Иконописец Александр Лавданский: «Современное иконоборчество – иконоборчество в высшей степени»


Проблемы богословского характера

Иконы в Древней Руси занимали центральное место в храмовом искусстве. В них отражалась Божественная Красота – запечатлевался Образ Бога, а все мирское и земное оставалось за пределами образа.

Искусство иконописи в древности подчинялось четким и ясным критериям, которые были выработаны святыми отцами Церкви. Именно канон позволяет запечатлеть Образ Бога, не давая превратить икону в картину или портрет. И дает возможность донести Образ Божий до каждого верующего в неискаженном виде.

А что происходит сегодня? Чаще всего произведения современных иконописцев оценивают по критериям живописи на религиозную тему, рассуждая о композиции, колорите и индивидуальном видении живописца. И художнику, чей профессионализм формировался в условиях расцерковленной живописи, крайне сложно отказаться от творческой индивидуальности и творить в соответствии с каноническими требованиями православной живописи.

Но допустимо ли, чтобы в иконе отражалось личное видение художника? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный, поскольку верующий хочет видеть в иконописном изображении именно подлинный Образ Божий. И поэтому для иконописца важно не добиваться самовыражения, а создать Святой Лик в строгом соответствии со святоотеческими канонами, без примеси личного видения. И это еще одна причина, почему на древних иконах вы не найдете имени живописца. Там, где властвует Дух, не место личному «я» художника.

Сегодня практически отсутствуют школы русского канонического церковного искусства. И это является одной из главных проблем современности. Фактически, художникам негде изучать значение канонов, а это приводит к невозможности осмыслить старинные иконографии и постичь художественные приемы. А в результате иконопись во многих случаях сводится к банальному «срисовыванию» древних образов. Причем зачастую копирование ведется без коррекции композиции, не говоря уже о внутреннем смысле.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения красавицу_видеть_хотите

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Дух иконописца не спрячшь за красивыми словами… Художник Максим Шешуков
Мы, люди 21 столетия, древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы — главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы обязательно были не только в каждом храме, но и в каждом доме. Техника, в которой они создавались, была особой. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась левкасом или загрунтованной тканью — паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Именно такой старинный способ используют свияжские иконописцы в своих трудах…

Максим Шешуков, современный иконописец, занимается иконой с начала девяностых. Работает и живет в Свияжске, в древнем городе, основанном на острове еще Иваном Грозным в нескольких километрах от Казани. Сам он родом из Казани, но перебрался в Москву, учился иконописи в мастерской Владимира Ивановича Щербинина при Сретенском монастыре в Москве, женился, появилась квартира. Казалось, большой город, центр России, живи и радуйся, но… Как-то друзья посоветовали ему купить домик в Свияжске и поселиться вдалеке от ларьков и «рыночной экономики», там, где живая и настоящая жизнь оставалась еще нетронутой. Потом здесь стали покупать дома и другие художники, потихоньку создавать свои мастерские и сама собой начала складываться колония творческих чудаков, этакий культурный анклав.

«Художники — они как клопы, их не уничтожить. Художники — это Божий проект — поэтому, и я верю в Бога… Я уже не молодой человек и больше не занимаюсь муками творчества, я занимаюсь только свободным творчеством: взять молоток и гвоздь, вбить гвоздь в стену — при этом не испытывать никаких мук и есть — настоящее творчество…»

Шешуков о работе иконописца говорит всегда, в любом интервью, как о рутинной и будничной, приземляя и намеренно снижая ее пафосность. Ничего высокого, но самое земное и есть самое настоящее. В его словах есть, конечно, и правда, если рассматривать работу иконописца как ограниченную строгими канонами и рамками. Доски для икон должны быть подобраны особым образом, а не або как; краски – только настоящие, минеральные, из земли и камня, и никакой химии. Доски обрабатываются тоже по особой технологии. И все по старинным образцам, старым технологиям и рецептам еще пятивековой давности. У Максима Шешукова своя артель – пять человек: один готовит доски, другой — краски, третий — прориси, а иконописец просто «раскрашивает». Так издавна строилась на Руси иконописная мастерская.


Но есть в словах иконописца и лукавство, потому что самое главное в иконописи вовсе не технические приемы и ремесло. Икона рождается только когда мысль, дух и жизнь будут тоже настоящими, не поддельными, не выдуманными и не ряженными под русскую старину. Икона проявляет невидимое – дух иконописца, который не спрячешь за красивыми словами. Он здесь налицо и на ликах. «Это как в музыке: есть ноты, а есть исполнители. Любой художник-иконописец — это, по сути дела, исполнитель. Все упирается просто в исполнительское мастерство. Одно дело Рихтер будет исполнять, другое дело — какой-нибудь кабацкий музыкант… Ведь существует широкий диапазон каких-то возможностей: кто-то трудится над виртуозным оттачиванием, кто-то идет по совершенно центральной линии — по нотам… Так и у нас. Да и сама иконописная мастерская — это всегда несколько человек. Как некий маленький оркестр…

Вот так скромно и в нескольких словах иконописец говорит о том, что он делает изо дня в день: просто играет по нотам. Творчество Максима не ограничивается иконописью. Он занимается еще и керамикой, и пишет картины. И опять сравнивает это с музыкой: «Икона — это конкретная нотная грамота, а радикальные иконообразные картины — это уже другая область. Другое музыкальное произведение. Все как в музыке… Есть канонические вещи — есть абстрактные…» Глядя на его иконы, понимаешь, что русская иконописная традиция не умерла, она возрождается, живая и настоящая.

