Архиерейское подворье храма Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете г. Саратова

Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катеху­мены, иногда «слу­ща­ю­щие» («ἀκροαταί», «audientes») — после­до­ва­тели Христа, еще не при­няв­шие Кре­ще­ние, но про­хо­дя­щие под­го­товку к нему. Гре­че­ское слово «катеху­мены» явля­ется при­ча­стием от гла­гола «κατηχέω», обо­зна­ча­ю­щего «огла­шать», то есть зву­чать вслух, или «сооб­щать широ­кой ауди­то­рии». В хри­сти­ан­стве за этим тер­ми­ном посте­пенно закре­пи­лось зна­че­ние «настав­лять в исти­нах веры».

Фор­ми­ро­ва­ние инсти­тута огла­шен­ных в Древ­ней Церкви

Несмотря на то, что об огла­ше­нии в широ­ком смысле иногда гово­рят как о явле­нии, свя­зан­ном с про­по­ве­дью апо­сто­лов и самого Гос­пода Иисуса Христа, инсти­тут огла­шен­ных в клас­си­че­ском, узком смысле, то есть как особый поря­док настав­ле­ния в вере для осо­знан­ного ее испо­ве­да­ния при вступ­ле­нии в Цер­ковь, рас­про­стра­ня­ется в древ­ней Церкви лишь с начала III в.

Однако, и ранее этого вре­мени встре­ча­ются упо­ми­на­ния о под­го­товке к Таин­ству Кре­ще­ния через пост, молитву и нрав­ствен­ные настав­ле­ния. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6), содер­жа­щую нрав­ствен­ное учение, автор этого древ­ней­шего памят­ника хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, пред­пи­сы­вает пре­по­дать кре­ща­е­мым (Дидахи 7). Св. муче­ник Иустин Фило­соф, постра­дав­ший в Риме в 165 или 167 г., в своей «Первой апо­ло­гии» (1 Апол. 61) сооб­щает о пред­кре­щаль­ном посте и молитве, как самих гото­вя­щихся при­нять таин­ство, так и сочув­ству­ю­щих им хри­стиан. Тер­тул­лиан, чей актив­ный период твор­че­ства при­шелся на рубеж II и III вв., впер­вые упо­ми­нает слово «сathechumeni» и счи­тает необ­хо­ди­мым для огла­шен­ных пост, молитву, бодр­ство­ва­ние и коле­но­пре­кло­не­ние (О Кре­ще­нии 20).

Огла­шен­ные в III в. согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию»

Подроб­ное опи­са­ние огла­ше­ния содер­жится в «Апо­столь­ском пре­да­нии», авто­ром кото­рого долгое время счи­тался св. Иппо­лит Рим­ский. Этот текст пока­зы­вает цер­ков­ную жизнь III в., однако, может содер­жать допол­не­ния, сде­лан­ные сто­ле­тием позже. Согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию» (Апо­столь­ское пре­да­ние. 15–22), жела­ю­щий стать хри­сти­а­ни­ном при­во­дился вместе с вос­пре­ем­ни­ком, сви­де­тель­ство­вав­шим о его готов­но­сти к слу­ша­нию, к учи­те­лям. Послед­ние зада­вали вопросы о при­чине обра­ще­ния к вере, семей­ном поло­же­нии, соци­аль­ном ста­тусе, образе жизни. Для раба, при­над­ле­жа­щего хри­сти­а­нину, тре­бо­ва­лось допол­ни­тель­ное сви­де­тель­ство гос­по­дина. Также «Апо­столь­ское пре­да­ние» при­во­дит целый список про­фес­сий, кото­рые пре­пят­ство­вали вклю­че­нию в число огла­шен­ных. Кроме оче­видно невоз­мож­ных для хри­сти­а­нина, таких как вла­де­лец пуб­лич­ного дома, блуд­ница, язы­че­ский жрец, изго­то­ви­тель и страж идолов, в их число вхо­дили актер, гла­ди­а­тор, наезд­ник, участ­ву­ю­щий в состя­за­ниях. Запре­щено было даже наме­ре­ние стать воином, лишь в каче­стве исклю­че­ния допус­ка­лось учить детей. В число огла­шен­ных могла быть вклю­чена рабыня-налож­ница, но име­ю­щий налож­ницу гос­по­дин должен был «взять жену по закону».

