Сколько атеистов в России: статистика верующих, процентное соотношение


Кто такие атеисты?

Атеисты — это люди, которые убеждены в том, что каких-либо сверхъестественных мировых начал нет. При этом считают своим долгом убедить окружающих в своих воззрениях. Личная позиция конкретного человека не превращает его в атеиста, так как последний ее активно должен проявлять. Он не отвергает религию пассивным образом — активно противодействует ей.

Атеистов надо отличать от агностиков и антиклерикалов.

Агностик — это лицо, не имеющее каких-либо суждений в отношении сверхъестественного. Их представителям совершенно безразлично присутствие либо отсутствие Бога. При этом агностики бывают двух видов. Первые вообще не интересуются религиозными вопросами. Вторые — это те, которые размышляли, искали для себя объяснение тем или иным процессом применительно к сверхъестественным проявлением, однако ответа не получили.

Антиклерикалы — лица, негативно относящийся к организованным религиозным структурам. Для них неприемлемы какие-либо объединения верующих. Атиклерикал уверен в том, что участие людей в религиозных структурах приводит к ухудшению их жизни и жизни окружающих. Вследствие этого с организованными религиозными формами веры надо осуществлять борьбу, понижать их влияние и авторитет.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что на вопрос о том, сколько атеистов в России, статистика отвечает: немного. Тех, кто ведет активную детальность, обладая четким атеистическим мировоззрением, в обществе мало. Обычно к атеистам относят антиклерикалов, которые в обиходе называют себя атеистами. Однако это совершенно неверно.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СОВРЕМЕННОМ АТЕИЗМЕ В РОССИИ

Сложно найти более плодотворную почву для раздувания конфликтов в связи со взглядами на религию, чем в современной России. Народ, веками исповедовавший православие с элементами язычества, на протяжении почти всего двадцатого века был погружен в атеизм на государственном уровне, а затем снова вернулся к православию. Причем переход был настолько резкий, что не все могут понять, как можно было так быстро «переключить» свои верования. Но и не все их «переключили». Многие остались принципиальными атеистами. Затем к советским атеистам присоединилась молодежь и в начале двадцать первого века атеизм начал постепенно становиться чем-то вроде субкультуры. Тот факт, что атеизм обозначился как субкультура, ясно говорит о том, что в стране начали зреть православные верования, поскольку атеизм начал носить ярко выраженный характер реакции.

Конфликтность несовместима с продуктивностью в том, что касается религиозных разногласий, по крайней мере, в условиях цивилизованного общества. В современном атеизме есть множество проблем, как внешних так и внутренних, которые способствуют росту конфликтности. Самые серьезные из них являются внешними и связаны с методами государственного регулирования идеологии, которые провоцируют столкновение противоположных мнений. Но такие проблемы лежат на поверхности и рассуждений о них предостаточно. Я же хотел бы осветить внутренние проблемы атеизма, которые не всегда очевидны для самих атеистов, в этом и заключается их основная опасность. В целом эти проблемы можно называть проблемами самоопределения.

Солидная, если не бóльшая часть атеистического движения в России – антиклерикалы, а не атеисты. Значительная часть споров вокруг религии происходит в социальном контексте (строительство храмов в парках, вмешательство церкви в систему образования, в здравоохранение, закон «об оскорблении чувств верующих»). Тут можно было бы возразить, что антиклерикализм атеизму не мешает (и это, несомненно, так – они могут и сочетаться), но, тем не менее, мы не можем увязывать одно с другим в автоматическом режиме.

Другую категорию современных атеистов как в России, так и за ее пределами, составляют те, кто утверждает, что религия – это ложь и отказывается верить в Бога ввиду отсутствия доказательств.

Таких людей правильнее называть скептиками, (но не в смысле полного философского скептицизма, а в смысле ограниченного научного скептицизма), поскольку они требуют для подтверждения бытия Бога эмпирических доказательств. Кто-то из подобных атеистов после детального рассмотрения, возможно, окажется агностиком. (Иными словами, радикальным скептиком, который отрицает не достоверность тех или иных знаний, а в принципе возможность достоверного знания).

Но в чем отличие? Почему оспаривание существования Бога еще не предполагает атеизм? Для кого-то атеизм в широком смысле – это и есть скептицизм в отношении религиозной веры. Но, на мой взгляд, это недопустимое смешение понятий. Чтобы не быть голословным, я должен детальнее остановиться на понятии атеизма.

Значений слова «атеизм» в настоящее время обнаруживается столько, что заявление «я – атеист» почти всегда нуждается в дополнительных пояснениях. Можно было бы подумать, что это связано с неправильным употреблением слова, но в действительности различные значения этого слова так прочно обосновались и даже закрепились в словарях, что вряд ли можно говорить о них как о неправильных. Для удобства использования этого слова я упрощу его до двух определений. Первое (и, на мой взгляд, более правильное) значение слова «атеизм» – это неверие в бытие Бога или богов. Второе (то, что можно назвать «атеизм в широком смысле») – отрицание сверхъестественного, религиозного мышления и религии. Далее я буду называть эти направления атеизм и атеизм в широком смысле соответственно.

Теперь давайте рассмотрим атеизм глубже и под несколько другим углом. Все прекрасно знают первоначальное значение этого слова. Как я сказал выше, наиболее правильный вариант понимания этого термина– это «безбожие», иными словами – неверие в бытие Бога или богов. Я использую здесь слово «вера» в особом специфическом смысле, который требует разъяснения. Под верой я понимаю не только простое признание истины некоторого утверждения, но и высокую степень осознанности и наличие выбора в пользу соответствующего убеждения.

Складывается впечатление, что люди мало задумываются о том, что слово «атеизм» образовано (через отрицание) от противоположного «теизм», что означает, соответственно, вера в бытие Бога или богов. Вряд ли кто-то будет расширять понятие теизма до какой-либо конкретной религии. То, что вы верите в бытие Бога, еще не означает, что Вы вообще рассматриваете вопрос о конкретной религии, возможно на этом ваши рассуждения о религии и заканчиваются. Т.е. теизм – это всего лишь отдельный элемент религиозного мировоззрения, касающийся конкретно взглядов на бытие Бога или богов. В этом случае возникает вопрос: «Каким образом и зачем понятие атеизма было расширено до полного отрицания религии»? Ведь атеизм не только не противоречит религии, но и может быть такой же частью религиозного мировоззрения. Мне не совсем понятно такое расширение, но я могу с ним смириться, если для определения такого атеизма после слова «атеизм» добавлять оборот «в широком смысле», т.е. обозначать, что это переносный смысл. Но то, с чем смириться нельзя, – это приравнивание атеизма и скептицизма в отношении религии.

Вернемся к теизму. Чтобы определить себя как теиста, человек должен, очевидно, обладать понятием Бога, понятием теизма и иметь определенное внутреннее убеждение, основанное на неких рассуждениях. Проще говоря, человек должен задуматься о существовании Бога. Но может ли человек выбрать теизм частью общей совокупности своих взглядов, не рассмотрев в качестве альтернативы атеизм? Конечно же, нет. Именно во взаимоисключающем сочетании этих двух понятий их и стоит рассматривать. А как же быть с атеистами? Проанализировав взгляды многих нынешних «атеистов», можно подумать, что для того чтобы определить себя как атеиста, достаточно просто отрицать существование Бога. Но думать так было бы крайне нелогично. Для правильного самоопределения надо пройти вышеуказанный путь выбора, используя знания о понятии Бога, понятии атеизма и теизма.

Атеисты и теисты – это люди, ответившие для себя на вопрос «Верю ли я в существование Бога?».

Стоит немного остановиться на этом вопросе, чтобы еще раз разграничить определения теизма и атеизма. Вопрос важен, потому что в моём понимании атеизма, (как и теизма) только осознанный выбор ответа делает человека атеистом или теистом. Если же человек не сделал выбор, т.е. не имеет веры в отсутствие Бога, то он не атеист. Так, например, ребенок, не столкнувшийся с этой проблемой, не является атеистом. Научный скептик не имеет убеждения как о существовании Бога, так и Его несуществовании ввиду отсутствия эмпирических доказательств (поэтому он не в состоянии ответить на этот вопрос в рамках своего мировоззрения и он дистанцируется от него, занимая нейтральную позицию по отношению к существованию Бога до момента, когда появятся доказательства). И, я думаю, не надо объяснять, почему антиклерикал так же не отвечает для себя на вышеуказанный вопрос.

