Оптина Пустынь – где находится духовный центр России


Именно здесь процвело, как особый цвет Божий, старчество. Собор святых отцов Оптиной Пустыни, прославленный в 1996 году, особое явление благости Божией. Сейчас многих интересует Оптина пустынь, монастырь: как доехать из Москвы? Объясняем:

От Москвы, от Калуги с автовокзалов на автобусе лучше всего на Сосненском т.к. он заезжает прям в Оптину, но можно и до Козельска. В Козельске прямо рядом с автовокзалом — маршрутка до Оптины, или такси. По понедельникам маршрутки до Оптиной не ходят. В воскресение они до 14.00!

Машиной из Москвы в Оптину пустынь:

Автобусом из Москвы в Оптинский монастырь::

Железной дорогой из Москвы:


Об Оптиной пустыни и его старцах
Старцы, стяжавшие плод духовный в себе, научили нас, что есть Любовь Божия, которая изливалась обильно в сердца их. Это и есть суть старчества. Старцы, призванные на это служение Самим Богом и получившие от Него дары Святого Духа, пребывали постоянно в трезвении и делании умно-сердечной молитвы. Так они, очистившись от страстей, видели даже малейшие прегрешения. Старцы обладали дарами прозорливости, пророчества и чудотворения. Они видели душу человека и открывали людям путь к спасению.

Старчество получило свое яркое выражение в среде монашества. Соборность старчества подразумевает нерасторжимое единство уже почивших и еще трудящихся на земле старцев. И в наши дни они не перестают духовно наставлять тех, кто приходит на поклонение их святым мощам.

Святой старец Лев

Первым Оптинским старцем был святой Лев. Он положил начало старчеству в Оптиной соответственно своему имени, как царь и главенствующий. Родился этот дивный светильник Божий Карачаеве Орловской губернии в году 1768-ом. При крещении был назван Львом. В молодости служил приказчиком и обладал такой недюжинной силой, что сумел задушить волка, напавшего на него в лесу. Лев постигал мудрость из книг Священного Писания и в 28 лет решил оставить этот мир и пойти в Оптину Пустынь. Ревностно исполняя послушания, он показывал другим пример. Вскоре Лев принял постриг в монашество с именем Леонид. Потом был рукоположен в сан иеродиакона, а затем в — иеромонаха. После принятия сана не возгордилось сердце его. Как и прежде, Леонид показывал братии пример послушания.

Как-то возвратившись с послушания (он возил сено) и очень устав, собирался Леонид поужинать. Но настоятель благословил его пропеть всенощную вместо клирошан, которые устроили забастовку, дабы выполнились их требования. Леонид вместе с одним братом пропели всю всенощную, несмотря на голод и усталость. В другой раз, пожертвовав собой, он спас прельщенного брата, собиравшегося броситься вниз с колокольни.

Когда пришло время выбирать кого-нибудь на должность настоятеля, и предложили это Леониду — он отказывался. Но братия единодушно решила выбрать именно его. Леонид служил тогда на квасоварне. Монахи пришли к нему, сняли с него фартук, одели подобающе и повезли практически силком к архипастырю на утверждение. Начальствующая должность не изменила личности старца. Не по душе пришлась она ему, и вскоре он удалился в леса, приняв схиму с именем Лев. Тем временем бывший тогда настоятелем в Оптиной Моисей молился о послании старца их обители. Промыслом Божиим им стал святой Лев. К тому времени он имел дар прозорливости. К его келии стекались монахи просящие его наставления. Скоро старец стал известен по всей стране. К нему начали приезжать отовсюду люди разных сословий. Обладал он необычайной прозорливостью и часто сам называл приходящим их утаенные грехи. Старец исцелял больных молитвой, отчитывал бесноватых.

  • Один монах был избит и умер вскоре. Старец предрек убийце самому скорую смерть. Так и случилось.
  • Монахиня была больна раком груди, ее врачи уже приговорили к смерти. Святой Лев помазал страдающую от боли монахиню освященным маслом, помолился о ней, и боль ее прошла. К вечеру монахиня была уже здорова и прожила еще больше двадцати лет.
  • Враг рода человеческого поднял брань на старца. По наущению лукавого писались ложные доносы архиерею. За ними последовали гонения, переселения, запреты принимать людей. Но старец благодушно переносил трудности и с пением «Достойно есть» переселялся на новое место служения.
  • Старец несколько раз прекращал принимать народ по указу архиерея, но через некоторое время, видя страдания людей, опять возобновлял прием.

Святой Лев был извещен Богом о скорой кончине и не без скорби готовился к ней. Предсмертная болезнь его была тяжела. Все тело его было очень холодным, но он сказал: «если Господь пошлет благодать, тело мое согреется после смерти». После Таинства Соборования и Причастия Святых Таин, старец почувствовал близкую кончину и стал радоваться. Хотя страдания телесные были невыносимы, лицо его было светло и радостно. С молитвою на устах отошел он ко Господу.

