Погребение священника: чем оно отличается от похорон обычного человека

Лицо закрывают воздухом

Традиция погребения христианина с закрытым лицом началась еще с захоронения Иисуса Христа, лицо которого было закрыто сударем. Сударь – платок для отирания пота с лица. Эта традиция как подражание дошла до наших дней с той лишь разницей, что у священников лик покрывают воздухом (литургический плат) в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих, а у послушников, в знак добровольного ухода из мира, лицо покрывается особым укроем (Св. К. Никольский. Учебный устав богослужения. Том III, с.154.). Эти традиции указаны в Большом требнике Петра Могилы. Есть и другое объяснение того, почему священников хоронят с закрытым лицом: оно обращено в эти минуты к Всевышнему, и поэтому скрыто от людей.

Когда читаются литургические тексты

Чтения молитв, канона и пение происходит в следующем порядке:

  • при омовении;
  • сразу после облачения;
  • перед началом похоронной процессии;
  • при вынесении гроба из храма.

Для усопшего православного мирянина поется «Господи помилуй», «Трисвятое» и читается канон «Последование по исходу души от тела». При погребении православного священника предусмотрен иной канон.

Глава VIII. Богослужение погребений и поминовения усопших

Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершать поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву.

Согласно действующему у нас Уставу, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема, разделяясь на вечернее, утреннее и дневное. И на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших.300

Вечернее богослужение

Первой службой наступающего дня будет вечерня. Поминовение усопших на ней совершается краткой общей формулой на сугубой ектении: «О всех преждепочивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных».

За вечерней следует повечерие, оканчивающееся ектенией: «Помолимся…» На ней ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные.

Утреннее богослужение

Утреннее богослужение начинается полунощницей. Значительная часть этой самой ранней службы, вся вторая ее половина, посвящается молению об усопших.

Это моление об усопших на полунощнице имеет очень важное значение и глубокий смысл.

И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколения продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются плодами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими (Ин. 4:37), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы верующие, живущие на земле люди, готовясь выйти на дневную работу и молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого моления о самих себе – оно будет в начале утрени, – с благодарностью, молитвенно вспомнили тех, которые раньше их потрудились и приготовили почву для их настоящего делания. С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают «благословлять Господа» (Пс. 133:1). Так предначинается та общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются и сеющий, и жнущий» (Ин. 4:36).

Полунощное моление об усопших ввиду его особливой важности не только включается в состав общественного богослужения, но и выделяется в особую самостоятельную часть, сравнительно изолированную от первой части полунощницы. Вместе с тем оно сравнительно кратко, ибо полунощница только начало дневного богослужения и молящимся предстоит еще целый ряд служб, а в будничные дни большинству предстоят еще и дневные труды. Поэтому оно ограничивается Двумя очень краткими псалмами, после которых следует. Трисвятое, два тропаря и кондак заупокойные, заключаемые богородичным, в качестве какового употребляется ипакой праздника Успения Пресвятой Богородицы. Затем следует особая заупокойная молитва, нигде и никогда в другое время не повторяющаяся, а по отпусте – краткое поминовение усопших в конце заключительной ектении «Помолимся». Поминовения по именам здесь нет, оно совершается общей формулой.

Полунощное моление об усопших Церковь считает столь важным и необходимым, что опускает его только в седмицу Пасхи, когда совершенно исключительный строй всей службы не оставляет места для полунощницы.

Ввиду такого нарочитого моления об усопших, совершаемого перед утреней, самая утреня обычно не имеет особых заупокойных молений. На ней, как и на вечерне, возносится лишь краткое прошение на сугубой ектении «о всех преждепочивших отцех и братиях наших».

Дневное богослужение

Дневное богослужение большей части года соединяется с Литургией, на которой, кроме общей формулы поминовения на сугубой ектении «всех преждепочивших», совершается поименное поминовение живых и усопших – на проскомидии, при изъятии частиц из четвертой и пятой просфор и из других, нарочито для поминовения носимых. На самой Литургии по освящении Святых Даров вторично совершается поминовение живых и усопших по именам. Это самое важное, самое действенное поминовение. «Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва», – говорит святой Кирилл Иерусалимский.

