богу до смерти (не согрешил, не пошёл на уступки нечестивым из-за страха перед смертью) — то Бог непременно воскресит его (
душа
его или
жизнь
— не будет убита, её вернут в новом мире), а убийцы века сего никак не смогут на это повлиять. В этом веке бояться нужно не смерти (рано или поздно всё равно каждый человек умрёт, евр.9:27), — а предательства Бога: если верующий, испугавшись за свою жизнь, согрешит под давлением нечестивых и отречётся от Бога — то жизнь ему в новом мире через воскресение могут и не вернуть (
Бог и душу и тело погубит в геенне,
уничтожит человека навеки)
10:29
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Если у Бога даже все воробьи на учёте, то тем более — исполняющий волю Его не будет забыт и оставлен в пренебрежении. Словом — не нужно верующему бояться никого, кроме Бога.
10:32,33
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
А потому не стОит бояться разъяснять причины своего христианского образа жизни: «я не потому так себя веду и так живу, что сам такой хороший. А потому, что служу Богу и Христу Его» — это принцип проповеди устами и делами. А также, при выборе как поступить – не оглядываемся на мнение человеческое и не боимся человекам не угодить, но поступаем так, как Богу угодно и как Христос от нас ожидает. И неважно, что при этом подумают о нас люди.
Если исповедуем Христа, то и Отца его прославляем, а если прославляем Отца его – то и Он не забудет о труде нашем для Него.
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Суровое предупреждение. Пётр ТРИЖДЫ отрёкся. Иисус не отрёкся от него. Иуда ОДИН раз отрёкся. И достоинство его принял другой. Почему такое различие? Пётр — в немощи плоти сиюминутно из страха смерти. Иуда — запланированно из желания обогатиться. Постараемся не желать большего, чем мы имеем. Особенно, если для достижения этого большего — нам пришлось бы отречься от Христа или поступить не по правде его.
10:34-37
— см.
10:21,22
10:37
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Показательный пример – Адам, который возлюбил Еву больше, чем Иегову. Любовь к Иегове и Его принципам должна стоять у христианина впереди всего и преобладать при любом выборе.
10:38
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Речь идет не о том, чтобы терпеть какое-то конкретное тяжкое бремя, выпавшее на долю христианина, как, например, ухаживать за парализованным родителем, тяжко трудиться, терпеть личные проблемы или выполнять христианские обязанности в собрании, взятые на себя по доброй воле. Нет.
Здесь речь идёт о ПОЛНОМ ПОСЛУШАНИИ Иисусу каждого христианина, живущего В СВОИХ ЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, и СЛЕДОВАНИИ при этом ПУТЕМ ХРИСТА ДО САМОЙ СМЕРТИ – вот что означает нести свой крест.
10:39
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Тот, кто больше будет беспокоиться о сохранении своей жизни любой ценой и в случае угрозы жизни «скинет» крест Христов или отступит от правды и начнет действовать не по правде Божьей, а по уставу князя мира сего, нарушая заповеди Божии — у того немного шансов обрести вечное будущее. Кто же сможет подчинить всего себя и свою жизнь для того, чтобы исполнить дело Христа — у того есть надежда на вечное будущее. И неважно, сколько и как он проживёт здесь, в веке этом: страннику и пришельцу глупо рассчитывать на комфорт и беззаботную жизнь в чужой стране, а для христианина -весь мир как страна чужаков.
10:40-42
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. «кто примет…ВО ИМЯ
…
пророка…праведника…»
Заметим, не потому примет, что гость, например, или — что нуждается в помощи, или — что человек хороший, нужный нам, а потому конкретно, что от Бога посланник и путём Христовым идёт. Принимая христиан по ЭТОЙ причине мы показываем Богу, что ценим именно ЕГО и ради НЕГО принимаем всех, идущих к Нему, потому как и сами — туда же по жизни идём.
