Кто такой регент
Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.
Слово «регент» происходит от латинского regens
— правитель, властелин, или
regere
— управлять, направлять, исправлять.
У понятия «регент» имеется два значения:
- Руководитель хора при церкви;
- Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.
Историческая справка
Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.
Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.
Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».
В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.
Дирижёр хора.
Регент знал Гамилькара, Гамилькар знал регента — оба обучались в Кембридже, но регент на старшем курсе.
Где-нибудь в горячечной толпе было ее никем не занятое место, но скудный пучок вербы к Неделе ваий уже стоял дома, и участь выпала, не уклонишься, и вот они шли втроем: гость налегке, припадая на ногу и развеселясь, что дождались его, и все спрашивая у регента, который тянул его вещи, знаком ли тот с игуменьей Маргаритой из какой-то пустыни, а ставший хмурым регент головою кивал, но не отвечал, а отец Агапий, напротив, становился словоохотливее и, шагая быстро, забегал под серьезные очи регента и только на остановке автобуса присмирел.
Женщина, видневшаяся в полумраке из передней, слезливо посматривала на регента и покусилась было даже упасть ему в ноги, прося не оставить сына, но регент удержал ее, говоря, что он не бог.
«Женщина… слезливо посматривала на регента и покусилась было даже упасть ему в ноги, прося не оставить сына, но регент удержал ее, говоря, что он не Бог».
Однако в городском замке не верят слухам: супруга регента, герцогиня Мария Августа, медленно сгорает от неразделенной любви, регент занят охотой, граф Хаусбург — герцогиней.
О скандальных ужинах в Люксембургском саду, устраиваемых дочерью регента, герцогиней Беррийской, знал весь Париж: к концу трапезы участники их, в числе которых бывал и сам регент, полностью обнажались и устраивали настоящие оргии.
… , всегда первого, и при оных быть регентом до возраста их семнадцати же … о ненадежном наследстве, тогда должен он, регент, заблаговременно с кабинет-министрами, и Сенатом, и генералами-фельдмаршалами, и прочим …
Но он знал, что ответит регент: он объяснит Гамилькару, что лиульта Люси не дождалась жениха с войны, потому что оказалась легкомысленной офранцуженной сучкой, которой лишь бы развлекаться с бананами и шоколадными конфектами и давать нюхать себя шустрым придворным кобелям, а не думать о свободе и независимости Африки, и что ему, опекуну и регенту, пришлось с головной болью отстранять Люську от власти, устраивать дворцовый переворот и прочую ерунду.
Федор Петрович – страстный скрипач-виртуоз, дирижер и выдающийся церковный регент, кончил дирижерский класс Придворной певческой капеллы в Петербурге, где готовили дирижеров, хормейстеров и регентов высокого класса.[1] Натура артиста, окруженного поклонницами, тяготилась скромным укладом семьи.
Обязанности регента в церкви
У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.
- подготовка к богослужениям;
- выбор репертуара;
- проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
- составление нотного архива;
- распределение партий;
- дирижирование во время богослужения;
- подготовка к концертным выступлениям;
- обучение начинающих певцов.
/ Программа» data-image_id=»18545″>
Плюсы и минусы профессии
В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.
К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:
- высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
- данная профессия очень уважаема;
- эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.
Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.
- ненормированный рабочий день;
- невысокая заработная плата.
Профессия: регент
Сейчас Архиерейский хор дошёл до такого профессионального уровня, когда может исполнить практически любое церковное песнопение, соответствующее богослужению. Во многом это заслуга его регента – матушки Елены Кравец, которая руководит Архиерейским хором с момента его основания в 1990 году.
Елена Николаевна окончила музыкальное училище по классу скрипки, затем поступила на регентское отделение тогда ещё Ленинградской духовной академии. Вернувшись в Белгород, окончила социально-теологический факультет БелГУ.
