Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд


Что такое Священное Предание?

Священное Предание — это, в широком смысле, совокупность всех устных и письменных религиозных знаний и источников, содержащих все догмы, каноны, трактаты и основу религиозного вероучения. Основу Предания составляет передача содержания веры из уст в уста, от поколения к поколению.

Священное Предание — это совокупность всех догматов и церковных традиций, которые описаны в религиозных текстах, а также донесены до людей апостолами. Сила и содержание этих текстов равноценны, а истины, заключённые в них, — непреложны. Важные аспекты всего Священного Предания несут апостольские проповеди и тексты.

Священное Предание: источник Православной веры*

С внешней стороны православная история отмечена рядом внезапных разрывов: захват Иерусалима, Александрии, Антиохии арабо-мусульманами, сожжение Киева монголами, два разграбления Константинополя, октябрьская революция в России. Но эти события, преобразовавшие внешний облик православного мира, никогда не прерывали внутренней преемственности Православной церкви. Первое, что обычно поражает далекого от православия человека, – это его дух древности, его кажущаяся неизменность. Православные все еще совершают крещение через троекратное погружение, как в первоначальной церкви; все еще приносят младенцев и приводят маленьких детей для получения святого причастия; во время литургии диакон все еще возглашает: «Двери! Двери!» в памятование тех дней, когда вход в церковь тщательно охранялся, и только члены христианской семьи могли присутствовать на семейной службе; Символ веры все еще произносится без каких-либо добавлений.

Это лишь несколько примеров того духа, которым пронизан любой аспект православной жизни. Когда на проходящих в наше время межцерковных форумах православных просят кратко определить, в чем заключаются отличительные черты их церкви, они часто указывают именно на ее неизменность, ее решимость сохранять верность прошлому, ее чувство живой преемственности церковью древних времен. В начале XVIII в. восточные патриархи то же самое сказали «неприсягнувшим» в выражениях, напоминающих язык Вселенских соборов:

Мы сохраняем учение Господа в целостности и твердо привержены вере, которую Он дал нам, и бережем ее от повреждения и умаления как царское сокровище и памятование о великой благодати, ничего не прибавляя и ничего не отнимая от нее.

Эта идея живого преемства суммируется для православных в слове Предание. «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, – пишет Иоанн Дамаскин, – а храним Предание таким, каким получили его».

Православные всегда говорят о предании. Но что они подразумевают под этим словом? Предание в обиходном языке означает мнения, верования или обычаи, унаследованные потомками от предков. В этом смысле христианское предание – это вера и практика, которые были переняты апостолами от Иисуса Христа и с апостольских времен передавались в церкви от поколения к поколению. Но для православных христиан предание означает нечто более конкретное и специфичное: книги Библии, символ веры, постановления Вселенских соборов и писания св. отцов, каноны, богослужебные книги, святые иконы. Иначе говоря, это вся система вероучения, церковного управления, культа, духовности и искусства, выработанная православием на протяжении веков. Сегодняшние христиане считают себя наследниками и хранителями богатств прошлого, они видят свой долг в том, чтобы передать это наследие будущим поколениям в целости и сохранности.

Заметим, что Библия составляет часть предания. Иногда предание определяют как устное учение Христа, не запечатленное в письменном виде Его непосредственными учениками. Не только неправославные, но и многие православные авторы усвоили себе такую манеру говорить о Писании и предании, трактуя их как две разные вещи, два разных источника христианской веры. Но в действительности есть только один источник, ибо Писание существует внутри предания. Разделять и противопоставлять их – значит обеднять и то, и другое.

Принимая свое наследие от прошлого, православные в то же время сознают, что не все унаследованное от прошлого равноценно. Среди многообразных элементов предания доминирующее положение занимают Библия, символ веры и вероучительные определения Вселенских соборов: их православные воспринимают как нечто абсолютное и неизменное, что не может быть отменено или пересмотрено. Остальная часть предания не обладает равной авторитетностью. Постановления соборов в Яссах или в Иерусалиме уступают в этом смысле Никейскому символу, а сочинения, скажем, Афанасия или Симеона Нового Богослова – Евангелию св. Иоанна.

Не все воспринятое из прошлого равноценно, и не все непременно истинно. Как заметил один из епископов на Карфагенском соборе 257 г., «Господь сказал: Я есмь истина. Он не сказал: Я есмь обычай»1. Есть разница между преданием и традициями: многие унаследованные от прошлого традиции имеют человеческую и случайную природу. Это благочестивые (или неблагочестивые) мнения, но не истинная часть предания – основания христианской вести.

Это чрезвычайно важно для нашего подхода к прошлому. В византийские и послевизантийские времена православные часто занимали некритическую позицию по отношению к прошлому, и это приводило к застою. Сегодня такая некритическая позиция более не приемлема. Более высокие образовательные стандарты, оживление контактов с западными христианами, нападки секуляризма и атеизма вынудили православие XX в. более внимательно вглядеться в собственное наследие и более тщательно провести различение между преданием и традициями. Задача различения никогда не бывает легкой. Необходимо в равной мере избежать заблуждений как староверов, так и «Живой церкви»: первые впадают в крайний консерватизм, не допускающий ни малейших изменений в традициях, вторая вовлекается в духовные компромиссы, подрывающие предание. Но несмотря на некоторые очевидные помехи, сегодняшние православные находятся, пожалуй, в более выгодном положении для такого различения, чем их предшественники в течение многих столетий. Часто именно контакты с Западом помогают им все яснее понимать, что же является необходимым в их собственном наследии.

Истинная православная верность прошлому всегда должна быть творческой верностью. Истинное православие никогда не может довольствоваться бесплодным «богословием повторения», которое твердит, словно попугай, вызубренные формулы, даже не пытаясь понять, что же за ними стоит. Верность преданию, правильно понятая, – не механический, пассивный и автоматический процесс передачи некоей мудрости, заимствованной из отдаленного прошлого. Православный мыслитель должен видеть предание изнутри, должен проникнуть в его внутренний дух, вновь пережить его смысл таким образом, чтобы это переживание стало открытием, исполненным отваги и творческого воображения. Чтобы жить внутри предания, недостаточно интеллектуального признания вероучительной системы: ведь предание есть нечто гораздо большее, чем просто набор абстрактных положений. Это жизнь, личная встреча со Христом в Духе Святом. Предание не просто сохраняется Церковью – оно живет в Церкви, оно есть жизнь Святого Духа в Церкви. Православное понимание предания не статично, но динамично: это не бесплодное принятие прошлого, но живое открытие Святого Духа в настоящем. Будучи внутренне неизменным (ведь Бог не меняется!), предание непрестанно принимает новые внешние формы, которые дополняют старые, не уничтожая их. Православные часто говорят так, словно период доктринальных формулировок закончился. Но ведь это не так! Возможно, в наши дни соберется новый Вселенский собор, и предание обогатится новыми формулами веры.

Такое представление о предании как о чем-то живом хорошо выразил Георгий Флоровский:

Предание есть свидетельство Духа, непрерывное откровение и проповедование Благой Вести Духом… Чтобы принять и понять Предание, мы должны жить внутри Церкви, должны сознавать благодатное присутствие в ней Господа… Предание – не только охранительное и защитительное начало, оно есть прежде всего начало роста и возрождения… Предание есть постоянная верность Духу, а не только памятование слов2.

Предание есть свидетельство Духа: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин 16:13). Именно это божественное обетование составляет основу православной верности преданию.

Закон Божий в русском православии

Священное Предание — это основа основ для русского православия, которое мало чем отличается от православия в других странах. Это объясняет одинаковое отношение к основным догматам веры. В русском православии Священное Писание — это, скорее, форма священного Предания, нежели самостоятельное религиозное произведение.

Первоначальная православная традиция вообще считает, что Предание может передаваться не при помощи передачи знаний, а только в обрядах и ритуалах, в результате участия Святого Духа в Церковной жизни. Создание Предания происходит посредством явления Христа в человеческую жизнь в ходе обрядов и образов, которые передаются предыдущими поколениями следующим: от отца к сыну, от учителя к ученику, от батюшки к прихожанину.

Таким образом, Священное Писание — главная книга Священного Предания, отражающая всю его суть. Предание в то же время олицетворяет Писание. Текст Писания не должен противоречить учению церкви, потому что именно понимание написанного в Библии приводит к осознанию всего вероучения в целом. Руководством к правильной трактовке Библии являются учения отцов церкви, однако они не считаются священными, в отличие от текстов, утверждённых на Вселенских соборах.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

Священное Предание – это соборный опыт богопознания, который передается в Церкви из поколения в поколение.

Осипов Алексей Ильич

Апостол Павел

Смотрите чтобы кто не увлек вас по преданию человеческому

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол.2:8-10).

Стойте и держите предания, которым вы научены

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2Фес.2:13-17).