Девушка с тремя крылами


Побиение Стефана камнями

Проблемы технического мастерства

Еще одна проблема современной иконописи состоит в том, что сегодня в храмах часто встречаются иконы, написанные мастерами-самоучками. Отсутствие понимания сложной системы религиозной живописи нередко приводит к тому, что созданные образы больше похожи на плакаты.

Главная идея иконописи состоит в явлении Образа Бога через материальные предметы, в данном случае иконы. Для этого используется специальная «санкирная» техника. От обычной светской живописи она отличается тем, что раскрытие образа начинается с самых темных оттенков, на которые постепенно накладывается белый цвет.

Если обычные картины пишутся быстро и обобщенно, то иконы создаются долго и с особой тщательностью. Огромное значение имеет прорисовка изображений в соответствии с канонами, поскольку на них ложится основная художественная нагрузка. И любой промах в линейном рисунке будет виден сразу же, поэтому иконописцу нельзя торопиться.

Краски промышленного производства, сделанные на основе химических компонентов, не слишком подходят для создания Образа Божьего. Они не позволяют получить нужную глубину и прозрачность оттенков, которые и придают иконописным образам особое сияние. И поэтому настоящие иконописцы и в наши дни растирают для получения красок природные минералы, смешивая их с яичной эмульсией, как это делалось столетия назад.

Одной из основных задач иконы есть попытка направить нашу человеческую природу на путь преображения

Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) писал: «Иконопись не должна напоминать молящемуся ни о чем земном, а наоборот должна отвлекать его мысли и чувства от всего земного и переносить его в мир горний, мир духовный». Мнения о христианском образе и конкретно об иконе – не новы. Скорее всего, они берут свою основу из многовековых Христологических споров о Лике Спасителя. Сюда можно отнести противостояние иконоборцев и иконопочитателей. Вопросы о христианском искусстве подымались на Вселенских соборах, последний из которых и доказал полную догматическую и каноническую победу над противниками иконографии. Имея огромный багаж из прекрасных святоотеческих трудов, посвящённых христианскому образу, сегодня мы, к сожалению, столкнулись с недопониманием или отсутствием элементарных знаний и азов о «богословии иконы». Некоторые, даже воцерковлённые люди больше воспринимают икону как традицию, не понимая, что одной из основных задач иконы есть попытка направить все наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения.

Невысокий художественный уровень

Отсутствие художественного мастерства и знаний канонов – бич современной иконописи. Самодеятельные иконописцы зачастую руководствуются религиозным тщеславием и крайне нетерпимо относятся к критике. Не владея искусством канонической живописи, они даже пробуют «улучшать» древние иконографии и вносить в них новые, ненужные детали, что является грубыми каноническими нарушениями. Без сомнения, сегодня есть и настоящие мастера иконописи, которые создают иконы, сравнимые с древними образами. Их творческий уровень и является той планкой, к которой должны стремиться все иконописные школы.

Учение Церкви может быть искажено не только словом, но и «образом»

Некоторым людям духовное возрождение представляется как некая реставрация церковных традиций, которые не проверены временем и часто приводят к разрушению канонической христианской живописи. Это, в свою очередь, может ввести верных в заблуждение, вместо того, чтобы наставлять. Учение Церкви может быть искажено не только словом, но и «образом». На сегодняшний день большое разнообразие в манере написания христианских образов и сюжетов: кто-то пишет в манере византийского искусства, кто-то возрождает письмо русских иконописных школ, некоторые в своём творчестве опираются на стилистику барокко и т.д. Такое количество художественных направлений не могло обойти идею создания «авангардной иконы». Основы такого рода живописи хорошо освещены в работе Бычкова В.В. «Икона и русский авангард нач. ХХ века».

Авангард не содержит идеи «изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний»

Если проследить историю становления русского авангарда, то именно «открытие» византийской и древнерусской иконографии в период «серебряного века» дало огромный толчок для целого ряда направлений и приемов, которые были применены художниками-авангардистами XX в. Например, авангардом в иконографии был заимствован приём «обратной перспективы», но в данном случае авангард не содержит идеи «изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний». В средневековом искусстве Европы и на Руси была распространена культура «лубочной живописи», и не редко изображалась христианская тематика. Возможно, корни «авангардной иконы» нужно искать именно там.

Поэтому эти изображения — современная лубочная картинка на религиозную тематику с явными элементами авангарда и его замечательными разновидностями. И воспринимается она религиозно просвещённым человеком лишь в этом контексте. Как любое искусство, “лубочная живопись” имеет право на существование, у неё есть свои почитатели — и слава Богу. Основная цель христианского изобразительного искусства – это созидание, культурное и духовное развитие личности. И если данное художественное направление для человека приемлемо и несёт “позитив”, пускай человек эстетически наслаждается им у себя дома или на работе. Хотелось бы закончить словами талантливого художника, основоположника русского модерна, Виктора Михайловича Васнецова: «Моя живопись — это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы…»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]