В Александро-Невской лавре открылась необычная выставка икон

В Александро-Невской лавре открылась необычная выставка икон

Примечательно, что экспозиция представлена в помещении Александро-Невской церкви монастыря, которая только недавно была передана обители.

— Именно в этот храм Петр I внес на своих руках мощи святого князя, которые были перевезены из Владимира, где изначально хранились, — подчеркнул Дмитрий Мироненко, руководитель иконописной мастерской лавры. — Изначально мы хотели, чтобы выставка была в крупном государственном музее, но не получилось. Поэтому устроили у себя. На призыв передать на время работы выставки иконы откликнулись многие храмы епархии. Удалось собрать иконы разного времени создания, стиля написания, — пояснил Мироненко.

Например, на самых древних иконах Александр Невский изображен не в княжеской одежде, не в рыцарских латах, а как схимонах. Напомню, перед кончиной благоверной князь принял схиму, и именно это отражено в более древних образах. Но большая часть икон в экспозиции относится к 19 веку. Все иконы — намоленные. К ним приходили с мольбами, к ним же подходили уже со слезами радости — что исполнилось просимое. Выставка будет интересна не только людям верующим. Экспозиция представляет целый исторический пласт, связанный с именем Александра Невского.

— Александр Невский — личность настолько многогранная, что абсолютно каждый найдет в ней то, что нужно именно ему. Особенно подрастающее поколение, которое ищет героев где-то далеко, а собственных — российских, знает мало, — сказал наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. Кстати, есть арабские хроники, в которых описывается приезд князя в Золотую Орду. И там женщины, увидев красоту и силу Александра Невского, подносили и прикладывали к нему своих детей, чтобы эта сила и красота перешла бы и к ним.

К 800-летию Александра Невского подготовлена и издана уникальная энциклопедия «Во имя святого князя», автором-составителем которого является владыка Назарий. Трехтомник посвящен храмам, приделам и другим молитвенным местам, связанным с Александром Невским. Владыка лично в течении нескольких лет ездил по различным областям и собирал информацию.

— Знаете, какие самые сильные впечатления от поездок? Трагедия исчезновения, которую видел в некоторых русских и украинских селах. Храмы являют ее собой. Почему? Строились они капитально, и если деревня вся развалена, так и церковь — в руинах. Вместо хорошей дороги, которая когда-то вела к храму — бурелом. А от ряда храмов вообще несколько камней всего осталось, — вспоминает владыка.

Выставка в лавре продлится до 13 июля. Вход на нее свободный.

Фото: Александро-Невская лавра

Икона Божией Матери «Скоропослушница» Невская

Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Чудес Твоих Божественных множество благохвалити предпринимая, Тя молю, Дево, от сердца, Скоропослушнице, благодать подаждь ми.

Кто не изумится Твоего образа чудесем, Дево? От него бо служителю трапезы возгласила еси трижды, Скоропослушница нарекшися.

Како чудодеяние Твое изрещи возмогу, Отроковице? Ты бо прежде непокорнаго инока безочна соделала еси и паки сего устроила еси видяща.

Радуйся, священная обитель Дохиарская: ты бо имаши всех Госпожу Предстательницу и покров, якоже Сама Она ясно возвести.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Безчадных благочадных Ты, Марие, показала еси и неплодных жен соделала еси, Скоропослушнице, веселящихся о чадех. Кто убо не изумится, Дево, величию Твоему?

Булгария проповедует Твоего образа чудеса, о Скоропослушнице, восток же и запад. Источник бо соделалася еси, точащий благодати всем призывающим имя Твое.

Рака болезнь от руки исчезает честныя жены, Дево, посещением Твоим, темже страждущая, от недуга свободившися, радующися, проповеда благодарственная.

Чудно украсися икона Твоя, Скоропослушнице, и паче лучей солнечных освещает всех благодатию Твоею, Пречистая. Кто убо не восхвалит Тя, на Небеси и на земли славимую!

