Восходили ли Енох и Илия на небо?
Пророк Илия
В ночной беседе с Никодимом Спаситель говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). В этой фразе многие противники Христовы усматривают противоречие словам Писания, ведь в Ветхом Завете повествуется, как Илия вознесся на небо и Еноха Бог забрал к Себе. Но давайте попробуем разобраться с этим вопросом, используя ключ к Писанию – Предание отцов Церкви.
Енох
Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”»[1]. Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом»[2]. Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.
Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.
Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?
Пророк Илия
Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо.
Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.
Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:
«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко
на небо» (4 Цар. 2: 11).
Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?
Святитель Иоанн Златоуст
: «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь»[3]
.
Святитель Кирилл Иерусалимский
: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо»[4].
Святитель Фотий
: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся»[5].
Евфимий Зигабен, цитируя блаженного Феодорита Киррского
, говорит: «Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо»[6].
Преподобный Максим Грек
: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо»[7].
Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:
Так, Преп Андрей Критский
воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед,
яко на небеса,
ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй»[8].
Преп. Роман Сладкопевец,
замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде,
яко на небо
, якоже пишется,
но не достиже небесе
»[9].
Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов
: «Илия был взят на огненной колеснице и прежде него Енох, не на Небеса, а в некое другое место, хотя и не сам по себе, однако же был преложен»[10]. Более катафатичный образ даёт
Святитель Григорий Двоеслов
. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти»[11].
Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий[12].
Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природа и человеческая немощь, он не мог сам взойти на небо и был вознесен ангелами. Христос, возносясь, показал Свою Божественную природу и всемогущество.
Святитель Григорий Двоеслов
говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею»[13]. Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал, а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.
Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин,
Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего»[14] и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог»[15]. Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в «лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только
Дух проницает глубины Божии
.
Вывод
Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа, произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).
Второй предтеча пришествия Христова — о святом пророке Илие
Архиепископ Аверкий (Таушев)
«Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова»
… такими словами св. Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще за 900 лет до Рождества Христова —
Святаго славнаго пророка Божия Илию
, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на ангела, чем не человека.
Но почему св. Церковь именует его вторым предтечей пришествия Христова
?
Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мир явился сначала св. Иоанн Креститель духом и силою Илииною
(Лук. 1, 17), так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия (см. Малах 4, 5), который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице (см. 4 Царств 2, 11).
Об этом повествует возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов в своем дивном Апокалипсисе. Св. Пророк Илия, вместе с другим ветхозаветным праведником Енохом, который также был взят живым на небо за то, что ходил пред Богом
(Быт. 5, 24), явится опять земле во дни Антихриста, чтобы пророчествовать и отвращать людей от поклонения Антихристу. Тайновидец называет их обоих
свидетелями Божиими
,
двумя маслинами
и
двумя светильниками, стоящими пред Богом земли
(Апок. 11, 3-11). Оба они — и Енох и Илия — будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (или 42 месяца или три с половиною года), то есть во все время господства Антихриста, и будут совершать великие знамения и чудеса, чтобы убедить людей не признавать Антихриста и не принимать начертания его на правую руку и чело (Апок. 13, 16).
Но по попущению Божию, зверь, выходящий из бездны
, то есть сам Антихрист,
сразится с ними, и победит их, и убьет их
(Апок. 11, 7).
Знаменательно то, что живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле
(Апок. 11, 10).
Как это так: мучили
?
Мучили
тем, что взывали к их совести — старались пробудить их спящую совесть — отвратить их от поклонения Антихристу и обратить к истинному Богу, ко Христу.
Так всегда бывало с пророками Божиими, из которых никто, кажется, не окончил своей жизни естественной смертью — все были замучены и убиты людьми, коих они обличали за их греховную жизнь.
Такая же участь постигает и тех, которые не желают «идти в ногу с временем», не хотят принимать участия в общем развращении нравов и пытаются пробудить совесть других указанием на погрешность или преступность избранного ими пути жизни, их недолжного настроения и поведения.
Таких людей, желающих сохранить совесть свою чистою, остальные ненавидят и стремятся всячески их уничтожить — если не физически, то хотя бы морально.
У нас нет данных утверждать, что Антихрист уже пришел, но… только совершенно слепые духовно люди могут не видеть, какая бешенная идет сейчас в мире подготовка к его скорейшему приходу и воцарению. Над этим, с необыкновенной энергией, достойной лучшего применения, работают его верные слуги, уже заранее продавшие ему свою душу за деньги и всевозможные земные блага: за почести, власть и господство в человеческом обществе, за всякого рода плотские удовольствия и наслаждения, чтобы получить возможность невозбранно и безнаказанно ими пользоваться.
