Воронежский священник рассказал, как вести себя на богослужении


Мужчина и женщина должны посещать в чистой и опрятной одежде. Она не должна быть дорогой и изысканной, но ее аккуратность – это знак уважения Господу и Его дому (церковь, храм). Мужчине следует одеть рубаху и брюки, что могли бы закрывать его руки и ноги (желательно). Поэтому откажитесь от футболок с коротким рукавом, маек и шорт. Так же в церковь не следует надевать одежду слишком яркую или с вызывающими яркими рисунками, надписями, дырами, разрезами. Покрывать голову мужчине не стоит, наоборот, нужно снять любую панаму, кепку, шапку или шляпу.

Женщинам в церковь следует надевать скромную одежду, которая закрыла бы фигуру и не обтягивала ее. Обязательно следует скрыть грудь и плечи, закрыть длинной юбкой ноги (самая короткая юбка должна быть не выше колен). Самое главное, что нужно надеть женщинам – платок на голову. Дело в том, что покрытая женская голова в храме – знак уважения Господу, ведь он хозяин своего дома и потому, входя в церковь, нужно повиноваться его правилам.

ВАЖНО: Женщинам нельзя посещать церковь в период менструации и в то время, когда после родов еще выделяется кровь. Подобное нарушение покажет ваше неуважение Господу и осквернит церковь.

Перед тем как вы подойдете к храму, вам следует стать перед его главным входом, посмотреть на крест (он должен располагаться на дверях или вратах) и перекреститься три раза, каждый раз кланяясь. Это своеобразное приветствие с Господом и знак того, что вы православный человек. После того, как вы одолеете входные двери, вы не сразу попадаете в церковь, а в притвор – особое место в виде небольшого коридора. Тут следует еще раз перекреститься трижды и только потом зайти в сам церковный зал.

О правилах поведения

Где лучше стоять в церкви?

Значение православного человека – прославлять Господа. Именно поэтому он ходит в церковь и в молитвенном общении рассказывает Богу о своих проблемах, успехах, сомнениях и страхах, чтобы найти единственно важное решение и помощь. Если вы пришли в храм заранее (минут за 15 до начала службы) вам следует поставить свечи или написать специальные записки для богослужения.

Занять в церкви можно абсолютно любое удобное место, которое вам нравится в зале. Существует только одно главное правило для соблюдения (оно соблюдается не всегда и не везде) – во время службы женщинам следует стать слева, а мужчинам – справа. Если вы обнаруживаете достаточное количество свободного места в зале, важно не стать там, где есть главный проход.

ВАЖНО: Помните, занятое вами место, должно быть только вашим до конца службы. Ходить по церкви, менять свое место — нельзя. Так же нельзя громко приветствовать знакомых и близких, разговаривать с ними, отвлекать других присутствующих от молитв.

Занять в храме так же можно и сидячее место. В церкви всегда есть специальные лавочки, но нужны они лишь для тех, кто не может по состоянию здоровья или плохому самочувствию стоять долгое время (больные люди, люди с отсутствующими или поврежденными нижними конечностями, маленькие дети и возрастные люди). Сидеть на лавах следует скромно, не расставляя и не закидывая ноги.

В любом случае старайтесь вести себя в церкви сдержанно, не засовывая в карманы руки, на кладя их за спину и не складывая на груди. Стоять в храме нужно потому, что таким образом вы предстаете перед Богом, открывая свое сердце и душу. Так же можно считать, что вертикальное положение тела, возвышает человеческое предназначение.

Где стоять в церкви?

Как вести себя в церкви и храме на службе, что делать, как креститься?

Как уже говорилось, если в церкви проходит служение, приходит в храм следует заранее. Любой православный праздник или важный день (как, к примеру, воскресенье) требует от православного человека опрятности и аккуратности. Следует подобрать скромную, но красивую одежду: чистую, выглаженную, светлую. Так же следует причесаться и умыться. Женщинам не следует накладывать густой слой косметики, откажитесь от нее вовсе или используйте совсем в минимальных количествах.