Удаляйтесь от всякого брата, поступающего не по преданию

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (2Фес.3:6-9).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Священное Предание Церкви Православной

Научает меня этому Священное Предание Церкви Православной: душе, равно и ангелам, даровано бессмертие Богом, оно не их собственность, не их естественная принадлежность. Тело для поддержания жизни своей нуждается в питании воздухом и произведениями Земли. Душа, чтоб поддержать и сохранить в себе бессмертие свое, нуждается в таинственном действии на себя Божественной десницы.

Святитель Феофан Затворник
Предание
В догматах веры христиане должны руководствоваться не одним Священным Писанием, но и церковным преданием (Дан. 2:44). «Предание сохрани», писал святой апостол Павел к Тимофею, «уклонялся скверных суесловий и прекословии лжеименнаго разума» (1 Тим. 6:20). Что церковное предание должно быть согласно с Священным Писанием, это несомненно, иначе и неправильное и не божественное учение может быть принято за предание правильное и божественное; но истинно и то, что и Священное Писание должно быть согласуемо с преданием, иначе могут возникать неправильные мнения и ереси. Как могла бы возникнуть ересь Ариева, если бы тогда крепче держались учения Церкви, заключающегося в предании? Как могла бы возникнуть ересь иконоборства, если бы уважаем был голос Церкви в предании?

«Только слово Божие есть основание веры, говорят и ныне некоторые христиане, и потому предания не нужны!» Как же это так? А Символ веры разве не предание? Как же без него мы стали бы веровать всякий по-своему?

В слове Божием много таких мест, которые требуют разъяснения и соглашения, что и сделала Святая Церковь. Не нужно предание… Но как же мы станем служить Богу? Как совершать и принимать таинства? Как и в какие дни праздновать праздники? Как станем торжествовать воскресный день, и почему сегодня, а не вчера, не завтра? Все это, без сомнения, мы знаем из предания. Первобытная Церковь утвердилась на предании и руководствовалась преданием. Священное Писание как свидетельство истины и вечный охранитель веры явилось и принято Церковию после.

Осипов Алексей Ильич

Доктор богословия. Профессор МДА

Священное Предание и предания

Под Священным Преданием понимается то непрерывное действие Духа Пятидесятницы в Церкви, которое передается из поколения в поколение через носителей этого Духа и выражает себя в вероучительных истинах, нравственных нормах, принципах духовной жизни, канонических и литургических установлениях, дисциплинарных требованиях, обрядах и т. д. в качестве необходимых средств спасения и духовного совершенствования человека.

Священное Предание включает в себя Священное Писание, решения Вселенских и Поместных соборов, творения и жизнь святых отцов и учителей Церкви, ее литургическое наследие, иконо — и гимнографию, различные церковные установления, предания.

Критериями истинности, то есть принадлежности Священному Преданию любого предания в Церкви являются:

  • отсутствие противоречий Священному Писанию;
  • согласие святых отцов и учителей Церкви в данном вопросе (consensus patrum);
  • полезность в духовной жизни человека и общины, т. е. способствование молитве, покаянию, любви ко всем людям, исполнению заповедей.

Напротив, все то в церквах, что служит мирской помпезности, зрелищности, развлечению ума и чувств, фанатизму, нетерпимости, фарисейству, тщеславию, эстетизму и т.п. – прямо свидетельствует об отступлении от Священного Предания.

Предания в Церкви: особенности богослужебных чинопоследований, напевов, церковной дисциплины, обрядов и обычаев, обусловленных временем, народом, культурой, местом и прочее. Предания всегда вторичны по отношению к Священному Преданию, они могут быть и полезными (например, исповедь перед Причащением), и вредными (например, «концерты» во время Запричастного).
Священное Предание
Что такое Св.Предание? Это учение Церкви, согласие отцов по вопросам христианской веры. Только это согласие может гарантировать нам верность понимания самого Св.Писания.

Как Св.Писание дано в своей богодухновенности Духом Святым, так же и понимание этого Писания возможно только так и только тем, кто имеет в себе того же Духа Святого. Это как если мы читаем книжку какого-то автора, и нам что-то в ней непонятно, то мы обратимся к самому автору с этим вопросом, и сам автор пояснит: вот здесь я то-то имел в виду. – А, тогда понятно. — Так и здесь: автором Писания является Дух Святой, поэтому мы и прибегаем к святым отцам, изучаем их, как они мыслят.

При этом некоторые отцы могли высказывать соображения личные, совсем не от Духа Божиего, и они были людьми, которые возрастали постепенно, а не сразу. Но когда мы видим именно согласие отцов в одном вопросе, то мы уже не сомневаемся, что это согласие есть действие Духа Божиего. И это согласие отцов передается из поколения в поколение, и это мы называем Священным Преданием.

Т.е.Священное Предание – это соборный опыт богопознания, который передается в Церкви из поколения в поколение.

Не смешивайте со Св.Преданием различные предания, которые не только в каждой поместной Церкви, но и в каждом монастыре и в каждой церкви есть свои.

Есть прекрасные предания, например – исповедь перед причащением. Есть ужасные предания – например, когда перед запричастным как дадут концертик, то тогда не знаю, чего тогда и будем причащаться. Да, концертик. А я думаю – что за солдатчина такая? Это понятно, в армии – поют солдатские песни, горланят вовсю. У нас был такой регент из армии, симпатичнейший человек, покойный Марк Харитонович Трофимчук. Ну мы с ним спорили, ладно, он хоть пришел из армии. А эти-то что орут, как сумасшедшие, на Бога? Здесь я уже не понимаю, зачем орать? Нет тогда Бога, Бог изгоняется из храма при таком пении.

Поздравляю вас с окончанием учебного года, желаю всем успехов на экзаменах. Не знаю, кто — Осипов у вас будет принимать? Ой, сочувствую вам, бедные. Ну ничего, Бог поможет.

Писание в православии

Состав Священного Писания в православии:

  1. Библия;
  2. Символ веры;
  3. Решения, принятые Вселенскими соборами;
  4. Литургии, церковные таинства и обряды;
  5. Трактаты священников, церковных философов и учителей;
  6. Истории, описанные мучениками;
  7. Истории о святых и их жизни;
  8. Кроме того, некоторые учёные считают, что достоверным источником Предания могут служить христианские апокрифы, чьё содержание не противоречит Священному Писанию.

Получается, что в православии Священное Предание — это любая религиозная информация, не противоречащая истине.

Священное Предание в протестантизме

Протестанты не считают Предание главным источником своей веры и допускают самостоятельную интерпретацию текста Писания христианами. Кроме того, протестанты придерживаются принципа sola Scriptura, что означает «Только Писание». Доверять, по их мнению, можно лишь Богу, и только Божественное слово является авторитетным. Все остальные наставления ставятся под сомнение. Тем не менее протестантизм сохранил относительный авторитет отцов церкви, полагаясь на их опыт, однако абсолютной истиной считается лишь информация, содержащаяся в Писании.

Мусульманское Священное Предание

Священное Предание мусульман изложено в Сунне — религиозном тексте, приводящем эпизоды из жизни пророка Мухаммеда. Сунна является примером и руководством, составляющим основы поведения для всех представителей мусульманской общины. В ней содержатся высказывания пророка, а также поступки, которые одобряются исламом. Сунна — это вторая после Корана религиозная книга мусульман, являющаяся главным источником исламского права, что делает её изучение очень важным для всех мусульман.

С 9 по 10 век Сунна почитается среди мусульман наряду с Кораном. Существуют даже такие трактовки Священного Предания, когда Коран называют «первой Сунной», а Сунну Мухаммеда — «второй Сунной». Важность Сунны обусловлена тем, что после смерти пророка Мухаммеда она является главным источником, помогающим решать спорные вопросы жизни Халифата и мусульманской общины.

Место Библии в Священном Предании

Библия как основа божественного откровения — это истории, описанные в Ветхом и Новом Заветах. Слово «Библиа» переводится как «книги», что в полной мере отражает суть Священного Писания. Библия писалась разными людьми в течение нескольких тысяч лет, насчитывает 75 книг на разных языках, но имеет единую композицию, логику и духовное содержание.

По мнению церкви, сам Бог вдохновлял людей на написание Библии, поэтому эта книга является «богодухновенной». Именно он открывал авторам истину и составлял их повествование в единое целое, помогая осмыслять содержание книг. Притом Святой Дух не заполнял человеческий разум информацией насильно. Истина проливалась на авторов как благодать, порождая творческий процесс. Таким образом, Священное Писание — это, по сути, результат совместного творчества человека и святого Духа. Люди при написании Библии не находились в трансовых или затуманенных состояниях. Все они пребывали в здравом уме и трезвой памяти. В результате благодаря верности Преданию и житии в Святом Духе церковь смогла отделить зёрна от плевел и включить в Библию лишь те книги, на которых, помимо творческого отпечатка автора, лежит ещё и божественная печать благодати, а также те, что связывают между собой события Ветхого и Нового Заветов. Эти две части одной книги свидетельствуют друг о друге. Старое здесь свидетельствует о новом, а новое подтверждает старое.

