Коэны — священники в Храме
Коэны
(
коены
,
коаним
,
иврит:
כֹּהֵן) — еврейские священники, потомки первосвященника Аарона, которые выполняли служение в переносной Скинии Завета — Мишкане в пустыне, а затем — в Иерусалимском Храме. Слово «
коэн»
несколько раз встречается в Пятикнижии в значении «жрец», «священнослужитель», но впоследствии этот термин закрепился именно за еврейскими священнослужителями из рода Аарона, избранного Б-гом в качестве жреца-коэна. В настоящее время многие потомки коэнов носят фамилии Коэн, Коган, Каган, Кац.
Дословный перевод слова коэн
на русский язык, как было сказано — священник, который участвует в Б-гослужении, происходящем в Храме (см. комм. Раши на Берешит 47:22, Ибн Эзра на Берешит 41:44). Это слово употребляется в Танахе не только, когда речь идёт о еврейских священниках, которые служат единому Творцу, но и когда говорится о неевреях — жрецах, которые служат различным языческим божествам. Так, например, в разделе Микец упоминается Поти Фера коэн Он, в разделе Ваигаш египетские жрецы называются
коаним
, а в разделе Шмот Итро назван «коэн Мидьян».
Потомки Первосвященника Аарона благословляют народ «Благословением коэна»
Еврейскими священниками являются потомки Аарона по отцовской линии. Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами
.
Помимо работы в Храме, на коэнов
возложено указывать народу верную дорогу (см., например, Дварим 17:9).
Поскольку коаним
призваны быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. Выполняемые ими заповеди помогают им достичь близости к Творцу.
Однако Рамбам говорит (Законы Шмита вэ-Йовель 13:13), что каждому еврею дана возможность уподобиться коэну
. Привожу слова Рамбама:
«И не только одно лишь колено Леви, но и любой человек из приходящих в этот мир, которого подвиг дух его и умудрило сознание его отделиться, чтобы стоять пред Всевышним, и служить Ему, и быть на службе Его, знать Всевышнего; [если он] шёл путём прямым, как его создал Всевышний, и сбросил с шеи своей ярмо множества расчётов, которыми [обычно] занимаются люди, — такой человек освящается, и становится святая святых, и будет Всевышний долей его и уделом его навсегда и во веки вечные, и даст ему в этом мире достаточно, как дал Он коэнам и левитам. Ведь Давид, мир с ним, говорит: “Господь — доля моя и чаша (участь) моя, Ты споспешествуешь судьбе моей”
».
В заключение хотим привести выдержки из статьи (в переводе на русский) рава Замира Коэна об интересном исследовании, связанном с коаним
:
«70-80% из них являются носителями общего гена, который с подобной частотой не встречается больше ни у одной другой группы населения. Евреи, которые не являются коэнами
, и неевреи бывают носителями этого гена только в 5% случаев. Наличие этого гена свидетельствует, что
коэны
— члены одной семьи, потомки одного человека. Каждый, кто читал Тору, знает, что их родоначальник — Аарон а-Коэн. Все его дети, и все сыновья его сыновей, и все сыновья их сыновей и т.д. —
коэны
.
Аарон и его потомки были избраны Всевышним, чтобы учить Торе народ Израиля и служить в Храме Всевышнего от имени всего народа. И сегодня они благословляют молящихся “Благословением коэнов.”
Исследование было проведено д-ром Гольдштейном из Оксфорда и д-ром Х.Бен-Ами из больницы Рамбам в Хайфе. Руководитель проекта в Израиле — профессор Карл Скорецки, заведующий отделением молекулярной нефрологии в Бейт Сэфер ли-Рэфуа. Результаты исследования, опубликованные в NATURE, подтверждают то, что нам известно из Торы о роде коэнов
и о наследовании
кэуны
из поколения в поколение только по мужской линии. Дети дочери
коэна
, муж которой не является
коэном
, также не являются
коаним
.
Действительно, у детей дочерей коэнов
этот ген не обнаружен. Причина проста: он находится только в мужской хромосоме Y. Мужскую хромосому сын получает только от отца и передаёт только сыновьям. И внуки
коэна
получают от своего отца этот ген, свидетельствующий об их принадлежности к роду
коаним
. Закон Торы находит своё выражение в составе ДНК, содержащейся во всех клетках организма
коэна
, носителя генетической печати.
Коэны
— члены всех общин еврейской диаспоры — отмечены печатью
кеуны
. Это генетика открыла лишь недавно.
Но это ещё не всё. Генетике известно, что при передаче следующему поколению этот ген претерпевает незначительные изменения. Эти изменения доступны наблюдению, поэтому существует возможность установить, в соответствии с величиной изменения, сколько поколений прошло от родоначальника, носителя гена в первоначальном виде. Каждый, кто знает Тору, не нуждается, конечно, ни в каком исследовании, чтобы сказать, что родоначальником коэнов
является Аарон а-Коэн, которому было 83 года при выходе из Египта, брат Моше-рабейну (Моисея).
