Преподобный Иоанн Многострадальный — один из самых удивительных святых, покоящихся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Удивителен он тем, что лицом к лицу встал против страсти, от которой Писание призывает бежать. «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), — писал апостол Павел. А вслед за первоверховным апостолом, и святоотеческий опыт дает относительно сего греха совет: беги. Беги от источника искушения, беги от нечистых мыслей.
Кто-то из святых сказал, что блуд есть страсть, которой нельзя смотреть в глаза. И действительно, из всех подвигов, которые поднимали святые, самые страшные по своей мучительности порождались именно борьбой с блудом. Вспоминаемый сегодня преп. Иоанн Многострадальный, сражаясь с блудными помыслами, зарыл себя по грудь в землю, так что нижняя часть тела загноилась и кишела червями. Преп. Мартиниан (Кесарийский), терпя искушение от блудницы, вошел в пламя костра и стоял там, пока не обгорел до полусмерти. Преп. Мария Египетская целых 17 лет терпела невыносимые страдания в безжизненной пустыне, чтобы дух блуда отступил от нее. Другой подвижник, упоминаемый в «Отечнике», вымазал свою одежду гноем разложившегося трупа и ходил в ней до тех пор, пока Бог не исцелил его от блудной страсти.
Прямая борьба с этой страстью страшна. Уверен ли ты, что выдержишь? Если нет, то лучше беги. Беги оттуда, где тебя искушают, беги от того, кто тебя искушает. Так говорит бесстрашный Павел, так подсказывает зрение всеобщей зараженности этой страстью.
Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач.
Павел также замечает: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6,18). Действительно, блуд возглавляет сравнительно небольшое семейство грехов, которые сами в себе несут наказание — разрушается не только душа, но и тело человека. Таково пьянство, превращающее цветущего человека в дрожащее насекомое. Такова наркомания, выпивающая все жизненные соки из организма. Таково чревоугодие, из-за которого плоть беснуется. Но блуд страшнее их, потому что не лечится человеческими средствами. Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. Только когда Христос и Его Пречистая Матерь станут между человеком и его страстью, тогда человеку станет легче. Но и при этом хитрый и страшный бес блуда не уйдет совсем, а будет лишь ждать удобного случая.
Кстати, по апостолу Павлу, на тему блуда и писать-то нельзя. «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5,3), — говорил Павел. Как же далеки мы сегодня от этих слов! На наших исповедях редко не звучит упоминаемый грех, с прибавлением слова «мысленный». Но, в то же время, в нашем плачевном состоянии есть и положительная сторона. Раскаявшимся блудницам Христос обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф.21,31).
Значение святого в православии
Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.
История праведника – это прообраз Христа, безгрешного страдальца, своей смертью искупившего грехи человеческие.
Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.
Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.
Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.
Блуд отнимает у человека Царствие Божие
Если бы Павел жил в наше время, то он, возможно, не писал бы так категорично, что только в блуде человек прегрешает прямо против тела. Современные ученые (из верующих) говорят, что всякая страсть (даже та, которая кажется абсолютно духовной) — разрушительно действует на организм.
Например, гордость – обычный спутник психопатий, шизофрении, болезней позвоночника. Уныние выступает катализатором депрессивных неврозов и психозов, болезней почек, иммунной системы, онкологии. Тщеславие способствует болезням сердечно-сосудистой системы и нервно-психическим недугам. С нервно-психическими расстройствами связаны сребролюбие и зависть. Гнев влияет на развитие гипертонии, ишемической болезни сердца, стенокардии, инфаркта миокарда, инсультов, мочекаменной и желчно-каменной болезней, неврастении, психопатии, эпилепсии*…
Да, всякая страсть убивает человека, но блуд все равно страшнее. Он отнимает у человека Царство Божие. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,9-10).
Блуд разрушает личность изнутри и атакует самые высшие силы души — ум и волю. Как это ни удивительно, но блуд способен помрачить даже самые великие умственные способности, превратить в посмешище самого умного и начитанного человека. Таинственная связь ереси и блуда вполне точно обозначена Премудрым Соломоном. «Волнение похоти развращает ум» (Прем.4,12), — писал мудрейший из людей. Наверное, поэтому многие еретики были ярко выраженными блудниками.
Блуд изгоняет Святого Духа из человека, превращая храм его сердца в идольское капище. Сдавшийся блуду капитулирует перед всеми остальными страстями, превращаясь в игрушку нечистых духов, и своей собственной взбесившейся природы. Насколько разрушительны последствия блуда, можно видеть в самой жесткости борьбы против него тех, кто был ему некогда привержен. Вновь вспомним Марию Египетскую и ее непостижимую духовную брань в пустыне. Это борьба на грани жизни и смерти, напряжение до крайнего предела человеческих сил. Потому что война здесь ведется с самим князем века сего. Недаром на фресках мытарств, изображенных при входе в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры, мытарство блуда возглавляет сам сатана, — он отличается от других бесов красной мантией, пародией на царское достоинство. Диавол лично курирует страсть блуда, это его любимая сфера влияния. И здесь его мировое могущество растет из года в год.
