Ниже вы найдете приметы, которые нужно знать людям, похоронившим близкого человека — когда можно открывать зеркало после похорон, делать уборку и ремонт, смотреть телевизор. Существует множество ограничений и запретов, которые были придуманы нашими предками, по большей части, еще в дохристианские времена.
Где находится душа умершего до 40 дней?
Многие люди отмечают, что первое время чувствуют присутствие умершего человека, которое проявляется запахом, вздохами, шагами и так далее. Обусловлено это с тем, что на протяжении сорока дней дух не покидает места, где он обитал.
- Три первых дня душа свободна и она помнит всю свою земную жизнь. Считается, что это время она находится в местах, которые являются близкими. На третьи сутки после смерти нужно провести панихиду.
- После этого предстоит встреча с Богом, святыми и посещение рая. С этого момента начинаются первые терзания и страхи, что из-за совершенных ошибок вход в рай может быть закрыт. Все это длится на протяжении шести дней, поэтому на девятые сутки проводят панихиду и поминки.
- На следующем этапе начинаются мытарства, которые представляют собой испытания и препятствия. Душа на 40 день после смерти получит решение, где она сможет провести вечную жизнь в Раю или Аду. Во время этого периода происходит сравнение положительных и отрицательных поступков.
- Выясняя, что происходит на 40 день, стоит сказать о наступлении самого важного этапа – Страшный Суд, где душа уже не может ни на что повлиять и учитывается только прожитая жизнь усопшего.
ОТНОШЕНИЕ К БОРОДЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ
Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.
В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову – в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.
Бритая голова вообще – это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем – это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос – отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.
Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров – неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.
Три божества – Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.
Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.
В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры – набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.
В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога – раз борода растет, значит, ее надо носить.
Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!».
Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.
В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.
Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).
В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.
В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены).
В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.
Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках), бороду и непременно головной убор.
В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.
Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).
Общим для всех евреев (включая нерелигиозных), является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.
КАТОЛИЦИЗМ
Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).
Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго – всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.
Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.
Последующие Папы решили, что борода – это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.
Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.
Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду – начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.
Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.
В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра – выстриженные кругом на макушке волосы.
В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.
ПРАВОСЛАВИЕ
В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.
Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский
С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .
Бритье бороды (брадобритие) – по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».
Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».
Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они «остризают браду». То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».
Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита «О пострижении брады», л. 388 на об. и 389).
В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).
Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.
В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя», или, чтобы было понятно, – нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться – значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина – муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.
Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.
Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.
Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.
Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.
Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).
Традиция православных священников носить бороду
В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками – это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.
Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.
Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).
В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами». Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят «в капищах. с обритыми головами и бородами».
И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.
Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли – настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.
Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды – это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? – вопрос другой.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
В подготовке материала использовалась литература:
1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»
2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)
3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»
Является ли обязательным, небриться в период ”Сфират А-Омер”
Почти 1900 лет назад случилось большое несчастье: страшная эпидемия унесла жизни многих евреев. А в самом начале этой эпидемии умерли сотни и тысячи учеников раби Акивы. Это произошло после праздника Песах. Эпидемия продолжалась 33 дня.
Наши Учителя не ограничились простой констатацией естественных причин смерти и усмотрели в этом проявление духовных недостатков. Какие духовные недостатки могли быть у таких серьезных и достойных людей как ученики раби Акивы?
Учителя пришли к выводу, что они в достаточной степени не отдавали должное друг другу. Не радовались, как собственным, успехам своих товарищей в духовном росте.
Может ли, казалось бы, незначительная «деталь» привести к такой масштабной трагедии?
Как выяснилось, может. Если становится препятствием для духовного роста человека. И то, о чем мы говорим, – именно такой случай. Ведь это означает, что ослабло ощущение целостности, единства народа Израиля, что приводит к ослабленному осознанию сути Творца.
Корни этой трагедии не исправлены до сих пор. И поэтому в течение этого периода, начиная с первого дня после праздника Песах, мы соблюдаем (не полностью) законы траура.
В частности, есть обычай не бриться (и не стричь волосы).
У ашкеназских евреев принято не бриться от начала Песаха до 3-го сивана (за три дня до праздника Шавуот). При этом можно побриться в день Лаг ба-Омера (33-й день Омера )
Сефардские евреи тоже не бреются от начала Песаха и в течение полных 33-х дней. Поэтому в Лаг ба-Омер бриться они еще не могут и делают это на следующий день. И далее бреются как обычно.
