Скорбями и болезнями спасается современный христианин. Нет гонений на церковь — нет и опытных духовников. Ведет Бог верующих путем страданий в Царство Небесное. Спасение тому человеку, из уст и сердца которого не слышен ропот на крестном пути.
С терпением и благодарностью идет верующая душа в обители горние. «Верую, Господи, что Ты посылаешь скорби во спасение мне!» — с радостью и надеждой встречают истинные христиане трудности на своем жизненном пути.
Что такое ропот
Одним из главных препятствий на пути в Царство Небесное становится непонимание промысла Божьего. Люди все время чем-то недовольны, хотят большего и лучшего. Они не понимают, почему те или иные неприятности случаются именно с ними, а не с кем-либо другим, за что посылаются скорби, болезни. Такое состояние души, выражаемое недовольством, упреками Богу и людям, в православной аскетике называется ропотом и считается одним из опаснейших грехов.
Происхождение слова
Слово возникло в праславянском языке (ropot-).
Его корни можно встретить у других народов:
- Укр. — роптати, ропотіти.
- Болг. — ропот.
- Словен. — ropot, ropotati.
- Чешск. — reptat.
- Словацк. — reptat.
- Польск. — reptac.
В русскую речь оно пришло из старославянского языка. В святоотеческих преданиях и церковном обиходе это слово сохранилось и встречается особенно часто.
Значение понятия
Ропот на Бога в православии — это одно из проявлений гордости, уныния, которое свойственно людям материальным или маловерным. Его источником служит внутреннее противление воле Божьей. Внешне это проявляется в виде недовольства, выражаемого не прямо или открыто, а в косвенной форме — негромкой приглушенной речью. Общее значение слова — неясный (негромкий) шум или звуки.
Сейчас недовольство стало чуть ли не статусом современного человека. Со всех сторон его учат, что он должен быть недовольным своей страной, экологией, финансовым положением, фигурой и так далее. На улицах и в общественном транспорте только и слышно, как кого-то ругают (больше всех, как правило, достается политикам). Но злость еще никого и никогда не сделала лучше.
Ропот и печаль
Печаль — это чувство, которое возникает в результате появления каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств, препятствий, болезней — одним словом, скорбей. Каждый привык по-своему реагировать на трудности. Хороший христианин со своей печалью пойдет к Богу, и Тот поможет ему справиться с жизненными невзгодами. Он не будет жаловаться другим на неудачи, возникшие сложности. Тем более не станет никого обвинять в том, что с ним произошло — ни Бога, ни людей.
Маловерный потратит все душевные и телесные силы, переживая из-за существующих и несуществующих скорбей. Словесное негодование — это внешнее проявление уныния, печали, его следствие. Его можно услышать из уст слабых духом людей, не имеющих в себе внутреннего нравственного стержня. Жалобы, нытье, проклятия и упреки — вот признаки неверующей души. Это несогласие с тем, что происходит, неприятие чего-либо.
Сначала человек недоволен погодой, природой, ближними, правительством, временем, какой-либо ситуацией. А потом доходит до того, что Отцу Небесному шлет упреки: «Как же Ты допустил, чтобы это случилось со мной?». Или другими словами, но так же ропотно.
Голос недовольства
То, как Павел использует слово «ропот» (и упоминание в следующем стихе текста из Второзакония 32:5), отсылает нас к событиям, произошедшим в пустыне между Египтом и Ханааном. Там мы встречаем группу опытных ропотников. Что же мы можем узнать о ропоте из тех сорока лет, которые они провели в пустыне?
Мы узнаём, что ропот – это недовольство, выраженное вслух; это презрение сердца, сорвавшееся с языка. Это те звуки, которые мы производим, когда у нас возникает «страстное желание» того, чего мы не имеем, и мы теряем покой (Чис. 11:4; Пс. 105:14).
При этом предмет нашей страсти не обязательно должен быть порочным; И действительно, зачастую в нём самом нет ничего плохого. К примеру, Израильтяне стремились к удовольствиям, которые сами по себе были вполне безобидны: пища и вода (Исх. 15:24; 16:2-3;17:3), безопасный переход в обетованную землю (Чис. 14:2-4), отсутствие неприятностей (Чис. 16:41). Но каким-то образом эти добрые желания обратились во зло: они хотели получить всё это прежде сроков, установленных Богом; они желали этого больше, чем самого Бога.
То же самое происходит и с нами. Мы желаем спокойно провести вечер дома, но нам звонит друг, которому нужно помочь с переездом. Мы хотим получить работу, которая представлялась бы нам осмысленной, но увязаем в бесконечных бумагах и таблицах. Или, что более значимо, мы желаем, чтобы будущее было таким, как мы его спланировали, а получаем то, чего совсем не хотели.