Из многих предсказаний еще древних Отцев Церкви мы знаем, что большинство людей, принадлежащих ко всем вероисповеданиям, в том числе и к нашему православному, не исключая священнослужителей, с восторгом примут Антихриста, как своего владыку и царя, поклонятся ему и начнут преследовать и уничтожать всех, кто станет Антихристу противиться.
И хотя Антихриста, как одной определенной личности, мы еще не видим, уже теперь происходит в мире среди людей «отсеивание»: одни «идут в ногу» со слугами грядущего Антихриста, покупаются за деньги и прочие земные блага и завербовываются в его лагерь, другие — решительно сторонятся, отмежевываются и отходят от них прочь, возбуждая к себе злобу и ненависть первых.
Братие! Время сейчас стало настолько лукавым, люди так изощряются в обмане, фальши, лукавстве и лжи, что надо быть особенно бдительными, сугубо внимательными и осторожными в подходе к ним, чтобы не прельститься их вкрадчивыми словами и не запутаться в сетях антихристовых. Не доверяйте никому, кто подходит к вам с выгодными обещаниями, хотя бы то были лица, облеченные в духовную одежду, если только вы знаете, что они близки к каким-нибудь сомнительным, или явно-антихристианским организациям, если они ведут дружбу с врагами Христовыми, а особенно — если они получают деньги от них под каким бы то ни было благовидным предлогом.
Наступило время, когда более, чем когда-либо прежде, необходимо тщательно разбираться, кто из носящих высокое звание пастырей Христовой Церкви действительно служит Христу, а кто уже продался слугах грядущего Антихриста и тем самым, вместо Христа, служит Антихристу, — чтобы, вместо истинного пастыря, не пойти за волком
, хотя бы он и был одет в овечью шкуру.
Особенно опасны из таких лже-пастырей те, которые, под предлогом «неосуждения» и «христианской любви и всепрощения» проповедуют необходимость мира со всеми. Будем помнить, что мир с Антихристом (как и со слугами его) есть уже измена Христу — вражда против Христа!
Ибо кое причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету к тьме? Кое ли согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верну с неверным?
(2 Кор. 6, 14-15).
Даже самое малое «заигрывание» со слугами Антихриста и угождение им с какой бы то ни было благовидной целью — уже преступно и не пройдет даром. Не напрасно старая русская поговорка гласит: «Скажи, с кем ты знаком, а я скажу, кто ты таков!»
В наше лукавое время всем нам, желающим сохранить верность Христу Спасителю, более всего нужна пламенная ревность, которой так прославился святый славный пророк Божий Илия, и, вместо какого бы то ни было соглашательства с слугами Антихриста, должна быть полная непримиримость к ним, хотя бы это грозило нам временной смертью. Вспомним, как Енох и Илия, после убиения их Зверем-Антихристом, вновь ожили: после трех с половиною дней вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои, и великий страх напал на тех, которые смотрели на них
(Апок. 11, 11).
А затем явится Сам Господь Иисус Христос, Который убиет Антихриста духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего
(2 Солун. 2, 8), после чего время прекратится, наступит кончина века сего и откроется Страшный Суд.
Братие! Если вы услышите, что кто-нибудь с насмешкой, с иронической улыбкой на лице или же со злобой и раздражением относится к проповеди о приближении времен Антихриста, Второго Пришествия Христова, кончины века и Страшного Суда, знайте, что вы имеете дело с лицом, уже так или иначе вовлеченным слугами Антихриста в подготовку его скорейшего прихода и воцарения на земле! Бойтесь таких людей, как разрушителей нашей святой веры и Церкви!
На Страшном Суде откроются их тайная
, и все они, вместе с Антихристом и его слугами получат праведное воздаяние в
озере огненном, горящем серою
(Апок. 19, 20). А для праведников, подобных св. пророку Илии, и для всех, кто не поклонился и не пошел на службу Антихристу, но честно и ревностно противостоял ему, начнется вечная блаженная жизнь в том
Новом Иерусалиме
, который удостоился видеть св. Тайновидец сходящим от Бога с неба (Апок. 21, 2).
Имеяй уши слышати, да слышит!
— Аминь.
Оппозиция Антихристу и его царству
В Откровении Иоанна Богослова власть Антихриста представлена мировой, но там же представлена и могущественная и принципиальная христианская оппозиция ему, с которой он будет вынужден вести борьбу в промежуток времени, предшествующий Армагеддонской битве. Во главе оппозиции будут стоять две, несомненно, человеческие личности, названные в Откровении «Двумя свидетелями Божиими». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. (Откровение. Глава 11).