Период огла­ше­ния про­дол­жался три года, однако, в случае доб­ро­де­тель­ной жизни огла­шен­ного «при­ни­ма­лось во вни­ма­ние не время, а само пове­де­ние». Про­то­пресв. Нико­лай Афа­на­сьев отме­чает, что это могло озна­чать также сокра­ще­ние срока вслед­ствие болезни и уве­ли­че­ние его, напри­мер, для бывших жрецов.

Каждое поуче­ние огла­шен­ных завер­ша­лось молит­вой, где катеху­мены моли­лись отдельно от верных, муж­чины отдельно от женщин. Молитва огла­шен­ных, в отли­чие от молитвы верных, не завер­ша­лась «лоб­за­нием мира». После молитвы учи­тель, кото­рый мог быть и миря­ни­ном, воз­ла­гал на огла­шен­ных руки. Хри­сти­а­нин, став­ший муче­ни­ком в период своего огла­ше­ния, как отдельно ука­зано в «Апо­столь­ском пре­да­нии», «принял Кре­ще­ние своею кровью».

В том случае, если огла­шен­ный про­во­дил в доб­ро­де­тель­ную жизнь, по завер­ше­нию вре­мени кате­хи­за­ции и руча­тель­ству о его досто­ин­стве вос­при­ем­ника, он мог быть допу­щен к слу­ша­нию Еван­ге­лия на бого­слу­же­нии и посту­пить в число «избран­ных». На таких пере­шед­ших в новое каче­ство огла­шен­ных «еже­дневно воз­ла­га­лись руки, пока закли­нали их». С при­бли­же­нием дня Кре­ще­ния епи­скоп вновь испы­ты­вал досто­ин­ство и чистоту огла­шен­ного. При поло­жи­тель­ном реше­нии катеху­ме­нам пред­пи­сы­ва­лось омыться в пятый день недели, поститься нака­нуне суб­боты, а в саму суб­боту собраться и при­нять закли­на­ние от епи­скопа, кото­рый вслед за этим при­сту­пал непо­сред­ственно к чину Кре­ще­ния.

Работа над ошибками

Вторая из обязательных огласительных бесед посвящена тому, как будет проходить Таинство Крещения. Ее проводит клирик храма священник Андрей Солодко. Те, кто приходит на вторую беседу, должны были выполнить «домашнее задание»: прочитать хотя бы одно из Евангелий и подготовиться к исповеди и Причастию. Отец Андрей спрашивает: «Справились?». Оказывается, Евангелие не прочитал никто. К исповеди и Причастию готовы два человека. Остальные сослались на занятость. Удивляться этому не приходится. Даже прихожанам с многолетним церковным стажем порой сложно побороть собственную духовную расслабленность и теплохладность. Что уж говорить о тех, кто заходит в храм от случая к случаю! Не будет преувеличением сказать, что исповедь и Причастие для них — подвиг.

И все-таки видно, что предыдущая беседа с отцом Кириллом не прошла для них даром. Теперь на вопрос о том, кто такой Иисус Хрис­тос, они отвечают более уверенно: совершенный Бог и совершенный Человек. Конечно, говорить о том, что эти беседы полностью раскрыли для них мир православной веры, было бы самообманом. Лучший результат, на который можно рассчитывать, - эти люди впервые задумаются о том, что значит быть верующим человеком, о том, что Бог — это серьезно, а храм — не магазин, в котором продаются наши национальные обереги.

Огла­шен­ные в IV–V вв.

Милан­ским эдик­том 313 г. хри­сти­ан­ство было при­знано в Рим­ской импе­рии доз­во­лен­ной рели­гией. Кроме того, оно полу­чило покро­ви­тель­ство св. рав­ноап. импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого и всех его пре­ем­ни­ков за исклю­че­нием Юлиана Отступ­ника. Уже в 380 году импе­ра­тор Фео­до­сий Вели­кий эдик­том Cunctos populus при­знал никей­скую веру, то есть про­воз­гла­шен­ную Первым Все­лен­ским Собо­ром, обя­за­тель­ной для всех под­дан­ных Импе­рии.

