Царица Тамара – биография и славная история правления грузинской правительницы


Св. царица Тамара. Фреска XII-XIII в., Вардзийский монастырь

Тамара Великая
[1] (ок. 1166 — 1213 [2]), благоверная царица Грузии Память 1 мая и в Неделю жен-мироносиц

Родилась около 1166 года [3]. Происходила из древней грузинской династии Багратионов. Её отцом был царь Георгий III, успешно противостоявший врагам страны и расширивший влияние Грузии; матерью — Бурдухан, аланская царевна отличавшаяся красотой и умом.

Воцарение

Сыновей у царя не было и Тамара выступала наследницей престола. Однако, Грузия не имела традиции воцарения женщин, и в 1177 году вопрос о престолонаследии стал поводом для восстания знати под водительством Иоанна Орбели, который ратовал за права царевча Демны (Димитрия), племянника Георгия III. Царь жестоко подавил восстание, но понимал, что знать побеждена лишь до времени и ждёт удобного момента возобновить борьбу. Это побудило Георгия решить вопрос наследования престола ещё при своей жизни [4].

В 1178 году царь Георгий III созвал государственный совет (Дарбази) архипастырей и вельмож, на котором объявил Тамару царицей-соправительницей. До 1184 года отец и дочь управляли страной совместно [5].

После того как, на Страстной Седмице 1184 года, Георгий III скончался, представители высшей знати потребовали повторного венчания Тамары на царство, и вопрос о её правлении вновь стал обсуждаться на Дарбази. Ключевые соображения в пользу воцарения женщины были собраны в трактате католикоса Николая (Гулаберидзе) «Чтение на Животворящий Столп», где подчёркивалось что Грузия изначально была предназначена в удел Богородице и проповедь христианства в стране была осуществлена женщиной — равноапостольной Ниной. Этот довод оказался убедительным и вельможи обратились к Русудан, тётке Тамары, со следующими словами:

«
Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей. Она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей; она слушается и почитает тебя, принимая за незримых теперь родителей. Предложи ей и посоветуй прекратить безмерную скорбь; пусть воссядет на трон, на который возвел ее превысокий и мужественный брат ваш и отец ее, и покажет сияние и могущество венценосного рода и дома вашего. Если бы она, — это ожерелье и венец государства, — не была совершенной и способной управлять царством и, говоря высокопарно, по олимпийски держать его, ей не были бы вверены престол Давида и печать Соломона. Пусть она теперь начнет царствовать и, совершив обряд коронации, в преднесении Животворящего Креста, сопутствуемая благословением Мелхиседека, благословившего Авраама, взойдет и сядет на престол отцов своих; пусть держит концы земли и царствует от моря до моря
» [6].

Русудан поддержала это предложение и царица Тамара вняла просьбе вельмож, согласившись на повторное венчание на царство. Во время коронации молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав несметные сокровища на нужды бедняков и Церкви. Она обещала, что будет преследовать беззаконие, двоедушие и прочие пороки, поощрять добродетель, поддерживать правовые начала, будет радеть о народном благоденствии, о величии отечества. Народ был в восторге от царицы [7].

Автор её «Жизни» так описал юную Тамару:

«Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд… приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор

» [8].

Замужества и утверждение на престоле

Блгв. царица Тамара. Фреска (нач. XIII в.) в церкви Рождества Богородицы Бетанийского монастыря

С самого начала царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности советников (везиров) и военачальников. Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей главного воеводы (амирспасалара) Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ, которые в дальнейшем показали себя верными и умелыми людьми. В это же время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей, и постаралась собрать к себе людей праведной жизни.
Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Казначей (мечурчлетухуцес) Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть царицы сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Тамара задержала Кутлу-Арслана. За него вступились было военные, но путём переговоров противостояние было разрешено.

В 1185 году по единогласному решению патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» [9] послали купца Зоровавеля, который сосватал царице князя Юрия (Георгия) Андреевича, сына великого князя благоверного Андрея Боголюбского. Придворные одобрили жениха, и хотя Тамара просила «переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» [9], грузинские вельможи настояли на своём и устроили свадьбу.