Образы Двух свидетелей вводятся в текст повествования сразу после картины разделения верующих последних времен на тех, кто поклоняется Богу на внешнем дворе храма и тех, кто на внутреннем. Внешний двор исключается из измерений размера Церкви последних времен, ибо «он дан язычникам» (Откр.11:2). Если в образе Иерусалимского храма представлено общество всех верующих в Бога в мире, то трудно не согласиться с выводом Толковой Библии о том, что «святой город Иерусалим в видении представляет собою весь мир». Это важное замечание, к которому мы еще вернемся, как вернемся к осмыслению срока в 1260 дней, по продолжительности совпадающего со временем, данным Антихристу, согласно 13-й главы Апокалипсиса. Здесь же отметим, что фразу «облечены во вретище» вполне можно понять, как понимал ее св. Андрей Кесарийский: «Облечение во вретище означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования» (Толкование на Апокалипсис. Статья 30). То есть здесь указано на общее тяжелое положение дел на земле, из которого Два свидетеля себя никак не выделяют, разделяя горести остальных людей. Приоритетной целью данного материала является уточнение вопроса об идентификации Двух свидетелей, понимания: кого именно можно видеть под этими образами?
Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Глава 26. Будут же посланы Енох и Илия Фесвитянин (Мал. IV, 6), и обратят сердца отцов к детям, т.е. синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов, и будут убиты антихристом (Апок, XI, 3). Обоснованием видения в Двух свидетелях именно свв. Илии и Еноха традиционно полагается то обстоятельство, что оба они были восхищены из земной жизни, не приняв смерти, как все люди, поэтому, должны будут принять ее в будущем от Антихриста. Нигде нельзя получить ответ на вопрос: кто впервые сказал, что именно пророк Илия и праотец Енох должны быть понимаемы под образами Двух свидетелей, но данное богословское утверждение разделялось почти всеми святыми толкователями Апокалипсиса и на основе их авторитета сегодня полагается само собой разумеющимся. Поскольку сщмч. Ириней, еп. Лионский не только не разделял это мнение, но полагал, что свв. Илия и Енох будут пребывать на Небе до скончания веков, то первым и основополагающим приходится считать мнение св. отца-экзегета Ипполита Римского: Священномученик Ипполит, папа Римский. Слово о Христе и антихристе. Глава 43. Он (св. пророк Даниил – np1237) означил одну седмицу лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмицы возьмут пророки Енох и Илия. Они, облеченные во вретища, будут проповедывать дней «тысячу двести и шестьдесят» (Апок. 11, 3), возвещая людям и всем народам покаяние. Никаких объяснений. Святой не раскрывает мотивы своего толкования. В 1740 году был найден и опубликован самый древний канон Нового Завета – список книг, признаваемых Церковью богодухновенными. Канон, названный по имени ученого-первооткрывателя Мураториевым, датируется концом 2-го века и его автором предполагается именно св. Ипполит Римский. Такие предположения вызывают определенное смущение, т.к. Мураториев канон не только содержит ДВА Апокалипсиса, но второй Апокалипсис – Апокалипсис Петра – упомянут отдельно, как признаваемый не всеми. Составитель канона, тем не менее, включил эту книгу в канон, значит, был уверен в ее богодухновенности, а сделанная им сноска скорее подтверждает эту его уверенность, нежели опровергает, являясь своего рода данью оппонентам. Если бы епископ Рима не считал книгу богодухновенной, то и сам запретил бы ее читать в храме, а не говорил, что так поступают «некоторые». Апокалипсис Петра. Глава 2. 10 Енох и Илия будут посланы, чтобы научить их, что это обольститель, который придет в мир и должен дать знамения и чудеса, чтобы прельстить. Вот отсюда-то толкование и проистекает, видимо. Из явного апокрифа… Современный православный христианин мало что может сказать о св. праотце Енохе. Он жил до потопа, и о нем есть лишь одно упоминание в 5-й главе Книги Бытия: 21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. 22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.Более ничего нигде не сказано, но последняя строка дала основание верить, что св. Енох избежал смерти, и породила огромный пласт апокрифической литературы, целый енохианский цикл. Если спросить современного богослова: на что опирался апостол Павел, когда говорил в Послании к евреям: 5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. то в ответ будет дана отсылка к вышеупомянутой 5-й главе Бытия, но только ли она была причиной апостольского внимания? Апокрифическую Книгу Еноха напрямую цитировал в каноническом послании апостол Иуда, и на нее же, несомненно, ссылался первоверховный апостол Петр. Книгу Еноха прекратили читать в храмах России чуть ли не в 16-м веке, а Енох стал мифическим персонажем в значительно большей степени, нежели реальным святым праотцем. Опять апокриф. Далее. Святой Иоанн Дамаскин в своем упомянутом в самом начале богословском утверждении ссылается на пророчество св. Малахии на Илию Фесвитянина, а в отношении Еноха не уточняет ничего. Обратимся к единственному пророчеству: Книга Малахии. Глава 4. Церковно-славянский текст. 5 И се, аз послю вам илию фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, 6 иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец.То же. Русский синодальный текст. 5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. 6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.