Урок для молодого поколения
Фото: Msdm.ru
Подвиг Иоанна служит уроком для людей, а особенно, для молодого поколения. Какие страсти овладевают современными людьми?
- чревоугодие;
- пристрастие к алкогольным напиткам, дурманящим веществам;
- увлечение азартными играми и т.д.
Страсть выражается в самых разнообразных зависимостях. Они проявляются в повседневной жизни. Что мы делаем в каждую свободную минуту? Отправляемся бороздить просторы интернета! А не лучше ли бы было посвятить это время молитве? Позаботиться о душе?
Обращение к Господу, призывы укрепить волю, творят чудеса. Люди справляются с самыми пагубными пристрастиями.
В качестве примера можно привести жизни некоторых наркоманов. Отказавшись от употребления, обратившись к Господу, они преодолели физические и душевные терзания. Более того, они борются с тягой каждый момент. Ведь страсть не может пройти в одночасье.
Житие Иоанна Многострадального служит утешением тем, кто встал на тропу борьбы со своими страстями, в том числе и с блудом.
Беги, не испытывай себя на прочность
Сегодня блуд имеет совсем другой арсенал вооружения, нежели во времена Павла. Современного человека блуд атакует со всех сторон. Он проникает через глаза — чему помогает монитор компьютера, экран телевизора и обычное бесстыдство одичавшего европейца, выходящего на улицу полураздетым. Блуд вливается через уши -—развратная песня, пошлый анекдот, неприличная шутка. Блуд входит через ноздри — специальные духи, возбуждающие человеческую плоть. Блуд подстерегает на каждом шагу, ибо о нем с восторгом говорят и поют, пишут в его честь апологии, снимают его на камеру, фотографируют, рисуют. Поэтому тысячу раз прав Павел, говоря: бегайте блуда. Беги, не испытывай себя на прочность и не искушай Бога. Не играй с левиафаном. Не протягивай руку в клетку со львом. Бойся упасть — кто знает, поднимешься ли ты?
На этом умолкнем. Это не та тема, о которой полезно говорить много. Опасность очевидна, и бдительность должна быть пропорциональна угрозе падения. Святой Иоанн, помоги. Святые преподобные отцы наши Киево-Печерские, молите Бога о нас. Господи, сохрани людей Своих от всех болезней века сего.
*Об этом — в книге Ирины Силуяновой «Антропология болезни», глава «Разнообразие форм «единожительства» души и тела».
Исцеление инока
После случившегося Иоанн стал помогать другим людям, одержимым похотью плоти, побороть греховную страсть. И никто из посещавших святого не уходил, не получив освобождение от оков порока и не очистив свою душу. Церковное предание описывает случай, когда к Иоанну многострадальному стал часто наведываться один из братии Печерского монастыря, точно также сжигаемый огнем плотской страсти. Этот монах неоднократно просил преподобного помолиться о его душе и об ослаблении вожделения. Иоанн поучал молодого инока, что надобно терпеть и осознавать, какой это великий подвиг — сопротивляться пагубной страсти и победить ее, в конце концов. А еще он сказал несчастному: «Молись преподобному Моисею».
После этих слов Иоанн вместе с братом вознес мольбы к Божьему угоднику и самому Господу, затем взял одну из костей от мощей указанного подвижника, дал страдальцу и повелел приложить к телу своему. Несчастный послушался и — о, чудо! — в ту же секунду похоть в теле его угасла, все чувства порочные разом умерли. Вместе монахи воздали небесам хвалу и возблагодарили святого Моисея за скорую помощь.
Купить икону преподобного Иоанна Многострадального
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого преподобного Иоанна Многострадального. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России.
При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ преподобного Иоанна Многострадального выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Иоанн Многострадальный, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Похожие иконы:
Илья Муромец 13000 ₽
Иуда Леввей 13000 ₽
Гавриил Ургебадзе 24000 ₽
Лев папа Римский 14000 ₽
Житие преподобного Иоанна Многострадального
Инок Киево-Печерского монастыря, явивший пример тяжкой борьбы с плотью и победу над ее вожделениями. Чтобы побороть в себе плотскую похоть, преподобный понес многие подвиги: почти тридцать лет пробыл в затворе, изнуряя тело постом, бдениями и тяжкими веригами. Но брань не проходила. Тогда святой закопал себя по грудь в пещере преподобного Антония на всю Четыредесятницу.
Диавол старался устрашить подвижника видением огромного змея, дышащего огнем и готового пожрать святого. Благодаря помощи Божией и своей твердой воле преподобный в ночь Святой Пасхи избавился от мучившей его страсти и получил от Бога дар помогать и другим в подобном искушении. Почил о Господе не ранее 1160 г.