Огла­ше­ние, таким обра­зом, про­дол­жало раз­ви­ваться в совер­шенно новых усло­виях. Две стадии огла­ше­ния, о кото­рых гово­рило «Апо­столь­ское пре­да­ние» сохра­ни­лись, однако пре­тер­пели неко­то­рые изме­не­ния. Вслед­ствие того, что вступ­ле­ние в число хри­стиан больше не было опас­ным, но часто давало допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства, число жела­ю­щих стать огла­шен­ными уве­ли­чи­лось. Часто теря­лась воз­мож­ность подробно рас­спра­ши­вать при­хо­дя­щих. В разряд огла­шен­ных могли зачис­лять без допол­ни­тель­ного испы­та­ния через осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием, воз­ло­же­ние рук и закли­на­ние. Они могли посе­щать бого­слу­же­ние, за исклю­че­нием непо­сред­ственно Евха­ри­стии («литур­гии верных»), читать Писа­ние, слу­шать про­по­веди, что заме­няло собой спе­ци­аль­ные заня­тия.

Обыч­ным делом стало затя­ги­вать свое пре­бы­ва­ние в чине огла­шен­ных. Это могло про­ис­хо­дить вслед­ствие того, что к огла­шен­ным не при­ме­ня­лись такие же мораль­ные тре­бо­ва­ния, как к верным, или же по при­чине усто­яв­ше­гося обычая. Так, известно о Кре­ще­нии взрос­лыми отцов Церкви, про­ис­хо­див­ших из хри­сти­ан­ских семей: Вели­ких Кап­па­до­кий­цев, свт. Иоанна Зла­то­уста, блж. Авгу­стина Иппон­ского. Все они, тем не менее, стали со вре­ме­нем про­по­вед­ни­ками ран­него Кре­ще­ния.

Те же, кто желал скорее при­нять Кре­ще­ние, сооб­щали свои имена епи­скопу для записи и только тогда при­сту­пали непо­сред­ственно к под­го­товке, кото­рая окан­чи­ва­лась совер­ше­нием таин­ства в один из глав­ных празд­ни­ков: Пасхи, Пяти­де­сят­ницы, Бого­яв­ле­ния (в зави­си­мо­сти от мест­ного обычая). Такие огла­шен­ные назы­ва­лись «про­све­ща­е­мыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избран­ными» («electi»).

Опи­са­ние подоб­ной прак­тики содер­жится в зна­ме­ни­том «Палом­ни­че­стве» Эгерии, путе­вых замет­ках запад­ной палом­ницы, сде­лан­ных в путе­ше­ствии на Восток. Палом­ни­че­ство было совер­шено во второй поло­вине IV в. и его запись отра­жает огла­си­тель­ную прак­тику Иеру­са­лима. Автор сооб­щает (Палом­ни­че­ство, 45), что запи­сать имя в число кре­ща­е­мых сле­до­вало до начала Четы­ре­де­сят­ницы. Это делал пре­сви­тер, а епи­скоп с нача­лом Поста в при­сут­ствии клира по оди­ночке при­ни­мал всех нахо­дя­щихся в спис­ках вместе с вос­при­ем­ни­ками и рас­спра­ши­вал о них зна­ко­мых. В случае доб­рого сви­де­тель­ства они посту­пали в число «избран­ных». Затем, в тече­ние сорока дней Поста, после утрен­него бого­слу­же­ния гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию огла­шен­ных закли­нали пре­сви­теры, а вслед за этим епи­скоп начи­нал свое поуче­ние для них. Слу­шать его могли только верные и огла­шен­ные, наме­ре­вав­ши­еся при­ни­мать Кре­ще­ние на бли­жай­шую Пасху. Епи­скоп посте­пенно изла­гал Писа­ние «от Бытия» и тол­ко­вал его. Спустя пять недель огла­шен­ные «полу­чали» (слу­шали) символ, а епи­скоп объ­яс­нял его. Каждое заня­тие про­дол­жа­лось в тече­ние трех часов, от пер­вого до тре­тьего часа. На послед­ней неделе Четы­ре­де­сят­ницы огла­шен­ные вновь при­хо­дили к епи­скопу пооди­ночке, «муж со своим отцом, жена – со своею мате­рью», то есть с вос­при­ем­ни­ками, и «воз­вра­щали» (т.е., читали) епи­скопу символ, после чего тот сооб­щал, что после Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ным будут объ­яс­нены также «сокро­вен­ные таин­ства Божии».

