Путь к новой вере. Крещение Руси: мифы и реальность


Миф 1: Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом»

Представление о насильственном Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее перешло в популярную литературу — и так превратилось в «общее место». Это один из тех случаев, когда подобные «общие места» возникают если не на пустом месте, то с минимумом оснований. Русь Х века только становилась единым государством. Это общество всеобщего вооружения народа, автономных племен и племенных союзов. Владимир просто не располагал аппаратом подавления, необходимым для крещения насильственным путем. Это не ХХ столетие — и даже, к примеру, не Саксония раннего Средневековья, где разрозненные племенные герцогства имели дело с намного превосходящей их мощью Франкской империи. Но князь являлся для славян-язычников высшим духовным авторитетом. Именно этот авторитет княжеской власти и сработал — публичного посрамления языческих идолов и угрозы стать «врагом» выбравшему новую веру князю оказалось достаточно для киевлян и жителей большинства других городов Руси. Другой вопрос — насколько сознательным и искренним было такое обращение.

Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым. «Огонь и меч» нам известны исключительно из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Судя по языку и содержанию, это памятник очень поздний; до нас он дошел только в «Российской истории» Татищева. Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения. Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет. Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт. Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.

Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных. Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.

«Колхозный» шик и ночнушки: самые нелепые наряды открытия ОМКФ-2019

Начнем мы наш обзор с голливудской звезды, которая в этом году прибыла на Одесский кинофестиваль. Правда, мало кто узнал знаменитость — короткая стрижка и просто кричащее платье, похожее на пляжный сарафан буквально «слились» с безвкусицей остальных гостей. Эх, Роуз, а где же голливудский шик? Фейсбук

А это — взгляд на красную дорожку со стороны. Но вот комментаторам в соцсетях это фото напомнило фестиваль фильмов для взрослых — так неопрятно и несвежо выглядят в своих нарядах гостьи и особенно — их прически. Если вообще плохо прокрашенные корни и «воронье гнездо» в сочетании с пошлым чересчур ярким мейкапом дает определенные ассоциации. И они — увы, не о Бабетте из фильмов 1960-х. Фейсбук

Вот говорят: «с корабля — на бал!». А здесь, скорее, «с постели на бал». Девушка с темными волосами явно ошиблась с платьем — оно просто похоже на дорогую, добротную и красивую… ночнушку. Наряд девушки в черном тоже вызывает вопросы — пиджак и юбка, хоть и выполнены в одном цвете, но выглядят нелепо — будто бы девушка так и не смогла выбрать, в чем пойти и решила идти, что первое выпало из шкафа. Ну и конечно, самое главное на этом фото, что приковывает глаз — это, простите, соски. Видимо, нижнее белье из шкафа этим девушкам не выпало. Фейсбук

Эта фотография — сюр и пародия на голливудские снимки, где такие звезды, как Анджелина Джоли или Кэмерон Диаз выставляют игриво ногу из складок платья. Но глядя на это фото, приходят ассоциации с «колхозным», а не голливудским шиком. Но, какая нога — такой и шик. А босоножки в перышках придают ассоциациям еще больше формы. Фейсбук

Камалия выглядит, как всегда — ярко и даже чересчур. Но вот интересно — при всей кропотливой работе над платьем, лиф платья выглядит так, будто бы оно прямо сейчас лопнет. А судя по очертаниям фигуры, Камалия поддержала этот топлесс-тренд и решила появиться на красной дорожке без лифа. Фейсбук

Ну и конечно, какая же красная дорожка в Одессе без наших любимых пляжных сарафанов! Не считая Роуз Макгоуэн, это платье — настоящий шедевр! Девушка выбрала кричащий розовый, объемную сумку и босоножки с открытым носом, нарушим разом все правила этикета. Но самое главное — это ремень с именем «Анна». Возможно, так зовут светскую диву? Фейсбук

Оставим даму в черном платье с сумкой — ее образ еще более-менее вписывается в так называемый «смарт кэжуал» даже несмотря на спортивные босоножки. Наше внимание целиком и полностью принадлежит блондинке в синем, ведь ее образ — квинтэссенция безвкусицы и настоящей вульгарщины. Синее платье лишь подчеркивает возраст женщины, а также выдает все изъяны фигуры и внешности — неопрятную прическу, загар. Да и в целом, весь образ напоминает Мальвину, выжившую из ума. Фейсбук

А это та ситуация, когда платье — прекрасное, да и сам образ хороший. Но вот грудь… Фестиваль платьев на голое тело продолжается, и здесь гостью в прямом смысле слова подвела грудь, вернее, ее образ. Фейсбук

Розовый стал настоящим хитом Одесского кинофестиваля. Но увы — в плохом смысле слова. Здесь дамы выбрали летящие платья в стиле богинь розового оттенка зари. Но такой оттенок близок скорее молоденьким девушкам, чем дамам в возрасте, поскольку он совсем никак не поможет скрыть возраст. А судя по тому, что мы видим на картинке — даже наоборот. Фейсбук

