Православная церковь о политике: отношение, мнение и ответы на частые вопросы


Христианство и политика

Два тысячелетия назад Израилева земля находилась под жестокой тиранией Рима. Народ надеялся на избавление с приходом Мессии, но Иисус разочаровал большинство населения и не втянулся в политические перипетии. Христос никогда не сопротивлялся власти, несмотря на чудовищные притеснения Израиля. Оппоненты Божьего Сына использовали хитрые уловки, чтобы переманить Спасителя на сторону Рима или народа.


Христос учил отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу

Однако мудрость Христа выше политической выборочности. Он никогда не ввязывался в эту пустую игру, придя в мир, чтобы спасти души несчастных.

С первых лет своего существования христианство определило четкую позицию по отношению к политической науке.

  • Религия провозглашает вечно незыблемые и универсальные принципы морали, призванные привести человеческие души ко всеобщему спасению от уз грехопадения.
  • Политика — это умение руководить страной или различными обществами внутри этого государства. Её деятельность зависит от конкретной ситуации и наличия возможностей, помогающих решить локальную проблему.

Важно! религия и политика, управляемые мудростью, призваны заботиться о человеке и его благе. Однако такой вывод пригоден только для идеальных условий и тяжело достижим в обстоятельствах настоящего существования.
Позиция Церкви по отношению к государственному аппарату складывается из следующих утверждений:

  1. Религиозная миссия никаким образом не связана с экономической и политической формой культуры. Церковь выдвигает главное утверждение: законы внутри страны должны подчиняться нравственным законам, данным нам Самим Господом.
  2. Автономность (независимость) христианства не отдаляет его от «земных» дел, а определяет место человека в материальном существовании. Церковь рекомендует правителям действовать соответственно заповедям, соблюдать социальную справедливость, заботиться о благе целого.
  3. Религия — духовная опора, помогающая воплощать идеалы лучшего общества в жизнь. Необходимо корректировать не только мировую политику, но и исполнять обязанности по отношению к своей семье, воспитанию и труду. Духовное оздоровление людей всех возрастов приносит большие улучшения и в сфере государственного управления.
  4. Церковь не исключает многогранности суждений граждан и дает право думать на свой манер. Однако ни одной группировке не разрешается использовать авторитет христианства ради достижения определенной корыстной цели. Совесть — важнейший инструмент руководства государством и менее крупными организациями.
  5. Религия разных стран сегодня объединяет множество конфессий и призывает проявлять терпимость для того, чтобы сотрудничество приносило положительные плоды. Рассудительный диалог между христианством и политическими деятелями способен положить конец бессмысленным делениям территорий и приобщить нас к мирному сожительству. От государственных структур требуется уважение к традициям, которые издревле установились в тех или иных конфессиях.

На заметку! Взаимоотношения между политикой и религией имеют долгую историю положительного сотрудничества и негативных конфликтов. Причиной этой двойственности выступало стремление одной из структур преуменьшить значение другой. Однако всегда необходимо помнить слова Спасителя: «Кесарю — кесарево, Богу — божье».


Православие отрицательно относится к возможности внедряться в политические разногласия

Христианская империя [ править ]

Смотрите также: Государственная церковь Римской империи и христианского мира

Когда римское преследование христианства заканчивалось под Константином I с Миланским эдиктом , и Никейские христианской верой стала привилегированной религией Римской империи , христиане были представлены вопросами , они никогда прежде не приходились сталкиваться. Может ли христианский правитель законно вести войну ? Если в Писании христианам не рекомендуется вступать в судебные тяжбы друг с другом, как они должны действовать в качестве должностных лиц в судебной системе? Какие гражданские права должны были быть предоставлены нехристианам или неортодоксальным христианам в гражданском государстве, управляемом правоверными?

Августин Гиппопотам был одним из религиозных деятелей, столкнувшимся с этими проблемами в «Граде Бога»

; в этой работе он стремился защитить христиан от языческих обвинений в том, что отказ от официального спонсорства языческого культа привел к гражданским и военным бедствиям в Римской империи со стороны покинутых языческих божеств. (Пекнольд, 2010 г.) Августин стремился подтвердить, что Город Бога был небесным и духовным делом, а не земным и политическим делом. Город Бога противопоставляется городу людей и находится в противоречии с ним; но окончательный триумф Города Бога гарантирован Божественным пророчеством.