Скромная одежда требует скромного поведения. Будьте так же приветливы, радостны и счастливы от посещения церкви. Креститься следует перед входом в церковь, в притворе и перед образами. Если вы на службе, слушайте молитвы и смотрите за священнослужителями. Креститесь каждый раз, когда кто-то из них начинает креститься, даже если вы не можете четко разобрать слов.

ВАЖНО: Православный человек всегда креститься, складывая все пальцы правой руки в горсть. Коснитесь пальцами лба, затем живота и только потом правого и левого плеча. Таким образом вы «рисуете» на себе крест Господа, благословляя и очищая себя.

Как креститься?

Соблюдение духовного и физического поста

  • Соблюдение молитвенного режима: утром и вечером
  • Регулярное чтение духовно литературы
  • Посещение церкви
  • Исповедание

ВАЖНО: Если вы присутствуете на причастие, вам следует полностью осознавать важность этого таинства и ни в коем случае не привлекать к себе внимание. Займите свое место в церкви, искренне молитесь и креститесь каждый раз, когда это делает батюшка.

Как вести себя в церкви и храме на венчании?

Когда нельзя идти в церковь?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Когда нельзя идти в церковь?

Ответ:

Церковь — место особого Божьего присутствия на земле. Прийти туда можно в радости и в печали, богатому и бедному, чтобы помолиться одному или ради соборной (общей) молитвы на богослужении.

Церковные таинства сопровождают человека всю жизнь — вначале в Крещении он становится христианином, затем исповедуется, причащается, венчается при вступлении в брак, соборуется в случае болезни… Безусловно, Бог видит человека и слышит его молитвы в любом месте. Мы можем молиться дома, во время работы, в дороге. Но в храме вся обстановка способствует общению с Богом и отрешению от повседневной суеты.

На вопрос, когда нельзя идти в церковь, можно ответить так: прийти в церковь можно всегда, есть лишь совсем небольшое число исключений.

Например, в 2021 году мы столкнулись с пандемией коронавирусной инфекции. Из-за этой чрезвычайной ситуации во многих странах возможность посещения богослужений была ограничена. Естественно, если вы сами заболели и можете служить источником инфекции для окружающих — надо оставаться дома. Это касается, разумеется, не только COVID-19/ Если вы тяжело болеете, можно вызвать священника домой. Дома можно будет поисповедоваться, пособороваться, причаститься.

Также в Православной Церкви есть традиция, согласно которой женщина после родов в течение 40 дней не посещает храм. На 40-й день над ней читается специальная молитва, и новоиспеченная мама возвращается к участию в богослужениях. Конечно, при особых обстоятельствах время чтения послеродовых молитв может быть перенесено. А вот период менструации, вопреки распространенному мнению, не является препятствием для того, чтобы приходить в храм — в эти дни нельзя лишь причащаться.

Другие обстоятельства, которые называются иногда как препятствия к посещению храма, на самом деле по церковным законам таковыми не являются. Да, входить в храм желательно в пристойной одежде, но женщине вовсе не обязательно надевать длинную юбку и платок. Да, в храме мы ставим свечи перед иконами как символ нашей молитвы и свечи обычно можно взять за пожертвование. Но если вы стеснены в средствах — можно просто помолиться, это не будет менее «эффективно» (к тому же, во многих храмах взять свечу можно бесплатно).

Есть такая поговорка: «Рад бы в Рай, да грехи не пускают». Действительно, бывает так, что когда мы совершаем какой-то грех, и нас мучает совесть, прийти к храм бывает особенно страшно и трудно. Но этот страх — ложный. Наоборот, лучше как можно скорее прийти в храм, и облегчить душу в молитве или, еще лучше, в таинстве исповеди.

А если вы смущаетесь из-за того, что не знаете правил поведения в храме и боитесь сделать что-то не так, вам поможет эта статья.

