Рождественская служба в церкви и храмах на Рождество 2021: начало, как проходит?


Рож­де­ствен­ский цикл

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова (25 декабря) начи­на­ется с под­го­то­ви­тель­ного пери­ода. За сорок дней до празд­но­ва­ния собы­тия рож­де­ния нашего Гос­пода мы начи­наем Рож­де­ствен­ский пост, очищая душу и тело для того, чтобы долж­ным обра­зом войти в празд­ник и участ­во­вать в вели­кой духов­ной реаль­но­сти Хри­стова при­ше­ствия. Время поста не пред­став­ляет собой осо­бого литур­ги­че­ского пери­ода, подобно Вели­кому посту; Рож­де­ствен­ский пост имеет скорее «аске­ти­че­скую», чем «литур­ги­че­скую» при­роду. Однако, период Рож­де­ствен­ского поста отра­жа­ется в цер­ков­ной жизни рядом литур­ги­че­ских осо­бен­но­стей, кото­рые ука­зы­вают на гря­ду­щий празд­ник.

Тема при­бли­жа­ю­ще­гося Рож­де­ства в бого­слу­же­ниях соро­ка­днев­ного под­го­то­ви­тель­ного пери­ода появ­ля­ется посте­пенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из пес­но­пе­ний еще не упо­ми­на­ется о Рож­де­стве, затем, пять дней спустя, нака­нуне празд­но­ва­ния Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в девяти ирмо­сах рож­де­ствен­ского канона мы слышим первое изве­ще­ние о при­бли­жа­ю­щемся собы­тии: «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите!»

С этими сло­вами что-то изме­ня­ется в нашей жизни, в самом воз­духе, кото­рым мы дышим, во всем строе цер­ков­ной жизни. Мы как будто чув­ствуем где-то вдали первый свет самой вели­кой радо­сти из всех воз­мож­ных – при­ше­ствия Бога в Свой мир! Цер­ковь воз­ве­щает таким обра­зом приход Христа, вопло­ще­ние Бога, Его вхож­де­ние в мир для спа­се­ния мира. Далее, в два вос­кре­се­нья перед Рож­де­ством, Цер­ковь вспо­ми­нает Пра­от­цев и Отцев: про­ро­ков и святых Вет­хого Завета, кото­рые под­го­то­вили при­ше­ствие Христа, пре­тво­рив исто­рию в ожи­да­ние спа­се­ния и вос­ста­нов­ле­ния чело­ве­че­ства Богом. Нако­нец, 20 декабря Цер­ковь начи­нает пред­праздн­ство Рож­де­ства, литур­ги­че­ская струк­тура кото­рого подобна Страст­ной сед­мице перед Пасхой – потому что с рож­де­ния Сына Божия в виде Мла­денца нача­лось Его спа­си­тель­ное слу­же­ние ради нашего спа­се­ния, кото­рое далее при­ве­дет к завер­ша­ю­щей крест­ной жертве.

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет к гаданиям и колдовству.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков — любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты — в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.

На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Наве­че­рие

24 декабря, в Наве­че­рие Рож­де­ства, совер­ша­ются сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния:

  1. Часы,
  2. Вечерня и
  3. Боже­ствен­ная литур­гия св. Васи­лия Вели­кого.

Появ­ля­ясь в конце пред­праздн­ства и всего поста в целом, Часы соеди­няют в себе все темы празд­ника для того, чтобы тор­же­ственно воз­ве­стить их в послед­ний раз. В спе­ци­аль­ных для каж­дого Часа псал­мах, гимнах и биб­лей­ских чте­ниях про­воз­гла­ша­ется радость и сила Хри­стова при­ше­ствия. Это – послед­нее раз­мыш­ле­ние о все­лен­ском зна­че­нии Рож­де­ства, о реша­ю­щих и ради­каль­ных пере­ме­нах, кото­рые оно при­несло всему тво­ре­нию.