И вновь — «фестиваль топлесс». Но девушке хоть и идет зеленый оттенок, но сама ткань практически прозрачная. Таким образом, по виду девушки можно изучать анатомию. Но мы ведь кино смотреть собрались? Фейсбук

И вновь — розовый, и вновь — ошибка! Если на одной даме платье с открытыми плечами смотрится еще более-менее, то вот второе платье — просто провал. Нежно-розовый цвет вновь напомнили ночнушку, блеск дает, так сказать, «отблеск дешевизны». Но самый ужас — это бутафорские пуговицы, на которые застегнуто платье. Выглядит нелепо, неуместно и навевает на мысли — что же будет, если эти пуговицы расстегнуться? Фейсбук

Что происходит на этом фото? То ли кино о дружбе с народами Востока, то ли украинский футуризм. Все потому, что платье в украинском стиле супруги Сергея Тигипко вписывается на красную дорожку идеально, но вот другая девушка выглядит гостьей из будущего. Но глядя на ее яркое платье и слишком яркий, до непонятности и нелепости образ, хочется спросить — какое будущее нас ждет? Фейсбук

И вновь на красной дорожке появились халаты. Хотя это и не удивительно, если учесть, что мы видели уже несколько платьев в стиле «будуарного шика». Здесь же — просто комбо! Розовый, умноженный на «будуарный» стиль породило платье-халат, который годиться, разве что, для спальни оперной певицы, но уж точно не на красную дорожку возле Оперного театра. Фейсбук

А вот и зеленый! Шутим. Вновь — розовый и вновь фасон платья совсем не подходящий для их обладательниц. Ярко-розовый оттенок вновь подчеркнул все изъяны фигуры и особенно — пухлые руки, а стиль напомнил комбинацию. Красивую, с воланами и кружевом, но увы — комбинацию, которой совсем не место на красной дорожке. Все же, розовый — это цвет молодости. Фейсбук

Фея из детских снов или все же ночной кошмар? Транс-дива Монро выбрала для кинофестиваля крайне странный наряд — венок и парик, будто бы из сказки и платье с нарисованной лисичкой. Это, конечно, очень мило на детском празднике и Монро бы завоевала там популярность, но на кинофестивале такое платье смотрится крайне странно. Хотя в караване платьев-халатов, ночнушек и топлесс, наверное, вписывается идеально. Фейсбук

А это — дизайнер Жан Грицфельт и он на красной дорожке стал просто звездой. Но даже в обилии дурновкусия и вульгарности наряд Жана смотрелся, увы, чересчур. Фейсбук

Балет и Оперный театр всегда идут рука под руку. Балет — это изящное искусство и ему есть место и время всегда, ведь это — изящное искусство. Видимо, так думала гостья, надевая на себя подобную блузку. Хотела, чтобы было трогательно, легко и воздушно, а получилось… Словно килограмм железа в килограмме ваты. Фейсбук

Закончим нашу подборку леди в красном, которой удалось главное: выделиться на фоне красной дорожки. Правда, выделилась девушка вульгарной прической родом из 2000-х и платьем, которое просто подчеркнуло все изъяны фигуры. В итоге, из элегантного total red получился образ героини фильмов для взрослых. Фейсбук

Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

О крещении Руси из Византии, от «греков», недвусмысленно и подробно сообщают не только русские источники — все единогласно, — но и современники событий. Это и арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, и — что особенно важно — немецкий хронист Титмар. Конечно, это не значит, что Западная церковь не вела проповеди на Руси или что в какие-то периоды эта проповедь не была даже более активной, чем у византийцев. Княгиня Ольга, первая среди Рюриковичей принявшая крещение — в Константинополе! — после охлаждения отношений с Византией обращалась за епископом к германскому королю Оттону. Впрочем, этот епископ на Руси не задержался. Позднее, при Ярополке и Владимире, в Киеве работали миссионеры, вероятно итальянские. Однако они не преуспели, что отразилось и в летописном рассказе о «выборе вер». Принятие крещения от Восточной Церкви позволяло русам слушать слово веры в храме на славянском языке — немаловажное обстоятельство в ту пору, когда латинское духовенство истребляло славянскую грамотность в подчинившейся Западу Чехии.

Легенда о Владимире

Правда, это представление, в основном, полулегендарное. Историки полагают, что «легенда» о князе Владимире — крестителе Руси начала формироваться практически во времена автора «Повести временных лет» Нестора Летописца. То есть еще в ХІІ веке. В той же «Повести» указано, что бабушка Владимир – княгиня Ольга задолго до крещения всех русичей приняла христианство.

Задолго до княгини Ольги христианами стали Аскольд и Дир – киевские князья, которые были братьями (по версии «Повести») или одним и тем же человеком (по версии некоторых современных историков).

Более того, археологические изыскания и исторические литературные памятники подтверждают, что христианские общины существовали на территории Киевской Руси еще до массового крещения.

С историей крещения Киевской Руси связано несколько мифов, которые нуждаются в развенчании, поскольку, согласно выражению древних, «истина дороже».

Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность

Культуру языческой Руси незачем ни принижать, ни романтизировать. Она была не «выше» и не «ниже», чем дохристианская культура германцев, кельтов или балтов, — правда, едва ли наши цивилизованные современники сочли бы любую из них высокой, взглянув на нее вблизи. Предаваться романтическим грезам всегда лучше на расстоянии… Сейчас, когда историей занимаются геометры и гидравлики, философы и сатирики, в области древних культур сделано немало «открытий чудных» — но это уже отдельная и весьма печальная тема. Науке достаточно известно о культуре и быте древних славян, и всех интересующихся можно отослать к работам специалистов-археологов.

Что касается письменности, то в спорах до хрипоты вокруг «докириллического письма» присутствует некоторое недоумие. Те, кто воспринимает письменность как «предмет национальной гордости» и считает, что она «должна была быть», просто не понимают, почему появляется этот действительно характерный признак цивилизации. А появляется он по одной из двух причин. Или с возникновением бюрократии и денежных отношений, когда люди перестают верить друг другу «на слово», а правители хотят увековечить свои деяния, или же под культурным воздействием извне. Например, с появлением религиозных учений, для которых священным является писаное слово, Писание. В индуизме, например, священным является слово устное — и даже при наличии письма священные тексты не записывались до очень позднего времени. Но наши сочинители «ведической религии славян» почему-то считают, что она должна быть «письменнее» индоарийской.

В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей. Ряд ученых приводят свидетельства в пользу того, что у восточных славян с IX века существовала некириллическая письменность, напоминавшая германские руны. Однако все немногие свидетельства об этих «русских письменах» связывают их появление с христианской проповедью — «письмена» появились в Крыму, в среде подолгу живших здесь «ромейских русов»-христиан. Немногие нечитаемые «рунообразные» надписи, обнаруженные археологами, все относятся к Х-XI векам. Писаны ли они теми самыми «русскими письменами», одна это система или несколько локальных — неизвестно. Значительная часть ученых вообще сомневается, что речь идет о каком-то особом письме, видя в этих — повторю — действительно единичных памятниках тайнопись или магические значки. Тема интересная, но к «гибели языческой культуры» отношения, похоже, не имеет. Никакая культура не может погибнуть настолько бесследно, чтобы современной науке не удавалось обнаружить ни малейших ее следов. А реальная культура языческой Руси не погибла, во многом долго оставалась неизменной — и была унаследована, переработана, включена в себя Русью христианской.

Глава 5. Корсунский поход

Отвергнутое сватовство ни в одном древнерусском тексте, кроме Особого жития, не является причиной похода на Корсунь. В представлении людей XI в. война и не нуждалась в дополнительных объяснениях. Князь был обязан ходить в походы, чтобы содержать свою дружину. Если поход был неудачным, то летописец пускался в рассуждения, а стоило ли его предпринимать. Если же все складывалось успешно, то и никаких сомнений в его необходимости не возникало. Единственная сложность с реальными обстоятельствами Корсунской войны была в том, что недавно крестившийся князь захватил христианский город, к тому же принадлежавший его союзнику. Но эта проблема, как видно из «Памяти и похвалы» Иакова Мниха и ПрЖ, была успешно решена. Походу была придана благочестивая мотивировка: князь хотел привести на Русь учителей христианства для народа.

В Корсунской легенде князь был еще язычником, и ни в каких дополнительных объяснениях его действия не нуждались. Нарушение логики возникает исключительно в летописи, где рассказ о походе помещен в середину пространного рассказа о крещении Руси. А.М. Ранчин указывает, что интерпретация похода на Корсунь как завоевания веры принадлежит исследователям, а не летописцу.663 Корсунская легенда сама по себе очень последовательна: князь отправляется на очередную войну, захватывает греческий город и, преисполнившись гордости, посылает со сватовством к греческим царям. Ему отвечают согласием с единственным условием: он должен креститься.

Исторической основой Корсунской легенды были захват города и пышная свадьба Владимира и Анны. Судя по разноречивым указаниям на разные храмы как на место крещения князя, предание о том, что Владимир принял христианство именно в Корсуне, появилось в Крыму. В конце XI в. клир Десятинной церкви успешно пропагандировал его в Киеве. Тогда же были внесены изменения в рассказ о варягах-христианах. Вопреки действительности утверждалось, что Десятинная была построена на месте их двора. Реальные варяги, конечно, не могли жить посреди могильника (см.: Гл. 2. 3). Почему монах Печерского монастыря, составлявший Начальный свод в 1091 г., так доверял клиру Десятинной церкви, не известно.

Большинство исследователей считают, что Владимир хотел вынудить императоров отдать ему обещанную невесту. Д. Л. Талис предположил, что второй целью похода было уничтожение Херсонеса как города, через который византийцы натравливали печенегов на Русь. А. Поппе считает, что русский князь, уже женатый на Анне, подчинил восставший Херсонес своему шурину. А. В. Гадло полагал, что целью Владимира был захват Южного Крыма.664 Эта точка зрения, как мы увидим дальше, лучше всего согласуется с действительностью.