Редакция журнала «Фома»

Суббота или воскресенье?

Может возникнуть вопрос: почему православные чтут воскресный день, а не субботний, как, собственно, и было заповедано? Давайте разбираться. В Ветхом Завете суббота была днём воспоминания о творении Богом мира: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).

Суббота была днём, когда евреи оставляли все дела и посвящали время Богу, благодарили Его за благодеяния, за то, что они — свободный и любимый Им народ, который Он вывел из египетского рабства. Однако ещё в ветхозаветные времена пророк Иеремия писал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).

Для христиан более важным днём стало воскресенье — день памяти о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Из Деяний и посланий апостолов мы узнаём, что в этот день они причащались («В первый же день недели, …ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7)), творили милостыню. Иоанн Богослов называет это день не «первый», а «воскресный»: «Я был в духе в день воскресный» (Откр. 1:10). С тех пор христиане тоже проводят этот день благочестиво и радуются ему, потому что это память о Воскресении Христовом и об обещанном спасении.

Господь принёс нам Новый Закон, который основывается не на запретах, а на любви. Он даровал нам эту любовь. Все великие правители и полководцы знают, что силой и оружием власть долго не удержать. Христос удерживает власть любовью — и она непоколебима вот уже более двух тысяч лет. Сила, основанная на страхе и ненависти, со временем разрушает. Христос же принёс заповедь любви, которая помогает людям многие века жить в радости.

Святитель Иоанн Златоуст: Кто не причащается — не стойте нагло, уходите после чтения Евангелия

Можно ли ходить на Литургию, но не причащаться на ней? Вопрос не праздный.

Ещё десять лет назад большинство читающих этот текст удивлённо вскинули бы брови: ну конечно, можно! Странный вопрос… Мы же не для причастия только в церковь ходим.

Но вот отгремели в печати баталии между сторонниками «частого причащения» и любителями дореволюционного ежегодного «говения и приобщения», вышел эпохальный документ «Об участии верных в Евхаристии», поколение молодых священников потихоньку сменяет заслуженных «перестроечных» протоиереев, привыкших к другому — и перед христианами, всерьёз приходящими к Богу, возникает вопрос: как быть, если прекрасно знаешь, что Литургия — это единый священный порыв к соединению со Христом в Его Тайнах, но причащаться ты не готов (причины неготовности трогать здесь не будем).

И вот из глубины веков таким сомневающимся громогласно отвечает Иоанн Златоуст. Этот огненный епископ жил во времена, когда в недавно гонимую Церковь, вдруг ставшую «государственной», хлынули потоки маловерующих византийских граждан. Многие из них вроде и верили. А вроде и не верили. Как мы сейчас сказали бы, просто «крестик носили». Ситуация, в общем, чем-то похожа на наше дореволюционное время, но и на нынешнюю эпоху тоже. А потому весьма интересно, что же по поводу присутствия на Литургии непричащающихся говорил святой Иоанн.

А говорил он очень просто: кто не готовился, уходите сразу после первой части Литургии, вместе с оглашенными — с теми, кто только готовится ко крещению, и кому положено уходить после слов диакона «Оглашенные, изыдите!». Это, напомним, примерно после чтения Евангелия. И проповеди — она как раз должна быть тут, но в нынешней практике часто переносится на конец службы.

«Для чего взывает : «Изыдите те, которые не можете молиться Богу», а ты стоишь нагло? Если же ты не из кающихся, но из тех, кто имеет возможность причащаться, как же ты не заботишься, чтобы причаститься? Или ты не считаешь Причастие великим даром и пренебрегаешь им? Задумайся, прошу тебя! Здесь царская трапеза, ангелы служат на этой трапезе, Сам Царь здесь присутствует, а ты стоишь, как зевака».