«Мне всегда нравилось петь. Я думаю, мой путь был предопределён с детства, ведь я сама из семьи священника. Мне было четыре года, когда я спросила родителей, существует ли институт для матушек. Помню, что мне хотелось быть образованной и при этом музыкальной матушкой. Так и произошло. Я очень счастливый в своей профессии человек, я живу этим и не представляю своей жизни без церковного хора».
Матушка сравнивает нынешний хор с одной большой семьёй, у которой есть и свои традиции. Например, устраивать чаепития на дни рождения певчих, проводить трапезы после ночных праздничных служб, когда хор собирается на собственный праздник: многие готовят концертные номера, радуют друг друга стихами, исполнением романсов, делятся личными историями.
Как стать дирижером церковного хора
Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.
Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:
- крепкой нервной системой;
- уверенностью в себе;
- умением быстро реагировать на внешние раздражители.
Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.
Благословение священника
Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.
Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.
Получение образования
Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.
Юбилей дирижера церковного хора: 90 лет Элите Соколовской
Начну с очевидной и оттого тривиальной истины: Латвия богата интересными, талантливыми, незаурядными персонами, отдавшими свою жизнь служению людям и искусству. В этом году Элите Альфредовне Соколовской (Elita Sokolovska), известному дирижеру, хормейстеру и педагогу исполняется 90 лет. Она является основателем и руководителем хоровых коллективов «Глория» (Россия), «Lauda» (Латвия) и «LAUDAMUS» (Крым). Семьдесят лет своей творческой деятельности она посвятила музыке. Эти две значимые даты побуждают меня сегодня вспомнить об этом замечательном человеке.
Элита Соколовская родилась в маленьком латвийском городке Цесис в семье священнослужителя Альфреда Меднис. Вера, Церковь, богослужение, неразрывно были связаны с музыкой, которая формировала не только эмоциональный, но и религиозно-эстетический мир девочки. С раннего детства Элита проявляла большой интерес к музыке и незаурядные музыкальные способности. У неё был замечательный голос, и уже в двенадцать лет она впервые выступила как солистка церковного хора.
В школьные годы во время оккупации Латвии нацистской Германией она была вынуждена брать частные уроки музыки у разных педагогов. Но после освобождения Риги от захватчиков всего за два года прошла семилетнюю программу музыкальной школы и выдержала экзамены. Затем блестяще поступила в музыкальное училище, но зачислена не была, поскольку была дочерью священнослужителя («врага народа»!), осужденного за веру на 10 лет по 58 статье, собственно, как и множество других священников того периода. Несмотря на эти страшные годы и переживания Элита продолжила обучение, беря частные уроки, в том числе у знаменитого пианиста и композитора Арвида Яновича Жилинского. Нет никаких сомнений, знания этого великого педагога, его колоссальный опыт оказались чрезвычайно важными для становления молодого музыканта.
Между тем вскоре трудные годы открытого богоборчества и преследований сменились оттепелью и относительным спокойствием. Элита Альфредовна посвятила себя церковному хоровому дирижированию в различных городах Советского Союза: Кировограде, Мукачево, Одессе. В 1981 году она была приглашена в Тулу, поселилась с семьей в Скуратове. Со своим мужем Яном Соколовским Элита Альфредовна создает хор «Глория», руководит им и преподает студентам полуподпольной тульской семинарии основы церковной музыки и технику хорового пения.
В конце 80-х, точнее, в 1988 году коллектив был приглашен на открытие Заокской духовной семинарии. Торжественное открытие учебного заведения совпало с 1000-летним юбилеем христианства на Руси. На церемонии посвящения присутствовали руководители Всемирной церкви христиан-адвентистов, представители государственных и общественных организаций. Среди гостей был и известный детский писатель, председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов, который предложил хору «Глория» давать благотворительные концерты в пользу Детского фонда. Это предложение открыло двери лучших концертных залов и сцен Советского Союза. «Глория» дала десятки концертов от Бреста до Петропавловска Камчатского. записала виниловый диск церковных песнопений в исполнении хора. Запись состоялась в Смоленском кафедральном соборе по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, тогда еще председателя Отдела Внешних церковных сношений Русской Церкви и настоятеля собора. Высокое мастерство исполнения и благотворительные цели позволили хору «Глория» петь на сценах Большого театра в Москве и Мариинского театра в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), на сцене Кремлевского дворца съездов и во многих других памятных местах. В это время репертуар хора составляют произведения не только русских классиков, но и современных авторов, таких как Юст Лиепиньш, Модрис Закис, Карл Дженкинс, Джон Руттер и др., а также русские народные песни.