Коэны облачались в эфод — специльный нагрудник с 12 камнями
Любопытно, придут ли специалисты-генетики к такому же выводу. И вот, исследование показало, что в среднем от родоначальника коаним
до сегодняшнего дня было 106 поколений. Чтобы “добраться” до родоначальника, следует умножить это число на другое, выражающее “продолжительность жизни” одного поколения. Конечно, число это не может быть одинаковым для всех случаев, ведь один
коэн
может родиться, например, у двадцатилетнего отца, а другой — у сорокалетнего. Принято, что “одно поколение” — это, в среднем, 30 лет. Умножив 30 на 106, получим 3160 лет; а из Египта евреи вышли примерно 3300 лет назад. Результаты вычислений (в среднем) практически полностью совпадают с тем, что мы знаем о годах жизни Аарона из Торы.
Тому, кто отказывается признать достоверность традиции народа Израиля, остаётся склонить голову перед аргументами науки: традиция Торы, передаваемая из поколения в поколение, — достоверна и истинна».
Страница 1 из 2
ИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых специально выполнением обязанностей, связанных с отправлением иудейского религиозного культа. В древности у евреев важнейшим культовым действием были жертвоприношения, которые и поручались священнослужителям. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех родов сынов Израиля, но после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который, несмотря на протесты части народа, приобретает первенствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу известную долю жертвоприношений, а также налог от плодов земли, получаемых прихожанами. Они назывались когенами (коэнами). Остальные священнослужители (левиты) должны были выполнять другие храмовые службы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещен. В период единого царства Давида и Соломона этот принцип не всегда соблюдался, и нередко функции священников выполняли лица несвященнического сана, в частности сам Давид. После распада единого государства в Северном царстве (Израиле) статус ааронидов не признавался, однако в южном (Иудея), в столице которого находился Иерусалимский храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии, когда все богослужение было сосредоточено в Иерусалимском храме. Именно тогда утвердилась традиция первенствующего положения первосвященника – цадока, совершающего службу в храме при царе Соломоне. Он признавался прямым потомком Аарона, и его должность передавалась по наследству. Предполагалось, что первосвященник должен превосходить всех священников своими познаниями, физической силой и мудростью. Только первосвященник мог совершать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. Он должен был быть женатым на непорочной девице, причем полигамия исключалась. Помимо обычного священнического одеяния он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камнями, и особый головной убор вроде тиары. Посвящение в первосвященники происходило посредством семикратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. Многое из этого было в дальнейшем заимствовано христианами. После возвращения иудеев из вавилонского пленения и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены. Первые отвечали за жертвоприношения, а вторые исполняли обязанности певцов, храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи иудейских священнослужителей велись и сохранялись очень строго, особые требования предъявлялись к их женам. Категорически исключался брак с разведенными женщинами или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые священнослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разработан. При исполнении храмовых обязанностей священнослужители не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не полагался земельный надел, и они должны были жить за счет доли от жертвоприношений. Кроме того, каждый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
В Ветхом Завете – священники. В Новом – служители: епископы, пресвитеры, диаконы
Ветхозаветное еврейское слово кохен – «священник» происходит от глагола кохан – «быть священнодействующим», «совершать священное служение», т. е. приносить жертву и совершать служение в храме. Священниками при ветхозаветном храме (скинии, святилище) были представители семьи Аарона первого Первосвященника из колена Левина (см. Исх. 29:9, Исх. 40:13-15). Вспомогательные функции ааронидам в служении при скинии помогали осуществлять израильтяне из других семей колена Левина, так называемые левиты (см. Чис. 3:5-10, Чис. 18:1-4, 1 Пар. 23:27-32).
Новый Завет перечисляет христианских служителей (см. 1 Тим. 3:2,8, Деян. 14:23): епископ, греч. επίσκοπος – надзирающий; пресвитер, греч. πρεσβύτερος – старейшина, глава общины; диакон, греч. διάκονος – служитель. При этом, Новый Завет ни разу не называет их священниками, ведь со смертью Иисуса пропала необходимость служения в храме. Стоит отметить, что в русском Синодальном переводе Нового Завета все же один раз ошибочно употреблен термин «священство» по отношению к деятелям церкви:
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).
Однако в оригинале греческого текста на месте слова «священство» стоит «пресвитерство» – «πρεσβύτερου».
Ранее посредством священников грех людей попадал в святилище. То есть священники являлись посредниками между Богом и людьми. Иисус исполнил обрядовую часть закона Моисея, став и жертвой и священником. Как заместительная жертва Он Своей кровью искупил наши грехи (см. Еф. 1:7, Евр. 9:12, 1 Ин. 1:7, Рим. 3:24, 1 Кор. 6:20). А как священник Христос стал священнодействователем скинии истинной на небе (см. Евр. 8:1,2) – отныне единственным посредником между людьми и Богом Отцом. И началось это священство еще на Голгофе, когда Иисус был человеком:
«Один Бог, один и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»
……предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине. (1 Тим. 2:7).
Поэтому, когда сегодня мы слышим, что для обращения к Богу за прощением грехов нужны посредники в виде священников, нужно знать – это утверждение не имеет библейского основания. Новый Завет об этом ни разу не говорит. Служитель может выступать лишь в качестве свидетеля исповедания греха кающегося человека Богу.
