Икона «Илья Пророк»: в чем помогает и какое значение имеет?

В числе сохраненных национально-культурных достояний существует огромное количество величайших художественных произведений, главные герои которых относятся к старинным религиозным персонажам. Их иллюстрации, представленные на деревянных полотнах, наглядно отражают священные образы, которые были взяты из библии. Среди наиболее почитаемых композиций, которые с древних времен по-прежнему продолжают быть значимыми для общества, следует выделить одну, чьи чудотворные свойства являются особенно важными даже для воздушно-десантных войск.

Речь идёт о великой иконе Ильи Пророка. Первый её образ появился на свет еще со времен существования Византийского государства. В нем, пророк Илья предстаёт в качестве грузного мужчины с суровым хмурым взглядом. На теле его можно увидеть шерстяной плащ красного цвета, который покрывающий сзади спины. А на нижней части лица прорастает густая и длинная борода. В других более поздних работах, у Ильи можно будет заметить кинжал, который он держит в руке. Согласно некоторым определениям, данный предмет позволяет передать особую ярость, которую испытывает главный герой по отношению к иноверам.

Икона Илии пророка

Илия пророк. Икона, XV в. Из Покровской церкви в с. Ракулы (Архангельская область).

Этому ветхозаветному пророку, согласно источникам, посвящена была первая известная на Руси христианская церковь. А с принятием крещения князем Владимиром почитание святого все более возрастало, в его честь было построено сотни храмов. И сейчас икона Илии пророка встречается у нас почти в каждом храме.

День почитания

Почитание святого Ильи проводят 2 августа (20 июля по старославянскому календарю). Также этот день является праздником воздушно-десантных сил. С 2 августа православным людям запрещалось купаться в реках и водоемах. Верующими считается, что в этот день святой поражает молниями бесов и грешников. Также в день его почитания отмечены частые грозовые дожди, что влечет за собой гибель купающихся.

До популяризации христианства повсеместно было распространено язычество. Люди отмечали день Перуна в качестве аналога современного дня Ильи. Пожары в этот день считались как наказание за грехи. Тушили дом не водой, как обычно, а молоком либо же специально настоянной сывороткой. Этого в христианстве уже не отмечается.

В качестве подношения пророку, 2 августа за окно в грозу или дождь люди выставляли хлеб и соль, а когда плохая погода заканчивалась, то относили их к реке.

Во время праздника Ильи, верующие приносили в церковь пожертвования. Это была нога барана, мед, зеленый горох, и свежая рожь. Одну часть принесенных подношений они оставляли в храме, а вторую забирали с собой. Также считалось, что после праздника открывались волчьи норы. Поэтому они начинали свою первую охоту на этих зверей по окончанию праздника или во время него. Охотники верили, что если в день Ильи загнать волка, то это принесет удачу на целый год. Неделю после начала праздника называли звериной, так как в данное время учащались случаи нападения медведей.

Имя святого использовали для заговоров и целительных поверий. Верующими считалось, что свечи, которые вытопили из убитой в этот день змеи, обладали чудодейственной силой при лечении болезней.

Возвеститель воли Божией

В отличие от многих библейских пророков, чьи книги входят в состав Ветхого Завета, святой не оставил письменных сочинений. Библейский текст лишь рассказывает о деяниях самого подвижника в 3 и 4 Книгах Царств.

При этом, кроме места рождения угодника Божия, Галаадского города Фесвы, нет никаких данных о его происхождении, семье, подвижническом пути. 17 глава 3 Книги Царств представляет Илию сразу как пророка – возвестителя воли Божией. Именно это, по Библии – суть его жизни, без остатка отданной Творцу:

  • первое появление святого на страницах Библии – его обличение нечестивого богоотступника, царя Ахава с возвещением Божия наказания: страшной засухи по всей Палестине;
  • затем мы видим пророка уединенно подвизающимся в пещере, куда, по повелению Господню, приносит ему хлеб ворон; он творит чудеса в языческой Сарепте, где спасает от разразившегося голода вдову с сыном, а впоследствии – воскрешает отрока, умершего от болезни.

Особенно ярко проявляются «дух и сила» Илии во время его состязании со жрецами Ваала, чей культ распространился среди избранного народа при царствовании Ахава. По молитве святого, небесный огонь сжег не только приготовленную им жертву всесожжения, но даже сам жертвенник, тогда как «Вааловы пророки», много часов умоляя своего «бога», ничего не достигли. Так вера пророка обратила к Богу отступивший от Него народ Израиля.