«Получит награду пророка… праведника»
. Этот стих подчеркивает, что, принимая посланного, мы принимаем пославшего.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Напоминает момент, когда Иисус хвалит тех, кто помогал меньшим братьям его — в их нуждах: «
И царь ответит им: „Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из моих наименьших братьев, вы сделали это мне
“ «(Матф.25:40) Кто является меньшими братьями Христа? Он определит сам. Но если люди не будут противиться христианам, выполняющим миссию благовестников Царства Божьего — то их одобрит Христос и они не потеряют награды своей, принимая с добром посланников Бога и Христа Его.
Библия Онлайн
1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец—сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку—домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПРИБОРА МФ-10СП:
Принцип работы прибора основан на создании равномерно убывающего магнитного поля рассеяния вдоль двух протяженных искусственных несплошностей в виде щелей с шириной 50 и 100 мкм в магнитопроводе электромагнита.
Обработка поверхности магнитопровода с несплошностью испытуемым магнитным порошком (или суспензией)
Измерением по шкале прибора в миллиметрах длины одного из индикаторных рисунков несплошностей в зависимости от размеров частиц магнитного порошка
Условная чувствительность магнитного порошка (суспензий) определяется путем сравнительной оценки длины индикаторных рисунков, образуемых испытуемым магнитным порошком (суспензией), и магнитным порошком (суспензией), обеспечивающим необходимый условный уровень чувствительности магнитопорошкового метода неразрушающего контроля конкретных изделий.
Зависимость между длиной индикаторного рисунка и условной чувствительностью магнитного порошка (суспензии) конкретного типа устанавливает потребитель.
Глава десятая
Мф.10:1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу. Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей.
Мф.10:2. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его,
Матфей перечисляет имена апостолов по причине лжеапостолов. Вперед поставляет Петра и Андрея, потому что они и призваны первыми; затем – сыновей Зеведея, но из них Иакова поставляет прежде Иоанна, ибо он исчисляет их не по достоинству, но просто, как пришлось. Итак, он говорит:
Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Мф.10:3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
Мф.10:4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Посмотри на смирение Матфея: себя поставил после Фомы, а, дойдя до Иуды, не сказал: «этот мерзкий человек, этот враг Божий», но назвал его Искариотом, по отечеству, потому что был и другой Иуда – Леввей или Фаддей. Итак, были два Иакова: один Зеведеев, другой Алфеев, и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда-предатель, и три Симона: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался Симоном.
Мф.10:5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите,
Мф.10:6. а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Мф.10:7. ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
«Сих» – кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им:
Мф.10:8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте.
Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывают здесь, когда говорит «даром получили, даром давайте». Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: «даром, – говорит, – давайте». Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит:
Мф.10:9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
Мф.10:10. ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и жезлов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: «откуда же будем добывать пропитание»? – говорит: «трудящийся достоин пропитания», то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.
Мф.10:11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
Не ко всем велит входить, чтобы, сообщаясь с недостойными, не сделались предметом клеветы, и если будут ходить к одним только достойным, то, конечно, найдут пропитание. Повелевает оставаться, а не переходить из дома в дом, чтобы не порицали их, как чревоугодников, и чтобы те, которые примут их в первый раз, не сочли себя оскорбленными.
Мф.10:12. a, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
Мф.10:13. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Под целованием и миром разумей благословение, которое пребывает только с достойными. Узнай же отсюда, что преимущественно наши дела благословляют нас.
Мф.10:14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших;
Мф.10:15. истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Господь желает, чтобы они отрясли прах, показывая этим, что они ничего не взяли там по причине неверия их, или же свидетельствуя, что тот путь, который они прошли, был очень длинен, и они совершили его без пользы. Итак, содомлянам отраднее будет, чем этим неверующим, ибо содомляне, будучи наказаны здесь, гораздо легче будут наказаны там.
Мф.10:16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
Господь дал им, как оружие, чудеса и обеспечил их относительно пищи, открыв для них двери достойных; теперь же, показывая Свое предвидение, говорит и об опасностях, которые имеют случиться с ними, и бодрит их словом. «Я, – говорит, – силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к страданиям. Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим главным образом побеждали».
итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.
Мф.10:17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
Мф.10:18. и поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства пред ними и язычниками.
Видишь, что значит быть мудрым: быть осторожным и не давать повода тем, которые желают гнать, но разумно устроять свои дела. Имущества ли захочет гонитель или почести, отдай, чтобы он не имел повода преследовать тебя, но если будет отнимать веру, то береги эту свою голову. Христос намеревался послать Своих учеников не к иудеям только, но и к язычникам, поэтому и говорит: «для свидетельства пред ними и язычниками», то есть для обличения тех, которые не веруют.
Мф.10:19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать;
Мф.10:20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Чтобы не сказали: «Как же мы, люди простые, сможем убедить мудрых?» – Господь повелевает им быть смелыми и не заботиться об этом. Когда нам предстоит беседовать среди верных, нужно заранее приготовиться к защите, как увещевает Петр; но среди неистовствующих народов и царей Господь обещает Свою силу, чтобы мы не боялись. Исповедовать веру – наше дело, а мудро защищаться – дар Божий. А чтобы ты не стал подозревать, что при защите действует природная способность, говорит: не вы будете говорить, но Дух.
Мф.10:21. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
Заранее говорит им о том, что произойдет, чтобы, когда это случится, не смущались. Показывает и силу проповеди, которая побуждает пренебрегать, ибо таково истинное христианство. Но Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят и домашних своих.
Мф.10:22. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
«Всеми» вместо «многими», потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. «Претерпевший же до конца», а не в начале только, тот будет участником жизни вечной.
Мф.10:23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Сказанное выше и страшное: «будут предавать вас» и «будете ненавидимы» относилось к тому, что имело случиться после вознесения; то же, о чем говорится теперь, касается событий прежде креста. Вы, терпя гонения, не успеете обойти городов Израиля, и Я уже приду к вам. Когда же наступят гонения, повелевает им бегать, ибо явно бросаться в опасность и служить причиной осуждения убийцам, равно и вредить тем, которые надеялись получить пользу от проповеди, – дело дьявольское. Слова же «как приидет Сын Человеческий» относи не ко второму пришествию, но к тому приходу и утешению, которое было до креста. Ибо после того, как ученики были посланы и проповедовали, они снова возвратились ко Христу и пребывали с Ним.
Мф.10:24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
Мф.10:25. довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
Здесь учит воздерживаться от оскорблений других: если Я, Учитель и Владыка, переносил все, то тем более вы, – ученики и рабы. Но ты спросишь: «Как говорит «ученик не выше учителя», когда мы видим, что много учеников бывает лучше своих учителей?». Узнай же, что пока они ученики, они меньше учителей; но когда становятся лучше их, то они уже не ученики, подобно тому, как и раб, пока остается рабом, не может быть выше своего господина.
Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Мф.10:26. Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Утешайтесь, говорит, тем, что переношу Я. Если Меня назвали начальником бесов, то что здесь удивительного, если будут клеветать и на вас, домашних Моих? Назвал их «домашними», а не рабами, показывая тем Свою близость к ним. Но мужайтесь, потому что истина не скроется: время покажет и вашу добродетель, и злобу клевещущих, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, так что если и оклевещут, то после узнают вас.
Мф.10:27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Что, говорит, сказал вам одним только и в одном месте, ибо это означают слова: «на ухо» и «в темноте», – об этом учите смело и громко, так, чтобы все слышали вас, но так как за смелостью следуют и опасности, то прибавляет:
Мф.10:28. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.
Научает пренебрегать и смертью, потому что наказание в геенне, говорит, страшнее. Убийцы доставляют вред одному только телу, душе же, может быть, приносят благо, но Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело. Говоря: «в геенне», указывает на вечность наказания, ибо слово «геенна» происходит от греческого слова «вечно рождаться».