Однако, священство не исчезло совсем из Нового Завета. В Ветхом Завете священниками Бог называл не только служителей скинии. Одной из задач священства являлось обучение людей законам Божьим (см. Лев. 10:11, Мал. 2:7, Неем. 8:7, Втор. 24:8, Втор. 31:9-12, Иез. 44:23). Поэтому во время заключения с евреями завета Господь их всех назвал священством по отношению к язычникам: «Вы будете у Меня царством священников … уделом из всех народов» (Исх. 19:6,5). Так и в свете Евангельской вести апостол Петр царственным священством по отношению к неверующим назвал всех христиан: «Вы – род избранный, царственное священство … люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2:9, см. также 1 Пет. 2:5).
Сравните эти высказывания о христианах и евреях. Не правда ли видно, что в них изложена одна мысль. Как при Ветхом Завете, так и при Новом, Творец желает, чтобы избранные Им люди являли всем народам Славу Великого Единого Живого Бога (см. 1 Пар. 16:24). Посмотрите, что об этом говорит апостол Павел: «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия» (Рим. 15:16).
Таком образом, в Новом Завете уже нет священников – служителей храма, раз ветхозаветное храмовое служение исполнилось в Иисусе, но осталось священство в виде всех христиан, несущих миру священнодействие благовествования о Боге.
Благословение личного диалога
К оглавлению «Статьи к недельным главам Торы»
Комментарий к Торе Книга Бемидбар Недельный раздел Насо Главы 4-7
Пинхас Полонский
1. Три уровня благословения коhенов 2. В иудаизме священник не может быть «посредником» 3. Необходимо обращаться к Всевышнему лично 4. Благословение священников помогает войти в личный диалог
[1. Три уровня благословения коhенов]В недельном разделе Торы в эту Субботу сказано, что священники — «коhены», потомки Аарона — должны благословлять евреев следующими словами: «Да увеличит Господь принадлежащее тебе и охранит тебя. Да озарит Господь тебя Лицом Своим и окажет тебе милость. Да обратит Господь Лицо Свое к тебе и даст тебе мир» (Бамидбар 6:24). Мы видим здесь три уровня благословения, соответствующие трем уровням существования человека: материальному, психическому и духовному.
На первом уровне — материальном — благословение состоит в том, чтобы имущество человека, его здоровье, все, чем он владеет, увеличилось и сохранялось. Однако все это нужно человеку не само по себе, но для перехода к следующему уровню — психическому. Благословение на этом уровне состоит в «просветленности души», в том, чтобы душа человека была освещена Божественным светом. И здесь же необходима «Божественная милость», т.к. грехи человека портят его душу, и милость Всевышнего выражается в том, что душе наносится меньший ущерб. Однако, и этот уровень — не самоцель, и благословение переходит к третьему уровню, духовному, сущность которого — личный контакт еврея с Всевышним. Здесь каждого еврея благословляют на то, чтобы Господь обратил к нему Свое Лицо, и он смог вступить с Богом в личностный прямой контакт.
[2. В иудаизме священник не может быть «посредником»]
В этом плане мы можем понять также роль священника, передающего евреям эти благословения. Священник призван помочь еврею принести жертвы в Храме; иногда он произносит молитвы от имени всего народа, он доносит до человека Божественное благословение. Но не бывает так, чтобы еврей обращал свою молитву к священнику, чтобы тот донес ее Богу. В отличие от некоторых других религий, в иудаизме священник никогда не является инстанцией, к которой человек обращается — например, за прощением своих грехов или как «к посреднику» при обращении к Всевышнему. Подобное обращение совершенно запрещено. Это отличие ярко проявляется, в частности, в разном подходе иудаизма и христианства к понятию исповеди- т.е. признанию перед Богом в своих грехах. Иудаизм придает исповеди очень важное значение; однако еврею для исповеди совершенно не нужен священник или какой-либо другой человек — каждый еврей должен исповедоваться только непосредственно перед Всевышним.
[3. Необходимо обращаться к Всевышнему лично]
Случается, что люди, которые определяли себя нерелигиозными, но пришли к внутренней потребности обратиться к Всевышнему, обращаются к религиозным: «Ну, ты ближе к Богу, помолись за нас». Подобный подход совершенно не соответствует духу иудаизма. Человек не должен думать, что если он слаб или греховен или «нерелигиозный», то кто-то другой «более праведный» сможет лучше молиться Богу за него. Напротив, самое сильное — это личная молитва человека, которого проблема касается непосредственно.
[4. Благословение священников помогает войти в личный диалог]
Войти с Всевышним в личный диалог помогает еврею то благословение, которое Бог через священников дает ему, — чтобы его материальный и психический уровень послужили базой для восхождения на уровень духовный. Это благословение завершается словами: «и (Бог) даст тебе мир». Слово «мир» — «шалом» на иврите означает не только «отсутствие войны», но и «цельность», «завершенность», «гармоничность». Эта цельность достигается, когда все три уровня, существования человека действуют не сами по себе, а как элементы его связи с Богом. И благодаря этому человек обретает истинный мир.