В православном богослужении антифоны — это песнопения. Антифоны в католическом богослужении


Содержание и символика изобразительных антифонов

«Изобразительные» 102 и 145 псалмы представляют собою выходящее из глубины души восторженно-радостное прославление и благодарение Бога за Его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным. Во время пения антифонов священник находится в алтаре и читает так называемые тайные священнические молитвы.

Раньше тайные молитвы читались вслух – никакой тайны в них нет; все дело в их непостижимости и величии. Однако, начиная с VI века, их тихо читают в алтаре, в чем проявляется некое внешнее разделение на тех, кто священнодействует у Престола, и тех, кто священнодействует как народ Божий. По мнению многих богословов, сила священнодействия таким образом ослабляется. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды этой редукции, потому что в сознании многих людей лишь священник совершает Литургию, лишь он молится, а все остальные только присутствуют при этом. На самом деле это не так – все молитвы во время Божественной литургии возносятся от лица всех собравшихся в храме. Каждому из нас следует знать и понимать их. Антифоны и ектеньи не заменяют священнические молитвы, но являются их продолжением.

После того как первый и второй антифоны «изобразили» Царство Божие с ветхозаветной точки зрения, третий антифон даёт новозаветную картину этого Царства, начиная её молитвою благоразумного разбойника о принятии нас в него: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи

». Прежде всего, звучащие заповеди блаженства рисуют нам образ Самого Господа Иисуса Христа, в Его земной жизни до явления народу, проведённой в неизвестности Назарета. Эти блаженны изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа в Его нагорной проповеди (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26). Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.

В конце пения блаженн совершается вход с Евангелием, так называемый малый вход, знаменующий, по общему мнению толкователей, Крещение и начало проповеди Спасителя, а также «вход святых» в Царство Небесное. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении. При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа – Иоанна, Евангелие – Самого Иисуса Христа.

В классических византийских литургических комментариях приводятся следующие символические интерпретации малого входа. Прп. Максим Исповедник усматривает в нем указание на Боговоплощение и шире на всё Домостроительство совершенного Христом спасения, а также на обращение людей от греха к праведности. В «Церковной истории» св. Германа I Константинопольского (VIII в.) малый вход объясняется как знак пришествия в мир Сына Божия в Боговоплощении. Николай и Феодор Андидские видят в малом входе символ Крещения Господня; св. Николай Кавасила – указание на явление Христа; блж. Симеон Солунский понимает малый вход как знак участия ангелов в служении Христа и в совершении Литургии, а также видит в этом символ Воскресения Господа.


Праздник Всех Святых. Малый вход на блаженнах. Скит Всех Святых.

«Блаженны»

Под «Блаженнами» (греч. μακαρισμοί) разумеются: во-первых

, евангельские стихи о блаженстве (Мф. 5:3-12), обещанном от Господа за разные добродетели;
во-вторых
, особые песнопения (тропари), которые поются на Литургии за стихами о блаженстве. В этом последнем значении слово «Блаженны» чаще всего и употребляется в Типиконе и других богослужебных книгах. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых.

Виды тропарей на блаженнах

Существующие циклы тропарей на блаженнах можно разделить на три категории: воскресные

,
будничные
и
праздничные
. Самые древние – циклы
воскресных
тропарей на блаженнах (известны уже по греческим рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами
будничных
тропарей (их происхождение связывают с деятельностью константинопольских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе в конце последования на каждый день. В используемом ныне в Православной Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы – по 6 тропарей на блаженнах.

Праздничные

тропари на блаженнах посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на блаженнах была распространена меньше, чем первые две; особые праздничные тропари на блаженнах встречаются только в некоторых рукописях (Минеях и Триодях). С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (который знает только тропари на блаженнах Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на блаженнах исчезает из литургических книг. В используемой ныне в Православной Церкви Цветной Триоди такие песнопения находятся в конце последования недели (т.е. воскресения), по 4 тропаря на блаженнах, но в Минее и Постной Триоди нет таковых. Однако некоторые последования все же имеют специальные тропари на блаженнах – например, службы «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Мч. Иулиана Египетского» (в Минее Московского Патриархата опубликована 2-й под 21 июня).