Католики, война и мир [ править ]

Католики исторически занимали самые разные позиции по вопросам войны и мира. Исторические церкви мира в настоящее время являются главными представителями христианского пацифизма , но этот вопрос впервые обнаружился во времена Римской империи.

Солдаты римской армии, перешедшие в католицизм, были одними из первых, кому пришлось столкнуться с этими проблемами. Католикам в римской армии пришлось столкнуться с рядом проблем, выходящих за рамки очевидной проблемы: можно ли примирить войну с христианской религией. Язычество пропитало римские военные институты. Идолы греко-римских богов появились на штандартах легионеров. Военная служба связана с присягойверности, которая могла бы противоречить католическим учениям, даже если бы они не призывали языческих богов. В обязанности римских военнослужащих входило обеспечение правопорядка, а также защита, и поэтому римские солдаты иногда были вынуждены участвовать в преследовании христиан. Сексуальное распутство считалось моральным риском, которому подвергались военнослужащие. См. Императорский культ (Древний Рим) .

Обращение Константина I изменило отношения христианских церквей с римской армией, равно как и отношения церквей с римским государством. Совершенно противоположная идея, иногда называемая « цезаропапизмом », отождествляла католическую империю с воинствующей церковью . Латинское слово Christianitas

первоначально означало тело всех христиан задумано как политический орган, или на территории земного шара занимает христианами, что — то похожее на английском языке слово Христианского. Были переосмыслены апокалиптические тексты. Идея христианской империи продолжала играть важную роль в Западной Европе даже после падения там римского правления; Название Священной Римской Империи свидетельствует о ее притязаниях на святость, а также на универсальное правление. Апокрифической апокалипсис Псевдо-Мефодий , написанный в седьмом веке, изображает святой последний римский император , который держит свое земное царство , в ожидании возвращения Христа. Согласно Псевдо-Мефодию, Последний Император будет вести войну в последние дни против врагов Бога, включая Гога, Магога и Антихриста .

Сложные взаимоотношения

Из истории мы видим, как часто политика и религия проникали друг в друга.

  • Иногда происходил своеобразный подкуп Церкви политиками, которые желали завоевать благосклонность святых отцов. Многие правители стремились объединить алтарь и трон, что приводило к растворению христианства внутри государственного аппарата. Чаще политики использовали это средство для сугубо корыстных целей.
  • Союзы между религией и государственными структурами называют конкордатами. Сегодня, в отличие от средних веков, в рамках одной страны сосуществует множество разнообразных конфессий. Это дает возможность христианству вносить свой духовный вклад в развитие светского государства. Церковь начинает активно внедрять добродетельные идеалы, не вмешиваясь в политическую обстановку.
  • Разделение уменьшает нагрузку в отношениях. Однако, даже не влияя друг на друга, Церковь и государство способны взаимодействовать на благо народа, потому что человечество принадлежит Богу и является частью любого государства. Религия не проникает в деятельность политики, но оставляет за собой право оценивать работу глав государства с моральной точки зрения.

Важно! Православные миряне, как граждане своей страны, имеют право и должны принимать участие в политической деятельности, но не в качестве представителей религии.
Христианин привносит в социум нравственные ценности, улучшая духовное восприятие населения. Служители Церкви должны стать религиозными лидерами, ведущими людские души к спасению по всем канонам ортодоксального христианства. Проповедуя истину, они обязаны отстраниться от политических взглядов.

См. Также [ править ]

  • Цезаропапизм
  • Католическая церковь и политика в США
  • Христианский коммунизм
  • Христианская демократия Дистрибьютизм
  • Социальный кредит
  • Кристиан ушел
  • Христианское либертарианство
  • Христианский пацифизм
  • Христианский реконструкционизм
  • Христианская республика
  • Христианское право
  • Христианский социализм
  • Доктрина двух царств
  • Теология доминиона
  • Европейское христианское политическое движение
  • Иудаизм и политика
  • Богословие освобождения
  • Политический католицизм
  • Политическое богословие
  • Прогрессивное христианство
  • Религия в политике
  • Симфония (теология)
  • Временная власть Святого Престола
  • Постсоветская власть на официальном уровне отказалась от идеологии, однако по факту это формальность. Действует типичная схема: идеологию в СССР называют «искусственной», а идеология постсоветского режима воспринимается как нечто «естественное». Это было характерно для любых общественных систем.

