Помощь в восстановлении Свято-Лаврентьева монастыря


Реконструкция Калужского Лаврентьевского монастыря

Калужский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и блаженного Лаврентия Калужского
, архиерейское подворье Калужской епархии

  • Адрес: Россия, г. Калуга, улица Широкая, дом 49
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь был основан на месте подвигов блаженного Лаврентия Калужского после его кончины в 1515 году. Князь Симеон Калужский распорядился похоронить Лаврентия в тогда ещё деревянной Вознесенской церкви внутри княжеской резиденции. Район Калуги, в котором расположен монастырь, с древности называется Подзавальем.
В XVIII веке постройки вокруг церкви стали каменными. Сама же церковь уже в 1656 году была белокаменной. В 1716-1719 годах был построен кирпичный корпус будущей семинарии (здание сохранилось — в нем позже был Дом Калужских архиепископов).

Монастырь пользовался покровительством всех калужан, богачи жертвовали на строительство и украшение. Некрополь монастыря был составлен из захоронений почетных граждан. В 1812 году там были погребены герои Отечественной войны генералы Багговут и Всеволожский, а также все три главных архитектора Калуги: Никитин, Ясныгин и Соколов.

К Лаврентьевскому монастырю был приписан Крестовский монастырь, основанный в Калуге в середине XIX века.

Вид Калужского Лаврентьевского монастыря с южной стороны в 1861 г.

Монастырь был закрыт в 1918 году, и с 15 августа того же года здесь находились Калужские пехотно-командные курсы. В мае 1920 года на его территории был размещён лагерь принудительных работ, которым ведал карательный подотдел Калужского губисполкома. Здесь содержались политические заключенные, уголовники и военнопленные. В 1920 году на 100 лагерных коек приходилось 317 заключённых. В 1921 году по приказу коменданта лагеря с помощью кузнечных молотов были разбиты скульптурные надгробия Лаврентьевского некрополя. В мае 1921 года сюда были этапированы 230 тамбовских крестьян, участников восстания «Союза трудового крестьянства», возглавляемого А.Антоновым. В связи с этим в ноябре 1921 года было решено нижний этаж храма Рождества Христова приспособить под тюремное здание. Тогда здесь была закрашена стенная роспись и установлены нары и печи. Музейные работники успели спасти только часть икон и утвари.
23 марта 1929 года на заседании фракции ВКП(б) Калужского горсовета, возглавляемого Абаршалиным, среди прочих было вынесено постановление о ликвидации Лаврентьева монастыря. 27 марта того же года, по договоренности с Абаршалиным и секретарем губиспокома Марцинковским, было получено разрешение московского специалиста Главнауки Н Левинсона и члена коллегии Наркомпроса Эпштейна на снос соборного Рождественского храма. В одном из уцелевших зданий разместилась общеобразовательная школа, другие были заселены. На территории монастыря, в том числе и на участке некрополя построены домики-времянки, в которых по настоящее время проживают люди. Многие строения монастыря были разрушены, надгробия уничтожены. Пруд и парк при монастыре сохранились частично.

В 1988 году здесь располагалась реставрационная мастерская, а в северо-восточной части была построена школа. В 1991 году историческая территория монастыря, включая монастырские сады, парк, пруд и родник, была объявлена памятником природы местного значения.

Калужский Лаврентьев монастырь. Фото Иванова Дмитрия, 2008 г.

6 ноября 1993 года над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут и освящён архиепископом Калужским и Боровским Климентом деревянный крест и возжена неугасимая лампада. Осенью 1994 года Калужской епархии была передана часть помещений единственного сохранившегося здания бывшего архиерейского дома, и 29 декабря 1994 года там было образовано Архиерейское подворье — Калужский Свято-Лаврентьев монастырь.
Лаврентьевский монастырь был восстановлен, возрождена деятельность церкви Сергия Радонежского. В 1995 году торжественно было отмечено 480-летие кончины праведного Лаврентия.

В настоящее время в части здания, переданной Церкви, оборудован домовый храм, который действует как приходский, формируется монашеская община. Регулярно совершаются богослужения. Каждое утро перед чтимой иконой праведного Лаврентия служатся молебны. В воскресные дни вечером поется канон с акафистом Святому. В 1995 году на месте алтаря разрушенного Рождественского собора была возведена и освящена часовня в честь праведного Лаврентия. Каждый год 23 августа, в день памяти праведного Лаврентия, в монастыре на месте Рождественского собора под открытым небом совершается Божественная литургия. Часовня в это время становится алтарём, а всё пространство перед ней — храмом.

