Полный текст акафиста Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия, ее значение


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Божьей Матери «Одигитрия» носит еще и другое название «Путеводительница». Это название она получила от того, что Богородица для христиан считается путеводительницей к вечному спасению. По некоторым данным известно, что она была написана еще при жизни Богородицы святым евангелистом Лукой. Акафист Божией Матери «Одигитрия» читается для спасения души своей, для благополучного пути.

Значение иконы в православии

Икона «Одигитрия» — один из самых впечатляющих и древних образов, посвященных Пресвятой Богородице, держащей на руках младенца Христа. Красивое название — это, на самом деле, греческое слово «Οδηγήτρια», которое переводится как «Указывающая путь». Легенда гласит, что первообраз был написан самим апостолом Лукой — автором третьего Евангелия. Центром композиции Одигитрии является младенец Христос. В левой руке Он держит свиток, а правая рука поднята в жесте благословения.
Поэтому смысл иконы заключается в том, чтобы показать приход в земной мир Небесного Царя, который будет судить всех в нем живущих. Сама Богородица правой рукой указывает на Божественного Младенца, показывая, кому верующие должны поклоняться и возносить молитвы. То есть Пресвятая Дева как бы показывает людям путь к истинному Богу и к спасению, что отлично соответствует названию «Одигитрия».

История чудотворного образа Смоленской Богородицы

Эта икона была создана святым евангелистом Лукой еще при жизни матери Иисуса — Марии. С того времени она остается самой почитаемой иконой в Православной Церкви. Первое время она хранилась в Константинополе в Влахернском монастыре. С 988 года образ Богородицы всегда находился на землях Руси.

На сегодняшний день к иконе ежедневно приходит очень много паломников. К Богоматери обращаются с просьбами обо всем, ведь у современного человека, к сожалению, очень много житейских проблем.

История появления акафиста

Из Святой Земли Путеводительница начала свое путешествие по христианскому миру. До VI века этот образ был известен только в Палестине. Затем его перевезли в Константинополь, который тогда был столицей Византийской империи. Икона была помещена в главном женском монастыре Панагии Одигитрии. Во время пасхальных торжеств ее переносили во дворец, а когда Константинополь осаждали враги, образ поднимали на крепостные стены.

Свое название икона получила благодаря этому монастырю. Рядом с ним находился источник, чьи воды чудесным образом исцеляли слепых. Это место по-гречески называлось «ton Odegon» (то есть «место Проводников»). Это название закрепилось и за монастырем (до наших дней он не сохранился), и за иконой.

Историки расходятся во мнении, как именно и в каком году образ Богоматери Одигитрии оказался на Руси. Но предание говорит, что это произошло в XI веке. Его привезла царевна Анна, дочь Константина Мономаха, в составе своего приданного. В 1095 году сын Анны и князя Всеволода, Владимир Мономах, привез эту святую икону в Смоленск. Там, по его приказу, в 1101 году был заложен храм Успения Пресвятой Богородицы, где и была установлена драгоценная древняя икона. С тех пор она стала именоваться Смоленской.

Чудотворная икона

С «Одигитрией» связано множество чудес. Одно из самых знаменитых — спасение Смоленска от набега монгольского хана Батыя в 1239 году. В XV веке святую икону перевезли в Москву. Почему это произошло, историки не знают, и на этот счет существует несколько версий. В Москве иконописцы сделали ряд списков, а оригинал отправился обратно в Смоленск.

Когда Наполеон вторгся в Россию, икону отправили в столицу. В день Бородина ее несли участники крестного хода. Перед тем, как французы ворвались в Смоленск, святой образ увезли в Ярославль, и вернули в город после его освобождения.

К несчастью, древний византийский, богато украшенный оригинал был безвозвратно утрачен при немецкой оккупации Смоленска во время Великой Отечественной войны. Сегодня в Успенском соборе можно видеть его копию, написанную в начале XVII века. Список тоже является чудотворным.

Акафист (то есть торжественный молитвенный гимн, который исполняется обязательно стоя) возник именно как хвалебное песнопение, посвященное Пресвятой Богородице (другие появились несколько позже). В гимне повествуется о жизни Богородицы и о написании иконы апостолом Лукой. Также в нем воздается благодарность за защиту Константинополя от врагов. Каждый икос содержит херетизмы, то есть приветствия, начинающиеся со слова «радуйся».