Содер­жа­ние Иеру­са­лим­ского огла­ше­ния пока­зы­вают «Огла­си­тель­ные поуче­ния» св. Кирилла Иеру­са­лим­ского. Сохра­ни­лись также огла­си­тель­ные беседы свт. Иоанна Зла­то­уста и Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, содер­жа­щие све­де­ния о непо­сред­ствен­ной под­го­товке ко Кре­ще­нию в Антио­хии. Здесь оно дли­лось трид­цать дней, а огла­шен­ным в боль­шей сте­пени были доступны знания о таин­ствах. Об огла­ше­нии на Западе сооб­щают про­из­ве­де­ния блж. Авгу­стина и свт. Амвро­сия Медио­лан­ского. Здесь мень­шее вни­ма­ние уде­ляли тол­ко­ва­нию сим­вола, а также отсут­ство­вало его «част­ное» чтение перед епи­ско­пом каждым из кре­ща­ю­щихся.

К концу V в. инсти­тут огла­шен­ных начи­нает при­хо­дить в упадок. Это про­ис­хо­дит вслед­ствие того, что боль­шую часть кре­ща­е­мых начи­нают состав­лять мла­денцы, дети хри­сти­ан­ских роди­те­лей. Несмотря на это, в Типи­коне Вели­кой Церкви, то есть бого­слу­жеб­ном уставе храма Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле (X век), огла­ше­ние все еще свя­зы­ва­ется с Вели­ким Постом. И хотя «огла­шен­ными» были в основ­ном дети трех лет от роду, основ­ные обряды огла­ше­ния над ними по-преж­нему совер­ша­лись.

Следы огла­ше­ния сохра­ни­лись и в совре­мен­ном бого­слу­же­нии. Так, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с сере­дины Вели­кого Поста про­из­но­сится особая екте­ния о «иже ко про­све­ще­нию гото­вя­щихся». Молитвы об огла­шен­ных при­сут­ствуют в чине Боже­ствен­ной Литур­гии, и нако­нец, Треб­ник содер­жит «молитву во еже сотво­рити огла­шен­наго», экзор­цизмы, чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, а также чтение сим­вола Веры, что напо­ми­нает о его «воз­вра­ще­нии» в Древ­ней Церкви. Это чино­по­сле­до­ва­ние обычно совер­ша­ется непо­сред­ственно перед таин­ством Кре­ще­ния.

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Итак, кто же такие оглашенные? На греческом языке их называют «катихумени», т. е. люди, которые желают креститься и проходят для этого оглашение, предварительное устное наставление (оглашение) в православной вере. Это те люди, которые учатся основам православия, учатся, как правильно славить Бога.

В древности, во времена первых веков христианства, практически невозможно было креститься взрослому человеку (разве что ввиду смертельной опасности для жизни), не пройдя оглашение, т. е. не получив наставления в православной вере.

Оглашение могло длиться три года или дольше. В процессе этого обучения человек погружался в православие. Он начинал понимать, какая великая святыня открывается для него! Таинство Крещения.

Когда какой-то человек в древности желал креститься, тогда он обращался либо к верующему мирянину, либо к священнослужителю непосредственно. Священник его благословлял на прохождение оглашения. К нему приставлялись специальные учителя, которые должны были его наставить в основах православия. И только когда этот учитель считал, что оглашенный созрел для Таинства Крещения, тогда он давал свою рекомендацию, и человек начинал готовиться к Таинству Крещения.

В древности крестили, как правило, на великие праздники, например в Великую Субботу, чтобы человек мог праздновать Светлое Воскресение Христово, причаститься Тела и Крови Христовых на Пасхальной литургии. Крестили также в праздник Богоявления Господня (Крещения Господня), в другие двунадесятые праздники.