Калужский Свято-Лаврентьев монастырь и Святой Праведный Лаврентий

Калужский Свято-Лаврентьев монастырь основан в 1515 году, когда Калуга была самостоятельным княжеством, отданным великим князем Московским Иоанном III как удел его четвертому сыну, князю Симеону Калужскому (1487-1518). Это древнейший монастырь города Калуги и всей Калужской земли.

Монастырь посвящен Святому Праведному Лаврентию Калужскому (? -10.08.1515), которого приютил в своем доме благочестивый князь Симеон. Взяв на себя подвиг Христа ради юродивого, блаженный Лаврентий любил уединенно молиться в полуверсте от города Калуги, на высоком холме, недалеко от одиноко стоящей церкви во имя Рождества Христова. Там, по преданию, он выстроил себе хижину для несения подвига юродства, поста и молитвы. «На древних иконах, хранящихся в церквах и домах Калужской области, Праведный Лаврентий благоговейно изображается босой, как ходил он зиму и лето, в рубахе, портах и овчине, с секирою, насаженной на длинное древко…». Так почему же в руках его топор?

Святой Лаврентий был и остается молитвенным защитником Калужской земли. Когда в 1512 году на град Калугу напали татары, он провидел это своим духовным взором, закричал, потребовал секиру, взял ее и устремился на поле боя защищать князя Симеона и русское войско не столько устрашающим своим видом, сколько молитвой и бесстрашным призывом: «Не бойтесь!». И тут же изменился ход битвы, уже почти проигранной русскими. Татары были разбиты. С тех пор и власть, и город Калуга почитали Святого Лаврентия своим спасителем. А в 1515 году, после преставления Праведного Лаврентия, он был с почестями погребен «… в любимой им церкви Рождества Христова, где и до ныне почивают под спудом его Св. мощи, источая исцеление всем, с верою приходящим.»

Интересные факты

  • Лаврентьев монастырь всегда был монастырем, но перестраивался как военная крепость. Лжедмитрий II, укрывшись в нём после бегства из Коломны, перестроил монастырские стены, добавив туры и зубцы, а также укрепив склоны холма, на котором располагается монастырь.
  • Считается, что Лжедмитрий II погиб на территориях принадлежавших монастырю. Он, с начальником охраны — татарским князем Урусовым выехал на охоту. Между ними произошла перебранка и князь Урусов отрубил голову самозваному узурпатору.
  • Автором латвийской марки является известный латвийский художник, музыкант и композитор Юрис Грибулс (Juris Gribuls). Основой для марки послужила специально написанная для этого икона. Благословение на написание иконы дал Митрополит Рижский и Всея Латвии — Александр. Любопытно, что сам Юрис является православным и имеет художественное образование по направлению иконописи.
  • Торжественное гашение марок состоялось в один день с разницей в пару часов. В Латвии в 9-00, а в России в 12-00[7][8].

Еще немного истории

На месте погребения Святого Лаврентия с течением веков вырос крепкий каменный монастырь, любимый калужанами. На территории монастыря были захоронены многие известные почетные горожане и герои России. Так, в 1812-1813 годах на монастырском кладбище погребены герои Отечественной войны генералы К.Ф. Багговут и A.M. Всеволжский. В XYIII веке в монастыре побывала Екатерина II, в XIX — Н.В. Гоголь, члены царской семьи. В самом конце XYIII века учреждена Калужская епархия и Свято-Лаврентьев монастырь преобразован в Ахиерейское подворье. После 1917 года практически все строения монастыря — и храмы, и надгробия, и даже монастырские стены были уничтожены.

В 1991 году территории монастыря был присвоен статус памятника природы местного значения. Спустя три года Калужской епархии была возвращена часть здания бывшего архиерейского дома. И в конце 1994 года здесь было создано Архиерейское подворье — Калужский Свято-Лаврентьев монастырь.

Сейчас монастырю возвращены фактически все, что сохранилось от обители. Проводится активная восстановительная работа.

