Святые места России. Суздаль – это небольшой российский город во Владимирской области, население которого чуть меньше 10 тысяч человек. Как же он красив и привлекателен для туриста! Весь день, что я провела там в конце мая, я была абсолютно счастлива. Такого количества храмов и белокаменных палат я давно не видела, а звона колокольного не слышала.
Впервые упоминания о современном городе Суздаль встречаются в документальных источниках с 1024 года. От такого количества истории, переплетения событий и дат просто захватывает дух. Ты когда-то читал о Василии III, Иване Грозном или Владимире Мономахе, а тут можешь прикоснуться в прямом и переносном смысле к истории великого народа.
Город Суздаль располагается в 25 км к северу от города Владимира на реке Каменка и вместе с этим городом и с рядом других входит в туристический маршрут “Золотое кольцо России”.
Все три фото выше и пара следующих сделаны с одной смотровой точки. Сюда всегда стараются привозить туристов, чтобы познакомить их с большинством храмов и монастырей сохранившихся до нашего времени, а их там множество.
Еще в начале 12-го века при князе Юрии Долгоруком Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества, а сегодня о былом величии помнят только храмы да соборы.
В 1157 году князь Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля во Владимир. С середины 13-го века Суздаль — столица самостоятельного Суздальского княжества. В начале 14-го века — столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 году Суздаль вошёл в состав Великого княжества Московского.
С 16-го века в городе вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. К этому времени в городе существовало 11 монастырей (к началу 19-го века сохранилось пять монастырских комплексов). Суздаль стал одним из религиозных центров на Руси.
И сегодня для верующего православного человека Суздаль – это радость для души и для глаз. Мне не удалось посетить все исторические объекты и православные святыни, но многое я все же успела увидеть.
Воскресенская церковь
Это летняя церковь, построенная в 1720 году. Располагается на главной площади Суздаля, напротив Гостиного двора. Воскресенская церковь – это удивительный и редкий образец двухстолпного кубического храма. Она представляет собой возвышающееся белоснежное одноглавое здание с гладкими стенами фасадов и колокольней. На стенах и столбах храма можно увидеть сохранившиеся фрагменты росписей 18-19 веков.
Оказавшись около Воскресенской церкви, сразу же становишься свидетелем бурной торговли сувенироной продукцией. Удержаться от покупок сложно, да и не нужно. Покупайте сувениры и памятные подарки, пусть они вас радуют долгие годы!
Как же без медовухи? Какой тут только нет!
Ну, а здесь главные сувениры – это Лисы!
Братский (келейный) корпус
Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».
Братский (келейный) корпус, южная часть
Братский (келейный) корпус
Вериги
Музейная экспозиция
Колокола
Музейная экспозиция
Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда
Рабочее место иконописца, реконструкция
Мастерская книгописца, реконструкция
Келья монахини, реконструкция
Покровский женский монастырь
Это совершенно особенное место, о котором будет отдельный пост на сайте чуть позже, а пока скажу только, что он был основан в 1364 году князем Дмитрием Константиновичем, а в дальнейшем стал местом заточения представительниц аристократических фамилий, постриженных в монахини. Многие известные женщины, каждая из которых вложила свой вклад в развитие истории России, приняли постриг и были переведены в Покровский монастырь. Сейчас он является действующим. Богатое оформление и старинные постройки привлекают большое количество туристов, желающих полюбоваться красотой монастыря.
Во время археологических раскопок на территории монастыря в прошлом веке были найдены захоронения, которые сегодня перенесены в усыпальницу.
Вот так выглядит летний храм Покровского монастыря.
А вот так зимний. В прошлые столетия часто строили два храма по соседству: более большой – летний, и маленький – зимний (для простоты отапливания). Конкретно в этом монастыре летний храм открывают после православного праздника Троицы, но нам повезло, т.к. в этом году службы перенесли в летний храм на несколько дней раньше. Благодаря этому я смогла приложиться к мощам Святой Софии Суздальской. А праздник Святой Троицы как раз сегодня! Поздравляю Вас, мои читатели!
Так же на территории Покровского монастыря можно увидеть вот такие деревянные срубы. Когда-то в 90-х это были гостиничные комнаты (монастырь потерял на несколько десятилетий свой статус религиозной святыни), а сегодня – места ремесленничества и работы монахинь, мастерские.
«Золотая кладовая»
Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.
Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.
Никольская церковь
Это небольшая церковь из дерева на территории архитектурного ансамбля суздальского Кремля, который практически весь сделан из камня. Церковь была построена в 1766 году в селе Глотово, в Юрьев-Польском районе. В 1960 году церковь была восстановлена архитектором М.М.Шароновым и перевезена в Суздаль в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества. Теперь Никольская церковь — один из самых главных экспонатов музея. Уникальной особенностью этой постройки является то, что при строительстве не было использовано ни одного гвоздя. Никольская церковь имеет чёткий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму своего алтаря, изящную главку, крытую осиной.
Мощи Святителя Арсения Элассонского
Гости Суздаля, посетившие Успенскую церковь неизменно отмечают ее уют и очарование. Некоторые даже говорят, что посещение храма дает настоящий душевный и эмоциональный подъем. Внутреннее убранство церкви успокаивает и создает некоторое умиротворение, что позволяет не просто насладиться красотой здания, но и предаться приятным мыслям, отрешившись от всех мирских забот.