Однако, имеют ли право атеист или теист ограничиться ответом только на этот вопрос? Вряд ли. Ведь, как сказано выше, атеизм и теизм неразрывно связаны как противоположности. Любой атеист может теисту: «Почему ты веришь в Бога?». И наоборот. Нужно быть готовым к ответу на этот вопрос, поскольку он неизбежен. Каждый теист, как и каждый атеист, должен быть готов к диалогу с тем, кто придерживается противоположной точки зрения. Если ответом на вопрос «Почему?» будет «Просто так», вряд ли можно сказать, что человек задумался над своим выбором и действительно его сделал.

И каким же образом может происходить такой диалог? Что ж, действительность подсказывает нам, каким образом он происходить НЕ ДОЛЖЕН, нам только остаётся учесть этот опыт и делать по-другому. Обычный спор атеиста с представителем религии сводится либо к взаимным насмешкам и оскорблениям, либо, в лучшем случае, к бессмысленному забрасыванию друг друга разного рода доказательствами, актуальными только для самого доказывающего. Чаще всего дискурсы теиста и атеиста не пересекаются и не взаимодействуют, мы имеем не диалог, а два одновременных монолога, причем на разных языках. Теист цитирует священные тексты и рассказывает о чудесах, а атеист перечисляет научные факты. Из этой проблемной ситуации я формулирую еще один важный пункт на пути определения атеизма: атеист должен уметь говорить на одном языке с теистом, найти с ним общий язык. Если это кажется Вам невозможным, то, возможно, Вы не пробовали использовать для этого язык философии. Конечно, существующие философские конструкции для обсуждений религиозных вопросов далеко не идеальны, но это лучшее, что у нас есть. Таким образом, если атеист не может рассуждать о своём выборе на языке философии или, хотя бы, не стремится к этому – то он не атеист. И то же самое я могу сказать и про теиста – я не могу признать его выбор, если он не рассуждал о нём на языке философии. При этом, речь не идет об изучении философии на академическом уровне. Я имею ввиду размышление о религии в философском смысле: взвешивание «за» и «против», рассмотрение аргументов, контраргументов, анализ собственных мыслей и ощущений. Т.е. когда вы выбрали теизм либо атеизм без глубокого и последовательного рассуждения, то это самоидентификация на уровне ребенка, который бегает с игрушечным ножом и кричит что он «пират».

Вышеупомянутая ситуация возникает как раз тогда, когда антиклерикал или скептик вступают в диалог с верующим так, как будто являются атеистами. Но они не должны этого делать, иначе им не добиться своих целей, да и диалог такой ни к чему не приведет.

Атеисты могут обвинить меня в некой предвзятости и несправедливости: «Получается, что именно атеист должен идти навстречу теисту и учиться говорить на его языке? Почему не наоборот?» Здесь кроется крайне важный момент. Как я говорил выше, атеистом и теистом можно стать только через осознанный ответ на вопрос о вере в Бога. Атеист, ответив на этот вопрос, верит в то, что Бога нет, точно так же как теист верит в то, что он есть. Это точно такая же вера, только с обратным знаком и, становясь атеистом, Вы уже оказываетесь на территории религиозной веры. Так что, в каком-то смысле, Вы вынуждены будете говорить на языке философии, начиная диалог на религиозную тему, поскольку другого варианта взаимодействия у нас просто нет. И поэтому…

…атеист, который считает, что вера во что-либо без эмпирических доказательств не имеет смысла – это скептик, а не атеист.

Не трудно заметить, что мои рассуждения оказываются в противоречии с определением атеизма в широком смысле. Можно возразить на это, что вышесказанное к нему не применимо, а следовательно эти признаки и требования не являются универсальными для всех вариантов атеизма. Я же считаю наоборот, что нужно как можно меньше использовать понятие атеист в широком смысле, чтобы избежать этих противоречий, поскольку это понятие включает и антиклерикализм и научный скептицизм по отношению к религии. Я убежден, что диалог скептика и верующего – это бессмысленное занятие. А у антиклерикалов преимущественно социальные интересы, которые решаются другими путями. Так что если говорить о диалоге, то атеизм в чистом виде – это единственное мировоззрение из перечисленных выше, которое действительно могло бы найти общий язык с теизмом.

После того, как я сузил атеизм до столь конкретного определения, то может показаться, что проблемы атеистического движения тут ни при чем, поскольку в таком смысле атеизм в этих проблемах почти не участвует. Действительно, как я говорил выше, большая часть так называемых атеистов в России – это антиклерикалы и скептики. Но именно неопределенность во взглядах является главной внутренней проблемой атеизма.

Например, человек, не задумывавшийся ранее о вере, неожиданно сталкивается с порочностью церковнослужителей и впечатленный этим фактом, присоединяется к атеистическому движению. Его мотив сугубо социальный, возможно у него даже нет мнения относительно существования Бога, но он называет себя атеистом, чем вызывает неприязнь верующих. И когда этот человек говорит: «Смотрите, ваши церковнослужители ведут неправедный образ жизни, они обманывают вас!», то верующие его не слышат, потому что видят в нём только врага своей веры. Если бы он концентрировал внимание на антиклерикализме, то его позиция была бы гораздо яснее и, возможно, нашла бы отклик. Вот она отрицательная сторона того обобщения, к которому пришел современный атеизм.

Особенно вызывают в этой связи удивление некоторые последователи Ричарда Докинза и «нового атеизма» в целом. У многих из этих людей есть мнение по любому вопросу, касающемуся религии, в этом можно не сомневаться. Но разве не проще было бы отказаться от глупых споров о существовании Бога и сосредоточиться именно на проблемах взаимодействия общества и церкви. Церковь вмешивается в политику и образование – укажите на конкретные случаи, не надо после каждого заявления добавлять «и вообще вашего Бога нет» (прямым текстом или подразумевая это своим поведением). Это не решает никаких проблем и не вызывает ничего, кроме разногласий. Что касается самого Докинза, который является прекрасным специалистом в своей области, то он явно берет на себя больше, чем может потянуть. Он последователен как скептик и антиклерикал, но совершенно никуда не годится как атеист, (а как я указывал выше, только атеисты из всех «неверующих» могут вступать в продуктивный диалог с «верующими»). Когда Докинз (или его друг Лоуренс Краусс) выступают на дебатах против представителя верующих, то складывается ощущение, что все их выступления призваны только повеселить их собственных сторонников, но слабо верится, что они привлекут кого-то из числа сомневающихся, а уж тем более – из числа религиозных людей. Отсюда вытекает сложность в формулировании конечной цели выступления – высказывания выглядят не объясняющими, а убеждающими, т.е. пропагандистскими. Возможно, что для такого рода высказываний должно быть место, но они не должны быть единственными в выступлении атеиста. Как я говорил выше, атеист должен быть нацелен на то, что верующий его поймет.

Вышеуказанная непоследовательность и неопределенность вызывает зачастую противоречия на ровном месте там, где их быть не должно. Нельзя рассчитывать на то, что Вы просто приходите к человеку с противоположным мнением и предлагаете ему принять новое мировоззрение, выдернув предыдущее с корнем, и он соглашается.

Антиклерикализм, скептицизм и атеизм – самостоятельные и самодостаточные элементы мировоззрения, и вполне могут быть в основе обособленных социальных институтов. Смешиваясь в едином неорганизованном потоке, они мешают друг другу выполнять свои задачи. Атеизму не нужен антиклерикализм и скептицизм, а им – не нужен атеизм. Нужно позволить им быть обособленными явлениями.

