Почему Библия названа именно Библией, как ее еще называют и другие интересные факты


Название № 1 – Библия

Примерно в двадцати километрах севернее города Бейрута на побережье Средиземного моря находится небольшой город Джибел (ныне арабский, а в прошлом финикийский). Евреи называли этот портовый город – Гевал, а греки – Библос. Финикийцы были первоклассными купцами – посредниками между Грецией и Египтом. Через порт Библос в Грецию доставлялся египетский папирус. Со временем название финикийского порта приобрело нарицательное значение и стало обозначать в греческом языке книгу. Таким образом, слово «библос» (или «библион») переводится как «книга». Множественное число от этого слова – Библия – всегда пишется с большой буквы, перешло в такой форме во все новые европейские языки и употребляется только по отношению к Священному Писанию христиан.

Слово «Библия» древнегреческого происхождения. На языке древних греков «библос» означало — «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений.

Слово «Библия» мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным именем, названием одной определенной книги.

Слово «та библиа» от которого возникло название Библия греческого происхождения. В переводе это слово обозначает множественное число, образованное от слова «библос», что в свою очередь переводится как слово «книга». Артикль «та» указывает, на то что эти книги имеют определенное религиозное направление и посвящены Божественному Откровению.

Название № 2 – Священное Писание

Латинская фраза Biblia Sacra (священные книги) впервые возникла в средневековье. На английском языке, одном из первых (если не самом первом), название «The Holy Bible» («Святая Библия») появилось в 1611 году на обложке «авторизованной версии», известной как Библия короля Иакова. Слово «святой» или «священный» имеет несколько значений.

Когда Бог говорил с Моисеем у горящего куста, Он повелел ему снять сандалии, потому что тот стоял на «святой земле» – земле, освященной Божественным присутствием. Так как Бог свят, то слова, которые Он произносит, также являются священными. Таким же образом слова, которые Бог дал Моисею на горе Синай, также священны, как и все слова, которые Бог дал человечеству в Библии. Поскольку Бог совершенен, его слова совершенны (Псалом 18:8). Бог праведен и чист, и таковым является Его Слово (Псалом 18:9).

Библия также является священной, потому что была написана людьми, находившимися под руководством и влиянием Святого Духа. «Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу» (2 Тимофею 3:16–17, РБО). Греческое слово, переведенное как «боговдохновенно» – «теопнеустос», походит от «Теос», что означает «Бог», и «пнео», что значит «дышать» или «вдыхать». Мы получаем слово «пневмония» от этого же греческого корня. Итак, наш Святой Бог, в лице Святого Духа, буквально вдыхал святые слова Писания в писателей каждой из книг Библии. Божественный Писатель свят, поэтому, все, что Он пишет, также свято.

Другое значение слова «святой» является «отделенный». Бог поставил народ Израиля отдельно от его современников, чтобы быть «царством священников, святым народом» (Исход 19:6). Точно так же и христиане стоят отдельно от неверующих, ходящих во тьме, как описано Петром: «Но вы – избранный род, священство Царя, святой народ, Божье владение, избранные, чтобы возвестить о великих деяниях Того, кто призвал вас из тьмы в Свой дивный свет» (1 Петра 2:9). Этот аспект «отделенной» святости относится и к Библии, потому что эта книга отделена от всех остальных. Это единственная книга, написанная самим Богом, единственная книга, которая имеет силу освобождать людей (Иоанна 8:32), изменять их жизнь и делать их мудрыми (Пс. 18:8), очищать их и освящать (Иоанна 17:17). Это единственная книга, которая дает жизнь, спокойствие и надежду (Псалом 118:50), и это – единственная книга, которая будет существовать вечно (Матфея 5:18).

Характер и толкование содержания Библии и ее значение

Все статьи сайта → Религиоведение → Характер и толкования содержания Библии и ее значение

Содержание Библии

Как Священное Писание, Библия имеет неисчерпаемое содержание. Она еще и потому является «книгой книг», что с каждым новым прочтением мы только углубляемся в новые слои этого содержания, никогда не достигая его окончательной глубины. Хотя бы в некой мере приблизиться к пониманию этого содержания можно лишь путем собственного чтения с должным отношением к этому. Мы же можем только напомнить внешние вехи этого содержания, и то только в самом общем виде.

В законодательных книгах главным является изложение содержания Божьих заповедей, которые Он давал людям: в Ветхом Завете — еврейскому народу через пророков; в Новом Завете — всему человечеству через Христа. Пятикнижие Моисеево (или еврейская Тора) излагает как историю составления Завета между Богом и избранным им народом, начиная от Ноя и Авраама до Моисея (это главным образом книги Бытие и Исход), так и сами заповеди. Заповеди, касающиеся богослужения, обрядов, норм и правил жизни человека (правила относительно пищи, одежды, судопроизводства и т.д.), то есть собственно Моисеев Закон до сих пор является фундаментом иудаизма и еврейского образа жизни.

