Первое причастие ребенка – большое событие в жизни не только самого малыша, но и его родителей. И, разумеется, это повод для вопросов, сомнений и в некотором смысле, тревоги. Ведь общеизвестным является факт, что причащают в церкви красным вином.
Конечно же, многие родители ощущают волнение в связи с этим, ведь мало кому захочется давать алкоголь, даже в незначительных количествах, собственному ребенку. Особенно сильные сомнения одолевают тех, кто планирует окрестить грудного младенца и, соответственно, принять участие в таинстве причастия.
Нередко родителей одолевают и вопросы, связанные с гигиеничностью процедуры. Таинство причастия не подразумевает применения индивидуальной посуды, даже для самых маленьких. Не менее часто возникают и вопросы о том, обязательно ли участвовать малышам в Евхаристии после обряда крещения? Связаны ли неразрывно между собой эти таинства?
Чем является крещение? Можно ли причащать некрещеных детей?
Крещение – это самый первый, основной и главный обряд в жизни христианина. Только после его прохождения становятся доступны для участия другие таинства и в первую очередь, конечно же, Евхаристия. Соответственно, ответ на вопрос о том, можно ли причащать младенца без крещения, будет отрицательным. Разумеется, взрослые люди, не прошедшие через данный обряд, к причастию не допускаются. Это правило весьма категорично и никаких исключений из него не бывает.
Вопросы о том, можно причащать некрещеных младенцев, часто возникают у людей, мало знающих о христианских традициях, но старающихся посещать храмы. Аргументируются они обычно тезисом о том, что дети безгрешны, соответственно, их вполне можно допускать до церковных таинств. Однако это не так. Для человека, не прошедшего через обряд крещения, вне зависимости от его возраста, в причастии нет ни малейшего смысла. Иными словами, для малыша, над которым не совершался обряд крещения, Евхаристия станет всего лишь проглоченной ложкой вина.
Смысл обряда не только в том, что человек причисляет себя к христианам, но и в его духовном перерождении. Во время этого таинства водой смываются все совершенные ранее грехи. Человек словно умирает для своего прежнего существования и возрождается от Святого Духа для новой, праведной жизни.
В связи с этим у современных родителей, как правило, не воспитывавшихся в христианских традициях, нередко возникает вопрос о целесообразности крещения новорожденных. В православной традиции не существует никаких возрастных ограничений для совершения этого обряда. В крещение же младенцев вкладывается особый смысл – это знак того, что родители станут растить и воспитывать малыша в христианской традиции.
Причастие детей — забота родителей
Причастие детей является важнейшей часть духовной жизни и воспитания ребенка как православного христианина.
Христос говорил: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.” (Мк.10:14 – 16)
Православные родители как можно чаще стараются через Причащение приводить ребенка к Спасителю. Участие детей в церковных таинствах еще и создает прочный нравственный фундамент личности. В будущем это послужит крепкой опорой для формирования моральных ценностей и духовного развития детей.
Чем является причастие?
Евхаристия или же причастие – одно из наиболее важных христианских таинств. Заключается оно во вкушении предварительно освященного хлеба и испитии вина. Соответственно, хлеб символизирует собой тело Господне, а вино – кровь Иисуса.
Смысл данного священнодействия заключается в том, что участвующий в нем соединяется с Богом во Христе. Причастие необходимо христианину для спасения души его и обретения вечной жизни в Царствии Небесном.
Установлено же это таинство было вовсе не церковниками, а самим Иисусом во время Тайной Вечери. Об этом рассказано во всех Евангелиях, которые, как известно, были написаны учениками Христа, апостолами. Предысторией же установления данного таинства, согласно Евангелию, написанному Иоанном, являлось чудо умножения хлебов.
В богословии Евхаристии придается и такое значение: человек был изгнан из Рая и стал смертным через пищу, а участвуя в таинстве, он искупает этот первородный грех. Иными словами, через причастие христианин принимает жизнь вечную.
Причастие занимает центральное место среди церковных таинств, поскольку оно выражает единение с Богом и позволяет верующим приобщиться к великой жертве Иисуса.
Что такое Причастие
Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.
«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).
Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.
Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
Причащение ребенка
«Вещества таинства». Чем причащают в церкви?