На фоне вышесказанного не стоит удивляться, что диалог между верующими и атеистами в России непродуктивен. Проблемы с самоопределением и конкретизацией заявлений приводят к тому, что ни одна из сторон не слышит другую. Для кого-то это вообще не является проблемой, но еще 10 лет назад нельзя было и подумать о том, что обстановка будет такой, как сейчас. Уголовные статьи, многочисленные преследования атеистов на официальном и неофициальном уровнях и другие проблемы – только начало. Если здравомыслящие люди с обеих сторон не найдут пути к мирному и продуктивному диалогу, ситуация будет ухудшаться. И, как атеист, я могу сказать, что ждать первого шага от другой стороны не стоит – нужно начинать с себя и разобраться сначала со своими проблемами.

Похожие статьи:

АЛВИН ПЛАНТИНГА: ФИЛОСОФ НА СЛУЖБЕ ВЕРЫ

ПОЧЕМУ БОГ СУЩЕСТВУЕТ?

СПОСОБЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК МЕНЯТЬСЯ?

Автор: Сысоев Матвей Сергеевич

Ключевые слова: атеизм, теизм, религия, философия

Краткая историческая справка

Религия и атеизм уходят своими корнями в далекое прошлое. Они неразрывно связаны друг с другом. И возникли практически одновременно. Их взаимоотношения богаты событиями, в том числе и полными трагизма.

Так, исследователи христианской религии отмечают, что слово «атеист» в Новом Завете упоминается всего лишь один раз. Обозначает людей, которые лишились истинного Бога. Неверующих, язычников, относили к тем, кого постигло великое несчастье. Издавна считалось, что человек нормальный Бога знать должен и воздавать ему. Атеизм воспринимался как ненормальное явление, связанное в том числе с человеческими психическими недугами.

Атеиста обидеть может каждый

Эксперты в большинстве своем высказываются, что в данный исторический момент объединение людей с атеистическим мировоззрением в крупную общественную организацию или политическую партию вряд ли осуществимо. Тем не менее попытки предпринимаются, потому что, в отличие от многочисленных религиозных организаций, имеющих представительства и во власти, и в бизнесе, люди с естественнонаучным взглядом на мир лишены возможности организованно отстаивать свои интересы. Политическая партия «Коммунисты России» выдвинула инициативу о создании общественного движения «Атеисты России», учредительный съезд которого пройдет 13 мая в Москве. Оргкомитет движения ставит своей целью защитить государство и общество от чрезмерного, по их мнению, влияния религиозных конфессий. Несмотря на то, что партия имеет сомнительную репутацию и воспринимается многими как шутовская или даже «спойлерская», затронутые вопросы являются актуальными, ведь чувства атеистов, в отличие от чувств верующих, законодательно никак не защищены в нашей стране, а сами атеисты не имеют большой, объединяющей их организации.

«Стоны атеистов»

«Наша цель — разоблачить лицемерие отдельных служителей церкви, остановить клерикализацию страны, защитить права всех атеистов и создать влиятельную и активно действующую организацию, которая дала бы политический бой мракобесию. В то же время мы с уважением относимся к чувствам верующих всех конфессий и будем рады диалогу с ними, но не с церковной бюрократией, которой мы намерены жестко противостоять», — громко заявляют организаторы съезда «Атеистов России». Член ЦК петербургского отделения «Коммунистов России» Сергей Малинкович рассказал в беседе с ЗАКС.Ру, что движет авторами данной инициативы и почему подобная организация так необходима именно сегодня.

— В обществе давно назрел запрос на то, чтобы дать отпор церковным институтам. И этот отпор может исходить только от левой оппозиции, так как либеральная оппозиция в своей антицерковной риторике всегда сливается с антипатриотической линией, и поэтому мы сразу говорим, что не готовы поддержать либералов. Церковь должна быть отделена от государства и не должна получать никаких денег от него, а сегодня мы можем видеть, что РПЦ является государством в государстве. Будет поставлен вопрос о защите атеистов. У нас есть закон о защите прав верующих, но ведь атеистов в нашей стране немало, особенно в крупных городах. Мы чувствуем стоны атеистов, которые раздаются со всех сторон: «Дайте нам организацию, которая могла бы противостоять агрессивному давлению церковных институтов на общество», — заявил Малинкович.

Член ЦК петербургского отделения «Коммунистов России» также рассказал, что они уже получают угрозы от некоторых радикально настроенных граждан. В адрес организаторов предстоящего съезда, по словам Малинковича, также поступают и «неофициальные рекомендации властей». Но это не останавливает организаторов в своем стремлении.

— Съезд будет обсуждать не вопросы веры и существования Бога, а вопрос о пресечении попыток церковных институтов вмешиваться в сферу образования и культуры. Мы также намерены вскрыть многочисленные факты стяжательства. Церковь на сегодняшний день — это один из богатейших институтов. Причем у нас есть претензии не только к РПЦ, но и к остальным конфессиям, ведущим свою деятельность в России. Они все очень хорошо встроились в систему капиталистического государства, и в обмен на свою лояльность они получают огромные преференции от существующей власти, — считает политик.

Важно о крайне негативно относятся к заявлениям Геннадия Зюганова и его отношению с разными религиозными институтами, считая его позицию абсолютно некоммунистической.

— Рядовой состав КПРФ всегда стоял на позициях научного атеизма, которые не предполагают никаких контактов с церковью, что не исключает уважения чувств верующих. Но Зюганов всё время бегал в патриархию и мечети, ходить со свечками – это просто позор. Из-за этого многие коммунисты вышли из КПРФ, которая лоббирует интересы РПЦ и даже раболепствует перед ней, — заявил Сергей Малинкович.

Александр Невзоров: Атеисты никогда не смогут договориться!

Любопытно, что известный популяризатор атеизма журналист Александр Невзоров смотрит на эту затею скептически.

— Атеизм – это очень сложная и красивая история, но требующая серьезного интеллектуального потенциала, я здесь его не вижу и подозреваю, что это будет очередной коммунистический китч, но тем не менее желаю им удачи в начинании. Атеисты никогда не смогут договориться между собой, потому что это — свободомыслящие люди. Им не очень легко в России, но это и замечательно. Мне не очень нравится, что государство лишило меня возможности оскорблять чувства верующих, но всё равно мне еще есть где оттянуться, чем эта игра опаснее, тем она увлекательнее, — рассказал в беседе с ЗАКС.Ру Невзоров.

Публицист также осудил факт того, что в обращении оргкомитета съезда идет речь об «уважении к чувствам» верующих. — Нельзя начинать атеизм с уважения к чувствам верующих. Это неизвестная науке категория. У любого человека может быть хобби: выпиливание лобзиком, собирание пивных крышек, вера в бога с вертикальным взлетом. Это их проблемы, и уважения к собиранию пивных крышек у меня быть не может. С моей точки зрения, и то и другое есть абсолютная глупость, — заключил Александр Невзоров. Депутат Законодательного собрания Ирина Комолова, ранее выступавшая с законодательной инициативой защитить права и чувства атеистов, с сожалением констатирует, что такая организация действительно необходима, но она должна быть сформирована путем самостоятельного объединения активистов, а не политической инициативой в преддверии выборов.

— Очень жаль, что подобные вещи делаются шутейным образом. Верующие — это организованное сообщество, во главе которого стоит церковь, и их права есть кому защищать. Атеисты — это не сообщество, а просто некоторое число граждан, и у них нет организации или политической партии, которая могла бы сегодня отстоять их интересы, — рассказала в беседе с ЗАКС.Ру Комолова.

Она также утверждает, что все организации подобного рода, которые сегодня существуют, такие как фонд «Здравомыслие» и общество «Знание», несмотря на свою активность, не могут в полной мере сформировать единое сообщество атеистов, и тем более защищать их права.

— Это общество (атеистов. — прим. ЗАКС.Ру) дисперсно. Пока не появятся активисты, которые всерьез захотят заниматься этой проблемой, очень сложно будет организовать множество людей, которые пока еще не ощущают угрозу нарушения своих прав. А те люди, которые это осознают, зачастую вписаны в определенные политические структуры и очень часто пытаются навязать свою инициативу сверху, что я считаю неправильным и технически сложным, — поясняет депутат.

