Книга Судей Израилевых, Глава 16,  стихи 1-22

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей Израилевых. Рождение Самсона было предвещено Ангелом. Родился он от бесплодной женщины. Отцом его был Маной из рода Данова. По словам Ангела, младенец будет “назореем Божиим” и будет “спасать Израиля от руки Филистимлян” (Кн. Судей Израилевых, глава 13). Вскоре Ангел явился и Маною и сказал, что младенец, когда вырастет, должен остерегаться всего, что производит виноградная лоза и не есть нечистого, тогда он сможет противостоять Филистимлянам.

Немного истории. Филистимляне в те времена не были большой нацией, однако, они мыслили стратегически. Спекулируя на слабостях израильтян, которые в то время были слабо организованы, Филистимляне проникли на Израильские территории, паразитируя на более слабых племенах, пока не настал тот день, когда они полностью окружили и поработили все колена Израилевы.

Когда мальчик родился, его назвали Самсоном (Шимшоном). Повзрослев, Самсон увидел женщину из дочерей Филистимских, которые в ту пору владычествовали над Израилем, и стал просить отца взять эту женщину ему в жены.

Пошел Самсон с отцом и матерью в Фимнафу, где жила женщина. Вскоре они увидели, что навстречу им идет молодой лев. Самсон победил льва голыми руками. Здесь впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, которой он впоследствии часто пользовался. Самсон встретился со своей избранницей, и она стала нравиться ему еще больше.

Несколько дней спустя Самсон снова пошел к избраннице той же дорогой и увидел, что в трупе льва завелся рой пчел. Самсон достал из трупа мед и ел сам, и угостил родителей.

Вскоре сыграли свадьбу, на которой Самсон загадал присутствующим филистимлянам загадку:

из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. (Кн. Судей Израилевых, глава 14)

Как Вы уже, наверное, догадались, загадка эта была обо льве и меде. Филистимляне не могли разгадать загадку и подослали к Самсону жену, узнать разгадку. Семь дней она плакала и просила Самсона разгадать загадку, пока тот, наконец, не сдался. Жена Самсона сказала отгадку сынам народа своего.

Самсон разгневался и наказал смертью 30 филистимлян. Так началось противостояние Самсона и Филистимлян, которое подробно описано в 15 главе Книги Судей. Самсон был судьёй Израиля во дни Филистимлян на протяжении двадцати лет.

Важно понимать, что означает «судья Израиля». Эпоха судей – это смутное время после смерти Иисуса Навина, характеризующееся межплеменной враждой. Судьи – авторитетные фигуры среди израильтян, активные представители народного самосознания, которые сопротивлялись ассимиляции израильтян местными племенами. Судьи командовали народным ополчением, а также исполняли правовые функции. Власть судей была основана либо на высоком авторитете, либо на силе.

Вернемся к легенде о Самсоне и Далиле. Далила жила в долине Сорек. Самсон полюбил ее. Филистимляне, узнав о чувствах Самсона, решили подкупить Далилу, чтобы та выведала секрет огромной физической силы Самсона. Современные ученые подсчитали, что за предательство Далила получила 5,500 шекелей серебра (62700 граммов).

Самсон раскрыл Далиле тайну силы своей, а была она в волосах Самсона.

…если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. (Книга Судей Израилевых, глава 16)

Далила состригла волосы спящему Самсону и передала его в руки Филистимлян, которые сковали его медными цепями, ослепили и отвели в Газу в дом узников. Вскоре здесь собралось много Филистимлян, чтобы принести Самсона в жертву своему богу Дагону. Тем временем, волосы на голове Самсона начали отрастать, и он сдвинул с места два несущих столба, на которых держался весь дом, и обрушил дом на Филистимлян, убив, тем самым, больше Филистимлян, чем за 20 лет своего судейства. Самсон также был погребен под обломками. Похоронили его рядом с отцом.

На основе книги Шофтим 13-16 и Талмуда

Шломо Хаим Кессельман

Могучий Шимшон (Самсон) был лидером еврейского народа в эпоху правления судей. Он спас евреев от притеснений филистимлян, занимавших тогда Землю Израиля. Будучи назиром (назореем) от рождения, Шимшон был наделен Богом небывалой физической силой, которую использовал для борьбы с филистимлянами. Он правил народом в течение 20 лет, пока любимая жена Далила не предала его, и тогда филистимляне захватили его в плен. Ослепленный, терпящий издевательства со стороны своих похитителей, он погиб как герой, обрушив колонны, поддерживающие здание, где он стоял, и убив таким образом себя и тысячи филистимлян, находившихся внутри здания.

История взаимоотношений филистимлян и Израиля

Филистимляне, считающиеся выходцами с Кипра, расселились по территории от современного Тель-Авива до Газы в XII веке до новой эры. Владеющие секретом выплавки стали, древние племена считаются родоначальниками Железного века на Ближнем Востоке. Из источников известно, что когда евреи вышли из Египта, на землях Ханаан уже проживали филистимляне.

В X веке до новой эры филистимляне вторглись в сильное Израильское царство, но вынуждены были вернуться на приморские земли, называемые Пентаполисом, «Пятиградием», так как объединяли пять городов-полисов. Именно в этот период филистимляне не раз предпринимали попытки военного завоевания земель по обоим берегам реки Иордан, где проживали семитские израильские племена. Особенно доставалось представителям колена Дана, жившим по соседству с филистимлянами недалеко от морского побережья.

Легендарный Самсон, мстивший филистимлянам за убийства соплеменников, принял героическую смерть в городе Газа. Израильтяне, чтобы отбиться от завоевателей, объединились под властью царя, но это не спасло их от захвата филистимлянами священного для иудеев Ковчега Завета. Правда, как говорится в Ветхом Завете, ковчег принес филистимлянам страшные беды, и они вернули его хозяевам.

В разные эпохи филистимлян подчиняли персы, вавилоняне и ассирийцы, и в итоге филистимляне, как и израильтяне, вошли в историю как малый народ Ближнего Востока. С эпохи завоеваний Александра Македонского филистимляне полностью растворились в массе покоренных народов. Но еще задолго до этого могучий представитель израильтян сумел противостоять незваным племенам и навсегда вошел в историю как герой.

Исторический фон

После того, как преемник Моше, Йеошуа, скончался, началась эпоха судей. Она длилась около 350 лет, в 2516-2871 годы от сотворения мира (1245-890 гг. до н. э.). Самсон был седьмым судьей и правил своим народом, как было сказано, 20 лет, с 2811 по 2831 год (951-931 до н. э.).

История Шимшона записана в книге Шофтим (Судей), в главах 13-16. И хотя мало что известно о его роли, как о предводителе евреев, в стихах Ктувим (Писания) мы видим удивительные рассказы, раскрывающие нам личность Шимшона, повествующие о его великой силе и столкновениях с филистимлянами.

(Обратите внимание, что филистимляне, упоминающиеся в Танахе (на иврите они назывались плиштим), не имеют никакого отношения к нынешним палестинцам.)