Всем этим исследованиям присуща одна общая точка зрения – Херсон был полностью разорен Владимиром. С. А. Беляев на основании собственных многолетних раскопок в Западном районе города и детального анализа археологических открытий прошлого и современности пришел к выводу, что Херсонес не был разрушен. В конце X в. происходит замена больших базилик на маленькие храмы-часовни. На какое-то время запустел только Западный район Херсонеса, но это не было связано с тотальными пожарами или какими-то другими военными событиями. С войной можно связать лишь несколько общих могил и невостребованные клады. При этом сам С. А. Беляев убежден, что Владимир крестился в Корсуне. В пользу правильности такой точки зрения, по его мнению, свидетельствует не только то, что город не был разрушен, но и заново исследованная им «базилика на холме». Она была возведена на месте прежней из материалов, полученных от ее разборки. Базилика стояла на естественном холме, но от нее в направлении к «Западной базилике» шла обширная площадка, покрытая нивелировочной засыпкой толщиной ок. 1 м. Это соответствует сообщению летописи о строительстве князем храма «на горѣ, иже ссыпаше среди града, крадуще приспу».665 Непрерывная городская жизнь продолжалась в Херсонесе вплоть до конца XIV в.666

Это очень важные выводы, но они не противоречат предположению о захвате города князем-христианином. Строительство св. Владимиром храма в городе не обязательно было связано с его крещением. В разных летописях и житиях он назван по-разному. В Начальном своде и Лаврентьевско-Троицкой редакции «Повести временных лет» он остается безымянным. Во всех списках Ипатьевской редакции «Повести временных лет» церковь посвящена Иоанну Предтече, а в ЖВ – св. Василию. Либо уверенности в том, как назывался на самом деле храм, не было, либо Владимир построил их несколько. В связи с этим можно высказать предположение, что сейсмическая волна октябрьского землетрясения 989 г. дошла и до Крыма. Следов таких катастрофических последствий, как в Константинополе, не видно, но часть крупных построек могла прийти в аварийное состояние. В качестве архонта св. Владимир мог принять участие в работах по разборке старых храмов и возведению новых.

Захват Херсонеса очень хорошо вписывается в общую направленность военно-политической деятельности св. Владимира во второй половине 980-х гг. С одной стороны, это было продолжение Волжско-Каспийского направления его отца. Владимир сначала пошел на вятичей, бывших данников хазар, когда-то покоренных Святославом. Затем он двинулся на Волжскую Болгарию. Цель этих действий была одна – обеспечить бесперебойную торговлю по Балтийско-Волжскому пути. В то время устье Волги фактически контролировал ширван-шах Мухаммед, который помог разгромленным во времена Святослава хазарам вернуться на прежнее место. Болгары-мусульмане были его единоверцами, и это могло способствовать сложению совершенно нежелательного для Руси альянса. Победа над Волжской Болгарией и заключенный с ней мир способствовали дальнейшим успехам св. Владимира. В следующем году он ходил на хазар, и ему удалось опять поставить под контроль устье Волги. Святослав во время своего похода на Северный Кавказ на ясов и касогов захватил и Таманский полуостров.667 Если Тмуторокань был во времена Ярополка потерян, то Владимиру пришлось возвращать и этот город. В результате одержанных побед ему удалось полностью установить контроль над всеми ответвлениями Волжского пути (см.: Гл. 2. 4).

Объем восточной торговли неуклонно падал не только из-за военно-политических обстоятельств на Балтийско-Волжском пути, но и в силу внутреннего положения в странах Арабского халифата. Фактически он распался на ряд самостоятельных владений, которые сами продолжали дробиться. Успехи византийских императоров в войнах с арабами и возвращение ими целого ряда территорий было как раз обусловлено этими процессами. К концу 980-х гг. на грани развала была Среднеазиатская держава Саманидов, из которой поступал основной объем серебряных дирхемов.668 В этих обстоятельствах все больше увеличивалось значение торговых связей с Византией.

В VIII в. все крымские владения Византии, побережье Меотиды (Азовского моря), Таманский полуостров и Зихия к югу от него были под властью хазарского каганата. Херсонес, видимо, никогда не подчинялся хазарам. В 830 г. каган обратился к императору Феофилу с просьбой помочь в строительстве крепости на Дону, того самого Саркела (Белой Вежи), который был впоследствии захвачен Святославом. Тогда же была основана Херсонская фема в Крыму, которую еще называли Климаты.669 В нее входило и Готское княжество со столицей в Доросе (Мангуп). Готская епархия, как и Херсонская, существовала с IV в., и обе сохранялись даже под властью хазар. Восточный Крым, видимо, оставался в составе каганата вплоть до походов Святослава, когда князю, судя по всему, удалось захватить Боспор (хазарский Керц, русский Корчев). Но во времена Иоанна Цимисхия в Боспоре уже упоминается стратиг Империи.670 На Крымской стороне Керченского пролива утвердилась Византия.