Писа­ние и Пре­да­ние

Хри­сти­ан­ство явля­ется бого­от­кро­вен­ной рели­гией. В пра­во­слав­ном пони­ма­нии Боже­ствен­ное Откро­ве­ние вклю­чает в себя Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние. Писа­ние — это вся Библия, то есть все книги Вет­хого и Нового Заве­тов. Что же каса­ется Пре­да­ния, то этот термин тре­бует спе­ци­аль­ного разъ­яс­не­ния, так как упо­треб­ля­ется в разных зна­че­ниях. Нередко под Пре­да­нием пони­мают всю сово­куп­ность пись­мен­ных и устных источ­ни­ков, при помощи кото­рых хри­сти­ан­ская вера пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ния. Апо­стол Павел гово­рит: «Стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим» (2Фес. 2:15). Под «словом» здесь пони­ма­ется устное Пре­да­ние, под «посла­нием» — пись­мен­ное. К уст­ному Пре­да­нию свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий отно­сил крест­ное зна­ме­ние, обра­ще­ние в молитве на восток, эпи­клезу евха­ри­стии, чин освя­ще­ния воды кре­ще­ния и елея пома­за­ния, трое­крат­ное погру­же­ние чело­века при кре­ще­нии и т.п., то есть пре­иму­ще­ственно литур­ги­че­ские или обря­до­вые тра­ди­ции, пере­дан­ные изустно и прочно вошед­шие в цер­ков­ную прак­тику. Впо­след­ствии эти обычаи были зафик­си­ро­ваны в пись­мен­ном виде — в тво­ре­ниях Отцов Церкви, в поста­нов­ле­ниях Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров, в литур­ги­че­ских текстах. Зна­чи­тель­ная часть того, что изна­чально было устным Пре­да­нием, стало пись­мен­ным Пре­да­нием, кото­рое про­дол­жало сосу­ще­ство­вать с устным Пре­да­нием.

Если Пре­да­ние пони­мать в смысле сово­куп­но­сти устных и пись­мен­ных источ­ни­ков, то как оно соот­но­сится с Писа­нием? Явля­ется ли Писа­ние чем-то внеш­ним по отно­ше­нию к Пре­да­нию, или оно пред­став­ляет собой состав­ную часть Пре­да­ния?

Прежде чем отве­тить на этот вопрос, необ­хо­димо отме­тить, что про­бле­ма­тика вза­и­мо­от­но­ше­ния между Писа­нием и Пре­да­нием, хотя и отра­жена у многих пра­во­слав­ных авто­ров, не явля­ется пра­во­слав­ной по своему про­ис­хож­де­нию. Вопрос о том, что важнее, Писа­ние или Пре­да­ние, был постав­лен в ходе поле­мики между Рефор­ма­цией и Контр­ре­фор­ма­цией в XVI—XVII сто­ле­тиях. Лидеры Рефор­ма­ции (Лютер, Каль­вин) выдви­нули прин­цип «доста­точ­но­сти Писа­ния», согласно кото­рому абсо­лют­ным авто­ри­те­том в Церкви поль­зу­ется только Писа­ние; что же каса­ется позд­ней­ших веро­учи­тель­ных доку­мен­тов, будь то поста­нов­ле­ния Собо­ров или тво­ре­ния Отцов Церкви, то они авто­ри­тетны лишь постольку, поскольку согла­су­ются с уче­нием Писа­ния. Те дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния, литур­ги­че­ские и обря­до­вые тра­ди­ции, кото­рые не осно­ваны на авто­ри­тете Писа­ния, не могли, по мнению лиде­ров Рефор­ма­ции, быть при­знаны леги­тим­ными и потому под­ле­жали упразд­не­нию. С Рефор­ма­ции начался про­цесс реви­зии цер­ков­ного Пре­да­ния, кото­рый про­дол­жа­ется в недрах про­те­стан­тизма и поныне.

В про­ти­во­вес про­те­стант­скому прин­ципу «sola Scriptura» (лат. «только Писа­ние») бого­словы Контр­ре­фор­ма­ции под­чер­ки­вали важ­ность Пре­да­ния, без кото­рого, по их мнению, Писа­ние не имело бы авто­ри­тета. Оппо­нент Лютера на Лейп­циг­ском дис­путе 1519 года утвер­ждал, что «Писа­ние не явля­ется под­лин­ным без авто­ри­тета Церкви». Про­тив­ники Рефор­ма­ции ука­зы­вали, в част­но­сти, на то, что канон Свя­щен­ного Писа­ния был сфор­ми­ро­ван именно цер­ков­ным Пре­да­нием, опре­де­лив­шим, какие книги должны в него войти, а какие нет. На Три­дент­ском Соборе 1546 года была сфор­му­ли­ро­вана теория двух источ­ни­ков, согласно кото­рой Писа­ние не может рас­смат­ри­ваться как един­ствен­ный источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния: не менее важным источ­ни­ком явля­ется Пре­да­ние, состав­ля­ю­щее жиз­ненно важное допол­не­ние к Писа­нию.

Рус­ские пра­во­слав­ные бого­словы XIX века, говоря о Писа­нии и Пре­да­нии, рас­став­ляли акценты несколько по-иному. Они наста­и­вали на пер­вич­но­сти Пре­да­ния по отно­ше­нию к Писа­нию и воз­во­дили начало хри­сти­ан­ского Пре­да­ния не только к ново­за­вет­ной Церкви, но и ко вре­ме­нам Вет­хого Завета. Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский под­чер­ки­вал, что Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета нача­лось с Моисея, но до Моисея истин­ная вера сохра­ня­лась и рас­про­стра­ня­лась посред­ством Пре­да­ния. Что же каса­ется Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, то оно нача­лось с Еван­ге­ли­ста Матфея, но до того «осно­ва­ние дог­ма­тов, учение жизни, устав бого­слу­же­ния, законы управ­ле­ния цер­ков­ного» нахо­ди­лись в Пре­да­нии.

У А.С. Хомя­кова соот­но­ше­ние Пре­да­ния и Писа­ния рас­смат­ри­ва­ется в кон­тек­сте учения о дей­ствии Духа Свя­того в Церкви. Хомя­ков считал, что Писа­нию пред­ше­ствует Пре­да­ние, а Пре­да­нию — «дело», под кото­рым он пони­мал бого­от­кро­вен­ную рели­гию, начи­ная от Адама, Ноя, Авра­ама и других «родо­на­чаль­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей вет­хо­за­вет­ной Церкви». Цер­ковь Хри­стова явля­ется про­дол­же­нием Церкви вет­хо­за­вет­ной: и в той и в другой жил и про­дол­жает жить Дух Божий. Этот Дух дей­ствует в Церкви мно­го­об­разно — в Писа­нии, Пре­да­нии и в деле. Един­ство Писа­ния и Пре­да­ния пости­га­ется чело­ве­ком, кото­рый живет в Церкви; вне Церкви невоз­можно постичь ни Писа­ние, ни Пре­да­ние, ни дело.

В XX веке мысли Хомя­кова о Пре­да­нии раз­ви­вал В.Н. Лос­ский. Он опре­де­лял Пре­да­ние как «жизнь Духа Свя­того в Церкви, жизнь, сооб­ща­ю­щая каж­дому члену Тела Хри­стова спо­соб­ность слы­шать, при­ни­мать, позна­вать Истину в при­су­щем ей свете, а не есте­ствен­ном свете чело­ве­че­ского разума». Согласно Лос­скому, жизнь в Пре­да­нии это усло­вие пра­виль­ного вос­при­я­тия Писа­ния, это не что иное, как бого­по­зна­ние, бого­об­ще­ние и бого­ви­де­ние, кото­рые были при­сущи Адаму до изгна­ния из рая, биб­лей­ским пра­от­цам Авра­аму, Исааку и Иакову, бого­видцу Моисею и про­ро­кам, а затем и «оче­вид­цам и слу­жи­те­лям Слова» (Лк. 1:2) — апо­сто­лам и после­до­ва­те­лям Христа. Един­ство и непре­рыв­ность этого опыта, хра­ни­мого в Церкви вплоть до насто­я­щего вре­мени, состав­ляет суть цер­ков­ного Пре­да­ния. Чело­век, нахо­дя­щийся вне Церкви, даже если бы он изучил все источ­ники хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, не сможет видеть ее внут­рен­нюю серд­це­вину.

Отве­чая на постав­лен­ный ранее вопрос о том, явля­ется ли Писа­ние чем-то внеш­ним по отно­ше­нию к Пре­да­нию или состав­ной частью послед­него, мы должны со всей опре­де­лен­но­стью ска­зать, что в пра­во­слав­ном пони­ма­нии Писа­ние явля­ется частью Пре­да­ния и немыс­лимо вне Пре­да­ния. Поэтому Писа­ние отнюдь не само­до­ста­точно и не может само по себе, изо­ли­ро­ванно от цер­ков­ной тра­ди­ции, слу­жить кри­те­рием Истины. Книги Свя­щен­ного Писа­ния созда­ва­лись в разное время раз­ными авто­рами, и каждая из этих книг отра­жала опыт кон­крет­ного чело­века или группы людей, отра­жала опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский этап жизни Церкви, вклю­чая вет­хо­за­вет­ный период). Пер­вич­ным был опыт, а вто­рич­ным — его выра­же­ние в книгах Писа­ния. Именно Цер­ковь при­дает этим книгам — как Вет­хого, так и Нового Заве­тов — то един­ство, кото­рого они лишены, если рас­смат­ри­вать их с чисто исто­ри­че­ской или тек­сто­ло­ги­че­ской точки зрения.

