Прп. Кирилл Белозерский, икона XVI века |
Кирилл Белозерский
(+ 1427), игумен, преподобный Память 9 июня, в Соборе Московских и в Соборе Радонежских святых
В миру Косма, родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского.
Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора с именем Кирилл.
Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа.
Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.
Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место».
В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом, поставил крест и выкопал землянку.
Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.
Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Кирилло-Белозерский монастырь.
Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.
Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.
Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.
Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.
Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.
Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.
Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана, управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.
Преподобный Кирилл Белозерский: святой отшельник с озера
Через испытания – к служению Богу
Читая жизнеописания разных святых, мы можем заметить, что их путь к подвижнической жизни был отнюдь не радужным, а преисполненным многих испытаний. Крайне редко бывает как-то по-другому. Такая же участь постигла и Косьму, будущего преподобного Кирилла Белозерского.
Рано лишившись родителей, молодой Косьма устроился на должность дворецкого к знатному боярину Тимофею Вельяминову. Тогда же у него возникло желание принять монашеский постриг. Но, не желая, чтобы старательный прислужник покинул боярское имение, его начальник всячески препятствовал уходу юноши в монастырь. Высокое общественное положение Вельяминова не позволяло даже авторитетным духовникам уговорить его освободить молодого человека со светской должности, которой он очень тяготился.
Единственный, кто рискнул провести рискованную аферу, стал преподобный Стефан Махрицкий, бывший в авторитете у несговорчивого боярина. Священник решился на своеобразную провокацию: облек Косьму в монашеские одежды, велел называться Кириллом и благословил явиться в таком облике пред очи помещика. Задумка была такова: если боярин смирится с новым статусом своего казначея – тогда Стефан совершит над Косьмой настоящий постриг, а если разгневается – просто снимет с него мнимые монашеские облачения. В итоге – произошло и то и другое. Помещик вначале не на шутку разгневался на Стефана за его самочиние, а затем, по наущению благочестивой супруги, отпустил дворецкого с миром в монастырь.
Высокое общественное положение Вельяминова не позволяло даже авторитетным духовникам уговорить его освободить молодого человека со светской должности, которой он очень тяготился. Единственный, кто рискнул провести рискованную аферу, стал преподобный Стефан Махрицкий, бывший в авторитете у несговорчивого боярина.
Поступив в Симонов монастырь уже в достаточно зрелых годах, Кирилл был отдан игуменом в духовное руководство монаху Михаилу – будущему епископу Смоленскому. Служа у него келейником, новоначальный инок проводил ночи в коленопреклонных молитвах, а дни – в послушаниях и церковных богослужениях. Несмотря на большую физическую нагрузку, он был настолько ревностным в подвигах, что духовнику приходилось останавливать его душевные рвения.
Бесы тоже желали сбить Кирилла с верного пути, рисуя в его воображении страшные картины и пугая его во время молитвословий. Лишь призывая на помощь Имя Божие, он смог мужественно отразить эти атаки. Духовная брань закалила подвижника. Один из исследователей его жития, академик Е. Голубинский писал об этом этапе его монашеской жизни: «Он постоянно вел себя так, что как будто во все время старался вовсе не иметь своей воли, а только одно безрассудительное послушание».
На подвижника обратил внимание и посещавший Симонову обитель преподобный Сергий Радонежский. Приходя в поварню, он беседовал с ним, наставляя в духовных истинах.
Бегство от популярности и чудесное спасение
Икона «Преподобный Кирилл Белозерский с 21 клеймами жития». Мастерская Дионисия. Начало XVI века. Фото: kirillbelozersky.ru
В 14-м веке, как и сейчас, опытные духовники претерпевали искушение человеческой славой. Когда монах Кирилл стал священником, он устремился к безмолвию и более внимательной духовной жизни. Вначале его монашества игумен монастыря увидел в нем своего преемника, но, стремившийся к отшельничеству монах смог уйти от административного послушания.