Херсонская фема была объектом интересов русских князей уже в первой половине X в. В договоре Игоря с греками 944 г. есть статья «О Корсуньсцѣи странѣ». Она содержит запрет русским князьям под каким-либо предлогом воевать на территории фемы. В обмен императоры обещают князю военную помощь: «Аще просить вой от насъ князь рускый, дамы ему, елико будеть требѣ, и да воюеть». В договоре не сказано, против кого эта помощь оказывается, но ясно, что это могли быть какие-то общие враги, вероятнее всего, хазары.

Поход на Херсонскую фему был логическим завершением военных кампаний св. Владимира на Юге. Херсонес был не просто центром византийских владений на северном берегу Черного моря. Это был ключевой пункт, который контролировал плавание вдоль всего побережья. Недаром в Южной бухте восточнее развалин Херсонеса в XVIII в. был основан Севастополь, база русского флота. Захват Таманского полуострова был важным достижением, но он не давал контроля над Черным морем.

Точная хронология походов Владимира до крещения отсутствует. В Начальном своде и «Повести временных лет» война с Болгарией датирована 985 г. Тогда хазарский поход относится к 986 г. Вероятно, поход на Херсонес планировался тогда же. Крещение Владимира и союз с императорами отложили его, но не изменили намерений князя. То, что Анна не приехала вплоть до весны 989 г., не могло быть предлогом для войны с Империей. Ясно, что в разгар боевых действий с сомнительным исходом было невозможно требовать отправки невесты. Либо Владимир решил округлить свои владения, пока позиции императоров не укрепились, либо передача Херсонеса Руси входила в соглашение с Византией. Императоры были в безнадежном положении и могли пойти даже на такую уступку.

Зная особенности византийской внешней политики и дипломатии, можно предположить, что, согласившись на передачу города, Василий тем не менее предупредил Херсонес о надвигавшейся опасности. Учитывая наличие в городе по крайней мере двух «приятелей» русского князя, можно не сомневаться, что и св. Владимир своевременно узнал о подготовке к осаде. Такое предположение может показаться излишней модернизацией событий, но посмотрим, что писали об организации разведывательной службы в те же годы в самой Империи. «Доместику и пограничным стратигам разрешается иметь катаскопов (соглядатаев. – Н.М.

) не только среди болгар, но и среди других пограничных народов, обитающих в землях печенегов, и турок (венгров. –
Н. М.
)у и росов, чтобы ничто из замышляемого ими не оставалось нам неизвестным. Иногда пленные, захваченные вместе с женами и детьми, принесут больше пользы, чем иные из катаскопов. Связав их обещанием стратигов предоставить им свободу вместе с женами и детьми, их следует направить на разведку, и когда они возвратятся после изучения всего того, что касается их соотечественников, они расскажут только правду».671 Поневоле возникает вопрос, не был ли и Анастас связан с русским князем с помощью мер, практиковавшихся его соотечественниками.

Если св. Владимир был христианином и собирался присоединить Корсунь к своим владениям, то у него не было никаких оснований разрушать город. Наоборот, он был заинтересован в том, чтобы показать себя милостивым правителем. К сожалению, мы никогда не узнаем, что именно он передал императорам Василию и Константину через своих послов. В результате переговоров какое-то одинаково приемлемое для Руси и Восточной Римской империи соглашение было достигнуто. Судя по тому, что о захвате города сообщает только непосредственный современник события, а последующие хронисты об этом молчат, мир сочли ненарушенным. Багрянородная невеста Владимира отправилась в Херсонес.

Если город был взят в конце июля, то в том же году могла прибыть в Тавриду и Анна. В скорейшем заключении брака теперь были заинтересованы обе стороны. Для Владимира это был вопрос престижа, для императоров опять насущная необходимость. Они не могли отнять у Владимира Херсонес силой. Но после того, как он стал их шурином, можно было представить дело так, что он стал архонтом Херсонеса, полностью подчинявшимся Империи. Похожая ситуация видна на примере уже упоминавшегося Давида Багратуни. В грузинских и армянских источниках он именуется царем Тао-Кларджети (Тайка), а в византийских он титулуется исключительно придворным византийским титулом куропалата.

А. А. Шахматов и М. Д. Приселков полагали, что предатель Анастас стал епископом Киевским. Однако он назван так только в Чудовской (3-й) Распространенной редакции ЖВ и в позднем Московском житии начала XVII в.672 А. Поппе показал бездоказательность предположения М. Д. Приселкова о подчинении Русской церкви при Владимире Охридской (Болгарской) патриархии или Херсонской архиепископии. Митрополия была основана вскоре после крещения Руси, и на нее был переведен из армянской Севасты митрополит Феофилакт.673 Польский ученый полагает, что это произошло в 989 г., но более вероятным представляется, что это было после 995 г.674 В Грамоте о десятине, данной Киевской церкви Богородицы в этом году (текст сохранился в составе Церковного устава Владимира), не упоминаются ни современный Владимиру Константинопольский патриарх, ни Киевский митрополит. Вместо этого сказано об учреждении Русской епископии при патриархе Фотии (867 г.).675

Текст Устава сохранился только в редакции не раньше конца XII в. Редактор сделал Фотия современником Владимира, а в качестве русского митрополита в разных списках называются то Михаил, то Леон (см.: Гл. 4. 1). Молчание грамоты, данной Десятинной церкви, о современном св. Владимиру Константинопольском патриархе соответствует реальности. Патриарший престол в 995 г. был вакантным: Николай Хрисовергумер в 991 г., а его преемник Сисиний был поставлен только в 996 г. Видимо, и Киевского митрополита тогда еще не было. Не упоминает о нем и летописная статья об освящении Десятинной церкви.