Для многих современных родителей, не воспитывавшихся в христианских традициях, крайне актуальным является вопрос о том, чем причащают младенцев. Состав того, что находится в чаше для причастия, многих из них волнует намного больше, чем духовный смысл совершаемого таинства.
Традиционно для таинства используются хлеб и вино, так установил сам Иисус во время Тайной Вечери. В ортодоксальных православных храмах в качестве символического тела Господня используется особый хлеб – квасной. Он называется «просфора».
Вино же, символизирующее кровь Господню, в православных церквях разбавляют горячей или теплой водой. Но так поступают не повсеместно. Например, в армянских церквях вино не разбавляется водой.
Какое вино используется при совершении таинства?
Зачастую в вопросах родителей о том, чем причащают младенцев в церкви, присутствует интерес к сорту вина. Это действительно важно, поскольку данный напиток, даже будучи разбавленным, способен вызвать аллергическую реакцию у новорожденного.
Как правило, в большинстве российских церквей для совершения таинства причастия используются крепленые десертные вина из красных сортов винограда, например, «Кагор». Однако использование именно таких вин вовсе не является незыблемым правилом.
В каждой местности существуют собственные традиции того, какое вино будет символизировать во время священнодействия кровь Господню. Например, в греческих церквях нередко причащают прихожан белыми винами или же их смесью с красными, а в Грузии традиционно используется «Зедаше».
Соответственно, тем родителям, которым по каким-либо личным причинам важно знать, чем причащают младенцев в церкви, следует побеседовать со священником, служащем в том храме, где планируется приобщиться с малышом к таинству. Не нужно стесняться задавать вопросы священнослужителям, особенно в том случае, если они продиктованы не праздным любопытством, а опасениями или сомнениями.
Как проходит причастие детей в церкви
Первый раз младенца приносят на причастие спустя 2 недели после проведения обряда крещения. Такие мамочки с грудничками допускаются к таинству в первую очередь. Если малыш слишком капризный или его мучают газы, допускается не стоять в храме всю литургию, а приходить непосредственно к принятию хлеба и вина.
Детей до исполнения им 7 лет причащают, минуя исповедь, с 7-летнего возраста – только после беседы со священником, чтобы таинство не превратилось в формальную процедуру. Принимают вино и хлеб натощак, поэтому детям после 3 лет необходимо исключить завтрак, однако только в том случае, если малыш полностью здоров. После достижения ребенком возраста 7 лет можно отказаться и от ужина накануне причастия.
Как правило, таинство происходит на литургиях, поэтому родителям необходимо заранее узнать расписание, чтобы младенец долго не мучился в ожидании, так как детям с их энергией трудно долго стоять на одном месте. Само причастие в храме происходит следующим образом:
- Священнослужитель выносит Чашу с вином и совершает над ней молитву.
- Эту же молитву произносят и прихожане, прося Господа благословить вино.
- Маленьких детей держат на руках, старшие стоят около родителей.
- Священник по очереди подходит к каждому малышу и произносит слова — «Причащается раб Божий (ребенок или крестные называют имя младенца).
- Совсем маленьким деткам, вместо кагора, дают святую воду, ребятишкам постарше – на кончике чайной ложки вина.
Как скоро после крещения причащают детей?
В православии не существует каких-либо правил, прописывающих то, когда и как причащают младенцев после крещения. Нет даже единой традиции, принятой в народе. На Руси крестины проводились как на 8-е сутки после рождения, так и на 40-е. Могли окрестить младенца и в любой другой день.
После совершения обряда крещения человек, вне зависимости от его возраста, допускается к участию в таинстве Евхаристии. Не существует какого-либо расписания, регламентирующего количество причастий или же интервалы между ними. Соответственно, если взрослые люди руководствуются велением души или же наставлениями священников перед участием в Евхаристии, то в вопросах о том, когда и как причащают младенцев, решающее слово остается за их родителями.
Обязательно ли причащать детей? С какого возраста это делать?
Весьма широко распространено заблуждение, касающееся того, что крещеных малышей обязательно нужно причащать. Это вовсе не так. Таинство крещения не накладывает на родителей ребенка обязательства приводить его к Евхаристии. Нет никаких предписаний или постановлений, регламентирующих то, с какого возраста причащают младенцев в церкви. Решение об участии новорожденного в таинстве принимают родители ребенка. Священнослужитель может лишь объяснить им смысл обряда причастия, рассказать о том, почему в нем нужно участвовать. Принудить к Евхаристии церковнослужитель не может.