Рождение героя

Семья Шимшона была из колена Дана. У его родителей, Маноаха и Цлелпонит, живших в небольшом городе Цора, долгое время не было детей. Однажды Цлелпонит явился ангел и объявил, что после стольких лет бесплодия она наконец забеременеет и родит сына, который спасет евреев от филистимлян. Однако мальчик будет особенным, с момента своего рождения он должен быть посвящён Всевышнему как назир на всю свою жизнь. Он не должен был употреблять вино и вообще какие-либо продукты из винограда, а его волос никогда не должна была касаться бритва. А потому и его мать уже с момента встречи с ангелом не должна была употреблять винограда и всего, что из него делают, а так же быть внимательной, чтобы не касаться ничего нечистого.

Вернувшись домой, женщина рассказала мужу об удивительной встрече с ангелом. Маноах стал горячо молиться Всевышнему, чтобы тот послал ангела к ним еще раз, ведь тогда он сможет рассказать им, что необходимо делать с новорожденным. Так и произошло. При встрече с ангелом Маноах по его указанию принес благодарственную жертву Всесильному.

В установленное время Цлелпонит забеременела и родила сына. Она назвала его Шимшон — это от слов “шемеш у-маген” — “солнце” и “защитник”. Это имя предрекло дальнейшую судьбу мальчика: большое могучее солнце, которое вело народ, защищало его и заслоняло от врагов.(1)

Ранние годы

Даже в ранней юности Шимшон проявил значительную физическую силу. Однажды, когда он бродил по лесу, на него вдруг набросился лев. Чувствуя, что с ним пребывает дух Всевышнего, Шимшон смог одолеть льва голыми руками. Он понимал, что он был наделен такой силой неслучайно, а чтобы помогать своему народу, поэтому искал повод побороться с врагами евреев, филистимлянами.

Филистимляне были народом мародеров, живших на западе Святой Земли. Они постоянно преследовали и грабили евреев. В течение долгих 40 лет(2) народ Израиля страшно страдал от повсеместно настигавшей их филистимской руки, пока, наконец, на тропу войны с разбойниками не вышел Шимшон.

Юноша был слишком скромным, чтобы брать на себя руководство большой еврейской армией. А также он не хотел провоцировать филистимлян на дальнейшее терроризирование своего народа. Поэтому он решил, что сам отомстит за собратьев, вовлекая филистимлян в личные конфликты, запугивая их и тем мешая им преследовать евреев. Он начал искать способы установить с филистимлянами тесный контакт.

Исторические аналоги Самсона

В российской истории прославился своими цирковыми свершениями Александр Засс, Русский Самсон, силач и великан. Конечно, Александр — не профессиональный воин, но тоже побеждал врагов своей страны во время сражений Первой мировой войны. Русский Самсон разрывал цепи с помощью невиданной силы, дарованной ему природой. Погиб же Засс, спасая во время страшного пожара не людей, но любимых им животных, которых дрессировал.

Вот уж кто точно напоминает библейского Самсона, это волжский бурлак Никита Ломов. Про силу и мощь Ломова ходили легенды по всей Волге и Каспийскому морю, на творимые Ломовым чудеса приходили посмотреть сотни людей. В одном предании рассказывалось, что однажды Никитушка, на корабль которого напали «трухменцы», одним махом свалил за палубу двадцать врагов. Когда нападавшие предприняли очередную попытку, богатырь взял запасной якорь и закинул его во вражескую лодку, потопив ее одним махом.

Русский флот гордился капитаном Дмитрием Лукиным, обладавшим не только офицерскими заслугами, но и огромной физической силой. Очевидцы с восторгом рассказывали, как, находясь в Англии, Лукин победил двенадцать напавших на него в порту британских матросов. Убит был «Русский Самсон» в тяжелом бою с турками в 1807 году. О капитане первого ранга Лукине еще долго с большим уважением вспоминали моряки разных стран.

Французский военачальник Жиль де Ре известен нам из увлекательной сказки Шарля Перро «Синяя Борода» — именно он стал прототипом главного героя. Чем схож страшный герцог с Самсоном? Назовем четыре общих признака:

— прославленный воин, сильный и могучий;

— оба отличались жестокостью к врагам (Самсон к филистимлянам, герцог к англичанам);

— присутствие магического начала: волшебная сила волос Самсона и бороды Жиля;

— пленение героев врагами (Самсона филистимлянами, Жиля католической церковью);

— жизнь героев проходит в похожих обстоятельствах: войны, предательства, пытки, месть.

Свадьба и загадка

Первый случай, когда Шимшон столкнулся с филистимлянами, произошел в одну из его частых экспедиций, когда он прибыл в Тимну, филистимскую деревню. Там он увидел прекрасную девушку из местных, которую сразу решил взять в жены. Хотя его родители пытались отговорить сына от поспешного брака, Шимшон все же решил жениться (после того, как она сделала гиюр).(3)

На свадебном торжестве Шимшон понял, что у него появилась возможность воплотить свой план в жизнь. Он бросил вызов 30 филистимским гостям, придложив отгадать его загадку, и если бы они угадали ответ, Шимшон раздал бы каждому по новому костюму, а если нет, то они бы дали ему в общей сложности 30 костюмов. Филистимляне согласились. Шимшон произнес свою загадку, но филистимляне никак не смогли разгадать ее.(4) Дело в том, что пути в Тимну он проходил мимо того самого места, где некогда убил льва, и заметил, что рой пчел превратил тушу животного в улей. Шимшон взял оттуда немного меда, поел и пошел дальше. И на свадьбе задал следующую загадку: «Из евшего вышла еда, а из сильного вышло сладкое. Что это такое?» Евший — это лев, царь всех зверей, а сладкое — это мед. Итак, несмотря на то, что всю неделю филистимляне не могли найти ответ, на седьмой день они пришли к Шимшону, они ответили ему: «Что слаще меда и кто сильнее льва?»

Откуда они узнали ответ? Попросив несколько дней на раздумья и не придумав ни одной версии, филистимляне обратились к жене Шимшона. Они потребовали, чтобы она уговорила мужа дать ей верный ответ, иначе они сожгут ее и дом ее отца. Жена Шимшона испугалась, стала плакать и давить на мужа, и в какой-то момент он сдался. А она тут же передала верный ответ филистимлянам.

Поэтому, когда филистимляне пришли к Шимшону с ответом, он сразу понял, что произошло. В гневе покинув город, он отправился в Ашкелон, принадлежавший на тот момент филистимлянам, убил 30 человек, взял их костюмы и отправил тем, кто “отгадал загадку”. А затем ушел в дом своего отца.

Необыкновенная история и загадка пропавшей статуи Самсона

Композиция «Самсон, разрывающий льва» работы знаменитого Карло Растрелли была установлена в Петергофе во время царствования Анны Иоанновны, в 1735 году. Статуя была посвящена одной из петровских побед в Северной войне, Полтавской битве, которая окончилась в день святого Самсония и символизировала мощь русской армии.

Через 60 лет обветшавшую статую приказал восстановить внук Петра Великого Павел I, и с этой задачей прекрасно справился российский зодчий Михаил Козловский. Группа была отлита из бронзы и покрыта сусальным золотом. За XIX столетие композиция несколько раз обновлялась и вновь покрывалась золотом, а в 1930 году, после открытия Музея-заповедника, была проведена полная реконструкция петергофских фонтанов.

