Неизменным атрибутом любого православного человека является икона. Она символизирует веру в высшее, ограждает от плохого. На иконах мастера изображают лики святых, Божьей Матери, Иисуса. В первую очередь, молитва обращена не к полотну с красками, а к тому, кто изображен. Задача иконы состоит в том, чтобы создать подобие духовного моста, по которому человек может прийти к Господу.
Издавна иконы охраняли дом и хозяев от злых сил, помогали в сложной ситуации. Духовная культура, пройдя тысячелетия, сформировала духовный мир верующего человека, и нашла отражение в виде этих произведений искусства. Над любой иконой должен проводится обряд освящения. Используя особые молитвы перед освящением, оберег обретает Господнее благословение, а в завершении окропляется водой. Говоря в общем смысле, образ святых стает посредником в молитве между земным миров и Божественным.
Читайте статью: Молитвы на освящение всякой вещи
Раньше не требовалось освящать иконы
Наши предки не задумывались о том, как освятить икону. В церкви или при монастыре имелись люди, иконописцы. Это не просто художники, а те, чьё призвание — писать христианские образы.
Создание иконы — не только ремесло и творческий процесс, но ещё и духовное действо. К нему допускали не каждого. Требовался человек благочестивый, который не только трепетно подходил к своему делу, но ещё и.следовал Закону Божьему.
Священник кропит икону святой водой. Это важный момент при освящении образа. Так ему передаётся благодать Святого Духа. Фото: spirovo.ortox.ru
Все инструменты часто изготавливали поблизости, с использованием святой воды. Так и получалось, что в итоге рождался не просто образ — а образ освящённый уже за счёт того, из чего и кем он сделан.
Нужно было ли освящать такие иконы? Вовсе нет.
Текст молитвы на освящение иконы
Освящать святейшие картины рекомендуется в церкви. Чин освящения должен совершать священнослужитель. Дома можно произнести такую короткую молитву:
«Благодатью Святого Духа и окроплением святой водой освящается и благословляется этот образ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Эту фразу произносят трижды перед новым изображением святого. Окроплять рисунок нужно святой (крещенской) водой. Любая картина, на которой изображен Бог или мученики, считается святой, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящую святость образ приобретает после церковного освящения.
Чин благословения и освящения икон
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.
Псалом 88
Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.
Таже диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Священник читает молитву
Господи Вседержителю Боже отец наших, в Троице Святей славимый и покланяемый, Егоже ни ум постигнути может, ни слово сказати возмогает, Егоже никтоже от человек нигдеже виде, точию якоже от святых писаний научихомся, сице веруем и сице Тебе, Бога Отца безначальнаго, и Сына Твоего Единосущнаго, и Духа Твоего Сопрестольнаго быти исповедуем. Иже в Ветсем Завете, в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Триех Ангел, на последок же дней по воплощении Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном вознесении на Елеоне, явивыйся, образ Пресвятыя Троицы нам показал еси; еще же и нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа чудодейственне Им на убрусе изображенный, и Едесскому князю Авгарю посланный, и тем того и ины многи болящия разными недуги исцеливый, нас же чтити сей научивый; такожде и образы и подобия святых Твоих угодников не отметаяй, но приемляй. Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе, Господи.
Раньше иконы были штучными изделиями, но сейчас из-за коммерции их может сделать кто угодно
Но со временем православие на Руси приобрело колоссальные масштабы. Число верующих увеличилось, а сама религия стала трансформироваться. Если прежде церковь служила местом, где люди общались с Богом и между собой, то впоследствии стали больше внимания уделять атрибутике.
Хорошо это? Плохо? Честно говоря, всегда лучше, когда человек смотрит в суть. Надо жить по религии, а не ограничиваться культом предметов.
XVII
век, когда в домах русских верующих возрос спрос на иконы
Нет, в самом желании иметь при себе образ святого ничего зазорного нет. Напротив, это способ сосредоточенно молиться, плюс всегда есть пример духовности перед глазами.
Но вся беда в том, когда икона превращается в предмет некого культа, когда человек мнит, что обладание каким-либо образом уже делает его благочестивым христианином.
К XVII веку спрос на иконы увеличился. Мастера остались, но ясно, что далеко не они смогли удовлетворить спрос на иконы среди верующих.
Акцент на массовость сделал иконопись ремеслом.
Рисовали их уже не благочестивые художники, а люди, которые просто зарабатывали этим на жизнь.
Затем и вовсе появились заводские иконы. Так что нет ничего удивительного в том, что верующие хотят вернуться к традиции и приобрести в дом не просто изображение, а освящённую икону.
