Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катехумены, иногда «слущающие» («ἀκροαταί», «audientes») — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему. Греческое слово «катехумены» является причастием от глагола «κατηχέω», обозначающего «оглашать», то есть звучать вслух, или «сообщать широкой аудитории». В христианстве за этим термином постепенно закрепилось значение «наставлять в истинах веры».
Формирование института оглашенных в Древней Церкви
Несмотря на то, что об оглашении в широком смысле иногда говорят как о явлении, связанном с проповедью апостолов и самого Господа Иисуса Христа, институт оглашенных в классическом, узком смысле, то есть как особый порядок наставления в вере для осознанного ее исповедания при вступлении в Церковь, распространяется в древней Церкви лишь с начала III в.
Однако, и ранее этого времени встречаются упоминания о подготовке к Таинству Крещения через пост, молитву и нравственные наставления. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6), содержащую нравственное учение, автор этого древнейшего памятника христианской литературы, предписывает преподать крещаемым (Дидахи 7). Св. мученик Иустин Философ, пострадавший в Риме в 165 или 167 г., в своей «Первой апологии» (1 Апол. 61) сообщает о предкрещальном посте и молитве, как самих готовящихся принять таинство, так и сочувствующих им христиан. Тертуллиан, чей активный период творчества пришелся на рубеж II и III вв., впервые упоминает слово «сathechumeni» и считает необходимым для оглашенных пост, молитву, бодрствование и коленопреклонение (О Крещении 20).
Оглашенные в III в. согласно «Апостольскому преданию»
Подробное описание оглашения содержится в «Апостольском предании», автором которого долгое время считался св. Ипполит Римский. Этот текст показывает церковную жизнь III в., однако, может содержать дополнения, сделанные столетием позже. Согласно «Апостольскому преданию» (Апостольское предание. 15–22), желающий стать христианином приводился вместе с воспреемником, свидетельствовавшим о его готовности к слушанию, к учителям. Последние задавали вопросы о причине обращения к вере, семейном положении, социальном статусе, образе жизни. Для раба, принадлежащего христианину, требовалось дополнительное свидетельство господина. Также «Апостольское предание» приводит целый список профессий, которые препятствовали включению в число оглашенных. Кроме очевидно невозможных для христианина, таких как владелец публичного дома, блудница, языческий жрец, изготовитель и страж идолов, в их число входили актер, гладиатор, наездник, участвующий в состязаниях. Запрещено было даже намерение стать воином, лишь в качестве исключения допускалось учить детей. В число оглашенных могла быть включена рабыня-наложница, но имеющий наложницу господин должен был «взять жену по закону».
Период оглашения продолжался три года, однако, в случае добродетельной жизни оглашенного «принималось во внимание не время, а само поведение». Протопресв. Николай Афанасьев отмечает, что это могло означать также сокращение срока вследствие болезни и увеличение его, например, для бывших жрецов.
Каждое поучение оглашенных завершалось молитвой, где катехумены молились отдельно от верных, мужчины отдельно от женщин. Молитва оглашенных, в отличие от молитвы верных, не завершалась «лобзанием мира». После молитвы учитель, который мог быть и мирянином, возлагал на оглашенных руки. Христианин, ставший мучеником в период своего оглашения, как отдельно указано в «Апостольском предании», «принял Крещение своею кровью».
В том случае, если оглашенный проводил в добродетельную жизнь, по завершению времени катехизации и ручательству о его достоинстве восприемника, он мог быть допущен к слушанию Евангелия на богослужении и поступить в число «избранных». На таких перешедших в новое качество оглашенных «ежедневно возлагались руки, пока заклинали их». С приближением дня Крещения епископ вновь испытывал достоинство и чистоту оглашенного. При положительном решении катехуменам предписывалось омыться в пятый день недели, поститься накануне субботы, а в саму субботу собраться и принять заклинание от епископа, который вслед за этим приступал непосредственно к чину Крещения.