Мф.10:29. Не две ли малые птицы продаются за ассарий *** ? И ни одна из них не упадет на землю без воли
Отца вашего;
Мф.10:30. у вас же и волосы на голове все сочтены;
Мф.10:31. не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.
Мф.10:32. Итак всякого, кто исповедает Меня («Мной», как сказано в оригинале) перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
Мф.10:33. а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Побуждает к исповедничеству, ибо не довольствуется верою только в душе, но хочет веры, исповедуемой и устами. Не сказал: «кто исповедает Меня», но «Мной», то есть Моею силою, ибо исповедующий исповедует, опираясь на благодать свыше. Об отрекающемся же не сказал: «Мной», но «от Меня», показывая этим, что отрекается тот, кто не имеет помощи свыше. Каждый, кто исповедует, что Христос – Бог, найдет Христа исповедующим его пред Своим Отцом, что он верный раб. Те же, которые отрекаются, услышат: «не знаю вас».
Мф.10:34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч,
Мф.10:35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
Мф.10:36. И враги человеку домашние его.
Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.
Мф.10:37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше:
Мф.10:38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: «и следует за Мной», то есть живет согласно с Моими законами!
Мф.10:39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.
Мф.10:40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
Мф.10:41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка;
Мф.10:42. и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.
Мф.10:42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Чтобы кто-либо не стал ссылаться на бедность, Господь говорит: если сможешь дать кому-либо чашу холодной воды, потому что он Мой ученик, получишь его награду. Чашу же холодной воды подает и тот, кто научает кого-либо, пылающего огнем гнева и страстей, и делает его учеником Христовым; и этот не потеряет награды своей.
МФ 10
Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 10
Свернуть | Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод
Главы: 10
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. | 1 И призва обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг и всяку болезнь. |
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, | 2 Дванадесятих же Апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр, и Андрей брат его: Иаков Зеведеев и Иоанн брат его: |
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, | 3 Филипп и Варфоломей: Фома и Матфей мытарь: Иаков Алфеев и Леввей, нареченный Фаддей: |
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. | 4 Симон Кананит и Иуда Искариотский, иже и предаде Его. |
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; | 5 Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им, глаголя: на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите: |
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; | 6 идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева: |
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; | 7 ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие Небесное: |
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. | 8 болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите. |
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, | 9 Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, |
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. | 10 ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея. |
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; | 11 В оньже аще (колиждо) град или весь внидете, испытайте, кто в нем достоин есть, и ту пребудите, дондеже изыдете: |
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; | 12 входяще же в дом целуйте его, глаголюще: мир дому сему: |
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. | 13 и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нань: аще ли же не будет достоин, мир ваш к вам возвратится. |
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; | 14 И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, оттрясите прах ног ваших: |
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. | 15 аминь глаголю вам: отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому. |
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. | 16 Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие. |
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, | 17 Внемлите же от человек: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, |
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. | 18 и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради, во свидетелство им и языком. |
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, | 19 Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете: |
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. | 20 не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас. |
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; | 21 Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их: |
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. | 22 и будете ненавидими всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет. |
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. | 23 Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий. Аминь бо глаголю вам: не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий. |
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: | 24 Несть ученик над учителя (своего), ниже раб над господина своего: |
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? | 25 довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко господь его. Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его; |
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. | 26 Не убойтеся бо их: ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет. |
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. | 27 Еже глаголю вам во тме, рцыте во свете: и еже во ушы слышите, проповедите на кровех. |
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. | 28 И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче Могущаго и душу и тело погубити в геенне. |
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; | 29 Не две ли птице ценитеся единому ассарию; и ни едина от них падет на земли без Отца вашего: |
30 у вас же и волосы на голове все сочтены; | 30 вам же и власи главнии вси изочтени суть: |
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. | 31 не убойтеся бо: мнозех птиц лучши есте вы. |
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; | 32 Всяк бо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех: |
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. | 33 а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех. |
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, | 34 Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но мечь: |
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. | 35 приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. |
36 И враги человеку — домашние его. | 36 И врази человеку домашнии его. |
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; | 37 Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин: |
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. | 38 и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. |
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. | 39 Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. |
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; | 40 Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя: |
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. | 41 приемляй пророка во имя пророчо, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведничу приимет: |
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. | 42 и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея. |
Свернуть | Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод
Главы: 10
Меню
Избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу. Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей.
Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его.
Матфей перечисляет имена апостолов по причине лжеапостолов. Вперед поставляет Петра и Андрея, потому что они и призваны первыми; затем — сыновей Зеведея, но из них Иакова поставляет прежде Иоанна, ибо он исчисляет их не по достоинству, но просто, как пришлось. Итак, он говорит:
Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей-мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Посмотри на смирение Матфея: себя поставил после Фомы, а, дойдя до Иуды, не сказал: «этот мерзкий человек, этот враг Божий», но назвал его Искариотом, по отечеству, потому что был и другой Иуда — Леввей или Фаддей. Итак, были два Иакова: один Зеведеев, другой Алфеев, и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда-предатель, и три Симона: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался Симоном.
Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.
«Сих» — кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им:
Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте.
Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывают здесь, когда говорит «даром получили, даром давайте». Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: «даром, — говорит, — давайте». Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит:
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания.
Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и жезлов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: «откуда же будем добывать пропитание»? — говорит: «трудящийся достоин пропитания», то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете.
Не ко всем велит входить, чтобы, сообщаясь с недостойными, не сделались предметом клеветы, и если будут ходить к одним только достойным, то, конечно, найдут пропитание. Повелевает оставаться, а не переходить из дома в дом, чтобы не порицали их, как чревоугодников, и чтобы те, которые примут их в первый раз, не сочли себя оскорбленными.
А, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Под целованием и миром разумей благословение, которое пребывает только с достойными. Узнай же отсюда, что преимущественно наши дела благословляют нас.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дому или города, отрясите прах от ног ваших. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Господь желает, чтобы они отрясли прах, показывая этим, что они ничего не взяли там по причине неверия их, или же свидетельствуя, что тот путь, который они прошли, был очень длинен, и они совершили его без пользы. Итак, содомлянам отраднее будет, чем этим неверующим, ибо содомляне, будучи наказаны здесь, гораздо легче будут наказаны там.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков.
Господь дал им, как оружие, чудеса и обеспечил их относительно пищи, открыв для них двери достойных; теперь же, показывая Свое предвидение, говорит и об опасностях, которые имеют случиться с ними, и бодрит их словом. «Я, — говорит, — силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к страданиям. Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим главным образом побеждали».
Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства пред ними и язычниками.
Видишь, что значит быть мудрым: быть осторожным и не давать повода тем, которые желают гнать, но разумно устроять свои дела. Имущества ли захочет гонитель или почести, отдай, чтобы он не имел повода преследовать тебя, но если будет отнимать веру, то береги эту свою голову. Христос намеревался послать Своих учеников не к иудеям только, но и к язычникам, поэтому и говорит: «для свидетельства пред ними и язычниками», то есть для обличения тех, которые не веруют.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Чтобы не сказали: » Как же мы, люди простые, сможем убедить мудрых?» — Господь повелевает им быть смелыми и не заботиться об этом. Когда нам предстоит беседовать среди верных, нужно заранее приготовиться к защите, как увещевает Петр; но среди неистовствующих народов и царей Господь обещает Свою силу, чтобы мы не боялись. Исповедовать веру — наше дело, а мудро защищаться — дар Божий. А чтобы ты не стал подозревать, что при защите действует природная способность, говорит: не вы будете говорить, но Дух.
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Заранее говорит им о том, что произойдет, чтобы, когда это случится, не смущались. Показывает и силу проповеди, которая побуждает пренебрегать, ибо таково истинное христианство. Но Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят и домашних своих.