Скепсис в отношении инициативы «Коммунистов России» разделил и председатель петербургского отделения «Другой России» Андрей Дмитриев. Он утверждает, что эта партия является «проектом Кремля», призванным отобрать голоса у КПРФ, дабы не давать ей слишком много власти. Тем не менее Дмитриев признаёт, что проблемы, которые планируется поднять на грядущем съезде атеистов, не надуманны.

— Я сам православный человек, но не очень люблю верхушку нынешней РПЦ. Они действительно сращиваются с государством, и это меня совершенно не радует. В нашей стране атеисты и верующие должны обладать равными правами, — считает Дмитриев.

КПРФ: «Атеисты России» не получат благословения Всевышнего

Депутат ЗакСа от партии КПРФ Константин Смирнов выразил опасения по поводу воззрений «Коммунистов России» на взаимоотношения церкви и государства, назвав атеизм «крайностью».

— Я считаю, что общество «Атеистов России» не будет благословлено Всевышним, и поэтому никакого толка в этом обществе и партии, которая пытается его создать, нет. Сейчас, в преддверии выборов, будет высказываться очень много различных радикальных инициатив для того, чтобы привлечь общественное внимание. И меня это очень сильно тревожит, — рассказал парламентарий.

По его словам, слово «атеизм» априори подразумевает отрицание существования бога и борьбу с любой религией. А религия, по мнению Смирнова, учит человека важным моральным ориентирам, которые сегодня начинают исчезать. Наверное, поэтому депутат от коммунистической партии считает Русскую православную церковь «последним оплотом разума на земле». Политик также отметил, что коммунисты отошли от радикального атеизма еще в 30-е годы прошлого века, да и принципиальных разногласий между коммунизмом и христианством, по его мнению, не существует.

— При помощи Иосифа Сталина был проведен церковный собор и выбран патриарх, которого у нас не было в 20-х. Идея коммунистической партии очень широка, и поэтому у нас даже сегодня в составе партии очень много верующих, в том числе и православных. Коммунистическая теория является экономической, и мы должны обсуждать, прежде всего, экономические вопросы, не касаясь веры, которая является личным делом каждого. Да и Геннадий Зюганов не раз говорил, что Иисус Христос был первым коммунистом, так как он начал первым бороться с несправедливостью и фарисейством. Если вы возьмете Кодекс строителя коммунизма и Нагорную проповедь, то увидите там очень много общего, — утверждает Константин Смирнов.

В такой весьма не характерной для идейного коммуниста прошлого века позиции депутат ЗакСа от «Единой России» Виталий Милонов не видит ничего противоречивого.

— Если КПРФ хочет оставаться актуальной и перспективной партией, то она должна уходить от заблуждений, которые были введены Троцким и Урицким. Даже когда Владимир Ленин сошел с ума перед смертью, то просил прощения у бога, — обозначил свою позицию парламентарий. По его словам, политика и религия всегда были неразрывно связаны, особенно в сферах общественной этики и морали.

— Вопросы этики и нравственности — это общие вопросы. И если любая партия углубляется в них, то она неизменно начинает соприкасаться с религией, — заключил депутат.

Туманное будущее «безбожников»

Перспективы организации атеистов в более или менее влиятельное сообщество или политическую партию сегодня весьма сомнительны. Даже из слов тех, кто придерживается естественнонаучного взгляда на мир, например Александра Невзорова или Ирины Комоловой, можно понять, что эта социальная группа сегодня крайне разобщена. Деятельность отдельных яростных поборников атеизма никак не может быть согласованна по многим причинам, и едва ли в ближайшее время будет. В самом том факте, что создавать организацию «Атеисты России» берется партия, заработавшая в определенных кругах репутацию провокаторской, многие видят попытку дискредитировать атеистическое движение как таковое.

В то же время представители парламентских партий и провластных политических движений, как правило, никоим образом не пекутся о судьбе сознательно неверующих. Поэтому сегодня атеиста обидеть может каждый.

Святослав Афонькин

Современное состояние атеизма

Современная западная цивилизация отличается тем, что интерес к религии среди населения падает. Это касается всех слоев населения. Фиксируется снижение посещаемости храмов, увеличение числа лиц, причисляющих себя к атеистам и агностикам. В рядах верующих религия утрачивает верхние позиции, не находится в числе главных внутренних факторов.

Основными приверженцами религиозного мировоззрения остается немногочисленное население сельской местности. Представители атеизма, которых становится все больше, активно пропагандируют, что религиозность населения — это недостатки образования и знаний, склонность к отказу воспринимать достижения науки и техники.

Противоположную ситуацию можно наблюдать в развивающихся странах, в том числе в республиках бывшего СССР. В африканских государствах, в странах Ближнего Востока фиксируется значительный рост религиозности, зачастую проявляющийся в формах фундаментализма и фанатизма. Атеистическое мировоззрение в этих регионах признается преступлением, за которое может последовать наказание. Так, богоотступников в Пакистане может ожидать смертная казнь.

Возрастание роли религии в России

Атеистическое движение в России, странах СНГ можно охарактеризовать как неразвитое, вынужденное существовать в сложных условиях. После того как господствующая коммунистическая идеология, проповедующая официально атеизм, потерпела фиаско, идеологический маятник качнулся в противоположную сторону. В общественном сознании стало превалировать неприятие атеизма. Сколько атеистов в России испытали на себе эти изменения, можно только предполагать.

Так, в стране фиксируется возрастание влияния Русской православной церкви (РПЦ), ее настойчивое и удачное сращивание с органами власти и управления. Более того, в общественном сознании фиксируется всплеск интереса к астрологии, лженаукам, мистическим верованиям.

Сколько верующих и атеистов в России

По информации, предоставленной СМИ от МВД РФ, которое осуществляет учет посредством мониторинга посещающих общественные религиозные мероприятия, верующих в России около 1 % населения.

Всего же в стране официально прошли регистрацию несколько десятков религиозных структур. Сколько атеистов в России на сегодня, объединенных в структуры, установить сложно. Большинство из них стараются не слишком афишировать свою деятельность, ограничиваясь активной работой в СМИ и Internet.

Количество лиц, которые состоят в них, неизвестно. Современные законы государства разрешают им не предоставлять сведения об их членах. Узнать точное количество, сколько атеистов в России, также невозможно.

Однако независимые социологические источники показывают следующую картину по российскому обществу.

К православным верующим относят себя чуть более 70 % взрослого населения страны. Верующими иных направлений христианской религии считают себя 1,2 % населения. Мусульмане, буддисты, иудаисты — это 6,65 % жителей России. 12,6 % — представители иных религий.

Сколько процентов атеистов в России? Статистика уверяет: 7,3 %.

Всероссийские независимые опросы также фиксируют, что наибольшее число лиц, относящих себя к атеистам, проживает в следующих регионах: Приморский край — 35 %; Алтайский край — 27 %; Республика Саха (Якутия) — 26 %; Новосибирская область — 25 %; Амурская область — 24 %.

Приведенные данные, возможно, неточны, однако в большей степени отражают реальную картину.

При этом осуществить подсчет того, сколько атеистов в России за всю историю государства, невозможно даже приблизительно.

Конституция России о религии и атеизме

Необходимо также отметить, что получить точную информацию о том, сколько атеистов в России, запрещает Конституция страны. Этим главным законом установлен светский характер государства. Какая-либо религия не может стать обязательной либо государственной.

Статья 19 Конституции устанавливает равенство всех религиозных структур перед законом, а также то, что от государства они отделены. 28-я статья гарантирует, что в стране установлено свободное вероисповедание. Каждый имеет право исповедовать любую веру, свободно ее и распространять, действовать в соответствии с ее нормами.

По религиозным признакам дискриминация в России запрещена. Конституционный закон подчеркивает, что никто не может быть принужден к участию в деятельности религиозных структур. Недопустимо вовлекать малолетних в религиозные объединения. Нельзя обучать их религиозным догмам вопреки их желанию и без согласия родителей.

