ХристианствоХристианский Портал | |
Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокриф Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь | |
Троица Бог Отец Бог Сын (Иисус Христос) Святой Дух | |
История христианства Хронология христианства Апостолы Вселенские соборы Великий раскол Крестовые походы Реформация | |
Христианское богословие Грехопадение · Грех · Благодать Искупительная жертва Спасение · Второе пришествие Христианское богослужение Христианин Христианские добродетели | |
Основные направления Католицизм · Православие Монофизитство · Несторианство Протестантизм Христианские ценности Христианское движение Экуменизм Консерватизм · Либерализм |
УДК | 23/28 |
Христиа́нство
— религия христиан (учеников и последователей Иисуса Христа).
Содержание
- 1 Возникновение христианства
- 2 Христианские конфессии и учения 2.1 Католицизм
- 2.2 Православие 2.2.1 Дохалкидонские церкви
- 3.1 Теология
- 4.1 Доникейский период (I— начало IV века) 4.1.1 Апостольский век
- 4.2.1 Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
- 4.3.1 Разделение церквей (формально
1054 г.)
- 7.1 Отрицание и критика Христианства
Литература[ | ]
- Адольф фон Гарнак. История догматов // Оп.: История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6
- Барт К. Очерк догматики. СПб., 2000.
- Ипполит Римский. Апостольское предание
- Блаженный Августин Иппонский. О Символе Веры.
- Архиепископ Василий (Кривошеин). Символические тексты в православной церкви.
- Зайцев А. А.
Вероучение // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 8. — С. 8-11. — ISBN 5-89572-010-2. - Нолл М. А. (англ.)русск..
Исповедания веры // Теологический энциклопедический словарь = Evangelical Dictionary of Theology (англ.)русск. / Под ред. У. Элвилла (англ.)русск.; пер. с англ. Т. Ю. Васильева, Д. Б. Горбатов, А. Э. Графов, А. В. Курт, В. В. Рынкевич, Ю. М. Табак, Д. А. Эйснер. — М.: Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. — С. 527—532. — 1488 с. — ISBN 5-87727-030-3.
Словари и энциклопедии |
|
Возникновение христианства
Файл:Christianity percentage by country.PNG Количество прихожан христианства по странам в процентах.
Христианство зародилось в I веке в Израиле в контексте мессианских движений иудейства. Иешуа (Иисус) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в шабат, соблюдал праздники. Первые из апостолов (учеников Иешуа) были евреями. По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί»
— христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. В настоящее время число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 млрд
(не подтверждено)
, из них в Европе — около 475 млн, в Латинской Америке — около 250 млн, в Северной Америке — около 155 млн, в Азии — около 100 млн, в Африке — около 110 млн; католиков — около 660 млн, протестантов — около 300 млн (в том числе 42 млн методистов и 37 млн баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских» вероисповеданий Востока (монофизитов, несториан и др.) — около 120 млн.
Христианские конфессии и учения
Ветви христианства | |
Православие Автокефальные православные церкви
Автономные православные церкви Старообрядчество Неканонические православные объединения Болгарская старостильная церковь Католицизм Протестантизм Древневосточные церкви Армянская апостольская церковь
Антитринитаризм Реставрационизм Прочие Шаблон: Просмотреть·Обсудить·Изменить |
Основная статья
:
Ветви христианства
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
- Католицизм
- Православие
- Протестантизм
Католицизм
- Католическая церковь Римско-католическая церковь
- Восточно-католические церкви
Православие
- Православная церковь
- Старообрядчество Поповство
- Беспоповство
- Беглопоповство
Дохалкидонские церкви
К православным иногда причисляют т. н. Дохалкидонские церкви:
- Монофизитство Армянская Апостольская Церковь
- Коптская Церковь
- Сиро-яковитская православная церковь
Протестантизм
- Адвентисты седьмого дня
- Англиканская церковь
- Баптизм
- Евангельские христиане
- Кальвинизм
- Квакеры
- Лютеранство
- Меннонизм
- Методизм
- Молоканство
- Пресвитерианство
- Пятидесятники
- Харизматы (неопятидесятники)
В других религиях
Этот раздел (или несколько разделов) ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел (или несколько разделов), посвящённый нехристианским вероучениям . Вы можете помочь проекту, написав этот раздел (или несколько разделов). Эта отметка установлена |
Мунизм
Вероучение церкви объединения проповедует о том, что второй Адам, в лице Иисуса Христа, дал только духовное спасение, после распятия. Поэтому необходим был третий Адам, который дал бы физическое спасение.[35]
Вероучение
Теология
См. также: Троица
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем христианство привносит в монотеизм идею тройственной личности (Бог, Логос, Святой Дух), обладающей единой сущностью.
