В нашем храме важное событие — у нас новый Антиминс.


Антиминс — льняной или шелковый плат, изображающий положение Христа во Гроб

Антиминс — (от греч. анти́— «вместо» и лат. mensa — «стол») — это плат, состоящий из четырех углов и выполненный из льна или шелка. На верхней стороне вшиты частицы святых мощей. Ранее на нем был изображен только крест, а теперь можно обнаружить сцену положения Спасителя во гроб, различные орудия для исполнения казней и четырех апостолов.


Развернутый антиминс с подписью иерарха, который освящал плат

На антиминсе всегда лежит губка, которую называют антиминсной. С ее помощью собираются мелкие частицы Тела Иисуса и частицы, которые были взяты из литургического хлеба в специальную посуду.

Также этот предмет служит для того, чтобы протирать руки и губы служителей церкви после совершения Причастия. Он выступает в роли символа той губки, которую подносили к губам Распятого на Кресте Спасителя.

Антиминсы делятся на постоянные и переносные. Последние созданы для походных церквей, так как были противники духовенства, которые надругались над соборами и проводили многочисленные репрессии против верующих.


Изображением на древних антиминсах был лишь крест, а сами платы были маленького размера

Древние антиминсы выполнялись самими священниками, которые доставляли их к иерархам для освящения. Изображения отличались разнообразными узорами, но в XVII в. в России начали производить однообразные платы. Позднее стали выпускать антиминсы, которые были отпечатаны типографским способом и изображали положение Христа во Гроб.

Как освящают антиминс

Обычно архиерей освящает антиминс вместе с храмом, в котором этот плат будут использовать при богослужении. Для проведения чина освящения, один или несколько антиминсов сворачиваются особым образом и помещаются в специальное блюдо, которое позже ставят на престол.


К антиминсу могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан

Во время освящения плат находится в том месте, где обычно ставится Евангелие. Само же Евангелие на это время убирается в ту часть престола, где оно обычно стоит после окончания литургии. Частицы святых мощей, которые позже будут зашиты в уголке антиминса, помещаются на дискос. Сам дискос ставится на жертвенник, рядом с ним ставят две зажженных свечи.

Перед началом чина освящения священник облачается в специальные одежды, поверх которых он надевает белый хитон. Архиерей проходит к престолу через Царские врата и читает все необходимые молитвы, которые традиционно читаются при освящении храма.

Справа от престола для проведения чина освящения антиминсов помощники архиерея устанавливают три сосуда: один из них содержит в себе вино, другой — розовую воду, третий остается пустым. Архиерей соединяет в третьем сосуде вино и воду, и получившейся жидкостью трижды окропляет антиминсы.

Интересно знать! Воду, полученную в результате смешения розовой воды и вина, называют радостной.

Далее, на каждом антиминсе архиерей ставит крест кистью, обмакнутой в Святое Миро. В сопровождении других священников архиерей подходит к жертвеннику, берет в руки подготовленный дискос с мощами и вместе с ним дважды обходит престол.

Потом дискос ставится на престол рядом с антиминсами, а в это время архиерей третий раз обходит Святую Трапезу, завершая чин освящения каждением и чтением 25 псалма. После прочтения завершающих молитв, архиепископ выходит из алтаря. По завершению всех необходимых процедур, начинаются часы и традиционная божественная литургия.

В давние времена антиминс использовался вместо стола, а сейчас без него не совершается литургия

Антиминсы в православной церкви — неотъемлемая часть церковных служб, без которых не совершается ни одна литургия. Именно на них совершается освящение Святых Даров.

Антиминс

неотъемлемая часть любой их церковных служб

Как говорил святитель русской православной церкви Симеон Солунский, на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн».

Плат считается так называемой «епископской грамотой», на которой оставлена подпись священника, освятившего и преподавшего этот плат.


На фото епископ расположил Святые Дары для освящения и готов к литургии

На Руси антиминсы в православной церкви изначально использовались вместо престола (стола, место нахождения которого было в центре алтаря), заранее освещенного патриархом.