В 1941 году, когда немцы оккупировали Ленинградскую область, музейные сотрудники сняли все бронзовые скульптуры и отправили их в тыл. Статую Самсона не успели спрятать, и она оказалась во власти фашистов.

Когда в январе 1944 года блокада Ленинграда была снята и в Петергоф вошли советские войска, дворцы были в руинах, а статуя Самсона со львом бесследно исчезла. После окончания войны была создана группа поисковиков знаменитой статуи «Самсон, разрывающий льва». Существует версия, что памятник был разрезан на части и переплавлен вместе с другими похищенными ценностями в Германии.

В XXI столетии к поискам документов о вывозе статуи в Германию подключились немецкие историки, но дело не сдвинулось с мертвой точки. Композиционная группа, украшающая сегодня Большой Каскад в Петергофе, была реконструирована в 1947 году по хранящимся в архиве фотографиям и эскизам. Группу реконструкторов возглавил петербургский профессор, скульптор Василий Симонов. Обновленная скульптура стала символом победы не только в Полтавской битве, но и в Великой Отечественной войне.

Павел Симонов посвятил новому памятнику такие строки:

«…Мы верили: бессильна вражья злоба, Настанет день — воскреснет наш Самсон. В его красе — величие народа, И, как народ, навек бессмертен он…».

Интересно, что статуя Самсона со львом имеет свой прототип: мраморную скульптурную группу в одном из замков Копенгагена «Геракл, побеждающий немейского льва» скульптора Джиованни Барата.

Самсону посвящены и другие статуи-фонтаны, поставленные в европейских городах:

— в Киеве на Подоле, работы скульпторов Ивана Зубова и Михаила Карновского;

— на центральной улице швейцарского Берна;

— на рыночной площади городка Гера в Германии;

— в австрийском дворцовом парке Бурггартене, расположенном в Вене.

Что дал образ Самсона человечеству? Надежду на появление героя в самых тяжелых жизненных ситуациях. Самсон — это пример физической и душевной силы и отваги, веры и мужества, самоотверженности и храбрости.

Жажда мести

Спустя несколько дней Шимшон вернулся в Тимну к своей молодой жене, но выяснилось, что в его отсутствие она была передана другому человеку. Когда он спросил тестя, что происходит, тот сказал, что будто бы не думал, что Шимшон вернется, а раз так, то он может взять себе младшую сестру своей жены. Шимшон пришел в ярость, поняв, что ни один человек не выступил против такого скандального акта. Это было время сбора урожая пшеницы, поэтому он отправился в поля и поймал там 300 лисиц. Шимшон связал их в пары и воткнул животным между хвостов факелы, а затем отпустил их в поля к филистимлянам, и они побежали во все стороны, сжигая урожай.

Помимо того, что он таким образом отомстил за свою обиду, он сделал это, чтобы проучить филистимлян за их регулярные нападения на евреев и грабеж.

Шимшон Праведник

Мудрецы Талмуда учат, что Шимшон не был просто человеком с грубой силой. Он был назиром, тем, чья жизнь посвящена Всевышнему. Поэтому и сила его была сверхъестественной и зависела от степени его преданности Богу. Все, что он делал, было продиктовано Всевышним, в том числе его брак с филистимлянкой, принявшей гиюр. Талмуд описывает, что Божественное Присутствие, Шхина, шла перед ним, звоня, как колокол, и сопровождая его, куда бы он ни пошел. Шимшон был невероятно скромным человеком и за 20 лет своего правления ни разу не воспользовался своим положением, чтобы попросить кого-нибудь сделать для него что-нибудь.(5)

Некоторые говорят, что Шимшон был на самом деле хромым в обе ноги и ходил с трудом. Однако, когда это необходимо, на него спускался дух Бога, и в это время он исцелялся, получая вдобавок сверхъестественную силу для противостояния врагам.(6)

Толкование легенды

Многие ошибочно считают, что легенда о Самсоне и Далиле – это история предательства. Данный мотив, конечно, достаточно часто повторяется в Библии, но здесь не он является основным.

Притча о Самсоне и Далиле учит контролировать свои эмоции. Ведь на самом деле Самсона погубило чувство ярости и мести.

Самсон погиб, потому что позволил своим эмоциям “взять верх”, управлять собой. А человек не имеет права причинять вред по причине бесконтрольности своего гнева. Правосудие должно всегда оставаться в руках Господа.

Самсон противостоял Филистимлянам много лет. Он уничтожил многих и многое. И злость отвлекала его от Божьего плана. Миссия, возложенная Всевышним, превратилась в его личную битву, неприкрытую, яростную, всепоглощающую. Она изменила его душу и направление всей жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Толкование книги Михея

А описанная в Библии физическая слепота Самсона – это символическое описание слепоты духовной. Ведь до конца не ясно, в какой момент жизни он перестал идти по пути Божьему и избрал путь собственной мести, используя силу, данную им Господом для благих дел.

Самсон и Далила – не просто сюжет из Библии, это история вечного поиска себя, вечной борьбы между добром и злом, вечным выбором между словом Всевышнего и внутренними терзаниями. Гармония. Всемогущая, великая и глубокая. Познать её, как подарок Господа, не всем под силу, но тот, кто приблизиться к ней, получит наивысшую благодать – себя в Боге и Бога в себе.

Пусть хранит Вас Господь!

Особая сила Шимшона

В Священном Писании приводится и много других историй, связанных с силой Шимшона. Однажды, когда он пришел в Азу, один из главных городов филистимлян, и остался там на ночь, враги окружили его и закрыли городские ворота, намереваясь утром атаковать. Шимшон догадался об их злодейских замыслах, поэтому встал в полночь, вырвал из земли гигантские запертые городские ворота, положил их себе на плечи и унес далеко оттуда, на вершину горы.

В другой раз, сразу после инцидента с лисами, филистимляне попытались смягчить гнев Шимшона и сожгли дом его неверной жены и ее отца, подразумевая, что таким образом отомстили за него. Но когда Самсон услышал, что они сделали, он лишь сильнее разгневался, напал на филистимлян и убил многих из них.

Филистимляне собрали огромную армию и расположились лагерем в Иудейском городе Лехи, где скрывался Шимшон. Они передали местным жителям, что те либо обязаны в кратчайшие сроки передать им Шимшона, либо будут убиты.

Когда испуганные жители Иудеи пришли к Шимшону и рассказали ему об угрозе филистимлян, он остался невозмутим. По собственному желанию он был связан и приведен в филистимский лагерь. Радостные филистимляне встали, чтобы убить его, но в этот момент на него спустился дух Всевышнего, и тогда он сорвал связывавшие его веревки, словно они были старыми и истлевшими, и, схватив первое, что увидел — челюсть осла — убил тысячу человек.

После этой впечатляющей победы весь еврейский народ понял, что Шимшон был избран Всесильным, чтобы вести их, и назначили его судьей над собой.