Церковно-славянский текст восходит к легендарному греческому тексту Септуагинте, русский текст переведен с иврита. Разница велика. Очевидно, что св. Иоанн Дамаскин (равно как и все остальные отцы-экзегеты) руководствовался первым текстом, не зная второго. Возможно, его выводы были бы менее уверенными, если бы масоретский вариант был принят во внимание. Если понимать фразу об обращении сердец отцов к детям как крещение синагоги, то фразу об обращении сердец детей к отцам придется принять симметрично, как встречное обращение Церкви в иудаизм. Не евреи крестятся, а Церковь и синагога сольются в экуменическом диалоге. Что в современном (да и в средневековом!) иудаизме приемлемо для христианина? Какие раввины-талмудисты нам «отцы»? Также вопросы к Септуагинте вызывает уточнение «Фесвитянин», явно склоняющее читателя к пониманию возвращения св. Илии именно лично, во плоти, для чего в изначальном еврейском тексте оснований существенно меньше. Однако, допустим, что ивритоязычный текст вообще нельзя принимать во внимание. Общая проблема классического толкования заключается в том, что существует более старое толкование пророчества Малахии об Илие Фесвитянине. И дал его Сам Господь Лично: Евангелие от Матфея. Глава 11. 10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.В 10-й строке Христос цитирует пророчество из 3-й главы Книги Малахии, завязанное по тексту на пророчество об Илие Фесвитянине. В 14-й строке Он прямо называет св. Иоанна Крестителя Илией. Читаем далее о происходившем сразу после Преображения Господня: Евангелие от Марка. Глава 9. 9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. 11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену. 13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.Евангелие от Матфея. Глава 17. 9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; 12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. 13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. Да… Вот что здесь возможно оспорить? Где найти какой-то второй, скрытый от «плотских очес» смысл, возводящий пророчество Малахии еще и ко Второму, а не только к Первому Пришествию Мессии? Совершенно ясно, что Господь понимал под Илией из пророчества Малахии только св. Иоанна Крестителя, действовавшего в силе и духе Илии. То есть Бог, устами пророка Малахии, говорил о св. Иоанне Предтече, употребляя имя собственное «Илия Фесвитянин» (даже «Илия-пророк» по изначальному тексту) в значении имени нарицательного, и следует понимать не Илия из Фесвы сам буквально, а «такой пророк как Илия Фесвитянин». «День Господень, великий и просвещенный» суть Светлое Христово Воскресение – Пасха! Догадка же авторов Толковой Библии о внутрииудейском характере противоречий между «отцами» и «детьми» накануне проповеди св. Иоанна Предтечи, объединившей избранный народ в Крещении водой перед явлением Мессии, выглядит более логичной в применении к обоим вышеупомянутым переводам без различия, снимая противоречие «крещения синагоги». Безусловно соглашаясь с выводом Толковой Библии, что «С экзегетической точки зрения, нужно признать более правильным то объяснение, какое давалось этому месту в первые времена христианства (кроме Евангелистов к Иоанну Предтече относил это место св. Иустин Философ (и еще Сам Христос – np1237)). Да, здесь пророк имеет в виду пророка в духе и силе Илии, т. е. Иоанна Крестителя, и называет его Илиею в том же смысле, в каком Иеремия называл будущего правителя израильского «Давидом». своим недостойным умом отметим, что для дальнейшего вывода о том, что «в то же время, нет препятствий принять и то их (святых отцов-экзегетов – np1237) толкование, по которому здесь может находиться предуказание и на личное появление Илии пред вторым пришествием Христовым» никаких оснований в тексте пророчества св. Малахии не имеется. Из пророчества никак нельзя сделать вывод о том, что сперва св. Илия явится «в духе», т.е. условно, образно, а затем уже вернется с Небес лично. Там про это СОВСЕМ ничего не написано, и это обстоятельство является непреодолимым препятствием принятия наличия такого предуказания. Предположить явление в последние времена пророка, в силе и духе св. Илии, конечно, можно, но стоит отметить, что времена пророков окончились на св. Иоанне Предтече, как окончилось на Новом Завете все то, что было установлено Заветом Ветхим. Если понимать пророчество св. Малахии на Илию-пророка так, как понимали его Христос и апостолы Его, то есть как относящееся к св. Иоанну Предтече и только к Иоанну Предтече, то становится понятным и не упоминание св. Еноха в том же пророчестве. Говорилось на другую тему. А если никаких оснований предполагать личное явление св. Илии в тексте пророчества св. Малахии нет, то теряет смысл единственное основание, по которому второй из «Двух свидетелей» отождествлен со св. Енохом. Если св. Илия в своем прежнем теле не спустится с Небес специально, чтобы умереть, то и св. Еноху спускаться для этого не нужно. Бог сказал Адаму: «земля еси и в землю отидеши» (Быт.3:19), Бог вознес пречистую плоть Пресвятой Богородицы на Небо вместо положенной земли. Бог дал правило о непременности смерти для человека, Бог же сделал исключения, чем и восторгался св. Ириней Лионский. Итак, классическое толкование образа Двух свидетелей проистекает из апокрифа, информация о первом кандидате на роль одного из Двух свидетелей преимущественно апокрифическая, принятие другой кандидатуры противоречит мнению Самого Христа, метафизическое обоснование неубедительно.