Такова вся жизнь пророка, отданная служению Господу. Лишь иногда Библия как бы приоткрывает завесу над его вполне человеческими немощами. Например, по совершении чудесного жертвоприношения Илия едва не впадает в отчаяние: обращенный им народ вновь охладел к вере, а самого пророка ищут убийцы. Но при Божией помощи пророк преодолевает все, знаком чего является чудесное завершение его земного жития, когда явившаяся как бы огненная колесница возносит его с телом на Небо, к Господу. Так святой стал вторым из людей (после праведника Еноха), не познавшим смерти.

Христиане с древности твердо верят: перед Вторым Пришествием Господа Илия, Его верный слуга, явится миру еще раз, чтобы обличить его беззакония, приготовить верных к последнему Суду.

Это интересно: Святой Илия — Пророк, который не умер

Икос 4

Слышав нечестивый царь Ахав повеление твое, о еже собрати вся колена Израилева на гору Кармильскую, и привести на ту студныя пророки Вааловы, абие послав, собра вся, и сам прииде тамо. Ты же, ревнителю славы Божия, хотя конечне посрамити мерзкия идолы и прославити Истиннаго Бога, повелел еси уготовати две жертве, огня же на тыя не возгнещати, рек: «И будет Бог, Иже послушает огнем, Той есть Бог». То слышавше вси людие, реша: «Добр глагол Илиин, да будет тако». Мы же, величающе тя, зовем:

Радуйся, великий посланниче Царя Небеснаго и провозвестниче святых велений Его; радуйся, адаманте, неодолимый в ревности и непоколебимый столпе благочестия.

Радуйся, сильный защитниче истины и твердый противоборниче врагов Божиих; радуйся, нечестия искоренителю и насадителю благочестия.

Радуйся, пламенный ревнителю Божественныя славы; радуйся, яко и в последния дни мира имаши проповедовати Истиннаго Бога и обличати окаяннаго антихриста.

Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтече.

Иконописный облик

Восхождение Илии пророка на огненной колеснице

Илия – боговидец, с которым Создатель говорил на горе Хорив в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Он же – обличитель нечестивых идолопоклонников, ревностный проповедник веры. С пророком связывают пришествие Мессии, ожидание конца мира. Наконец, издревле поражало воображение верующих вознесение угодника Божия на небеса. Все эти, а также многие другие, события жизни пророка нашли отражение в его иконографии, которая касается как событий его земной жизни, так и тех, что происходили уже по его вознесении – например, явления пророка на горе Преображения, где он вместе с прор. Моисеем беседовал с Самим Христом.

Впрочем, общим для всех икон является само изображение подвижника, облик которого издревле сохранило церковное предание. Св. Илия чаще всего пишется как высокий седой старец с длинными власами. А вот одеяния святого пишутся различно:

  • чаще всего на нем – знаменитая милоть (еще в IX в. частице ее можно было поклониться в храме Св. Софии Константинополя), или шерстяной плащ, одежда пустынника;
  • иногда, особенно на иконах Преображения, святой изображается облаченным одеждами, подобными апостольским – в хитоне, гиматии; это подчеркивает связь пророка с приходом Мессии, Христа.

Преображение Господне. Феофан Грек

Если святой изображается один, в его руке чаще всего находится свиток с текстом пророчества. Другая рука поднята в понятном тогдашним людям ораторском жесте, ведь делом жизни подвижника была проповедь веры.

Однако таких, как говорят богословы, «единоличных» образов св. Илии не очень много. Куда чаще иконы – отражение особо значимых событий его жизни.

Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно — в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Сюжеты из жития святого и их значение

Христианские богословы давно заметили, насколько глубоким символическим значением обладают события жития святого, отраженные библейским текстом. Многие из них можно назвать прообразами Новозаветных. Именно поэтому, например, очень часто встречается икона, изображающая св. Илию при потоке Хораф, и ворона, принесшего ему круглый хлебец.

Интересный факт

Этот образ часто писался в алтарной части храма, ведь сюжет жития – своего рода прообраз Евхаристии.

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу — темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Среди других имеющих символическое значение сюжетов, распространенных в иконописи:

  • воскрешение сына вдовицы, сопоставимое с воскрешением св. Лазаря Христом, к тому же прообразующее также грядущее всеобщее воскресение;
  • жертва Илии на Кармиле, предвещая будущее Сошествие Св. Духа на Апостолов – также небесного огня, но не попаляющего, а изменяющего души людей;
  • вознесение святого к небесам на огненной колеснице, также как бы пророчество о Вознесении Самого Воскресшего Христа.

Самые древние дошедшие до нас изображения

Считается, что из ныне сохранившихся икон святого древнейшая находится в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан, Италия). Оно относится примерно к 370 г. Историки затрудняются точно определить датировку этой фрески, так как она имеет плохую сохранность. Однако из существующих фрагментов понятно, что это образ «огненного вознесения» св. Илии.