Однако, искушения в монастыре на этом не прекратились. Над Кириллом стали сгущаться тучи, когда новоназначенный архимандрит монастыря увидел в нем конкурента, обращающего на себя большее внимание прихожан. Преподобному не оставалось ничего, кроме как молить Матерь Божию, чтобы Она помогла ему разрешить нарастающую проблему. После долгих молитв, он получил от Царицы Небесной наставление – покинуть обитель и направить свои стопы в Белозерский край. Святой весьма обрадовался такому благословению. Белозерье давно привлекало его своей отдаленностью от мирской суеты. Взяв с собой собрата по постригу монаха Феропонта, он отправился в грядущую неизвестность, полностью положившись на волю Божию.
Над Кириллом стали сгущаться тучи, когда новоназначенный архимандрит монастыря увидел в нем конкурента, обращающего на себя большее внимание прихожан. Преподобному не оставалось ничего, кроме как молить Матерь Божию, чтобы Она помогла ему разрешить нарастающую проблему.
Чтобы уверить подвижника в правильности его выбора, Господь чудесным образом спас ему жизнь, после того как, дойдя до Белозерья, Кирилл и Ферапонт расстались, чтобы в дальнейшем подвизаться каждому наедине.
Однажды, выкопав в лесу землянку, подвижник задремал посреди величественных сосен. Вдруг, невесть откуда он услышал громкий окрик: «Беги, Кирилл!». Он тут же проснулся и сразу отскочил в сторону. Через мгновение на место его недавнего отдыха с шумом рухнула сосна. Прославив Бога за избавление от преждевременной кончины, преподобный выпилил из упавшей сосны крест.
Но на этом спасающая десница Христова не перестала ограждать подвижника от бед. Когда он поселился в самодельной деревянной келье, на него ополчился местный крестьянин, желавший поджечь ветхую хижину. Но все поджоги оказались безуспешными. Осознав свой грех, преступник раскаялся и принес преподобному Кириллу свою исповедь. После этого бывший грешник стал спутником святого духовника на монашеском пути.
От ненависти до любви – один шаг
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь. Фото: wikipedia.org
Слухи о святом подвижнике быстро разошлись по округе, к Сиверскому озеру стали стекаться не только ищущие совета или исцеления, но и желающие монашеского подвига. Вокруг кельи преподобного начал разрастаться монастырь, известный ныне как Кирилло-Белозерский. Видя горячее желание людей разделить с ним тяготы иноческой жизни, святой Кирилл Белозерский обустраивает уклад монастырского бытия, учредив строгий устав. Требуя его исполнения от братии, он сам безукоризненно выполнял каждое составленное им предписание.
Преподобный никогда не желал быть причиной раздоров братии и вызывать у кого-либо смущение своим поведением. Его прозорливость ограждала монахов не только от духовных падений, но и от безосновательного ухода из монастыря.
Святой показал, что от ненависти до любви – всего один шаг, но для этого нужно первым признать своё несовершенство.
Был случай, когда один брат по дьявольскому искушению возненавидел святого настолько, что решил покинуть обитель навсегда. Зайдя в келью преподобного Кирилла, он уже был готов вылить на своего духовника ушат словесных нечистот. Но святой лишь по-отечески взглянул на него и произнёс: «Не скорби, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». После этого, греховный помысел уже не мучал монаха, и он благополучно продолжил жизнь в Белозерье. Святой показал, что от ненависти до любви – всего один шаг, но для этого нужно первым признать своё несовершенство.
Много других чудес совершил преподобный Кирилл. Подобно Христу, за неимением вина на Литургии он претворил воду в вино, во время голода насыщал братию неоскудевающими запасами хлеба и укротил бурю на озере. Когда вокруг монастыря разразилась моровая язва, святой уверил монахов, что он первым преставится Богу, а за ним уже уйдёт в вечность и братия. Так и свершилось: после смерти преподобного Кирилла Белозерского из 53 насельников монастыря скончались 30 человек.