В течение 989–996 гг. Русская церковь должна была как-то управляться. Предположение об участии в управлении Херсонского архиепископа выдвигалось давно. Полемизируя с этой точкой зрения, А. Поппе отмечает, что согласно нотациям Константинопольского патриархата Херсонский архиепископ никогда не имел подчиненных ему суффраганов.676 Однако из писем патриарха Николая Мистика (901–907, 912–925) видно, что этой архиепископии придавались и миссионерские обязанности.677 Одной из официальных мотивировок похода на Корсунь была необходимость привести на Русь учителей для народа. Владимир вполне мог настаивать на включении Корсуня в состав своих владений именно как центра христианского просвещения Руси.

В летописях под 988 г. говорится, что св. Владимир вывез из Корсуня иконы, священные сосуды и мощи святых, в том числе св. Климента, папы римского, и его ученика св. Фива. В Новгородской 1 летописи младшего извода под 989 г. сказано, что Владимир привел на Русь митрополита, не названного по имени, и епископов. Именно из херсонитов был первый новгородский владыка, Иоаким Корсунянин.

Согласно перечню епископов, помещенному перед основным текстом Новгородской 1 летописи по Комиссионному списку, Иоаким пробыл им 42 года. В Первой подборке Новгородской Карамзинской летописи смерть Иоакима датирована 1030 г. Из перечня известно, что какое-то время кафедра оставалась незанятой, а вместо епископа был его ученик Ефрем, учитель новгородских детей, один из которых и стал летописцем.678 Преемник Иоакима на новгородской кафедре Лука Жидята согласно «Повести временных лет» был рукоположен в 1036 г. Учитывая обычные погрешности в один год при расчете лет, даты поставления и смерти Иоакима можно поместить между 989/ 990 и 1030/1031 гг.

Херсонский архиепископ не мог иметь суффраганов, но Иоаким не обязательно им был. На первых порах он мог действовать как миссийный епископ на севере Руси. Херсонский архиепископ тогда занимался просвещением Киевской земли и прилегавших к ней территорий. Судя по всему, Анну сопровождал к Владимиру митрополит Феодор Ефесский, но он не остался на Руси, а вернулся в свою епархию.679

Летописец сообщает, что Владимир отдал Корсунь «в вено» за Анну в том же году, когда женился. «Память и похвала» Иакова Мниха и ПрЖ вообще не упоминают о судьбе города после крещения. Летописный рассказ, а за ним и ЖВ сообщают, что князь вывез из города многочисленные трофеи. Это были не только священные предметы, но и памятники античной скульптуры. В статье 988 г. упомянуты «мѣдяне 2 капищи и 4 конѣмѣдяны, иже и нынѣстоять за святою Богородицею, яко иже невѣдуще мнять я мраморяны суща». Церковь Богородицы была заложена в 991 г. после засыпки старого городского рва и сноса валов и курганных насыпей.680 Владимир мог вывезти скульптуры сразу, но мог сделать это гораздо позже, уже тогда, когда план нового Киева был ясен хотя бы в общих чертах.

На первых порах императорам пришлось согласиться с притязаниями Владимира на Корсунь, но продержаться там ему удалось очень недолго. Надписи и печати Херсонеса вообще не отражают этого периода.681 А. В. Гадло, полагавший, что князь не собирался отдавать Корсунь, не объясняет, почему же он все-таки с ним расстался. Для этого должны были быть очень серьезные причины.

Константин Багрянородный подробно объясняет, как следует использовать против Руси печенегов.682 В «Повесть временных лет» летописец вставил два предания о войнах с печенегами, которых не было в НС. Это рассказы о поединке юноши-кожемяки с печенежским богатырем (992) и о том, как осажденные белгородцы обманули степняков (997). В этих рассказах все кончается торжеством Руси, но сохранилось и другое, подлинное, а не легендарное известие. Это запись о поставлении церкви св. Спаса в Василеве в память спасения князя. Она помещена уже в НС после рассказа об освящении Десятинной церкви. Св. Владимир проиграл печенегам бой под городом, бежал и был вынужден спрятаться под мостом, чтобы не попасть в плен. Это произошло в день Преображения Господня, в честь чего и был построен храм. Рассказ помещен под 996 г. после сообщения об учреждении десятины для церкви Богородицы с весьма приблизительным хронологическим указанием «по сихъ же». Сведения о даровании десятины церкви Спаса есть в грамоте Десятинной церкви, читающейся в Уставе Владимира.683 Следовательно, это реальное событие, произошедшее вскоре после 995 г. Эти разрозненные свидетельства говорят, что обстановка в печенежских степях резко обострилась. На какое-то время сообщение Киева с Крымом по Днепру могло вообще прерваться.

