Тропари и кондаки дневные, чтомые во всю седмицу по дням


Тропари и кондаки седмичные:

В понедельник:

Тропарь небесных чинов бесплотных, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще нас припа́дающих приле́жно и вопию́щих: / от бед изба́вите нас, // я́ко чинонача́льницы вы́шних сил.

Кондак небесных чинов бесплотных, глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии, / служи́телие Боже́ственныя славы, / Ангелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, / поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, // я́ко безпло́тных Архистрати́зи.

Во вторник:

Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна , глас 2:

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми, / тебе же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че: / показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший, / я́ко и в струя́х крести́т и сподо́бился еси́ Пропове́даннаго. / Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся, / благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бога, я́вльшагося пло́тию, / взе́млющаго грех ми́ра // и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2:

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти, / главу́ твою́, яко шипо́к свяще́ннейший, от земли́ обре́тше, / исцеле́ния всегда́ прие́млем, / и́бо па́ки, я́коже пре́жде, // в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

В среду и пятницу:

Тропарь Креста, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и благослови́ достоя́ние Твое, / побе́ды на сопроти́вныя да́руя, // и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твоим жи́тельство.

Кондак Креста, глас 4:

Вознесы́йся на Крест во́лею, / тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству / щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже; / возвесели́ нас си́лою Твое́ю, / побе́ды дая́ нам на супоста́ты, / посо́бие иму́щим Твое, ору́жие мира, // непобеди́мую побе́ду.

В четверг:

Тропарь апостолов, глас 3:

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га, / да прегреше́ний оставле́ние // пода́ст душа́м на́шим.

Тропарь святителя Николая, глас 4:

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля / яви́ тя ста́ду твоему / я́же веще́й и́стина; / сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / отче священнонача́льниче Нико́лае, / моли́ Христа Бога // спасти́ся душа́м нашим.

Кондак апостолов, глас 2:

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели, / верх апо́столов Твоих, Господи, / прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твоих и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, // Еди́не све́дый серде́чная.

Кондак святителя Николая, глас 3:

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́: / Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив, / положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твоих, / и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти; / сего́ ра́ди освяти́лся еси́, // я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

В субботу:

Тропарь всех святых, глас 2:

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, / святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, / до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, / дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, / о нас Того, я́ко Бла́га, моли́те // спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Тропарь за умерших, глас 2:

Помяни́, Го́споди, яко Благ, рабы́ Твоя́, / и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́: / никто́же бо безгрешен, то́кмо Ты, // моги́й и преста́вленным да́ти покой.

Кондак всех святых, глас 8:

Яко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри / вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики; / тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь Твою, жи́тельство Твое, // Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Кондак за умерших, глас 8:

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твоих, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.

——

Кондак Богородицы, глас 6:

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, / хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, / не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, / но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти: / ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, // предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.


В ПОНЕДЕЛЬНИК

НЕБЕСНЫХ ЧИНОВ БЕЗПЛОТНЫХ

Тропарь, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих: / от бед изба́вите нас, / я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Кондак, глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии, / служи́телие Боже́ственныя сла́вы, / А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, / поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, / я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

В СУББОТУ,

ВСЕХ СВЯТЫХ И ЗА УМЕРШИХ

Тропари, глас 2:

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, / святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, / до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, / дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, / о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те, / спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Слава: Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, / и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́: / никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, / моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.

И ныне: Ма́ти Свята́я неизрече́ннаго Све́та, / а́нгельскими Тя пе́сньми почита́юще, / благоче́стно велича́ем.

ВО ВТОРНИК

КРЕСТИТЕЛЯ И ПРЕДТЕЧИ ИОАННА

Тропарь, глас 2:

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми, / тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че: / показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший, / я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго. / Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся, / благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га, я́вльшагося пло́тию, / взе́млющаго грех ми́ра / и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2:

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти, / главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше, / исцеле́ния всегда́ прие́млем, / и́бо па́ки, я́коже пре́жде, / в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

В ЧЕТВЕРГ

АПОСТОЛОВ

Тропарь, глас 3:

Апо́столи святи́и, / моли́те Ми́лостиваго Бо́га, / да прегреше́ний оставле́ние / пода́ст душа́м на́шим.

Кондак, глас 2:

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели, / верх апо́столов Твои́х, Го́споди, / прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й: / боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, / Еди́не, све́дый серде́чная.

И СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Тропарь, глас 4:

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля / яви́ тя ста́ду твоему́ / Я́же веще́й И́стина. / Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / о́тче священнонача́льниче Нико́лае, / моли́ Христа́ Бо́га, / спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3:

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́, / Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив, / положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х / и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти. / Сего́ ра́ди освяти́лся еси́, / я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Январь

1 января

• День Ильи Муромца (1188), княжеского воина-дружинника и инока Печерского монастыря

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII–XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

• День мч. Вонифатия (290)

Некогда в Риме проживала женщина по имени Аглаида. Ее отец в прошлом был начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, она предавалась разным грехам. У нее был раб Вонифатий, который управлял ее имениями и был ее сожителем. Вонифатий был не лишен добродетелей: был милостив к нищим и отзывчив ко всем, кого постигало несчастие. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог стать господином над своими страстями. Аглаида и Вонифатий чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида, рассмеявшись, назвала его грешником, но затем, укоряя, сказала, что ему следует тщательно хранить себя от всякого безобразия и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно.

Вонифатий задумался над ее словами. В пути он много думал и решил поститься: не есть мяса, не пить вина и усердно молиться.

