Средневековые представления
Что вообще такое одержимость? Это понятие определяется как состояние полного подчинения разума личности одной идее, одному чувству. В религиозном понимании одержимость возникает из-за вселения в тело человека некой чужеродной сущности. Многие источники перед толкованием слова уточняют, что это термин средневековой и народной медицины, тем самым сразу ставя точки над “i”: в современной психологии такого расстройства не существует.
И действительно, то, что священнослужители рассматривали (да и сейчас рассматривают) как признаки одержимости, в большинстве случаев является симптомами определенного заболевания.
- Эпилепсия: конвульсии, потеря сознания, своеобразные звуки во время припадков, ощущение контакта с нематериальным после них, полученные во время этого контакта идеи или откровения.
- Синдром Туретта: расстройство нервной системы, основным симптомом которого становятся множественные моторные тики. В редких случаях эта патология характеризуется таким необычным симптомом, как копролалия — непреодолимое желание нецензурно ругаться без повода.
- Биполярное аффективное расстройство: резкие колебания настроения – от эйфории до глубокой депрессии.
- Расщепление личности: в одном теле одновременно находятся несколько личностей, но в конкретный период времени активна только одна из них. Человек действует, как разные люди с разным жизненным опытом, характером, вкусами, идеями, привычками.
- Шизофрения: галлюцинации, бред, нарушение речи.
- Истерическое расстройство личности: театральность поведения, преувеличенная демонстративность выражения эмоций.
Этот список далеко не полон: еще многие и многие симптомы психических патологий могут выглядеть так, как будто человеком и правда управляет нечто вселившееся извне. Если учесть, что большинство таких симптомов неспециалистам неизвестно, а глубоко верующие люди склонны в любой ситуации видеть проявление воли высших сил, становится понятно, почему и в XXI веке идея одержимости как состояния, вызванного сверхъестественной сущностью, которая проникла в тело человека, настолько распространена.
Симптомы
Главным симптомом одержимости человека является утрата ощущения своей идентичности. Пациент перестает осознавать окружающую действительность. Поведение его меняется. Признаки одержимости заключаются в ограниченном наборе движений, потере контроля над телом, в припадках, нарушениях температуры тела, изменении тембра голоса и так далее. Диагностика недуга в данном случае сложна: достаточно широкому спектру заболеваний сопутствуют подобные проявления.
«Я знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть…»
А что, если в тело все-таки что-то проникло, но не бес или демон, а поглощающая все существо мысль, идея, которая не дает покоя ни днем, ни ночью? Вернее, не совсем в тело, а скорее, даже в душу?
Многим знакомо выражение «идея фикс», но немногие знают, что это настоящий психологический термин, введенный в науку немецким психиатром Карлом Вернике.
Рекомендуем: Диссоциация личности — это
Идея фикс (или сверхценная идея) — это суждение, выводимое из реального опыта личности, которое сопровождается сильным эмоциональным напряжением и доминирует над всеми другими суждениями. Есть четыре важных для диагностики сверхценной идеи критерия:
- Во-первых, идея занимает безоговорочное первое место в психике человека. Может начаться, условно говоря, Третья мировая война, но для человека все равно более значимой будет его идея – опять же условно говоря, вывести новую породу кошек.
- Во-вторых, ярко выражена эмоциональная составляющая, сопровождающая сверхценную идею: ее переживание, связанные с ней успехи и неудачи всегда вызывают сильный эмоциональный отклик.
- Третий признак определяет главное отличие сверхценной идеи от схожих психических патологий: бреда, паранойи, навязчивостей. В основе идеи фикс всегда лежит реальное событие, пусть самое мелкое, самое заурядное или произошедшее в далеком прошлом. Это всегда преломление конкретного опыта той или иной личности. Ощущение чужеродности мыслей, навязанности извне отсутствует.
- В-четвертых, у пациента сохраняется критическое мышление (или его проблески), и коррекция с помощью психотерапии может дать ощутимые результаты. Это еще одно отличие идеи фикс от бреда: при нем пациент не в состоянии объективно оценить свои суждения.
Среди самых распространенных сверхценных идей – ипохондрические (склонность в малейшем недомогании видеть серьезное заболевание), идеи ревности, изобретательства, реформаторства и другие. Интересен синдром фантомной беременности, который возникает у женщин с идеей фикс стать матерью.