    Православие стало частью государственной идеологии России ещё со времён становления ельцинского режима. Ведь реакционному режиму необходимо было опираться на что-то, помимо антисоветских лозунгов, которые, если изучить социологические опросы, никогда не были популярны в обществе.

    Не просто так политические деятели оппозиционного толка еще на закате советского режима посещали церкви, делали это всегда публично, чтобы подобное событие освещали все крупные СМИ. Мол, смотрите: глава города, крупный чиновник стоит в церкви со свечкой. Зачем это нужно освещать? Исключительно для того, чтобы показать обществу пример одобряемого поведения.

    Если подобное было уже в последние годы СССР, то чего говорить о постсоветской России. После краха СССР власть взялась за задачу, которая известная сегодня как «возрождение духовности».

    Путин и православие

    Владимир Путин стал президентом России в 2000 году. Можно ли сказать, что Владимир Путин сразу же начал использовать религиозность в политических целях? Нет, об этом точно сказать нельзя.

    Дело в том, что перед тем, как стать президентом, Путин был крупным чиновником в Москве, а еще до этого — вторым человеком в мэрии Санкт-Петербурга. В этот период ни о какой особой религиозности Путина не может быть и речи.

    Путин просто был технократом, в церквях не светился, так как в этом не было смысла. По всей видимости, до определенного момента (примерно до мая 1998 года) Путин не хотел быть публичным политиком.

    Путин стал публичным политиком в период, когда его назначили директором ФСБ (1998 год), а затем главой правительства Российской Федерации. В эти периоды он также особенно о религии ничего не говорил.

    А когда стал президентом, то в первых интервью, например, критически высказывался о Николае II[1]:

    «Журналист: — Я недавно видел фотографию на выставке, где Николай II на крыше этого дома с женой

    Путин: — И чё он там делал?

    Журналист: — Смотрел на Москву

    Путин: — Ну, ему делать нечего было, он по крышам шастал. Вот, Николай II, да?

    Журналист: — Да.

    Путин: — Ну вот видите, допутешествовался».

    Понятно, что это в большей мере политическое высказывание, а журналист, очевидно, ожидал, что Путин положительно оценит Николая II, что было принято в девяностые годы. Но Путин не только не изменил свою позицию, а в будущем также несколько раз негативно отказывался о Николае II, который был не просто политическим деятелем, но еще этот персонаж был канонизирован РПЦ. Путин, например, в публичных выступлениях иногда называет Николая «кровавым»[2].

    И еще интересный момент о начальном периоде правления Путина. В интервью Ларри Кингу по поводу веры в высшие силы Путин сказал следующее[3]:

    «Л.Кинг: Так Вы верите в высшие силы?

    В.Путин: Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю в то, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать, и будем это делать вместе, то нас ждет успех и в отношениях между собой, в отношениях между нашими государствами. Но самое главное, что мы добьемся таким образом самого главного – мы добьемся комфорта в своем собственном сердце».

    Там же Путин высказался о том, что не считает правильным демонстрировать публично религиозность высших государственных деятелей:

    «Вы знаете, я предпочитаю на эту тему не особенно распространяться. Я считаю, что это такие вещи, которые человек должен хранить при себе. Вера в Бога не должна проявляться во внешних эффектах – она должна быть в человеке, в сердце человека».

    Как можно понять, Владимир Путин пытался в первое время отказаться от демонстрации религиозности на публике, однако вскоре свою позицию Путин изменил. Прежде всего во внешней политике. Интересный момент из начального периода правления Путина:

    «Перед первой встречей в столице Словении Любляне Путин изучил составленное для него досье Буша с подробным описанием его характера и биографии. В частности, там говорилось, что Буш очень религиозен, в молодости увлекался алкоголем, в 40 лет бросил пить и обрел истовую веру в Бога.

    В самом начале неформального общения в Любляне Путин рассказал Бушу историю из своей жизни. Когда-то у него была дача под Санкт-Петербургом. И несколько лет назад она сгорела дотла, к счастью, никто из родных не пострадал. Каким-то чудом при пожаре уцелел лишь подаренный матерью алюминиевый крестик, который Путин снял с себя, зайдя в сауну. Тот случай убедил его в том, что чудеса случаются, резюмировал Путин. Религиозный Буш был поражен. «Я взглянул в его глаза и увидел там душу», — скажет он после той памятной первой встречи»[4].