Светская инквизиция Почему атеизм в России становится уголовно наказуемым деянием

2 марта Ставропольский суд приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Виктора Краснова, которого обвиняют в оскорблении религиозных чувств верующих. С заявлением в прокуратуру обратились участники дискуссии в паблике во «ВКонтакте», возмущенные его высказываниями о христианстве. В частности, в ходе спора Краснов написал, что «боха нет», а «Библия — список еврейских сказок». За эти слова он провел месяц в психиатрической больнице вместе с убийцами и насильниками, проходя экспертизу на вменяемость. После того как у врачей не осталось сомнений в ментальном здоровье Краснова, ему были предъявлены обвинения. «Лента.ру» разбиралась в истории атеиста, который попал на скамью подсудимых за свои убеждения.

О том, что в отношении него возбуждено уголовное дело, Виктор Краснов узнал в апреле прошлого года. Причиной стали его комментарии в группе «Подслушано в Ставрополе». Анонимный пользователь в посте делился наставлениями своей матери, касающимися того, кто должен быть главой семьи. Один из комментаторов привел цитату из Нового Завета, где говорится, что «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». Краснов, будучи убежденным атеистом, вступил в дискуссию, в ходе которой подверг сомнению существование бога. Спустя две недели Краснов оставил несколько комментариев, в которых высмеивал излишне серьезное и даже агрессивное отношение православных к празднованию Хеллоуина. После словесной перепалки его визави решили, что на этот раз Краснову придется ответить за сказанное, и обратились в правоохранительные органы. В заявлении двое молодых людей написали, что высказывания Краснова принесли им моральный вред и оскорбили религиозные чувства.

Полицейские приняли заявление, а затем обратились в администрацию «ВКонтакте», чтобы вычислить острослова по IP. В ходе обысков у Краснова изъяли системный блок, модем и мобильный телефон, которые впоследствии использовались как вещественные доказательства. Его самого отправили на комплексную судебно-психиатрическую экспертизу в психиатрическую клинику, а реплики из соцсети передали на лингвистическую экспертизу.

«В этом отделении лежали уголовники, психопаты, сексуальные маньяки и один людоед, — вспоминает Краснов свое пребывание в клинике. — Среди них мне пришлось провести 30 дней. Никаких препаратов мне, понятно, не давали. Наблюдения тоже особого не было. Уже в конце срока пребывания, на третьей неделе, со мной полчаса побеседовала психолог. И еще перед самым выходом 20 минут со мной пообщался врач. Все!».

По словам Краснова, все это время он проводил за чтением книг и время от времени радовал себя пивом, за которым посылал санитаров. «Такое ощущение, что меня туда засунули, чтобы я не начал поднимать волну в свою защиту, — говорит он. — Просто убрали с глаз долой, и все».

Спустя месяц выяснилось, что Краснов полностью вменяем. Что же касается его высказываний, то, по мнению экспертов, они хоть и не унижают человеческого достоинства, но оскорбляют религиозные чувства православных. Это и послужило основанием возбудить в отношении него уголовное дело. При этом потерпевшие на заседание не явились. Незадолго до этого они написали отказ от участия в судебном процессе. Их доставили в суд принудительно, но они повторно написали, что не хотят участвовать в процессе, никак не пояснив свои действия. Официальные представители РПЦ предпочли воздержаться от оценки резонансного дела как на уровне местной епархии, так и на уровне Московской патриархии. Свое одобрение происходящему высказали лишь отдельные православные активисты, которые, как всегда, пришли к зданию суда с плакатами и крестами.

Краснов не первый, кто оказался на скамье подсудимых по обвинению в оскорблении чувств верующих. Так, в конце прошлого года в Кировской области возбудили дело в отношении двух мужчин, которые повесили чучело на православный крест. В августе того же года внимание правоохранителей привлек житель Архангельска, писавший крамольные твиты. Еще одно дело возбудили в отношении жителя Нягани, который нецензурно ругался в храме. Максимальное наказание, которое грозит правонарушителям по данной статье, — год лишения свободы.

«После того как в 2013 году в Уголовном кодексе появилась эта статья, дело Краснова — это фактически прецедент, — поясняет адвокат обвиняемого Андрей Сабинин. — Если раньше мы говорили о том, что будьте аккуратны в интернете, потому что вы можете быть привлечены за экстремизм, то теперь получается, что можно привлечь еще и за убеждения, в том числе религиозного или атеистического толка».

Сабинин напоминает, что в 1991 году в России была издана Декларация прав и свобод человека. Там написано, что каждый человек вправе сообщать как о своих религиозных убеждениях, так и отстаивать свои атеистические воззрения. Однако, как в случае с Красновым, представители государства почему-то решительно встали на сторону верующих, при том что их комментарии в отношении атеизма и атеистов были весьма и весьма резкими.

«Потерпевшие, выражая мнение определенного круга лиц, решили, что они оскорбились и человек должен быть наказан за это, — говорит юрист. — Но фактически это дело против Краснова ведет государство. Потому что это уже не гражданский иск православного к атеисту, а уголовное дело публичного обвинения. В суд с ним вышла прокуратура. Здесь государство — против человека, который высказался в атеистическом ключе».

Что касается самих высказываний, то, по мнению Сабинина, это свойство человека, говорить о чем-то с экспрессией. «Для комментариев и форумов обсценная лексика — совершенно обычное явление, — считает адвокат. — Любая дискуссия превращается в разбор полетов: то же самое здесь. В какой бы форме ни высказывались эти мнения в данном случае, судить за это нельзя. Вообще статья эта — самая что ни на есть инквизиционная норма. Если мы позволим ей остаться, тогда в очень скором времени можно будет готовить дрова и зажигать костры».

Фото: Кирилл Кухмарь / «Коммерсантъ»

То, что происходит сегодня на суде по делу Виктора Краснова, просто не укладывается в головах доброй половины россиян. Должно быть, похожие чувства испытывали православные, когда на заре советского государства воинствующие безбожники закрывали храмы под лозунгом: «Религия — опиум для народа!». Не стоит забывать, что значительная часть ныне живущих граждан России родилась еще в СССР, когда в основном законе страны, то есть в Конституции, было записано право на атеизм и антирелигиозную пропаганду. С самого детства дома, в детском саду, в школе, а затем и в вузе советскому человеку объясняли, что бога нет и не стоит в этом сомневаться. Об этом рассказывали воспитатели, учителя, ученые и даже космонавты, которые имели личные наблюдения об устройстве неба над головой. Об этом же было написано в школьном учебнике «Обществоведения». Чтобы окончить вуз и получить диплом о высшем образовании, нужно было сдать экзамены по истмату, диамату и научному атеизму. Так что стать врачом, педагогом, инженером или журналистом можно было только, в буквальном смысле, заявив ответственной комиссии, что бога нет, а есть мракобесие и тот самый опиум для народа.

Атеизм в СССР был государственной идеологией, а права граждан быть атеистами и вести антирелигиозную пропаганду были закреплены еще в Конституции РСФСР 1918 года. Сделать успешную карьеру, будучи верующим и не будучи членом КПСС, было крайне проблематично. Ну а те, кто заявлял о своей религиозности и пытался вести соответствующую пропаганду, легко могли оказаться в психиатрической лечебнице, и не на месяц. Несколько поколений сегодняшних россиян выросли с пониманием того, что фраза «Бога нет» не более оскорбительна, чем заявление: «Я не верю в Деда Мороза».

Безусловно, права верующих должны быть защищены законом, но тем же законом должны быть защищены и права неверующих, которых у нас тоже достаточно. И именно об этом сказано в 28-й статье действующей Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Почему же Краснову было отказано в конституционном праве иметь и распространять свое атеистическое убеждение — «Бога нет». В этом контексте процесс в Ставрополе выглядит как некая судебная казуистика и очень нехороший прецедент.

Тот факт, что представители духовенства дистанцировались от этого дела, говорит о том, что даже в Русской православной церкви нет единого мнения по поводу того, где проходит грань между оскорблением чувств верующих и правом атеистов отстаивать свои убеждения. Однако, по мнению протодиакона Андрея Кураева, критические высказывания нельзя запрещать.