Вскоре опасения Тамары оправдались: супруг проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» [10]. Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, а затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Юрий рассвирепел ещё больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» [11].

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. К её руке стремился старший сын императора Мануила Комнина, несколько султанов готовы были ради неё отказаться от мусульманства. Но Тамара оставалась непреклонной, так как по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной. Лишь уступая убеждениям придворных, тревожившихся из-за отсутствия наследника, она наконец согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан аланского царевича Давида Сослана. Этот брак оказался удачным: в Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Вскоре Тамара родила наследника, будущего царя Георгия IV, а затем и дочь Русудан.

Узнав о втором браке святой царицы, её первый муж задумал побороться за утерянный престол. Он явился в страну Эзинкан (Эрзинджан), где к нему присоединились многочисленные предатели и пошли войной на Тамару. Войско бунтарей было разбито в ночном сражении при реке Куре, но святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, а бывшего мужа отпустила на свободу. Впоследствии Юрий Андреевич ещё дважды пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз бывал бит преданными Тамаре вассалами.

Внешняя политика

Блгв. царица Тамара Великя. Грузинская икона (X-XXI в.)

Через десять лет по вступлении на престол царица Тамара повела наступательную политику против сопредельных мусульманских государств. Её силы взяли Хорасан, Тавриз (ныне Тебриз) и Эрзурум. В ответ багдадский халиф решил покорить крепнущую христианскую Грузию и в 1195 году собрал против неё мощное объединённое войско мусульманского мира, включавшее силы из Индии, Самарканда и Дербента под началом атабека Азербайджана Абу Бакра. Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» [12]. За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» [12]. После чего она препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами. Грузинские войска одержали блестящую победу под Шамхором (ныне Шамкир), пленив множество воинов неприятеля. Великая победа принесла царице славу, но её жизнеописатель подчёркивает что благоверная Тамара не поддалась гордости, а «напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» [13].
Ещё одним тяжёлым испытанием для царицы и страны стала схватка с султаном Румским Рукн ад-дином. Притворно заключив с Тамарой ряд мирных договоров, он собрал большое войско по всей своей державе, и в начале 1200-х годов выступил против неё, объявив что жизнь оставит «только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест» [14]. Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» [14]. В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а сама предалась посту и молитве. В Басианской битве грузины разбили противника, взяли богатые трофеи и вновь отразили нависшую над христианами угрозу. Жизнеописание сохранило письмо благоверной царицы к султану Рукн ад-дину написанное в преддверии битвы:

«Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость

» [15].

Благоверная царица, продолжая расширение государства в борьбе с мусульманскими странами, также способствовала созданию союзной Грузии ромейской Трапезундской империи. Приняв у себя своих родственников, изгнанных ромейских царевичей Алексия и Давида Комниных, она оказалась в противостоянии с их гонителем, императором Алексием III Ангелом. Толчком к обострению отношений стало изъятие Алексием Ангелом щедрых даров, которыми Тамара наделила пришедших к ней монахов. Узнав об этом царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Тогда же, в 1204 году, она отправила войско в северо-восточные пределы ромейских владений и поставила императором над этими землями Алексия Комнина со столицей в Трапезунде.

Таким образом за годы своего правления, благоверная царица Тамара смирила внутренних и внешних врагов, расширила пределы царства и доставила Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии. Царица смогла занять место арбитра над обширным регионом — по словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» [16]. При этом сама Тамара не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению.

Внутреннее управление

Блгв. царица Тамара. Фреска нач. XIII в., Никольский храм Кинцвисского монастыря

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории не только с политической стороны, но и с духовной и культурной. Высокое благочестие и мудрость царицы проявляли себя во многих деяниях, но благоверная Тамара особенно прославилась как блюстительница Православия, щедрая покровительница Церкви и искусств.
Сразу после своего избрания святая Тамара объявила о созыве церковного Собора, для участия в котором призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая и, под его председательством, собрала многочисленых священноучителей, монахов, пустынников и знатоков закона Божьего со всего царства. Усадив всех в одном помещении, царица села поодаль и сказала:

«О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными

» [17].