Седален

Владычицу Тя мира вемы, Марие Всепетая, яко родила еси нам всех Творца, Спасителя мира, Иже и прослави Тебе, Пречистую Матерь Свою, подая Тобою благодать и милость чтущим Тя и молящимся Тебе, Богородице.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Во всех концех чудотворный Твой образ прославися, и ныне вси устами Скоропослушницу произносят.

И во сне, Всецарице, и яве, Скоропослушнице, являяся, чудеса совершаеши в мире преславная.

Кто Твое, Дево, имя в нужде всякой призываше, и скоро того не услышала еси, яко Скоропослушница сущая?

Блаженна еси Дохиарская обитель славная, иконою бо обогатилася еси Скоропослушницы всечестною.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Како на Твой пречистый образ аз, недостойный, воззрю, Скоропослушнице, нечистыми очесы моими!

Море и земля, Всецарице, Твоея иконы чудеса проповедуют: Твоих бо благодатей сия обоя насладишася.

Татя являеши, пенязи похитивша ближняго, Матеродево, и возвращаеши праведно сия имущему.

Что воздадим Тебе, Всеблагая, за благодать многую, юже явила еси нам, даровав икону Твою, богатство священное.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Яко любвеобильная Матерь явльшися, призывала еси отрока к Себе, дондеже избавила еси от руки разбойников, Матеродево. Но да обретем Тя и мы, Матерь любвеобильную!

Не имамы раби Твои иного, разве Тебе, предстательства и покрова. Темже, Чистая, от сердца вопием: всякия беды свободи стадо Твое и верных, к Тебе прибегающих.

Якоже спасла еси от морския бури призвавших Божественное имя Твое, тако и нас от чувственнаго крушения и мысленнаго, Дево, спаси и в тихия пристанища спасения управи.

Мир Тя прибежище стяжа и спасение; тем, Чистая, к честней Твоей иконе отвсюду притекают людие, и вси скоро их слушающую обретают Тя.

Кондак, глас 8

В мори житейстем обуреваемии, треволнению подпадаем страстей и искушений. Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Икос

Идеже осенит благодать Твоя, Владычице, тамо недужнии здрави бывают, бедствующии во благополучие приходят, и всяк скорбящий радости исполняется. Темже благодатию Твоею осени и нас, сицевая радостная Тебе глаголющих: радуйся, Богоблагодатная, Неприступнаго Божества селение; радуйся, святая трапезо, хлебом жизни нас снабдевающая; радуйся, миро многоценное, облагоухающее верных; радуйся, маслино, елеем милосердия нас умащающая; радуйся, неистощимое сокровище даров; радуйся, приснотекущий источниче чудес; радуйся, обидимых заступление; радуйся, обуреваемых благоутишное пристанище; радуйся, глухих слышание и свете слепых; радуйся, разслабленных укрепление; радуйся, свобождение плененных; радуйся, мира всего упование; радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Слепым даровала еси действие очесем, Дево, еже видети, но и наша зеницы души и телесе просвети, да поем присно величия Твоя.

Глухим слышание даровала еси, Марие Скоропослушнице, но и нас всех отверзи ушеса души и телесе, яко да поем присно величия Твоя.

Якоже древле от пругов избавила еси прибегших к Тебе, Пречистая, тако и нас от сих и всякаго вреда избави, да поем присно величия Твоя.

Яко исправила еси прежде разслабленнаго, тако и нас, по обою разслабленных, теплым Твоим предстательством исправи, да поем присно величия Твоя.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

От всяких болезней, Скоропослушнице, нас избави, якоже от сих многих избавила еси.

Икона Твоя, Дево, показася источник чудес, от негоже жаждущии снабдеваются изобильно.

Погибшаго Ты являеши, Госпоже, и подаеши радость обретшим. Коль многая есть образа Твоего благодать!

Повелению Твоему, Владычице, повинуются вся стихии, от нихже вреда да избавляеши Тя призывающих.

Песнь 9

Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с Безплотными лики Тя величающе.

Соберитеся усердно в обитель Божественную Архангелов, болящии: Врач бо в ней пребывает безмездный.

Священная икона Твоя другая показася Силоамская купель, Дево, очищающая и целящая болезни души и телесе.