    Это говорит о том, что использовать религиозность в политических целях Путина вначале заставила внешняя политика. Но затем это стало актуально и для внутренней политики.

    Ведь Путин должен был как-то себя позиционировать. Он не хотел ассоциироваться только с тем, что когда-то работал на КГБ. Путин выбрал модель консерватора-популиста, то есть его лозунги и во внешней, и во внутренней политике уже в 2001 году: традиционные ценности, патриотизм, величие и так далее, модернизированный аналог «православия, самодержавия, народности».

    Подружиться с церковью Путину было нетрудно, ведь нужно понимать, что в советские годы из государственных структур с церковью особо активно взаимодействовала (помимо Совета по делам Русской православной церкви) КГБ[5].

    Союз Путина и православной церкви были закономерен. Дело в том, что с конца восьмидесятых у советских чиновников появилась традиция — посещать церкви, ставить свечки (чтобы этот процесс освещали СМИ). Понятно, что в последние годы СССР это делали далеко не все, но значительная часть. А в начале девяностых, после распада СССР, так делали практически все чиновники, даже которые не верили в бога.

    Можно взять, например, Александра Лукашенко, который называет себя православным атеистом[6]. Он утверждает, что хотя в бога и не верит, но все равно ходит в церковь и ставит свечки. Потому что якобы «ближе к народу».

    На деле это не попытка «приблизиться к народу», а чиновнические нормы. У кого больше шансов стать своим в среде российских, или постсоветских, чиновников: у человека, который стоит со свечкой в церкви, либо у человека, который пытается публично разоблачать религиозный культ в духе атеистической пропаганды времён СССР?

    То же можно сказать про увлечение российского чиновничества теннисом в годы правления Ельцина. Тогда большинство чиновников были любителям тенниса, но как только Ельцин перестал быть президентом, так сразу же теннис перестал быть популярным в этой среде.

    Связь Путина с церковью началась после того, как банкир Сергей Пугачев подсказал президенту, что ради популярности стоит открыто поддерживать РПЦ. Пугачев — это не просто банкир, а в какой-то смысле ранее даже денежный мешок церкви, он не просто общался с церковными деятелями, но был их другом. Более того, у Пугачёва было письмо от патриарха Алексия II Ельцину, где указывалось, что Пугачева можно считать посредником в диалоге между церковью и государством[4].

    Пугачёва первые 8 лет путинского правления можно было считать одним из главных соратников президента. И всё это время интерес Путина к религии усиливался, он стал все чаще появляться в церквях, особенно в период праздников.

    Путин в 2001 году точно отказался от идеи, что религия — это тема, на которую «лучше не распространяться». Спустя годы Сергей Пугачёв признавал прямо, что религия для Путина — это инструмент:

    «Надо понимать, что у Путина нет никакого духовника. По крайней мере по моему мнению, Путин — не верующий человек, и религиозно необразованный. Ему для того, чтобы что-то понимать, нужно про это читать. Причем, читать два дня недостаточно. Нужно как-то посвятить себя этому, нужно понять, нужно почувствовать, уверовать. Как я помню, он это воспринимал как «Общероссийский Народный Фронт», «Единая Россия», как некую общность людей, которые связаны одной целью, которую можно использовать»[7].

    Прав ли Пугачёв? Если внимательно изучить союз Путина и православной церкви, то он полностью прав, потому что церковь, безусловно, политизируется, становится на самом деле чем-то похожим на «Общероссийский народный фронт», если рассматривать публичные высказывания основных церковных деятелей, которые предпочитают говорить о социально-политических вопросах, а не о «духовности».

    Путину нужно было опираться на некоторые идеологические установки, и сегодня они известны — «духовность, традиции, патриотизм». Особенно это актуально ввиду того, что значительная часть россиян — пускай и формально — называют себя православными.

    Церковь и политика

    Церковь позитивно относится к союзу с властью. Патриарх Кирилл поддерживает Владимира Путина. В 2021 году патриарх заявил:

    «Хотел бы поблагодарить вас за то, что в нынешних условиях в государстве Российском это служение церкви идет рука об руку со многими государственными учреждениями, и по разным направлениям у нас существует диалог, сотрудничество. И, конечно, поэтому и достигаем каких-то определенных целей»[8].