Только к концу 17 века стало обязательным наличие антиминса на «святом столе», даже если он заранее был освящен архиереем. Сейчас этот предмет церковного обряда в закрытом виде все время находится на престоле православной церкви под Евангелием и облачен в илитон — большой плат.

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен.

По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа.

Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником.

Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных.

Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком.

Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства.

Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.

Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не сво­и?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела: Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Иерей Андрей Чиженко

Святые мощи необходимы для того, чтобы не забывать о древних христианах

Чтобы по назначению использовать антиминс, нужно провести небольшой обряд. Святитель смачивает его красным вином, соединенным с розовой водой, помазует святым миром и помещает в него святые мощи.

Все это нужно для того, чтобы сохранить память о древних христианах, которые строили церкви и проводили богослужения на гробах великомучеников.

Освящать антиминсы без нахождения на них святых мощей воспрещается.

В случае нарушения запрета епископом, «да будет извержен, яко преступивший церковные Предания».

Поклонение святым мощам происходит потому, что Иисус Христос принимает образ человеческой сущности. Так, сын Божий упрочил значимость людского тела, и тогда он воссел по правую руку от Отца не только как настоящий Бог, но и как настоящий Человек — в человеческой душевно-физической сущности.

Литература

  • Алексеева М.А
    . Малоизвестные произведения русского искусства XVII-первой половины XVIII в. — гравюры на антиминсах // Памятники культуры: Новые открытия, 1982. Л., 1984.
  • Антиминс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Антиминс // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 50. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  • Беляев Д.Ф
    . Ежедневные приёмы византийских царей и праздничные выходы их в храм Святой Софии в IX—X вв. // Записки Императорского Русского археологического общества. СПб., 1893.
  • Вениамин, архиепископ Нижегородский
    . Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб, 1899.
  • Гошев И
    . Антиминс: Литургично и црковно исторично изысканието. София, 1925.
  • Долоцкий В
    . О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. Ч. II. 1844.
  • Желтов М. С., Попов И. О., Силкин А. В.
    Антиминс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 489-493. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Заграевский С.В
    . «Антиминс» из Николо-Дворищенского собора. М., 2004.
  • Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательский Совет РПЦ.
  • Никольский К. Т., протоиерей.
    Об антиминсах Православной Русской Церкви. — М.: Новоспасский монастырь, 2012. — 220 с. — 1000 экз.
  • Никольский К. Т., протоиерей.
    Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. — 7-е изд. — СПб.: Синодальная типография, 1907. — С. 7—8. — 894 с. Архивная копия от 5 марта 2021 на Wayback Machine
  • Петровский А. В. Антиминс // Православная богословская энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
  • Об антиминсах Православной Церкви // Московские епархиальные ведомости. 2005. № 3-4.
  • Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Т. III: 1723. СПб., 1875. № 1120, 1132.
  • Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Царствование Императора Павла I: 6. XI. 1796-11. III. 1801. Пг., 1915. № 116, 548, 553.
  • Прилуцкий В
    . Частное богослужение в Русской Церкви. Киев, 1912.
  • Цветков И.Ф
    . О древних антиминсах, находящихся в Калужской архиерейской ризнице, в связи с историей антиминса вообще. // Калужская старина. Т.III. Калуга, 1903.
  • Чин освящения храма и положения честных мощей в Византийских Евхологиях XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточного христианского мира. М., 2000.

Помещение святых мощей — невидимая нить, которая соединяет храм земной с храмом небесным

Когда в антиминс помещаются святые мощи, многие священники находят в этом процессе ощущаемую нить, связывающую храм земной с храмом небесным. Земное православное воинство сближается с Божьим благословением в одну часть — Тело Христово.

В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными находятся с нами в одном великолепном славословии любви, чем является Божественная Литургия.

Когда антиминс освящается, над ним проводятся такие же священные действия, какие бывают и над св. престолом. Например, проводятся такие же обряды, произносятся те же слова и молитвы, исполняются аналогичные песнопения.