Христианство не требует соблюдения всех этих многочисленных правил. Оно воспринимает только знаменитые Десять заповедей (Декалог), рассматривая их с точки зрения Нового Завета (например, четвертая заповедь трансформируется в празднование воскресенья и христианских праздников). Эти заповеди делятся на две скрижали (таблицы) соответственно двум видам любви — любви к Богу и любви к ближнему, а потому и двум отличиям обязанностей. Вот они:

«1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.» (Исх. 20, 2-17).

Евангелие не имеют детализированных предписаний, регулирующих каждый шаг жизни человека. Новый Завет делает упор на внутреннем чувстве человека, обращается к его сердцу, требует сделать моральный выбор. Нагорная проповедь Христа углубляет Синайские заповеди, предупреждая человека уже не против действий, а против чувств, которые эти действия порождают. Сердцевиной этой проповеди являются девять заповедей блаженства:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Св. Евангелие от Матфея 5:3-12).

Священная история, т. е. история создания Богом земли и людей и взаимоотношений между Богом и людьми, начинает повествоваться с первой книги — книги Бытия. Именно здесь идет речь о шести днях творения, об Адаме и Еве, о великом потопе и Ное, о патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и заветах Господа с ними. Книга Исход и другие книги Моисея повествуют о выходе евреев из Египта и их путешествии по пустыне, о становлении законодательства на горе Синай. Следующие исторические книги Ветхого Завета содержат историю еврейского народа и государства во взаимоотношениях с соседними народами и государствами от обретения евреями Палестины, периода судей, становления царства Израиля, его распада и подчинения ассирийцами и вавилонянами, неволи и возвращения из нее. В неканонических книгах Маккавеев эта история доводится до III-II вв. до н.э.

История в Новом Завете, конечно, значительно короче. Это история рождения, земной жизни, крестных страданий и воскресения Иисуса Христа, история первобытных христианских общин и деяний апостолов — в целом это несколько десятилетий I в. новой эры. Однако в этом коротком промежутке времени сконцентрированы события действительно общечеловеческого значения, а факты, которые с общеисторической точки зрения не вызывают особого внимания, являются важнейшими свидетельствами религиозного опыта.

Попутно рассмотрим вопрос о некоторых разногласиях в представлении фактов, которые имеют место как в Ветхом (напр., изложения двух версий сотворения мира и человека), так и в Новом Завете (две родословные Иисуса, различные сказания о Его рождении, о суде и казни и т. п.). С критически-научной точки зрения это объясняется механическим сочетанием различных источников библейского текста. Церковная традиция, как правило, отвергает тезис о противоречивости библейских текстов, рассматривая различные версии или как дополняющие друг друга, или как символически отражающие потаенный смысл событий в разных образах, но во всяком случае требуя подходить к Священному Писанию без претензий на абсолютность логического анализа того, что обычной человеческой логике не доступно.

Среди учебно-поэтических книг Ветхого Завета исключительное место занимает Псалтырь. Греческое слово «псалмос» переводится как «натягивания лука», а также «игра на струнных инструментах» типа арфы и пение под аккомпанемент; «псалтырион» (отсюда рус. «псалтырь») является названием струнного музыкального инструмента. Это сборник поэтических произведений, которые исполнялись в храме, и сейчас широко используются в богослужениях и молитвах, поскольку многие из них являются совершенными образцами молитвенных обращений и восхвалений к Господу. Автором большинства псалмов считается царь Давид.

Глубоким философским содержанием — правда, довольно трагическим и скептическим, — отличаются книги Проповедника (Екклесиаста) и Иова. Главный рефрен Экклезиаста: «суета сует — всё суета» и «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 2, 9). Другие крылатые выражения из этой книги: «вернуться на круги своя», «во многой мудрости много печали», «кто умножает познание, умножает скорбь», «всему свое время», «кто копает яму, тот упадет в нее» и др. В целом это очень пессимистичное произведение. Но не следует упрощать его содержание.

Пророческие книги очень богаты по своему содержанию, но главным, что и дает им название, являются именно пророчества, то есть предсказания конкретных исторических событий (например, разрушение Тира, Ниневии, Вавилона) или явлений будущей священной истории (воскрешения, страшного суда и т.п.). Важную роль в становлении христианства сыграли пророчества Ветхого Завета о Христе (о времени Его появления у пророка Даниила, о месте рождения — у Михея, о непорочном зачатии — у Исаии, об обстоятельствах смерти — у Захарии и в Псалмах).