    Еще можно вспомнить предложение патриарха Кирилла внести упоминание бога в Конституцию России. Для чего это было нужно? Для того, чтобы у церкви было основание агитировать за поправки к Конституции.

    Патриарх Кирилл призывал верующих не дистанцироваться от политики, что следует из устава РПЦ[9] (Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий), а голосовать за поправки к Конституции[10].

    Поэтому политика православной церкви в отношении власть имущих — это больше чем лояльность, это открытая поддержка инициатив того же Путина. Не хватает лишь призывов голосовать на выборах за Путина. Хотя в отдельных церквях такое встречается[11].

    Причина, по которой церковь недостаточно активна в политике, не принимает особо значимых решений, заключается в том, что авторитет церкви в обществе незначительный, а политический вес около нуля. Дело в том, что в начале девяностых служители культа сами участвовали в политике, становились депутатами, появлялись православные политические партии, но все они проваливались на выборах.

    Церкви было выгодно формально дистанцироваться от политики, заявляя, что это не дело религии. На самом деле это сделано во многом с целью не демонстрировать собственную политическую слабость, отсутствие влияния. Проще в этом плане быть одним из филиалов нынешней власти, постоянно заявлять, что нужно подчиняться любым властям, хвалить Путина и даже Чубайса.

    Да, есть даже такой интересный момент. Вот как Чубайса поздравил с днём рождения патриарх Кирилл:

    «Занимая различные ключевые посты в государстве в непростые для нашей страны годы, Вы по праву заслужили репутацию одного из наиболее эффективных руководителей в России.

    Сегодня Вы стоите во главе важнейшей государственной корпорации, призванной внести существенный вклад в процесс модернизации национальной экономики.

    От души желаю Вам успехов в трудах, с усердием совершаемых на благо Отечества. Всемилостивый Господь да подаст Вам и Вашим близким здравие, душевный мир и благоденствие»[12].

    Подобным образом патриарх поздравляет всех крупных чиновников России, причем неважно, являются они верующими или нет. Чубайс верующим не является даже формально, он называет себя «не воинствующим атеистом»[13].

    Если говорить о субординации, то церковь для нынешнего правящего класса — это инструмент, чтобы влиять на незначительную, но все же часть населения России. Воцерковленных граждан в России в лучшем случае 1-2% от населения, но все же надо понимать, что это много людей, и отказываться от такой поддержки было бы странно.

    Союз православный

    Союз власти и церкви, с одной стороны, кажется крепким; с другой стороны, ничего нового в этом плане не происходит уже долгие годы, то есть церковь не усиливает свое влияние в обществе, не дает дополнительного влияния действующей власти.

    Долгие годы власть шла на различные меры, чтобы повысить влияние церкви. Чего стоит, например, открытая поддержка церкви со стороны Путина. Ведь для Путина как политика трата времени на церковь не может быть пустой.

    Но по факту особой отдачи как не было, так и нет. Данные МВД о посещаемости церквей даже в период праздников говорят о том, что сильно ситуация в России в этом плане не изменилась с девяностых годов прошлого века. К примеру, на Рождество в церкви приходит около 2% населения[14].

    Хотя по опросам 2021 года 55% россиян заявляют, что православные[15]. Таким образом, у власти с постсоветского периода получилось убедить обывателя в том, что православие — это не пережиток прошлого, как пытались доказать в СССР, а культурный паттерн нации.

    Но что это дает на практике? Признание, что православие — это часть истории, культуры, возможно, патриотизма (в понимании современных властей, естественно) как идеологии. Но признание культурной роли православия не равно воцерковление населения. Российский обыватель может называть себя православным, признавать огромную роль православия в истории и культуре России, но игнорировать православие как религиозную структуру, то есть не посещать храмы и не знать религиозные догмы и нормы.

    Будущее у политического православия определенно есть. Ведь после краха СССР практически нет политических сил, которые бы выступали против православия. Православие поддерживают все системные партии России, а также значительная часть несистемной оппозиции. К примеру, Алексей Навальный хотя и занимает антиклерикальную позицию, но все же называет себя сторонником РПЦ[16].