Культ Самсона в Галилее

Галилея — северная часть древних израильских земель, на западе ограниченная Средиземным морем. В Израильское царство Галилея вошла в X веке, затем стала сначала владением Ассирийской державы, потом — Персии, а в III веке до новой эры была захвачена войсками Александра Македонского.

В Галилее Самсона почитали как предшественника Мессии и избавителя Израиля от иностранного гнета и постоянных нападений различных народов. Археологи раскопали четыре мозаики с изображением Самсона, две на территории Малой Азии, а еще две в галилейской деревне Хукок. На одной мозаике из Хукока Самсон несет на плечах ворота города Газа, оплота филистимлян, на второй поджигает хвосты лисицам, запуская их на поля врагов, как описано в Библии. В обоих случаях мозаики, на которых Самсон изображен великаном-силачом, находились в синагогах, что свидетельствует о распространении местного культа.

В Вавилонском Талмуде (одном из двух священных для иудеев Талмудов) сила Самсона (Шимшона) сравнивается с божественным могуществом.

Далила и падение Шимшона

Падение Шимшона в конечном счете все же произошло от рук филистимлян — от женщины, на которой он женился, Далилы. Беда была в том, что Шимшон очень сильно ее полюбил, и его враги поняли, что благодаря этому можно его одолеть.

Однажды знатные филистимляне пришли к Далиле, пока она была одна, и предложили ей поистине огромные деньги, если она откроет им секрет силы своего мужа и поможет им организовать его захват. И вероломная Далила согласилась.

Каждый день Далила мучила мужа вопросами, пытаясь разными способами выманить его тайну. Несколько раз Шимшон пытался отшутиться, но Далила была непреклонна и требовала истины.

«Если ты свяжешь меня с семью сырыми тетивами, тогда моя сила исчезнет, — отвечал ей Шимшон. — Если ты свяжешь меня новыми веревками, которые никогда не были в употреблении, я стану обычным человеком». «Если ты свяжешь семь прядей моих в тканьё, я ослабею». Каждый раз Далила пыталась опробовать эти способы, пока Шимшон спал. Каждый раз она вскрикивала: «Шимшон, на тебя напали филистимляне!», и Шимшон резко просыпался, демонстрируя свою силу, отчего становилось очевидно, что ее методы не работали.

Далила плакала перед ним: «Как ты можешь говорить «я люблю тебя», если на самом деле твое сердце не со мной? Уже три раза ты насмехался надо мной, но так и не признался, в чем секрет твоей силы!». И так она его измучила, что однажды Шимшон сдался.

Наконец, он рассказал ей секрет своей силы. «Бритва никогда не касалась моей головы, потому что я назир Богу еще с тех времен, когда был в чреве моей матери. Если я побреюсь, тогда моя сила оставит меня, и я стану слабым как любой человек».

На этот раз предательница Далила точно поняла, что муж говорит ей правду. Она поспешила позвать филистимлян к своему дому. Когда Шимшон спал, Далила обрезал его волосы, а затем воскликнула: «Шимшон, филистимляне напали на тебя!»

Шимшон вскочил, готовый защищаться. Но Божественная сила, которой он прежде обладал, отошла от него, и люди, которые сидели в засаде, легко его одолели. Жестокие филистимляне выкололи ему глаза и, заковав в цепи, отвели в Азу.

Талмуд учит, что Шимшон был наказан ослеплением, потому что прежде смотрел на филистимлянок с вожделением. Хотя Бог и хотел, чтобы Шимшон женился на филистимлянках, но личные мотивы его были не совсем чистыми, так как он именно мечтал обладать ими.(7)

Почему Далила предала Самсона?

Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.

Далила также была мотивирована местью, как и Самсон. Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.

Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.

История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!

Смерть Героя

После попадания в плен Шимшон был поставлен заниматься молотьбой. Однажды, в день, когда все филистимляне собрались на большой праздник, чтобы принести особую жертву своему идолу, они решили заодно и отпраздновать свою победу над Шимшоном. Они пели, танцевали и благодарили своего бога за то, что тот предал богатыря в их руки. В какой-то момент они послали за слепым Шимшоном, чтобы тот развлекал их. Измученный и униженный, он пришел и развлекал их, но понимал, что не может больше выносить этих грубых насмешек, однако еще более отвратительно ему было поклонение филистимлян идолам.

Обратившись к тому, кто его вел, Шимшон попросил: «Подведите меня к колоннам, чтобы я мог опереться на них и немного передохнуть». Мальчик повиновался.

А волосы на его голове за время плена уже немного отрасли. Пылающий гневом и болью, но полный надежды, Шимшон взмолился Всевышнему: «О, Господи, Боже, прошу, вспомни меня и дай мне силу, прошу, только на этот раз! Позволь мне отомстить этим жестоким идолопоклонникам, чтобы они знали, что ты единственный Бог. И неважно, если я умру вместе с ними!»

Внезапно он снова почувствовал на себе дух Бога. Возблагодарив Всевышнего, Шимшон протянул руки, схватился за колонны, поддерживающие здание, и уперся в них всей силой. В следующее же мгновение стены и крыша рухнули, разрушив все здание. Все присутствующие там филистимляне вместе с самим Шимшоном погибли во время крушения. В тот день Шимшон пожертвовал собой, но смог убить больше филистимлян, чем за всю свою жизнь.

После этого сошли в то место его братья и весь дом его отца, взяли его тело и вернули домой, похоронив между Цорой и Эштаолом, — на той земле, где он так доблестно сражался, чтобы защитить свой народ, — в гробнице Маноаха, его отца. Шимшон был признанным лидером еврейского народа на протяжении 20 лет.

Самсон — великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что вскоре его бездетная супруга родит наследника, который спасёт иудеев от нападавших на них уже несколько десятилетий филистимлян.

В обмен на божественное чудо Самсон должен был до конца жизни оставаться назореем, служить Богу, не употреблять спиртное и никогда не остригать себе волосы. Счастливый отец обещал ангелу выполнить Божью волю и воспитывал сына согласно данному наказу.

Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Говорили, что однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боёв с филистимлянами он убил около тысячи врагов. Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.

Вскоре юношу назначили судьёй, а спустя несколько лет он уже руководил порабощённым израильским народом. Хотя богатырь вёл неправедную жизнь, он пользовался большим уважением у граждан. К тому же его боялись и не желали заводить споры со вспыльчивым, упрямым и своенравным Самсоном.

Часто он вступал в бои с филистимлянами и не давал им, прибывшим с далёкого острова Крит и господствовавшим на его родной земле в течение сорока лет, продолжать вторжение на юг и захватывать всё новые и новые иудейские земли. Филистимлянские военачальники не могли справиться с иудейским богатырём. Слава о небывалой физической силе Самсона всё быстрее распространялась по городам и селениям.

Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляясь в очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким. Однажды Самсон пришёл в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу. Она тоже не отличалась благочестием и даже была известна как девица особо хитрая и коварная. Однако иудейский богатырь влюбился в Далилу и провёл с ней весь вечер.