Цер­ковь счи­тает Писа­ние «бого­дух­но­вен­ным» (2Тим. 3:16) не потому, что книги, вошед­шие в его состав, были напи­саны Богом, но потому что Дух Божий вдох­нов­лял их авто­ров, откры­вал им Истину и скреп­лял их раз­роз­нен­ные сочи­не­ния в единое целое. Но в дей­ствии Свя­того Духа нет ника­кого наси­лия над разу­мом, серд­цем и волей чело­века; напро­тив, Святой Дух помо­гал чело­веку моби­ли­зо­вать свои соб­ствен­ные внут­рен­ние ресурсы на осмыс­ле­ние клю­че­вых истин хри­сти­ан­ского Откро­ве­ния. Твор­че­ский про­цесс, резуль­та­том кото­рого ста­но­ви­лось созда­ние той или иной книги Свя­щен­ного Писа­ния, можно пред­ста­вить как синер­гию, сов­мест­ное дей­ствие, сора­бот­ни­че­ство чело­века и Бога: чело­век опи­сы­вает некие собы­тия или изла­гает раз­лич­ные аспекты учения, а Бог помо­гает ему ура­зу­меть и адек­ватно выра­зить их. Книги Свя­щен­ного Писа­ния были напи­саны людьми, нахо­див­ши­мися не в состо­я­нии транса, а в трез­вой памяти, и на каждой из книг лежит отпе­ча­ток твор­че­ской инди­ви­ду­аль­но­сти автора.

Вер­ность Пре­да­нию, жизнь в Духе Святом помогли Церкви рас­по­знать внут­рен­нее един­ство вет­хо­за­вет­ных и ново­за­вет­ных книг, создан­ных раз­ными авто­рами в разное время, и из всего мно­го­об­ра­зия древ­них пись­мен­ных памят­ни­ков отобрать в канон Свя­щен­ного Писа­ния те книги, кото­рые скреп­лены этим един­ством, отде­лить бого­дух­но­вен­ные сочи­не­ния от не-бого­дух­но­вен­ных.

Священное Писание и Священное Предание кратко

Если Священное Предание содержит всю основу веры, включая Писание, то очень важно знать хотя бы краткое содержание наиболее важных его частей.

Начинает Библию Книга Бытия, в которой описывается момент сотворения Мира и первых людей: Адама и Евы. В результате грехопадения несчастные оказываются изгнанными из рая, после чего продолжают род человеческий, который только укореняет грех в земном мире. Божественные попытки намекнуть первым людям на их неподобающие действия заканчиваются тотальным игнорированием оных. В этой же книге описывается появление Авраама — праведника, заключившего с Богом завет — договор, согласно которому его потомки должны получить свою землю, а все остальные люди — благословение Божье. Потомки Авраама долгое время проводят в плену у египтян. На помощь им приходит пророк Моисей, спасая их из рабства и исполняя первый договор с Богом: предоставляя им земли для жизни.

Есть книги Ветхого завета, в которых приводятся правила всестороннего исполнения завета, нужные для того, чтобы не нарушать волю Божью. Нести в люди Закон Божий было поручено пророкам. Именно с этого момента Господь провозглашает создание Нового завета, вечного и общего для всех народов.

Новый Завет целиком построен на описаниях жития Христа: его рождении, жизни и воскресении. Дева Мария в результате непорочного зачатия рожает младенца Христа — сына Божьего, которому суждено стать единым истинным Богом и Человеком, проповедовать и творить чудеса. Обвинённый в богохульстве, Христос подвергается убиению, после чего чудесным образом воскресает и отправляет Апостолов проповедовать по всему миру и нести слово Божье. Кроме того, существует книга об апостольских деяниях, в которой говорится о возникновении церкви в целом, о действиях народа, искуплённого кровью Господа.

Последняя библейская книга — Апокалипсис — говорит о конце света, победе над злом, всеобщем воскрешении и Божьем суде, после которого каждому воздастся за его земные деяния. Тогда же исполнится Божий Завет.

Существует также Священное Предание для детей, Писание в котором содержит основные эпизоды, но адаптировано для понимания самыми маленькими.

Талызин В. И. Церковное предание

Автор:Талызин В. И.

Прежде чем определить понятие “церковного предания”, необходимо дать понятие “предания”, а также понятие “Церкви” в связи с понятием “предания”,

Как известно, от Адама до Моисея Божественное Откровение распространялось в человеческом роде без писаний, единственно устным преданием. Подобно этому и Иисус Христос преподал Свое Божественное учение устно и письменно ничего не оставил. Апостолы распространяли Божественное учение, или Евангелие, вначале также устно. Позднее лишь немногие из них оставили после себя писания.

Потом, когда явились в Церкви апостольские писания, устное предание не сделалось от этого излишним или ненужным, но сохранило свою первоначальную необходимость и важность. Это видно из следующего:

Во-первых, как уже было сказано, не все апостолы оставили после себя писания, но большинство из них до самой своей смерти проповедовали слово Божие только устно.

Во-вторых, писания апостольские, писанные в разных местах, к разным частным Церквам и даже частным лицам, стали общеизвестны в Церкви не сразу. Так, Ириней свидетельствует, что еще во второй половине II века были целые народы христианские, у которых не было вовсе священных писаний и которые руководствовались в вере и жизни одним преданием.

В-третьих, даже те из апостолов, которые оставили после себя писания, не могли изложить и не изложили в них все, что можно и нужно было сказать и об Иисусе Христе, и вообще о Царствии Божием.

Об этом свидетельствуют сами апостолы. Так, апостол Иоанн пишет в своем Евангелии, что, кроме записанного им, “многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (21, 25).

Апостол Павел, писавший более всех других апостолов, не ограничивался только писанием, но часто прибегал и к устным наставлениям. Так, в своем Первом послании к коринфянам он хвалит их за памятование и сохранение его преданий: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам” (II, 2). Тот же апостол убеждает солунян хранить предания наравне с наставлениями записанными: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Сол. 2, 15). С подобными же мыслями неоднократно обращается апостол к своему ученику Тимофею: “О, Тимофей! Храни преданное тебе” (1 Тим. 6, 20); “Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня” (2 Тим. 1, 13); “И что слышал от меня, то передай верным людям” (2,2).

По свидетельству Деяний апостольских, Сам Господь наш Иисус Христос, по славном Воскресении Своем, в продолжении сорока дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (.1, 3), а что именно говорил — это ученики не записали, но передали устно своим преемникам. В той же книге повествуется о беседе апостола Павла с пресвитерами Ефесской Церкви, в которой апостол говорит, что он в течение трех лет день и ночь непрестанно учил каждого из них (20, 31). Здесь же апостол приводит и слова Господа: “…Блаженнее давать, нежели принимать” (35), а эти слова также не записаны евангелистами.

Следовательно, хотя Иисус Христос и принес на землю всю Истину сполна, но многое из того, о чем учил Он, осталось не записанным, но было передано апостолами устно. Вот это-то Божественное учение и называется Священным Преданием.

Причем, по учению Православной Церкви, Священное Предание есть такое же Божественное Откровение, такое же слово Божие, как и Священное Писание, с тем только различием, что оно есть слово Божие, устно переданное Церкви ее Основателем и апостолами, а Священное Писание — слово Божие, заключенное в книги богодухновенными мужами и письменно преданное Церкви.

Так как Священное Предание было передано людям апостолами, то оно иначе называется Апостольским Преданием.

Но от Священного, или Апостольского, Предания следует различать Церковное предание. А именно, тогда как источником Священного Предания является воля Божия, источником церковного предания является воля самой Церкви.

С другой стороны, нельзя смешивать церковное предание с церковным обычаем. В то время как церковное предание имеет своим источником волю церковной власти и, таким образом, берет свое начало от церковного законодательства и есть, в сущности, законодательство, но только не писанное, а устное, церковный обычай вытекает из воли всего церковного общества, т. е. и из воли лиц, не имеющих законодательной власти.

Вообще говоря, Церковь является предметом изучения всех богословских наук: и Догматического богословия, и Нравственного, и Основного, и Сравнительного, а также Церковного права, Церковной истории и т. д.

В данном же случае нас интересует Церковь, во-первых, как хранительница и, во-вторых, как истолковательница Божественного Откровения.

Итак, Церковь Христова хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение — как Священное Писание, так и Священное Предание — в целости и не поврежденности, в том виде, в каком оно дано ей Богом.

