Источник веры в православии
Авторитет Священного Писания освящает Предания, о них не единожды говорится в Библии, в частности, в Новом Завете апостол Павел в своем обращении:
- к жителям Фессалоники говорил о предании, полученным через Слово (2Фес.2:15);
- в Коринфе он хвалил христиан за то, что они верны посланиям, переданным через последователя Христа (1Кор. 11:2);
- Тимофею дал наставление, сохранить услышанное (1 Тим.6:20)
Христианское вероучение черпает знания из двух источников — Священного Писания и Священного Откровения, переданного их прошлого.
В Священном Писании заложены все догматические истины христианской церкви
Священное Писание не могло вместить все то, чему учил Иисус, описать все Христовы действия и слова. Церковь первоначально появилась на основе старозаветных Преданий, Писание стало хранителем веры и истины. Духовная жизнь Церкви организована апостолами. Они Духом Святым передали Святой Церкви откровения и письма в устном и письменном виде о ведении христианского способа жизни, ее правилах, таинственных священнодействиях.
Апостолы через своих учеников, пастырей новых церквей, передавали откровения, в которых хранится православная премудрость. Ко всем посланиям, переданным апостолами в устном и письменном виде, современным христианам следует обращаться с преданным сердцем, верой в сокрытые Духом Святым таинства.
Читайте о святых апостолах:
- Апостол Фома
- Святой первоверховный апостол Петр
- Житие апостола Иоанна Богослова
Как определить является ли предание апостольским?
Истинно-апостольским признается то предание, которое не противоречит и согласуется со Священным Писанием и другими несомненными апостольскими преданиями, и, кроме того, восходит исторически к временам апостольским и существовало в церквях, основанных апостолами. Если не сохранилось древнейших источников, которые могли бы засвидетельствовать апостольское происхождение какого-либо предания, то достаточным основанием для признания считается свидетельство отцов и учителей Церкви III, IV, V веков, если все или многие из них считали некое предание апостольским; в особенности же то, чего держится вся Кафолическая Церковь.
В чем внутренний смысл духовной преемственности
Внешне христианский мир менялся в силу исторических событий, но при этом никогда не прерывалась внутренняя преемственность православия. Из века в век православные верующие пронесли некую духовность древности, сохранив некую неизменность. Так, при Таинстве Крещения человек трижды окунается в воду, новорожденных приносят в храмы, диакона во время богослужения провозглашают; «Двери! Двери», в память того времени, когда семейная служба была открыта только для христиан.
Неизменным во все века остается Символ веры. Православная Церковь сохраняет учения Господне, оставаясь верной вере, дарованной нам Спасителем, памятуя о благодати Христа.
В послании Иоанна Дамаскина говорится о неизменности границ православия и хранении откровений, верований, обычаев.
Под христианскими преданиями, передаваемыми через апостолов, подразумеваются библейские писания, символы веры, святые образа, соблюдение канонов и письма святых. Христиане хранят святоотеческие богатства, видя в этом долг перед будущими поколениями. Исследуя наследие из прошлого, можно заметить, что нет равноценности между теми или посланиями.
Важно! Символ веры и Библия остаются ценнейшим посланием с момента их появления, каждая буква в них остается неизменной без права пересмотра или отмены, ни одно послание Святых Отцов несоизмеримо с Евангелиями.
Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами. Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом. Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды.
Староверы строят свою веру на крайнем консерватизме, не допуская никаких отступлений в обрядах, современные православные могут идти на компромиссы, подрывающие авторитет истинного учения, хранимого с древности.
Сегодняшнее православие на основе контактов с западными церквями может оценить необходимость собственного наследия. В верности преданиям главное видеть не процесс автоматизма или механического повторения, а передачу заимствованной из прошлого мудрости.
Святые Отцы в своих трудах давали толкования Священного Писания
Мыслители современного православия должны обладать умением разглядеть внутреннюю сущность переданного церковного послания, чтобы ощутить его христианский дух так, заново открыть для себя смысл христианства.
Истинное предание рождается из личной встречи со Спасителем и Духом Святым, оно не просто оберегается православием, это существование Духа Святого в настоящем времени.
Доктринальные формулировки Вселенских соборов и поныне имеют силу, но возможен новый Собор, который обогатит преданиями новыми обозначениями веры.
По мнению Георгия Флоровского, предания живы свидетельством Святого Духа в непрерывном проповедовании Истины, которая есть Иисус Христос. Правильно понять послания из прошлого могут только воцерковленные верующие, живущие в присутствии Божьей благодати. Богатство прошлого имеет ценность не в памятовании буквы, а в верности Святому Духу для роста и возрождения Церкви и православных верующих.
В Евангелии от Иоанна сказано, что только Духом истины можно познать истину. (Иоан.16:13), высказывание можно считать основой христианской верности посланиям с прошлого.
О смысле выражений «Апостольское Предание» и «Священное Предание»
Данные выражения могут рассматриваться в богословии по-разному. Так, под Апостольским Преданием может подразумеваться Предание, приобретенное Церковью непосредственно от апостолов. Это узкое значение рассматриваемого выражения. В этом случае оно не тождественно выражению «Священное Предание», понимаемому широко. С другой стороны, учитывая, что Священное Предание в широком смысле соответствует апостольскому учению и спасительному апостольскому опыту по духу, его также допустимо обозначать как Апостольское (в данном случае выражению «Апостольское Предание» придаётся более широкое значение).