Наконец Вонифатий и его сопровождающие прибыли в Киликию (Малая Азия), в город Тарс, где царем Диоклетианом и соправителем его Максимианом проводилось жестокое гонение на христиан, верующие подвергались тяжким мучениям. Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили праведников. Там он увидел страшное зрелище. Множество народа собралось смотреть на страдания христиан. Один из них висел вниз головой, а на земле под ним был разведен огонь. Другой был крестообразно привязан к четырем столбам. Третий лежал, перепиленный пилой. Четвертого мучители строгали острыми орудиями. Другим выкалывали глаза, отсекали части тела, сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он катался по земле… Но странно: на всех лицах была видна духовная радость, потому что переносить нестерпимые для человека мучения мученикам помогал Сам Бог.

Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные лица святых мучеников, Вонифатий бросился к ним, начал обнимать мучеников и громко воскликнул: «Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!»

Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Первое и самое любимое мое имя – христианин; пришел же сюда я из Рима; имя же, данное мне от родителей – Вонифатий». Затем блаженный отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: раздели и, повесив вверх ногами, били так, что мясо отпадало от костей. Затем палачи вонзали ему иглы под ногти, но чудо! – он остался невредим.

Наконец был дан приказ влить мученику в горло расплавленное олово. Пока его растапливали, святой, воздев к небу руки, молился: «Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты – единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю». Потом он попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: «Велик Бог христианский! Велик есть Царь – Христос! Все веруем в Тебя, Господи!»

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы опрокинуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья вновь призвал Вонифатия. Его хотели бросить в котел с кипящей смолой, но его защитил сошедший с небес Ангел. Тогда святого приговорили к смерти. Перед казнью мученик взмолился Богу, прося Его милости и вразумления людям, заблуждающимся в язычестве. Из ран казненного Вонифатия потекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Спутники святого Вонифатия нашли его тело, выкупили его за 500 золотых монет и повезли в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и рассказал о случившемся, наказав ей почитать мощи Вонифатия. Аглаида построила храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес.

Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия. Мученику Вонифатию молятся об избавлении от греха пьянства, наркомании и курения.

Тропарь мученику Вонифатию, глас 4

Мученик Твой, Господи Вонифатие, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Тропарь мученика Вонифатия, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

• День свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI)

Святой Вонифатий был родом из Тускийской области в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, он снимал с себя одежду и отдавал нищему. Поэтому Вонифатий мог вернуться домой без хитона или свиты (названия греческой одежды – нижней и верхней), и мать его, сама бывшая бедной вдовой, часто сердилась на него и говорила: «Напрасно ты так поступаешь, одевая нищих, сам будучи нищим».

Однажды она вошла в житницу, в которой на весь год был заготовлен хлеб, и нашла ее пустой: Вонифатий тайно раздал бедным все запасы. Мать заплакала, стала бить себя по лицу и сокрушаться: где теперь ей было найти запасов на весь год. Услышав ее, Вонифатий попытался ее утешить, но его слова не могли успокоить ее печаль и тревогу. Тогда он попросил мать выйти из житницы. Сам мальчик пал на колени и стал горячо молиться – и тотчас житница наполнилась пшеницей. Вонифатий, возблагодарив Бога, позвал мать. С тех пор она больше не запрещала сыну помогать нищим и позволяла отдавать им столько, сколько ему потребуется.

Святой Вонифатий впоследствии стал епископом в городе Ферентине (в Италии) и совершил много чудес. Ферентийская епископия находилась в большой бедности. Епископ не имел на свое пропитание никакого церковного имущества, кроме одного дохода с виноградника, принадлежавшего церкви.

Однажды был большой град и побил все лозы с ягодами, так что осталось лишь немного кистей винограда. Блаженный Вонифатий, войдя в виноградник, увидел, что все побито, и лишь поблагодарил Бога за новое испытание.

В один день он велел своему пресвитеру приготовить все имевшиеся в доме сосуды для вина. Сам он с помощником разлил понемногу небольшое количество вина, выжатое из сохранившихся лоз, во все сосуды. Святой повелел позвать нищих и по обычаю раздать им церковное вино. И чудо: в кувшинах образовалось столько вина, сколько потребовалось для всех пришедших. После этого хранилище было запечатано. А через три дня оказалось, что все сосуды и кувшины были переполнены вином. Святой запретил ему говорить кому-либо об этом, избегая человеческой славы.

В другой раз в день памяти святого мученика Прокла (25 июля)святой Вонифатий предсказал гибель нечестивого скомороха.

Однажды Вонифатий, не имея своих денег, отдал нищим двадцать монет своего внука, пресвитера Констанция. Констанций сильно расстроился, узнав об этом. Тогда святой отправился в церковь Пресвятой Богородицы и помолился Богу. И Господь помог Своему служителю – неожиданно перед святым появились двадцать новых монет.

Однажды Вонифатий принял у себя двух путешествующих, провожая их, он в благословение дал им небольшой сосуд с вином. В продолжение пути они несколько раз пили из него вино, но оно не только не убывало, но всегда до краев наполняло сосуд.

Известно также и о другом чуде, совершенном милостивым и щедрым святым, про которое рассказал один из клириков той страны. Однажды епископ Вонифатий вошел в свой виноградник и увидел, что множество гусениц покрывает листья растений, вся зелень должна была погибнуть. Тогда святой сказал гусеницам: «Заклинаю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, уйдите отсюда, и не смейте больше есть этой травы». И по слову Божьего угодника все до одной гусеницы немедленно вышли из виноградника.

Епископу Вонифатию Милостивому молятся, чтобы он помогал смиренно творить милостыню и ходатайствовал пред Господом, чтобы по его предстательству не кончалось «потребное для привременной жизни». Ему также молятся о избавлении от пьянства.

Тропарь Вонифатию Милостивому, глас 4

Правило веры и образ кротости, /воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Вонифатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак Вонифатию Милостивому, глас 2

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, / великий святителю Вонифатие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

• День мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308); мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV); свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]