В начале 990-х гг. произошло и другое событие, которое резко ухудшило положение Руси. Эмир Хорезма Маммун Ибн Мухаммед освободился от власти Саманидов и стал независимым правителем. Очень скоро он помог хазарам вернуться в низовья Волги с условием принятия ими ислама.684 Теперь возникла прямая угроза русским владениям на Нижнем Дону и на Таманском полуострове. Это был второй выход в Черное море: по Волге и через волок на Дон, а оттуда в Азовское море. О традиционной важности этого маршрута свидетельствует именование Дона «рекой славян», а Керченского пролива «Русской рекой» несколькими поколениями арабских географов.685 Если бы хазарам с помощью Хорезма удалось вернуть Тмуторокань, то все выходы в Черное море оказались бы блокированы. В этой ситуации логично было полностью примириться с Византией, чтобы противостоять хазарам и мусульманам Хорезма. Очевидно, в середине 990-х гг. Владимир вернул Херсонес под власть Империи, хотя юридически, как уже говорилось, он никогда и не считался вышедшим из ее состава.

В заключение следует сказать несколько слов о возможности связать с событиями X в. рассказ о походе новгородского князя Бравлина на Сурож (Судак) из Жития св. Стефана Сурожского. Впервые его отождествил с походом св. Владимира на Корсунь А.А. Куник.686 Это предположение продолжают поддерживать некоторые современные исследователи, хотя его раскритиковал первый публикатор текста В. Г. Васильевский.687 Епископ Стефан Сугдейский (Сурожский) был защитником иконопочитания во времена императора Льва III Исавра (717–740) и его сына Константина V Копронима (740–775), женатого на дочери хазарского кагана.

Житие св. Стефана сохранилось в греческой краткой редакции и двух пространных: русской и армянской.688 В русское житие были сделаны вставки из славянского перевода жития св. Иоанна Златоуста, написанного Георгием Александрийским. Заимствования были сделаны также из жития митрополита Петра Московского, сочинения митрополита Киприана. Следовательно, появление русской редакции можно датировать началом XV в.689 Тем интереснее, что ряд эпизодов и подробностей, отсутствующих в кратком греческом житии, есть в пространном армянском, появившемся не позже 1240-х гг. Судя по различиям, переводы делались с разных видов пространного греческого жития, составленного в Сугдее.690 До полного исследования армянского текста можно делать только предварительные выводы.

Из сопоставления русской и армянской редакций получается, что св. Стефан скончался около 767 г. Вопреки мнению В. Г. Васильевского, в VII Вселенском соборе 787 г., вероятно, участвовал другой епископ Стефан Сугдейский. Св. Стефану, родившемуся около 697 г., тогда было бы 90 лет, что противоречит указанию армянского жития, согласно которому святой умер в Сугдее в семидесятилетием возрасте.691 Эти двадцать лет разницы важны, так как нашествие князя Бравлина было при непосредственном преемнике св. Стефана епископе Филарете. Таким образом, оно датируется не началом IX в., как полагал В. Г. Васильевский, а 770-ми или первой половиной 780-х гг. В рассказе о посмертных чудесах святого в армянской редакции нашествие каких-то врагов тоже упоминается, но текст в этом месте сильно испорчен.692

Еще В. Г. Васильевский предположил, что в греческом тексте упоминались «скифы» или «тавроскифы». Так византийские авторы часто называли русь, что было хорошо известно русским книжникам. Во введении в «Повесть временных лет» сказано, что уличей и тиверцев, живших по Днестру, греки называли «Великая Скифь». Новгород мог появиться в тексте из-за буквального перевода названия таврического города Неаполя Скифского. Князь Бравлин был язычником, который «поплени от Корсуня до Корчева» и наконец захватил Сурож. Он хотел ограбить раку святого, и тут свершилось второе посмертное чудо: Бравлин был жестоко им наказан. Припадок эпилепсии агиограф описывает с большим знанием дела: «И в томъ часѣразболѣся, обратися лицо его назадъ, и лежа, пѣны точаше». Раскаявшись, языческий князь принял христианство и исцелился.693

В. Г. Васильевский предположил, что на Сугдею напали какие-то черноморские или днепровские русы, которых он отождествлял с готскими племенами. По мнению исследователя, их следует отличать от крымских готов, исповедовавших христианство.694 Скифами греки называли всех «северных варваров». Агиограф мог назвать так любых врагов, даже хазар, но их нападение маловероятно только потому, что Сугдея тоже была под властью каганата. Характерно, что хотя в житии рассказывается о том, как Стефан крестил язычников, там ни разу не употреблен этникон «хазары». В армянской версии, правда, говорится, что Ирина, жена византийского императора Константина Копронима, была дочерью хазарского царя Вирхора. Но уже в русской редакции она названа «Феодора, керченского царя, дщи». Керчь (Боспор) действительно была под властью хазар, но императрица была дочерью самого кагана, а не местного правителя.695 Так как далее в обоих житиях сказано, что она лично знала св. Стефана, то переименование хазарского царя в керченского произошло в одной из греческих редакций, а не в русском переводе.