В дореволюционные времена, когда религия была неотъемлемой частью жизни каждого россиянина, вопросы о том, когда и как причащают младенцев после крещения и нужно ли это делать не были актуальны. Люди приходили на церковную службу, разумеется, у молодых матерей на руках были дети. По окончании молитв все прихожане выстраивались в очередь за причастием. Соответственно, причащал священник и дитя, и его мать, как и других людей, присутствующих в храме.
То есть вопросов о том, с какого возраста причащают младенцев, не возникало, потому что Евхаристия была традиционной, неотъемлемой и естественной частью жизни. Прошедших крещение новорожденных деток причащали вместе с их матерями. Никакого расписания частоты причастий, разумеется, тоже не существовало. Как минимум раз в неделю, по воскресеньям, новорожденные участвовали в Евхаристии, разумеется, если их родители посещали службу.
В современных условиях далеко не все родители могут позволить себе еженедельное посещение воскресной службы. Не все понимают и то, зачем причащать младенцев. Церковнослужители не обязывают родителей новорожденных к участию в таинстве. Даже если малыш находится на руках у отца или матери, то причаститься вполне могут только лишь взрослые. Более того, можно и вовсе не вставать за причастием. Но отказываясь от участия в Евхаристии с ребенком, не следует забывать о том, что привычки человека закладываются в самом раннем его детстве, тогда, когда он только начинает познавать мир.
Для чего нужно Причастие детей
Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство. Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души. Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.
“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: как причастить ребенка, причастие детей, причащение ребенка
Есть ли отличия между причастием детей и взрослых?
Часто родители полагают, что не является гигиеничным то, как причащают младенцев после крещения. Грудничка лучше поберечь и привести к Евхаристии в более старшем возрасте. Многих смущает и то, что кровь Христову символизирует алкогольный напиток.
Действительно, никаких особых условий для участия в таинстве новорожденных, как и детей более старшего возраста, не предусмотрено. То есть младенца причастят той же ложечкой и тем же напитком, что и прочих прихожан.
Единственным отличием между участием в Евхаристии для взрослых и малышей является то, что детям не дают тело Господне, поскольку младенцы не смогут скушать символизирующий его хлеб. Просфору дают матери или же отцу малыша, сам ребенок получает только ложечку крови Господней.
Конечно же, в том как причащают младенцев в церкви большую роль играет и место в очереди за телом и кровью Господними. Родителей с малышами на руках всегда допускают к участию в таинстве первыми.
Семья даже в самые трудные времена – это «малая Церковь», если в ней остается хотя бы искорка стремления к добру, к истине, к миру и любви, иначе говоря, к Богу; если в ней есть хотя бы один свидетель веры, исповедник её. В истории Церкви бывали случаи, когда лишь один единственный святой защищал истину христианского учения. И в семейной жизни бывают периоды, когда только кто-то один остается свидетелем и исповедником христианской веры, христианского отношения к жизни. Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру.
Причащение младенцев, у которых ещё не может быть никакого понимания Таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «… приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:13-14).
Иначе говоря, Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему так же реальны, как и общение умственное, интеллектуальное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» никак не препятствует их действительной близости «с Богом». И веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в церкви были слышны писк и крик младенцев.
Наступает момент, к двум годам примерно, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, надо как–то объяснить, что такое Причастие, что с ним в церкви будут делать. Мне кажется, что тут не надо мудрить, а достаточно сказать: «Батюшка тебе причастие даст…» А постепенно, из отношения к ребенку–причастнику взрослых, из–за того, что в этот день его стараются одеть по–праздничному, ребенок начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие.
Годам к трем–четырем можно и нужно начать доступно объяснять детям смысл таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных. И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями–учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже так причащались.
По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Тайн? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу. Объясняя детям смысл таинства Святого Причастия, можно рассказать, как священник приготовляет наши дары; вырезает частицы из принесенных просфор–хлебов, одну частицу — «Агнец» — для причастия, другую в честь Божией Матери, частицы в честь всех святых и в память умерших и живых, о которых его просят молиться.
Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.