Обратимся теперь к другой линии раскрытия образов Двух свидетелей, приняв во внимание употребление к ним образного выражения «две маслины и два светильника». В отношении образа «светильника» можно говорить о светильнике духа или светильнике веры, часто используемых в Писании. Святого так и называют – «светильник веры».Использование этого образа говорит о высокой вере Двух свидетелей. А вот употребление образа «две маслины» очень существенно и отсылает нас к 4-й главе Книги Захарии: 11 Тогда отвечал я и сказал ему (Ангелу – np1237): что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его? 14 И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.Светильник описывается в главе ранее в виде храмового семисвечника и толкуется Ангелом как образ Второго храма, который предстоит восстановить вопреки казалось бы непреодолимым проблемам князю вернувшихся из вавилонского плена иудеев Зоровавелю, сыну Салафиилеву. Под двумя маслинами имеются в виду сам Зоровавель и первый первосвященник восстановленного храма Иисус, сын Иоседеков. Параллель с Апокалипсисом настолько бросается в глаза, что св. Андрей Кесарийский, толкуя образ Двух свидетелей, счел эти строки пророка Захарии вторым упоминанием о них в Писании. То есть Два свидетеля прежде всего это два помазанника Божиих. Это обстоятельство существенно ограничивает круг поисков смысла образа. Два свидетеля это никак не два пророка – ведь слово «помазание» никогда не употреблялось в отношении пророков. В контексте общественного служения помазуют либо на царство, либо на священство. То есть, Два свидетеля – либо два царя, либо два священника (а наиболее вероятно архиерея), либо один царь и один священник. В пророчестве св. Захарии на Зоровавеля и Иисуса ярко выражен именно последний вариант, и на этом обстоятельстве акцентирует внимание Толковая Библия: Помазанные елеем — это Иисус и Зоровавель, представители священнической и царской власти. Царская и священническая власти едва ли не впервые в Писании представлены здесь в равных по масштабу образах и неразрывном единстве трудов по возрождению страны и веры. Гармоническое единство светской и духовной власти называлось словом «симфония» и являлось основной религиозно-политической идеей Второго Рима – Ромейской империи, известной как Византия, а также допетровской России. Эта идея, будучи реализованной на практике, открывала путь к богоугодному общественно-политическому устройству христианского государства. Впервые ее официально сформулировал отвоевавший Рим у варваров святой благоверный император Юстиниан: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни». Именно переход к этой идее после утверждения христианства в качестве единственной государственной религии должна была выразить замена старого главного символа Римской империи – гордого орла Цезаря и его непобедимых легионов на орла двуглавого, символически олицетворявшего неразрывное единство в цитадели истинного христианства светской власти Императора и духовной власти Патриарха. Забавны утверждения о том, что «Византия не знала государственного герба». Центральная часть пола классического византийского православного храма, непосредственно под куполом с изображенным на нем Христом Вседержителем называется «омфалион» (греч. – «пуп»). Она символизирует «пуп земли», центр земного мироздания. Православное мировоззрение полагает пуп земли в Святой земле, недалеко от Иерусалима. Василевсы Ромейской империи полагали Палестину своим законным владением и размещали на омфалионах византийских храмов изображение главного национального символа своей страны – двуглавого орла. Данное пространство, как минимум, со времен строителя храма Софии императора Юстиниана, композиционно выделялось из храмового пространства и считалось «царским местом». Здесь стоял трон и проводились коронации кесарей-императоров. Отсюда василевс направлялся через Царские врата к Причастию. Нельзя достоверно сказать: был ли изображен государственный герб Империи на омфалионе самого Софийского собора:
но он там должен был быть на момент завоевания Константинополя крестоносцами, так как в других храмах он изображался повсеместно. Изображался он, начиная с очень ранних времен. Есть изображение двуглавого орла на омфалионе храма в Ксиропотамском монастыре на Афоне. Монастырь, как считается, был основан в 10-м веке императором Романом Лакапином по ходатайству прп. Павла Ксиропотамского, при том, что сам прп. Павел просил именно восстановить монастырь императрицы Пульхерии, т.е. основание уходит корнями в 5-й (!) век. Исследователи отрицают такую древность символа. Однако, вот двуглавый орел на омфалионе храма Пресвятой Богородицы на острове Парос, относящегося к 6-му веку, и здесь автор снимка, хотя и не делал никаких исследований, тоже считает, что плита намного моложе храма: Вот современные полы храма на Кипре Традиция осталась непреложна и храмы на Святой горе Афон выполнены согласно византийскому канону. Россия не знала традиции омфалиона. «Царское место» было предусмотрено только там, где было возможно присутствие на церковной службе царя. Например, в Успенском соборе Кремля, оно именовалось «Мономахов трон»:
Композиционно «царское место» было сдвинуто в сторону от оси храма к юго-восточному столпу, что возможно, объяснимо наличием второго, «патриаршего места», во времена патриарха Никона, не уступавшего царскому. Коронации совершались здесь даже во времена Романовых:
Династия Романовых отвергла Симфонию, перестроив Россию по западному образцу просвещенного абсолютизма. Двуглавый орел утратил изначальное содержание, а затем и вовсе был побежден красной пентаграммой. Только сейчас, после долгих десятилетий безбожия, Россия, вернувшись к своей государствообразующей религии, вспоминает и свою религиозно-политическую идею: «Москва – Третий Рим». Символично, что Двуглавый орел вернулся не только на государственную печать, которой не знала Византия, но и впервые в нашей стране, как на известной своим предреченным эсхатологическим значением Святой горе Афон, пришел в подкупольное пространство храма, пусть пока только в далеком Абакане:
— В оформлении здания используется византийская символика — двуглавый орел. Что он обозначает? — Это как раз символ основной идеи, на которой была построена жизнь Византии — симфонии, то есть согласия государственной и духовной власти. (из интервью владыки Ионафана, епископа Абаканского и Кызылского о храме свв. Константина и Елены). Если царству Антихриста будет противопоставлено на земле христианское Царство, то оно должно быть устроено по принципу Симфонии, т.е. Свидетелей и должно быть двое – Православный Царь и Православный Патриарх.
Свидетельство о богодухновенности символа, ради которого было нами сделано столь обширное отступление, можно почерпнуть в 12-й главе Откровения. 13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. 14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.Речь идет об одном из моментов противостояния Церкви, показанной в Откровении в образе Жены, облеченной в солнце, и «красного дракона», символизирующего Сатану и антихристианские силы. Подробно данный фрагмент Откровения рассмотрен в соответствующем материале Время от Христа до Антихриста, а здесь следует отметить два обстоятельства, позволяющие провести параллель между образом установленного Богом убежища Жены и исторической реальностью Третьего Рима как цитадели православного христианства. 1. В тексте Апокалипсиса присутствует тот же самый гербовый символ. Крылья которого же «большого орла» могли быть даны Жене для защиты, как не крылья того самого римского орла, он же двуглавый орел Византии и России? 2. Дважды, в 6-й и 14-й строках главы указан пустынный характер убежища, что вполне соотносится с характером природы исторических областей России в сравнении со Святой землей, где Церковь возникла. Идея нашла отражение в написанной еще в начале двадцатого столетия иконе «Яко крылья орля», где апокалиптический образ Жены, обличенной в солнце, совмещен с образом Пресвятой Богородицы.
Именно в пустыне, там, куда крылья орла перенесли Жену-Церковь, ей и предстоит перенести предреченные 3,5 года беспредельной власти Антихриста, означенные в тексте как «продолжение времени времен и полувремени». Идея вполне коррелирует с принятым в православной эсхатологии пониманием власти Римского государства, как «от среды удерживающего» из 2-го Послания Фессалоникийцам апостола Павла. Глава 27 Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Речь идет о естественном «от среды» препятствии реализации проекта построения мировой империи Антихриста, которым в момент написания Послания являлась власть цезарей языческого Рима, далее власть василевсов и патриархов Византии и, наконец , власть царей и патриархов российских, роль которых в какой-то мере была унаследованна Россией советской и Россией современной. Вполне логично предположить, что мировая власть Антихриста оформится именно в момент наибольшего смирения власти евразийской империи, каковой Россия и является, и логично предположить, что Два свидетеля и будут возглавлять ее в этот драматичный момент.