Путь святыни

Главной идеей этого лика – это пришествие Сына Божьего в наш мир. Его образ считается воплощением Господа для спасения людей. В образ маленького младенца вкладывают лик Грядущего Судьи и Небесного Царя. Жест правой руки Богородицы можно трактовать не только как молитвенный, но и то, что она указывает на образ, к которому должны быть обращены наши молитвы и помыслы.

Эта икона длительное время путешествовала, пока не попала в руки Всеволода Ярославовича. Ему она досталась, когда он женился на Анне, дочери Константина IX Мономаха. Он благословил ее в путь этой иконой. После смерти Всеволода она перешла к его сыну Владимиру.

Он в XII веке перенес ее в Смоленскую соборную церковь. Она была названа на честь Успения Пресвятой Богородицы. Именно с того времени она и получила свое название икона Смоленская. Но во время Второй Великой Отечественной войны эта икона бесследно исчезла. И сейчас во всех храмах находятся ее списки.

Празднование святого лика Богородицы установлено на 28 июля.

Когда и как правильно читать

Чтение Акафиста Смоленской иконе Божьей Матери может проводиться как в храме, так и дома. Число молящихся может быть любым. Сидеть во время молитв и песнопений разрешается только больным или немощным.

Специального повода для чтения акафиста искать не нужно. Это можно делать всякий раз, когда чувствуется потребность. Но есть ряд событий, когда он бывает особенно полезен:

  • просьбы защитить от болезней и бед;
  • перед дорогой;
  • просьбы о восстановлении мира в семье;
  • поиск утешения;
  • просьбы о семейном благополучии;
  • просьбы об исцелении;
  • празднование иконы.

Последовательность чтения традиционная:

  • текст акафиста;
  • два раза повторяется последний кондак;
  • повторяется 1-й икос;
  • повторяется 1- кондак;
  • заключительная молитва.

Чествование иконы проводится 10 августа (28 июля по старому стилю). В этот день чтение акафиста приносит особую радость и пользу. Другие важные даты:

  • 18 ноября – праздник в честь победы над Наполеоном;
  • 7 декабря – празднуется освобождение от татаро-монгольского ига.

Молитва

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных, в час сей молящихся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым Твоим образом припадающих и сице умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Одигитрие благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго навета вражия: можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя, и всяким благодеянием снабдити и спасти, разве бо Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы, Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога во веки веков. Аминь.

Акафист Смоленской Божьей Матери

Молитвенная песнь пред этим иконой, сперва, может помочь сберечь согласие в нашем обители и на нашей планете. Следовательно, хвалу Смоленскому образу необходимо скандовать каждый рассвет, для того чтобы защитить себя:

• от вероятных хворей и эпидемий;

• от несчастливых ситуации в период армейской работы;

• от злополучий в странствии либо отдаленной пути;

• от битвы либо боевых операций (может помочь одержать победу над противниками Отчизны).

Текстовая информация песнопения, кое необходимо читать пред Смоленской иконографической композицией Матери Божьей содержит следующее:

Кондак 1

Избранной от абсолютно всех семейств, Небес и мира Царица, Пресвятой Богородице Одигитрии, будто бы освобождаться от постоянной кончины благодатью от Тебе рождавшегося Господа нашего и Твоим Неподобным перед Ним ходатайством, признательное напевание приносят тебе, невольники твои. Твоя милость ведь, Божая наша Покровительница, от всяческих нас бед и печальных обстоятельств освобождай, да зовем Тебе: Возрадуйся, Богородице Одигитрие, христиан предвкушение!

Икос 1

Божий напев привозносим тебе, чистейшая: возрадуйся, Благодатная Марья, и радости душевные исполни нас, да благоговейною душою и чистейшим сердцем принесем Тебе, рождавшей свету Спасателя Христа Господа нашего, глаголы сия: Возрадуйся, Господа Основоположника благожелательством озаренная; Возрадуйся, Господа Отпрыска Мати неискусобрачная. Возрадуйся, Господа Духа Благородного дом святая; Возрадуйся, Троическия сокровенны выражение. Возрадуйся, Безобидных разумов изумление; Возрадуйся, Людского рода украшение. Возрадуйся, вечность с дольними присовокупившая; Возрадуйся, ворота райские земнородным отверзшая. Возрадуйся, лествица лазурная; Возрадуйся, статно Богоприимная. Возрадуйся, Купино горящая; Возрадуйся, трапеза Пресвятая. Возрадуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 2

Увидев лик Пресвятого облика твоего, Богоматерь Дева, ведь всегда хвальный иоанн богослов Лука сочинил, рекла если о ней пречистыми устами Твоими: «С этою иконой счастье Мое и мощь». Такое обещание о тебя посланное заметившие, религиозно уважаем Пресвятой облик Твой, Владычице, и признательность отдаем Отпрыску и Господу: Аллилуйя.

