Православная церковь о науке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы


Отношение православия к науке

Православная церковь не имеет негативного настроя против материальных учений. Да, она считает, что христианские знания истины и научные обоснования появления мира, являются ложными. Но так же любое знание воспринимается как открытие Божественного чуда перед человеком, учение способно через исследования укрепить веру человеческую.

О некоторых научных теориях:

  • НЛО и жизнь вне Земли
  • Православие о динозаврах
  • О телегонии


Религия и наука в современном мире

Знания никак не могут быть лишними, религия и наука идут нога в ногу и их сотрудничество в современном мире крепнет с каждым днем.

Православие негативно относится к некоторым моментам современной науки:

  • любое научное открытие преподносится людям без отсылки к вере и Богу, а многие ученые считают, что религия и наука это две, совершенно отдельные, области деятельности;
  • душа и дух у человека в одном экземпляре, и они одинаково принимают и знания, и веру, пропуская через себя, соответственно в этом эти две области едины;
  • люди, отдающие себя физике, математике и другим областям полностью, думая, что их жизнь благодаря этой деятельности наполнена смыслом — заблуждаются и их душа часто оказывается пустой без Божественной истины.

Важно! Склонность человека к познанию, размышлению и определенным областям занятий является Божиим даром, поэтому православие и наука неотделимы друг от друга.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879 гг.)

Просветитель народов Северо-Восточной Азии. Выдающийся лингвист, этнограф и фольклорист. Служил миссионером на Аляске

28 лет (с 1840 г. — епископ Камчатский, Курильский и Алеутский). Семь лет провел в Якутске, занимаясь как активным христианским просвещением, так и научной работой. Составил первую грамматику алеутского языка, собрал словарь. Создал алеутскую письменность на основе кириллицы, добился чрезвычайного распространения грамотности среди местного населения. Оставил многочисленные работы по лингвистике, этнографии, антропологии, географии, гидрографии, метеорологии. Перевел богослужение на алеутский и якутский языки. 5 января 1868 г. Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.

За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества. Скончался в 1879 году и погребен в Троице-Сергиевой лавре. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Взгляд православного человека на науку и религию

Наука давно стала важной составляющей человеческой жизни. Некоторые результаты технологического развития оказались негативными для планеты и людей в целом, например, экологический кризис с которым сейчас борется человечество.

Внимание! Православная церковь не запрещает заниматься людям учениями, но она считает, что всякая наука должна быть ограничена моральными и религиозными принципами.

Такое мнение объясняется тем, что свободная наука оказывается в руках у людей, одержимыми своими страстями, которые жаждут денег, комфорта, тщеславия. Все это разлагает человеческую жизнь и душу, отдаляет человека от Бога. В XX веке учение резко поднялось вверх, на сегодняшний день технические достижения очень велики и не все они использовались для блага людей.


Как церковь относится к научным открытиям

Научное знание и знание православное — разные вещи, поэтому они не могут противостоять друг другу априори. Духовное познание расширяет мировоззрение, воспитывает в человека характер, а не исследует материю, поэтому оно может быть схоже только с философией.

Православная религия и научная деятельность должны быть едины и существовать во имя созидания, а не разрушения. Полученные религиозные знания человек не может использовать в целях зла, а вот научные открытия могут и отнять жизнь.

В последнее время, существовавший ранее конфликт между религией и наукой заметно утихает, ученые стали лояльнее относиться к Божественному миру и духовной жизни в целом. Ученые тоже люди со своими целями и мыслями и многие из них готовы служить политическим или экономическим идеям, для которых выгодно отрицать религиозное знание.

Православный человек существует ради наивысшей цели — поиска Божией истины и правды, в чем ему может помочь научное познание. Поэтому сотрудничество необходимо, а конфликт сторон надуман и раздут на пустом месте, сам термин материализм — придуман именно в конфликтующем состоянии.

Со временем наука и религия в России научатся сотрудничать и помогать друг другу для достижения следующей цели — безопасных и праведных условий жизни для человека.

Важно! Технические открытия должны служить только во благо человеку, не разрушая природу и духовную жизнь.

В СМИ католической Европы сейчас все больше обсуждают, как согласуются те или иные методы работы в науке с религиозным видением мира.


Пражская библиотека, построенная в 1622 году

Некоторые научные работы могут быть очень интересны с точки зрения веры, например, длительные исследования Туринской плащаницы, выяснили следующие факты:

  • тело находилось на ней не более 40 часов;
  • изображение Господа на плащанице не было нанесено на нее до того, как тело туда положили, так как под следами крови на ткани, очертание Христа не проглядывается, было доказано, что изображение появилось к концу;
  • кровь перестала выделяться через 20 часов после попадания тела на ткань.