Сохранность Священного Писания Церковь обеспечила тем, что отобрала отвечавшие просвещенному Духом Божиим сознанию Вселенского епископата писания и включила их в новозаветный канон наравне с ветхозаветными книгами. В дальнейшем сохранность эта обеспечивалась Церковью надзором за исправным списыванием, а позднее — печатанием священных книг.

Но и Священное Предание не только могло сохраниться, но и действительно сохранилось в Церкви во всей целости и не поврежденности. Так, оно дошло до нас:

1) В древних Символах веры, которые существовали со времен апостольских во всех Церквах. Все эти Символы, совершенно сходные между собой по духу, хотя и различные нередко по букве, содержат в себе главнейшие члены учения догматического, включенные в IV веке в принятый раз навсегда Символ Никео-Цареградский.

2) В Правилах апостольских, употреблявшихся во всей Вселенской

Церкви. Но эти правила апостолы предали Церкви не письменно (иначе они с самого начала вошли бы в канон новозаветных книг), а устно; написаны же и приведены эти правила в известный порядок или мужами апостольскими, или их ближайшими преемниками. Апостольские правила содержат в себе Апостольское Предание, касающееся, по преимуществу, церковного управления и благочиния.

3) В определениях и правилах Соборов Вселенских и некоторых Поместных. Этот источник тем ценнее, что соборы, действительно, в своих рассуждениях всегда обращались не только к Священному Писанию, но и к Священному Преданию. В результате в определениях и правилах этих соборов сохранились до нас предания не только догматические, но и нравственные и обрядовые, и вообще относительно всех предметов Церкви и христианской веры.

4) В древних литургиях, в большом количестве употреблявшихся и теперь еще употребляющихся в церквах Востока и Запада. Многие из них, известные под именем апостолов и мужей апостольских, восходят даже до времен самих апостолов, какова, например, литургия апостола Иакова.

Литургии эти—самое важное хранилище Апостольского Предания и истинного верования первенствующей Церкви. Это следует, с одной стороны, из их древности, а с другой — из их высокого назначения и употребления в Церкви. В тех чертах учения, в которых все эти литургии совершенно согласны между собой, голос их имеет силу непререкаемости. Подобных черт очень много; так, во всех литургиях исповедуются догматы о Пресвятой Троице, о Божестве Сына Божия и Святого Духа, о воплощении Бога Слова, о Приснодевстве Богоматери, о Благодати, о пресуществлении и проч.

5) В древних актах мученических, каковы акты: св. Игнатия Антиохийского, св. Поликарпа Смирнского и многих других. Эти акты написаны современниками всех этих мужей и даже свидетелями их мучений.

6) В древних церковных историях. Особого внимания заслуживает здесь “История” Евсевия Памфила, как содержащая в себе древнейшие и достовернейшие документы. В ней собраны многие предания времен апостольских не только чисто исторические, но и обрядовые и догматические, например предание о каноне священных книг Ветхого и Нового Заветов.

7) B творениях древних отцов и учителей Церкви. Так, для засвидетельствования перед Церковью собственной веры они излагали частные исповедания, каковы изложения веры Афанасия Александрийского, папы Геласия и др. Многие отцы изъясняли истины веры для обстоятельного наставления христиан, например, Катехизис Кирилла Иерусалимского, Богословие Иоанна Дамаскина и проч.

8) Наконец, во всей древней практике Церкви. Сюда относятся: а) священные времена: посты, дни воскресные и праздничные; б) священные места—устройство храмов; в) священные действия, обряды и церемонии.

А так как образ освящения времен и совершения священнодействий изложен в богослужебных книгах, то сюда же следует отнести и г) богослужебные книги или церковные чинопоследования. Конечно, не все то, что содержится в перечисленных сейчас источниках или хранилищах Священного или Апостольского Предания, и есть уже по этому самому Апостольское Предание: много здесь есть и такого, что никак не может быть названо этим именем. Поэтому Апостольское Предание должно иметь и действительно имеет свои особые признаки, по которым можно было бы его различить от всех преданий не апостольских.

Эти признаки разделяются на внутренние и внешние. К внутренним признакам относится:

а) то, чтобы Апостольское Предание было сообразно с самим собой, то есть не заключало бы в себе внутренних противоречий — признак общий для всех вообще истин;

б) то, чтобы оно было сообразно с другими, уже известными и несомненными апостольскими преданиями, потому что апостолы сами себе противоречить не могли;

в) то, чтобы оно было сообразно и со Священным Писанием, так как главный Источник того и другого один — Дух Святой.

‘При этом необходимо отметить, что все эти внутренние признаки суть только признаки отрицательные, а не положительные: по ним мы можем узнать только то, чего нельзя назвать Апостольским Преданием, а не то, что должно назвать этим именем.

Поэтому для определения того, что следует назвать Апостольским Преданием, служат признаки внешние, которые заимствуются из внешних свидетельств и положительно определяют характер истинного Апостольского Предания.

По этим внешним признакам Апостольским Преданием может быть признано:

а) то, что может быть возведено до времен апостольских — что с самого начала употреблялось в Церквах, непосредственно основанных апостолами, и известно нам или от мужей апостольских, или от отцов и учителей Церкви первых двух веков;

б) то, что единогласно выдают нам за Предание Апостольское все или многие учители Церкви III, IV и V веков; ибо учители эти могли основываться и действительно основывались в своих показаниях на свидетельствах древнейших учителей, сочинения которых были еще тогда целы; да и сами они были близки к временам апостольским и выражали только то, что находили в Церкви;

в) наконец, бесспорно уже должно быть признано за Апостольское Предание то, чего держалась и держится вся Вселенская Церковь и чего между тем или вовсе, или, по крайней мере, в таком именно виде, в каком содержится оно Церковью, нельзя найти в Священном Писании. “Не должно искать истины у других,—.пишет Ириней,—но должно поучаться ей в Церкви, в которую, как в богатую сокровищницу, апостолы сложили все, что только есть истинного”. Блаженный Августин говорит: “Что содержит вся Церковь, что без всякого соборного постановления содержалось в ней всегда, то по всей справедливости мы почитаем преданным от апостолов”.

Но Церковь Христова не только хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание), она также хранит в себе и передает из века в век и свое понимание или свое разумение Божественного Откровения. Эта передача Божественного Откровения по духу и смыслу, или разумение и толкование его, есть предание в широком смысле слова или предание Церкви. Оно не есть источник Божественного Откровения, как Предание в тесном или собственном смысле, оно есть руководство к пользованию Божественным Откровением. ‘Кратко, оно свидетельство или голос Вселенской Церкви. На этом свидетельстве или голосе Церкви, как на фундаменте, стоит твердое и истинное христианское знание, и вне руководства Церкви в христианском знании само Божественное Откровение может существовать лишь по названию, оставаясь недоступным в действительности.

Церковное предание нашло свое выражение и в перечисленных выше источниках, сохранивших в себе Апостольское Предание. И здесь, по установленным внешним и особенно внутренним признакам, Церковь должна была определить: что является истинно Апостольским Преданием. Все же остальное есть выражение церковного предания.

В борьбе с ересями голос Вселенской Церкви выразился на Вселенских Соборах, которые утверждали свои определения не только на

Священном Писании и на Священном Предании, но и на церковном предании. Так, отцы VII Вселенского Собора в начале своего определения говорят: “Храним не нововводно все, Писанием или без Писания установленные для нас, церковные предания”.

Нашло свое выражение церковное предание не только в учении, но и в таинствах, обрядах и вообще в церковной практике. Об этом свидетельствуют не только Вселенские и некоторые Поместные Соборы, но и отдельные отцы и учители Церкви.

Так, в III веке Ориген завещал: “Да хранится церковное предание… даже доныне пребывающее в Церквах; той только истине и должно веровать, которая ни в чем не разногласит с церковным и Апостольским Преданием”.

В IV веке Василий Великий пишет: “Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии… Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства”.

Но церковное предание, будет ли оно выражено сознанием вселенского епископата, выражающим свою волю через Вселенские Соборы, или сознанием епископата какой-либо Поместной Церкви, выразившимся через собор этой Церкви, или отдельным отцом или учителем Церкви,— не может противоречить или разногласить ни со Священным Писанием, ни со Священным, или Апостольским, Преданием.
Страница сгенерирована за 0.01 секунд !

Значение Священного Писания

По сути, в Библии заключено доказательство договора между Богом и людьми, а также содержатся наставления относительно исполнения этого договора. Из священных библейских текстов верующие люди черпают информацию о том, как можно делать, а как нет. Библия — это наиболее действенный способ донести слово Божье до как можно большего количества последователей.

Считается, что достоверность библейских текстов подтверждается древнейшими рукописями, написанными современниками Христа. В них содержатся те же тексты, что и проповедуются сегодня в православной церкви. Кроме того, текст Писания содержит предсказания, которые впоследствии сбылись.