«Несправедливо», — говорит какой-то голос внутри нас. «Это неправильно», — подхватывает другой. Желания превращаются в ожидания, а ожидания заявляют о своих правах. И, вместо того, чтобы принести Богу свои разочарования и позволить Его Слову укрепить нас, мы разрешаем неудовлетворённому желанию перерасти в недовольство. Мы ропщем.
Причины появления
Немалую роль в распространении уныния и недовольства играет насаждение идеологии первенства материальных благ. Сознанию людей прививается чрезмерное стремление к высокому уровню жизни, без которого якобы нельзя считать себя счастливым или состоявшимся. Стало принято оценивать людей по социальному статусу, материальному преуспеванию.
Но ведь никогда раньше на Руси такого не было, по крайней мере, в широком применении. Со страниц русской литературы приветливо улыбается множество неунывающих и находчивых «неудачников», которые живут и горя не знают. Понятия счастья и радости всегда связывались с духовным преуспеянием, с умением переносить трудности стойко и благодушно, а не с достижением богатства.
Становится очевидно, что корни этого кроются в православной вере. Не важно, богатый человек или нищий. В любых обстоятельствах нужно оставаться христианином и возносить благодарение Богу за то, что есть. В первом случае — не становиться самодовольным и надменным, во втором — не унывать.
Самой частой причиной недовольства выступают совсем не внешние неблагоприятные обстоятельства. Человек с пустотой в душе, который не чувствует смысла жизни, не может понять, ради чего нужно терпеть все трудности, преодолевать их. И внутри у него поселяется уныние, выливаемое в недовольство всем вокруг.
Рассмотрим основные принципы Сеяния и жатвы
Первое: Подбор доброй плодородной почвы. Далее нужно вспахать её очистив от камней и сорняков. И на этом наши работы только начинаются.
Второе: Необходимо тщательно подобрать семена, всегда присутствует опасность, что они могут оказаться негодными, если мы не знаем их происхождение и качество. Мы должны внимательно проконтролировать зародыши, иначе весь наш тяжелый труд будет совершенно напрасен.
Третье: А произведя посадку семян, разве кто то может оставить свой сад без внимания? И надеяться на то, что без вашего участия полив будет достаточным для крепкого роста молодых саженцев.
Четвертое: Сможет ли садовод уехать в длительный отпуск, не подумав о сорняках которые буквально лезут со всех сторон, заглушая ваши труды, уничтожая неокрепшие растения.
И в пятых, и в шестых, все это… Кропотливый труд на всех стадиях формирования и существования сада, от поиска хорошей почвы до сбора урожая — тяжелая работа. Обработка земли, сеяние и посадка, полив и уход, удаление сорняков, защита от паразитов, обрезка, опрыскивание, сбор урожая, и многое другое.
Вот цена которую мы платим за хороший урожай, за красивый благоухающий сад — где разливающийся аромат цветущих деревьев и цветов, приводит в восторг, восхищение, удивление… В такой Сад хочется возвращаться сново и сново.
«Следи за своим садом — вот мое правило». Ухаживай за цветами, а не гоняйся за бабочками, и тогда бабочки прилетят к тебе сами. Так жизнь устроена…
(Неизвестный автор)
Почему это грех
Православная вера говорит о том, что все находится в промысле Божьем. Небесный Отец заботится о своем творении. Без Его воли вообще ничего не происходит. Но гордая душа противится своему Творцу. Она имеет собственное представление о том, как лучше жить в этом мире. Отсюда проистекает неблагодарность Богу за Его благодеяния, попечение.
Материальный мир загружает жизнь все новыми благами и удовольствиями, за которыми поспеть очень трудно. Это вселяет в душу неудовлетворенность собой и своей жизнью. «Почему у меня нет всего того, что имеют другие, чем я хуже?» — задает себе вопрос человек недуховный, погрязший целиком в телесных попечениях, забывая о Боге и своем истинном предназначении.
Недовольство разрушает христианина как личность, делает его жалким, вечно ноющим существом, не способным ни на какое доброе дело. Да, у каждого есть моменты, когда на глаза наворачиваются слезы, в душе селится печаль, и все видится в черных красках. И если не идти со своей скорбью к Богу, то можно начать направо и налево расточать жалобы. Постоянно выплескивая из сердца небольшие порции яда, со временем человек растрачивает свои душевные и телесные силы, разрушает самого себя.
Бурчание против нашего блага
Однако ропот – это нечто большее, нежели озвучивание недовольства. Это также голос неверия. Мы начинаем роптать, когда колеблется наша вера в Божии благие замыслы. Не желая поверить, что Бог обращает данное разочарование к нашему благу, мы смотрим лишь на болезненное настоящее.
Когда израильский народ похоронил последних представителей поколения пустыни, Моисей открыл Божий замысел относительно всех их злоключений в безлюдной местности: «[Бог] провёл тебя по пустыне великой и страшной… дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Втор. 8:15-16). Какое прискорбное замечание о тех могилах в пустыне. На каждом надгробии там были высечены слова: «мы роптали против собственного блага».