Воспринимая Двух свидетелей не как спустившихся с Небес неотмирных обитателей, а как людей, рожденных примерно в то же время с Антихристом, мы можем предположить и не чудесный, а естественный характер власти, описанный в строках 11-й главы Откровения: 5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.Во власти над разрушительными стихиями, в принципе, нет ничего чудесного, если учесть современное состояние развития оружия, как ядерного, под которым вполне может быть понято все, связанное с «огнем с небес», так и климатического, «затворяющего небо» и биологического, «претворяющего воды в кровь». Все может быть, и нельзя использовать указание на власть Двух свидетелей над дождем, как подтверждение их связи с Илией Пророком, потому что св. Илия оживлял мертвых, а в Апокалипсисе про Двух свидетелей этого не сказано. Вряд ли века пребывания на Небесах умалили бы чудодейственные возможности великого пророка. Окончание борьбы Двух свидетелей с Антихристом носит трагический характер. 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.Зверь из бездны» может быть понят, как сам Антихрист, так и его царство – в данном контексте это не принципиально. А вот согласиться с мнением Толковой Библии о том, что «этот город есть будущее антихристианского царства, древний исторический Иерусалим», непросто, особенно, учитывая сказанное ранее: «святой город Иерусалим в видении представляет собою весь мир». Может быть так, может быть и нет. Редкий случай для пророчества, чтобы его исполнение можно было так легко предотвратить. Следует надеяться, что Антихрист Апокалипсис читать не будет, ибо зная, что далее: 11 … после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.он вполне может превратить трупы своих врагов в пыль, и пророчество Апокалипсиса окажется ложным. Если же понимать строки Откровения не столь буквалистски и предполагать некую реалистичную картину глобальных событий, то можно вообразить фантастическую эйфорию после быстрой и убедительной победы над извечным и ненавистным геополитическим врагом в северной Евразии в результате комбинированного применения всех видов современного супероружия. Вот в такие-то три с половиной дня, после таких-то побед и объявляют себя богами. Из расположения описания событий, связанных с деятельностью Двух свидетелей перед Седьмой трубой Ангела, учитывая сделанные в материале Семь шагов одной катастрофы выводы о параллелизме апокалиптических труб и чаш, можно предположить, что победа Антихриста над Двумя свидетелями будет не началом его власти, а кратким апофеозом, после которого немедленно последуют Седьмая труба и Седьмая чаша – разрушение Великого Вавилона (не из-за самопоражения ли труднопредсказуемым тектоническим оружием?). Окончательный же суд над Двумя свидетелями свершит не Антихрист, а Бог: 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
Енох, Илия, Иоанн: смертные, не видевшие смерти?
9 октября — день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Впрочем, была ли эта смерть? Евангельское повествование ставит загадку уникального жизненного пути, повторить который невозможно, а следовательно, и любопытствовать не имеет смысла.
Как мы знаем из Евангелия, юный Иоанн, один из сыновей Зеведея, любимый ученик Господа при Его жизни, свидетель Преображения Господня на Фаворе и воскрешения Спасителем дочери Иаира, не расставался с Ним и у Креста и был особенно приближен к Спасителю за свою жертвенную любовь и девственную чистоту. Именно его заботам Иисус Христос, предавая душу Отцу, поручил во дни земной жизни Свою Пречистую Матерь: «Жено, се сын Твой… се Матерь твоя» (Ин 19:26–27). После Успения Богородицы апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой ученика Прохора. Корабль, на котором они плыли, потонул во время сильной бури, и все путешественники были выброшены на сушу, святой же апостол пробыл в морской пучине 14 дней.
Не нашли тела
Казалось, смерть избегала его. Во время гонения на христиан императора Нерона (56–68 гг.) апостола Иоанна отвели на суд в Рим, где приговорили к казни. Он выпил чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. Смерть ему заменили заточением на остров Патмос, где он прожил много лет, став тайнозрителем судеб Церкви и конца мира. Там же около 67 года написал Книгу Откровения (Апокалипсис).