Руководствуясь этим наказом, Собор устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В дальнейшем царица делала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей. В самом дворце непрерывно служились молебны и бдения, приносилась Бескровная Жертва. Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов: в Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви; в Тбилиси был возведён Лурджи Монастери; выдающимся памятником стал высеченный в скале монастырский комплекс Вардзия в Джавахети, примечателен и Ваханский монастырь высеченный неподалёку в то же время.

Нагрудный крест св. царицы Тамары, XII в. (ГМИГ)

Заботясь о благосостоянии Грузинской Церкви, царица способствовала распространению веры Христовой в своих землях. Известна её особая забота о христианском просвещении единокровных для неё алан. Благоверная Тамара также радела о Божиих людях и обителях далеко за пределами своих владений. Она посылала своих доверенных в дальние страны, отправляя с ними потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих. В круге её благотворения были Ливия, Греция, Македония, Болгария, Фракия, Исаврия, Кипр; монастыри Александрии, Константинополя, Синая, Святой Горы Афон и Чёрной Горы.
При святой царице грузинская культура пережила небывалый расцвет. Пишутся такие выдающиеся поэмы как «Абдул-Мессия» преподобного Иоанна Шавтели, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели и «Тамариани» Чахрухадзе. Вдобавок к великолепным храмам создаются многочисленные новые постройки, такие как Гегутский дворец, а также мастерски сработанные Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Благоденствие Грузии при Тамаре также основывалось на её особой заботе о малоимущих. Она поставила верных смотрителей над нуждающимися и отдавала нищим десятую часть всего государственного дохода, причём следила не пропало даже одного зернышка ячменя. В стране прекратились казни; во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, который бы подвергся насилию с ведома царицы. За 31 год своего правления по её распоряжению никто не был наказан даже плетью [18].

Грузинские сказания прославляют благочестие, кротость, миролюбие, мудрость и красоту святой царицы. Люди любили её без оглядки и звери повиновались ей: жизнеописатель говорит о выросшем при её дворе льве, который клал морду на колени царице, ластился к ней, а когда его уводили — обильно плакал [19]. Её имя славилось как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» [20].

Святая Тамара была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Она приложила все старания, чтобы «её человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» [21]. Царица поражала приближенных тем что «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» [22]. Царица радовалась возможности помогать нищим и немощным, а к священникам и монахам питала особую любовь.

Последние годы и кончина

В 1206 году скончался муж и соправитель святой Тамары Давид Сослан. Царица сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама стала готовиться к преставлению. Последние годы жизни она провела в пещерной обители Вардзия, где благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Сначала она позаботилась о государственных делах, затем управилась с делами церковными и монастырскими, после чего у нее открылась неизвестная болезнь. Человеческое искусство и повсеместные молитвы о её выздоровлении не изменили ход событий. На пороге перехода в мир иной, святая Тамара созвала именитых людей царства и обратилась к ним со словами:

«Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня

» [23].

Затем Тамара обратилась к Богу:

«Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою

» [23].

С этими словами благоверная царица грузинского народа мирно и тихо скончалась. Кончину её чаще всего датируют 18 января [24] 1213 [25] года.

Мощи и почитание

Св. блгв. Тамара Грузинская

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары «погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем: «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их» [26]. Согласно «Жизни царицы цариц Тамар» прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери.
Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. «Жизнь царицы цариц Тамар» [27] написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» [28] — написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила «Повесть о царице Динаре», основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары [29].

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.

Грузинская церковь причислила Тамару к лику святых. (wikipedia.org)

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

Прибытие русского жениха

В 1185 году купец Занкан Зорабабели был «откомандирован» к половцам для того, чтобы доставить Юрия пред темные очи царицы Грузии. Едва Зорабабели вместе с Юрием переступили порог царских покоев, вельможи тут же принялись готовиться к свадьбе.