Выражение предания во внешних формах
К Священному Преданию по внешним формам относят:
- Библию;
- Символ Веры;
- Семь Вселенских соборов;
- поздние Соборы;
- послания Святых Отцов.
Библия
Православная церковь основана на Святом Писании, которое никаким образом нельзя отделить от Священных Откровений. В Библии описан весь путь от сотворения мира, рождения народа Божьего, прихода Миссии на землю и начало первоапостольских церквей. Библию нельзя рассматривать отдельно от Церкви, так и Церковь не может существовать без Святого Писания.
Через наставления Церкви христиане могут найти толкования неясных мест в Библии
Новый Завет неизменен для всего мира, а вот ветхозаветные тексты православие принимает соответственно греческому переводу в Септуагинте. Есть некоторые различие в еврейском и греческих переводах, но православие уверено, что текст в Септуагинте написаны под руководством Духа Святого.
Читайте о Библии:
- Толковая Библия Лопухина
- Пророчества из Библии
- 15 интересных фактов о Библии
В еврейской версии Старого Завета находится 39 книг, а Септуагинта признает еще десять, известные в православии, как второзаконические. Настоящее христианство базируется на добросовестном исследовании посланий, в православии нет запрета на критическое отношение к тем или иным историческим событиям, описанным в Священных Посланиях.
Невозможно преуменьшить значение Библии в проведении богослужений. Книга «Псалтырь» озвучивается каждый день, при утреннем и вечернем чтении 151 псалом прочитывается за семь дней. Евангелие является кульминационным моментом во время утрени, по воскресеньям, праздникам. В течение года на богослужениях прочитываются все тексты Нового Завета, не включая «Откровение».
Богослужения постоянно оглашаются пением ветхозаветных песнопений, молитва «Отче наш» звучит в храмах во время церковных служб. Литургические тексты написаны на основе цитат из Старого и Нового Завета.
Важно! Для православия Библия является словесной иконой Иисуса Христа. По постановлению Седьмого Вселенского собора святые образа и Евангелия должны быть равнопочитаемы.
Символ веры
Непререкаемый авторитет для православных — символ веры, установленный Семью Вселенскими соборами.
Молитва символ веры текст на русском языке
- Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
- И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
- Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
- Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
- И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
- И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
- И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
- И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
- В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
- Признаю одно крещение для прощения грехов.
- Ожидаю воскресения мертвых.
- И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
Ни одна Евхаристия полунощница или повечерня не совершается без пения Символа веры, задача которого лежит в утверждении апостольской веры. В православии почитаются как Апостольский, так и Афанасиевы символы, но они не используются в богослужениях.
Символ веры был принят Втором Вселенском Соборе в 381 году
Все формулирования вероучений в православии принимаются на соборах, после Никейского собора 787 года на уровне поместных объединений патриархов и писем отдельных епископов Церковь могла вводить новые определения. При этом акты Вселенского собора не подлежат пересмотру, они принимаются целиком, без всяких поправок.
Предания святых Отцов Церкви
Во избежание ереси и неправильных мнений следует сопоставлять Священное Писание с Церковным Преданием.
В начале новой эры появились Апостольские письма, которые описывали священные таинства, они хранились втайне от нехристианского мира. Крещение, Евхаристия совершалась тайно, обрядовые действия никто не записывал, порядок действия передавался устно.
По рекомендации святителя Феофана христианам необходимо изучать творения Отцов Церкви. Начинающие верующие могут черпать знания и силу веры в житии святых, а совершенным христианам уже под силу и Священное Писание.
Святое Евангелие лежит в основе святоотеческих посланий, в которых описывается дорога к принятию спасения. Каждый верующий, в сердце которого горит огонь познания и желания внутренних изменений, найдет наставления в посланиях Отцов Церкви.
Совет! Для совершенствования собственной духовной жизни верующим необходимо изучать подвиги подвижников православия. В творениях праведников находятся кладези учений о спасении, послания из глубины веков следует не только читать, но и применять в современной христианской жизни.
При цитировании святых отцов следует просить у Бога мудрости не просто произносить слова, а пропитаться святоотеческим образом мыслей, чтобы в праведниках прошлых лет видеть прообраз современного христианина.
Автора четвертого века, известные как три святителя в лице Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, пользуются особым уважением в православии. При этом в православии нет определение статуса святых посланников или таблицы степени их значимости.
Православие подчеркивает, что отцы Церкви появляются во все времена
Наряду с Иоанном Дамаскиным, Григорием Паламой, Марком Эфесским в современном христианском мире могут рождаться новые отцы, ведь Дух Святой и поныне живет в Православной Церкви, передавая потомкам апостольские предания.
Передача Священного Предания неразрывна с Литургиями, канонами и святыми иконами.
Священное Предание и предания
От Священного Предания следует отличать предания человеческие (см. Мф.15:1–20; Мк.7:1–23). Тем более нельзя предпочитать последние первому. Отвергающий всякое предание церковное, писаное или неписаное, а также «соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая», подлежит отлучению от Церкви (10‑й анафематизм Недели Православия).