Воскресения Словущего всех учебных зведений (Смольный) собор


Жизнь царских особ всегда окутана тайнами и легендами. Им приписывают романы с видными деятелями эпохи, внебрачных детей, тайные и явные убийства. Согласно одной из таких легенд дочь Петра I Елизавета к старости решила раскаяться в своих грехах и уйти в монастырь, посвятив свою жизнь служению Богу. Но жить в одном из тех скитов, что уже существовали, она не захотела. По приказу императрицы был выбран участок на левом берегу Невы. Здесь ранее размещалось село Спасское, находившееся под управлением Великого Новгорода.

Выбор места под строительство

Судьба деревни достаточно печальна. Шведы, ненавидевшие все русское, сровняли ее с землей. Петр I, основав Санкт-Петербург, не стал тратить время и деньги на восстановление селения и одноименного храма. На этом месте выстроили Смольный двор, где варили смолу. Стране нужен был флот, Петру не терпелось покорить Балтику и Черное море. В непосредственной близости от смоловарни располагался Летний Дворец, в котором и провела свои детские годы императрица. В 1774 году пожар полностью уничтожает часть поместья. Вопреки всему, Елизавета не отдает приказа о восстановлении, а решает возвести на месте пожарища Новодевичий Монастырь и новый храм. Здесь она и планирует окончить свой земной путь, передав бразды правления племяннику.

Первоначальные планы

Монастырь был запланирован не совсем обычный для того времени. В послушницы принимали только девиц благородного происхождения. Возделыванием огорода, приготовлением пищи, уборкой двора должна была заниматься прислуга. Для каждой из ста двадцати девиц строились отдельные апартаменты с жилыми комнатами и помещениями для приема гостей. Для Елизаветы выделен отдельный дом со всем необходимым. Елизавета не стала продолжать традицию, заложенную Петром I, и решила вернуться к истокам строительства православных храмов. За основу был взят Успенский Собор в Москве, а глав на основной церкви планировалось пять. Для воплощения грандиозного замысла и строительства в Россию в 1748 году приглашен Франческо Бартоломео Растрелли, снискавший к тому времени славу в Европе. Архитектор представил императрице свой проект Смольного собора. Весь комплекс имел форму креста. В центре — храм, вмещающий до 6000 желающих помолиться. Стороны креста были жилыми корпусами для послушниц.

Храм-призрак

Целых пять лет собор стоял с недостроенной часовней и без куполов. Он напоминал призрака. В народе ходила легенда, что один из рабочих покончил с собой внутри храма, а потому в нем нельзя будет вести службы целых сто лет.

Правда это или нет — сказать трудно, но Смольный и правда еще не скоро достроили и освятили. Когда к власти пришла Екатерина II, она отстранила от дел любимца Елизаветы Петровны и поручила строительство архитектору Юрию Фельтену. В здание Смольного монастыря императрица поселила «благородных девиц», которых сразу же окрестили «смолянками». В начале XIX века они переехали в построенный неподалеку Смольный институт, а в неудавшемся монастыре расположился Вдовий дом.


Смольный монастырь, И. Айвазовский, 1849 г. Источник: wikipedia.org

Архитектура собора

Для XVIII века проект был грандиозным. Купол шлемообразной формы с луковичной головкой, окруженный малыми звонницами, вознесся на 92 метра. Решено отойти от классических канонов в оформлении Смольного собора. Белые стены уступили место росписи и позолоте, украшены люкарнами, лучковыми фронтонами. В качестве основного цвета выбран голубой, для куполов — серый. Малые звонницы, окружающие основной купол, выстроены в два яруса и оканчивались куполами в форме луковиц. Углы крестообразного комплекса образовывали домовые церкви. Вместе с тем, выше центрального купола должна была вознестись колокольня — на 140 метров. Более высокого здания в Европе на тот момент времени еще не было. Этому плану зодчего не суждено сбыться.

Революционный Смольный

Институт благородных девиц находился в Смольном монастыре до августа 1917 года. С этого момента в здании заседает Совет рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 года по старому стилю в Смольном проходит Второй Съезд Советов, провозглашается победа Великой Октябрьской революции, и формируется первое Советское правительство. С этими событиями у большинства жителей Земли и ассоциируется название «Смольный».

Это было время Первой мировой войны, и в результате боевых действий немецкие войска подошли близко к Петрограду. В виду чрезвычайного положения на фронте, 10 марта 1918 года советское правительство переезжает в Москву, в Кремль. Смольный же используется для размещения органов городского управления. Вместе со всем городом ему придется пройти и первые пятилетки, и Героическую оборону Ленинграда и советское время.

Планы императрицы меняются

Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Русское барокко.Храм Воскресения Христова «Смольный собор»
Смольный Воскресения Христова собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки. (пл. Растрелли, 3/1)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Смольный монастырь, фотография 1852 года

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1757 Холст, масло ГМЗ Царское Село

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора).

Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Граф Бартоломео Франческо Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости – Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

Общество благородных девиц

В мае 1764 г. императрица Екатерина II подписала указ об учреждении Общества для воспитания 200 благородных девиц при Смольном монастыре. Таким образом, в России впервые было создано учебное заведение для женщин. За образец были взяты закрытые учебные заведения Западной Европы, где было распространено совмещение образовательного и церковного учреждений. В частности, как прототип Смольного института упоминается Сен-Сирский монастырь в Париже.

Осуществить свои планы Екатерина поручила личному секретарю, видному государственному деятелю И.И. Бецкому. В основе взглядов Ивана Ивановича лежала концепция воспитания детей вне семьи. В результате должны были появиться идеальные люди, которые по вступлении в брак образовали бы идеальную семью, родоначальницу идеального общества.

Для этого и были предназначены закрытые учебные заведения, в которые принимались девочки-дворянки 5 — 6 лет с условием, что все 12 лет обучения они будут находиться в стенах Смольного. Родители давали обязательство не забирать их ранее, разве что по состоянию здоровья.

Смольный монастырь и институт. Рис. Д.КваренгиЗдания монастыря начали приспосабливать для Общества благородных девиц в 1764 — 1765 годах. Руководил строительными работами с 18 августа 1765 г. Ю.М. Фельтен. В ходе переделок наружные фасады монастырских корпусов не изменялись.

К 1766 г. значительная часть зданий была готова. Верхний этаж предназначался для воспитанниц и педагогического персонала, в нижнем разместилась прислуга. Восточный фасад монастыря занимал лазарет. В некоторых помещениях устроили третий этаж. Но со второй половины 1770-х годов строительные работы приостановились, заготовленные материалы начинают передавать на другие стройки.

Смольный, как видно от Большой Охты, 1851.Боголюбов

Смольный, как видно от Большой Охты, 1852.Боголюбов

Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Вид на Смольный монастырь. Картины в 1841 году. Тонированный литография с акварели,Перро.

В 1740-е годы Елизавета Петровна, уже будучи императрицей, указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

СН. Беггрова, Санкт-Петербург.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.

Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю.М. Фельтен. Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Василий Петрович Стасов — русский архитектор.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него было изъято всё церковное имущество.

Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже — только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва, молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся.

Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

В 2010 году в честь 175-летнего юбилея Смольного собора Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Также к юбилею был выпущен специальный конверт.

В 2014 году со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли[источник не указан 1076 дней], а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.

Угловая церковь в Смольном монастыре.


Раскрытый макет Смольного собора

Макет, созданный бригадой Я. Лоренцо под руководством Х. Кнобеля

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии.

В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.

Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»)

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым.

Внутренняя башня

Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны – пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов.

После необыкновенной легкости и жизнерадостности внешнего облика здания внутреннее убранство Воскресенского (Смольного) собора поражает своей неожиданной сдержанностью, холодноватой торжественностью. Здесь нет характерной для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых орнаментов. Причины этого кроются в продолжавшемся почти сто лет строительстве собора.

Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы – символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов – они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.

При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать достаточно сложную задачу. Со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Проект Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным украшениями, к тому же был дорогостоящим. Сторонник простых и ясных форм, Стасов несколько раз изменял проект интерьера, добиваясь простого и строго решения. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры. Кажется, что высокие арки увлекают за собой мощные пилоны и словно подталкивают вверх барабан высокого купола. По всему залу и в барабане купола расположены высокие окна, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, пронизанным светом.

К сожалению, не сохранилось декоративное убранство собора – резные, белые с золочением иконостасы, их великолепные балюстрады из хрустальных балясин, сверкавшие в лучах наполнявшего зал света, резная кафедра, бронзовые паникадила. До нас дошли только изображения интерьера собора второй половины XIX века.

Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор.

Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, – настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они – восторженное проявление земного бытия.

Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями – символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной – символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов – символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл – вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на плафоне в спальне императрицы.

Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки – устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.

Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.

Ансамбль монастыря – это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Источники

: https://www.spb-guide.ru/

Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

Перемены XX века

Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира. Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации. В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.

Адрес, как добраться, график работы и др.

Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1. Смольный собор открыт для посещения с 7:00 до 20:00. Подъём на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00.

Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом:

  • От ст. м. «Чернышевская» идут автобусы 46, 22, троллейбус 15.
  • От ст. м. «Площадь Восстания» — автобус № 22, троллейбусы №№ 5, 7.

Лица, имеющие право на льготное посещение Музея, предъявляют соответствующие документы в кассе, а также по просьбе работников Музея или уполномоченных лиц при входе в Музей. Посетитель имеет право на бесплатное посещение музейного объекта не более, чем один раз в день.

Лица, предъявившие на контроле льготный билет, но не имеющие документов, подтверждающих эти льготы, в Музей не допускаются. Бесплатное посещение не распространяется на дополнительные услуги

Экскурсии в Музее проводятся для группы посетителей (в количестве не менее 15 человек). Экскурсионное обслуживание предоставляется меньшему количеству человек за дополнительную плату.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]