Божественная печать, лежащая на текстах, подтверждается многочисленными чудесами, описанными в Библии, происходящими и по сей день. Сюда относится схождение Благодатного огня перед пасхой, появление стигматов и другие события. Некоторые считают подобные вещи лишь кощунственными фокусами и профанацией, пытаясь разоблачить те или иные доказательства существования Бога и опровергнуть историческую достоверность событий Библии. Однако все эти попытки, как правило, оказываются безуспешны, ведь даже те очевидцы, которые были противниками Христа, никогда не отрицали того, что видели.

Священное предание: 65 книг — скачать в fb2, txt на андроид или читать онлайн

Рождество Христово… Самый детский, незабываемый праздник в году! Сколько радости, восторга оставляет он в памяти ребёнка и долгие годы хранит в нас ощущение детства. Диск «Свет рождественской звезды» посвящен двум праздникам церковного года – Рождеству и Крещению.

Задача издания – показать, насколько глубоко и проникновенно вошло Православие в духовную жизнь русского народа. Знакомство с лучшими образцами художественного слова XIX-XXI веков поможет не только глубже понять смысл церковных праздников, но и заложить у детей основы христианских добродетелей: веры, надежды и любви, милосердия и мужества, отзывчивости и честности.

Издание предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста. В альбом входят отрывки из Священного Писания, молитвы, фрагменты богослужений и творений отцов Церкви, стихи и проза известных поэтов и писателей, посвященные Рождеству и Крещению.

Рекомендуется для семейного чтения, воскресных школ и православных гимназий, государственных и муниципальных школ. Диск может быть использован как хрестоматия на уроках по православной культуре, родной речи, истории, мировой художественной культуры и других гуманитарных предметов; в системе дополнительного образования.

ПРИРОДА В ТИХОМ ОЖИДАНЬИ… 1. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». К. Бальмонт «К зиме». И. Никитин «Встреча зимы». С. Аксаков «Очерки зимнего дня» (отрывок) – 7:39 2. И. Суриков «Зима». М. Пришвин «Тихий снег». А. Фет «Чудная картина…». Святитель Игнатий (Брянчанинов) «Сад во время зимы» – 8:06 3.

К. Р. (Великий князь Константин Романов) «Зимой». Ф. Тютчев «Декабрьское утро». И. Бунин «Сосны» (отрывок). С. Есенин «Пороша». А. Фёдоров­-Давыдов «Лес зимой» – 6:14 4. И. Соколов-Микитов «Русская зима» (в сокращении) – 7:18 5. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

Г. Скребицкий «В зимнюю стужу» – 5:10 6. С Дрожжин «Люблю я жгучие морозы…». М. Свободин «Новый год». Л. Медведев «В сочельник». А. Фёдоров «Ночь в сочельник». Протоиерей Андрей Логвинов «Хочу, чтоб наступило Рождество». Н. Хвостов «Сочельник в лесу» – 7:47 РОЖДЕСТВО 7.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Придем же ныне все…». Старец Паисий Святогорец «Для того, чтобы пережить праздник…» – 3:28 8. Тропарь и кондак Рождества Христова. В. Шидловский Рождественский кондак. И. Шевандронова «Над горной пещерой сверкала звезда…» – 4:45 9.

Е. Поселянин «Богоматерь» (отрывок). Неизвестный автор «Рождество» – 6:26 10. Евангелие от Луки, глава 2, стихи 1-7. А. Фет «Ночь тиха…». А. Зонтаг «Рождество Христово» – 8:12 11. В. Жуков «Святая ночь». Г. Галина «Звезда». Л. Чарская «За лучистою звездою» (отрывок).

К. Случевский – «На Рождество» – 5:02 12. Евангелие от Матфея. Глава 2, стихи 1-5, 7-12. К. Льдов «Волхвы». А. Хомяков «В эту ночь». А. Зонтаг «Поклонение волхвов» – 10:20 13. К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли…». Г. Аркашов «Поклонение волхвов».

К. Победоносцев «Рождество Христово» (в сокращении) – 11:00 14. В. Соловьёв «Святая ночь». Н. Хвостов «Рождественская ночь». И. Шмелёв «Лето Господне», «Святки» (отрывок). П. Порфиров «В Рождественскую ночь». М. Кузмин «Ёлка» (отрывок) – 7:27 15. К.

Лукашевич «Моё милое детство», «Рождественский праздник» (в сокращении) – 18:09 16. М. Толмачёва «Как жила Тася», «Мишина ёлка» (отрывок). К. Фофанов «Нарядили ёлку в праздничное платье…». Б. Никонова «Сон звезды» – 10:43 17. Монахиня Варвара «Рождество Христово – детство золотое».

Г. Галина «Ёлка». С. Прорвич «С нами Бог», «Рождественская песня для детей» – 14:20 18. А. Фёдоров-­Давыдов «Вместо рождественской ёлки» – 8:43 19. А. Фёдоров-­Давыдов «Вместо рождественской ёлки» (продолжение) – 10:17 20. В. Бенедиктов «Ёлка» (отрывок).

А. Фёдоров­-Давыдов «Хаврошина ёлка», «Святочный рассказ» – 13:30 21. Неизвестный автор «Две ёлки». Л. Чарская «Две ёлки» – 10:22 22. В. Немирович-Данченко «Ёлка». В Никифоров-Волгин «Серебряная метель» – 9:40 23. И. Гриневская «Звезда». Е. Поселянин «Спасённый мальчик», «Быль из действительности» – 11:34 24.

И. Морсакова «Пожелание на Рождество». А. Куприн «Чудесный доктор» – 10:38 25. А. Куприн «Чудесный доктор» (продолжение) – 15:21 26. Г. Гейне «Божья ёлка», А. Неелова «Отче наш» – 13:38 27. И. Никитин «Привет». С. Макарова «Рождественский фонарь» – 9:53 28.

А. Коринфский «Христославы». И. Рутенин «Рождество». Е. Опочинин «У Бога милость и правда» (отрывок) – 9:11 29. А. Фёдоров «Завет». К. Победоносцев «Ранняя обедня». Д. Веневитинов «Новый год» – 8:11 30. Г. Георгиевский «Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве», «Новый год» (в сокращении) – 11:15 31.

С. Бехтеев «Святая ночь». Посвящено царственным страстотерпцам – в дни заточения. Е. Ерофеева «Цесаревич Алексей», «В ссылке» (отрывок). Б. Поплавский «Рождество, Рождество!» (отрывок). В. Никифоров-Волгин «Дорожный посох» (отрывок) – 10:52 32. Н.

Дерзновенко «Рождественская ночь». И. Шмелёв «Рождество в Москве», «Рассказ делового человека» (отрывок). Ю. Гордиенко «Ёлка в окопах» (в сокращении) – 11:04 33. А. Глушко «Новый, 1943 год» – 7:31 34. Протоиерей Владимир Шамонин «Новый год», В. Афанасьев «Рождество Христово!

». Л. Нечаев «Саночки». Б. Спринчан «Звезда Вифлеемская» – 7:00 35. Священник Владимир Чугунов «Деревенька» (отрывок) – 10:49 36. Монахиня Мария (С Шлёнова) «Какая яркая звезда…». В. Никифоров-Волгин «Заутреня святителей», «Под Новый год». Б. Спринчан «Свет рождественский».

Г. Зобин – «Рождество» – 9:07 КРЕЩЕНИЕ 37. Святитель Иоанн Златоуст. «Ныне мир просветляется…». Тропарь Крещения Господня. Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 13-17, И. Лебединский «На Иордане», С. Соловьёв «Иоанн Креститель» – 4:16 38. В. Свечин «День Крещения на Святой Руси» (отрывок).

И. Бунин «Крещенская ночь» – 11:05 39. И. Шмелёв «Крещение» (отрывок), В. Никифоров-Волгин «Крещение» – 9:59 40. В. Афанасьев «В день Богоявления», С. Работников «Солнце играет», «Иордань» – 8:57 ЛЕГЕНДЫ И СКАЗКИ ЗИМЫ 41. И. Суриков «Детство». И.

Никитин «Детство весёлое…». К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» – 9:10 42. Г. Галина «Утром». А. Неелова «Зима». С. Фруг «Катанье с горки» – 6:01 43. Л. Чарская «Зима». Н. Абрамцева «Стародавняя новогодняя история» – 10:29 44. Д. Садовников «В царстве суровой Зимы».

О. Белявская «Снегурочка». В. Русаков «Что рассказывают снежинки». К. Бальмонт «Снежинка» – 7:57 45. А. Неелова «Что зайка увидел в сочельник». В. Афанасьев «Зимний лес» – 11:43 46. Л. Чарская «Чародей – Голод» – 14:15 47. С. Дрожжин «Мороз в окно глядит и дышит…», Г.

-Х. Андерсен «Сидень» – 15:01 48. Г. -Х. Андерсен «Сидень» (продолжение) – 10:19 49. Р. Янич «Рождественская песенка», В. Брэйэр «Зимним вечером», Р. Кудашева «Зимняя песенка», Е. Ивановская «Предание о первой рождественской ёлке», Д. Мережковский «Детям» – 13:45.