ЛАВРЕНТИЕВ КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь прп. Лаврентия в Калуге. Фотография. Нач. XX в.

Монастырь прп. Лаврентия в Калуге. Фотография. Нач. XX в. Основание Л. К. м. в XVI в. связано с именем блж. Лаврентия Калужского († после 1512). Согласно Сказанию о чудесах св. Лаврентия (известно в списках XVII-XVIII вв.), в нач. XVI в. он жил при дворе калужского удельного кн. Семена Ивановича († 1518) (Симеоново городище), а также в хижине рядом с деревянной ц. в честь Рождества Христова, находившейся в неск. километрах от Калуги, на берегу р. Яченки. По устному преданию, включенному архиеп. Филаретом (Гумилевским) в жизнеописание блж. Лаврентия, подвижник прокопал от хижины до церкви подземный ход (Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 2. С. 477-480), о существовании к-рого в мон-ре впосл. было устойчивое поверье.

В 1512 г., во время битвы кн. Семена Ивановича с крымскими татарами на р. Оке, св. Лаврентий неожиданно явился среди княжеского воинства, укрепляя и ободряя его, после чего была одержана победа. Время кончины св. Лаврентия неизвестно. В списке Сказания о его чудесах, датируемом 2-й пол. XVIII в., указано: «Колико же бе святый поживе и в кое лето скончася, неизвестно» (РГБ ОР. Ф. 178. № 9578. Л. 9 об.). Традиционно годом смерти блж. Лаврентия считался 1515-й. Вероятно, эта датировка основана на неправильном прочтении единственной даты, содержащейся в описании прижизненного чуда святого: 7020 (1512) читали как 7023 (1515) (Романова. 2004. С. 239). После кончины святой был погребен под ц. в честь Рождества Христова.

По мнению историков ХIX — нач. ХX в., мон-рь при Рождественской ц. основал кн. Семен Иванович. Сначала обитель именовалась Рождественской, а затем Лаврентиевской. В жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного 1565 г., вероятно, впервые упоминается «монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый» (Леонид (Кавелин). 1906. С. 9).

В 1606-1607 гг. насельники Л. К. м. были свидетелями обороны Калуги войсками И. И. Болотникова. В янв. 1610 г. в обители остановился Лжедмитрий II, бежавший из Тушина. При помощи братии Л. К. м. ему удалось склонить калужан на свою сторону, но уже 11 дек. того же года он был убит недалеко от мон-ря. В 1617 г. рядом с Л. К. м. состоялся бой между польск. отрядами П. Опалинского и С. Чаплинского и войском кн. Д. М. Пожарского, направленным для защиты Калуги. В 1618 г. Калуга и, очевидно, мон-рь были разорены казаками гетмана П. К. Конашевича-Сагайдачного.

В выписке из калужских писцовых книг Г. Плещеева и Г. Семёнова 1628 и 1629 гг. упоминается о 3 жалованных грамотах царя Михаила Феодоровича, к-рый предоставил Л. К. м. право рыбной ловли на р. Оке, пожаловал мельницу, подтвердил право владения монастырскими вотчинами. В 1654 г. в Калуге побывали Антиохийский патриарх Макарий III и архидиак. Павел Алеппский, к-рый упоминает в описании их путешествия «два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь». Под первым, очевидно, подразумевается Л. К. м. В том же году город и его окрестности пострадали от эпидемии чумы, жертвами к-рой стали игумен и 4 иеромонаха Л. К. м., в живых остались 8 монахов.

В 1776 г. Московский и Калужский архиеп. Платон (Левшин) перевел в мон-рь открытое годом ранее ДУ для детей духовенства Калужской провинции, состоящее из высшего и низшего грамматических отделений. Ректором являлся настоятель мон-ря, архиеп. Платон также активно участвовал в жизни заведения. Из казны на содержание уч-ща выделялось 300 р. ежегодно, архиеп. Платон изыскивал дополнительные средства. При уч-ще была организована б-ка. В 1779 г. архиерей составил инструкцию ректору, а преподавателей назначал из выпускников Славяно-греко-латинской академии. Преподаватели и учащиеся должны были неукоснительно посещать богослужения. В 70-х гг. XVIII в. учащихся насчитывалось 120 чел., в 90-х гг.- 184 чел. Одним из воспитанников уч-ща был экзарх Грузии митр. Иона (Василевский (Васильевский)), впосл. он прислал в дар обители панагию, украшенную драгоценными камнями, и ряд книг.