Филистимляне, узнав о том, что в городе находится их злейший враг, решили заманить Самсона в ловушку: закрыть главные ворота города и поставить рядом с ними несколько десятков вооружённых охранников. Заговорщики ожидали появления иудейского богатыря лишь под утро и мирно заснули, положив рядом с собой оружие.

Однако Самсон, предчувствуя неладное, направился в полночь к городским воротам, убил всех стражников, снял ворота и отнёс их на вершину горы. Под утро обескураженные неудачей филистимляне обнаружили около входа в город убитых воинов, а бесстрашный богатырь с тех пор беспрепятственно наведывался в Газу.

Несколько месяцев влюблённый богатырь наслаждался любовной страстью с Далилой и почти не выходил из её покоев. Напомним, Далилу считали самой изощрённой блудницей в филистимлянском царстве. Красивая, черноокая, с лукавой, чарующей улыбкой, Далила так приворожила Самсона, что тот, и без того слабый по части женского пола, окончательно потерял голову.

Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и уговорили Далилу за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер, прибегнув к самым хитрым способам, стала выведывать у любовника его тайну. Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду, предчувствуя неладное.

Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет связано семью верёвками. Когда любовник уснул, Далила приказала слугам связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь вломились в дом блудницы, но Самсон с лёгкостью разорвал верёвки и расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась любовнику в своей невиновности. Влюблённый мужчина поверил коварной предательнице.

Через несколько дней блудница вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз. Он всё-таки рассказал Далиле, что его сила кроется в длинных, густых волосах и если остричь их, он станет беспомощен и слаб. Бесстыжая любовница, напоив богатыря сонным вином, остригла ему все семь кос и выдала Самсона филистимлянам. Заковав обессилевшего богатыря в цепи, враги выкололи ему глаза и посадили в темницу. Далила тем временем, получив внушительную сумму, утопала в роскоши и наслаждалась приобретённым богатством. Лишь один раз она навестила бывшего любовника в темнице и горькими речами, рыдая у него на плече, просила Самсона простить её.

Она говорила, что сделала это ради любви к нему, из опасения, что богатырь разлюбит её и бросит, что теперь желает выкупить его у филистимлян и до конца жизни быть с ним рядом. Но Самсон больше не желал слушать лживых речей возлюбленной, погубившей его за одну ночь, и попросил её никогда больше не приходить к нему в темницу. Ослеплённый и ослабленный, он несколько месяцев оставался в плену у филистимлян, которые заставляли его работать по ночам и придумывали новые и новые наказания. Ни друзья, ни родственники Самсона не смогли выкупить пленника у врагов. Филистимляне, празднуя победу над знаменитым богатырём, не желали слушать ни о каком выкупе и продолжали издеваться над поверженным героем. Однако они не учли то, что если волосы у Самсона вновь отрастут, с ними к богатырю вернутся его неодолимые силы.

Однажды в Газе, где филистимляне держали ненавистного израильского великана, устроили праздник в честь какого-то языческого божка. Самые знатные вожди филистимлянского народа собрались на пышный пир, куда решили привести и закованного в цепи Самсона, чтобы лишний раз посмеяться над ним. Богатырь вошёл в храм и попросил подвести его к колонне, на которой держалась крыша здания. Самсон одним движением своротил опору, и храм рухнул. Говорили, что тогда погибло несколько тысяч человек. Погиб под руинами и Самсон.

Похоронили героя на родине, в городе Сариасе. А легенда о самом сильном человеке, которого погубила слепая любовь к женщине, передаётся из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

Наследие

Шимшон стал тем, на ком сбылось благословение Яакова его сыну Дану, предку Шимшона: «Дан будет судить народ свой, подобно каждому колену Израиля. Будет Дан змеем на дороге, аспидом на пути, который язвит ногу коня, и падает всадник его навзничь».(8) Он был настоящим воином, а его метод атаки был похож на метод змеи, которая кусает человека за ногу. Он жил среди филистимлян и нападал на них сзади, нанося им вред. И тем не менее, в то же самое время, как учат наши мудрецы, Шимшон был великим праведным судьей, который вел и судил свой народ, как сам Всевышний, по совершенной справедливости.(9)

Как долго Шимшон правил?

Многие источники нашей традиции говорят, что хотя в стихе сказано, что Шимшон правил на протяжении 20 лет, на самом деле их было 40.(10) Причина этого, как объясняет Талмуд, заключается в том, что влияние Шимшона как на его собратьев, так и на филистимлян было настолько сильным, что это чувствовалось еще в течение 20 лет после его смерти. Его наставления продолжали вдохновлять евреев и служить им законами еще долгое время после смерти Шимшона, с той же силой, как и при его жизни, поэтому говорится, что он как бы фактически правил все эти годы. Кроме того, страх, который он смог посеять среди филистимлян, оказался настолько сильным, что еще в течение 20 лет после смерти Шимшона они боялись нападать на евреев и причинять им вред, а потому народ Израиля мог жить в мире и покое.

Сноски

  1. Сота 10a. и комментарий Раши на это.
  2. Хотя в стихе говорится про 40 лет, некоторые комментаторы трактуют это как то, что упомянутые 40 лет включают в себя так же 20 лет уже под правлением Шимшона. См. комментарий рабби Давида Кимхи (Радак) на Шофтим 13:1.
  3. Маймонид, Мишне Тора, Запрещенные отношения 13:16. Радак на Шофтим 13:4.
  4. Шофтим 14:14.
  5. Сота 9b-10a.
  6. Сота там же.
  7. Сота 9b.
  8. Берешит 49:16. См. комментарий Рашба на этот стих для альтернативного объяснения.
  9. См. комментарий Сфорно на Берешит 49:17.
  10. Иерусалим Талмуд, Сота 1:8. Бемидбар Раба 14:9 учит, что, поскольку в двух стихах сказано, что Шимшон правил двадцать лет, это значит, что он правил дважды по 20 лет, то есть всего 40. Из этого мы учим, что он правил двадцать лет в течение своей жизни и еще двадцать лет после своей смерти. Однако в комментариях Тосафот к трактату Шабат 55:б сказано, что писание упоминает лишь число 20 и никакое другое, а значит, Шимшон правил 20 лет.

Report

Книга Судей Израилевых, Глава 16, стихи 1-22

Исторические книги

По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфирь. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1, четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского, Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфь и Царств 2. Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов, – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский, – божественных писаний Ветхого завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Это двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».

Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый раздел «исторических книг», так и греко-славянское и латинское их распределение. Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры – Неемии и Есфирь – к разделу «кегубим» – священным писаниям. Первые, т. е. кн. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь – пятое, Есфирь – восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон – последние места среди «писаний». Гораздо ближе к делению LXX стоит распорядок книг у Иосифа Флавия. Его слова: «От смерти Моисея до правления Артаксеркса пророки после Моисея записали в 13 книгах совершившееся при них» (Против Аппиона, I, 8), дают понять, что он считал кн. Иисуса Навина – Есфирь книгами характера исторического. Того же взгляда держался, по-видимому, и Иисус сын Сирахов, В разделе «писаний» он различает «премудрые словеса́… и… повести» (Сир 44.3–5

), т. е. учительные и исторические книги. Последними же могли быть только Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. Принятое в еврейской Библии включение их в раздел «писаний» объясняется отчасти тем, что авторам некоторых из них, например Ездры – Неемии, не было усвоено в еврейском богословии наименования «пророк», отчасти их характером, в них виден историк учитель и проповедник. Сообразно с этим весь третий раздел и называется в некоторых талмудических трактатах «премудростью».