Работа над ошибками
Вторая из обязательных огласительных бесед посвящена тому, как будет проходить Таинство Крещения. Ее проводит клирик храма священник Андрей Солодко. Те, кто приходит на вторую беседу, должны были выполнить «домашнее задание»: прочитать хотя бы одно из Евангелий и подготовиться к исповеди и Причастию. Отец Андрей спрашивает: «Справились?». Оказывается, Евангелие не прочитал никто. К исповеди и Причастию готовы два человека. Остальные сослались на занятость. Удивляться этому не приходится. Даже прихожанам с многолетним церковным стажем порой сложно побороть собственную духовную расслабленность и теплохладность. Что уж говорить о тех, кто заходит в храм от случая к случаю! Не будет преувеличением сказать, что исповедь и Причастие для них — подвиг.
И все-таки видно, что предыдущая беседа с отцом Кириллом не прошла для них даром. Теперь на вопрос о том, кто такой Иисус Христос, они отвечают более уверенно: совершенный Бог и совершенный Человек. Конечно, говорить о том, что эти беседы полностью раскрыли для них мир православной веры, было бы самообманом. Лучший результат, на который можно рассчитывать, - эти люди впервые задумаются о том, что значит быть верующим человеком, о том, что Бог — это серьезно, а храм — не магазин, в котором продаются наши национальные обереги.
Оглашенные в IV–V вв.
Миланским эдиктом 313 г. христианство было признано в Римской империи дозволенной религией. Кроме того, оно получило покровительство св. равноап. императора Константина Великого и всех его преемников за исключением Юлиана Отступника. Уже в 380 году император Феодосий Великий эдиктом Cunctos populus признал никейскую веру, то есть провозглашенную Первым Вселенским Собором, обязательной для всех подданных Империи.
Оглашение, таким образом, продолжало развиваться в совершенно новых условиях. Две стадии оглашения, о которых говорило «Апостольское предание» сохранились, однако претерпели некоторые изменения. Вследствие того, что вступление в число христиан больше не было опасным, но часто давало дополнительные преимущества, число желающих стать оглашенными увеличилось. Часто терялась возможность подробно расспрашивать приходящих. В разряд оглашенных могли зачислять без дополнительного испытания через осенение крестным знамением, возложение рук и заклинание. Они могли посещать богослужение, за исключением непосредственно Евхаристии («литургии верных»), читать Писание, слушать проповеди, что заменяло собой специальные занятия.
Обычным делом стало затягивать свое пребывание в чине оглашенных. Это могло происходить вследствие того, что к оглашенным не применялись такие же моральные требования, как к верным, или же по причине устоявшегося обычая. Так, известно о Крещении взрослыми отцов Церкви, происходивших из христианских семей: Великих Каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина Иппонского. Все они, тем не менее, стали со временем проповедниками раннего Крещения.
Те же, кто желал скорее принять Крещение, сообщали свои имена епископу для записи и только тогда приступали непосредственно к подготовке, которая оканчивалась совершением таинства в один из главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления (в зависимости от местного обычая). Такие оглашенные назывались «просвещаемыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избранными» («electi»).
Описание подобной практики содержится в знаменитом «Паломничестве» Эгерии, путевых заметках западной паломницы, сделанных в путешествии на Восток. Паломничество было совершено во второй половине IV в. и его запись отражает огласительную практику Иерусалима. Автор сообщает (Паломничество, 45), что записать имя в число крещаемых следовало до начала Четыредесятницы. Это делал пресвитер, а епископ с началом Поста в присутствии клира по одиночке принимал всех находящихся в списках вместе с восприемниками и расспрашивал о них знакомых. В случае доброго свидетельства они поступали в число «избранных». Затем, в течение сорока дней Поста, после утреннего богослужения готовящихся ко Крещению оглашенных заклинали пресвитеры, а вслед за этим епископ начинал свое поучение для них. Слушать его могли только верные и оглашенные, намеревавшиеся принимать Крещение на ближайшую Пасху. Епископ постепенно излагал Писание «от Бытия» и толковал его. Спустя пять недель оглашенные «получали» (слушали) символ, а епископ объяснял его. Каждое занятие продолжалось в течение трех часов, от первого до третьего часа. На последней неделе Четыредесятницы оглашенные вновь приходили к епископу поодиночке, «муж со своим отцом, жена – со своею матерью», то есть с восприемниками, и «возвращали» (т.е., читали) епископу символ, после чего тот сообщал, что после Крещения новопросвещенным будут объяснены также «сокровенные таинства Божии».