В 1799 г. при образовании Калужской и Боровской епархии в Л. К. м. были устроены архиерейский дом и духовная консистория, обитель стала заштатной. В Л. К. м. поселился еп. Феофилакт (Русанов). Настоятелем мон-ря стал Калужский архиерей, а управлял обителью наместник. Места для новых учреждений не хватало, и в 1800 г. в Калугу были переведены консистория и ДУ, преобразованное в семинарию. Л. К. м., приписанный к архиерейскому дому, остался летней резиденцией Калужских епископов.

Паломники, возвращавшиеся из знаменитой Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыни, часто заезжали и в Л. К. м. В обители побывали: 17 дек. 1775 г.- имп. Екатерина II Алексеевна, 12 июля 1837 г.- вел. кн. Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II Николаевич) в сопровождении поэта В. А. Жуковского, в июле 1849 г.- Н. В. Гоголь, 10 мая 1887 г.- вел. кн. Константин Константинович, 16 июня того же года — Московский митр. Иоанникий (Руднев), 30 июня 1888 г.- вел. кн. Владимир Александрович и вел. кнг. Мария Павловна, 10 июля 1889 г.- Киевский митр. Платон (Городецкий). В 1897 г. в Л. К. м. на погребение своего брата Н. Д. Делянова приезжал министр народного просвещения гр. И. Д. Делянов.

10 авг. 1915 г. в обители широко отмечалось 400-летие со дня кончины блж. Лаврентия. Подготовкой занимался специальный комитет, учрежденный в Калужской епархии в 1914 г. по инициативе Калужского еп. Георгия (Ярошевского). Был открыт сбор пожертвований, на собранные средства произведены работы по приведению в порядок и украшению монастырских зданий. Перед празднеством в Рождественском соборе 7 авг. совершался парастас, а 8 авг.- заупокойная литургия с поминовением по монастырскому синодику всех почивших Калужских архиереев, настоятелей и погребенных в обители. В тот же день в монастырь была принесена и установлена в верхнем храме чудотворная Калужская икона Божией Матери. 9 авг. отслужено торжественное всенощное бдение. 10 авг. в мон-рь прибыл крестный ход из всех церквей Калуги и сел, ранее принадлежавших Л. К. м., совершены торжественная литургия и молебен блж. Лаврентию. В торжествах помимо Калужского еп. Георгия приняли участие митр. Московский свт. Макарий (Невский), викарий Тульской епархии еп. Каширский сщмч. Иувеналий (Масловский), прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, настоятельницы неск. жен. монастырей и общин Калужской епархии и эвакуированных во время первой мировой войны в Калугу жен. монастырей Холмской епархии. Пели 2 хора: архиерейский и монахинь Холмской епархии.

В XIX в. архим. Арсений сочинил поэму «Взгляд на Лаврентиев монастырь» (ГА Калужской обл. Ф. 64. Оп. 1. Д. 27). История Л. К. м. наиболее подробно изложена архим. Леонидом (Кавелиным) в «Историческом описании Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви» (Калуга, 1862). Торжества 1915 г. детально описаны в газ. «Калужский церковно-общественный вестник».

Территория и постройки

Л. К. м. располагался на холме и представлял собой серьезное укрепление. В 30-х гг. XVIII в. он был окружен кирпичной крепостной стеной толщиной ок. 1 м и высотой ок. 3 м, образовывавшей в плане квадрат, а по углам располагались 4 восьмигранные башни. Над св. вратами в 1732 г. устроена каменная одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Ее план представлял собой 4 неполных полукруга по главным осям и 4 меньших с окнами по диагоналям. С XIX в. из-за тесноты богослужения в Успенской ц. не проводились. Под ней было 2 проезда, покрытые коробовыми сводами. В сер. XIX в. в юго-вост. и юго-зап. башнях устроены летние кельи, а внизу — ледники.


Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г. Лаврентиев в честь Рождества Христова мон-рь. Фотография. 1878 г.