Относя одну часть наших исторических книг к разделу пророков, «узнавших по вдохновенно от Бога раннейшее, а о бывшем при них писавших с мудростью» (Иосиф Флавий. Против Аппиона I, 7), и другую – к «писаниям», каковое название дается всему составу ветхозаветных канонических книг, иудейская церковь тем самым признала их за произведения богодухновенные. Вполне определенно и ясно высказан этот взгляд в словах Иосифа Флавия: «У иудеев не всякий человек может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по Божественному вдохновенно, почему все священные еврейские книги (числом 22) справедливо могут быть названы Божественными» (Против Аппиона I, 8). Позднее, как видно из талмудического трактата Мегилла, поднимался спор о богодухновенности книг Руфь и Есфирь; но в результате его они признаны написанными Духом Святым. Одинакового с ветхозаветной церковью взгляда на богодухновенность исторических книг держится и церковь новозаветная (см. выше 85 Апостольское правило).

Согласно со своим названием, исторические книги налагают историю религиозно-нравственной и гражданской жизни народа еврейского, начиная с завоевания Ханаана при Иисусе Навине (1480–1442 г. до Р. X.) и кончая возвращением евреев из Вавилона во главе с Неемиею при Артаксерксе I (445 г. до Р. X.), на время правления которого падают также события, описанные в книге Есфирь. Имевшие место в течение данного периода факты излагаются в исторических книгах или вполне объективно, или же рассматриваются с теократической точки зрения. Последняя устанавливала, с одной стороны, строгое различие между должными и недолжными явлениями в области религии, а с другой, признавала полную зависимость жизни гражданской и политической от веры в истинного Бога. В зависимости от этого излагаемая при свете идеи теократии история народа еврейского представляет ряд нормальных и ненормальных религиозных явлений, сопровождавшихся то возвышением, подъемом политической жизни, то полным ее упадком. Подобная точка зрения свойственна преимущественно 3–4 кн. Царств, кн. Паралипоменон и некоторым частям кн. Ездры и Неемии (Неем 9.1

). Обнимаемый историческими книгами тысячелетний период жизни народа еврейского распадается в зависимости от внутренней, причинной связи явлении на несколько отдельных эпох. Из них время Иисуса Навина, ознаменованное завоеванием Палестины, представляет переходный момент от жизни кочевой к оседлой. Первые шаги ее в период Судей (1442–1094) были не особенно удачны. Лишившись со смертью Иисуса Навина политического вождя, евреи распались на двенадцать самостоятельных республик, утративших сознание национального единства. Оно сменилось племенной рознью, и притом настолько сильною, что колена не принимают участие в обшей политической жизни страны, живут до того изолированно, замкнуто, что не желают помочь друг другу даже в дни несчастий (
Суд.5.15–17
, 
6.35
, 
8.1
). В таком же точно жалком состоянии находилась и религиозно-нравственная жизнь. Безнравственность сделалась настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись гнусные пороки времен Содома и Гоморры (
Суд.19
). Одновременно с этим была забыта истинная религия, – ее место заняли суеверия, распространяемые бродячими левитами (
Суд.17
). Отсутствие в период судей, сдерживающих начал в виде религии и постоянной светской власти, завершилось в конце концов полной разнузданностью: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (
Суд.21.25
). Но эти же отрицательные стороны и явления оказались благодетельными в том отношении, что подготовили установление царской власти; период судей оказался переходным временем к периоду царей. Племенная рознь и вызываемое ею бессилие говорили народу о необходимости постоянной, прочной власти, польза которой доказывалась деятельностью каждого судьи и особенно Самуила, успевшего объединить своей личностью всех израильтян (
1Цар 7.15–17
). И так как, с другой стороны, такой сдерживающей народ силой не могла быть религия, – он еще недоразвился до того, чтобы руководиться духовным началом, – то объединение могло исходить от земной власти, какова власть царская. И, действительно, воцарение Саула положило, хотя и не надолго, конец племенной розни евреев: по его призыву собираются на войну с Каасом Аммонитским «сыны Израилевы… и мужи Иудины» (
1Цар 11.8
). Скорее военачальник, чем правитель, Саул оправдал народное желание видеть в царе сильного властью полководца (
1Цар 8.20
), он одержал целый ряд побед над окрестными народами (
1Цар 14.47–48
) и как герой погиб в битве на горах Гелвуйских (
1Цар 31
). С его смертью во всей силе сказалась племенная рознь периода Судей: колено Иудово, стоявшее прежде одиноко от других, признало теперь своим царем Давида (
2Цар 2.4
), а остальные подчинились сыну Саула Иевосфею (
2Цар 2.8–9
). Через семь с половиной лет после этого власть над Иудою и Израилем перешла в руки Давида (
2Цар 5.1–3
), и целью его правления становится уничтожение племенной розни, при посредстве чего он рассчитывает удержать престол за собой и своим домом. Ее достижению способствуют и постоянные войны, как общенародное дело, они поддерживают сознание национального единства и отвлекают внимание от дел внутренней жизни, всегда могущих подать повод к раздорам, и целый ряд реформ, направленных к уравнению всех колен пред законом. Так, устройство постоянной армии, разделенной по числу колен на двенадцать частей, причем каждая несет ежемесячную службу в Иерусалиме (
1Пар 27.1
), уравнивает народ по отношению к военной службе. Превращение нейтрального города Иерусалима в религиозный и гражданский центр не возвышает никакое колено в религиозном и гражданском отношении. Назначение для всего народа одинаковых судей-левитов (
1Пар 26.29–30
) и сохранение за каждым коленом местного племенного самоуправления (
1Пар 27.16–22
) уравнивает всех пред судом. Поддерживая равенство колен и тем не давая повода к проявлению племенной розни, Давид остается в то же самое время в полном смысле самодержавным монархом. В его руках сосредоточивается власть военная и гражданская: первая через посредство подчиненного ему главнокомандующего армией Иоава (
1Пар 27.34
), вторая через посредство первосвященника Садока, начальника левитов-судей.

Правление сына и преемника Давидова Соломона обратило ни во что результат царствования его отца. Необыкновенная роскошь двора Соломона требовала громадных расходов и соответствующих налогов на народ. Его средства шли теперь не на общегосударственное дело, как при Давиде, а на удовлетворение личных нужд царя и его придворных. Одновременно с этим оказался извращенным правый суд времени Давида: исчезло равенство всех и каждого пред законом. На этой почве (3Цар 12.4

) возникло народное недовольство, перешедшее затем в открытое возмущение (
3Цар 11.26
. Подавленное Соломоном, оно вновь заявило себя при Ровоаме (
3Цар 12
) и на этот раз разрешилось отделением от дома Давидова 10 колен (
3Цар 12.20
). Ближайшим поводом к нему служило недовольство Соломоном, наложившим на народ тяжелое иго (
3Цар 12.4
), и нежелание Ровоама облегчить его. Но судя по словам отделившихся колен: «нет нам доли в сыне Иессеевом» (
3Цар 12.16
), т. е. у нас нет с ним ничего общего; мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению, причина разделения в той племенной, коленной розни, которая проходила через весь период Судей и на время стихает при Сауле, Давиде и Соломоне.