Всё это Бог уже говорил им после первого же случая их ропота. Он предоставил им выбор: они могли либо «внимательно слушать голос Господа, вашего Бога» (Исх. 15:26 НРП), либо последовать зову безудержной толпы внутри себя. Ну, эта история нам знакома. Они последовали за толпой.
Подобным же образом и наш ропот обусловлен суждениями о Боге, о себе и о мире, совершенно не соответствующими реальности. (Конечно, нам кажется, что эти-то суждения как раз реальны; так всегда случается, когда звучит голос змея.) Мы ропщем потому, что внимательно прислушались к чужому голосу, а не к голосу Господа нашего Бога, и начали за ним повторять. Вместо того, чтобы воззвать к Богу: «помоги мне поверить в Твою благость!», мы бурчим, выплёскиваем свои чувства и спускаем пар, говоря тем самым: «Боже, плохи Твои пути».
Как с ним бороться
Чтобы встать на путь исправления, необходимо осознать, что высшая мудрость жизни заключается в единстве духа, души и тела. Невозможно жить успешной полноценной жизнью, имея в избытке только материальные блага.
Основная причина любого недовольства — это отсутствие духовной жизни, внутренняя пустота.
Первое, что нужно сделать — это от всей души обратиться к Богу и раскаяться в том, что стремился прожить сам и по-своему, чем и предопределил для себя путь нахождения в духовной тьме, безвыходности, жестоком отчаянии, унынии и негодовании.
Благодатные перемены могут произойти с душой не сразу. Любой страсти в качестве лекарства следует противопоставить определенные добродетели.
Необходимо поучиться таким важным христианским качествам:
- терпение;
- смирение;
- самоукорение;
- послушание;
- доверие Промыслу Божьему.
Причиной уныния становятся часто не трудные обстоятельства жизни, а то, как человек к ним относится. Если христианин внутренне расслаблен, ждет от жизни одних «подарков», а также испытывает вечное недовольство от нехватки комфорта и достатка, это парализует его волю, истощает, делает склонным к унынию.
Святые отцы говорят, что самое главное средство от уныния — это благодарность Богу. Даже если она приносится с некоторым усилием и принуждением, но сознательно. Это будет выражением веры, и без нее никакая духовная жизнь невозможна. В связи с этим священники еще упоминают о решимости твердо переносить все находящиеся на жизненном пути искушения, делая это с терпением и всецело уповая на Господа. И помня, что милость Божья даже самые жестокие испытания превращает в неизреченные блага.
Слово — это семя
Несколько СЛОВ, озвученные врагом, который принял образ дружелюбного змея, превратились в семена способные отравить внутренний мир Евы, и погубить взаимоотношения с Богом. Супостат принимает различные образы приемлемые в конкретных случаях, и наиболее подходящие для конкретной личности, с одной лишь целью — не вызвав подозрения проникнуть в Душу, заставив её слушать не Слова Божии, а ложь врага.
Дальше мы читаем, что Адам впал в грех уже совсем по другой тактике врага. Любимая Ева, дорогой Адаму человек, плоть от плоти его, протянула ему запретный плод с улыбкой на лице. Нечистый дух использует Еву, чье сердце уже отравлено присутствием греха, приобщает и Адама, тем самым враг вводит человечества в грехопадения. И становиться князем мира сего, его цель достигнута, теперь люди во все времена будут слушать его ложь.
Подготовка почвы
Профессиональные земледельцы, садоводы и фермеры начинают свою работу с подготовки почвы, и первым делом убирают из нее все лишнее.
- Если есть камни их собирают и вывозят, за пределы сада.
- Если растут нежелательные деревья и сорняки, их выкорчевывают используя различные инструменты и технику, порой даже и голыми руками.
- Создают оросительные системы, каналы подачи живительной воды, устанавливают поливочные механизмы, стремятся любой ценой провести воду — без которой растениям не жить.
Тактика врага
Обратите внимание на тактику змея, врага человека и Бога. Противник преподносит выдуманные им слова за Слова Божии. Внушая Еве, что якобы Бог сказал, “не ешьте ни от какого дерева в раю”.
Враг не бьет Еву, не нападает на нее, не жалит как кобра, не душит как удав, а говорит СЛОВА.
Таким образом используя СЛОВА, неприятель сеет в Эдемские Сады человеческих Душ, такие сорняки как ропот, сомнения, недовольства, гнев, злоречие, неверие. В принципе, все пороки человечества взращены дьявольским лже-словесным потоком различной информации, которая разрушает наше понимание об истинном устройстве мираздания.
Очень важно понимать и тот факт, что способность применять различные образы, является также одним из мощных инструментов агрессора, ему не важно каким образом отравленные семена — ЯДОВИТЫЕ СЛОВА попадут в наши сердца. Через близкого вам человека, знакомого, школьного учителя, уважаемого президента, с экрана телевизора или смартфона, цель одна — произвести посев.