Вечерня, кото­рая обычно сле­дует за часами, непо­сред­ственно начи­нает празд­но­ва­ние, потому что, как мы знаем, литур­ги­че­ский день начи­на­ется с вечера. Тон празд­ника зада­ется пятью сти­хи­рами на «Гос­поди воз­звах…» Они – поис­тине взрыв радо­сти о даре Хри­стова вопло­ще­ния, кото­рое совер­ши­лось ныне. Восемь биб­лей­ских чтений пока­зы­вают, что Хри­стос явился испол­не­нием всех про­ро­честв, что Его Цар­ство – Цар­ство «всех веков», что вся чело­ве­че­ская исто­рия обре­тает в Нем свой смысл, а цен­тром Его при­хода в мир была вся все­лен­ная.

Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, кото­рая сле­дует за Вечер­ней, в про­шлом была кре­щаль­ной литур­гией, за кото­рой катеху­мены (гото­вя­щи­еся ко Кре­ще­нию) при­ни­мали Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние и ста­но­ви­лись чле­нами Церкви – Тела Хри­стова. Двой­ная радость празд­ника – для ново­кре­ще­ных и прочих членов Церкви – выра­жена в про­кимне дня:

Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки досто­я­ние Твое, и одер­жа­ние Твое концы земли.

В конце службы свя­щен­ник выно­сит на сере­дину храма зажжен­ную свечу и в окру­же­нии при­хо­жан запе­вает тро­парь и кондак празд­ника:

Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума. В нем бо звез­дам слу­жа­щии звез­дою уча­хуся Тебе кла­ня­тися, Солнцу правды, И Тебе ведети с высоты Востока. Гос­поди, слава Тебе!

Без подарков не останутся

Седьмого января воронежские волонтеры повезут в детские дома, интернаты и социально-реабилитационные центры подарки. Их приобрели на средства, собранные в рамках благотворительной акции «Рождественское чудо». Она ежегодно проходит в Воронежской области по благословлению митрополита Сергия.

В декабре кружки для пожертвований с логотипом акции были установлены в каждом храме. Внести деньги на благое дело можно было и через сайт воронежской митрополии. От епархии в Ростовской области на праздник будет роздано детям четыре тысячи подарков. Это почти в четыре раза больше, чем год назад.

«С закупкой рождественских подарков уже не первый год нам помогает один из ростовских предпринимателей, — рассказал руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению донской митрополии Евгений Осяк. — Подарки преимущественно раздадут сельской детворе, так как горожанам проще их купить Епархиальные подарки обязательно получат воспитанники социальных учреждений».

Все­нощ­ное бдение и Литур­гия

Поскольку празд­нич­ная Вечерня уже была отслу­жена, Все­нощ­ное бдение начи­на­ется с Вели­кого пове­че­рия и радост­ного воз­гласа про­рока Исаии: «С нами Бог!» Утреня совер­ша­ется по чину вели­ких празд­ни­ков. На ней впер­вые пол­но­стью поется канон «Хри­стос раж­да­ется…» – один из самых кра­си­вых кано­нов в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Во время пения канона веру­ю­щие при­кла­ды­ва­ются к иконе Рож­де­ства Хри­стова. Далее сле­дуют сти­хиры на Хва­ли­тех, в кото­рых радостно соеди­ня­ется вся празд­нич­ная тема­тика:

Весе­ли­теся, пра­вед­нии, Небеса, радуй­теся, Взыг­райте, горы, Христу рожд­шуся! Дева сидит, херу­ви­мом подо­бя­щися, Носящи в недрех Бога Слова вопло­щенна; Пас­ты­рие Рож­ден­ному дивятся, Волсви Вла­дыце дары при­но­сят, Ангели вос­пе­ва­юще гла­го­лют: Непо­сти­жиме Гос­поди, слава Тебе!

Заклю­чает празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова непо­сред­ственно Литур­гия дня с ее празд­нич­ными анти­фо­нами, кото­рые воз­ве­щают:

Жезл силы послет Ти Гос­подь от Сиона, и гос­под­ствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во свет­ло­стех святых Твоих.

Покажут в прямом эфире

Главное Рождественское богослужение в Петербурге в ночь с 6 на 7 января в Казанском кафедральном соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Телеканал «Санкт-Петербург» проведет прямую телевизионную трансляцию из кафедрального храма северной столицы. Начало 6 января в 23 часа. Запланирована также телевизионная трансляция на телеканале «78» ночного Рождественского богослужения из собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых на Миргородской улице. Начало 6 января в 23:30.