Хор «Глория» также выступал в Польше, в Швеции, Нидерландах.
До 2004 года хор «Глория» дал более 100 концертов.
В 2010 году, переехав в Крым, Элита и Ян Соколовские организовали Крымский сводный хор «LAUDAMUS», руководителем и дирижером которого является по сей день Элита Альфредовна Соколовская. Несмотря на свой весьма почтенный возраст, она продолжает концертировать с хором в Севастополе, Ялте, Симферополе, Феодосии и других городах Крыма. Сегодня ей в этом помогает дочь Анна, музыкант-пианист и концертмейстер.
У хора Э. Соколовской был, как правило, богатый и разнообразный репертуар. Каждое произведение звучало как-то по-особенному проникновенно, осмысленно, проникая в душу слушателя. Элита Альфредовна уделял много времени художественному образу исполнительного произведения. Для нее было важно все: слово, музыкальная и поэтическая фраза, так сказать, форма произведения, которая сама по себе содержательна. Яркий, самобытный исполнительский стиль хора Соколовской был обусловлен не только и не столько певческой манерой участников или тембровым звучанием голосов, но и собственным духовно-эстетическим видением хормейстера, а также интуитивным тяготением к уже устоявшимся в мировой практике стилей. Отсюда вполне объяснимы точно выверенный хоровой строй, ансамблевое звучание и конечно же выработка собственного музыкального языка, своеобразной звуковой палитры, приемов исполнения.
На самом деле личность дирижера не исчерпывается ее мастерством и профессионализмом. Очевидно, что нужно говорить об Элите Альфредовне как о супруге, матери, чутком человеке. Она, без сомнений, человек удивительного обаяния. Аристократичная, благородная простота, жизнерадостность, элегантность – основные черты характера и поведения. Ею любуешься и восторгаешься в процессе работы. Как правило, репетиции хора продолжались не один час, ее неиссякаемый энтузиазм, заразительная энергия поддерживала и питала этот многочасовой, изнурительный труд. Для каждого он находила нужное слово (порой, и строгое, но сдержанное), педагогический кивок или улыбку, видя в хоре каждого человека в отдельности. Хористы отвечали ей взаимностью, любовью, и я был одним их них: в годы студенчества я пел в хоре Тульской общины. Не сомневаюсь, что многие участники хора присоединятся к моим словам, будут едины со мной в признании любви к этому, не только чуткому, незаурядному, но и, не побоюсь этого слова, великому человеку и дирижеру.
Ляху Виктор, старший научный сотрудник Института перевода Библии им. М.П. Кулакова
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Обучение руководителей церковного хора
Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.
Требования для поступления
Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.
Также необходимо выполнить следующие требования:
- получить рекомендацию приходского священника;
- пройти собеседование,
- подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
- научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
- предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).
Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.
Процесс обучения
Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:
- богослужебное пение;
- обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
- история русской духовной музыки;
- литургика;
- катехизис;
- богослужебный устав;
- сравнительное богословие;
- основы церковнославянской грамоты;
- основы православного вероучения;
- Библейская история;
- Священное Писание;
- сольфеджио;
- гармония;
- дирижирование;
- теория музыки;
- чтение хоровых партитур;
- хороведение;
- фортепиано;
- аранжировка.
Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.
Тишина! Идёт запись!
За 30 лет Архиерейский хор по благословению митрополита Иоанна и при содействии настоятеля Преображенского собора отца Олега успел записать семь музыкальных дисков. Все они очень разные по составу, звучанию и уровню: от духовных песнопений, колыбельных и колядок до светских песен на украинском и белорусском языках.