Основные черты христианской религии
- 1) спиритуалистическое единобожие,
углублённое учением о
троичности
Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица);
Троица. Работа Андрея Рублёва
- 2) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);
- 3) учение об абсолютной ценности человеческой личности
как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать; - 4) учение об идеальном назначении человека,
заключающемся в
бесконечном,
всестороннем, духовном
усовершенствовании
(будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный); - 5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике
(так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как
религия,
ибо ставит материю в
безусловную зависимость
от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно - 6) одинаково далеко как от материализма
метафизического и морального,
так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру
как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля
в делах твоих
», — говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в
Благовещение
- 7) учении о воскресении плоти
и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и - во втором кардинальном догмате христианства — в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии
материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они — только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:
- 1) существенная метафизичность
её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и - 2) для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви
в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого — учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.
Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть
его
нельзя
и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.
Христология
Христология — это учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
Христианская антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени. Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Ефес. 5:22,32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.
Символы веры
Основные статьи: Символ веры
и
Догматика
Феномен ересей — «сознательного отказа принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению»[6] — повлёк за собой необходимость в чётких словесных вероучительных формулировках. С появлением категории «Символ веры», позволившей отделять истину от ереси, пишет А. А. Зайцев, «предание истины» получило внешние очертания, становясь «правилом веры» (лат. regula fidei) или «законом веры» (лат. lex credendi)[4].
Формула символа веры — сумма основополагающих догматов вероучения[7]; её знание и произнесение стало обязательным условием церковного общения, служа средством самоидентификации для членов кафолической Церкви. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное «правило веры
».
Вместе с тем, подчёркивает С. Булгаков, догматические положения, сформулированные в символе веры, не исчерпывают «всё вероучение, которое жизненно содержится Церковью»[8]. В связи с этим различаются:
- вероучение, которое церковь изначально содержит во всей полноте, и
- вероучение, сформулированное ею в силу исторической необходимости
Последнее, пишет Зайцев, «есть лишь „конспект“ целостной и неделимой христианской истины, хранимой в церковном опыте»[4]. Борясь с теми или иными ересями, церковь не вырабатывала каких-то новых положений вероучения, а лишь свидетельствовала о том, «что было от начала» (1 Ин 1:1). Теологическое толкование этого соотношения терминов таково:
- Христос даровал Церкви всю полноту истины (ср.: Ин 15. 15).
- Содержание христианской веры было дано апостолам без остатка (ср.: Ин 14. 26; Иуд 3) как «совершенное знание»[9].
- В свою очередь, апостолы «как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили её епископам»[3].
В этом свете в православном богословии
предметом истории церковной богословской мысли выступает «развитие истолкования вероучительных истин, неизменных в своём существе» (а не постепенная разработка доктринальной системы); то есть, речь идёт лишь «о терминологическом росте, но не о расширении или углублении самого содержания веры в смысле католической догматического развития теории»[10][11]. Со своей стороны, в католицизме стала традиционной тенденция догматически определять и чётко формулировать каждое положение вероучения[4].