Содержание Иерусалимского оглашения показывают «Огласительные поучения» св. Кирилла Иерусалимского. Сохранились также огласительные беседы свт. Иоанна Златоуста и Феодора Мопсуэстийского, содержащие сведения о непосредственной подготовке ко Крещению в Антиохии. Здесь оно длилось тридцать дней, а оглашенным в большей степени были доступны знания о таинствах. Об оглашении на Западе сообщают произведения блж. Августина и свт. Амвросия Медиоланского. Здесь меньшее внимание уделяли толкованию символа, а также отсутствовало его «частное» чтение перед епископом каждым из крещающихся.
К концу V в. институт оглашенных начинает приходить в упадок. Это происходит вследствие того, что большую часть крещаемых начинают составлять младенцы, дети христианских родителей. Несмотря на это, в Типиконе Великой Церкви, то есть богослужебном уставе храма Святой Софии в Константинополе (X век), оглашение все еще связывается с Великим Постом. И хотя «оглашенными» были в основном дети трех лет от роду, основные обряды оглашения над ними по-прежнему совершались.
Следы оглашения сохранились и в современном богослужении. Так, на Литургии Преждеосвященных Даров с середины Великого Поста произносится особая ектения о «иже ко просвещению готовящихся». Молитвы об оглашенных присутствуют в чине Божественной Литургии, и наконец, Требник содержит «молитву во еже сотворити оглашеннаго», экзорцизмы, чин отречения от сатаны и сочетания Христу, а также чтение символа Веры, что напоминает о его «возвращении» в Древней Церкви. Это чинопоследование обычно совершается непосредственно перед таинством Крещения.
Православная Жизнь
Отвечает священник Андрей Чиженко.
Итак, кто же такие оглашенные? На греческом языке их называют «катихумени», т. е. люди, которые желают креститься и проходят для этого оглашение, предварительное устное наставление (оглашение) в православной вере. Это те люди, которые учатся основам православия, учатся, как правильно славить Бога.
В древности, во времена первых веков христианства, практически невозможно было креститься взрослому человеку (разве что ввиду смертельной опасности для жизни), не пройдя оглашение, т. е. не получив наставления в православной вере.
Оглашение могло длиться три года или дольше. В процессе этого обучения человек погружался в православие. Он начинал понимать, какая великая святыня открывается для него! Таинство Крещения.
Когда какой-то человек в древности желал креститься, тогда он обращался либо к верующему мирянину, либо к священнослужителю непосредственно. Священник его благословлял на прохождение оглашения. К нему приставлялись специальные учителя, которые должны были его наставить в основах православия. И только когда этот учитель считал, что оглашенный созрел для Таинства Крещения, тогда он давал свою рекомендацию, и человек начинал готовиться к Таинству Крещения.
В древности крестили, как правило, на великие праздники, например в Великую Субботу, чтобы человек мог праздновать Светлое Воскресение Христово, причаститься Тела и Крови Христовых на Пасхальной литургии. Крестили также в праздник Богоявления Господня (Крещения Господня), в другие двунадесятые праздники.
Вот откуда пошла традиция иметь восприемников. Изначально им становился учитель, наставляющий оглашенного в основах православия. Он должен был привести человека к Богу.