Из Минеи и Триодей поются на блаженны праздничные тропари песней канона, положенного на утрени, именно 3 и 6 песни или иные, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, в соответствии с нумерацией 3 и 6 часов, с которыми совершается Литургия. Эти времена дня особенно священны совершившимися в них таинствами смотрения: третий – сошествием Святого Духа на апостолов; шестой – пожрением (распятием) самого Спасителя на кресте. Если вникнуть в содержание песней канона, то мы увидим, что 3-я и 6-я песни (или их отдельные тропари) изображают скорбящих и потом получивших утешение и радость, подобно тому, как обещано в стихах библейских песней. Третья песнь канона имеет образцом песнь Анны: «Утвердися сердце мое во Господе

». Шестая песнь имеет образцом песнь св. пророка Ионы: «
Возопих в скорби моей ко Господу
».

Гимны Марии

Марианские антифоны — это христианские песни, посвященные Деве Марии. Они используются в богослужениях римско-католической, восточно-православной, англиканской и лютеранской церквях. Чаще всего их можно услышать в месячных молитвах мая. Некоторые их них также были приняты как рождественские антифоны. Несмотря на то, что существует ряд древних марианских гимнов, этот термин чаще всего используется для обозначения четырех гимнов:

  • Альма Редемпторис Матер (Адвент до 2 февраля).
  • Аве Регина Келорум (Представление Господа через Страстную пятницу).
  • Регина Коепи (Пасхальный сезон).
  • Сальве Регина (от первого воскресного вечера Троицы до Адвента).

Структура циклов тропарей на блаженнах

Тропари на блаженнах относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из множества небольших песнопений. Группы тропарей на блаженнах имеют структуру, сходную со структурой канона.

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от современных печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на блаженнах. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на блаженнах используется как ирмос тропарей на блаженнах в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на блаженнах утрени Великой пятницы – это воскресный ирмос тропарей на блаженнах 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на блаженнах в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.

После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует. Троичны – так же как и ирмосы на блаженнах – часто одни и те же для нескольких циклов. В древних славянских рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день; в современном печатном Октоихе остались некоторые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа – во вторник, воскресный троичен 6-го гласа – в субботу.

Развитие

В восьмом веке антифоны состояли из:

  • 92 Псалом с рефреном «Через молитвы Богородицы, Спаси, Спаси нас!»;
  • 93 Псалом с рефреном «Спаси нас, Сыне Божий… Аллилуйя!»;
  • 95 Псалом с гимном «Единородный сын», написанным императором Юстинианом в 6-м веке.

В 12-м веке некоторые монахи в Константинополе начали новаторский обычай заменять Псалмы 103, 146 и Блаженства на нормальные антифоны в воскресной литургии.

Сегодня некоторые церкви следуют этому обычаю. Но в основном используется пение Псалмов 92, 93 и 95 в качестве основных антифонов. Какие бы гимны не использовались, эти три песни начинают все богослужения.

Пение тропарей на блаженнах на Литургии

По Иерусалимскому уставу, принятому в настоящее время в Православной Церкви, изобразительные антифоны на Литургии, когда они положены, поются с тропарями на блаженнах.

1-м на блаженнах всегда поется или 1-й тропарь Октоиха, утративший в современных книгах название «ирмос», или ирмос Минеи или Триоди. Если на блаженнах поются вместе несколько (2 или 3) циклов тропарей, то все, кроме 1-го, должны петься без ирмоса, аналогично порядку пения песней канона вседневной утрени.

В неделю (воскресенье)

, если на нее падает память святого без праздничного знака (у которых обычно не бывает блаженн), на блаженнах поются тропари Октоиха на 8. Если же день имеет шестеричный знак и выше, на блаженнах поется 10 тропарей – к тропарям Октоиха (которые тогда поются на 6) прибавляется 3-я (иногда 6-я) песнь утреннего канона праздника или памяти святого (на 4). Если же память празднуемого святого в неделю приходится на попразднство двунадесятого праздника, то тропари на блаженнах поются на 12: 4 Октоиха, 4 праздника и 4 святого; этот порядок соблюдается всегда, когда на блаженнах надо спеть 3 цикла тропарей.

В седмичные дни

при знаке шестеричной службы на блаженнах поются 4 тропаря Октоиха и 4 Минеи из 3-й песни канона (иногда 6-й) на 4. Несколько святых с шестеричным знаком (6 сент., 16 янв., 20 июля) имеют и 3-ю, и 6-ю песни на блаженнах (блаженны Октоиха тогда отменяются совсем). В дни со славословием и выше положено петь песни 3-ю и 6-ю на блаженнах. Если святой или праздник имеет 2 канона на утрене, тогда 3-я песнь берется из 1-го, а 6-я – из 2-го канона.