Несмотря на то, что, судя по летописям, Юрий Андреевич обладал идеальным телосложением и был красив лицом, Тамара просила не спешить с венчанием. По словам автора книги «От царицы Тамары до д’Артаньяна» Наталии Басовской, правительница считала, что ей необходимо некоторое время для того, чтобы подумать, а главное — понаблюдать за женихом, увидеть все его достоинства и недостатки. Но подданные и слушать ничего не желали. Они уже даже успели переименовать Юрия в Георгия на грузинский манер.

Экспедиция, которой не было

Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые могли бы стать последним пристанищем легендарной властительницы: царское кладбище Гелати в Мцхете, монастырь на склонах горы Казбек, пещеры в Касарском ущелье и многие другие. Все поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи и просто поисковики-любители оставили попытки найти место упокоения царицы или хотя бы одной из трёх женщин, умерщвлённых после её смерти. Но учёные рано отказались от возможности раскрыть одну из исторических тайн. Существует в Грузии место, где может храниться один из гробов. Узнал я о нём более 30 лет назад — совершенно случайно. К сожалению, организовать свою экспедицию мне так и не удалось. СССР распался на отдельные независимые страны. Предполагаемое место захоронения царицы Тамары осталось в Грузии, с которой Россия сегодня находится в натянутых отношениях. Но рано или поздно страны, прожившие вместе сотни лет, должны помириться, и тогда такая экспедиция станет реальностью.

Загадочная пещера

Зимой 1967 года спортсмены Московского геологоразведочного института под руководством своего тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе Грузинского угла. Среди них находился и автор этой статьи. Первая наша ночёвка была в коше, располагающемся в верховье реки Кистинки. Как это часто бывает, возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор и зрелища быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало нам уснуть, и мы полночи слушали рассказы нашего тренера о его приключениях в горах. Среди прочих мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре. Примерно в 1963-1964 годах на Военно-грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофёр не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников. При спуске вниз по альпинистской верёвке один из спасателей увидел под карнизом скалы тёмное отверстие входа в пещеру, загороженное кованой заржавевшей решёткой. Попытки «закачнуться» к выходу успеха не имели. Кошки, с помощью которой можно было бы зацепиться за решётку, у спасателей не было, поэтому обследование пещеры было отложено до лучших времён. Но они так и не наступили. На следующий год все участники спасательных работ погибли в момент восхождения на одну из вершин.

Детство Тамары

В летописях сказано, что родилась Тамара в 1166 году в семье, принадлежащей династии Багратионов. Георгий III – её отец, приходился внуком Давиду Строителю, а мать Бурдухан была дочерью царя Алании Худана. В ознаменование рождения наследницы Георгий III приказал возвести храм Рождества Богородицы – он и сегодня стоит в Тбилиси, но теперь посвящён Дидубийской Богоматери. Тамара рано осталась без матери, а её воспитанием занималась наставница Русудан. Ей-то и удалось вырастить из девочки не просто женщину, а подлинную царицу. Ей Тамара обязана прекрасным для той поры образованием. А свои незаурядные способности она сумела проявить ещё в юном возрасте. Первым испытанием для будущей правительницы был мятеж, случившийся в 1177 году. Тогда подавленный Георгием III клан Орбелиани поднял против него восстание. Поскольку сыновей-наследников у Георгия III не было, а ситуация в стране была нестабильная, то он решил ещё при своей жизни короновать свою дочь. В результате в 1178 году Тамара была коронована на царство в Уплисцихе, после чего образовала правящий тандем со своим отцом.