В Л. К. м. находился 2-этажный одноглавый соборный храм (1650): нижний каменный этаж с ц. во имя мч. архидиак. Лаврентия, верхний деревянный этаж с ц. в честь Рождества Христова. В 1790 г. нижний храм был отреставрирован, а в 1855 г. освящен во имя блж. Лаврентия Калужского. В нижней церкви были низкий потолок, подпираемый толстой колонной в центре, небольшие окна. С 1769 г. здесь же находилась ризница. На одной из стен помещалось мраморное барельефное изображение А. Ф. Демидовой († 1805). Входные двери юж. стены были украшены архивольтами и тройными наличниками из колонн с перемычками в инд. стиле. Снаружи стены были облицованы известковым камнем. Верхняя Рождественская ц. изначально была деревянной, «о трех верхах», а в 1739 г. после пожара заменена каменной 2-престольной (левый придел — в честь Рождества Христова, правый — в честь Вознесения Господня), в 1776 г. расширена, в 1780 г. освящена. Отличительной особенностью верхней церкви был иконостас в стиле рококо с широкими карнизами, образа поясов отделялись одни от других колоннами. Верхняя церковь освещалась окнами в 2 света, над ней был надстроен восьмерик, увенчанный куполом, а над ним — еще один небольшой восьмерик с главой. Апсида была 5-гранной.

Соборный храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера они поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединялась с колокольней, с юга через башню — с настоятельскими покоями. Каменная колокольня, возведенная в 30-х гг. XVIII в. в готическом стиле, имела 3 яруса: верхний и средний по углам были украшены тройными колоннами, а их карнизы на 4 сторонах — кокошниками. В 80-х гг. XVIII в. колокольня была надстроена и в ней устроены часы с боем.

В 1733 г. началось возведение каменного 2-этажного настоятельского корпуса, ставшего в 1799 г. архиерейским. В нем помещались архиерейские покои, канцелярия, кельи для прислуги, трапезная, кухня. В 1776 г. с правой стороны к зданию пристроено помещение для духовного уч-ща, в 1-й пол. 20-х гг. XIX в. оно было сломано, вместо него устроена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В 1764-1765 гг. было выстроено одноэтажное кирпичное здание братских келий и уч-ща для детей штатных служителей в сев. части монастыря, позже надстроен 2-й бревенчатый этаж. Также в XVIII в. были возведены казначейские кельи и ряд др. каменных построек.

На территории мон-ря находился источник с питьевой водой. Со всех сторон собор окружало монастырское кладбище, на к-ром покоился прах героев Отечественной войны 1812 г. ген.-лейтенанта К. Ф. Багговута, ген.-майора А. М. Всеволожского, сенатора и поэта Ю. А. Нелединского-Мелецкого, архитекторов Калуги П. Р. Никитина, И. Д. Ясныгина, Н. Ф. Соколова, представителей фамилий Билибиных, Демидовых, Золотарёвых, князей Оболенских, Прянишниковых, Сухозанетов, Унковских и др. На кладбище стояли 2 часовни: в одной был похоронен юродивый Ермил, живший в кон. XVII — нач. XVIII в. и в подвигах подражавший блж. Лаврентию, в другой — настоятельница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря игум. Агния Калужская (Десятова; † 1796). Здесь служились панихиды, паломники брали песок с могил. Л. К. м. стал местом упокоения и др. настоятельниц калужского Казанского мон-ря.

Рядом с оградой находилась 2-этажная гостиница для богомольцев. Монастырские стены окружал фруктовый сад-парк, по преданию разведенный в нач. XIX в. за один день Калужским еп. Евлампием (Введенским) с семинаристами, окруженный каменной оградой. К мон-рю примыкала слобода Подзавалье, за которой находилась Лаврентьевская (ныне Комсомольская) роща. Дорога от обители к Калуге была вымощена камнем в 1857 г. (ныне Широкая ул. в черте Калуги).

