Почему на иконе Иоанн Предтеча изображен с двумя головами?


Откуда на иконе крылья у смертного человека?

Этот распространенный образ Иоанна Предтечи получил название «Ангел пустыни».

Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития. Из Евангелия мы знаем, что Иоанн жил в пустынном месте, одевался в верблюжьи шкуры и питался акридамиСогласно одному из толкований, акриды — это плоды рожкового дерева; согласно другому — съедобная разновидность саранчи. — Прим. ред. и диким медом. Читая эти строки, мы представляем себе очень суровую, по сути, монашескую жизнь, которую вел пустынник и аскет Иоанн Креститель. Недаром Церковь считает его духовным покровителем и предтечей всех монашествующих. Не случайно и на иконе, о которой мы говорим, изображены пустыня и гора, а в руках у Предтечи хартияТак в древности именовались листы папируса. — Прим. ред. с надписью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).


Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни, ок. 1700

А библейской основой ангельского иконописного образа Иоанна Крестителя является известное место из книги пророка Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь (Мал 3:1). Сам Христос напрямую связывал это пророчество с Иоанном Предтечей (Мф 11:10 и Лк 7:27).

В тропаре, который обычно читается преподобным, есть такие слова: «Пустынный житель и в телеси Ангел». То есть монах, преподобный — одновременно и ангел, и человек; таково древнее церковное понимание сути монашества. Именно это сходство с ангельским образом жизни и отражено на иконе.

Иконы святых

Иконы приписываются новгородской школе и датируются ок. 1400 г.

Воспроизведенные здесь две иконы входили в состав чина, который, как мы видели из разбора иконостаса, занимает в нем по своему значению одно из самых главных мест. Поэтому, как правило, иконы этого яруса делались больших размеров, чем иконы других ярусов. Наши иконы (первая – 177х 64 см, вторая – 177х66,5 см), очевидно, принадлежали к одному из тех иконостасов, которые отличались своей грандиозностью. Роль иконостаса, рассчитанного на охват его одним взглядом, в значительной мере способствовала выработке простых и ясных композиций, силы цвета и обобщенных линий, придающих фигурам особую, свойственную русским иконам силуэтность. Иначе иконы трудно было бы видеть и различать, особенно в обширных храмах, на большом расстоянии и высоте. Этим требованиям силуэтности и четкости в полной мере отвечают иконы свт. Василия и св. вмч. Георгия. Их монументальные фигуры, прекрасно вписанные в узкую форму доски, строго пропорциональны. Живопись отличается чувством красок, ярких и гармоничных. Написаны они с большой силой, легко и свободно, безо всякого нажима или усилия. Краски, то плотные, лежащие сплошным пятном (как, например, в пламенном плаще св. Георгия, белом омофоре свт. Василия и фонах), то легкие и прозрачные, с легкими же высветлениями (как в исподах и фелони свт. Василия), создавая игру плоскостей, придают иконам большую живость.

Рисунок отличается точностью и выразительностью. Ритмические линии, то длинные, певучие и мягкие, то короткие, угловатые и резкие, перекликаются между собой, являясь не менее существенным средством выражения, чем краски. Почти неподвижные внешне, фигуры святых полны особой внутренней жизни. Их внутренняя спокойная сосредоточенность передается наклоном головы и сутулостью. Позы их естественны и свободны; они легко ступают, едва касаясь земли ногами, и если бы не высокая поземь, их фигуры казались бы оторванными от земли и парящими. Обе иконы написаны рукой одного и того же мастера, обладающего большой художественной культурой и незаурядным техническим опытом.

Святитель Василий Великий, как епископ, т. е. преемник апостолов, следует в чине непосредственно за ними Святой вмч. Георгий следует за преподобными и обычно замыкает чин. Судя по повороту фигур, место наших икон было не на той стороне, на которой они помещены в иконостасе, воспроизведенном на с. 104

, а на противоположной.