Годы правления

В 1184 году Георгий III умер, оставив дочери вместе с государством натянутые отношения с церковью. Тамара после смерти отца короновалась вторично, после чего занялась решением проблем с церковью и различными административными делами. Она приказала отменить повинности для храмов, отстранила проштрафившихся епископов от их кафедр. На должности военачальников и министров были поставлены талантливые соотечественники. По отзывам летописца, в период правления Тамары крестьяне стали привилегированным сословием, дворяне – вельможами, а сами вельможи – настоящими властителями. Молодая царица проявила дипломатичность в вопросе изменения в стране государственного строя. Сторонник изменений Кутлу-Арслан собрал единомышленников, которые потребовали создать при дворе независимый орган. Лица, избранные в эту гипотетическую организацию, хотели без участия самой царицы решать все государственные вопросы, а последней оставить лишь исполнительные функции. Но после ареста Кутлу-Арслана его приспешники были взбудоражены и начали переговоры с царицей, которой удалось перетянуть их на свою сторону. Так попытка перестроить работу государственной системы, совершённая Кутлу-Арсланом, закончилась ничем. Но Тамара понимала, что для успешного продолжения её забот о государстве необходимо дать её подданным образование, поэтому она особый упор сделала на обучение населения в школах. Там преподавали астрологию, богословие, арифметику, иностранные языки и другие дисциплины, которым даже не учили в других странах.

История правления


Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

Примерно за 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии:

завершила начатое ее предками дело — создала совершенную грузинскую армию; завоевала Эрзерум и Темриз;

одержала победу над ардебильским султаном;

вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина; поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка;

распространила гражданственность и христианство посреди кавказских горцев.

Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений, в том числе дворец Вардзия (ныне – пещерный монастырь) в Джавахетии.

Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак. Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу.

Прп. Пафнутия Боровского

Обсуждение: 3 комментария

  1. тамара:
    15.10.2010 в 00:00

    спасибо Вам за житие царицы Тамары которую я очень почитаю и надеюсь ее молитвами мир в Грузии когда нибудь настанет

  2. инокинья ирина:

    05.11.2012 в 00:00

    спосиво за любовь и почитания к нашим святим пустъ воцаритсья в наших сердцах добрата и любовь ангела вам хранителья всем

  3. Роман:

    27.01.2018 в 20:28

    Св Тамара моли Бога о нас грешных Моя одна из самых почитаемых святых так как и мою маму зовут Тамара

Личная жизнь царицы

Впервые царица Тамара вышла замуж в 1185 году, а её избранником (более политическим, нежели сердечным) стал князь новгородский Юрий Боголюбский. Однако он оказался пьяницей и имел много других пороков. 2,5 года царица терпела его пороки, взывая к нему через достойных монахов, а позднее стала его обличать и в лицо. Но порочный Юрий только рассвирепел от этого и стал вести себя ещё более вызывающе. Тамаре не оставалось ничего более, как отправить его, проливая слёзы, в изгнание, снабдив драгоценностями и прочим богатством. В результате негодный муж в 1187 году осел в Константинополе. Там ставший врагом Тамары отставной супруг собрал большое греческое войско, с которым двинулся на Грузию, чтобы вернуть утраченный престол. Его сторонники захватили Кутаиси, где во дворце Гегути его короновали. Сторонники самозванца устраивали набеги вплоть до Гори, но их мятеж удалось подавить. Тамара в 1191 году повторно изгнала Юрия, наказала его приспешников, например, лишила владений род Джакели. Второй раз замуж Тамара вышла за царевича из Осетии Давида Сослани, многие годы бывшего её надёжным единомышленником. Придворные не случайно настаивали на его кандидатуре, поскольку его воспитывала родная тётка царицы Русудан. Историки даже предположили, что этот династический брак был мудрым стратегическим шагом грузинской элиты. В те времена Грузия нуждалась в союзниках, а у соседних осетин было достаточно мощное войско. Это не могли не принять во внимание правящие круги Грузии, которые с радостью признали Сослан-Давида в качестве соправителя страны. Этот союз сделал грузинское государство процветающим и более мощным и сблизил оба народа. Чета управляла страной в полном согласии. Когда среди народа разнёсся слух, что царица беременна, то все начали молиться, чтобы родился мальчик. Так и случилось, а родившийся у царственной пары первенец был похож на деда, поэтому его также назвали Георгием. А ещё год спустя на свет появилась и дочка Русудан.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]