При нем женщина наблюдает у себя все признаки беременности (тошноту, изменение вкусовых предпочтений, увеличение живота), но в действительности эмбриона в матке нет! Специфического лечения для идей фикс не существует – используются антидепрессанты и разные виды психотерапии.
Некоторые типы личностей больше подвержены возникновению сверхценных идей, чем другие. Если пользоваться терминами теории акцентуаций, то к таким личностям относятся паранойяльные и шизоидные типы. Акцентуация — это крайняя степень выраженности определенных черт характера, находящаяся на границе нормы и патологии, которая позволяет с большей вероятностью предсказать появление одних психических расстройств, чем других.
Рекомендуем: Что значит: аггравация?
Так вот, одна из основных черт паранойяльного типа, которая делает его таким уязвимым для сверхценных идей, — завышенная самооценка. А из нее у таких людей вытекает уверенность в безусловной важности их суждений, нужности их поступков — плодотворная почва для возникновения идеи фикс.
Шизоидному типу, помимо прочего, свойственна оторванность от реальности, концентрация на своих внутренних переживаниях и увлеченность ими, необычные хобби и профессии — эти черты и определяют предрасположенность к сверхценным идеям.
Сверхценную идею нужно отделять от плодотворной одержимости делом, которая владеет человеком, сосредоточенным на своей работе и всецело ей преданным. Скольких великих открытий недосчитался бы мир, если бы не одержимые одной идеей ученые, в буквальном смысле посвятившие жизнь своим исследованиям. Хотя, безусловно, есть и обратная сторона медали: одержимость делом может как привести к небывалому успеху, так и стать причиной горького разочарования в случае неудачи.
Состояние одержимости
Чтобы лучше понять, что это такое – одержимость, стоит представить себе опыт, при котором человек воспринимает свои жесты, голос, как принадлежащие кому-то другому. Как правило, речь идет об их проявлениях с отрицательными характеристиками. Присутствует чувство вторжения извне или внешнего контроля. Эти внешние силы, как правило, недоброжелательные, враждебные и тревожные. Иногда говорят о бесе внутри. Часто врачи встречаются с выраженными голосами в голове пациента.
Механизм возникновения этого необычного и труднообъяснимого явления связан с отделением какой-то части «Я» и ее подавлением в подсознании. Виды одержимости отличаются друг от друга разной степенью. Состояния одержимости являются результатом болезненного травматического жизненного опыта, чаще всего плохого обращения в детстве, и считаются творческой формой урегулирования трудно разрешимых ситуаций.
У людей, испытывающих этот тип кризиса, есть четкое ощущение, что их душа и тело были захвачены и управляются существами или энергиями, отличающимися своими отдельными личными характеристиками. Воспринимают они «захватчиков» как враждебный и подрывной элемент, попавший извне к ним. Кажется им, что в них действует существо без тела, демоническая сущность или злой человек, который их захватил с помощью черной магии.
Разбираясь в определении одержимости, нужно учитывать, что для нее характерны серьезные проявления как антисоциального, так и преступного характера: агрессия, депрессия, сексуальная распущенность, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков. Только после начала психотерапии одержимость лица начинает сходить на нет.
Во время опыта припадков больной может вдруг начать скакать в судорогах, демонстрировать лицом подобие дьявольского лица, закатывать глаза, чтобы придать лицу дикое выражение. Руки и тело дергаются в странных позах, голос совершенно меняется, звучит он, как будто из другого мира.
Поразительно, это может напоминать опыт «экзорцизма» в христианской церкви или обряды изгнания злых духов в различных туземных культурах. Припадок часто проходит только после резкой рвоты, бурной физической активности или даже временной потери контроля. Эти состояния могут носить и целительный, преобразующий характер, порой приводят к глубокому духовному преобразованию лица. Это характерно для эпилептиков.
Иногда одержимый человек много думает о присутствии чужеродных существ и изо всех сил сопротивляется им. Возникает такая ситуация совершенно спонтанно в повседневной жизни – в описанном виде. Тогда, как правило, это сопровождают сильнейшие страхи, и пациент чувствует отчаяние: родственники, друзья и часто даже врачи имеют склонность его отвергать.
На поведение одержимого человека реагируют со странной смесью страха и морального осуждения. Часто таких людей называли посредниками злых сил, с ними отказывались вступать в любой контакт.