Скончался святой апостол Иоанн в Ефесе. Ему к тому времени было более ста лет, и он намного пережил всех остальных очевидцев Господа. Чувствуя время приближения встречи с Богом, он в сопровождении семи учеников удалился за пределы Ефеса и велел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Долго никто не решался этого сделать, ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но в конце концов, верные послушанию, закрыли лицо святого платком и исполнили его повеление. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела. История, напоминающая Успение Пресвятой Богородицы…
Каждый год 8 мая из могилы Иоанна Богослова выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Так была ли эта смерть? Или просто общепринятое представление о ней как о разделении души и тела и его тлении несколько упрощенно?
Как известно, седьмой патриарх от Адама, ветхозаветный праведный Енох, «ходивший пред Богом», то есть особо угодивший Ему, а также пророк Илия, вознесенный огненной колесницей «яко на небо» (4 Цар 2:11), не вкусили обычной смерти. «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр 11:5) — читаем в послании апостола Павла евреям. Святитель Григорий Двоеслов место пребывания пророка Илии после его вознесения на огненной колеснице описывает так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».
Что тебе до того?
Между тем речь о смертной участи апостола Иоанна зашла еще во время беседы Спасителя с апостолом Петром. Той самой, в которой Воскресший Христос троекратно возвращает Петру апостольское достоинство после его троекратного отречения, а затем говорит: «По мне гряди», знаменуя грядущее мученичество Петра: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того» (Ин 21:20–23).
«На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе, — добавляет толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен. — А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен. Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще».
«Что тебе до того… Ты по Мне гряди» — этими словами Христос призывает каждого следовать своему пути, не оглядывясь на других. Жизненные пути, как и пути смертные, в действительности зависят лишь от глубины нашего единения с Творцом и Судией. Здесь подражать другим невозможно — нужно по образу, взятому из жития преподобного Антония Великого, «себе внимать».
И все же подражать апостолу Иоанну можно. В чем? В его любви. Церковь именует святого Иоанна апостолом любви. Неужели только за его призывы к любви в посланиях? И какой именно? Как гласит предание, в глубокой старости, узнав о юноше, ставшем предводителем шайки разбойников, Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол бежал за ним и умолял остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Пораженный пламенной и искренней любовью святого старца, тот исправил свою жизнь.
Подготовила Лилия Шабловская
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Преподобный Лаврентий Черниговский о конце времен и грядущем антихристе. Енох и Илия
» Чудеса в христианстве
Преподобный Лаврентий Черниговский предупреждал, что воцарению антихриста будет предшествовать всемирное голосование и перепись: “Будет время, когда будут ходить и подписывать за одного царя на земле. И будут строго переписывать людей. Зайдут в дом, а там муж жена и дети. И вот жена станет уговаривать своего супруга: «Давай, супруг, подпишемся. Ведь у нас дети, тогда же ничего не купишь для них». А муж скажет: «Дорогая супруга, ты как хочешь, а я готов умереть, но за антихриста подписывать не буду”. Такова картина будущего.
В первой половине XX века в СССР, во времена жесточайших гонений на Православную церковь, трудно было себе представить, что однажды все кардинально изменится. Однако святой старец предвидел это. «Приходит время, — рассказывал о. Лаврентий, — когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат все уже, наступит время, когда воцарится антихрист».
Преподобный старался донести до слушающих мысль, что время свободы не будет длительным и оно дано людям не просто так: «Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха. Будет свободный въезд в Иерусалим и выезд для всякого человека. Но тогда старайтесь не ездить, потому что все будет сделано для того, чтоб прельстить».
Антихрист, по словам старца, произойдет от блудной девы — еврейки двенадцатого колена «блудодеяния». Уже отроком он будет очень способным и умным, но особенно после одного случая, когда он, будучи 12-тилетним мальчиком, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаной, который, выйдя из самой бездны, войдет в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». Из этого отрока и вырастет в образе человеческом антихрист. Этот человек будет отличаться от современных правителей. Он решит короноваться как царь, да еще и царь всего мира. При его короновании, когда будет читаться «Символ Веры», он не даст его правильно прочесть, но как только начнутся слова об Иисусе Христе, как Сыне Божием, он отречется от этого, а признает только себя. И тогда Патриарх воскликнет, что это антихрист, и за это будет убит.
При короновании антихрист будет присутствовать в перчатках. Но чтобы перекрестится, ему их прийдется снять, и тогда Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, что и послужит еще одним доказательством, что это антихрист. Сойдут с неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем людям разъяснять и восклицать: «Это антихрист, не верьте ему». Антихрист в ярости умертвит их, но больше ничего и сделать он не сможет. Смерть же не сможет удержать их: Господь воскресит их из мертвых, и они вознесутся на небо.