Попраздн­ство

На сле­ду­ю­щий день совер­ша­ется празд­но­ва­ние Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Соеди­няя рож­де­ствен­ские гимны с пес­но­пе­ни­ями, про­слав­ля­ю­щими Матерь Божию, Цер­ковь ука­зы­вает на Марию как на того чело­века, бла­го­даря кото­рому стало воз­мож­ным Бого­во­пло­ще­ние. Чело­ве­че­ство Христа – кон­кретно и исто­ри­че­ски – есть то чело­ве­че­ство, кото­рое Он вос­при­нял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Празд­ник Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы, веро­ятно, явля­ется в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции наи­бо­лее древним празд­ни­ком в честь Девы Марии, нача­лом Ее цер­ков­ного почи­та­ния.

Шесть дней попраздн­ства про­дол­жа­ются до 31 декабря и завер­шают рож­де­ствен­ский период. В тече­ние этих дней на бого­слу­же­ниях Цер­ковь повто­ряет гимны и пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие вопло­ще­ние Христа, напо­ми­ная, что источ­ник и осно­ва­ние нашего спа­се­ния можно отыс­кать только в Том, Кто, будучи пред­веч­ным Богом, ради нас пришел в мир и родился как малень­кий Мла­де­нец.

пере­вод с англий­ского свя­щен­ника Андрея Дуд­ченко, 2001.

Ори­ги­наль­ный текст в изда­нии: The Services of Christmas: The Nativity of Our Lord Jesus Christ, David Anderson and John Erickson, Dept of Religious Education, Orthodox Church in America, Syosset, New York, 1981.

Литургия – определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство – Евхаристия. Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой Тайной вечери и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Рождественское Богослужение. Наставления духовника

Рождество — особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе — об этом для журнала «Начало» рассказал в интервью Юлии Коминко наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов). Зачем Литургия служится ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения? Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в данной статье.

Часть І. Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений

Владыка, Ваш Ионинский монастырь славится красивыми, но длительными службами. Не так давно Вы вернулись с Афона, где в монастыре Дохиар возглавляли богослужение в престольный праздник. Служба длилась по афонскому обычаю — 21 час, и эта цифра просто не вмещается в сознание. У нас впереди Рождество Христово с его пышными богослужениями.Можете поделиться опытом, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? И первый вопрос в связи с этим — зачем нужны такие долгие службы?

Подготовка к празднику Рождества Христова — История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога (Деян. 2,44). Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан. Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно – пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах. Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания. В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину – разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало (разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются). За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее? Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен». Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем. И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу. Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать – длительная молитва на богослужении.
— Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен… А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях? — С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном. Монастырь Дохиар. Афон Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня. В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально. В этом году, слава Богу, было полегче. Что особенно впечатлило в этот раз — физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники. И это — основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем. Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли. Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, — к сожалению, меньшинство. А основная масса — это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий. А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость — прославлять Бога! В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…

Часть ІІ. Встречаем Рождество правильно: 10 советов архипастыря

Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? 1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Рождественский вертеп Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени. Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.
2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение. Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае. В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью — вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами. Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться. Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании. 3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении. Ночная служба на Рождество Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически — до окончания Литургии. Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают. Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем. Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста. Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть. В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00. В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником. 4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу. Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя. 5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая. Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла — для меня загадка. По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя. Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями. На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют. 6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем. Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд. Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени. Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время… Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная. 7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.


наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона, викарий Киевской митрополии Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально — в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» — «Ну, поют». — «А сейчас?» — «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают. Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах. Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться. Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится. Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении — толкование и тексты с переводами. Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения. Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке — нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания. 8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего — поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены. Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой. Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча — это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем. Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем — из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва. Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом. 9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме. Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром. В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00. И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе. Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение! Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать. Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы. Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон. Сколько ребенок выдержит — столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.


Причаститесь обязательно! 10. Причаститесь обязательно! Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом. Наша обязанность на богослужении — внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать. И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, — те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением. ***

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после. Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас. Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать — то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, — тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все. Скачайте в PDF-формате текст службы: «Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией»

Источник

(34)

Поделиться:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]