Поминовение на Литургии живых и усопших завершается дерзновенным воззванием Церкви: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Церковь рассматривает это возглашение как исповедание своей твердой веры, глубокой уверенности, что так и будет, что Господь, по силе великой евхаристической Жертвы и по молитвам святых непременно исполнит и уже начинает исполнять это прошение в момент погружения в Божественную Кровь частиц, изъятых в память живых и усопших.

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями – заздравными молебнами, заупокойными панихидами – или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравнимо даже с гласным поминовением на той же Литургии на ектениях великой и сугубой и на специальной заупокойной ектении.

Поминовение усопших на проскомидии и во время пения «Достойно есть» или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная Литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении – на Литургии, вечерни и утрени – когда эта ектения произносится на этих службах. Не отменяется даже в первый день Пасхи.

Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднства, попразднства и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений Октоиха является большей частью мерилом и для заупокойных молений. Чем больше песнопений из Октоиха, тем усиленнее моление об умерших. И наоборот. По мере сокращения заимствований из Октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия.

Вселенские родительские субботы

Наиболее усиливаются заупокойные моления в две вселенские родительские субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницей. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших прославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь. В эти две вселенские субботы по Церковному Уставу совсем оставляется служба Минеи, а чествование святых «переносится на ин день». Вся служба в субботу совершается заупокой, исключительная по своему содержанию, нарочито для этих двух дней составленная. Даже если в одну из этих суббот случится храмовый праздник, или в субботу мясопустную праздник Сретения, служба заупокой не отменяется, а переносится в усыпальницу, если таковая есть, или переносится на предшествующую субботу, или на предшествующий четверток.

На вечерни и утрени в эти две субботы совершается поминовение, главным образом, всех прежде почивших. Поминовение сродников несколько отодвигается, уступая место общему поминовению всех усопших. Но чтобы дать удовлетворение родственному чувству молящихся, желающих в эти особливо поминальные дни помолиться и о своих усопших сродниках, Устав в эти две вселенские субботы кроме поминовения на вечерне и утрени назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Это как бы вторая поминальная утреня, но несколько иного, более интимного характера и содержания, назначаемая для поминовения усопших сродников. Канон здесь – один из обычных субботних заупокойных канонов Октоиха, содержащий общее моление об упокоении и прощении грехов. Глубокое различие в содержании заупокойных молитвословий на утрени и панихиде, несомненно, должно служить основанием для различия поминовения там и здесь. Панихида отводится, главным образом, для поименного поминовения по храмовым синодикам и по помянникам богомольцев. На утрени же должно ограничиться возглашением в положенных местах лишь более или менее кратких или пространных общих

формул поминовения.

На службах вселенских суббот Церковь поминает «всех прежде почивших православных христиан». Этим она напоминает верующим, что кроме любимых сродников и друзей у них есть еще множество братьев во Христе, которых они, не видев их, должны любить и о которых, даже не зная их имен, должны молиться. Этим порядком Церковь старается сохранить молитву о каждом православном христианине даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично его знавших, когда забудется на земле его имя.

Таким образом, две вселенские субботы, преимущественно перед другими случаями поминовения усопших, побуждают христиан молиться прежде всего «о всех от века усопших православных христианах», обеспечивая им молитву «в долготу дней» (Пс. 92:6).

Субботы Великого поста

В субботы вторую,третью и четвертую Великого поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две – вселенские субботы, эти – просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь поминовением и всех усопших. И потому, что поминовение сродников совершается на первом месте и на утрени, Устав не назначает в эти дни особой панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон Октоиха переносит на повечерие.

Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены в возмещение не могущего быть в будние дни поста литургического поминовения. Прославление случившихся в эти субботы святых Минеи не отменяется, и рядом с заупокойными пениями Октоиха и Триоди поются и песнопения Минеи в честь празднуемого в этот день святого.

Субботы малых постов

13 глава Типикона, излагающая субботнюю службу, «егда поется аллилуиа», имеет в виду субботы малых постов: Рождественского, Апостольского и Успенского. Если память малого святого случится в субботу, то в таком случае должна быть совершаема служба с аллилуией, но субботняя, подобная заупокойной службе трех великопостных поминальных суббот.

Заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть совершаема и в другие субботы в течение года, но при условии, что в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака. Все заупокойные песнопения не нарочитые и берутся из Октоиха рядового гласа. Служба Минеи не оставляется, но поется наряду с Октоихом.