Образ для освящения должен соответствовать канонам
Вопрос об освящении икон впервые подняли в Западной Церкви. Удивляться тут нечему, ибо там всегда подобные процессы происходили динамичнее. Да и западный прогресс всегда опережал то, что происходило на Руси.
Однако и до нас докатились эти тенденции.
К тому же ситуация усложнилась тем, что многие люди сами стали писать иконы в домашних условиях. Подчас это были образы, которые сильно отходили от канонических.
Любители-иконописцы часто создают не канонические образы, их нельзя освящать.
А что такое канон в иконописи? Это строгая символика, внутренняя суть изображения. Отступишь от него — и уже перед нами не икона, а картинка. Примечательно, что в Русской православной Церкви к канону особенно внимательны. Это наследие византийского подхода.
А вот католический мир чуть вольнее обходится с образами святых. Но там и иконы почитают немного иначе. У нас они ценятся больше.
Важно !!! Про освящение икон
Нас очень часто спрашивают, “освящены ли ваши иконы?” Так как наша миссия не заключается в том, чтобы продать вам всеми правдами и неправдами наши иконочки, а в том, чтобы привнести в Ваши дома образа, которые Вас будут привлекать к молитве (это грубая интерпретация, позже будет целый, объемный пост о нашей миссии), разговору с Богом, Матерью Божией, Силами Небесными, святыми. В первую очередь мы буем нести ответственность перед Богом за наши дела, по этому мы не скрываем ССЫЛКА, еще ссылка что иконы в храме не освящаем по нескольким причинам. Во-первых, мы не можем гарантировать должного внимания при пересылке и доставке до адресата освященного Образа. Как нам сказал один знакомый священник: “…полезнее человеку сходить в храм со своей иконой и освятить ее самому, тем более время это много не отнимает (1 молитва), а пользы прибавит. Никто ведь не платит денег за то, чтобы за тебя кто-то исповедовался или соблюдал пост…”. Во-вторых, лет 10 назад, когда мы перед доставкой оптовых партий, освящали иконы, а их раскладывали снова освящать, независимо от того, что они были освящены. Мы задались вопросом, что такое чин освящения и в чем его смысл. Ниже приведены слова архимандрита Зинона, который ясно все объясняет.
“По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались. Впервые он встречается только в большом требнике Петра Могилы. Ни в одном требнике Московской дониконовской печати такого чина нет. Называется он чином благословения, а не освящения и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, но не как некий сакраментальный акт. (Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его.) На иконе ставили надпись, после чего она считалась освященной. В ней почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтоб молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна. Например, если не будет подписана икона преподобного Кирилла Белозерского, его можно будет принять и за преподобного Сергия или еще за кого-нибудь из древних преподобных.”
P.S. Некоторые неосведомленные или недобросовестные распространители могут утверждать, что иконы освящены, или сделаны в Дивеевском монастыре, или все лики писаные монахинями монастыря. Не верьте! ВСЕ ИКОНЫ мастерской Дивеевское искусство, и ПОДОБНЫЕ НАШИМ не производятся в монастыре, это все частные мастерские не имеющие отношения к монастырю, разве только любовь и желание быть поближе к этому святому месту.
Икону следует также освящать, если образ осквернён или если его происхождение не ясно
Но не только самодельные и производственные иконы священники рекомендуют освещать, бывают разные обстоятельства:
- икону осквернили;
- икону реставрировали;
- икону подарили, и мы понятия не знаем, была ли она освящена раньше;
- икону нашли.
В каждом из этих случаев мы имеем дело как бы с уже новой иконой, в которую через обряд должна войти благодать Святого Духа.
Антикварная икона Казанской Божией Матери. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать
Чтобы освятить икону, нужно обратиться к работнику церкви или священнику
Бережное отношение к канону способствует тому, что далеко не каждое изображение святого можно освятить. Святой Дух, как принято считать, пожелает войти исключительно в те образы, которые написаны по всем устоявшимся правилам.
Решение о том, можно ли освятить икону в церкви, принимает священник. Всем желающим воспользоваться такой услугой, стоит придерживаться следующего порядка действий:
- В церкви обратиться к тому, кто принимает заказы на требы. Обычно этот человек работает у входа. С ним мы договариваемся о том, когда будет удобно пообщаться со священником.
- Если выпала возможность лично встретить священника, то первым пунктом можно пренебречь.
- Дальше уже обо всём договариваетесь в индивидуальном порядке. Нет каких-то правил, чего и как делать.
- Что касается оплаты, то церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги. Вознаграждение — это действие добровольное, а его размер определяет сам человек. К сожалению, встречаются и другие прецеденты. Но это уже вопрос о порядочности отдельных священнослужителей.