Существуют ли исключения, точнее – послабления?
Существуют. Но только – в индивидуальном порядке.
Приведу в пример несколько наиболее часто встречающихся ситуаций.
1. Если человек работает в таком месте, где его должность требует аккуратного внешнего вида и он всегда должен быть гладко выбрит. При этом важно убедиться, что это действительно так.
2. Когда против «бороды» возражают родители или жена. По этому поводу не стоит «ломать копья». Однако следует приложить усилия, чтобы в следующем году они смогли понять, насколько важно для Вас (и всего народа) соблюдение этого обычая.
3. Если у человека очень нежная кожа и от перемен (человек то бреется, то не бреется), на ней возникает раздражение (угри, красные пятна и т.п.). Однако, как правило, и это препятствие преодолимо. Необходимо посоветоваться с врачом.
В каждом из трех случаев нужно посоветоваться с раввином, который имеет опыт и может помочь решить подобные проблемы. Ведь в каждом конкретном случае решение должно учитывать и обстоятельства и особенности личности человека, у которого возникла та или иная проблема.
И еще два примечания.
Взрослому мужчине лучше всего вообще не стричь бороду (только подстригать в тех местах, где это необходимо). Естественно, я не хочу сказать, что это – обязанность каждого еврея. Однако тот, кто серьезно занимается Торой, знает, что для него это – правильное решение.
И последнее. Запрет на стрижку волос в период счета Омера касается только мужчин.
Как молиться за умершего до 40 дней?
Поминание умерших людей – долг каждого верующего человека. Согласно мнению церкви молиться на протяжении первых сорока дней после кончины нужно особенно усердно. Молитва на 40 дней для проводов души может произноситься в церкви или дома. Если человек выбирает второй вариант, то рекомендуется женщинам повязать на голове платок и зажечь свечи перед образом Господа. Выясняя правила 40 дней после смерти и как поминать, стоит отметить, что молитва в этот период помогает обрести веру в душе и легче справиться с потерей близкого человека.
«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Скорбь мою сердечную утоли по усопшему рабу (имя умершего). С потерей тяжкой мне справиться помоги, да горе выдержать сил придай. И прими в сороковой скорби день душу покойного (имя умершего) в Царствие Небесное. И будет так ныне, присно, во веки веков. Аминь».
Распространенные традиции
Поминальные молитвы можно читать дома каждый день. Но для панихиды есть запрещенные дни:
- последняя неделя перед Пасхой;
- Пасхальное Воскресенье;
- Рождество;
- двунадесятые праздники.
В праздничные дни священник может сделать исключение и, по просьбе родственников, прочитать литию — молитву в притворе церкви. Литию можно читать самостоятельно дома или на месте погребения усопшего в течение сорока дней.
Древняя традиция — обедать на поминках деревянными ложками. Приборы кладут тыльной стороной вверх. В сервировке стола не используют острые ножи и вилки. Поминки разрешено проводить раньше или позже сорокового дня.
В православии не одобряется поминальный обычай оставлять на могиле рюмку водки. Алкоголь можно поставить дома на подоконнике. Если утром рюмка опустеет, значит, душа усопшего приняла подношение. На место упокоения человека приносят крошки от поминального обеда.
Можно ли 40 дней поминать раньше?
Жизнь является непредсказуемой, и часто нет возможности провести запланированные события. Священнослужители говорят о том, что если не получается помянуть умершего на 40 день, то не является трагедией или грехом, поскольку можно сделать это заранее или даже позже. Запрещено переносить поминовение на литургии, панихиде и кладбище. Еще многих интересует, как считать 40 дней со дня смерти, так первые сутки – непосредственно день смерти, даже, если кончина произошла поздним вечером до полуночи.
Что готовят на 40 дней после смерти?
В этот день обязательно устраивают поминальный обед, цель которого – вспомнить умершего и помолиться за его упокой. Важно помнить, что пища не является главной, поэтому не нужно стараться приготовить шикарное меню с большим количеством деликатесов. Поминальный обед на 40 дней, меню которого должно учитывать правила христианства, подразумевает соблюдение нескольких важных принципов:
- На столе должна быть кутья, которая готовится из пшена или риса, и блины без наполнителя. У каждого этого блюда есть свое важное сакральное значение, которое помогает оценить бренность бытия.