Наиболее выдающимися особенностями субботней поминальной службы во всех случаях является:

а) употребление на вечерне, утрени, часах и Литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков Минеи;

б) стихословие по особому чину непорочных на утрени;

в) произнесение на утрени заупокойных ектений.

Наша Русская Православная Церковь имеет и еще два особых поминальных дня: субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября) и на Фоминой седмице, так называемой Радо-нице.

Дмитровская суббота

Поминовение усопших в субботу пред 26 октября установлено в 1380 году великим князем Димитрием Ивановичем Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем. Но обычай осенних поминок усопших был в глубокой древности у языческих народов. Был он и у славян.

Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. Возможно, что после Куликовской битвы Димитрий Донской, совершив в обители преподобного Сергия первое торжественноепоминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будующее время «память творити, кто сложил голову свою», и установил ежегодное поминовение их в эту субботу.

Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Дмитровская родительская суббота. Дмитровская суббота может быть между 19 и 25 октября, За исключением праздника Казанской Божией Матери 22 октября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или местночтимого праздника, может быть совершена заупокойная служба «со аллилуией» по 13-й главе Типикона.

Радоница

Поминовение усопших, известное под именем Радоница, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник.

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому Великим постом поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не совершаемое в свое время по характеру великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в которой может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы.

Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим Церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи.

Четверток седьмой седмицы по пасхе

Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по городам, совершалось особое поминальное моление. Это был четверг перед праздником Святой Троицы. В этот день русские люди совершали дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам. О них совершается все напутственное заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются из этой жизни все благочестиво скончавшиеся православные христиане.

До второй половины XVIII века у нас не было общих городских кладбищ вдали от храмов. Не было и сельских кладбищ вдали от храмов. Для погребения неизвестных, например, неизвестно откуда пришедших, убитых близ города или селения проезжих, а также для погребения убитых в разбое и казненных, отводились особые места, где строились специальные здания, где собирались тела таких умерших до погребения. А погребение их происходило без совершения каждый раз церковного погребального последования. Это здание с прилегающими к нему кладбищами называлось «скудельница», «убогий дом», «Божий дом», «Божедомка». Наблюдение за этими домами и кладбищами поручалисьособому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в особый список имена этих усопших.

В четверток перед праздником Святой Троицы православные стекались на «убогие дома», принося с собой все необходимое для заупокойного богослужения: свечи, ладан, коливо, одежды, саваны, гробы для еще не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной трапезы. Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к убогим домам храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в четверток Литургия. Совершалась она собором духовенства. По окончании Литургии духовенство и «всенародное множество» с крестным ходом и колокольным звоном исходили из храма на скудельницу, где и совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи имена известны. А если имен этих людей не было, то, по прочтении имен, поминали: «Помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих, их же имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан, о них же поминание творим: и прости им всякое согрешение». И все до конца бывает погребение по обычаю. По погребении покрываются тела умерших полотном, и по полотну игумен и священники посыпают землю. Потом поставляют стол и на нем кутью и начинают панихиду, и на ектениях поминают умерших такожде, якоже и на погребении, и на прежних, умерших их же хощет и поют панихиду по уставу.

По обстоятельствам времени многие православные христиане, часто вопреки их желанию, остаются без церковного погребения. Поэтому желательно было бы, чтобы установлено было в четверток пред днем Святой Троицы совершать последование мирских человек, совершать заочное отпевание всех в течение года погребенных без отпевания, с поминовением во всех местах всех православных христиан в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, «ихже имена Ты Сам, Господи, веси».

Поминовение убогих

В этот же четверток 7-й седмицы по Пасхе на Руси совершалось поминовение усопших нищих и сирот и всех не имеющих родных, которые бы их могли помянуть, Для этой цели имена таких людей записывались в синодики и поминались на домашней молитве и особенно на Божественной Литургии, подавали за них милостыню и творили нарочитое поминовение в указанный четверток. Тем, кто поминает убогих, Церковь испрашивает: «Воздаждь им (Господи) богатыми Твоими и небесными даровании. Даруй им вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо тленных нетленная» (Молитва на Литургии святого Василия Великого).

3-й, 9-й, 40-й день и година

Сверх общих дней поминовения усопших из глубокой первохристианской древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в отдельности нарочитое поминовение в некоторые дни, ближайшие к их кончине. Устав церковный упоминает о поминовении в 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине. Иногда у нас выделяется как особо поминальный день и двадцатый. Кроме того, как живые обычно отмечают нарочитой молитвой и братской трапезой дни своего рождения и именин, установился обычай ежегодно совершать поминовение наших близких усопших в день кончины (рождение в новую жизнь) и день тезоименитства.