    В российской политике практически нет людей, которые поддерживают отказ от сотрудничества с РПЦ в пользу антирелигиозной политики. И во многом это как раз связано с «возрождением духовности», когда православие формально было принято за культурную норму, чуть ли не обязательную для российского населения.

    То есть политик, который начнёт заниматься антирелигиозной пропагандой, практически наверняка не сможет ничего добиться в России. Но в то же время мало шансов и у религиозных фанатиков. Попытки создать политическую партию с религиозным уклоном в России бывали, но всегда завершались неудачей. Это прежде всего националистические проекты вроде «Конгресса русских общин», «Державы», «Национально-республиканской партии России», «Народного союза» и др. Все эти партии и движения на выборах получили незначительную поддержку.

    Это означает, что православие в политике можно использовать только как дополнение к другой идеологии. Имея такое незначительное влияние, у патриарха Кирилла, однако, есть амбиции. Он хочет расширять влияние церкви, что естественно для корпораций. Но отдачи от этого расширения для государственной идеологии не будет.

    Поэтому в современных условиях о союзе церкви и власти можно сказать так: союз в той или иной форме будет сохраняться еще долгое время, но какие-то серьёзные перемены — маловероятны. Власть консервативна, в том числе в плане отношений с церковью. То есть церковь может претендовать на определенные преференции, но не более того. При это важно понимать, что если бы в церкви верхушка придерживалась взглядов, похожих на позицию экс-схиигумена Сергия, то тогда, по всей видимости, союза власть и церкви не было бы вовсе. Следовательно, в данном вопросе прежде всего церковь должна идти на компромиссы, чтобы сохранить «симфонию».

    Источники

    Источники

    1. Путин о Николае втором » Допутешествовался блин «. URL:
    2. Путин поставил под сомнение святость Николая Второго? URL: https://politsovet.ru/44492-putin-postavil-pod-somnenie-svyatost-nikolaya-vtorogo.html
    3. Интервью ведущему телеканала Си-эн-эн Ларри Кингу. URL: https://kremlin.ru/events/president/transcripts/21558
    4. Михаил Зыгарь. Вся кремлевская рать. Краткая история современной России, 2015.
    5. Митрополит Тихон (Шевкунов) о сотрудничестве Церкви с КГБ: Ну, сотрудничали, и что? URL: https://ahilla.ru/mitropolit-tihon-shevkunov-o-sotrudnichestve-tserkvi-s-kgb-nu-sotrudnichali-i-chto/
    6. Путин с православным атеистом Лукашенко посетили святые места в Карелии. URL: https://www.vesti.ru/article/1347714
    7. «Путин – не верующий человек». URL: https://www.pugachevsergei.com/путин-не-верующий-человек/?lang=ru
    8. Патриарх Кирилл поблагодарил Путина за высокий уровень диалога церкви и власти. URL: https://tass.ru/obschestvo/7662593
    9. Устав русской православной церкви. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/419782.html
    10. Святейший Патриарх Кирилл принял участие в голосовании по поправкам к Конституции Российской Федерации. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/5654660.html
    11. Батюшка призывает голосовать за Путина В.В. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ne-H2C8HMdc
    12. Патриаршее поздравление генеральному директору Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» А.Б. Чубайсу с 55-летием со дня рождения. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/1182675.html
    13. Анатолий Чубайс о покушении на свою жизнь, приватизации и создании рынка в России. URL: https://pozneronline.ru/2019/07/26031/
    14. Страна атеистов: в рождественских богослужениях приняли участие менее 2-х процентов россиян. URL: https://newizv.ru/news/society/07-01-2018/strana-ateistov-v-rozhdestvenskih-bogosluzheniyah-prinyali-uchastie-3-6-protsenta-rossiyan
    15. Празднование Пасхи. URL: https://fom.ru/TSennosti/14379
    16. Интервью Навального Акунину: О религии и Церкви. URL: https://o-apankratov.livejournal.com/177224.html

    Дальнейшее чтение [ править ]