Образ, полученный в церкви, освящать не нужно
Есть негласный закон, что церкви и монастыри должны распространять только освященные иконы. Такая традиция зародилась в древности и соблюдается до сих пор. Если святейший образ куплен в храме или церковной лавке, его повторно освящать не нужно. Некоторые церкви продают освященные изображения святых через интернет. Второй раз приобретенные в виртуальном магазине церковные образа не освящают.
Купленную освященную картину можно принести домой и повесить на стенку или поставить на полку. Святейший образ может находиться в любой комнате: спальне, гостиной, прихожей, на кухне. Изображение святого рекомендуется разместить на восточной стене. Молиться принято лицом на Восток. Поблизости святейшего образа не должно быть картин непристойного содержания. Желательно не размещать изображения святых в проходных комнатах.
Молиться принято в тишине и одиночестве. Можно поставить образ на полке в кабинете или повесить в спальне. Во время общения с Высшими силами человека ничего не должно отвлекать. Перед молитвой можно зажечь свечку. Это символ духовной связи молящегося человека со Спасителем. По окончании моления ее нужно потушить. Тексты всех молитв есть в молитвословах.
Для освящения батюшка читает молитву и кропит икону святой водой
Иконы освящают святой водой — не окунают, конечно же, а кропят. Также кадят ладаном. При этом батюшка читает молитву.
Какую именно? Это сильно зависит от того, что за святой образ перед ним. По обстоятельствам, могут быть выбраны самые разные чины. В том числе есть чин освящения разных икон.
Независимо от избранной молитвы, икона будет освещена.
Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему. Фото: cs.pikabu.ru
Как освещают икону в храме
Как происходит чин благословения и освящения в церкви:
- Священник начинает со слов: «Благословен Бог наш всегда…». Затем чтец произносит: «Аминь…». Читаются: «Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троица. Отче наш».
- После молитв произносятся слова Псалма 88: «Милости твои, Господи, вовек воспою…».
- Дьякон говорит: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».
- Священник произносит слова молитвы: «Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый…».
- Хор поет: «Аминь». Священник говорит: «Мир всем».
- Священнослужитель преклоняет голову и тайно читает молитву: «Безначальный, невидимый и непостижимый Господи!…» Потом провозглашает: «Ибо ты благословляешь и освящаешь все…». Хор поет: «Аминь».
- Священнослужитель трижды окропляет святой водой иконы и произносит: «Освящаются эти иконы благодатью Пресвятого Духа…»
- После окропления священник кадит иконы, поклоняется перед ними, целует их.
- Хор поет праздничные тропари.
- В конце произносится отпуст.
Важно! Купив иконографическое изображение не в церковной лавке, нужно прийти с ним в церковь и договориться со священнослужителем об освящении. Если картина написана по каноническим правилам, в храме скажут, когда принести ее для окропления святой водой.
Иконы, купленные при церкви, уже освящены
Иконы, которые продают при церкви, освещать не требуется. Подразумевается, что любые церковные товары уже заблаговременно освящены перед тем, как их выставили на продажу.
Если же какая-то церковь к общей стоимости предлагает за дополнительную плату «услугу» освящения, то есть смысл обратиться с жалобой в епархию, потому что это уже спекуляция, которая порочит образ Русской православной церкви.
Где должны стоять иконы в квартире
Самостоятельно освятить икону способен только священник
В интернете полно инструкций о том, как освящать икону в домашних условиях. «Заготовьте святую воду», «возьмите крестик», «прочтите молитву».
Для Русской православной церкви это нонсенс. Освящать иконы способен только официальный представитель Церкви Христовой — священник. У него есть на то духовные полномочия.
Мирянину же следует интересоваться, как освятить икону в церкви или дома с помощью священника.
Всё остальное — чуждая православному христианству практика.
Икона вышитая самостоятельно в раме Фото: tonus-stroy.net.ru
Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше.
Обряд освящения в домашних условиях
Церковь позволяет освящать небольшие покупки самостоятельно, используя молитвы из Требника. Но вначале необходимо ознакомиться с правилами его проведения и соблюдать их неукоснительно.
Для чего нужен
Любой предмет несет в себе энергетику соприкасавшихся с ним людей, поэтому может накапливать в себе их отрицательные эмоции. Следствием этого у нового владельца могут стать головные боли, неважное самочувствие, ссоры и скандалы. И только освящение избавит от негативного воздействия.
Необходимые материалы
Настроившись духовно, нужно еще кое-что подготовить.
Обязательные атрибуты для проведения ритуала:
- Святая вода из храма.