Вот откуда пошла традиция иметь восприемников. Изначально им становился учитель, наставляющий оглашенного в основах православия. Он должен был привести человека к Богу.

Мы должны понимать, что Таинство Крещения – это не просто красивый обряд. Таинство Крещения – дверь в Церковь, великая святыня, которую принимает в себя человек. Господь дарует в Таинстве Крещения христианину благодатные Дары Свои для того, чтобы он приблизился к Нему, развивал свою душу, восходя из меры в меру по лестнице духовного совершенствования, соединяясь с Богом. И за эти дары человек в свое время ответит перед Господом: зарыл ли он их в землю, пренебрег ими или приумножил, совершая блаженное восхождение к своему Творцу и получая величайшую радость спасения, обожения в соединении с Ним.

Вот чему должен научить восприемник свое чадо. Вот зачем он нужен. Нам всегда следует понимать, что Таинство Крещения открывает перед человеком дверь в Церковь, Которая есть дорогой в Небо. И важно не покреститься и забыть эту дорогу, не сойти с нее, но стоять на ней твердо и шаг за шагом идти по ней, развиваясь в родном православии. Оно должно стать для человека именно родным, должно стать жизнью самой. Потому что Бог – Источник и Податель жизни. Без Него жизни нет.

И, как мы уже говорили выше, восприемник должен научить человека любить Бога, идти к Нему и соединяться с Ним. Восприемник и его чадо, которые вместе начали это великое путешествие в рай, в Царство Небесное, получат и уже получают от Бога спасительные благодатные дары.

Но хотят ли они действительно идти к Богу, жаждут ли они богообщения паче всего на свете, видя в нем главное сокровище своей жизни?

Сегодня часто мы видим несколько иную картину. Восприемников (кумовей) берут потому, что друг, или человек хороший, или ожидают от него материальных преференций. Иногда восприемнику самому нужно проходить оглашение, а не быть духовным учителем. Это, конечно, последствия секулярной культуры советского периода. Сегодня также мы боремся с агностическим восприятием мира и религиозной всеядностью. Все эти атеистические, еретические, или языческие, эзотерические, или вообще потребительские, утилитарные отношения к Таинству Крещения очень опасны. Человек часто не отвечает себе на главный вопрос: зачем я иду креститься, или становиться восприемником, или крестить ребенка?

Человек не отвечает на вопрос: нужен ли мне Бог? А если нужен, то как к Нему идти? Как с Ним общаться?

Самое страшное для священника, который совершает Таинство Крещения, – это отсутствующий взгляд и посматривание тайком на часы: мол, что он здесь перед нами распинается, там уже ресторан заказан и шашлык стынет. Да можно еще полностью ребенка не окунать, а только ручки и ножки помочить. И сильно на головку тоже не лейте, чтобы не простудился.

Больно, все это очень больно. А священник именно распинается здесь, пытаясь перед людьми с Божьей помощью открыть Небо, вырвать их из юдоли земной, из этого болотного засасывающего водоворота.

И вот когда совершилось Таинство Крещения, ты смотришь на радостных восприемников, бабушек и дедушек, родителей и думаешь: «Вот они сейчас выйдут из храма, а когда на следующий раз в него войдут? И войдут ли вообще?»

Сегодня этот крещаемый стал освященной иконой Бога, храмом, сосудом благодати Святого Духа. Что он сделает с этим даром? Может, завалит мусорной кучей своих грехов и никогда не вспомнит о нем. И на Страшном суде Таинство Крещения послужит ему в тяжкое осуждение. Зарыл талант в землю, в грязь.

Но может быть, образ Божий в нем благодатию Святого Духа и усилиями самого человека и его восприемников засияет в нем, засверкает святостью. От силы в силу, из меры в меру будет восходить человек к Богу по лествице духовного совершенствования.

Мы священники. Мы посланы Христом сеять, как сеял и Он, и сеет Он и сейчас через нас. Прорастите, дорогие вы наши, прорастите в православии и дайте плод! Это очень важно для вас же самих. Это самое значимое дело в мире.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]