    • Милл, Джон Стюарт . О свободе: перевод на современный английский
      . ISR Publications, 2013. «От редакции: Христианство и свобода». [1]
    • Джон Ховард Йодер , Политика Иисуса
      (1972)
    • «Политика», статья в «Оксфордском компаньоне христианской мысли»
      , Эдриан Гастингс, Алистер Мейсон и Хью Пайпер, редакторы. (Оксфорд, 2000) ISBN 0-19-860024-0
    • Маккендри Р. Лэнгли, Политика политической духовности: эпизоды общественной карьеры Абрахама Кайпера, 1879-1918
      (станция Иордании, Онтарио: Paideia Press, 1984) ISBN 0-88815-070-9
    • Обери М. Хендрикс-младший , Политика Иисуса: новое открытие истинной революционной природы учений Иисуса и того, как они были искажены
      (2006)
    • К. С. Пекнольд, Христианство и политика: Краткий справочник по истории
      (Cascade, 2010)

    Ссылки [ править ]

    1. Уилкен, Роберт (1984). Христиане, какими их видели римляне
      . Издательство Йельского университета. С. 125 . ISBN 0-300-03066-5 .
    2. Уилкен, Роберт (1984). Христиане, какими их видели римляне
      . Издательство Йельского университета. С. 117 . ISBN 0-300-03066-5 .
    3. Многоженство и демократия: межкультурное сравнение. Межкультурные исследования, 34/2 (2000), 190-208.
    4. Коротаев, А. (2003). Христианство и демократия: кросс-культурное исследование (запоздалые мысли). Мировые культуры
      , 13 (2), 195-212 .
    5. Организация однолинейного происхождения и глубокая христианизация: межкультурное сравнение. Межкультурные исследования
      , 37/1 (2003), 133-157 .
    6. Шилдс, Джон А. (2009). Демократические добродетели правых христиан
      . Издательство Принстонского университета. С. 46–67. ISBN 978-1400830107 . Христианский радикализм
    7. ^ ab
      Христояннопулос, Александр (2010).
      Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию
      . Эксетер: Выходные данные Academic. С. 181–182. Письмо Павла римским христианам, глава 13
    8. Деяния 2: 44–45
    9. Деяния 4: 32–37
    10. «О» . простой способ
      . Проверено 28 декабря 2021 .
    11. ^ аб
      «Брудерхоф — Сообщество намеренного сообщества» .
      Товарищество для преднамеренного сообщества
      . Проверено 28 декабря 2021 .
    12. «Жизнь среди Брудерхофа» . Американский консерватор
      . Проверено 28 декабря 2021 .
    13. Christoyannopoulos, Александр (2010). Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию
      . Эксетер: Выходные данные Academic. С. 43–80. Нагорная проповедь: манифест христианского анархизма
    14. Christoyannopoulos, Alexandre (март 2010). «Христианская анархическая критика насилия: от подставления другой щеки к неприятию государства» (PDF) . Ассоциация политических исследований. Архивировано из оригинального (PDF) 05.05.2011.
    15. Christoyannopoulos, Александр (2010). Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию
      . Эксетер: Выходные данные Academic. С. 19 и 208. Лев Толстой.
    16. ^ ab
      Эллул, Жак (1988).
      Анархия и христианство
      . Мичиган: Умм. Б. Эрдманс. С. 86–87. ISBN 9780802804952 . Толкование Послания к Римлянам 13: 1-2
    17. Липскомб, Дэвид (1866–1867). О гражданском правительстве
      . Doulos Christou Press. п. 72. Человеческое правительство, воплощенное усилие человека управлять миром без Бога, управляемое «князем мира сего», дьяволом. Его миссия — вызвать гнев и месть здесь, на земле. Человеческое правительство имеет такое же отношение к аду, как церковь к небу
    18. Липскомб, Дэвид (1866–1867). О гражданском правительстве
      . Doulos Christou Press. п. 69. Эта высшая сила — мститель, чтобы вызвать гнев на того, кто творит зло. Христианину явно запрещено мстить или гневаться, но он должен жить в мире со всеми людьми, делать добро на зло. Тогда христианин не может быть чиновником или исполнителем этой высшей силы.
    19. Christoyannopoulos, Александр (2010). Христианский анархизм: политический комментарий к Евангелию
      . Эксетер: Выходные данные Academic. С. 123–126. Открытие
    20. «История» . Гуттериты
      . 2012-02-23 . Проверено 28 декабря 2021 .
    21. «Церковная община» . Брудерхоф
      . Проверено 28 декабря 2021 .
    22. Jantzen, Кэти. «Христианство и политика, прошлое и настоящее», журнал C2C
      , 19 июня 2009 г.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]