«Надо разрешать людям критику религии, — говорит Кураев. — Причем как религиозным людям, так и атеистам. Это совершенно нормальная ситуация. Христианство пришло в мир как крайне полемическая религия. Само то, что наше священное писание называется Новый Завет — это тоже было своеобразным оскорблением по отношению к некоему писанию, которое объявлялось Ветхим. Естественно, что ни один иудей не согласится с таким названием священной для него книги. Не христианам здесь говорить «Чужую веру нельзя критиковать!». Сколько христианских мучеников были убиты именно за крайне жесткие слова и действия в адрес языческой веры».

Кроме того, в случае защиты религиозных чувств судья становится заложником истца. «Эти религиозные «эрогенные зоны» у каждого в своей области расположены. И от глубины веры это не зависит, — убежден Андрей Кураев. — Для кого-то оскорблением может показаться критика церковного забора. А кого-то и критика Евангелия не заденет. Я считаю, что такая эфемерная вещь, как чувства, должна быть из законодательства просто убрана. Деяния, призывы к погромам, насилию, убийствам — вот это действительно должно преследоваться».

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Слова «бога нет» не могут становиться поводом для уголовной ответственности, и претензии правоохранительных органов должны касаться формы, в которой обвиняемый выражал свое мнение, считает Кураев. «Несомненно, тут есть грань, но из-за истеричности нашего «антиболотного» законодательства она перейдена на сторону запретительства, — считает он. — Боятся любой тени, любого собрания людей, любой общественной активности и полемики. Сами себя загнали в тупик. Эту крайность надо осознать. Вот такие идиотские судилища, как в Ставрополе, этому помогают».

Направления деятельности атеистических структур

В современной России атеистическое движение представлено рядом общественных организаций и неформальных объединений. Свои основные цели деятельности они видят в защите светского устройства российского государства, воспрепятствовании клерикализации общества, в осуществлении публичной критики религии, их представителей, а также в защите атеистического мировоззрения, имеющего право на существование. Они активно используют возможности СМИ и Internet. Сколько атеистов в России задействовано в этой работе? Наверное, все.

Российские атеисты объединились в общественную организацию

Сергей Шаргунов:

Разумеется, верующие и неверующие равны в своих правах — как иначе? Эти права защищает конституция и законы. Ты можешь веровать, можешь не веровать — никто не может помешать тебе в этом.

Тогда почему возникла идея собрать съезд именно атеистов? На что общество реагирует таким образом?

Сергей Шаргунов:

Я бы не стал придавать большое этому значение. В конце концов, у атеистов есть свои объединения, свои сайты и форумы — неправильно думать, будто только что произошла их какая-то консолидация. У них давно есть свои структуры, также как и у людей самых разных верований и представлений. Например, у уфологов, или тех, кто слышит голоса. Даже у тех, кто полагает, что их облучают соседи, есть свои газеты и объединения. Если люди не нарушают закон, то они имеют право на свободу совести.

Более того, без разных воззрений, без религиозных поисков, без дискуссий не может быть искусства, не может быть общественного пространства. Вместе с тем надо понимать, что Россия, в целом, православная страна. Это определяется не тем процентом людей, которые знают все праздники и постоянно ходят в церковь. А в целом отношением к православной церкви. Тем, что место, где крестят и отпевают, вызывает чувство священного трепета у абсолютного большинства людей.

В какой степени организация «Атеисты России» — это наследие советского времени?

Сергей Шаргунов:

Советский период в истории церкви неоднороден, хотя церковь и претерпевала огромные трудности. Можно вспомнить, например, роль церкви в Великой Отечественной войне, когда на ее деньги была построена целая танковая дивизия. Более того, многое из того, что было записано в пресловутом моральном кодексе строительства коммунизма — идея социальной справедливости, братства, отзывчивости — пересекается с христианскими ценностями человеколюбия и нестяжательства. Я думаю, что хотя государство и было атеистическим, христианские принципы доброты насаждались сверху, и общество, по своей природе, было христианским.

Но все же какой-то части общества удалось привить неприязнь к церкви и ее обрядам…

Сергей Шаргунов:

Был такой казус, как общество воинствующих безбожников. Особенно во время революционной смуты, когда священников убивали, кощунствовали, рядились в соответствующие одежды. И сегодня, мне кажется, также как и тогда, некоторые люди ищут все новые поводы для того, чтобы ополчиться на Церковь.

Да, в Церкви есть разные люди, но абсолютное большинство — это честные и благородные люди. Не на «Мерседесе», а на КамАЗе. Не стоит забывать, что Церковь — один из сильнейших институтов социальной поддержки, непосредственная социальная работа — это обязанность каждого прихода.

Общеобразовательные направления деятельности атеистов

Общеобразовательные мероприятия представляют собой ряд направлений, посредством которых осуществляется охват как можно более значительной части населения. При этом атеисты стремятся побудить аудиторию к логическому мышлению, адекватному восприятию научных достижений, умению критически осмысливать так называемые сверхъестественные явления.

Общеобразовательные задачи реализуются атеистами с позиций научного метода, который объясняет устройство мира. При этом осуществляется работа, направленная на популяризацию знаний по истории религий. Раскрывается происхождение религиозных верований, в основе которых лежит исключительно человеческая деятельность.

Атеизм: понятие и суть

В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.


Атеизм – позиция, которая определяет весь стиль жизни и мышления человека

Современные исследователи называют атеизм особым мировоззрением, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:

  1. Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
  2. Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
  3. Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
  4. К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.

Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.

Общественно-политическое направление

Общественно-политические задачи — это ряд мероприятий, направленных на обеспечение защиты светского характера общества. Вследствие того что основной религиозной структурой в России является РПЦ, упор деятельности атеистов направлен на недопущение усиления ее влияния в сферах государственной деятельности и общественной жизни.

При этом особое внимание уделяется:

  • недопущению проникновения религии в государственное образование;
  • противодействию попыткам вывести из школьных программ элементы эволюционных теорий либо осуществлять их преподавание совместно с религиозными дисциплинами;
  • формированию негативного отношения общества к попыткам сделать теологию дисциплиной ВАК (высшая аттестационная комиссия), что подразумевает признание ее официальной наукой;
  • принятию мер по противодействию внедрения в сознание общества мысли о том, что православие — это единственное правильное мировоззрение;
  • недопущению позиционирования православия как государственно образующей религии, вследствие чего формируется утверждение о том, что Россия — православное государство;
  • недопущению внедрения в законы страны религиозных догм, таких как запреты на аборты и т.п.;
  • проведению работы, направленной на запрет передачи религиозным структурам государственных зданий и сооружений, вследствие чего происходит выселение из них музеев, театров, организаций;

  • недопущению использования государственных средств в рекламе религиозных организаций. Исключению случаев участия представителей духовенства в государственных мероприятиях;
  • противодействию фактам закрепления религиозных (в основном православных) праздников в качестве государственных;
  • инициированию принятия государством норм, запрещающих использование в государственной символике религиозных терминов. В том числе и упоминание Бога в государственном гимне.