Л. К. м. принадлежала Крестовская часовня с кельей на Б. Московской дороге близ Калуги (ныне в черте города), сооруженная, по преданию, после пожара 1622 г. в Калуге для спасенного чтимого креста. Часовня была сначала деревянной, а затем каменной. В 1827 г. от креста получил исцеление полковник П. С. Чебышев. В 1830 г. в ознаменование этого события вместо часовни был сооружен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. Он имел форму равностороннего креста, снаружи его концы были оформлены портиками. Чудотворный деревянный крест с резным изображением Спасителя, украшенным драгоценными камнями, помещался в юж. части церкви под балдахином. В 1855 г. был устроен левый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». С западной стороны к церкви была пристроена 2-ярусная столпообразная колокольня. Крестовоздвиженский храм находился в ведении Л. К. м. и получил статус кладбищенского, при нем формировалось кладбище. Калужский еп. свт. Гавриил (Городков) распорядился, чтобы во время крестных ходов в Л. К. м. у церкви делалась остановка для совершения молебна Честному Животворящему Кресту. В сер. XIX в. храм был окружен каменной оградой с угловыми башенками в готическом стиле, открылась богадельня для больных и престарелых священнослужителей Калужской епархии. Сюда на жительство присылались монахи обители. В кон. XIX в. храм был обращен в Крестовский заштатный муж. мон-рь, к-рый, как и Л. К. м., был приписан к Калужскому архиерейскому дому. Оба мон-ря управлялись одним наместником. В 1918 г. Крестовский мон-рь был закрыт. К 2015 г. возрождается в качестве архиерейского подворья.

Настоятели и братия

До нач. XVIII в. обитель возглавляли настоятели в сане игуменов. Под 1564 г. упоминается игум. Серапион, 1-й известный настоятель обители. В 1696 г. игум. Иоасаф получил грамоту от патриарха Московского и всея Руси Адриана, в к-рой ему вместе с калужским воеводой предписывалось выселить жителей Калуги с земли, принадлежавшей Ильинской ц.

Первым из настоятелей был удостоен сана архимандрита в 1708 г. Карион (1698-1722). В 1721 г. судья приказа церковных дел, настоятель московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря архим. Антоний доносил в Святейший Синод, что архим. Карион укрывал в Л. К. м. старообрядцев, «отпускал из-за караулу», «по старопечатным требникам приходским попам отправлять требы не воспрещал и сам оное чинил». Впрочем, впосл. настоятель Л. К. м. «в том винился и обратился ко св. церкви». Архим. Антоний предлагал направить его или др. «искусных священников» в Калугу для «уверения присягою» архим. Кариона. Архим. Карион († 1722) был погребен под нижней церковью собора. После его кончины братия Л. К. м. избрала настоятелем игумена Воротынского Преображенского мон-ря Илариона. Но Синод не утвердил это решение и определил настоятелем Авраамия (Шаровкина) из Александро-Невского мон-ря (ОДДС. Т. 1. Стб. 332-334; Т. 2. Ч. 1. Стб. 926-927). В том же году архим. Авраамий жаловался в Синод, что присланный из Монастырского приказа в Калужскую пров. комиссар Попов поселился в Л. К. м., хотя на фоне др. калужских мон-рей он был «весьма убогой». Попов занял архимандричьи кельи, брал монастырских лошадей и слуг, пользовался «монастырскими харчами и конским кормом» (Там же. Т. 2. Ч. 2. Стб. 220-222). В дек. 1758 г. разбойники убили в мон-ре архим. Илариона (Тершевского).

В 1776-1800 гг. настоятелями были ректоры ДУ, располагавшегося в Л. К. м. В 1799 г. Л. К. м. возглавляли калужские архиереи, а непосредственно управляли обителью наместники, обычно бывшие экономами архиерейского дома. В 1823 г. еп. Калужский свт. Филарет (Амфитеатров) в целях поддержания монастырских порядков составил правила для монашествующих Калужского архиерейского дома. Они предписывали неукоснительное посещение богослужений и братской трапезы, совершение молитвенного правила, запрет на употребление спиртных напитков (для всех, кроме немощных), на не свойственные монахам разговоры, пустословие и «смехотворение». Эконом и казначей не могли отлучаться из архиерейского дома без дозволения архиерея, а остальные монашествующие (кроме келейного монаха при архиерее) — без дозволения эконома. За соблюдением правил должен был следить эконом.

Под нижней церковью были погребены Калужский еп. Александр (Светлаков; † 1895) и архим. Нил (Кастальский; † 1914), постриженик Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни, с 1895 г. бывший духовником братии Л. К. м. и сестер калужского Казанского монастыря, а с 1903 г.- наместником Л. К. м. и Крестовского монастыря.