Икос 2

Поняв доброжелательство Твое, Богородица, к настоящей иконе, знатный Посланник Лука подарил в напутствие Христовой Собор Антиохийский, в ней ведь Путеводительница наименовалась и Удивительными вещами священными прославилась. О сем благодарствующие Тебя, Госпожа благая, будто бы нечто сходное чистого облика Твоего в отрада нам покинула еси, старательно Тебе вопием: Возрадуйся, Царица горных и дольних; Возрадуйся, Владычица ангела и людей. Возрадуйся, мира растроганность; Возрадуйся, древний злобы уничтожение. Возрадуйся, девства столпе; Возрадуйся, смирения глубокого. Возрадуйся, облаченная в свет; Возрадуйся, блистающая Священною славою. Возрадуйся, Мать Мира Не вечернего; Возрадуйся, раю сласти возвышенный. Возрадуйся, вертограде Христов благовонный; Возрадуйся, одре Царя Великого. Возрадуйся, Богородице Одигитрие, христиан чаянье!

Кондак 3

Мощью Божью чудо предивные происходящие с иконы Твоей, Дева мария Богородица, когда принесена она бысть в Царь град и в славнейшем Властителем храме поставлена; незрячих просвещающая, всяческий болезнь в людях лечившие благодатью Твоею, несомненно всегда взовем прославляющему тебя Господу: Аллилуйя.

Икос 3

Именуя Тебя Царь град защитницу властную, Богородице Дева, и в время атаки в него противников могучих и бране умелых, поддержку Твою Удивительную от блаженной иконы Твоей, получавшие немало прекрасного. Для того ведь возносимся Тебе, Всевышняя, яко же древний град вышеупомянутый не один раз с гибельного пути уберегла еси, тако и нас кротких выручи от гибели постоянно предстательствуем Твоим к Господу, несомненно зовем Тебя: Возрадуйся, Царь града сильное заграждение; Возрадуйся, Влахернскаго собора благоприятное ценность. Возрадуйся, греховных ратей усвоение; Возрадуйся, противников Православия посрамления. Возрадуйся, Дитя Христовое Предводительница к победам; Возрадуйся, Помощница быстрая в беде к Тебе приливающих. Возрадуйся, Заступница старательная просящее Тебя призывающих; Возрадуйся, благочестивых святителя приспешница благовести Христовом. Возрадуйся, хвале жен и дев известность; Возрадуйся, столп пламенный, жар влечений смягчающий. Возрадуйся, столп пасмурный, темнота греха выгоняющий. Возрадуйся, Богородица Одигитрия, христиан ожидание!

Икос 4

Слышавшие о Удивительных вещи славнейших, Богородица Дева, как с иконы Твоей обнаружила еси в Царьграде, недоумеваем, равно как лик та, вынашиваемая по стогнам града, мощью Священною ходившими правившие и стопы их согласно свободе Твоей обращавшие; сосредоточить убо Владычице, и наша стопы на путь осуществления заповедей Христовых, и обучи нас правильно выполнять непорочную свободу Отпрыска Твоего и Господа, несомненно Тебе вопием так: Возрадуйся, свеще негасимая; Возрадуйся, светило незаходящая. Возрадуйся, блистающая миром Священным; Возрадуйся, просвещающая благодатью души преданных. Возрадуйся, земли Христова благовоние; Возрадуйся, земли освящение. Возрадуйся, чаше, черпающая удовольствие целому свету; Возрадуйся, источнику, распространяющий бессмертную сласть. Возрадуйся, чертоже благополучие приукрашенный Государя Повелителей; Возрадуйся, эдема пунцовевшая. Возрадуйся, утра яснейшая. Возрадуйся, Богородице Одигитрие, христиан ожидание!