- Для тех, кому интересна тема – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо знать о старинной традиции печь пироги с разными начинками.
- Если сороковины не выпали на пост, то мясные блюда не находятся под запретом, так можно подать на стол котлеты, голубцы, гуляш к гарниру и так далее.
- Разрешены разные блюда из рыбы, причем это могут быть первые и вторые блюда.
- На стол можно поставить салаты, которые включают в рецепт постные ингредиенты.
- Разбираясь в традициях 40 дней после смерти и как поминать усопшего, стоит упомянуть, что во многих семьях принято соблюдать традицию, готовить на поминальный обед любимое блюдо покойного.
- Что касается десертов, то лучше всего сделать ватрушки, пирожки, печенье, а еще разрешены конфеты.
Что несут на кладбище на 40 дней?
Согласно традициям в дни поминовения люди ходят на кладбище, чтобы проститься с близким человеком. На могилу с собой необходимо взять цветы, которых должно быть парное количество, и свечу. Этими предметами живые могут выразить свое уважение усопшему. Нельзя громко разговаривать на могиле, устраивать перекусы и тем более пить алкоголь. Еще один важный момент, касающийся того, что приносят на кладбище на 40 дней, — в качестве угощения для усопшего можно взять из дома тарелочку кутьи и оставить ее у могилы.
Правила и порядок проведения поминок в домашних условиях
Поминальный сороковой день начинают с посещения утренней службы в церкви и кладбища. На могилу приносят цветы и зажигают свечи, чтобы выразить уважение почившему родственнику. Шумное застолье на свежем воздухе не приветствуется. Достаточно посидеть на скамейке и помолиться. Также можно оставить у памятника блюдце с кутьей, печенье и конфеты.
После кладбища семья усопшего приглашает родственников и друзей домой на обед. Первым блюдом подается кутья — традиционная каша.
Во время трапезы произносят поминальные речи. Первыми слово берут близкие родственники: родители, дети, супруги, родные сестры и братья. Также на обед можно пригласить батюшку из церкви, которую посещал усопший, и попросить его прочитать проповедь.
Поминальный этикет на сороковины:
- на кладбище и за столом не уместны шутки и смех;
- обсуждение рабочих, семейных дел, вопросы разделения наследства между родственниками следует отложить до окончания мероприятия;
- на поминки приходят только по приглашению;
- за столом оставляют свободное место для усопшего и ставят его портрет, повязанный черной лентой.
Покидают мероприятие в честь сороковин в обратной очередности: сначала прощаются сослуживцы и друзья, оставляя близких родственников завершать трапезу в тесном кругу.
Как одеться на поминки мужчинам:
- классический костюм — черный, темно-коричневый или темно-синий;
- светлая рубашка;
- галстук однотонный или с мелким ненавязчивым рисунком;
- без головного убора.
Военнослужащие надевают темную парадную форму.
Что надеть женщинам на сороковины:
- платье или юбку длины миди, ниже колен;
- на верх – темную или светлую блузку, пиджак;
- голову покрыть платком, шляпкой с вуалью, в помещении их можно снять;
- волосы собрать в аккуратный пучок, хвост без блестящих заколок;
- из украшений можно оставить обручальное кольцо и нательный крестик.
На поминки не принято дарить подарки и деньги. Цель мероприятия — духовное единение близких людей. Для выражения уважения усопшему и соболезнований семье достаточно поминальной речи за столом. Но подбирать слова нужно деликатно. Знакомым и сослуживцам достаточно сказать по краткой фразе. Если за столом собрались верующие христиане, будет уместно вспомнить строки Библии, изречения святых праведников.
Панихида на 40 дней – когда заказывать?
На сороковый день поминовения усопшего необходимо обязательно сходить в храм, где можно помолиться и заказать панихиду и сорокоуст.
- Главной считается молитва, которую произносят на литургии. Во время этого обязательно приносится бескровная жертва Господу.
- Проводы души на 40 день включают обязательно панихиду и этот обряд служат перед специальным столиком, который называется кануном. На нем оставляют дары на нужды храма и в память умершим. Если панихида в выпавший день не положена, то проводят литию об усопшем.
- Разбираясь в теме – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо сказать о том, что важно заказать сорокоуст, который проводят со дня кончины и до 40 дня. Когда отведенный срок закончится, сорокоуст можно повторить еще один раз. Можно заказать более продолжительные сроки поминовения.