В нач. XVIII в., согласно определению Монастырского приказа, число братии Л. К. м. составляло 22 монаха. По штатам 1764 г. в мон-ре трудились 12 монашествующих, 1 вольный писец и 8 штатных служителей. В Калужском архиерейском доме, созданном в 1799 г., полагалось иметь 44 штатных служителя. После приписки к нему Л. К. м. большинство монашествующих были отправлены в др. монастыри епархии, т. к. нужны были места для штатных служителей, набранных в основном из обывателей слободы Подзавалье. В нач. XX в. в штате архиерейского дома, включая Л. К. м. и Крестовский мон-рь, состояли 40-50 монашествующих. Многие переходили из одной обители в другую. Л. К. м. был теснейшим образом связан с Оптиной пуст., воспитанников к-рой перешло в Калужский архиерейский дом больше, чем в любой другой мон-рь. В кон. 90-х гг. XIX в.- нач. XX в. в Л. К. м. пребывали ок. 15 выходцев из Оптиной пуст.

Материальное положение

Земельные владения Л. К. м. зафиксированы в выписке из калужских писцовых книг Плещеева и Семёнова 1628 и 1629 гг. (Леонид (Кавелин). 1906. С. 69-73). В кон. XVII в. обители принадлежало 59 дворов крестьян. По данным 2-й ревизии, в 1744 г. за мон-рем числилось 523 крестьянина. В 1764 г. он был отнесен к 3-му классу с содержанием 862 р. 321/2 к. в год. Площадь земель, отведенных под сады и огороды,- 3 дес. 100 саж., рощи — 1 дес. 100 саж., луга на р. Угре — 4 дес. В 1797 г. монастырю переданы мукомольная мельница на р. Яченке и рыбные ловли в озерах Меховое, Долгое, Минкины Лужки в Перемышльском у. После приписки обители к Калужскому архиерейскому дому при архиеп. Феофилакте рыбные ловли были переданы Перемышльскому Троицкому Лютикову мон-рю, а Л. К. м. получил ловли на р. Оке, 13 дес. 1240 саж. пустопорожних земель в Подзавалье, 40 дес. сенокосной и пахотной земли в Боровском у.

К 1864 г. обитель владела 267 дес. 1222 саж. земли в Калужском, Козельском, Малоярославецком, Перемышльском уездах, которые в основном сдавались в аренду. Также Л. К. м. принадлежали мельница на р. Яченке, рыбные ловли на реках Оке и Жиздре и в 29 озерах рядом с Жиздрой. На содержание монастыря отпускалось 3453 р. 88 к., а также взамен угодий — 57 р. 12 к. Банковские капиталы Л. К. м. в 1873 г. достигали 59 801 р. (Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 242). В 80-х гг. XIX в. в здании братских келий и училища для детей штатных монастырских служителей находился епархиальный свечной завод, перемещенный из Козельска.

Много средств шло на строительство и ремонт. Так, в 1768-1779 гг. Л. К. м., согласно приходо-расходным книгам, получал ежегодно ок. 800 р., и четверть этой суммы шла на поддержание построек и пополнение ризницы. Из 20 096 р. неокладных доходов Калужского архиерейского дома за 1832-1841 гг. на строительные работы в мон-ре израсходовано 9632 р. (Болдин. 1996. С. 15).

В обители в XIX в. разводили коров холмогорской породы. В монастырском саду было посажено более 1000 фруктовых деревьев.

Крестные ходы, святыни и реликвии

10 авг., в день памяти блж. Лаврентия, был «исстари установлен» крестный ход из Калуги в Л. К. м. с чудотворными и особо чтимыми иконами городских церквей. Др. крестный ход, из церквей Калуги в мон-рь, совершался на праздник Вознесения Господня.

Крест и часовня над местом погребения блж. Лаврентия. Фотография. 2009 г. Крест и часовня над местом погребения блж. Лаврентия. Фотография. 2009 г.