Илитон выполняет практическую функцию: упавшие на него частицы легко убираются


Сосуды для Причастия стоят на антиминсе поверх илитона, который разворачивают лишь для совершения литургии
Илитон — льняной или шелковый богослужебный плат красного цвета, который хранится на «святом столе». Не случайно выбран именно этот цвет. Он символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Илитон необходим для того, чтобы обертывать антиминс.

Илитон разворачивают лишь в процессе Божественной Литургии. Также на нем находятся сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином).

Илитон для антиминса должен быть больше по размеру и обязательно освящен архиереем.

Использование илитона для богослужения заключается в том, что он расстилается на «святом столе» незадолго до установления на него Святых Даров и складывается обратно в тот момент, когда в завершении литургии Евхаристические Дары убирают с престола.

Таким образом, выражается благоговение к Святым Дарам. Простирание илитона имеет также практическую направленность. Например, если частицы Святых Даров упадут с богослужебного сосуда они останутся на илитоне и их можно будет легко собрать, и дьякон в конце службы может их использовать.

Ткань для производства илитона используется преимущественно темно-красного или багрового цвета, с целью легкого обнаружения на ней светлых частиц.


Красный цвет илитона ассоциируется с кровью Спасителя, которую он пролил за людей

В церквях Греции вшивают святые мощи мучеников в антиминс

В Греческой Церкви остался обычай вшивать святые мощи мучеников в антиминс, а также использовать его от Правящего Иерея, чтобы провести службу в церкви с неосвященным престолом.

Платы, которые использовались в греческих церквях, производились, как сказал Симеон Солунский, из льна, на краях имели рисунки с изображением евангелистов и надпись: «жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшего от патриарха, имя рек, месяца коего и в лето кое».

Изготовление, сохранение и передача антиминсов являлись обязательством, как прозвали в народе, «начальника антиминсов».

В западных странах православной традиции роль антиминса выполняет корпорал, обычно выполненный из белой ткани.

Корпорал

аналог антиминса в православной традиции стран Запада

Антиминс является многозначительной деталью совершения Божественной Литургии в православном мире, и на протяжении многих столетий эта традиция сохраняется, хоть и претерпела некоторые изменения.

Несмотря на это некоторые духовенства считают использование плата, вместо литона, неправильным.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Примечания

Внешние изображения


. Рядом лежит копие того же времени. В углах антиминса — рваные следы от гвоздей, которыми он был приколочен к престолу.


.

  1. протоиерей Григорий Дьяченко.
    Беседа №4 «Об устройстве алтаря» // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 70. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93.
  2. 12
    Православная энциклопедия «Азбука веры»
  3. Известие учительное // Служебник. — М.: Московская патриархия, 1977. — Т. 2. — С. 487. — 608 с.
  4. М. С. Желтов, И. О. Попов, А. В. Силкин.
    Антиминс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 489-493. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  5. Православная энциклопедия «Азбука веры», фотоальбом священника Константина Пархоменко
  6. Архиерейский чиновник. Книга 1. Послѣ́дованї, ка́кѡ ѡ҆свѧща́ти а҆нтїми́нсы а҆рхїере́ю, на ни́хже сщ҃еннодѣ́йствовати сщ҃е́нникꙋ во цр҃кви, и҆дѣ́же не имать ст҃аѧ трапе́за моще́й (преведено̀ съ гре́ческагѡ пи́сменагѡ чино́вника)
  7. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.136. Изд-во Оранта. 2010.
  8. См.: Заграевский С.В. Вопрос о подлинности антиминса XII века из Николо-Дворищенского собора
  9. А. В. Петровский, Православная богословская энциклопедия — «Антиминс»
  10. Католическая энциклопедия New Advent, статья «Антиминс»
  11. Католическая энциклопедия New Advent, статья «Корпорал»
  12. Колупаєв В.Українські греко-католицькі антимінси XX століття в російській літургійній практиці // Метрон # 12, Львів, 2015
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]