В русском житии говорится об исцелении «царици корсунскиа». В одном списке (РГБ, ОР, ф. 173 (МДА) № 90) она названа Анной, в двух других (РГБ, ОР, ф. 256 (Рум), №№ 434 и 435) просто «царицей» или «иной царицей».696 По дороге из Корсуня в Керчь она заболела на Черной Воде (р. Карасу) и исцелилась по молитве к св. Стефану. Это рассказ помещен после описания нападения на Сурож и крещения врагов.

Существенно, что русскому переводчику не пришло в голову отождествить Бравлина и некую царицу со св. Владимиром и его багрянородной супругой. Вполне вероятно, что в греческом оригинале на предания о войне конца VIII в. наложились воспоминания о войнах св. Владимира. Но этого слишком мало, чтобы житие св. Стефана Сурожского могло считаться источником по истории похода Руси на Корсунь.

Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать

Как я уже говорил, даже крестившиеся в 988-989 годах горожане едва ли сознавали, насколько сильна новая вера призвана перестроить всю жизнь Руси, весь уклад жизни. Тем более чуждо было это представление огромной сельской массе, составлявшей большинство населения. Так что язычество действительно жило еще на протяжении веков, и сохранились десятки произведений, в которых духовные лица бичуют «двоеверов». Бывали и прямые столкновения. Не в момент, а через много лет после Крещения Руси Владимиром языческие волхвы поднимали смуты в разных местностях. С другой стороны, еще в XI веке они вольготно чувствовали себя при некоторых княжеских дворах. Только в начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове, а в земле вятичей на Оке в ту же пору погиб от рук язычников проповедовавший там преподобный Кукша. На селе продолжали хоронить умерших в курганах, справлять языческие праздники. Кое-где все еще стояли капища с идолами, и им приносили жертвы. Даже в городах христианская культура и образование не всегда и не во всем сразу пробивали себе дорогу. Окончательная победа христианства произошла в XIII-XIV веках, когда христианская вера стала консолидирующим и возвышающим началом народа в его противостоянии ордынскому гнету.

Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником

Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.

Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами

Трудно понять, откуда взялось такое умозаключение. Отношения Руси с кочевниками вообще от религиозного выбора мало зависели. На протяжении веков восточная ветвь славян сложно взаимодействовала с кочевым миром — то поддаваясь, то наступая, то сплачиваясь против каких-то врагов, то отбиваясь от набегов. Со времен вторжения в Европу гуннов в IV веке и до начала складывания Руси восточные славяне часто оказывались в зависимости от более сплоченных и агрессивных кочевых держав. Этот «симбиоз» мог быть и принудительным, и добровольным. Он оставил определенные следы в истории и культуре славянских народов. В IX веке появляется государство Русь, и подчиненные ей славянские племена борются за свое единство и независимость с сильнейшим государством европейских степей — Хазарским каганатом. Из других кочевых соседей Руси у некоторых шло становление своего государства, другие сохраняли племенной уклад. Русь то вступала с ними в союзы, то защищала свои рубежи от их посягательств. В IX-X веках не раз воевали с приазовскими «черными» болгарами. Около 895 года через территорию Руси на запад прорвались с боями венгры. Около этого же времени появились у границ Руси прогнавшие венгров печенеги. Известно, что их не раз наводила на русские рубежи в своих политических интересах, увы, христианская Византия. Самый крупный из таких набегов произошел в 968 году, когда печенеги обступили Киев, и князю-язычнику Святославу пришлось оставить свои завоевания в дальних краях, чтобы вернуться домой и отогнать их. Однако после этого Русь заключила с печенегами союз — и в 969-971 годах они воевали с болгарами и византийцами на стороне Святослава. А в 972 году на днепровских порогах убили князя, возвращавшегося в Киев.

Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления. Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир. Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

Так что крещение на отношения с кочевниками никак принципиально не повлияло. Языческие в основной массе тюркские племена печенегов и торков, известные как «черные клобуки», перешли на службу Руси в XII веке и служили в основном верно. Поселившиеся к тому времени на русских рубежах половцы то воевали, то мирились, то смешивались с русскими — и религия здесь препятствовала мало. Половцы довольно легко (другое дело, насколько искренне) принимали христианство, и к 1223 году двое сильнейших ханов европейской Степи были христианами. Все известные нам династические браки между Русью и Степью (как половецкой, так и ордынской) заключались в христианскую эпоху. То, что в Монгольской империи и в Золотой Орде христианство (правда, не православное, а несторианское) могло стать государственной религией, — известный факт. Так что отнюдь не религиозными причинами обусловлены конфликты Руси с кочевыми народами, хотя, будь проповедь христианства из Руси более успешной, это способствовало бы гораздо большему их сближению.
Автор: АЛЕКСЕЕВ Сергей, доктор исторических наук /

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]