Самые невероятные чудеса, описанные в Библии

  • Чудо Моисея

Дважды в год у берегов Южнокорейского острова Чиндо происходит чудо, подобное тому, что сотворил Моисей. Море расступается, обнажая коралловый риф. В любом случае нельзя теперь сказать точно, было ли библейское событие случайностью, связанной с природным явлением, или настоящей божественной волей, но это было на самом деле.

  • Воскрешение мёртвых

В 31-м году ученики Христа стали свидетелями удивительного явления: по дороге в город Наин они встретили похоронную процессию. Безутешная мать хоронила единственного сына; будучи вдовой, женщина осталась совсем одна. Согласно утверждениям тех, кто присутствовал при этом, Иисус сжалился над женщиной, прикоснулся к гробу и приказал мёртвому встать. К изумлению окружающих, юноша встал и заговорил.

  • Воскресение Христово

Самое главное чудо, вокруг которого выстроен весь Новый Завет, — воскресение Христа, является к тому же самым засвидетельствованным. Об этом говорили не только ученики и апостолы, которые изначально сами не верили случившемуся, но и авторитетные современники Христа, такие, как, например, врач и историк Лука. Он также свидетельствовал о фактах воскрешения Иисуса из мёртвых.

В любом случае вера в чудеса является неотъемлемой частью всей христианской веры. Верить в Бога — значит верить в Библию, и, соответственно, в чудеса, происходящие в ней. Православные христиане свято верят в содержание Библии как в текст, написанный самим Богом — заботливым и любящим Отцом.

Свя­щен­ное Писа­ние в Пра­во­слав­ной Церкви

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции Ветхий Завет, Еван­ге­лие и корпус апо­столь­ских посла­ний вос­при­ни­ма­ются как три части неде­ли­мого целого. При этом Еван­ге­лию отда­ется без­услов­ное пред­по­чте­ние как источ­нику, доно­ся­щему до хри­стиан живой голос Иисуса, Ветхий Завет вос­при­ни­ма­ется как про­об­ра­зу­ю­щий хри­сти­ан­ские истины, а посла­ния апо­столь­ские — как авто­ри­тет­ное тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия, при­над­ле­жа­щее бли­жай­шим уче­ни­кам Христа. В соот­вет­ствии с этим пони­ма­нием, свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец в посла­нии к Фила­дель­фий­цам гово­рит: «Будем при­бе­гать к Еван­ге­лию, как к плоти Иисуса, и к апо­сто­лам, как к пре­сви­тер­ству Церкви. Будем любить также и про­ро­ков, ибо и они воз­ве­щали то, что отно­сится к Еван­ге­лию, на Христа упо­вали и Его ожи­дали и спас­лись верою в Него».

Учение о Еван­ге­лии как «плоти Иисуса», Его вопло­ще­нии в слове, полу­чило раз­ви­тие у Ори­гена. Во всем Писа­нии он видит «кено­зис» (исто­ща­ние) Бога Слова, вопло­ща­ю­ще­гося в несо­вер­шен­ные формы чело­ве­че­ских слов: «Все, при­зна­ва­е­мое словом Божиим, есть откро­ве­ние вопло­тив­ше­гося Слова Божия, Кото­рое было в начале у Бога (Ин.1:2) и исто­щило Себя. Поэтому мы за нечто чело­ве­че­ское при­знаем Слово Божие, став­шее чело­ве­ком, ибо Слово в Писа­ниях всегда ста­но­вится плотью и оби­тает с нами (Ин.1:14)».

Этим объ­яс­ня­ется то, что в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Еван­ге­лие явля­ется не только книгой для чтения, но и объ­ек­том литур­ги­че­ского покло­не­ния: закры­тое Еван­ге­лие лежит на пре­столе, его целуют, его выно­сят для покло­не­ния веру­ю­щим. Во время архи­ерей­ской хиро­то­нии рас­кры­тое Еван­ге­лие воз­ла­гают на голову руко­по­ла­га­е­мого, а при совер­ше­нии таин­ства Еле­освя­ще­ния рас­кры­тое Еван­ге­лие воз­ла­гают на голову боль­ного. В каче­стве объ­екта литур­ги­че­ского покло­не­ния Еван­ге­лие вос­при­ни­ма­ется как символ Самого Христа.

В Пра­во­слав­ной Церкви Еван­ге­лие чита­ется еже­дневно за бого­слу­же­нием. Для литур­ги­че­ского чтения оно раз­де­лено не на главы, а на «зачала». Четыре Еван­ге­лия про­чи­ты­ва­ются в Церкви цели­ком в тече­ние года, причем на каждый день цер­ков­ного года поло­жено опре­де­лен­ное еван­гель­ское зачало, кото­рое веру­ю­щие выслу­ши­вают стоя. В Вели­кую пят­ницу, когда Цер­ковь вспо­ми­нает стра­да­ния и крест­ную смерть Спа­си­теля, совер­ша­ется особое бого­слу­же­ние с чте­нием две­на­дцати еван­гель­ских отрыв­ков о стра­стях Хри­сто­вых. Годо­вой круг еван­гель­ских чтений начи­на­ется в ночь Святой Пасхи, когда чита­ется пролог Еван­ге­лия от Иоанна. После Еван­ге­лия от Иоанна, кото­рое про­чи­ты­ва­ется в пас­халь­ный период, начи­на­ются чтения Еван­ге­лий от Матфея, Марка и Луки.

Деяния апо­столь­ские, собор­ные посла­ния и посла­ния апо­стола Павла также чита­ются в Церкви еже­дневно и также про­чи­ты­ва­ются цели­ком в тече­ние всего года. Чтение Деяний начи­на­ется в ночь Святой Пасхи и про­дол­жа­ется в тече­ние пас­халь­ного пери­ода, далее сле­дуют собор­ные посла­ния и посла­ния апо­стола Павла.

Что же каса­ется книг Вет­хого Завета, то они чита­ются в Церкви выбо­рочно. Осно­вой пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния явля­ется Псал­тирь, кото­рая про­чи­ты­ва­ется цели­ком в тече­ние недели, а в Вели­ком посту — дважды в неделю. В тече­ние Вели­кого поста еже­дневно чита­ются зачала из Книг Бытия и Исход, Книги про­рока Исаии, Книги Пре­муд­ро­сти Соло­мона. В празд­ники и дни памяти особо чтимых святых поло­жено читать три «паре­мии» — три отрывка из книг Вет­хого Завета. В пред­две­рии вели­ких празд­ни­ков — нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и Пасхи — совер­ша­ются особые бого­слу­же­ния с чте­нием боль­шего коли­че­ства паре­мий (до пят­на­дцати), пред­став­ля­ю­щих собой тема­ти­че­скую выборку из всего Вет­хого Завета, отно­ся­щу­юся к празд­ну­е­мому собы­тию.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Ветхий Завет вос­при­ни­ма­ется как про­об­раз ново­за­вет­ных реаль­но­стей и рас­смат­ри­ва­ется через призму Нового Завета. Такой род тол­ко­ва­ния полу­чил в науке назва­ние «типо­ло­ги­че­ского». Начало ему поло­жено Самим Хри­стом, Кото­рый сказал о Ветхом Завете: «Иссле­дуйте Писа­ния, ибо вы дума­ете чрез них иметь жизнь вечную; а они сви­де­тель­ствуют о Мне» (Ин.5:39). В соот­вет­ствии с этим ука­за­нием Христа, в Еван­ге­лиях многие собы­тия из Его жизни истол­ко­ваны как испол­не­ние вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв. Типо­ло­ги­че­ские тол­ко­ва­ния Вет­хого Завета встре­ча­ются в посла­ниях апо­стола Павла, в осо­бен­но­сти, в Посла­нии к Евреям, где вся вет­хо­за­вет­ная исто­рия тол­ку­ется в про­об­ра­зо­ва­тель­ном, типо­ло­ги­че­ском смысле. Та же тра­ди­ция про­дол­жена в бого­слу­жеб­ных текстах Пра­во­слав­ной Церкви, напол­нен­ных аллю­зи­ями на собы­тия из Вет­хого Завета, кото­рые трак­ту­ются при­ме­ни­тельно к Христу и собы­тиям из Его жизни, а также к собы­тиям из жизни ново­за­вет­ной Церкви.

По учению Гри­го­рия Бого­слова, в Свя­щен­ном Писа­нии зало­жены все дог­ма­ти­че­ские истины хри­сти­ан­ской Церкви: надо только уметь их рас­по­зна­вать. Нази­ан­зин пред­ла­гает такой метод чтения Писа­ния, кото­рый можно назвать «ретро­спек­тив­ным»: он заклю­ча­ется в том, чтобы рас­смат­ри­вать тексты Писа­ния, исходя из после­ду­ю­щего Пре­да­ния Церкви, и иден­ти­фи­ци­ро­вать в них те дог­маты, кото­рые более полно сфор­му­ли­ро­ваны в позд­ней­шую эпоху. Такой подход к Писа­нию явля­ется основ­ным в пат­ри­сти­че­ский период. В част­но­сти, по мнению Гри­го­рия, не только ново­за­вет­ные, но и вет­хо­за­вет­ные тексты содер­жат учение о Святой Троице.