И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
«Всеми» вместо «многими», потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. «Претерпевший же до конца», а не в начале только, тот будет участником жизни вечной.
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Сказанное выше и страшное: «будут предавать вас» и «будете ненавидимы» относилось к тому, что имело случиться после вознесения; то же, о чем говорится теперь, касается событий прежде креста. Вы, терпя гонения, не успеете обойти городов Израиля, и Я уже приду к вам. Когда же наступят гонения, повелевает им бегать, ибо явно бросаться в опасность и служить причиной осуждения убийцам, равно и вредить тем, которые надеялись получить пользу от проповеди, — дело дьявольское. Слова же «как приидет Сын Человеческий» относи не ко второму пришествию, но к тому приходу и утешению, которое было до креста. Ибо после того, как ученики были посланы и проповедовали, они снова возвратились ко Христу и пребывали с Ним.
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
Здесь учит воздерживаться от оскорблений других: если Я, Учитель и Владыка, переносил все, то тем более вы, — ученики и рабы. Но ты спросишь: «Как говорит «ученик не выше учителя», когда мы видим, что много учеников бывает лучше своих учителей?». Узнай же, что пока они ученики, они меньше учителей; но когда становятся лучше их, то они уже не ученики, подобно тому, как и раб, пока остается рабом, не может быть выше своего господина.
Если хозяина дома назвали Веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Утешайтесь, говорит, тем, что переношу Я. Если Меня назвали начальником бесов, то что здесь удивительного, если будут клеветать и на вас, домашних Моих? Назвал их «домашними», а не рабами, показывая тем Свою близость к ним. Но мужайтесь, потому что истина не скроется: время покажет и вашу добродетель, и злобу клевещущих, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, так что если и оклевещут, то после узнают вас.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете, и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Что, говорит, сказал вам одним только и в одном месте, ибо это означают слова: «на ухо» и «в темноте», — об этом учите смело и громко, так, чтобы все слышали вас, но так как за смелостью следуют и опасности, то прибавляет:
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.
Научает пренебрегать и смертью, потому что наказание в геенне, говорит, страшнее. Убийцы доставляют вред одному только телу, душе же, может быть, приносят благо, но Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело. Говоря: «в геенне», указывает на вечность наказания, ибо слово «геенна» происходит от греческого слова «вечно рождаться».
Не две ли малые птицы продаются за один ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Чтобы ученики не смущались, как бы оставленные Им, говорит: если и малая птичка не может быть поймана без Моего ведома, то как оставлю вас, которых люблю? Показывая же Свое всеобъемлющее знание и промышление, говорит, что волосы наши сочтены Им. Не думайте, что малые птички ловятся при содействии Бога, но ловля их не неизвестна Ему.
Итак, всякого, кто исповедает Меня
(«Мной», как сказано в оригинале)
передлюдьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Побуждает к исповедничеству, ибо не довольствуется верою только в душе, но хочет веры, исповедуемой и устами. Не сказал: «кто исповедает Меня», но «Мной», то есть Моею силою, ибо исповедующий исповедует, опираясь на благодать свыше. Об отрекающемся же не сказал: «Мной», но «от Меня», показывая этим, что отрекается тот, кто не имеет помощи свыше. Каждый, кто исповедует, что Христос — Бог, найдет Христа исповедующим его пред Своим Отцом, что он верный раб. Те же, которые отрекаются, услышат: «не знаю вас».
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его.
Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, — удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня.
Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше:
И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот, не достоин Меня.
Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: «и следует за Мной», то есть живет согласно с Моими законами!
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.
И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Чтобы кто-либо не стал ссылаться на бедность, Господь говорит: если сможешь дать кому-либо чашу холодной воды, потому что он Мой ученик, получишь его награду. Чашу же холодной воды подает и тот, кто научает кого-либо, пылающего огнем гнева и страстей, и делает его учеником Христовым; и этот не потеряет награды своей.