Научная критика чаще отвергает саму возможность таких предсказаний, утверждая, что оправдание пророчеств является лишь доказательством того, что эти тексты написаны после соответствующих событий. Религиозная традиция настаивает на истинности библейских пророчеств. Впрочем, существование провидцев, то есть людей, которые имеют возможности видеть то, что недоступно другим, обычным людям, сегодня не вызывает сомнения, хотя и не имеет еще окончательного научного объяснения. Поэтому к библейским пророчествам следует относиться с должным вниманием, учитывая только их образность и иногда определенную туманность.

Особое место среди пророческих книг занимают апокалипсисы (греч. αποκαλυψις — открытие, откровение). Они отличаются исключительно мистическим и символическим характером, таинственным смыслом. Наиболее известным является Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова, среди книг Ветхого Завета — это отдельные главы книги Даниила, а также неканоническая 3-я книга Эздры.

Библия в церковном и личном восприятии

Следует подчеркнуть, что Св. Писание входит в состав Св. Предания и не должно ему противопоставляться, как это делается протестантами. Собственно, канон священных книг, которые считаются боговдохновенными, устанавливается Св. Преданием и не может быть заверен никем другим, кроме Церкви. Отдельный человек может судить по своему личному вкусу о достоинствах и качества тех или иных книг, то есть об их человеческой природе, но их Божью природу устанавливает только сам Дух Божий, живущий в Церкви. Поэтому и личное чтение Св. Писания не может заменить его чтения в Церкви и его литургической роли. Однако существует и другая крайность — запрет читать Библию мирянам (как в католической церкви в Средневековье) — конечно, была противной духу свободной веры.

Изучая историю Библии, мы отмечаем, что Библия составлялась на протяжении веков из книг разных авторов, разных эпох, различного содержания, различных степеней откровения. Это не система и не завершенный логический трактат — это мозаика, конгломерат. Полнота Слова Божьего не во внешней завершенности очертания, которой нет, а во внутренней полноте, которая раскрывается в неразрывной связи с церковным преданием.

Слово Божие рассматривается как единый и приоритетный источник вероучения. Но именно Св. Писание должно осознаваться на почве Св. Предания, поскольку в нем продолжал жить Дух Божий, и поэтому это осознание должно согласовываться с толкованиями церкви. Этот принцип ограничивает личный произвол, делает человека ответственным не только перед личной совестью, но и перед Церковью, то есть совестью всех ее членов, хотя и не исключает личного отношения к Слову Божьему и личного усилия к его пониманию.

Толкования текста Библии

Много веков толкованием текста Библии занимались богословы и учителя церкви. Постепенно сложилась отдельная наука — екзегетика (с греч. — толковать) — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Прежде всего она занимается объяснением догматического и нравственного содержания отдельных заповедей, событий, притч и незначительных на первый взгляд деталей библейского текста. Эта литература по объему давно уже многократно превысила объем самой Библии.

Относительно толкования библейских чудес и других событий, которые трудно связываются с реальной действительностью, екзегетика использует буквалистский или аллегорически-символический подходы. Впрочем, требование буквального принятия на веру любого содержания не отвечало потребностям самой веры, потому как многие тексты, написанные хотя и Духом Божьим, но рукой человеческой, требовали учитывать именно несовершенство человеческого восприятия Божьей истины. Например, в описании дней творения в первой главе книги Бытия, очевидно, имеется в виду не человеческие дни, а промежутки времени, известны только Богу, что видно хотя бы из того, что саму смену дня и ночи Бог воспроизвел только на четвертый «день» своего творения. С другой стороны, чисто аллегорическое трактование Библии как «мира символического» (Г. СКОВОРОДА) тоже было неприемлемо в церковной традиции.

В XIX-XX вв. бурно развивается научная критика Библии, которая основывается на рационалистических началах. При этом либеральная екзегетика англиканской церкви и протестантизма еще пытается сохранить верность главным догматам христианства, в то время как научно-атеистическая критика направлена только на доведение несовместимости Библии и догматов веры с наукой и здравым смыслом.

Впрочем, между научным исследованием Библии и церковной экзегетикой совсем не обязательно должна быть пропасть. Наука, конечно, может использовать свои методы, достигать более точного понимания человеческой, исторической оболочки Библии, и эти результаты помогают религиозному восприятию смысла Слова Божьего. Научное исследование дает возможность и требует по-новому видеть священный текст, то есть обращать внимание не только на церковное, но и на научный перевод. История доказала, что абсолютное неприятие церковью научных достижений не приносит пользы ни науке, ни церкви. Этот губительный путь постепенно преодолевается, хотя говорить о гармонии в отношениях церкви и науки, в частности в подходе к Библии, пока рано.