Как пишет архиепископ Василий (Кривошеин), «Православной Кафолической Церкви… не свойственно издавать догматические постановления без необходимости, когда нет опасности заблуждения, ибо догмат в сознании Церкви есть более предохранение от заблуждения, указание, чего не надо мыслить о Боге, нежели положительное раскрытие учения о Нём»[12].
История христианской церкви
Основная статья
:
История христианства
Доникейский период (I— начало IV века)
Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.
Основная статья
:
История раннего христианства
Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век
.
«Апостольские мужи»
Основная статья
:
Апостольские мужи
Время первохристианства —III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).
«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г. В 170 г. был созван Лаодикийский Собор, первый крупный собор после апостольского времени. На нём решался вопрос о дне празднования Пасхи. Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Но, как это всегда бывает, гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Христианизация Армении и Грузии
Именно начало Диоклетианова гонения (302 г.) заставляет св. просветительницу Нину вместе с общиной девичьего аскетерия бежать в Армению. Когда же гонение настигает их и там, она скрывается в Иверии (Грузии). Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, который ок. 305 г. стал первым епископом Армении. А через 15 лет св. Нине Грузинской удалось обратить в христианство царя Мариана. Таким образом, христианизация Армении и Грузии — это почти одновременные и связанные между собой события. Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.
Период Вселенских Соборов (IV—VIII вв.)
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство и иконоборчество — типично императорские ереси). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.
Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси. В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.). В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.
Период после Вселенских Соборов (IX—XX вв.)
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись в глубь современной Франции.
Разделение церквей (формально 1054 г.)
Поводом Великой схизмы
1054 г. послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом. Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.
Источники вероучения[ | ]
Православная церковь[ | ]
В числе текстов, за которыми православная церковь признаёт несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение —
- Священное Писание
- Никео-Цареградский Символ веры
- догматические определения первых семи Вселенских Соборов.
Наряду с ними, по мнению архиеп. Василия (Кривошеина), по степени вероучительной значимости можно поставить
- догматические определения IV Константинопольского Собора 879—880 гг.,
- определение Константинопольского Собора 1156—1157 гг. о Евхаристии как о жертве (а не только воспоминании), приносимой Христом по человечеству Св. Троице,
- постановления Константинопольского Собора 1341—1351 гг. о Божией сущности и Её действиях[21].
Помимо соборных догматических определений, символов и исповеданиях веры, православное вероучение выражается также в литургическом предании — «по крайней мере в той его части, которая запечатлена авторитетом св. отцов и проверена временем»[4]. Так, пишет архиеп. Василий (Кривошеин), «можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов»[22].
Ещё одним авторитетным свидетельством христианской веры православная церковь признаёт также святоотеческое наследие в целом
. Общепризнанным в православии является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христианское вероучение во всей его целостности и полноте: «Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами „Последуя святым отцам“, выражая тем своё убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия»[23]. Однако ввиду многочисленности, разнообразия и неравнозначности написанного отцами, церковь никогда не пыталась ифицировать какой-либо определённый корпус святоотеческих творений, который бы исчерпывающе отвечал принципу
consensus patrum
[4].
В отличие от западных христианских конфессий православие не придаёт большой вероучительной ценности следующим догматическим памятникам древности:
- Апостольскому Символу веры — как западному по происхождению, неизвестному Вселенским Соборам и недостаточному по содержанию[24]
- Афанасиевому Символу веры — как неизвестному древней Церкви, отражающему августиновскую триадологию и содержащему «в своем латинском оригинале (хотя, может быть, и не изначала) учение об исхождении Святого Духа a Patre et Filio»[24].
- Символу свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского (III в.) — не может претендовать на общецерковный авторитет, как личное исповедание верного ученика Оригена, хотя и не содержащее ничего еретического, а сам документ признаётся как важный исторический памятник[25].
Символические книги в православии[ | ]
В русском дореволюционном академическом богословии к ним принято было относить
- «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1662), и
- «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723).