По смерти тело его стало теплеть, как он и предрек, так что даже гроб и доска, на которой он стоял, нагрелись!

Погребен был Преподобный около соборной Введенской церкви. И ныне молится он у Престола Божия за всех прибегающих к нему за помощью, советом духовным.

Паломничества

Паломническая группа ставит своей задачей ведение духовно-просветительской деятельности среди прихожан и не прихожан нашего Храма, организация ближних и дальних паломнических поездок по святым местам нашего края, страны, ближнего и дальнего зарубежья

Как доехать до Оптиной Пустыни на машине?

На личном транспорте из Москвы

Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы — и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно — по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Но путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).

— здесь поворачиваем направо

Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево.

— проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево

Через несколько километров, после поворота, будет указатель

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь был полностью разрушен.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

— здесь нам направо, далее — через мост. Будьте осторожны, не превышайте скорость, обгон на этом участке запрещен.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

— стрелка указывает на стеллу «Перемышль»

Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем.

После поворота — наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина пустынь.

— здесь и далее можно начинать фотографироваться.

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, чтобы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва — Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

Оптина пустынь монастырь как доехать из Москвы

Монастырь Оптина Пустынь – Введенский Ставропригиальный мужской монастырь находится в Калужской области. От Москвы – всего 266 км. Но доехать из столицы в монастырь Оптина Пустынь на общественном транспорте без пересадок сложно. Только 2 автобусных рейса – в 12:45 и 15:00 идут из Москвы до Сосенского и заезжают на остановку у монастыря. Они удобны для тех паломников, которые собираются ночевать в Оптиной пустыни, потому что прибывают туда вечером.

Если отправляться из столицы на рейсовом автобусе к 6:00, то можно успеть к полуденным службам. Дорога на поезде затягивается на 7 часов и утомительна 3 пересадками.

Краткая история монастыря

На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.

Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла и превращен в пустошь, славные воины и жители убиты.

История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.

Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года, недолго была пуста обитель.

Митрополит московский Платон

Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.

Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители.

Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

Московский митрополит Филарет

Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.

Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни.

О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.

Старцы-отшельники

Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.

Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.

Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

“Подводные камни” поездки на поезде

Монастырь расположен рядом с Козельском. Но учтите, что железной дороги в этом городе нет. Поэтому заранее планируйте свой маршрут так:

  1. С Киевского вокзала вам необходимо доехать до Калуги Продолжительность маршрута – 3,5 часа. Стоимость билета – 600 руб.
  2. Из Калуги отправляйтесь в Сухиничи Продолжительность маршрута – 1,5 часа. Стоимость проезда – 380 руб.
  3. В Сухиничах дождитесь маршрутки до монастыря. Если позволяют силы и время, то пройдитесь пешком. Расстояние – 3 км.

Расписание служб и богослужений

Каждый день в стенах общины них проводятся:

полунощница в 5:30;литургия в 7:00;панихида в 9:00;поздняя литургия в 10:00;панихида после поздней литургии в 12:00;молебен с акафистом в 15:00вечерние службы в 17:00

В праздничные и воскресные дни:

ранняя литургия в 6:00;соборная молебен в 8:00;поздняя Литургия в 10:00;панихида в 12:30;молебен с акафистом в 15:00.вечерние службы в 17:00.

В летний период в собор могут приходить огромное количество приезжих паломников. Из-за того возможно проведение данных богослужений одновременно в нескольких храмах.

В чем дополнительные преимущества поездки на такси?

Если вы планируете совершить Таинство крещения, то подготовьтесь в поездке заблаговременно. Учитывайте, что нужно приехать в монастырь накануне вечером к 18:00 для огласительной беседы. На следующее утро приготовьтесь отслужить Божественную литургию, а в 13:00 – принять обряд Крещения.

Для поездок к святыням всей семьей рекомендуем заказать минивэны Hyundai Starex, Mercedes Vito или Chevrolet Orlando. В такси «5 звезд» комфортно разместятся ваши близкие и гости. Для перевозки ребенка водитель устанавливает кресло. В минивэнах установлены кондиционеры, бесплатный Wi-Fi, комфортные кресла. На обратной дороге вы можете посмотреть диски, которые приобрели в монастыре.

Чтобы усилить впечатления от поездки, обязательно сверните к деревне Шамордино и остановитесь в Казанской Свято-Амвросиевской женской Пустыни. Водитель такси «5 звезд» обязательно подождет, пока вы полюбуетесь великолепным видом на реку Серену и здание монастыря архитектора Шервуда.