Другими словами, наука доказала и рассказала о последних часах Господа на земле. Такие познания положительны для духовной жизни человека, они подкрепляют веру. Это пример того, как учение может действовать в интересах религии.

Еще о православных чудесах:

  • Зоино стояние
  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Ланчанское чудо

Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999 гг.)

В миру — Варвара Васильевна Чёрная. Внучка священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного в 1937 году. Училась в Институте тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова, работала лаборанткой в Военно-Химической Академии, а затем в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила институт и заведовала центральной лабораторией на . В 1946 году ушла с завода, чтобы целиком посвятить себя научной деятельности. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию, через десять лет — докторскую, получила профессорское звание. Работала в Институте резиновой промышленности, объектом ее научного интереса был синтетический каучук. Автор множества публикаций, сделавших ее ученым с мировым именем. Лауреат Государственной премии. Принимала участие в разработке скафандра, в котором Гагарин совершил первый космический полет.

При этом она была глубоко верующим человеком. Работала за свечным ящиком в храме Ильи Обыденного на Остоженке. Мало кто из покупавших у нее свечи знал, что берет их из рук почетного члена многих академий мира.

В 1994 году приняла монашеский постриг с именем Серафима, стала первой насельницей восстанавливаемого Новодевичьего монастыря в Москве, а впоследствии — игуменьей.

Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.)

В миру — Валентина Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и «случайно» попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее — преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность.

Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 3О-е, 40-е, 50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на «церковность» выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

В конце 1970-х матушка завершила свою профессиональную деятельность и занялась гимнографией, печаталась в журнале «Альфа и Омега», писала книги о старчестве наших дней.

Джордано Бруно

Учение Коперника развили другие выдающиеся учёные. Среди, них был великий итальянский мыслитель, мужественный борец против церкви Джордано Бруно (1548-1600). Бруно родился в бедной семье. Он отличался выдающимися способностями, неустанно учился, очень много читал и ещё в молодости стал одним из самых образованных людей в Европе. И чем обширнее становились познания Бруно, тем больше зрело в нём сомнение в правильности церковного учения. Ознакомившись с книгой Коперника, Бруно окончательно пришёл к выводу, что бога не существует. Его стали преследовать. Бруно должен был бежать из Италии. Долго скитался он на чужбине — в Швейцарии, Франции, Англии, Германии. В университетах этих стран он выступал с лекциями, в которых высказывал свои смелые идеи.

Коперник доказал, что Земля — не центр Вселенной, а Джордано Бруно учил, что и Солнце не является центром Вселенной. Вселенная не имеет ни центра, ни начала, ни конца, говорил Бруно. Она бесконечна и вечна; она заполнена бесчисленным множеством миров, подобных нашему. Солнце — это всего лишь одна из звёзд, видимых нами на небе. И вокруг этих многих звёзд вращаются такие же планеты, как наша Земля.

Но если Вселенная бесконечна и заполнена движущимися небесными телами, то где же то выдуманное церковью неподвижное небо, на котором будто бы живёт «бог»? И если Вселенная вечна, значит, никакой «бог» её не создал? Так Бруно опровергал религиозные домыслы.

Джордано Бруно был великим учёным-атеистом (безбожником). Молодёжь с горячим увлечением слушала яркие и страстные лекции великого итальянского мыслителя. А церковные мракобесы, и католические и протестантские, ненавидели и преследовали его.

Папская инквизиция с помощью иезуитов заманила Бруно в Италию и здесь схватила его. Семь лет провёл Джордано Бруно в застенках. Уговорами, запугиваниями, пытками его пытались заставить отречься от своих взглядов. Но всё было напрасно, и Джордано Бруно сожгли на костре. «Вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю»,- сказал Бруно палачам.

Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994 гг.)

Профессор, доктор геологических наук, протоиерей, автор множества книг и научных публикаций. Среди его богословских работ — статьи по апологетике, православному воспитанию и образованию. Во время Великой Отечественной войны Глеб Каледа был радистом, рядовым ракетных войск. В 1972 году Г. А. Каледа был тайно рукоположен в священнический сан.

Служил в Высоко-Петровском монастыре, заведовал сектором в отделе религиозного образования и катехизации. Отец Глеб стал первым священником в восстановленном храме Бутырской тюрьмы. До последних дней активно участвовал в жизни Церкви.

Был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято- Тихоновский Православный Богословский Институт.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.)

В миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года — медик в ряде земских больниц центральной России, позднее — главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам.

Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Гнойная хирургия», выдержавшая три издания (1934,1946,1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной Академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад).

За книги «Гнойная хирургия» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер святитель Лука в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]