При рассмотрении их как источников православного вероучения проф. Н. Н. Глубоковский замечает, что «по существу, в Православии нет „символических книг“ в техническом смысле слова. Все разговоры о них крайне условны и соответствуют лишь западным вероисповедным схемам, в противоречии с историей и природой Православия»[26]. Само возникновение названных выше исповеданий относится к периоду упадка православного богословия, когда оно «было вынуждено вооружиться западным схоластическим богословским оружием и… это, в свою очередь, повело к новому и опасному влиянию на православное богословие не только не свойственных ему богословских терминов, но и богословских и духовных идей»[27]. Поэтому наряду с другими исповеданиями веры и догматическими постановлениями XVI и последующих столетий сегодня эти тексты не рассматриваются как авторитетные и тем более общеобязательные источники православного вероучения, «как не имеющие общецерковного характера по своему происхождению, как обычно невысокие по уровню богословской мысли, а часто и отрывающиеся от святоотеческого и литургического предания и как носящие следы формального, а иногда и существенного влияния римо-католического богословия»[28].
Католицизм[ | ]
В средние века в Римско-католической Церкви была сформулирована и развита концепция «сокровищницы веры» (лат. depositum fidei), по которой церковь рассматривается как хранительница определённой суммы христианских истин, которые ей доверено развивать и формулировать. В связи с этим важное место занимает понятие «учительство Церкви» — «безошибочный церковный голос, звучащий в соборных и папских определениях и в отдельных богословских разработках, официально принятых католической Церковью»[4]. Документы «учительства Церкви» имеют вероучительное (доктринальное) значение. Связывая их с положениями, содержащимися в Священном Писании и церковном Предании, католическая церковь формулирует их как истины Божественного Откровения. На сегодняшний день к источникам католического вероучения относится широкий круг доктринальных текстов от Апостольского Символа веры и догматических определений семи Вселенских Соборов, признаваемых также и православной церковью, а также решений последующих вселенских Соборов католической Церкви; ряда декретов папской канцелярии и папских булл.
Протестантизм[ | ]
Основная статья: Доктрины протестантизма
Список разногласий между теологическими догматами протестантов и учением Римско-католической церкви того времени, во время Реформации был сформулирован на латыни в составе пяти тезисов. Получившие название лат. Quinque sola — Пять «только»
, они легли в основу развития протестантских вероучений, называемых также доктринами. Среди них наиболее известен Sola Scriptura — «только Писание»: «Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни»[29]. В лютеранской традиции число основополагающих вероучительных тезисов может быть сокращено до трёх: Sola Fide, Sola Gratia и Sola Scriptura[30].
Несмотря на провозглашение Sola Scriptura
, уже на раннем этапе Реформации стали составляться подробные «исповедания» веры, а также выполняющие их роль катехизисы — развернутые вероучительные определения, составленные в форме вопросов и ответов. Официально, за «исповеданиями» веры признаётся лишь условно-вспомогательный авторитет. На практике же они сыграли едва ли не определяющую роль в формировании протестантского вероучения, в становлении и самоидентификации различных протестантских деноминаций.
Символические книги в протестантизме[ | ]
Термин «символические книги», обозначающий официальные вероучительные положения протестантов, возник в результате применения к этим документам древнего термин «символ». «Символические книги в протестантизме представляют род учредительных хартий, на основании которых возникают новые церковные общества»[31].
Главные символические книги ранней Реформации, положенные в основу лютеранской теологии:
- Большой и Малый катехизисы М. Лютера (1529)
- Аугсбургское исповедание (1531)
В 1580 году с целью консолидации реформаторы «второго поколения» закрепили официальный статус за Книгой согласия, в которой собраны важнейшие источники лютеранского вероучения:
- Апостольский Символ веры
- Никео-Константинопольский Символ веры (с присоединением Filioque) и
- Афанасиев Символ веры
- Большой и Малый катехизисы
- Аугсбургское исповедание
- Шмалькальденские артикулы (1537)
- Формула согласия (1577).