Набитый людьми автобус с надписями по бокам (типа «Не веришь в Бога? Ты — не один») колесит по московским улицам. С этой незамысловатой флеш-анимацией можно познакомиться на сайте Atheists.org.ru. Это единственный российский вклад в международную акцию Atheist Bus Campaign, организованную в Великобритании в 2009 году в ответ на кампанию, пропагандировавшую религиозную веру. Все попытки устроить такого рода поездку в режиме офф-лайн потерпели неудачу, отметил Артем Журавский — глава атеистической и секуляристской лоббистской группы под названием «Здравомыслие» (Good Sense Foundation). «Мы хотели развесить на улицах билборды с надписью «Бога нет» в ответ на религиозную пропаганду в России в 2009 году, но оказалось, что сделать это невозможно. Это и заставило нас создать нашу организацию», — добавил он. Атеисты весьма слабо представлены в российском публичном пространстве, хотя, как показывают недавние опросы общественного мнения, они составляют 13% населения, то есть речь идет о 18 миллионах человек, что немало. Представители движения атеистов считают, что недостаточное внимание к ним средств массовой информации объясняется доминированием Русской Православной Церкви – одним из самых крупных национальных институтов, многочисленные иерархи которого делают все для того, чтобы превратить их учение в доминирующую идеологию в стране, в которой в советские времена эту роль выполнял атеизм. «Довольно страшно быть сегодня атеистом. Мне известны несколько случаев, когда как раз бывшие боссы Коммунистической партии увольняли за это людей из полиции и армии», — отметил известный в стране поборник атеизма Александр Невзоров. Однако религиозные аналитики считают, что подобная ситуация сложилась благодаря тому, что Русская Православная Церковь становится главным элементом постсоветской русской национальной идентичности, если даже это и происходит в результате отсутствия альтернативы. «Для объединения людей в общество и в государство необходимо нечто важное, — подчеркнул эксперт по делам религии Института востоковедения Российской Академии наук Сергей Филатов. – Для нас в настоящий момент — это Вторая мировая война и православное христианство. Других крупных идей, которые бы поддерживало население в целом, у нас нет». Вместе с тем атеисты составляют значительную часть российского общества, а растущее участие церкви в политических и социальных делах вызывает негативную реакцию и только увеличивает число их сторонников, а также их представительство в обществе, считают эксперты и неверующие. «Мы просто опоздали в развертывании наших сил перед сражением, — как Советский Союз в 1941 году, — отметил Журавский. – Дайте нам еще год-два». Невидимые люди В России существует, по меньшей мере, десяток групп, защищающих права атеистов, в том числе — фонд «Здравомыслие», являющийся членом Международного альянса атеистов (Atheist Alliance International), подчеркнул Журавский. Он не захотел говорить о численности своей организации и только заметил, что ее деятельность ограничивается Москвой и прилегающими регионами. Его организация на своей страничке в Facebook получила довольно скромное количество «лайков» — 800. Большинство атеистических групп неизвестны широкой общественности, а их наиболее знаменитый представитель Александр Невзоров — противоречивая звезда шокирующей журналистики эпохи перестройки — с 1999 года не имеет собственного шоу на телевидении. Тогда как официальные представители церкви, в том числе руководители отделов Московского Патриархата архиепископ Всеволод Чаплин и Владимир Легойда, каждую неделю попадают в заголовки СМИ. Существует явный дисбаланс между количеством людей и их представительством, если учитывать, что, согласно самому последнему опросу на эту тему, проведенному службой «Среда» весной 2011 года, 13% населения не верит в Бога. Еще 5% людей колеблются и — возможно, но не обязательно – они считают себе агностиками. Эти данные приводятся в исследовании с участием 1500 респондентов, а его погрешность составляет 3,6%. Проведенный опрос показывает, что сторонники Русской Православной Церкви составляют 42%, тогда как остальные представители населения исповедуют другие традиционные религии, и в их число входят также те люди, которые допускают существование божественного начала, но не причисляют себя к какой-то определенной вере. «Атеизм теперь невидим, как это было в случае с христианством в советские времена», — заявил эксперт по религиозным вопросам Филатов. Колебания маятника Когда в 1738 году морской офицер Александр Возницын перешел из христианства в иудаизм, Сенат приказал сжечь его на костре вместе с тем евреем, который обратил его в иудейскую веру. Христианство было доминирующей религией в России в течение почти тысячи лет, и ее статус во время царского правления был защищен уголовным законодательством. При этом вероотступничество рассматривалось как уголовно наказуемое деяние, и быть нерелигиозным человеком было запрещено. Однако большевики в 1917 году отменили эти законы, что привело к упадку церкви. «Бедные крестьяне и представители рабочего класса сбрасывали кресты в церквей в 1920-х годах», — подчеркнул Сергей Соловьев, являющийся редактором «Скепсиса», который сам себя представляет как «онлайновый журнал научной и социальной критики», проповедующий антиклерикализм. Церковь слишком прочно ассоциировалась с царизмом, которое было слишком отсталым и ретроградным. Она препятствовала социальному прогрессу и придерживалась старых правил, унаследованных еще от феодальной эпохи, утверждают некоторые историки. Большевики, для которых религия была идеологическим врагом, использовали все возможности для того, чтобы посеять негативные чувства в отношении церкви, и делали они это с помощью обещаний нового, лучшего, безбожного общества, а также путем безжалостного преследования священнослужителей. Затем последовало время воинствующего атеизма. Хотя религия не была полностью запрещена в Советской России в 1920-е и 1930-е годы, верующие стали париями в глазах как общества, так и государства, которое, как считают, обладало самым жестоким аппаратом подавления и не боялось использовать его против священников и представителей паствы, в результате чего тысячи из них оказались в тюрьмах или были расстреляны. Потребовалась величайшая война в истории для того, чтобы это положение изменилось. В 1943 году, когда нацистский вермахт и Красная Армия еще вели между собой смертельную борьбу, тысячи церквей были открыты немцами на оккупированных территориях, что положительно воспринималось населением, и тогда Сталин разрешил проводить религиозные службы, положив тем самым конец активному преследованию церкви. В конце 1950-х и в начале 1960-х годов, когда у власти находился Никита Хрущев, последовала еще одна волна репрессий, и сохранившиеся церкви были поставлены под жесткий государственный контроль. Вместе с тем человек, открыто заявлявший о своей вере в то время меньше рисковал карьерой, чем инакомыслящий. Неожиданным следствием сложившейся ситуации оказалось то, что сама религия стала ассоциироваться с протестом против гнетущей и все более прогнившей советской бюрократической машины. Среди представителей интеллигенции стало модным иметь в доме иконы, а некоторые диссиденты, в том числе Глеб Якунин, сами были священниками. Следующий поворотный пункт приходится на время перестройки. Когда советское государство в 1988 году активно поддержало празднование тысячелетия крещения Руси, это стало явным свидетельством того, что вновь произошли изменения, и маятник качнулся в сторону религии. В 1991 году 24% россиян считали себя верующими; в 2005 году их число возросло до 53%, тогда как еще 24% опрошенных были «не уверены» — таковы данные глубокого исследования новой российской религиозности, проведенного Киммо Каариайненом (Kimmo Kaariainen) из Хельсинкского университета и Дмитрием Фурманом из Института Европы Российской Академии наук и опубликованного в 2007 году. Корпорация РПЦ На Ленинградском проспекте, на севере Москвы, расположено старое здание, в котором в царские времена располагалась богадельня, а при большевиках – часть больницы. Сегодня оно сдается в аренду различным коммерческим организациям, в том числе клинике, занимающейся пластической хирургией. Это здании принадлежит церкви, и оно было возвращено ей в 2002 году как собственность, незаконно конфискованная после революции, отметил Соловьев из журнала «Скепсис». Ползучий клерикализм – такова главная жалоба российских атеистов, утверждающих, что государство полагается на церковь в расчете на идеологическую поддержку и щедро вознаграждает ее деньгами и активами к удовольствию многих священников, больше озабоченных земным богатством, нежели небесным спасением. «Русская Православная церковь является частью идеологического аппарата государства, — подчеркнул Соловьев. – Не удивительно, что властям не нравится критика в адрес церкви». Союз церкви и государства на самом деле является в последние годы горячо обсуждаемой темой. Президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркивают свою религиозность, посещают важные церковные службы, и все это происходит перед телекамерами. Вряд ли можно будет найти хотя бы одного атеиста среди действующих политиков, и это относится также к коммунистическому лидеру Геннадию Зюганову. Список претензий атеистов включает в себя введение оплачиваемой за счет налогоплательщиков должности военных священников в армии, поддерживаемая городскими властями программа строительства 200 (первоначально 