Общий посыл вдохновенной проповеди прост: к Литургии надо относиться серьёзно. Если христианином назвался — будь им. А это значит: живи честно, стремись к Богу, старайся всегда помнить, что ты — член Церкви. Если так себя ведёшь — значит, тебе можно причащаться. А если можно — то причащайся постоянно, а не только по праздникам. Причащайся, испытывая себя, смиряясь, со страхом и трепетом. Но — причащайся!

Вот какой пример приводит Златоуст:

«Скажи мне, пожалуйста, если бы кто-нибудь был приглашён на трапезу, пошёл туда, помыл свои руки, сел и приготовился к трапезе, а затем не стал бы есть, разве он не оскорбил бы того, кто его пригласил? Не лучше ли было бы, если бы он не приходил вообще? Так и ты: пришёл на трапезу, пел с остальными песнопения, исповедовал, что ты достоин (поскольку не удалился вместе с недостойными), как ты можешь оставаться и не причащаться от этой Трапезы?»

А если называешь себя недостойным, и говоришь, что к Чаше тебе сегодня нельзя подходить, значит — покидай собрание после возгласа: «Оглашенные изыдите», и не дерзай оставаться дольше. «Всякий, не причащающийся Таин, стоит бесстыдно и нагло», — комментирует святитель наше поведение.

Выводы? Целью нашей должно стать изменение жизни, приближение её ко Христу, постоянная память о Нём, радость соединяться с Господом на воскресных литургиях, нежелание грешить и отдаляться от дружбы с Богом.

Что делать, если причащение за каждой Литургией пока что кажется нам недостижимым идеалом, и желания приобщаться на каждой службе у нас нет, и всю неделю мы о Боге почти не вспоминаем? Ни в коем случае не причащаться «насильно», потому что прочитали в интернете, и «так положено». Так и вправду положено, но всё это только для христиан, с покаянием, радостью и желанием идущих на службу.

Остальным что?

Во-первых, поставить цель постоянного причащения и каждодневной жизни с Богом. Во-вторых, предлагаем то самое упражнение: уходить после возгласа «Оглашенные, изыдите».

Зачем? Чтобы дать понять себе, чего лишаемся. Чтобы не самообманываться: мол, Литургию отстоял, ко кресту приложился, и с чистой совестью иду домой. Не с чистой! Уходи покаянно после Евангелия, и, глядишь, через пару недель душа сама запросит подготовиться и остаться на службе до конца, и причаститься.

Что, даже если праздник будет, с молебном и освящением яблок? Как же я уйду? Так и уходи — зато честно всё будет. Ну, можно подождать на лавочке у входа, и после окончания Литургии, когда радостно скажет батюшка «С миром изыдем» и врата закроются, войти в церковь и помолиться на молебне — очень хорошая вещь.

А если я так совсем разленюсь, и не буду ходить в итоге в храм? Значит, плохая идея была — можно, посоветовавшись с батюшкой, оставаться на Литургии до конца и не причащаться. Но, во всяком случае, скорбеть, что Чашу проносят мимо тебя. Отец Андрей Ткачёв, например, на вопрос, ходить ли на Литургию, если не причащаешься, отвечал, что, мол, время сейчас у нас такое трудное, что лучше ходить — хотя бы стоять и слушать для начала каждое воскресенье службу.

Поэтому, узнав об этой проповеди Златоуста, с рассуждением подойдём к тому, что в ней сказано. Слова очень важные и полезные, но как сделать так, чтобы на пользу они пошли нашей конкретно душе, тут поразмыслим. Помолимся святому Иоанну, попросим помощи. Он обязательно поможет, и жизнь наша потихоньку выправится, встанем мы на твёрдую почву и будем вместе карабкаться к Царствию Небесному.

Будем ещё ждать воскресного дня, как самого счастливого в неделе, будем бежать на Литургию вприпрыжку, и моменты страшной и прекрасной службы будут ещё для нас самым главным временем в жизни.

И тогда всё наше существование превратится в удивительное время радости о Боге, и Его присутствия у нас в сердце. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Источник: У стен Церкви

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]