Таким обра­зом, Библию сле­дует читать в свете дог­ма­ти­че­ского пре­да­ния Церкви. В IV веке и пра­во­слав­ные, и ариане при­бе­гали к тек­стам Писа­ния для под­твер­жде­ния своих бого­слов­ских уста­но­вок. В зави­си­мо­сти от этих уста­но­вок, к одним и тем же тек­стам при­ла­гали разные кри­те­рии и тол­ко­вали их по-раз­ному. Для Гри­го­рия Бого­слова, как и для других Отцов Церкви, в част­но­сти, Иринея Лион­ского, суще­ствует один кри­те­рий пра­виль­ного под­хода к Писа­нию: вер­ность Пре­да­нию Церкви. Только то тол­ко­ва­ние биб­лей­ских тек­стов леги­тимно, счи­тает Гри­го­рий, кото­рое осно­вы­ва­ется на цер­ков­ном Пре­да­нии: всякое другое тол­ко­ва­ние ложно, так как «окра­ды­вает» Боже­ство. Вне кон­тек­ста Пре­да­ния биб­лей­ские тексты утра­чи­вают свою дог­ма­ти­че­скую зна­чи­мость. И наобо­рот, внутри Пре­да­ния даже те тексты, кото­рые не выра­жают прямо дог­ма­ти­че­ские истины, полу­чают новое осмыс­ле­ние. Хри­сти­ане видят в текстах Писа­ния то, чего не видят нехри­сти­ане; пра­во­слав­ным откры­ва­ется то, что оста­ется сокры­тым от ере­ти­ков. Тайна Троицы для нахо­дя­щихся вне Церкви оста­ется под покры­ва­лом, кото­рое сни­ма­ется только Хри­стом и только для тех, кто пре­бы­вает внутри Церкви.

Если Ветхий Завет явля­ется про­об­ра­зом Нового Завета, то Новый Завет, по мнению неко­то­рых тол­ко­ва­те­лей, явля­ется тенью гря­ду­щего Цар­ства Божия: «Закон есть тень Еван­ге­лия, а Еван­ге­лие есть образ буду­щих благ», — гово­рит Максим Испо­вед­ник. Эту идею пре­по­доб­ный Максим заим­ство­вал у Ори­гена, так же как и алле­го­ри­че­ский метод тол­ко­ва­ния Писа­ния, кото­рым он широко поль­зо­вался. Алле­го­ри­че­ский метод давал воз­мож­ность Ори­гену и другим пред­ста­ви­те­лям алек­сан­дрий­ской школы рас­смат­ри­вать сюжеты из Вет­хого и Нового Заве­тов как про­об­разы духов­ного опыта отдель­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти. Одним из клас­си­че­ских при­ме­ров мисти­че­ской интер­пре­та­ции подоб­ного рода явля­ется тол­ко­ва­ние Ори­гена на Песнь Песней, где чита­тель выхо­дит далеко за пре­делы бук­валь­ного смысла и пере­но­сится в иную реаль­ность, причем сам текст вос­при­ни­ма­ется лишь как образ, символ этой реаль­но­сти.

После Ори­гена такой тип тол­ко­ва­ния полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние в пра­во­слав­ной тра­ди­ции: мы нахо­дим его, в част­но­сти, у Гри­го­рия Нис­ского, Мака­рия Еги­пет­ского и Мак­сима Испо­вед­ника. Максим Испо­вед­ник гово­рил о тол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния как вос­хож­де­нии от буквы к духу. Ана­го­ги­че­ский метод тол­ко­ва­ния Писа­ния (от греч. anagogê, вос­хож­де­ние), как и алле­го­ри­че­ский метод, исхо­дит из того, что тайна биб­лей­ского текста неис­чер­па­ема: только внеш­няя канва Писа­ния огра­ни­чена рам­ками повест­во­ва­ния, а «созер­ца­ние» (theôria), или таин­ствен­ный внут­рен­ний смысл, явля­ется бес­пре­дель­ным. Все в Писа­нии свя­зано с внут­рен­ней духов­ной жизнью чело­века, и буква Писа­ния воз­во­дит к этому духов­ному смыслу.

Типо­ло­ги­че­ское, алле­го­ри­че­ское и ана­го­ги­че­ское тол­ко­ва­ние Писа­ния напол­няет собой и бого­слу­жеб­ные тексты Пра­во­слав­ной Церкви. Так, напри­мер, Вели­кий канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского, чита­е­мый в Вели­ком посту, содер­жит целую гале­рею биб­лей­ских пер­со­на­жей из Вет­хого и Нового Заве­тов; в каждом случае пример биб­лей­ского героя сопро­вож­да­ется ком­мен­та­рием со ссыл­кой на духов­ный опыт моля­ще­гося или при­зы­вом к пока­я­нию. В такой интер­пре­та­ции биб­лей­ский пер­со­наж ста­но­вится про­об­ра­зом вся­кого веру­ю­щего.

Если гово­рить о пра­во­слав­ной мона­ше­ской тра­ди­ции тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, то прежде всего надо отме­тить, что у мона­хов было особое отно­ше­ние к Свя­щен­ному Писа­нию как источ­нику рели­ги­оз­ного вдох­но­ве­ния: они не только читали и тол­ко­вали его, но еще и заучи­вали его наизусть. Монахи, как пра­вило, не инте­ре­со­ва­лись «науч­ной» экзе­ге­ти­кой Писа­ния: они рас­смат­ри­вали Писа­ние как руко­вод­ство к прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти и стре­ми­лись пони­мать его посред­ством испол­не­ния напи­сан­ного в нем. В своих сочи­не­ниях Святые Отцы-аскеты наста­и­вают на том, что все, ска­зан­ное в Писа­нии, необ­хо­димо при­ме­нять к соб­ствен­ной жизни: тогда станет понят­ным и скры­тый смысл Писа­ния.

В аске­ти­че­ской тра­ди­ции Восточ­ной Церкви при­сут­ствует мысль о том, что чтение Свя­щен­ного Писа­ния — лишь вспо­мо­га­тель­ное сред­ство на пути духов­ной жизни подвиж­ника. Харак­терно выска­зы­ва­ние пре­по­доб­ного Исаака Сирина: «Пока чело­век не примет Уте­ши­теля, ему необ­хо­димы Боже­ствен­ные Писа­ния… Но когда сила Духа сни­зой­дет в дей­ству­ю­щую в чело­веке душев­ную силу, тогда вместо закона Писа­ний уко­ре­ня­ются в сердце запо­веди Духа…». По мысли пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова, необ­хо­ди­мость в Писа­нии отпа­дает, когда чело­век встре­ча­ется с Богом лицом к лицу.

В при­ве­ден­ных суж­де­ниях Отцов восточ­ной Церкви отнюдь не отри­ца­ется необ­хо­ди­мость чтения Свя­щен­ного Писа­ния и не ума­ля­ется зна­че­ние Писа­ния. Скорее, здесь выра­жено тра­ди­ци­он­ное восточно-хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние о том, что опыт при­ча­стия Христу в Святом Духе выше любого сло­вес­ного выра­же­ния этого опыта, будь то Свя­щен­ное Писа­ние или какой-либо другой авто­ри­тет­ный пись­мен­ный источ­ник. Хри­сти­ан­ство — это рели­гия встречи с Богом, а не книж­ного знания о Боге, и хри­сти­ане — отнюдь не «люди Книги», как они назы­ва­ются в Коране. Свя­щен­но­му­че­ник Ила­рион (Тро­иц­кий) счи­тает неслу­чай­ным, что Иисус Хри­стос не напи­сал ни одной книги: суть хри­сти­ан­ства — не в нрав­ствен­ных запо­ве­дях, не в бого­слов­ском учении, а в спа­се­нии чело­века бла­го­да­тью Духа Свя­того в осно­ван­ной Хри­стом Церкви.

Наста­и­вая на при­о­ри­тете цер­ков­ного опыта, Пра­во­сла­вие отвер­гает те тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые не осно­ваны на опыте Церкви, про­ти­во­ре­чат этому опыту или явля­ются плодом дея­тель­но­сти авто­ном­ного чело­ве­че­ского разума. В этом корен­ное раз­ли­чие между Пра­во­сла­вием и про­те­стан­тиз­мом. Про­воз­гла­сив прин­цип «sola Scriptura» и отверг­нув Пре­да­ние Церкви, про­те­станты открыли широ­кий про­стор для про­из­воль­ных тол­ко­ва­ний Свя­щен­ного Писа­ния. Пра­во­сла­вие же утвер­ждает, что вне Церкви, вне Пре­да­ния пра­виль­ное пони­ма­ние Писа­ния невоз­можно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]