Свт. Василий Великий, вмч. Георгий. ИзДеисуса. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг (Ггрмания)

Святитель Василий Великий изображен, как обычно изображаются епископы, в полном облачении, с атрибутами его епископского достоинства. Поверх его фелони на плечах возложен ниспадающий омофор с крестами, «при помощи которого прообразует он воплощенного Божия Сына»219, или, по толкованию свт. Германа, «омофор, имже облагается епископ, знаменует заблудшее овча, которое Господь, обретши, восприял на рамена Свои <…>. Имеет же и кресты сего ради яко и Христос на раменах Своих понесе крест Свой…»220 Как преемник апостолов и учитель своей Церкви, в левой руке он держит Евангелие, правая же молебно протянута к сидящему в центре чина</…>

Христу. Фигура свт. Василия полна величественного спокойствия. Его высокий, выпуклый лоб носит печать сосредоточенной, глубокой мысли. Перед нами образ учителя Церкви, великого богослова, истолкователя тайны Святой Троицы.

Святой Георгий изображен в традиционном для мученика красном плаще и голубом, с зеленоватым оттенком хитоне. Его изображения отличаются разнообразием: он пишется то верхом на коне, поражающим дракона (см. ил. на с. 210), то пешим воином. Изображается он также и как военный трибун – в патрицианских одеждах, с металлической диадемой на голове, с кольчугой под плащом, правой рукой держащим крест, левой – меч. Здесь же, в чине, ни он, ни другие святые мученики в традиционной иконописи никогда не изображаются в своем воинском достоинстве и с оружием. Поскольку, как мы говорили при разборе иконостаса, чин есть образ нормального порядка вселенной, порядка будущего века, то очевидно, что в нем нет места никакой вражде, а следовательно, и оружию. Если свт. Василий Великий изображается в том служении, за которое он прославлен, за свою жизнь которая была его подвигом, то св. Георгий изображается прославленным за свою смерть – как мученик ради Христа, ибо его земное служение было лишь путем к подвигу221.

Георгий. Икона мозаичная. XII в. Монастырь Ксенофонт. Афон

Мученики в православной иконописи не изображаются и с атрибутами своих мучений, ибо для Церкви важно не то, как и чем их пытали, а то, за что они пострадали.

Здесь следует отметить, что и изображения мучений встречаются на иконах святых исключительно редко (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Когда же они изображаются, то помещаются в так называемых клеймах на бортах иконы святого в качестве второстепенного, добавочного элемента. Другими словами, в иконе, как и в службе святому, центр тяжести всегда лежит не на мучительности и тяготе подвига, а на радости и мире, которые являются его плодами.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. XVII в. Строгановская школа. Музей икон. Реклинхаузен (Германия)

Мучение св. Параскевы огнем. Клеймо c иконы Мученица Параскева Пятница житием. Россия. XVI в. Псковский музей-заповедник

В иконах свт. Василия Великого и св. великомученика Георгия особенное внимание привлекают лики как своим внутренним содержанием, так и манерой исполнения. Так же как и фигуры святых, они написаны с крайней непосредственностью и точностью. Зеленоватый с коричневым оттенком санкир (основной тон) положен легко и прозрачно. Местами сквозь него просвечивает белый фон доски, создавая игру теней и придавая им глубину и прозрачность. На этот довольно темный санкир свободной плотной плавью положены последовательно два высветления: первое – из желтой охры с красной, второе – из желтой охры с белилами. Обработка формы завершается сильными, смело и точно положенными оживками. Они сделаны чистыми белилами и положены так, что выравнивают и закрывают неровные края плави. Темные волосы св. Георгия высветлены золотистой охрой; у свт. Василия они, как и его борода, лежат сплошным пятном, разбитым несколькими штрихами более темной краски. Вообще, техника отличается простотой, уверенностью и силой и напоминает технику фрески. Она несколько грубоватая, но сильная и точная, с большим живописным размахом. В ликах святых нет суровости. Они притягивают каким-то «неподвижным» покоем, и в то же время трудно определить, чем больше передано движение вперед – телом ли, молебно простертыми руками или глазами. Лики и глаза святых, т. е. то, что выражает высшее средоточие духовной жизни человека, показывают полную власть духа над телом, особенно свойственную русской иконе.