«Первый диск мы записали в 1995 году. Двенадцать песнопений, посвящённых Святителю Иоасафу, – рассказывает матушка Елена. – Записывали в соборе по ночам. Это было очень трудно. Малейший посторонний звук – перезапись. До такой степени тонкая была работа, что пришлось даже договариваться с тогдашней Госавтоинспекцией, чтобы на ночь перекрывали примыкающую к собору улицу Коммунистическую, ныне Преображенскую. Потому что звук проезжающих машин мешал».
В процессе записи возникали и другие проблемы: то скрипел пол, то из‑за специфики акустики плыл звук и становились непонятными слова. Но со всеми трудностями справились. Сейчас в планах у Архиерейского хора – запись живого богослужения. С такой просьбой к настоятелю собора уже не раз обращались прихожане. Особенно актуальным это стало в период пандемии, когда посещение собора ограничили.
Профессиограмма «Дирижер хора»
Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий.
Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.
Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.
Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.
Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.
Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хоря. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.
Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.
Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.
Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.
Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки
Характеристики
Виды труда: Образование / Творчество. Проф. направленность: человек — художественный образ. Сферы деятельности: Культура. Сферы труда: Человек / Искусство.
Должен знать Обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.
Руководитель русского церковного хора.
Регент знал Гамилькара, Гамилькар знал регента — оба обучались в Кембридже, но регент на старшем курсе.
Где-нибудь в горячечной толпе было ее никем не занятое место, но скудный пучок вербы к Неделе ваий уже стоял дома, и участь выпала, не уклонишься, и вот они шли втроем: гость налегке, припадая на ногу и развеселясь, что дождались его, и все спрашивая у регента, который тянул его вещи, знаком ли тот с игуменьей Маргаритой из какой-то пустыни, а ставший хмурым регент головою кивал, но не отвечал, а отец Агапий, напротив, становился словоохотливее и, шагая быстро, забегал под серьезные очи регента и только на остановке автобуса присмирел.
Женщина, видневшаяся в полумраке из передней, слезливо посматривала на регента и покусилась было даже упасть ему в ноги, прося не оставить сына, но регент удержал ее, говоря, что он не бог.
«Женщина… слезливо посматривала на регента и покусилась было даже упасть ему в ноги, прося не оставить сына, но регент удержал ее, говоря, что он не Бог».
Однако в городском замке не верят слухам: супруга регента, герцогиня Мария Августа, медленно сгорает от неразделенной любви, регент занят охотой, граф Хаусбург — герцогиней.
О скандальных ужинах в Люксембургском саду, устраиваемых дочерью регента, герцогиней Беррийской, знал весь Париж: к концу трапезы участники их, в числе которых бывал и сам регент, полностью обнажались и устраивали настоящие оргии.
… , всегда первого, и при оных быть регентом до возраста их семнадцати же … о ненадежном наследстве, тогда должен он, регент, заблаговременно с кабинет-министрами, и Сенатом, и генералами-фельдмаршалами, и прочим …
Но он знал, что ответит регент: он объяснит Гамилькару, что лиульта Люси не дождалась жениха с войны, потому что оказалась легкомысленной офранцуженной сучкой, которой лишь бы развлекаться с бананами и шоколадными конфектами и давать нюхать себя шустрым придворным кобелям, а не думать о свободе и независимости Африки, и что ему, опекуну и регенту, пришлось с головной болью отстранять Люську от власти, устраивать дворцовый переворот и прочую ерунду.
Федор Петрович – страстный скрипач-виртуоз, дирижер и выдающийся церковный регент, кончил дирижерский класс Придворной певческой капеллы в Петербурге, где готовили дирижеров, хормейстеров и регентов высокого класса.[1] Натура артиста, окруженного поклонницами, тяготилась скромным укладом семьи.
Как называется дирижер церковного хора
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
- смешанный хор
(наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II; - хор мальчиков и юношей
— состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами; - мужской хор
— состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона; - женский хор
— состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты; - детский хор
— состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры
— поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона; - народные хоры
— поющие в народной манере.