На нас лежит ответственность научить детей, как приступать к таинству Святого Причастия. Конечно, надо отличать самое существенное от менее существенного. Мы, родители, должны научить наших детей, как подходить к Причастию: сложив руки на груди, не креститься, подходя к чаше, чтобы нечаянно ее не толкнуть. Нужно назвать священнику свое имя. Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением Таинства, но достойное поведение в храме имеет большое значение, а дети в особенности любят чувствовать в торжественные минуты, что они «умеют держать себя» как большие. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь. Его жизнь живет во мне», — вот смысл Святого Причастия, и в этом смысл нашей жизни, и цель нашей жизни раскрывается нам в этом смысле.
По книге С.С. Куломзиной «Семья – малая Церковь» подготовила Наталия Серова
Как часто нужно причащаться?
Единого мнения о том, как часто нужно причащать младенца после крещения, не существует. Решение о том, насколько длительными будут временные интервалы между Евхаристиями принимают родители ребенка. Разумеется, у церковнослужителей есть рекомендации, касающиеся участия детей и их родителей в таинстве.
В вопросе о том, как часто нужно причащать младенца, большинство священников сходятся во мнении, что делать это нужно еженедельно. Взрослым же рекомендуется участвовать в таинстве не реже, чем раз в месяц. Однако человек, принявший крещение, может участвовать в Евхаристии когда угодно, хоть после каждой, посещенной им церковной службы, если испытывает такую душевную потребность.
Разумеется, самым логичным решением в вопросах о том, как причащают младенцев, насколько часто это нужно делать, станет простое следование ребенка за родителями. Это означает, что если мать или отец малыша встают в очередь за Святыми Дарами, то нужно взять ребенка на руки, а не исключать его из участия в таинстве. Так люди вели себя в старину, есть смысл последовать обычаю.
Подготовка к Причастию после 7 лет
Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует.
При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста. Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода. Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует.
Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.
Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.
Причащаются ли в Великий пост? Чем время поста является для христианина?
Вопрос о том, как причащают младенцев в Великий пост, возникает у родителей не менее часто, чем прочие. Связано это с нежеланием людей нарушить какое-либо из церковных правил, о которых они попросту не знают.
Чем является Великий пост? Без сомнения, каждому, даже далекому от религии, человеку, известно, что это время отказа от определенных видов пищи и воздержания от увеселений. Однако время поста — это вовсе не период следования своеобразной диете и не так называемые «разгрузочные дни».
Ограничения в пище и образе жизни, практикуемые в течение данного периода, преследуют лишь одну цель – сосредоточение христианина на духовных потребностях и проблемах. Именно мыслям о вечном, о надобностях души, о том, чему не уделяется достаточное внимание в повседневной суете и обыденных заботах должно быть посвящено это время. В пост особенно много внимания верующие люди уделяют молитве и, разумеется, более часто посещают храмы. И, конечно же, таинство причастия в эти дни проводится.
Как причащают младенцев в Великий пост? Традиционно это делается после субботних и воскресных церковных служб. В целом, причастие можно принять не только в выходные, но еще и в пятницу, и в среду. Само таинство, совершаемое в этот период, не имеет никаких отличий от Евхаристии, проводимой в другие даты.
Как подготовиться к причастию?
Помимо вопросов о том, со скольки месяцев можно причащать младенца и как происходит таинство, многих родителей волнует и то, как нужно готовиться к участию в Евхаристии. В православной традиции принято перед причастием молиться, соблюсти пост и исповедаться. Разумеется, это относится к взрослым христианам.
В том, как причащают младенцев, ни о каких постах, исповедях и предварительных молитвах речи быть не может, ведь ребенок не может не кушать, да и разговаривать он еще не в состоянии. Но означает ли это, что готовиться к таинству не нужно? Вовсе нет. К причастию готовятся родители новорожденного, причем как за себя, так и за малыша.
Достаточно много вопросов возникает в связи с необходимостью исповеди. Нередко родители детей не понимают, для чего она нужна, если они не грешили. Действительно, у заботящихся о новорожденных детях времени на прегрешения не остается, но означает ли это то, что их действительно не было? Грехом является не только какое-либо действие, но и помыслы, эмоции. Раздражение, гнев, роптание, уныние – это прегрешения. Исповедь же – это способ покаяния, очищения души. Именно покаяние подготавливает душу христианина к принятию благодати, которую несет в себе таинство причастия. Поэтому исповедь – обязательное условие для допущения к Евхаристии.