А в 2014 году в церковь были доставлены мощи Святителя Арсения Элассонского. Они доступны верующим для поклонения и многие отправляются в данный храм именно по этой причине.
Посетив Успенскую церковь все гости города вновь попадают на Кремлевскую улицу, где свой позитивный настрой дополняют приятной верховой прогулкой или поездкой с настоящим извозчиком. Это место отлично передаёт незабываемую атмосферу города и позволяет отдохнуть душой в окружении настоящей истории.
Рекомендуем также посетить:
Церковь Бориса и Глеба
Суздальский кремль
Это одно из самых древнейших мест города Суздаль. Там мы провели достаточное количество времени с экскурсионной группой и смогли насладиться изумительной архитектурой начала 11 века. По версиям археологов, история его начинается с 10-го века, по записям в летописях – с 1024 года. Из официально источника: “В далёкие XI – XII века здесь была крепость, опоясанная земляными валами, которые тянулись 1400 метров. На валах стояли стены и башни из брёвен. В кремле размещались двор князя, княжеская дружина, двор епископа с городским собором. Внутри кремля всегда находилось большое количество людей из окружения князя и епископа. С годами оборонительные сооружения совершенствовались и достраивались, но в 1719 году все деревянные укрепление погибли в огне”.
Вот оно – прикосновение.
Закрытая территория
Часть территории монастыря закрыта для посещения — там продолжается реставрация и находятся хозяйственные постройки.
Стены Спасо-Евфимиева монастыря
Рождественский Собор
С Кремлём сохранились церкви, земляные валы и рвы, принадлежащие древней крепости, ансамбль архиерейского двора и древний Рождественский собор. Ох, уж этот Рождественский Собор! Только ради него можно было приехать в Суздаль, если больше нечего было бы смотреть в этом городке.
Он является одним из памятников древнерусского зодчества, наиболее уникальных в своём роде. Сейчас этот храм действующий, и в то же время он является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Чтобы попасть внутрь, необходимо покупать билет, а фотографировать можно без ограничений.
Первый храм был возведён в 11 веке, он простоял до 1222 года. Затем здание было разобрано и заново построено из белого камня. Новый храм простоял до 16-го века. В 1528 году храм снова подвергся перестройке, и половина камня заменилась на кирпич. В 17 веке храм получил пятиглавое завершение и роспись стен изнутри. В связи с большим количеством изменений, храм дошёл до наших дней далеко не в первоначальном виде. Убранство храма включает в себя красивые росписи, относящиеся к 13, 15 и 17 векам. Про этот собор также будет отдельный пост с 10-минутной видеоэкскурсией.
Никольская церковь и Собор Рождества Богородицы.
Часть стены Суздальского Кремля.
Свято-Васильевский мужской монастырь г. Суздаля Епархиальные монастыри РПЦ
Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Интересно, что к XVIII веку все древнейшие монастыри Суздаля уже были упразднены, кроме Васильевского и Ризоположенского. Даже Лжедмитрий, за нарушение жалованных грамот Васильевскому монастырю, угрожает смертной казнью, а царь Михаил Фёдорович именует игумена и братию Васильевского монастыря „своими богомольцами”, а монастырь – „своим царским богомольем”. Монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла – Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское. В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у „Креста”, построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г. Суздаля от моровой язвы 1654 года. Впоследствии в ней устроены храмы во имя всех Святых и св. Николая Мирликийского чудотворца. Монастырское подворье в Кремле просуществовало до 1719 года, когда было уничтожено пожаром и более не восстанавливалось. Если проследить исторические повествования о бедствиях г. Суздаля: неоднократные нашествия татар, поляков и литвы, опустошительных пожарах, моровых поветриях, то убедимся, что и на долю Васильевского монастыря выпало немало искушений, бед и скорбей лишивших его прежнего значения. Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем». В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг. – архимандритское, и наконец – строительское. В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон. Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня. На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов.
Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу. Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году, стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная.
Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия, во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы на ряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.
Интересно захоронение штаб-лекаря Дмитрия Павловича Моренкова. Он был, в конце XVIII начале XIX столетия, достаточно известен в Санкт-Петербурге. За приготовление лекарства оподельдока и мятной эссенции император Александр I пожаловал ему золотую медаль. В Суздаль он переселился в 1812 году из Москвы, а с 1826 года начал ещё выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовленный по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль и по самый день смерти в 1830 году, он был истинным благодетелем для здешнего края, безвозмездно раздавал врачебные и другие пособия всем к нему приходящим и в особенности бедным. В 1826 году государь Николай I, за его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Дмитрий Павлович Моренков заслужил у суздальчан имя благодетеля и друга страждущего человека. Далее, с восточной стороны алтаря погребены: князь Николай Сергеевич Трубецкой и княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урождённая княжна Мещерская. В настоящее время некрополь не сохранился.
В 1899 году, указом священного Синода, Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому женскому монастырю. В таком состоянии монастырь просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими обителями был закрыт.
В 1995 году, по благословению архиепископа Евлогия, Владимирского и Суздальского, начато возрождение Свято-Васильевского мужского монастыря игуменом Авраамием. С 2005 года настоятелем монастыря является игумен Рафаил.