600) церквей в удаленных районах Москвы; сюда относится введение нового предмета, что позволит преподавать основы религии в школе, хотя и по усмотрению ученика. В 2010 году кремлевские власти одобрили масштабную программу реституции, которая предусматривает возвращение правительством различным конфессиям конфискованной большевиками недвижимости, хотя в настоящее время в этих зданиях располагаются светские учреждения, в том числе больницы и музеи. К числу этих объектов относится и здание, расположенное на Ленинградском проспекте. Современная церковь является одной из самых богатых в стране неправительственных организаций — она владеет активами в сфере недвижимости, а также банками, заводами, издательскими компаниями и фирмами по предоставлению ритуальных услуг. Такой вывод содержится в исследовании, проведенном онлайновым журналом Openspace.ru, в соответствии с которым совокупные церковные активы в 2011 году превысили 1 миллиард долларов. Сама церковь известна своей непрозрачностью в отношении собственной деловой активности, хотя она, отвергая обвинения в нарушении финансовых правил, редко предоставляет надежную информацию относительно своей экономической деятельности. Благожелательность Кремля не была бесплатной. В ходе президентских выборов в этом году глава церкви Патриарх Кирилл поддержал кандидатуру Владимира Путина, а также настоятельно призывал паству отказаться от участия в антипутинских демонстрациях, прокатившихся в то время по Москве. «В федеральных средствах массовой информации и по сей день критика церкви остается табу, — подчеркнул Соловьев. – Они были либо незаинтересованны, либо опасались того, что их обвинят в оскорблении чувств верующих». Невзоров сообщил, что некоторые атеисты потеряли свою работу из-за своих убеждений, однако он отказался назвать их имена, объясняя это тем, что тем самым может навлечь на уже пострадавших людей еще большие неприятности. Вместе с тем ситуация может оказаться не такой однозначной, как ее описывают критики церкви. Сам Невзоров в недавнем интервью российскому изданию журнала Rolling Stone признал, что одна из лоббистских групп в Кремле попросила его возглавить движение атеистов и проводить кампанию в поддержку секуляризма на идеологических основаниях. Он не назвал никаких имен, но сообщил, что пока в этой группе заправляют его оппоненты, которые видят в религии полезный инструмент контроля за населением. Тем не менее соотношение сил, по его мнению, может измениться в пока еще неопределенном, но ближайшем будущем. «Меня попросили полежать в окопе, пообещав, что скоро подойдет Красная Армия», — сообщил Невзоров, имея в виду свою руководящую деятельность в движении атеистов, в отдельном интервью, которое он дал в марте. Но, как он заявил в интервью Rolling Stone в июне, «(Красная Армия), вероятно, не подойдет». В Советской России — Бог в тебя не верит «Нестоящие атеисты очень редки, и я уже давно говорю, что их надо занести в список исчезающих видов», — отметил архидиакон Андрей Кураев – известный в средствах массовой информации православный христианин. «В то же самое время атеизм не обязательство предполагает богоборчество. Я глубоко уважаю некоторые формы атеизма, в том числе атеизм Сартра или Камю», — заявил Кураев – популярный христианский миссионер, получивший свою первую академическую степень по специальности «научный атеизм». Он отверг утверждения атеистов относительно преследований и подчеркнул, что это всего лишь средство вновь привлечь к себе внимание общественности. «Атеизм не имеет поддержки ни со стороны государства, ни со стороны средств массовой информации – но такого рода поддержки лишена и церковь», — подчеркнул Кураев. Эту позицию поддерживает эксперт по делам религии Роман Лункин, однако он признает, что некоторые проблемы действительно существуют. «В отношении атеистов не используется прямая цензура, но мы можем говорить об определенном политическом давлении, особенно на принадлежащих государству телевизионных каналах», — отметил Лункин, работающий в Институте Европы Российской Академии наук. Однако Кураев полагает, что это не является причиной отсутствия атеистов в медийном пространстве. «Некоторые темы быстро теряют свою актуальность и исчезают, — подчеркнул Кураев. – Полемика с атеизмом больше не является значимой. Некоторым людям просто нечего сказать, кроме критики». Он признал, что современная церковь сталкивается с большим количеством проблем, однако верующие, по его мнению, лучше подготовлены к тому, чтобы вскрывать их и активно с ними бороться. «Я тоже могу критиковать церковную жизнь. Я нахожусь внутри нее, и я вижу больше гадостей чем тот, кто смотрит на нее снаружи», — заметил Кураев, не вдаваясь в подробности. В ожидании ответной реакции 21 февраля 2012 года внимание верующих и туристов, находившихся в храме Христа Спасителя привлекло то, что они вряд ли ожидали увидеть в главном христианском соборе страны: пять предположительно женщин в броских одеждах, леггинсах и масках оказались в алтарной зоне и стали громко петь песню, призывая Богородицу изгнать Путина. Ошеломленные охранники были слишком шокированы и не смогли задержать ни одну из этих женщин, которые вскоре разбежались, проведя в районе алтаря, как позднее удалось установить полиции, около 41 секунды. Тем не менее трое из участниц этого перформанса находятся в тюрьме и ожидают суда, по приговору которого они могут провести за решеткой до семи лет. Это был первый из серии скандалов, потрясших церковь в этом году и причинивших ущерб ее репутации, особенно среди образованного городского населения. В случае с Pussy Riot – таково название этой женской группы – не само событие, а одобрение церковью тюремного заключения участниц этой акции послужило основанием для обвинений в ее репрессивности со стороны критиков. В марте этого года средства массовой информации сообщили о родственнике Патриарха Кирилла, живущем в роскошном пентхаусе недалеко от Кремля, который попытался с помощью суда завладеть соседней квартирой бывшего федерального министра, ставшего священником. История о церковном иерархе, владеющем пентхаусом в центре города, вызвала настоящую бурю в блогосфере, и то же самое можно сказать о вызывающем немало вопросов судебном разбирательстве. Также стало известно о том, что Кирилл носит дорогие часы, которые были неуклюжим образом удалены с фотографии Патриарха, размещенной на сайте Московского Патриархата. Большинство аналитиков считает эту серию скандалов реакцией состоятельных и либерально настроенных городских жителей на растущее присутствие церкви в социальной жизни и ее поддержку российского руководства. До выборов даже неверующие рассматривали церковь как моральную власть, стоящую над каждодневными мелкими политическими конфликтами, однако поддержка, оказанная Путину, лишила ее образа непогрешимости в глазах оппозиционно настроенной публики, отметил Лункин. Церковь в 2011 году пользовалась наибольшим доверием среди населения, и уровень ее поддержки составлял 60%. По этому показателю она опережала армию (58%), а также правительство (46%). Эти данные приводит компания GfK, занимающаяся проведением опросов общественного мнения и маркетинговыми исследованиями. Вместе с тем от 30% до 38% граждан, участвовавших в массовых антипутинских демонстрациях в Москве в феврале и в марте этого года, были неверующими – к такому выводу приходит на основании проведенного ей опроса. Количество участников протестных акций, ассоциирующих себя с Русской Православной Церковью, сократилось в тот же период с 28% до 19%, и это произошло после заявления Кирилла о том, что верующим не следует посещать политические митинги, подчеркивается в исследовании . Негативным чувствам части населения в отношении церкви в связи с ее пострадавшим имиджем и ее лояльностью по отношению к Кремлю еще предстоит найти свое отражение в будущих опросах общественного мнения, подчеркнул Лункин. Они вернутся Атеизм никогда не был свободным выбором для российского населения, поскольку он был навязан как составная часть марксистско-ленинской идеологии, заявил эксперт по делам религии Филатов. Однако то же самое можно сказать о христианстве, которое также было навязано правителями страны и поддерживалось с помощью драконовских законов, заметил защитник атеизма Невзоров. «Это российская трагедия: в течение тысячи лет люди были лишены свободы совести», — подчеркнул Невзоров. По мере того, как церковь увеличивает идеологическое давление на общество, критика в ее адрес будет расти, и все больше людей будут делать выбор в пользу атеизма как главной доступной альтернативы религии, отметил Лункин, работающий в . «Они думают, что пришли надолго, — отмечает Соловьев из журнала «Скепсис». – Они повторяют все свои старые ошибки, навязывая идеологию. У людей будет увеличиваться отвращение, и начнется новый цикл (разрушения), как это было во время революции», — подчеркнул он. Однако некоторые наблюдатели предсказывают более мягкий вариант. «В современной Италии две главных идеологии – католицизм и атеизм, и они мирно сосуществуют», — подчеркнул аналитик Филатов. Однако для этого России необходимо приблизиться к Европе, добровольно принять секулярность, а не получить ее в принудительном порядке сверху, как это было в советские времена, добавил он. «Когда наше недавнее прошлое – скажем, лет 20 или около того – будет выглядеть как европейское, вот тогда у нас секулярное сознание будет сосуществовать с религиозном», — отметил Филатов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]