Воспламеняет мя рачение зрети Твоего образа благодатную лепоту, и насыщения не имам величати Тя!

Да увижду Тя, Всеблагая Скоропослушнице, во время смерти утешающую мя и зраки демонов отгоняющую!

Светилен

Зрящии Тя ныне на иконе с Предвечным Младенцем, просим Тебе, Богоневесто: не лиши нас и в будущем веце всеблаженнаго лицезрения Твоего и воплотившагося от Тебе Сына Божия, да со благоугодившими Ему Имя Его и Твое величаем.

Комплекс зданий

Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель). В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры. Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

Как добраться

В петербургском метро есть станция «Площадь Александра Невского». Вам и надо доехать до неё. У станции 2 выхода (1) и (2), но большой разницы от того, какой из них вы выберете, нет.

Перед вами окажется круглая площадь Александра Невского, на которой установлен памятник этому святому. Доходим до Святых ворот (3), где располагается надвратная церковь и часовня во имя иконы «Всех скорбящих радость». Входим в эти ворота и идём по мощеной булыжником Набережной реки Монастырки (между двух Некрополей) до Благовещенских ворот (4), войдя в которые и оказываемся на территории монастыря.

Под № (5) на карте я отметила месторасположение его главного Свято-Троицкого собора.

Расписание богослужений

Доступ для прихожан и туристов открыт в Лавру каждый день с 5.30 до 23 ч. Богослужения в Свято-Троицком соборе проходят согласно установленному распорядку:

  • молебен в 6 ч. утра (понедельник- суббота)
  • полунощница в 6.20ч. утра (понедельник- суббота)
  • ранняя литургия в 7 ч. утра (воскресенье)
  • поздняя литургия в 10 ч. утра (суббота – воскресенье и в церковные праздники)
  • вечерняя в 17 ч. вечера (понедельник-воскресенье)

В церкви Феодора Новгородского совершается поздняя литургия в 10 ч. (понедельник- пятница) и вечерняя служба в 17 ч. (воскресенье- четверг). Священнодействие (литургия) в Надвратной церкви происходит в 7ч. утра с понедельника по субботу.

Свято-Троицкий собор

Ядром монастырского комплекса является Свято-Троицкий собор. Здание было сооружено в конце 18 века. Ему присущи черты классического архитектурного стиля. Центральный фасад имеет вид портика с 6 –ю колоннами. Верхняя часть выполнена в форме треугольника. Внешний декор здания составляют скульптуры, иллюстрирующие отрывки из Ветхого и Нового Завета. Они изготовлены по эскизам известного российского зодчего Ф.Шубина.

Внутреннее пространство собора имеет 3-х нефовое разделение. Стены вокруг иконостаса покрыты мрамором. Алтарная перегородка сделана из бронзового литья с изящным рисунком. Своды и купол расписаны по наброскам Д. Кваренги. К храму примыкает 2 колокольни высотой 47 м. На них установлены колокола, в т.ч. «Благовестник» (вес – 18 т).

Казачье кладбище

На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг. в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г. на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил. По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

Литература

  1. Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг, 1916.
  2. А.Н.В. Еа:38, дело № 51 за 1861г.
  3. Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева).Старый Валаам. Север, 1991г., № 9
  4. Дмитриевский А. А., Юшманов В. Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. Пп, 1915.
  5. ЦГАК ф.762, оп.1, д.213, л.9
  6. Освящение Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1917.
  7. Иеромонах Афанасий. Сказание о Александро-Николаевской часовне: Записка о часовне, устрояемой в С.-Петербурге на Песках. СПб, 1879.
  8. ЦГА РСФСР, Фонд НКЮ, «Дело м.Вениамина».
  9. «Жизнеописание святителя Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (1873-1922).
  10. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно — церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999].
  11. Шамонина. М. Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира. «Отчий дом», 1997.
  12. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. «Глаголъ», СПб, 1994.
  13. Н.Ю. Черепенина, М.В.Шкаровский. «Санкт-Петербургская епархия в ХХ веке. 1917-1941»Лики России.СПб 2000.
  14. Фотоматериалы ЦГАКФФД.СПб.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]