Разделением единого царства (980 г. до Р. Х.) на два – Иудейское и Израильское – было положено начало ослаблению могущества народа еврейского. Последствия этого рода сказались прежде всего в истории десятиколенного царства. Его силам наносят чувствительный удар войны с Иудою. Начатые Ровоамом (3Цар 12.21

, 
14.30
;
2Пар 11.1
, 
12.15
), они продолжаются при Авии, избившем 500 000 израильтян (
2Пар 13.17
) и отнявшем у Иеровоама целый ряд городов (
2Пар 13.19
), и на время заканчиваются при Асе, истребившем при помощи Венадада Сирийского население Аина, Дана, Авел-Беф-Моахи и всей земли Неффалимовой (
3Цар 15.20
). Обоюдный вред от этой почти 60-тилетней войны был сознан, наконец, в обоих государствах: Ахав и Иосафат вступают в союз, закрепляя его родством царствующих домов (
2Пар 18.1
), – женитьбою сына Иосафатова Иорама на дочери Ахава Гофолии (
2Пар 21.6
). Но не успели зажить нанесенные ею раны, как начинаются войны израильтян с сирийцами. С перерывами (
3Цар 22.1
) и переменным счастьем они проходят через царствование Ахава (
3Цар 20
), Иорама (
4Цар 8.16–28
), Ииуя (
4Цар 10.5–36
), Иоахаза (
4Цар 13.1–9
) и Иоаса (
4Цар 13.10–13
) и настолько ослабляют военную силу израильтян, что у Иохаза остается только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 пехоты (
4Цар 13.7
). Все остальное, как прах, развеял Азаил Сирийский, (Ibid: ср.
4Цар 8.12
). Одновременно с сирийцами израильтяне ведут при Иоасе войну с иудеями (
4Цар 14.9–14
,
2Пар 25.17–24
) и при Иеровоаме II возвращают, конечно, не без потерь в людях, пределы своих прежних владений от края Емафского до моря пустыни (
4Цар 14.25
). Обессиленные целым рядом этих войн, израильтяне оказываются, наконец, не в силах выдержать натиск своих последних врагов – ассириян, положивших конец существованию десятиколенного царства. В качестве самостоятельного государства десятиколенное царство просуществовало 259 лет (960–721). Оно пало, истощив свои силы в целом ряде непрерывных войн. В ином свете представляется за это время состояние двухколенного царства. Оно не только не слабеет, но скорее усиливается. Действительно, в начале своего существования двухколенное царство располагало лишь 120 000 или по счислению александрийского списка 180 000 воинов и потому, естественно, не могло отразить нашествия египетского фараона Сусакима. Он взял укрепленные города Иудеи, разграбил самый Иерусалим и сделал иудеев своими данниками (
2Пар 12.4
, 
8–9
). Впоследствии же число вооруженных и способных к войне было увеличено теми недовольными религиозной реформой Иеровоама I израильтянами (не считая левитов), которые перешли на сторону Ровоама, укрепили и поддерживали его царство (
2Пар 11.17
). Сравнительно благоприятно отозвались на двухколенном царстве и его войны с десятиколенным. По крайней мере, Авия отнимает у Иеровоама Вефиль, Иешон и Ефрон с зависящими от них городами (
2Пар 13.19
), а его преемник Аса в состоянии выставить против Зарая Эфиоплянина 580 000 воинов (
2Пар 14.8
). Относительная слабость двухколенного царства сказывается лишь в том, что тот же Аса не может один вести войну с Ваасою и приглашает на помощь Венадада сирийского (
3Цар 15.18–19
). При сыне и преемнике Асы Иосафате двухколенное царство крепнет еще более. Не увлекаясь жаждой завоеваний, он посвящает свою деятельность упорядочению внутренней жизни государства, предпринимает попытку исправить религиозно-нравственную жизнь народа, заботится о его просвещении (
2Пар 17.7–10
), об урегулировании суда и судебных учреждений (
2Пар 19.5–11
), строит новые крепости (
2Пар 17.12
) и т. п. Проведение в жизнь этих предначертаний требовало, конечно, мира с соседями. Из них филистимляне и идумеяне усмиряются силой оружия (
2Пар 17.10–11
), а с десятиколенным царством заключается политический и родственный союз (
2Пар 18.1
). Необходимый для Иосафата, как средство к выполнению вышеуказанных реформ, этот последний сделался с течением времени источником бедствий и несчастий для двухколенного царства. По представлению автора Паралипоменон (
2Пар 21
), они выразились в отложении Иудеи при Иораме покоренной Иосафатом Идумеи (
2Пар.21.10
), в счастливом набеге на Иудею и самый Иерусалим филистимлян и аравийских племен (
2Пар.21.16–17
), в возмущении жителей священнического города Ливны (
2Пар.21.10
) и в бесполезной войне с сирийцами (
2Пар 22.5
). Сказавшееся в этих фактах (см. еще
2Пар 21.2–4
, 
22.10
) разложение двухколенного царства было остановлено деятельностью первосвященника Иоддая, воспитателя сына Охозии Иоаса, но с его смертью сказалось с новой силой. Не успевшее окрепнуть от бедствий и неурядиц прошлых царствований, оно подвергается теперь нападению соседей. Именно филистимляне захватывают в плен иудеев и ведут ими торговлю как рабами (
Иоиль 3.6
,
Ам 1.9
); идумеяне делают частые вторжения в пределы Иудеи и жестоко распоряжаются с пленниками (
Ам 1.6
,
Иоиль 3.19
); наконец, Азаил сирийский, отняв Геф, переносит оружие на самый Иерусалим, и снова царство Иудейское покупает себе свободу дорогой ценой сокровищ царского дома и храма (
4Цар 12.18
). Правлением сына Иоаса Амасии кончается время бедствий (несчастная война с десятиколенным царством –
4Цар 14.9–14,
,
2Пар 25.17–24
и вторжение идумеев –
Ам 9.12
), а при его преемниках Озии прокаженном и Иоафаме двухколенное царство возвращает славу времен Давида и Соломона. Первый подчиняет на юге идумеев и овладевает гаванью Елафом, на западе сокрушает силу филистимлян, а на востоке ему платят дань аммонитяне (
2Пар 26.6–8
). Могущество Озии было настолько значительно, что, по свидетельству клинообразных надписей, он выдержал натиск Феглафелассара III. Обеспеченное извне двухколенное царство широко и свободно развивало теперь и свое внутреннее экономическое благосостояние, причем сам царь был первым и ревностным покровителем народного хозяйства (
2Пар 26.10
). С развитием внутреннего благосостояния широко развилась также торговля, послужившая источником народного обогащения (
Ис 2.7
). Славному предшественнику последовал не менее славный и достойный преемник Иоафам. За время их правления Иудейское царство как бы собирается с силами для предстоящей борьбы с ассириянами. Неизбежность последней становится ясной уже при Ахазе, пригласившем Феглафелассара для защиты от нападения Рецина, Факея, идумеян и филистимлян (
2Пар 28.5–18
). По выражению Вигуру, он, сам того не замечая, просил волка, чтобы тот поглотил его стадо, (Die Bibel und die neueren Entdeckungen. S. 98). И действительно, Феглафелассар освободил Ахаза от врагов, но в то же время наложил на него дань ((
2Пар 28.21
). Неизвестно, как бы сказалась зависимость от Ассирии на дальнейшей истории двухколенного царства, если бы не падение Самарии и отказ преемника Ахаза Езекии платить ассириянам дань и переход его, вопреки совету пророка Исаии, на сторону египтян (
Ис 30.7, 15
, 
31.1–3
). Первое событие лишало Иудейское царство последнего прикрытия со стороны Ассирии; теперь доступ в его пределы открыт, и путь к границам проложен. Второе окончательно предрешило судьбу Иудеи. Союз с Египтом, перешедший с течением времени в вассальную зависимость, заставил ее принять участие сперва в борьбе с Ассирией, а потом с Вавилоном. Из первой она вышла обессиленной, а вторая привела ее к окончательной гибели. В качестве союзницы Египта, с которым вели при Езекии борьбу Ассирияне, Иудея подверглась нашествию Сеннахерима. По свидетельству оставленной им надписи, он завоевал 46 городов, захватил множество припасов и военных материалов и отвел в плен 200 150 человек (Schrader jbid S. 302–4; 298). Кроме того, им была наложена на Иудею громадная дань (
4Цар 18.14–16
). Союз с Египтом и надежда на его помощь не принесли двухколенному царству пользы. И, тем не менее, преемник Езекии Манассия остается сторонником египтян. Как таковой, он во время похода Ассаргадона против Египта делается его данником, заковывается в оковы и отправляется в Вавилон (
2Пар 33.11
). Начавшееся при преемнике Ассаргадона Ассурбанипале ослабление Ассирии сделало для Иудеи ненужным союз с Египтом. Мало этого, современник данного события Иосия пытается остановить завоевательные стремления фараона египетского Нехао (
2Пар 35.20
), но погибает в битве при Мегиддоне (
2Пар 35.23
). С его смертью Иудея становится в вассальную зависимость от Египта (
4Цар 23.33
,
2Пар 36.1–4
), а последнее обстоятельство вовлекает ее в борьбу с Вавилоном. Стремление Нехао утвердиться, пользуясь падением Ниневии, в приефратских областях встретило отпор со стороны сына Набополассара Навуходоноора. В 605 г. до Р. X. Нехао был разбит им в битве при Кархемыше. Через четыре года после этого Навуходоносор уже сам предпринял поход против Египта и в целях обезопасить себе тыл подчинил своей власти подвластных ему царей, в том числе и Иоакима иудейского (
4Цар 24.1
,
2Пар 36.5
). От Египта Иудея перешла в руки вавилонян и под условием верности их могла бы сохранить свое существование. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Уверенный в его помощи, второй преемник Иоакима Седекия (
Иер 37.5
,
Иез 17.15
) отложился от Навуходоносора (
4Цар 24.20
,
2Пар 36.13
), навлек нашествие вавилонян (
4Цар 25.1
,
2Пар 36.17
) и, не получив поддержки от египетского фараона Офры (
Иер 37.7
), погиб сам и погубил страну.