Еще одна икона, относящаяся к 549 г., также известна в базилике Сент-Апполинаре итальянского города Равенны. Он находится на иконе Преображения Господня: здесь Илия изображен на облаке.

Символическое изображение Преображения Господня в базилике Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549). Пророк Илия изображен в виде старца справа, слева пророк Моисей.

Также к VI в. относится мозаика монастыря св. Екатерины (гора Синай). Это также Преображение, где св. Илия показан благословляющим. Он облачен хитон с черным поясом, украшенным крестами, милоть.

Особенности русской иконописи

Христианская Русь унаследовала как традицию почитания пророка, так и иконописные каноны, по которым он изображался.

Самая древняя фреска, изображающая пророка, находится в Софийском соборе Киева, она относится к началу XI в. Это изображение пророка в полный рост, держащим свиток, что вполне соответствует византийской традиции.

Но уже к XIII в. у русских иконописцев появляются свои особенности изображения пророка:

  • образ угодника Божия уже к XIV в. часто встречается рядом с подкупольной иконой Спасителя, на одном из столпов, как правило, вместе с св. Иоанном Предтечей; предполагают, что это связано с распространившейся по русским землям традицией исихазма, восходящей к свт. Григорию Паламе, который предавал пророку особое значение предшественника пустынников-безмолвников;

В «Триадах о защите священнобезмолвстующих» свт. Григорий пишет о явлении Господа Илие в пещере горы Хорив, которое описывается Библией как «веяние тихого ветра»:

«Свидетельство и правдивое известие – его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все».

  • его часто пишут на полях иконы Богородицы «Знамение», так как этот образ Пречистой с воздетыми руками иногда также именуют «Воплощением»; изображение пророка подчеркивает его роль, как провозвестника прихода Мессии;
  • вообще лик св. Илии часто можно видеть на полях икон праздников, образов Богородицы, Христа, вместе с другими избранными святыми;
  • уже святоотеческая традиция нередко сравнивала двух живших в разные века праведников – прор. Илию и свт. Николая Мирликийского; жители Руси к этим угодникам Божиим тоже прибегали часто, а потому иконописная традиция вскоре стала объединять святых: появились их совместные иконы;
  • почитая святого как покровителя крестьян, заботящегося об урожае, его стали писать вместе с другими угодниками Божиими, особенно любимыми сельскими жителями: например, вмч. Георгием Победоносцем, мч. Власием.

Святой Илья Пророк с житием в 26 клеймах

Наконец, очень популярными с XV—XVI вв. становятся «житийные» иконы пророка, где клейма, окружающие его изображение, представляют события его жизни.

Интересный факт

Существует и уникальный «житийный» цикл фресок святого – в посвященном ему храме Ярославля. Сама Ильинская церковь строилась с 1647 по 1650 г., а освящена 16 июня 1650 г.

Фрески жития святого относятся к 1680 г. Повествование в красках начинается на южной стене церкви с рождения пророка (основой сюжета стали апокрифические сказания), а заканчивается – на северной, образом «огненного восхождения» святого.

О чем молятся верующие

К святому чаще всего обращаются:

  • во время стихийных бедствий, будь то засуха, или, напротив, затяжное ненастье, буря, град, другие катаклизмы;
  • прося помощи во время гонений за веру, при нападении врагов;
  • в случае греховных искушений, с просьбой укрепить веру и молитву.

Так народная любовь к пророку породила большую и разнообразную традицию его изображений. Прибегая к этим образом с верой, что святой обязательно поможет, многие получают просимое.

Наталья Сазонова

Тексты

В молитве Элиасу просят о его молитве Богу, чтобы он:

  • подал молящимся дух покаяния и сокрушения о грехах;
  • помог им оставить нечестивый путь и преуспеть в своих начинаниях;
  • укрепил их веру в борьбе со страстью и похотью;
  • вселил в их сердца смирение, любовь к ближнему, кротость, терпение и целомудрие;
  • спас их души и отвратил от них свой гнев.

Также в молитве возносится поклонение Богу и Иисусу Христу.

В тропаре пророку Илье говорится о том, что:

  • он ангел во плоти и основание пророков;
  • Элиас – предвестник второго пришествия;
  • он послал благодать Елисею.

В кондаке пророка просят послать дожди и молиться за людей перед Богом. Это связано с тем, что христиане верят в его возможность управлять погодой. Также в преданиях сказано о том, что он говорил с Богом лицом к лицу. По этой причине Илья Пророк может остановить бедствия и напасти, которые встречаются на пути верующих.

Тропарь

Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отго­ня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]