Отвратительный архетип – это сущность трансперсональная, он представляет собой негативное зеркальное отражение божественного. Часто кажется, что речь идет о паранормальном явлении. Помочь больному может человек, которого нельзя запугать необычной природой этого состояния, что сумеет поддержать полное сознание пациента, чтобы рассеять его ощущение отрицательной энергии. Так возникают случаи исцеления.
Путь к исцелению
Путь к исцелению девушка стала искать в вере. Депрессия и агрессия не показывали признаков улучшений. Анна-Лиза жаловалась, что она продолжала чувствовать, как будто на нее кто-то еще смотрел. Она видела вещи и призраки, которые никто не замечал. Она начала молиться, и была все больше убеждена в том, что помощь может быть только через духовную жизнь. Ее семья полагала, что это действительно единственно возможный путь. Во время религиозного паломничества в Италии девушка отказывалась смотреть на образ Христа. Ей начал интересоваться священник Эрнст Альт, выяснявший, что это – одержимость. Он начал молиться с ней. Интересовались ей и экзорцисты, выяснявшие, что это – одержимость.
Вскоре девушка отказалась от пищи и жидкости, ее депрессия обострилась, агрессивность росла. Голоса ей говорили, что она была испорчена, проклята, и в конечном итоге будет гореть в аду. Родители начали ходить во все церковные учреждения, в которых изгоняли демонов, и их история дошла до Ватикана. В 1975 году исполнялся обряд изгнания духов по римскому канону. Анна-Лиза отказывалась от пищи и жидкости, во время выполнения ритуала отказалась от стакана воды, но через некоторое время пила собственную мочу из емкости.
Все больше и больше в ней проступали неконтролируемые приступы ярости, когда она нападала на людей вокруг себя и предметы, которые ей попадались под руку. Наблюдались проявления гиперактивности, когда она начала выбрасываться в воздух и бросаться о землю. Реакция на ритуал изгнания духов была разной степени интенсивности и силы. Несколько раз девушка говорила чужими голосами и на иностранных языках, которые не имела возможности выучить. Экзорцисты насчитали в ней 6 демонов. Они назвали их Каином, Иудой, Нероном, Люцифером, Гитлером, был и неизвестный демон.
За период с 1975 по 1976 гг. было проведено более 60 сессий. Некоторым требовалось вплоть до четырех часов, в течение недели проводилось как минимум два ритуала. Анна-Лиза прекратила по собственному желанию все другие виды лечения, врачи ее не смогли убедить в необходимости терапии медицинскими средствами. Ее родители ее поддержали, и так одержимая отдалась только в руки экзорцистов. Во время сессий она проклинала Христа и всех святых. Ее физическое состояние становилось все хуже, но экзорцисты продолжали. Во время ритуала экзорцист заметил, что больше всего Анна-Лиза реагирует на святую воду, воет и мучается, пытается укусить всех вокруг. Улучшить ее состояние смогли к октябрю 1975 года. Тогда видения изменились на положительные, пока, наконец, не прекратились совсем.
Тем не менее девушка все чаще говорила, что ей не помочь. Говорила, что она должна умереть, чтобы искупить грехи всех молодых. Впредь она отказывалась от врача, еды и любых попыток лечения. Во время визита священника 30 июня 1976 она шептала, прося отпущения грехов, которое ей предоставил святой отец. На следующий день, 1 июля 1976 года, она выдохнула в последний раз.
История ее стала популярной, она считается образцом рассказов об одержимости. Вся она задокументирована. По истории Анны-Лизы был снят не один фильм, по ней рассматривают понятие об одержимости большинство людей.
Геройские суперсилы? Нет, поцелуй бездны!
Человек меняется не по своей воле — в нем поселяется зло сильное и древнее, способное поработить подсознание своей жертвы. Бес не заменяет человека полностью (об этом можно догадаться по не изменившимся воспоминаниям «больного»), но меняет его характер, влияет на слова и поступки, и чем дальше, тем сильнее.