Главной святыней обители были мощи блж. Лаврентия, почивавшие под спудом под нижней церковью собора у сев. стены, на месте левого клироса. В нижней церкви над этим местом была установлена рака, велась запись чудесных исцелений, самое раннее датировано 1621 г. Рака в 1750 г. была обита медным посеребренным окладом (не сохр.), наверху было помещено иконописное изображение блж. Лаврентия в рост в серебряном чеканном окладе. Над ракой располагался балдахин на 4 золоченых столбах с подзорами из малинового бархата, расшитыми золотом. В 1860 г. вел. кн. Константин Николаевич пожертвовал к раке золотую лампаду и внес денежный вклад 10 авг. 1858 г., в день памяти святого и в честь рождения сына — вел. кн. Константина Константиновича. В 1887 г. сам вел. кн. Константин Константинович по примеру отца пожертвовал к раке прав. Лаврентия серебряную лампаду, выполненную по образцу лампады XV в. из ризницы Софийского собора в Новгороде, и внес денежный вклад.

На стене над ракой размещалась старейшая в мон-ре икона Нерукотворного образа Спасителя, упомянутая в описании одного из исцелений у раки блж. Лаврентия в 1632 г. В 1833 г. икона была поновлена. В иконостасе верхнего этажа Рождественского собора имелась чтимая Страстная икона Божией Матери (1711), для к-рой в 1848 г. изготовили сребропозлащенную ризу. Др. монастырской святыней был напрестольный металлический крест 1652 г. с частицами мощей 22 святых.

Во 2-й пол. XIX в. в Л. К. м. хранилось неск. рукописей: Сказание о чудесах блж. Лаврентия, датированное архим. Леонидом (Кавелиным) кон. XVII — 1-й четв. XVIII в.; синодик, заведенный в сер. XVII в., с перечислением настоятелей, братии и др. лиц; синодик, заведенный в нач. XVIII в., с упоминанием ок. 450 родов. Из старопечатных книг в обители хранились напрестольные Евангелия 1644, 1655, 1681 (в сребропозлащенном окладе, дар царя Феодора Алексеевича) и 1688 гг. (дар царевны Татианы Михайловны), Толковое Евангелие блж. Феофилакта Болгарского 1698 г.; «Лексикон славеноросский, альбо Имен толкование» Памвы (Берынды) 1627 г.; Большой Требник митр. Киевского свт. Петра (Могилы) 1644 г.; «Грамматика словенская» архиеп. Мелетия (Смотрицкого); Соборное уложение 1649 г.; сочинения святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина в переводе иером. Епифания (Славинецкого) 1665 г.; Служебник, пожертвованный в 1671 г.; Апостолы (1671, 1684); «Обед душевный» иером. Симеона Полоцкого (1681); Октоих в 2 книгах (1683 и 1699); «Маргарит» (1698).

Примечания

  1. Кавелин, 2011, с. 8—10.
  2. Малинин, 1992, с. 31—32.
  3. Пухов, 2015, с. 19,25.
  4. Иоанн Курбацкий, 2015.
  5. 12
    Калужский Свято-Лаврентьев монастырь.
  6. Кавелин, 2011, с. 11.
  7. Рункевич С. Г.
    Киприан (Кармазинский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  8. Здравомыслов К. Я.
    Иов (Чарнуцкий) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. Калужскому монастырю посвятили марку, 2015.
  10. Почта Латвии посвятила Лаврентию Калужскому марку, 2015.

Отрывок, характеризующий Лаврентьев монастырь (Калуга)

Пьер поехал обедать к княжне Марье. Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого». При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее. Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение. Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе. На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти. Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться. – Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока. – Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя. Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору. Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье. – Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу… Он остановился и потер себе лицо и глаза руками. – Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала. – Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала. – Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья. – Но что же мне делать? – Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю… Пьер смотрел в глаза княжне Марье. – Ну, ну… – говорил он. – Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья. Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью. – Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?! – Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет. – Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи. – Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она. – В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам? На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью. Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей. «Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..» – Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом. И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер. В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен. Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее». Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось. Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания. Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви. Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком. Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен. «Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив». Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их. С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи. Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.

Литература

  • Малинин Д.И.
    Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии / Вступ. ст. и коммент: Ларин А.К. и др… — Калуга: Золотая аллея, 1992. — 272 с. — 15 000 экз.
  • Пухов В. А.
    История города Калуги. — Калуга: Золотая аллея, 2015. — 192 с. — ISBN 9785711104025.
  • Кавелин Л. А.
    Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви = Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии (Калуга : Типография С. А. Семенова, 1906) / Составил иеромонах Леонид. — М.: «Книга по Требованию», «YOYO Media», 2011. — 113 с. — ISBN 978-5-458-10986-4.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]