Историческое значение Библии

Значение Библии для западной, собственно христианской, цивилизации нельзя преувеличить. Постепенно раскрывается и общечеловеческое значение этой книги. Сейчас она является бесспорным лидером среди печатных изданий. Она издана почти на 1800 языках и диалектах и ежегодно выпускается многомиллионными тиражами. Кроме того, каждый год выходят тысячи работ и сотни журналов, посвященных Библии.

Библия имеет значительное влияние во всех сферах человеческого творчества — в архитектуре, литературе, музыке. Установлено, например, что имеется более 2600 художественно ценных картин, которые посвящены только Христу Спасителю, где Он является центром композиции. Нет другой книги, которая бы вдохновила столько музыкантов и художников, книги, которая бы цитировалась так же часто.

Библия, точнее — христианское вероучение, безусловно, стоит у истоков современной европейской и американской государственности и общественного строя. Признанием этой роли Библии и ее значения как духовного авторитета является присяга, что дается на Библии главами многих государств. Впрочем, хватает сегодня и лицемерного, поверхностного, невнимательного отношения к Св. Писанию — современная секуляризованная цивилизация находит себе другие ценности. Но жизнеспособность Библии доказывается опытом новых и новых поколений, которые вновь и вновь тянутся к этой книге, отличая ее от других книг именно как Священное Писание.

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Название № 3 – Слово Божье

Библия называется Словом Божьим, потому что ее авторы выражали не собственное мнение, а писали по вдохновению Божьему. Несмотря на то что Писание вышло из-под пера обычных людей, главным его Автором является Бог. Вот почему пророки начинали свои пророчества словами: «Так говорит Господь». Вот почему Христос сказал:

«…Слово Твое есть истина» (Ин.17:17).

«…не может нарушиться Писание» (Ин.10:35).

Слово богодухновенность также указывает на то, что процессом написания Библии руководил Дух Святой. Он направлял авторов таким образом, чтобы они записывали слова Божьи. Мы не знаем, как именно Бог руководил процессом написания библейских книг. Однако богодухновенность не означает, что Бог буквально диктовал Свои послания людям, написавшим Библию. Скорее, Святой Дух руками библейских авторов запечатлел в Библии слова Самого Бога.

Христиане верят в безошибочность и непогрешимость Библии, потому что ее полноправным Автором является Бог. Поскольку Бог не может вдохновить человека на ложь, Его Слово истинно и верно. В любом литературном произведении, написанном человеком, могут быть ошибки. Но Библию нельзя назвать обычным человеческим произведением. Если Библия вдохновлена Богом и написана под Его руководством, в ней не может быть ошибок.

Сказанное, однако, не означает, что переводы Библии, которыми мы сегодня пользуемся, совершенно не содержат ошибок. Абсолютно непогрешимыми были только оригинальные рукописи.

Еще в нескольких категориях она остается № 1:

  • Библия является самой издаваемой в мире книгой. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.
  • Библия без всякой рекламы пользуется популярностью на протяжении почти 2000 лет, являясь на сегодня бестселлером № 1.
  • Библия ― единственная книга в мире, созданная коллективом авторов, которые ни в чем не противоречат друг другу, хотя большинство из них не были знакомы друг с другом и жили в разное время. Среди писателей Библии ― цари (Соломон, Давид), пастух (Амос), врач (Лука), рыбаки (Петр и Иоанн), пророки (Моисей, Исаия, Даниил), полководец (Иисус Навин) и т.д. ― всего 40 авторов. Они жили в разное время, имели разное образование и социальное положение, принадлежали к разным национальностям и культурам.
  • Библия держит рекорд по продолжительности ее создания. Книги, составляющие Библию, писались с XV века до Р.Х. по 1 век по Р.Х., т.е. на протяжении 1600 лет!
  • Библия является самой воруемой книгой в магазинах.
  • Библия является самой комментируемой книгой. Только в Оксфордской библиотеке собрано на одно 1-е Послание апостола Иоанна такое количество работ, которые занимают помещение в 20 кв.м.

С точки зрения современной науки Библия не устарела

Обо всех этих вещах авторам Библии было известно давно, хотя:

  • Круговорот воды в природе ученые открыли только в XIX веке
  • (Иов 26:8, 36:26-29, Екклесиаст 1:7, Псалмы 103:6-11)
  • Вселенная имеет начало. Астрофизики обосновали это только в XX веке (Бытие 1:1).
  • Земля покоится в пространстве (Иов 26:7).
  • Луи Пастер открыл существование микробов в 1884 году (Левит 15:1-2,31).
  • Карантин (Левит 13 и 14), утилизация отходов (Второзаконие 23:12-14), в средние века половина населения Европы умерло от эпидемий из-за несоблюдения этих норм.
  • Люди научились определять величину светил около 200 лет назад.
  • Солнце и Луна имеет разную величину (Бытие 1:16).
  • Современная археология также, подтверждает библейские события.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]