Св. Василий Великий. Деталь иконы. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг

Это как бы образное выражение слов тропаря, который поется вместо Херувимской песни Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча <…> и ничтоже земное в себе да помышляет». Этим отсутствием помышления о земном в просвещенной Духом Святым и приведенной к молчанию плоти дышат оба лика святых. Они лишены плотской тяжести и полны духовной безмятежности. Особенно характерен лик св. Георгия. Он не лишен ничего свойственного человеческой природе и в то же время, когда на него смотришь, кажется, что видишь перед собой лик не человека, а ангела (см. с. 59–60).

По-человечески мужественный, волевой и сильный, он поражает своей неземной чистотой и спокойствием.</…>

Св. вмч. Георгий. Деталь иконы. Новгород. Около 1400 г. Собрание Келликена. Амберг

Какая потрясающая богословская мысль кроется за образом «Ангела в пустыне»?

Образ «Ангел в пустыне» появляется примерно в XIII веке и становится особенно распространенным в XIV веке. В России его писал, например, Феофан Грек. Как раз в то время оформляется богословское учение исихазма (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), говорящее о возможности преображения, обóжения человека. Святитель Григорий Палама окончательно сформулировал мысль, высказанную еще в VII веке Максимом Исповедником, о том, что человек в состоянии вступить в непосредственное общение с Богом через Его нетварные энергии, в состоянии увидеть Фаворский свет.


Иногда вторая голова изображается у ног святого. Иоанн Предтеча, Византия, середина XV в.

А по словам жившего совсем недавно, в XX веке, преподобного Иустина (Поповича), все благовестие Ветхого Завета состояло в том, что человек — это икона Божия, созданная по образу и подобию Бога (ср.: Быт 1:26, 27). Благовестие же Нового Завета задает новый, гораздо более высокий идеал богочеловека. После воплощения Христа задача человека — не просто хранить в себе образ и подобие Бога, но раскрыть их до конца, последовать за Христом и стать богочеловеком. Как писали еще раньше святые Афанасий Великий и Ириней Лионский, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом.

Образ Иоанна Предтечи, аскета и отшельника, как нельзя лучше подходит для выражения этой идеи.

Краткое жизнеописание

За полгода до появления на свет Божий Спасителя явился миру Иоанн Предтеча. Он был поздним, долгожданным и вымоленным ребенком в семье.

Молодые годы юноши прошли в аскетическом образе жизни, он долго пустынножительствовал. А в возрасте 30 лет занялся проповедничеством и воззывал людей к вере и покаянию в Иудейской пустыне. Его проповеди были немногословны, но обладали великой силой: вся Иудея выходила к нему и принимала Крещение в водах Иордана.

Читайте о Крестителе Господнем Иоанне:

  • Акафист Предтече Господнему
  • Мощи святого Иоанна Крестителя

Иоанн взывал к тому, что крещение от него есть приготовление к принятию Спасителя Иисуса Христа. Именно Он вскоре придет, примет на себя все грехи человечества и повергнет ад.

В трудах проповедничества святитель не боялся обличать греховную связь царя Ирода с женой своего брата Иродиадой. За это он был заключен под стражу в крепость и ожидал скорой своей казни. Но царь испугался возможного народного гнева, ведь люди почитали его как пророка. Страх Ирода пересилила ненависть Иродиады, пытающейся любыми способами убить святителя.

Однажды ей представился случай: в день именин Ирода дочь Иродиады Саломия развлекала гостей изощренными плясками. Царю очень понравились танцы племянницы, и он предложил ей испросить у него всего, что она пожелает. Мать подговорила дочь, и Саломия потребовала у Ирода голову Иоанна Предтече на блюде.

Тут же в арестантское подземелье был послан оруженосец, он обезглавил Крестителя и подал девице его честную главу на блюде. Этот день ежегодно отмечается в богослужебном календаре как праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя.


Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]