Открыть левое меню Оптина пустынь

Оптина пустынь — один из самых известных мужских монастырей в России. По преданию, он был основан в конце 14 века разбойником по имени Оптия, который раскаялся во всех своих грехах и принял монашеский сана в 19 веке стал одним из духовных центров страны. В свое время сюда приезжал Достоевский, чтобы найти утешение после смерти сына, а Толстого эти места вдохновили на написание романа «Отец Сергий». В 1923 году Оптина пустынь была закрыта и долгое время была открыта как музей. В конце 20 века монастырь вернули Русской православной церкви. В настоящее время в обители восстанавливаются храмы, возрождается монашеская жизнь. Монастырь снова стал местом паломничества, сюда приезжают, чтобы приложиться к мощам преподобных Оптинских старцев и помолиться.

Оптинские старцы

На Поместном соборе 1988 года прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Как добраться до Оптиной Пустыни

Оптина пустынь расположена неподалеку от Козельска, куда можно добраться из Москвы или Калуги прямыми автобусами. Ежедневно в расписании есть несколько рейсов, но выезжать лучше пораньше — путь от столицы неблизкий. По железной дороге придется ехать с пересадкой, рядом с монастырем нет ни одной действующей станции. Зачастую автопутешественники выбирают обитель в качестве маршрута выходного дня, на машине ехать туда всего 3-4 часа.

Более подробно о том, как добраться до Оптиной Пустыни, рассказано здесь.

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Электричкой или автобусом можно доехать от столицы до Калуги, далее рейсовым автобусом до Козельска, Калужской обл. Каждый день до этого маленького городка от станции Теплый Стан ходят маршрутки.На дорогу придётся потратить около 4-5 часов.
Приехав в Козельск, можно поехать на такси или маршрутке, но есть и другой путь. В Оптину Пустынь следует идти пешком (путь составляет около 3 км) по лесной дороге, через речку Жиздру. Многочисленные храмы постепенно открываются взору, и суета современного мира остается позади.

Из многих церквей России в Оптину Пустынь устраиваются паломнические поездки, которые являются настоящим праздником для верующих. Еженедельно такие выезда организуют многие туристические фирмы.

Где остановиться

На территории обители есть гостиница для паломников с восьмиместными номерами и двухъярусными кроватями, цена за проживание здесь невысока. Удобства и чайник находятся на этаже. Стоимость проживания в сутки — 300 рублей. Бронирование мест возможно только для групп.
Для паломников есть домики, в которых возможно одноместное, двух-, трех-, и четырехместное размещение. Стоимость одного места 1000, 800 и 600 рублей соответственно. Питаться можно в монастырской паломнической трапезной.

Есть несколько небольших новых гостиниц в Козельске. Забронировать места в них можно напрямую или через сайты бронирования гостиниц. Ценовая категория отелей от 1500 до 3000 рублей в сутки за номер.

Это важно: официальную информацию о престольных и великих праздниках, богослужениях, совершаемых требах и др., следует узнавать на сайте.

Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам. Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать. Найти любую информацию об Оптиной пустыни можно и в интернете, но ведь Википедия не сможет передать тот дух чистоты и особый аромат святости, который исходит от этих мест… Не зря в народных устах стали созвучны слова Оптина и оптима — ведь второе переводится с латинского в том числе и как «лучший, лучшее, лучшая». Так что лучше один раз увидеть…

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Что посмотреть

Всего на территории Оптиной пустыни 7 храмов. Самый известный из них — Введенский собор, он расположен в самом центре монастырского двора, и там хранится знаменитая Казанская икона Божьей матери. Также интересен храм в честь иконы Владимирской Божьей Матери — самый большой на территории, расписан изнутри очень красивыми фресками, и там проводятся все праздничные литургии. Еще три храма на территории монастыря в настоящее время восстанавливаются и реставрируются. Храм Марии Египетской уже был освящен в конце 2011. Монастырский скит находится за монастырской рощей, в нем живут 10 монахов. Посетителям доступ в скит запрещен.

Помимо храмов, на территории есть небольшое кладбище и часовня над могилами монахов, которые были убиты сатанистами в 1993 г. во время празднования Пасхи.

При желании здесь же в монастыре любой желающий может исповедаться. Однако имейте ввиду, что местные монахи могут наложить епитимью (взыскание за грехи). Чем тяжелее грех, тем строже наказание, за некоторые прегрешения одной молитвой не отделаться, и вам могут предложить остаться пожить в монастыре.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария — в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2021 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.

Где остановиться

На территории монастыря есть гостиницы. Они недорогие и, как положено, аскетичные, с общей душевой. Мужчины и женщины живут отдельно, а заранее номера бронируют только для организованных групп. Перекусить можно в чайной (в меню, в основном, выпечка), в трапезную же туристов обычно не пускают, там обедают только местные жители. Оставаясь в Оптиной пустыни на ночлег, имейте ввиду, что вам придется соблюдать все местные правила проживания: вставать с рассветом, обедать молча и молиться до и после еды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]