- Образ с ликом Николая Чудотворца. Можно также использовать изображение своего святого, чье имя было принято при крещении.
- Церковные свечи. Сколько штук — нужно уточнить у священника.
- Молитвенник, а лучше Требник, потому что он содержит большое количество универсальных молитв.
Эффективней использовать текст молитвы, предназначенный для конкретной вещи.
Правила и инструкция проведения
Сам процесс достаточно прост. Главное — верить, что все произойдет именно так, как задумано.
Как происходит ритуал:
- Подготовить чистое место (стол, стул) и свежее полотенце.
- Положить на него освящаемый предмет.
- Трижды произнести молитву и окропить святой водой.
- Протереть вещь — и можно ею пользоваться.
Весь ритуал занимает около 10-15 минут. Желательно, чтобы в это время дома никого не было.
Даже если икона не освящена, она заслуживает почтения
А если икона не освящена, что же это — безделица? Конечно, нет. Хотя Церковь указывает на важность освящения, даже без него икона остаётся благодатным образом, который для верующих является объектом почитания.
В истории Русской православной церкви известны случаи, когда неосвящённые иконы даже мироточили. Так что важно не то, через какие обряды мы провели образ, а то, как мы к нему относимся.
Но в то же время не стоит забывать, что почитаем мы не икону, а святого человека, который на ней изображён. А молимся мы не ему, а Богу, просто при этом просим святого присоединиться к нашей молитве.
Икону из бисера или вышитую тоже можно освятить в церкви, если образ каноничен и сделан с душой
Как освятить икону из бисера? В церкви. Как же ещё? Не важно, каким инструментом или на чём создан образ. Важно, сколько в нём души и как он соответствует церковным канонам. Но важный вопрос — не «можно ли освятить икону из бисера?», а «нужно ли?».
В самом деле, у человека есть увлечение рукоделием. Это прекрасно. Он сделал изделие на религиозную тематику. Тоже хорошо. Но почему обязательно нужно освящение?
Рукодельную икону не обязательно освящать, она может служить просто украшением.
Икона из бисера вполне может стать объектом интерьера, который будет напоминать об образе жизни благочестивого христианина. Почему нет?
То же касается и вопроса о том, как освятить вышитую икону в церкви. Святой образ из любого материала можно освятить. Но не всякий образ для этого подходит. Красиво — да, соответствует ли канонам — вопрос.
Протоиерей Александр (Салтыков) так комментирует эту ситуацию:
«Чтобы понимать, какие изображения можно освящать, как иконы, а какие нельзя — священнику надо учиться. Надо учиться православной догматике и православному благочестию.
Тогда ему будет ясно, что, например, интерпретации Святого семейства, изображающие объятия праведного Иосифа и Девы Марии — не только недопустимы, но и имеют еще кощунственный элемент. Надо учиться, тогда будут понятны границы допустимого.
Вообще, творчество — это хорошая вещь, но всё должно иметь своё место и своё пространство. Если человек, преподносящий картину, как икону, обижается, то его нужно учить православной вере. Нужно объяснить, на том же примере, что Иосиф — это не муж Девы Марии, он не ее светский поклонник, это кощунственно.
Если они огорчаются, значит мы плохо им объясняем, плохо за них молимся. Если отвечать кратко, то, конечно, освящать самодельные иконы, в том числе и вышитые и из бисера, можно, но здесь главный критерий для священника — благочестие, каноны и церковная культура. Чтобы все это понимать нужно учиться, учиться и еще раз учиться».
Александр Салтыков
протоиерей
Так что стоит быть готовыми к тому, что священник откажет в освящении того или иного образа. Это не приговор. У нас вокруг достаточно икон для молитв. А ценность изделия от освящения никак не зависит.
Протоиерей Владимир (Головин) на видео говорит, что вопрос о том, освящать вышитую икону или нет, нужно решать в индивидуальном порядке.
Икону человек должен делать с душой. Если это видно, то образ стоит освящать, в противном случае будет только картинка:
Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Способы повысить эффективность молитвы
Только вера заставит Высшие Силы услышать просьбы, а укрепить ее можно постоянными молитвами и посещением церкви. Находясь на службе, необходимо во время литургии повторять ее слова. Лучше всего уединиться и отрешиться от проблем, думать о том, что на все воля Бога, ведь он один в состоянии устранить все препятствия и защитить от невзгод.
Только находясь в храме, можно испытать благостное состояние, потому что там обитают чистые помыслы, ведь в церкви молятся за всех — и за праведников, и за грешников. Поэтому, если прочитать молитву на освящение вещи именно здесь, она будет иметь особую силу, так как наполнится не только энергией человека, но и энергетикой всего христианского эгрегора.