Икос 5

Видевшие славнейшую защиту твою града Смоленска, Богоматерь Владычица, славим большую Твою благосклонность, еюже город настоящий с разграбления Батыева Прекрасно избавила еси, гласом Священным от иконы Твоей исходящем, угодника Христова Меркурия в борьба с предводителем батыевской рати отрядив; его ведь некто мечем собственным срази и город от запаления пламенного избавьте. Самого же его венцем мученическим завершила еси, того мольбами небесными сподоби нас в земли никак не осуждено вопиять к Тебе: Возрадуйся, страдальца Христова Меркурия в поступок ратный укрепившая; Возрадуйся, гласом с иконы Твоей непорочная его воодушевившая. Возрадуйся, будто бы Давид в Голиаф победою его увенчавшая; Возрадуйся, граду Смоленску сильное защищение. Возрадуйся, град Твой с разорения избавившая; Возрадуйся, Избавительнице с плена и проигрыша. Возрадуйся, государства Русской благоприятное удовольствие; Возрадуйся, Соборе Христовой Благолепное украшение. Возрадуйся, обожающих тебя присное дарование; Возрадуйся, Утолительница уныний. Возрадуйся, хворающих излечение; Возрадуйся, тоскующих ободрение. Возрадуйся, Богородиц Одигитрия, христиан ожидание!

Кондак 6

Исповедует земля Русская милость и чудо Твою, Владычица Дева, Богородица, и город ясно красуется, обладая чудодейственной иконой Твоей, любые заболевания вылечивающую и недугующим здоровье выводящую. Этого ради со благоговением уважаем немало целительный облик Твой, Госпоже Всеблагая, и поклоняющийся ему, будто бы залогу Твоего к нам благоволения, вопием Господу: Аллилуйя.

Икос 6

Воссияла еси в державе Российской проблесками Духовных Удивительных вещей с праведница иконы Твоей исходящими, чистая богородица Владычица, к ней ведь от года древнейших отцы наши прибывающие в тоскуя и заболеваниях и нетщи отступление. Им ведь следом, и мы к Тебе прибывающие и с увлечением священнодействуя лобызая облик Твой чудодейственный, возносимся Тебе: утоли грусти наша, пользующий недуги наша, несомненно приглашаем Ти: Возрадуйся, жезле старости; Возрадуйся вдовиц Заступление. Возрадуйся, сирот презрении; Возрадуйся, младенцев развитие. Возрадуйся, бедных обеспечение; Возрадуйся, захваченных избавление. Возрадуйся, тоскующих удовольствие; Возрадуйся, столпе и принятие девства. Возрадуйся, иноков Покровительнице; Возрадуйся, инокинь Наставница. Возрадуйся, постников усиление. Возрадуйся, подвижника наставление. Возрадуйся, Богородице Одигитрие, христиан ожидание!

Кондак 7

Хотя даровать град Столице таинство благодати от святой иконы Твоея, Богородица Божья, баловала еси доставить икону Твою с Смоленска в Столицу, несомненно вслед за тем присутствуя, Удивительными вещами многочисленными прогремится. Когда же согласно умилению обитателей, вертавший облик блаженный в город их, в месте прохождения иконы Твоея Одигитрии, дом дев во имя Твое сооружена бысть; в ней ведь, перед осенением чудодейственной иконы Твоей с верою и любовью воспеваем несмолкающую песнопение Господу: Аллилуйя.

Икос 7

Ново созданная обитель инокинь в граде Столице священнодействуя чествует непорочное нечто сходное чудодейственной иконы Твоея Одигитрии, милости чрезвычайный источающее правильным, ея же осенением народ благоверный, признательно радовавший и в геройских поступках поста и мольбы убеждавший, подвивая их беспрерывный возвеличивать Матерния Твоя щедрость и признательно вопиять к Тебе: Возрадуйся, Всевышним любимая Королеве; Возрадуйся, Господа возлюбившая Владычице. Возрадуйся, неделима благословенная в женах; Возрадуйся, небесных радование. Возрадуйся, земных Заступление; Возрадуйся, бесов поношение. Возрадуйся, ада нарушение; Возрадуйся, усиленная мощью Всевышнего Сил. Возрадуйся, облеченная господством Царицы Небосклона и земли; Возрадуйся, воинствующих в плоть целомудрием добрая Помощнице. Возрадуйся, подвизающихся в посте и молчании благосклонная Утешительнице. Возрадуйся, Богородиц Одигитрия, христиан ожидание!

Молитва вторая

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не презри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]