Что же касается непосредственных действий, например, того, когда нужно кормить младенцев перед предстоящим причастием, то единого мнения на этот счет нет ни у церкви, ни у родителей. Процесс подготовки новорожденных к таинству индивидуален. Главное, чтобы малышу и его родителям было комфортно во время службы и при принятии Святых Даров.
Нередко молодые родители, акцентируя свое внимание на вопросах том, причащают ли младенцев, когда и как это делают, что входит в процесс подготовки новорожденных к принятию таинства, полностью забывают о том, что в храме присутствуют и другие люди. Если малышу будет жарко или холодно, захочется кушать или пить, потребуется сменить подгузник, ребенок начнет плакать, кричать. Надрывные детские крики – не лучшее звуковое сопровождение для молитвы, практически всех верующих, присутствующих в зале церкви, они отвлекают. Поэтому чрезвычайно важно перед посещением храма с новорожденным на руках определить оптимальный промежуток времени между кормлениями, одеть младенца в соответствии с температурными условиями и взять с собой бутылочку с водой и пустышку.
Поститься же и исповедоваться дети традиционно начинают с семи лет. Однако постепенно приучать малышей к ограничениям нужно начинать в более раннем возрасте. В том случае, если в семье соблюдается пост и родители сами регулярно причащаются, никаких особенных усилий не понадобиться.
Как правильно подготовить ребенка к таинству
Подготовка ребенка к таинству проводится иначе, чем взрослого человека, и зависит от возраста малыша.
Младенца
Подготовка грудничка к таинству Причастия не предполагает ограничений в еде, так как такое воздержание негативно скажется на его самочувствии. Перед посещением храма необходимо не только одеть дитя, но и рассчитать его пищевой режим, чтобы он не капризничал в церкви и не мешал остальным прихожанам.
Если покормить младенца непосредственно перед выходом из дома, он может срыгивать пищу, а на причастии – и Святые Дары. А если дать ему грудь слишком рано, то в церкви малыш почувствует голод и начнет плакать.
Хорошо, если оба родителя являются верующими людьми, в этом случае один может оставаться с коляской на улице во время богослужения и занести ребенка в храм перед самым началом таинства.
Подготовка детей до 7 лет
Начиная с 3-летнего возраста с малышом необходимо проводить занятия, рассказывая ему о смысле причастия. Для этого используют игровую форму, детские христианские книги. Это время очень удобно для того, чтобы привить ребенку истинные ценности и привести его к Богу, так как его сознание, как губка, впитывает всю новую информацию. До 7 лет особых ограничений в еде для малыша не делают перед причастием. Единственное, можно уговорить его отказаться от сладостей за сутки до таинства, объяснив, что таким образом воспитывается смирение.
После 7 лет
Если до этого возраста малыш не принимал участия в таинстве, ему нужно доступно объяснить важность этого мероприятия, а также подготовки к нему. С этого момента ребенок может готовиться к принятию вина и хлеба наравне со взрослыми, избегая строгих постов.
В этом возрасте ребенок должен не только причащаться, но и исповедоваться перед таинством в совершенных грехах. Родители должны объяснить малышу, что подразумевается под грехом и насколько важно покаяться за плохие поступки.
Исповедь перед причастием должна проходить без присутствия родителей, ребенок должен сам решить, за что ему просить прощения у Господа. Также после окончания этого действа взрослым не стоит выпытывать у малыша, какие вопросы задавал священник, и о чем они беседовали.
В плане ограничения пищи стоит проконсультироваться со священником и врачом. Если ребенок полностью здоров, то пост проводят по следующему алгоритму:
- За три дня до таинства Причастия отказываются от сладостей — конфет, пирожных.
- За два дня до принятия хлеба и вина исключают из рациона мясные блюда.
- За сутки до таинства воздерживаются от употребления рыбы и молочных продуктов.
Такой пост возможно проводить только после разрешения врача и в том случае, если у ребенка нет никаких хронических заболеваний. Еще одним этапом подготовки ребенка к причастию считаются молитвы. Необходимо приучить малыша возносить хвалу Создателю ежедневно в утреннее и вечернее время. Очень хорошо, если родители на собственном примере покажут молитвенную жизнь, а не просто будут заставлять сына или дочь это делать.