Если международные отношения Иудеи сводятся к непрерывным войнам, то внутренняя жизнь характеризуется борьбой с язычеством. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме (3Цар 14.22–24

,
2Пар 11.13–17
), языческим и кончило свою политическую жизнь (
4Цар 24.19
,
2Пар 36.12
). Причины подобного явления заключались прежде всего в том, что борьба с язычеством велась чисто внешними средствами, сводилась к одному истреблению памятников язычества. Единственное исключение в данном отношении представляет деятельность Иосафата, Иосии и отчасти Езекии. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ (
2Пар 17.7–10
); второй предпринимает публичное чтение закона (
4Цар 23.1–2
,
2Пар 34.30
) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи (
2Пар 30.26
). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (
2Пар 20.33
), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Поэтому, как только умирал царь гонитель язычества, язычествующая нация восстановляла разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров; ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников (
2Пар 14.3
, 
15.8
, 
17.6
и т. п.). Благодаря подобным обстоятельствам, религия Иеговы и язычество оказывались далеко неравными силами. На стороне последнего было сочувствие народа; оно усвоялось евреем как бы с молоком матери, от юности входило в его плоть и кровь; первая имела за себя царей и насильно навязывалась ими нации. Неудивительно поэтому, что она не только была для нее совершенно чуждой, но и казалась прямо враждебной. Репрессивные меры только поддерживали данное чувство, сплачивали язычествующую массу, не приводили к покорности, а, наоборот, вызывали на борьбу с законом Иеговы. Таков, между прочим, результат реформ Езекии и Иоссии. При преемнике первого Манассии «пролилась невинная кровь, и Иерусалим… наполнился ею… от края до края» (
4Цар 21.16
), т. е. началось избиение служителей Иеговы усилившеюся языческой партией. Равным образом и реформа Иосии, проведенная с редкою решительностью, помогла сосредоточению сил язычников, и в начавшейся затем борьбе со сторонниками религии они подорвали все основы теократии, между прочим, пророчество и священство, в целях ослабления первого язычествующая партия избрала и выдвинула ложных пророков, обещавших мир и уверявших, что никакое зло не постигнет государство (
Иер 23.6
). Подорвано было ею и священство: оно выставило лишь одних недостойных представителей (
Иер 23.3
). Реформа Иосии была последним актом вековой борьбы благочестия с язычеством. После нее уж не было больше и попыток к поддержанию истинной религии; и в плен Вавилонский евреи пошли настоящими язычниками.

Плен Вавилонский, лишив евреев политической самостоятельности, произвел на них отрезвляющее действие в религиозном отношении. Его современники воочию убедились в истинности пророческих угроз и увещаний, – в справедливости того положения, что вся жизнь Израиля зависит от Бога, от верности Его закону. Как прямой и непосредственный результат подобного сознания, возникает желание возврата к древним и вечным истинам и силам, которые некогда создали общество, во все времена давали спасение и, хотя часто забывались и пренебрегались, однако всегда признавались могущими дать спасение. На этот-то путь и вступила прибывшая в Иудею община. В качестве подготовительного условия для проведения в жизнь религии Иеговы ею было выполнено требование закона Моисеева о полном и всецелом отделении евреев от окрестных народов (расторжение смешанных браков при Ездре и Неемии). В основу дальнейшей жизни и истории теперь полагается принцип обособления, изолированности.

* * *

1 «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфь едина, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Есфирь едина».

2 «Читать подобает книги Ветхого Завета: Бытие мира, Исход из Египта, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судии и Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая, Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]