Устав при совершении частных поминовений не допускает никаких изменений и отступлений от точного исполнения всего положенного в этот день на общественном богослужении, никаких заупокойных дополнений сверх того, что им разрешено для данного дня. И Большой Московский собор 1666–1667 годов, говоря о поминовении усопших в эти дни, ограничивает поминовение совершением панихиды накануне после вечерни, чтением на Литургии заупокойных Апостола и Евангелия и совершением литии по заамвонной молитве и вторично по отпусте Литургии на гробе, если последний находится вблизи.

Гласное нарочитое заупокойное моление всегда приноравливается к тем будничным дням, когда его можно совершать в полном согласии с уставом. Если день поминовения приходится на праздник, то заупокойное моление отодвигается на два дня вперед, чтобы не только праздники, но и кануны их были освобождены от могущей быть совершенной не в связи с общественным богослужением панихидой.

Сорокоуст

Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока Литургий, хотя бы это поминовение ограничилось лишь тайным поминовением на проскомидии и по освящении Святых Даров.

Сорокоуст – это сорок Литургий. Устав церковный предписывает совершать Литургии «до исполнения дней четыредесяти приношения», что значит – до исполнения 40 Литургий. Поэтому если поминовение началось не в самый день кончины или если оно совершалось не непрерывно изо дня в день, то оно должно быть продолжено и после сорокового дня до исполнения полного числа 40 литургий, хотя бы их пришлось совершать спустя продолжительное время после сорокового дня. Самый же сороковой день должен быть справлен в свое время или в ближайший к нему день, когда таковое поминовение может быть совершено.

Обычные субботы

Каждая суббота, особенно когда поется Октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. Святая Церковь избрала эти субботы преимущественно для воспоминания всех ее чад, почивших от земных трудов, как тех, кого она имеет в числе своих святых молитвенников, так и всех остальных, хотя и грешных, но в вере поживших и в надежде воскресения скончавшихся. И в положенных на субботу песнопениях она дерзновенно обьединяет всех усопших как православных, так и неправославных, ублажая первых и призывая их молиться за вторых. В субботу может быть отправляема и заупокойная служба по чину, изложенному в 13-й главе Типикона. Но такая служба может быть совершаема, если в данную субботу не будет памяти великого святого или вообще не будет праздника, которому положена служба со славословием.

На основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает сравнительно немного из заупокойного. Но зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида, на которой стихословится 17-я кафизма с особыми заупокойными припевами и поется заупокойный канон Октоиха рядового гласа.

Поминовение воинов 29 августа

В 1769 году по распоряжению императрицы Екатерины II установлено совершать в этот день поминовение православных воинов совершением панихиды после Литургии. Это поминовение, назначенное на такой исключительный день в году, когда устраняются все заупокойные моления со всех служб, даже с полунощницы, находится в полном противоречии с Церковным Уставом и есть печальный свидетель начавшегося с XVIII века отхождения от Церкви и от жизни по Ее заветам, игнорирования уставов и традиций церковных в угоду сильным мира сего.

Благословение колива в праздники

Совершать гласное поминовение усопших, произносить заупокойные, в общем всегда скорбные молитвы, было бы несоответствующим праздничной радости. Но творить добрые дела в память усопших не только не возбраняется в праздники, но и весьма похваляется. К этому особенно приглашаются православные.

В конце 3-й главы Типикона указывается: «Чин благословения колива, си есть кутии или варения пшеницы с медом смешанныя и в честь и память господских праздников или святых Божиих в церковь приносимыя». У нас этот чин как праздничный почти совсем позабыт и кутья считается исключительной принадлежностью заупокойных служб. Церковный же Устав, назначая принесение ее в церковь не только при поминовении усопших, но и в праздники Господские и святых, тем самым внушает смотреть на кутью несколько иначе. Это вкусное и сладкое блюдо, одно из блюд праздничной трапезы, блюдо сладкое, лакомое и питательное – одно из лучших. Трапеза рассматривается Уставом как непосредственное продолжение богослужения Литургии или вечерни. Теперь трапеза отделилась от богослужения, особенно в приходских храмах. Но в праздники, как бы желая напомнить о древней практике общения в праздничной трапезе всех молившихся за праздничным богослужением, Устав повелевает приносить в храм к концу вечерни и Литургии хотя бы одно из праздничных блюд. Принесенное в Церковь коливо – это как бы малая трапеза, устрояемая более состоятельными прихожанами, от коей питаются священнослужители и все присутствующие при богослужении, в особенности неимущие. В древности у греков, по свидетельству святого Симеона Солунского, вместе с кутьей приносилось и вино, как обычный на Востоке напиток. В древней Руси за неимением своего виноградного вина в таких случаях приносился местный национальный напиток – мед. Таким образом, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой, на которой поставлялось не только ястие, но и питие.