В субботу

, если служба святому не имеет праздничного знака, на блаженнах поются 6 тропарей Октоиха; если есть тропари на блаженнах, устав их пения тот же, что и в седмичные дни, только тропари святого поются прежде тропарей Октоиха (если последние вовсе не отменяются). В дни памяти святых, имеющих шестеричную службу, когда сначала на блаженнах поется песнь канона Минеи с ирмосом, а затем – тропари Октоиха, причем 1-й тропарь Октоиха (т. е. ирмос тропарей на блаженнах) опускается, по аналогии с каноном. Это правило прямо указано в московском старопечатном Типиконе 1641 г. под 7 сентября.

В попразднства двунадесятых праздников, большинства недель периода Пятидесятницы и праздника Преполовения на блаженнах тропари Октоиха отменяются и вместо них поются т. н. рядовые песни на блаженнах – песни праздничного канона (или 2 канонов) по очереди, начиная с 1-й. Распределение песен праздничного канона по дням попразднства подчинено определенным закономерностям. Если попразднство с отданием охватывает 8 дней, что достаточно для пропевания всех песен праздничного канона, тогда песни канонов поются все подряд – с 1-й по 9-ю, по одной в день. 8-дневное попразднство имеют Богоявление, Вознесение и Успение. Попразднство других праздников короче: Воздвижение – 7 дней, Рождество Христово, Пятидесятница, Преображение – 6 дней, Рождество Богородицы, Введение во храм – 4 дня. Сретение Господне может иметь разное количество дней попразднства (от 0 до 7 – это связано с тем, что праздник зависит от подвижного годового круга). Если дней не хватает, в первую очередь пропускаются песни, уже пропетые в день праздника или в 1-й день попразднства (у попразднств Рождества Богородицы и Введения). Для пропевания всех песней праздничного канона в случае недостатка дней песни соединяются друг с другом (например, 4-я с 5-й, 5-я с 6-й, 7-я с 8-й). В Типиконе избегаются соединения песней, разделенных на утрене ектениями (т. е. песни 3-я с 4-й и 6-я с 7-й никогда не соединяются), а также любых песней с 1-й и 9-й. Чаще всего объединяются 7-я и 8-я песни (видимо, потому, что соответствующие библейские песни тесно связаны друг с другом). Если же дней все равно не хватает для пропевания всех песен праздничного канона, то в первую очередь поются песни 3-я и 6-я, если они еще не спеты, а если спеты – то 9-я. В день отдания праздника обычно поется 9-я песнь. Рядовые песни попразднства на блаженнах поются на 6, с ирмосом. Если праздник имеет 2 канона, на блаженнах должны петься оба, при этом все равно на 6. Когда к тропарям рядовой песни на блаженнах прибавляются тропари празднуемого святого, тогда всего на блаженнах поются 8 тропарей: 4 праздника (только одного из канонов) и 4 святого. В недели при празднуемом святом в попразднство на блаженнах поются 12 тропарей.

В воскресные дни периода Пятидесятницы (кроме 1, 5, 7 и 8-й) тропари на блаженнах поются не на 10, а на 8 (воскресные на 4 и Триоди (из канона) на 4). Здесь современная русская практика сближается с современной греческой, по которой во весь год и в воскресные дни, и в будни при наличии на блаженнах песни из канона тропари Октоиха поются на 4 и песнь канона Минеи или Триоди на 4. В первопечатном московском Типиконе, наоборот, тропари Октоиха указано петь на 6 (и в будни), а песнь канона – на 4.

Поются блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному.

Католичество

В католичестве антифоны используются в мессе, во время вечерни и во все канонические часы. Они имеют свое предписанное место почти в каждой литургической функции. Суть антифонных псалмодий состоит в чередовании между солистами и хором. при исполнении.

В четвертом веке альтернативное пение, которое до того времени использовалось только на светских собраниях, нашло свое место для собраний на богослужение. Это не означает, что антифонное пение было новинкой. Оно успешно использовалось в Синагоге. Настоящая новинка состояла во включении более богато украшенной мелодии. Солист скандировал текст псалма, а через определенные промежутки люди подхватывали пение рефреном.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]