Для реформатских церквей аналогичное значение имеет Гейдельбергский катехизис (1563). Будучи первоначально написан для примирения швейцарских сторонников Реформации, впоследствии он стал объединяющим документом и для всех реформатских общин Германии и Голландии.
В англиканской церкви статус официального вероучительного документа получили «Тридцать девять статей» (1571)
Конгрегационалисты и пресвитериане Великобритании, тяготеющие к кальвинизму, выражением своего вероучения признают
- Вестминстерское исповедание, и
- Вестминстерские катехизисы (1647).
Хотя новые исповедания веры появлялись в протестантском мире и позднее, «доминирующее значение имели и продолжают иметь до сих пор некоторые из более ранних документов»[32]. В современном протестантизме существует тенденция «внимать свидетельству отцов и почитать его», признавая за ним необязательный или относительный авторитет[33].
Баптистское вероучение[ | ]
Основная статья: Баптистское вероучение
В число важнейших документов, излагающих основы веры баптистов, входит Лондонское баптистское исповедание веры 1689 года. В качестве основы вероучения I Всемирный съезд христиан-баптистов (Лондон, 1905 год) утвердил Апостольский Символ веры, подтвердил «Sola Scriptura» и сформулировал ряд других, в основном организационных, принципов[29]. В США наиболее значимым считается Нью-Гэмпширское баптистское исповедание веры, принятое значительным числом объединений и отдельных церквей за основу при составлении своих исповеданий.[34]
Святые
Более 150-ти тысяч умерших людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). В католической церкви существует разделение между собственно святыми и блаженными. Христианские святые, жившие до разделения церквей, официально почитаются как католичеством, так и православием. Некоторые наиболее известные святые:
- Общехристианские
: Августин Блаженный - Амвросий Медиоланский
- Бенедикт Нурсийский
- Василий Великий
- Григорий Богослов
- Григорий Просветитель
- Дионисий Ареопагит
- Иероним Стридонский
- Ириней Лионский
- Иоанн Дамаскин
- Иоанн Златоуст
- Кирилл и Мефодий
:
- Франциск Ассизский
:
- Тихон Задонский
Ссылки
- Схематическая история христианства
- История Русской Церкви митр. Макария
- Лекции по ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, протоиерей Валентин Асмус
- Патриарх Кирилл: «Христианин всегда идет против общего течения»
Отрицание и критика Христианства
- Атеизм
- Русич. Осторожно — Христианство!
- Обвиняется христианство. Подборка
- Владимир Истархов. Базовые ценности религий
- Владимир Истархов. Абсурды христианства
- Владимир Истархов. Идея спасения человечества через Христа
- Владимир Истархов. Христианская мораль. Чему учит Христос?
- Владимир Истархов. Идеи рая и ада
- Владимир Истархов. О Библии и Христианстве
- Владимир Истархов. Христианское церковное богослужение
- Владимир Истархов. Исход
- Дитрих Шулер. Комментарии к Библии
- Деннис Крюгер. Дохристианские корни христианства
- Эрих Глагау. Д-р Янко Янев
- Эрих Глагау. Нужно ли называть детей такими именами?
- Ганс-Юрген Хагель. О недостоверности иудео-христианства
- Прот. Иоанн (Петров). Русский Православный Катехизис
- А.М. Иванов. Тайна двух начал. Происхождение христианства
- А.М. Иванов. Христианская чума
- В.Б. Авдеев. Преодоление Христианства
- Алексей Широпаев. Патология «Благодати»
- Ревило Оливер. Христианство и выживание Запада
- Ревило Оливер. Размышления о мифе Христа
- Ревило Оливер. Истоки христианства
- Ревило Оливер. По плодам их узнаете их
- Ральф Перье. Христианство. Религия для овец
- Маркус Эли Раваж. Посланник к неевреям & Реальное обвинение против евреев
- Кристин Джонс. Разоблаченное Христианство
- Эрих Глагау. Иудейско-христианская религия и немецкий народ
- Эрих Глагау. Глобализированная «культура страданий» | Альтернативная ссылка
- Эрих Глагау. Жестокая Библия | Альтернативная ссылка
Литература
- Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).
- Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
- Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.
- Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.
- Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991.
- Мейендорф, прот. И. Введение в святоотеческое богословие. — Вильнюс; М., 1992.
- Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия. — Вильнюс, 1991.
- Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92) Том 1. Истоки религии
- Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей
- Том 3. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры
- Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра
- Том 5. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7—4 вв. до н. э.)
- Том 6. На пороге Нового Завета
- Том 7. Сын Человеческий
- Том 1. В поисках Пути, Истины и Жизни
- Том 1. А-И
Критерии истинности вероучения[ | ]
Определение формальных критериев истинности вероучения представляет собой сложную задачу. Если истина может быть только пережита, но не доказана, то определить, какое богословское суждение соответствует христианскому вероучению, а какое его искажает, при формальном подходе весьма затруднительно. Даже общеобязательный авторитет догматических решений Вселенских Соборов не может в данном случае служить аргументом, ибо зиждется не на формальных доказательствах, а на вере и свидетельстве самой Церкви[4]. Как хранительница «предания истины» Церковь сама свидетельствует об истинности («вселенскости») или ложности того или иного Собора епископов, объявляя его либо «органом Святого Духа», то есть Вселенским Собором, либо «еретическим сборищем»[13]. Для православных христиан авторитет Вселенского Собора формально основан на авторитете самой же Церкви. Доверившись Церкви, её член обязан подчинить свой разум голосу Соборов, засвидетельствованных ею как Вселенские, даже если он не имеет на то собственного опытного свидетельства[4].
Другим критерием истинности вероучения является «согласие отцов
» (лат. consensus patrum). Он применяется в отношении тех аспектов вероучения, которые не получили своих догматических определений на Вселенских Соборах. Классическое определение принципа «согласия отцов» дал прп. Викентий Леринский — «
чему верили повсюду, всегда и все
»[14].
Однако, будучи понятая формально, считает Булгаков, эта максима оказывается «в полном несоответствии всей церковной действительности»[15]. О формальной небезупречности этого критерия пишет и А. Зайцев. «Согласие отцов» не предполагает, что более поздние отцы лишь формально повторяли ранних, ограничиваясь их простым цитированием. Напр., прп. Симеон Новый Богослов (XI в.) и Николай Кавасила (XIV в.) почти никогда не приводят святоотеческих авторитетов и основываются непосредственно на Священном Писании. Но несмотря на то что их толкование Писания основано на собственном духовном и сакраментальном опыте и имеет «очень личные» черты, пишет Василий (Кривошеин), оно, тем не менее, находится в полном согласии с Преданием Церкви, ибо вдохновлено тем же Св. Духом[16].
Так, при рассмотрении учения свт. Григория Паламы по формальным (научным) критериям, используемым западними исследователями, оно будет оценено как «новаторство». С точки зрения же православного церковного предания то же учение будет, напротив, считаться традиционным[17].
Православие не рассматривает критерий «согласия отцов» как выражение консерватизма. В.Н.Лосский пишет, что Святые Отцы не просто хранители древних традиций, но причастники Святого Духа[18]. Значение имеет не буквальное повторение сказанного отцами, а именно богодухновенность того или иного изречения[19]. При этом прп. Варсонофий Великий различает в святоотеческом наследии, с одной стороны, то, что отцы могли по ошибке заимствовать у других, не исследовав их слов и не вопросив Бога о том, «Духом ли Святым внушено было то», и, с другой стороны, собственно богодухновенное учение, о котором сами св. отцы засвидетельствовали как о Божественном внушении[20].