* * *
Святой подвижник оставил на память о себе не только воспоминания о чудотворениях, но и ценные духовные назидания, отразившиеся в его посланиях к русским князьям. Каждое его письмо наполнено смирением и самоукорением.
«Я, грешный, больше печалюсь душой, что меня, недостойного и покорившегося всякому греху, так вы ублажаете, не приобретшего ни одной добродетели, но всякой страсти повинного», – писал он представителям светской власти в ответ на хвалебные речи в свой адрес. В то же время, он не угождал власть имущим, но предупреждал их об ответственность за каждый их поступок перед Богом.
Как часто нам не хватает такой святости в смирении. Нам кажется, что быть святым – это обязательно быть подвижником и аскетом. Но на самом деле достигают святости лишь те, кто смиряет свою душу перед Господом и другими людьми, кто по заповеди Христа получают первенство, становясь для всех слугой.
Будем молиться преподобному Кириллу Белозерскому, чтобы он помог нам обрести истинное смирение и научиться всегда и за все благодарить Всемилостивого Бога!
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Яко крин в пустыни Давидски процвел еси, отче Кирилле, / злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество, / страхом Божиим и учением твоим наставляемых, / ихже и до конца яко чадолюбивый отец / не оставил еси посещая, да вси вопием: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 8
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.
Иконография
Согласно монастырскому преданию, первая икона святого Кирилла была написана еще в годы его жизни. Создал ее Дионисий Глушицкий. Исследователи, проводившие реставрацию реликвии, относили ее к новгородской школе. Также была отмечена своеобразная простота композиции и техники написания.
Святого изображают на житийных иконах или на фоне основанного им монастыря. Неизменно каноническое написание самого преподобного. Его изображают благообразным старцем в темном монашеском одеянии. Часто в руках у него – свиток с предсмертным поучением для паствы. Лик святого с характерной мимикой излучает спокойствие. Проницательный мудрый взгляд устремлен на зрителя.
Считается, что молитва перед образом праведного отца помогает укрепиться в вере, добросовестно исполнять свои рабочие обязанности, избежать праздных искушений. Конечно, особое покровительство святого распространяется на людей, носящих его имя.
Литература[ | ]
- Голубинский Е. Е.
Преподобный Кирилл Белозерский. - Концевич И. М.
Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. - Мельник А. Г.
Кирилло-Белозерский монастырь как центр почитания русских святых в XVI веке // Вест. Поморского ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2010. — Вып. 12. — С. 67—72. - Мельник А. Г.
Визуальная репрезентация культа святого Кирилла Белозерского в основанном им монастыре в XV—начале XVII в. // ТОДРЛ. — СПб.; Росток, 2021. — Т. 64. — С. 365—374. — ISBN 978-5-94668-205-3. - Мельник А. Г.
История распространения культа св. Кирилла Белозерского на Руси в XV—XVI вв. // ТОДРЛ. — СПб.; Росток, 2021. — Т. 65. — С. 301—310. — ISBN 978-5-94668-226-8. - Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозёрские. — СПб., 1994.
- Прохоров Г. М.
Кирилл Белозерский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 2. Вторая половина XIV—XVI в. — Ч. 1. А—К. — М.: Наука, 1988. - Прохоров Г. М.
Книги Кирилла Белозерского // Тр. отд. др.-рус. лит. — Т. XXXVI. — М.—Л., 1981. — С. 50—70.
Почитание в православии
Поскольку авторитет преподобного был неоспорим, его почитание началось еще при жизни. Хотя официальная канонизация произошла только в 1547 году, первое житие, являвшееся образцом монашеского служения для многих подвижников, было составлено задолго до этого, Пахомием Логофетом.
Кирилл Белозерский входит в число почитаемых святых в целом ряде соборов: Костромском, Вологодском и Новгородском, Радонежском. В соответствии с этим, его память отмечают несколько раз в году: 5 февраля, 9 июня, 11 июля, 19 июля. В эти торжественные дни православные христиане поминают и прославляют духовный подвиг святого.