При благословении колива возглашается: «Во славу Твою, и в честь Святаго, (имя рек), сия предложишася от Твоих рабов и в память во благочестивой вере скончавшихся».

Чин благословения колива напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками, а лучшими, сладкими кусками, напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долг отдавая неимущим. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших – вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу.

Как провожают покойного – молитвы, колокольный звон, песнопения

При перенесении тела священника в церковь и к могиле перед гробом несут Священное Писание, крест и хоругви. Сопровождает шествие заупокойный колокольный звон, так как представляет крестный ход. Каждый храм начинает бить в колокола, когда рядом с ним проходит шествие. Перед храмом процессия останавливается, чтобы провести заупокойную литию. Во время переноса усопшего помимо литии звучат вступительные стихи канона “Помощник и покровитель”. В церкви около гроба по четырём сторонам расставляют четыре подсвечника. Тело усопшего священника несут священнослужители.

История чинов погребения

Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».

В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин.

Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина.

Храмы на кладбищах Москвы

Завершение чтений и песен

В финальной части чина священники поют стихиры — гимнографические песнопения, приуроченные к определенному церковному событию или празднеству. Тексты стихир на стиховне состоят из восьми частей, называемый гласами, каждая из которых делится на отрывки из псалмов. Каждый отрывок гласа предваряется определенным стихом: например, перед первым отрывком гласа всегда идет Псалом 141:8: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему.» На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. В конце читают разрешительную молитву, после чего свернутый свиток с ее текстом вкладывают в руку усопшего.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Литургический плат

Во времена земной жизни Иисуса Христа традиция погребения включала покрытие лица умершего особым платком. Такой обычай доныне сохраняется при похоронах священства. Лицо покойного прикрывают воздухом — вышитым платом, возлагаемым на Священные Дары во время богослужения. Так обозначается особая причастность священнослужителя к совершению Святых Тайн Тела и Крови Христовых. С этим вышитым платом покойного и отпевают, и хоронят.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Организация похорон

Как хоронят иноков на Святой горе Афон

На горе Афон также существуют свои собственные особые традиции и процедуры захоронения ее обитателей. Чаще такие нормы были связаны с религиозными догматами, однако некоторые из них объясняются и спецификой климатических и других характеристик самой местности вокруг святыни на горе.

Во-первых, обитателей Святой горы хоронят без гроба, просто зашивая тело в рясу. Считается, что таким образом тело избавляется от лишних преград между собой и Богом, его тело быстрее будет принято землей, а душа – достигнет Бога. Через три года после погребения монахи откапывают тело и смотрят, избавились ли кости от плоти.

Считается, что, если находятся лишь мощи без плоти, значит монах был принят Богом, а если нет – инок не был безгрешным, останки должны оставаться в земле и превратиться в прах, а за душу похороненного монаха нужно еще более усердно молиться.

Еще одной особенностью погребения на Афоне является отказ от омовения тела и облачения его в чистую одежду. Дело в том, что в догматике веры указывается, что чистоплотность и гигиена – это излишняя привычка человека. Стремящемуся к Богу и нашедшего покой в монастыре заботиться об этом не нужно, так как лучше устремить все свои помысли лишь к чистоте духовной.

Погребальный перезвон

При погребении священнослужителей звучит особый погребальный колокольный звон, меняющийся в зависимости от того, какой этап похоронного обряда сейчас происходит. Например, пока траурная процессия идёт к могиле, звучит одиночный перезвон колоколов. Когда покойного отпевают и читается Евангелие, число ударов колокола соответствует номеру того отрывка из псалма, который сейчас читается. Когда тело вносят в церковь и когда его опускают в могилу, звонарь должен совершать трезвон – трехтактный сильный звон нескольких колоколов одновременно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]