Мы должны понимать, что Таинство Крещения – это не просто красивый обряд. Таинство Крещения – дверь в Церковь, великая святыня, которую принимает в себя человек. Господь дарует в Таинстве Крещения христианину благодатные Дары Свои для того, чтобы он приблизился к Нему, развивал свою душу, восходя из меры в меру по лестнице духовного совершенствования, соединяясь с Богом. И за эти дары человек в свое время ответит перед Господом: зарыл ли он их в землю, пренебрег ими или приумножил, совершая блаженное восхождение к своему Творцу и получая величайшую радость спасения, обожения в соединении с Ним.
Вот чему должен научить восприемник свое чадо. Вот зачем он нужен. Нам всегда следует понимать, что Таинство Крещения открывает перед человеком дверь в Церковь, Которая есть дорогой в Небо. И важно не покреститься и забыть эту дорогу, не сойти с нее, но стоять на ней твердо и шаг за шагом идти по ней, развиваясь в родном православии. Оно должно стать для человека именно родным, должно стать жизнью самой. Потому что Бог – Источник и Податель жизни. Без Него жизни нет.
И, как мы уже говорили выше, восприемник должен научить человека любить Бога, идти к Нему и соединяться с Ним. Восприемник и его чадо, которые вместе начали это великое путешествие в рай, в Царство Небесное, получат и уже получают от Бога спасительные благодатные дары.
Но хотят ли они действительно идти к Богу, жаждут ли они богообщения паче всего на свете, видя в нем главное сокровище своей жизни?
Сегодня часто мы видим несколько иную картину. Восприемников (кумовей) берут потому, что друг, или человек хороший, или ожидают от него материальных преференций. Иногда восприемнику самому нужно проходить оглашение, а не быть духовным учителем. Это, конечно, последствия секулярной культуры советского периода. Сегодня также мы боремся с агностическим восприятием мира и религиозной всеядностью. Все эти атеистические, еретические, или языческие, эзотерические, или вообще потребительские, утилитарные отношения к Таинству Крещения очень опасны. Человек часто не отвечает себе на главный вопрос: зачем я иду креститься, или становиться восприемником, или крестить ребенка?
Человек не отвечает на вопрос: нужен ли мне Бог? А если нужен, то как к Нему идти? Как с Ним общаться?
Самое страшное для священника, который совершает Таинство Крещения, – это отсутствующий взгляд и посматривание тайком на часы: мол, что он здесь перед нами распинается, там уже ресторан заказан и шашлык стынет. Да можно еще полностью ребенка не окунать, а только ручки и ножки помочить. И сильно на головку тоже не лейте, чтобы не простудился.
Больно, все это очень больно. А священник именно распинается здесь, пытаясь перед людьми с Божьей помощью открыть Небо, вырвать их из юдоли земной, из этого болотного засасывающего водоворота.
И вот когда совершилось Таинство Крещения, ты смотришь на радостных восприемников, бабушек и дедушек, родителей и думаешь: «Вот они сейчас выйдут из храма, а когда на следующий раз в него войдут? И войдут ли вообще?»
Сегодня этот крещаемый стал освященной иконой Бога, храмом, сосудом благодати Святого Духа. Что он сделает с этим даром? Может, завалит мусорной кучей своих грехов и никогда не вспомнит о нем. И на Страшном суде Таинство Крещения послужит ему в тяжкое осуждение. Зарыл талант в землю, в грязь.
Но может быть, образ Божий в нем благодатию Святого Духа и усилиями самого человека и его восприемников засияет в нем, засверкает святостью. От силы в силу, из меры в меру будет восходить человек к Богу по лествице духовного совершенствования.
Мы священники. Мы посланы Христом сеять, как сеял и Он, и сеет Он и сейчас через нас. Прорастите, дорогие вы наши, прорастите в православии и дайте плод! Это очень важно для вас же самих. Это самое значимое дело в мире.