О присутствии такой злой сущности говорят такие признаки:
- страх или ненависть перед религией — насмешки, отказ в ношении крестика, попытки избежать общения со священником, обмороки в церкви;
- удвоившаяся, нечеловеческая сила — благодаря бесовской энергетике одержимые легко двигают мебель, даже огромные шкафы, набитые одеждой;
- разительная перемена в интеллекте (любопытно, что разные бесы по-разному влияют на мозг своей жертвы — в одном случае человек глупеет и закрывается, в другом — блещет интеллектом, направляя его против родных), реже такие люди начинают говорить на ранее незнакомых им языках;
- мистические способности, возникшие словно бы ниоткуда — бесноватые иногда видят духов, предсказывают будущее, «успешно» занимаются колдовством;
- кошмары, реже бессонницы — если днем человек не чувствует в себе беса, то ночью «больной» покрывается холодной испариной, ощущая на себе чьи-то пристальные, холодные глаза (часто людям снится, что опасная сущность стоит рядом с кроватью);
- изменившийся голос (грубый, низкий тон голоса или даже рычание появляются во время злости или приступов агрессии);
- болезненная внешность — бес высасывает из человека жизненные силы, внешне это проявляется мигренями, исчезнувшим аппетитом, апатией, запавшими глазами, мертвенной бледностью.
Одержимого важно убедить обратиться к священнику. Сам бес никуда не уйдет. И, само собой, ваши уговоры психологического толка («Не ссорься с отцом», «Воровать плохо») не подействуют, какими бы правильными и логичными они не были.
Если вам неприятно в обществе такого человека, бежать, а тем более злиться не стоит — молитесь про себя, и бес рядом с вами притихнет — испугается Господа.
Кстати: бесноватые люди не всегда злы. Сущность часто на время оставляет человека (скорее всего, для того, чтобы не «загнать на тот свет» слишком быстро, не дав достаточно нагрешить). В такие дни «больной» ведет себя, словно бы опомнился — извиняется, пробует загладить вину, бросает пить… Но потом бес возвращается, и человек опять окунается в круговорот греха и зла.
Как ведет себя одержимый в церкви
Наверняка вы видели в СМИ или читали либо слышали о случаях появления одержимых людей в церкви. Действительно, в храмах бесноватость проявляется ярче всего. В человека буквально вселяется «дьявол», и эта сущность испытывает колоссальную боль вблизи святых мест.
Достаточно показать бесноватому крест либо икону, и у него случается припадок. В церкви такие люди во время богослужения начинают вести себя подобно сумасшедшим. Они мечутся, воют, плачут, ругаются матом, выкрикивают ругательства в адрес Бога.
Одержимость: дьявол или психическое расстройство?
О том, что это – одержимость, уже целый век спорят ученые и сторонники религиозного взгляда на проблему. Показательна история самой известной одержимой в истории – Анны-Лизы. Она родилась в баварской деревне в 1952 году. Вся ее семья была верующей, воспитывалась девушка в католических традициях.
В ее большой семье была традиция, что кто-то из членов семьи обязательно работал в духовной сфере. Молодая девушка была к вере в Бога по-настоящему близка. Молитвы и посещения церкви были у нее на первом месте, и пропуск этих действий должен был иметь серьезные основания. Анна-Лиза была очень успешной девочкой в местной гимназии, и ее преподаватели помнят ее, как скромную и умную девушку. Уже во время учебы в гимназии она хотела стать учительницей. Продолжение обучения на педагогическом факультете для этой девушки стало ключевым. Ей было суждено пролить для мира свет на то, что это – одержимость. А также открыть новую веху в исследовании этого явления.
Начало недуга
Чтобы разобраться, что это – одержимость, имеет смысл рассмотреть, как развивается такой недуг на классическом примере – задокументированной истории Анны-Лизы. Уже во время учебы в гимназии у нее начали появляться первые проблемы. Сначала у девушки появились перепады настроения, агрессия или депрессия. Потребовалось довольно много времени, чтобы этим начали заниматься родители и учителя потому, что она никогда не конфликтовала в коллективе. Она была довольно тихой девушкой, на которую никто особо не обращал внимания. Никогда, однако, не было доказано, что она становилось объектом издевательств или унижений со стороны одноклассников или кого-либо другого, что могло бы влиять на ее психологические проблемы.
Более серьезный интерес к ее состоянию здоровья проявляется только после того как она преодолела свой первый эпилептический приступ. До этого девушка жаловалась на частые головные боли, испытывала отвращение к еде, страдала от бессонницы, но были и более ужасные симптомы. Она слышала странные звуки и голоса, которые никто другой не слышал, жаловалась, что начала видеть незнакомые лица во сне и наяву. Мешали ей галлюцинации, очень часто она жаловалась на отвратительные запахи, которые никто не чувствовал. Анна-Лиза говорила, что ее окружают темные силы, которые его пугают так, что иногда она не может даже перевести дыхание.